Зимние нормы расхода топлива

Любая компания в ходе своей трудовой деятельности использует транспортные средства, которые помогают ускорить производственный процесс.

Чтобы они работали в пользу компании, требуются немалые средства, которые в основном расходуются на покупку горюче-смазочных материалов. Крупные компании предпочитают иметь в своем штате специалиста, который занимается решением вопросов относительно ГСМ.

Он производит детальный расчет потребления ГСМ на основе анализа работы транспортных средств, устанавливает нормы потребления, списывает горюче-смазочный материал.

Что это такое

Под термином «норма» подразумевается величина затрат ресурсов, которая определяется на основании соответствующих нормативов, опираясь на организационно-технические условия трудовой деятельности.

Нормирование есть процесс, позволяющий установить предельно допустимые или оптимальные нормативные показатели.

Как правило, они устанавливаются с учетом распоряжений Министерства транспорта РФ, международных стандартов и правил, специфических особенностей сферы производственной деятельности, вида транспортного средства, степени его износа, марки и модели.

За основу расчетов принимается фактический объем израсходованного материала и сравнивается с нормативными значениями, вследствие чего устанавливается норма расхода ГМС на предприятии.

По общепринятым правилам нормирование расхода топлива предполагает применение базового показателя расхода ГМС, который определяется индивидуально для каждой модели, марки или модификации транспортного средства и расчетного показателя, который учитывает выполняемую транспортным средством работу, его эксплуатационные условия.

Компания осуществляет следующие виды мероприятия, чтобы установить нормы расхода топлива:

  • издается приказ руководителем компании о проведении замеров расхода топлива, который потребляет каждое транспортное средство;
  • производится оформление акта по результатам проведенных замеров. Причем акт составляется отдельно на каждое транспортное средство, которое числится в компании;
  • проводятся соответствующие вычисления, после чего устанавливается норма потребления топлива каждым транспортным средством;
  • разрабатывается специальное положение о норме потребления ГСМ, куда вносятся установленные в компании нормы. Положение утверждается на общем собрании коллектива в присутствии акционеров и учредителей.

Соответственно проведенным расчетам, установленным нормам в компании списывается израсходованный объем топлива. Процедура списания оформляется соответствующим актом, который находится в ведении материального бухгалтера.

Компании может всецело положится на нормы, которые установлены Министерством транспорта, не заниматься столь объемной работой.

Что, безусловно, и делают средние, небольшие компании и фирмы. Но в крупных компаниях повсеместно действуют свои нормы потребления и расходования топлива.

Нормы списания ГСМ в зимний период

Министерство транспорта установило нормы списания топлива с учетом дорожно-транспортных ситуаций, факторов напрямую связанных с природно-климатическими условиями.

Чтобы учесть их применяются поправочные коэффициенты, способствующие увеличить или уменьшить количество потребляемых горюче-смазочных материалов. Например, в отдельных регионах расход топлива в зимнее время увеличивается в разы в зимнее время.

В качестве температурной границы зимнего периода применить устойчивое понижение среднесуточной температуры окружающего воздуха на -50С и ниже.

Как правило, норма списания ГСМ для отдельного сезона в регионах утверждается в индивидуальном порядке. На зимний период он устанавливается с 1 октября по 30 марта.

По рекомендациям Минтранса норму потребления ГСМ на зимний период необходимо увеличить базовую норму на 5-20 %, принимая за основные предпосылки климатические особенности региона.

Например, в городе Москва с 1 ноября по 31 марта норма расхода увеличивается на 10%, а в Мурманской области на 15%.

Также сообразно положениям методических рекомендаций юрлицо имеет право увеличить на 10% от базовой нормы расход ГСМ за каждый час простоя транспортного средства при условии работы двигателя.

В данном случае предусмотрено осуществление прогрева транспортного средства. Если наблюдаются значительные отклонения в сторону понижения температуры воздуха от среднестатистических показателей, то необходимо согласование принятого юридическим лицом решения с местной службой Росгидрометцентра.

Как составить приказ на списание ГСМ по Глонасс, описывается в статье: образец приказа на списание ГСМ по нормам.

Списание ГСМ при использовании личного транспорта в служебных целях рассматривается на этой страницен.

В летний период

Некоторые руководители предприятий задаются вопросом, когда переходят на летние нормы списания ГСМ? Как правило, летом расход топлива соразмерен с базовой нормой, а в некоторых случаях фактический расход ГСМ повышается за счет применения в салоне охлаждающей системы или кондиционера.

На работу охлаждающего оборудования в некоторых автотранспортных средствах уходит значительное количество топлива.

Если на транспортном средстве установлена система климат-контроль или кондиционер, то юридическое лицо может увеличить расход топлива на 7-10 % от базовой нормы.
Минтранс в своих рекомендациях предусмотрел поправочные коэффициенты на летний период. Соответственно его положениям с 1 апреля по 30 сентября при определении расхода на летнее время начинают применяться поправочные коэффициенты.

Они устанавливаются на основании решения руководителя предприятия, исходя от срока эксплуатации, наличия установленного в нем оборудования.

Переход на летний период списания ГСМ, равно как и на зимний осуществляется соответственно температуры окружающего воздуха.

Как правило, при среднесуточной температуре +50С можно переходить на летний период. В обоих случаях переход оформляется изданием соответствующего приказа.

На легковые автомобили

В 2020 году распоряжением № НА-50-р Минтранс ввел поправки по обновлению нормы расхода, по которым списываются затраты на ГСМ для легковых автомобилей.

Ведомство учредило нормативные показатели для популярных автомобилей, не вошедших в вышеуказанный акт. Списание ГСМ производится на основании путевого листа.

Бланк путевого листа с унифицированной формой утвержден постановлением Государственного комитета статистики.

Как правило, он выдается на один день либо определенный отрезок времени в зависимости от производственной деятельности предприятия.

Но его длительность не должна превысить месячный срок. В нем необходимо указать остаток ГСМ, расход топлива, сведения о пробеге, маршруте.

Расход топлива определяется на основании записей путевого листа легкового автомобиля. Он является первичным документом, который применяется для ведения учета его работы. Для него утвержден индексный номер 3 и код по ОКУД 0345001.

Что касается нормы списания ГСМ с газовым оборудованием, то их можно установить самостоятельно, руководствуясь утвержденными Минтрансом нормативами.

Нормы для автомобилей, которые работают:

  • на сжиженном нефтяном газе норма, устанавливается в литрах из расчета: 1 литр бензина соразмерен 1,32 литра СНГ, то есть 1,22÷0,1. Она зависит от свойств пропан-бутановой смеси;
  • на сжатом или так называемом природном газе, то измеряется в кубических метрах из расчета: 1 литр бензина – 1,0÷0,1 куб.м. в зависимости от свойств природного газа.

Если транспортное средство оснащено газодизельными двигателями, то норма расхода сжатого природного газа измеряется в куб.м.

При этом указывается норма расхода дизтоплива в литрах. Как правило, соотношение топлива устанавливается производителем, который выпустил транспортное средство.

И в заключении необходимо заметить, что работодатели с повышением цен на горюче-смазочные материалы стремятся вести контроль над расходом топлива.

Он проводится с целью увеличения эффективности производственной деятельности компании при условии минимизации издержек, связанных с расходом горюче-смазочных материалов. Мера во многом способствует установлению в компании налаженной работы транспортных средств.

Расчет путевых листов по списанию ГСМ вы можете посмотреть в статье: списание ГСМ по путевым листам.

Образец акта на списание ГСМ .

Про банкротство юридических лиц .

«Зимние» нормы расхода ГСМ: рассчитываем и применяем

Самым первым и главным нормативным документом, предназначенным для планирования потребностей учреждения в горюче-смазочных материалах (далее — ГСМ) и контроля за их расходом, являются Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43). На целесообразность применения этих Норм юридическими лицами разных форм собственности, которые действуют на территории Украины и эксплуатируют автомобили, указало и Мининфраструктуры в своем письме от 21.02.2017 г. № 1441/18/10-17.

Именно Нормами № 43 установлены базовые линейные нормы расхода горючего для большинства автомобилей отечественного и импортного производства. Они приведены в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавитам) в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43. А вот временные, временные индивидуальные и постоянные базовые нормы расхода топлива для транспортных средств и установленного на них оборудования разрабатывает ведущий институт в сфере автотранспорта — ГП «ГосавтотрансНИИпроект». Это же касается и новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, которые не вошли в упомянутый документ.

В то же время нормативный расход топлива рассчитывают для каждого конкретного авто в зависимости от его типа и назначения, исходя из установленных норм расхода топлива. При этом также учитывают коэффициенты корректировки, приведенные в разд. 3 Норм № 43. Как раз применение этих коэффициентов дает возможность учесть дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы, влияющие на фактический расход ГСМ.

В целом корректирующие коэффициенты могут быть такими, которые повышают нормы расхода топлива (п. 3.1 Норм № 43), и такими, которые уменьшают их (п. 3.2 Норм № 43). Но для холодного времени года, безусловно, более актуальными являются первые. Ведь низкая температура воздуха, сложные погодные и дорожные условия (снегопады, гололед, заносы и т. п.) значительно усложняют работу автотранспорта. В свою очередь, это неизбежно приводит к увеличению расхода ГСМ.

Итак, давайте выясним, какие же существуют «надбавки» для нормы расхода топлива в зимний период. Перечень повышающих «зимних» коэффициентов и порядок использования каждого из них приведены в таблице ниже.

Порядок применения коэффициентов корректировки норм расхода топлива в зимний период

Название коэффициента и условия применения

Значение коэффициента

Порядок применения

Пример применения

Надбавка при работе в холодное время года (п.п. 3.1.1.1 Норм № 43)

Эту надбавку применяют исходя из фактической температуры воздуха окружающей среды в пределах определенного диапазона.

В свое время Минтранс (письмо от 10.11.2009 г. № 5391-01/07/19-09) указал на возможность установить фиксированное значение надбавки с первого дня установления минусовой температуры в соответствующем диапазоне. Однако при нестабильных погодных условиях целесообразно все-таки пересматривать значение коэффициента корректировки ежедневно.

Более того, в случае колебания температуры около нулевой отметки с постоянным ее повышением главные транспортники рекомендуют:

• либо вообще не применять эту надбавку;

• либо пересматривать надбавку ежедневно в зависимости от температуры воздуха.

При этом в расчет следует принимать среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации.

В свою очередь, отчетный период устанавливает руководитель учреждения. Причем можно выбрать единый отчетный период для всех транспортных средств учреждения или индивидуальные для каждого автомобиля.

Для расчетов по большей части используют значение среднесуточной температуры. В то же время в случае необходимости можно применять и среднюю температуру за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер) или их комбинации (например, средняя температура за утро-день, за утро-день-вечер и т. п.), которая приходится на время эксплуатации техники.

При условии фиксирования температуры воздуха в начале и конце движения транспортного средства в путевых листах и/или других отчетных документах, среднюю температуру можно определять на основании этих данных.

Также допускается установление индивидуальных значений надбавки на отдельные периоды эксплуатации или отдельную часть маршрута (например, движение в ночное время в холодное время года)

В случае поездки в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, корректирующий коэффициент устанавливают с учетом температурных условий начального и конечного пунктов направления. А при необходимости могут учитывать и данные о температуре воздуха в промежуточных пунктах.

Следует также помнить: кроме температуры воздуха, на порядок применения надбавок влияет и средняя длина поездки в общем пробеге автомобиля. Так, если в маршруте служебного авто преобладают поездки на короткие расстояния (до 5 км), тогда стоит применять большие значения надбавки за работу в зимних условиях. И наоборот — если средняя длина поездки превышает 10 км, целесообразно использовать минимальные значения этой надбавки.

Конкретный порядок учета климатических условий при расчете нормативного расхода топлива определяет и утверждает руководитель учреждения своим приказом (распоряжением)

Согласно приказу руководителя учреждения значение корректирующего коэффициента пересматривается ежедневно с учетом фактической температуры воздуха. Отчетный период эксплуатации служебного автомобиля установлен на уровне продолжительности рабочего дня должностных лиц — с 8:00 до 17:00.

Средняя температура воздуха за время эксплуатации автомобиля — -9 °C (согласно данным Укргидрометцентра температура воздуха утром в 8:00 составляла -10 °C и -8 °C — вечером в 17:00).

Данные путевого листа за соответствующую дату свидетельствуют, что среднее расстояние поездки служебного автомобиля не превышало 5 км.

Учитывая это, норма расхода топлива для служебного автомобиля на эту дату была увеличена на 4 %

в зависимости от температуры воздуха :

ниже 0 °C (включительно) до -5 °C включительно

до 2 %

от -5 °C и до -10 °C включительно

до 4 %

от -10 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

от -15 °C и до -20 °C включительно

до 8 %

от -20 °C и до -25 °C включительно

до 10 %

ниже -25 °C

до 12 %

Надбавки на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние (до 2 км после перерыва с выключенным двигателем не менее 1 года) (п.п. 3.1.1.2 Норм № 43)

Применение этого коэффициента также зависит от фактической средней температуры воздуха. В целом порядок использования этой надбавки аналогичен правилам применения предыдущего коэффициента. В то же время следует учитывать несколько нюансов.

Во-первых, условия эксплуатации, которые предусматривают перерыв перед началом движения (с выключенным двигателем в течение по меньшей мере одного часа), должны быть надлежащим образом задокументированы. В частности, ответственные лица должны сделать записи об этом в путевых листах или в других отчетных документах.

Во-вторых, эту надбавку прибавляют к надбавке за работу в холодное время года, но только на пробег первых 2 км или на весь маршрут, если его расстояние не превышает 2 км. При этом соблюдение первого условия относительно продолжительности перерыва в работе автомобиля является обязательным.

И в-третьих, эту надбавку целесообразно применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после продолжительного перерыва с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля

По данным Укргидрометцентра средняя температура воздуха за утро-день составляла -14 °C. Согласно путевому листу средняя длина поездки служебного автомобиля — 15 км. Учитывая это, принято решение о применении минимального значения надбавки — 5 %. Эта надбавка касается лишь пробега первых 2 км (для «старта»). Поэтому коэффициент корректировки для всего пробега служебного автомобиля будет составлять:

(2 км : 15 км) х 5 % = 0,667 %

в зависимости от фактической температуры воздуха:

ниже 0 °C (включительно) до -5 °C включительно

до 2 %

от -5 °C и до -10 °C включительно

до 4 %

от -10 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

от -5 °C и до -20 °C включительно

до 8 %

от -20 °C и до -25 °C включительно

до 10 %

ниже -25 °C

до 12 %

Надбавка при работе в период сезонного бездорожья (снежные заносы, сильный снегопад, гололедица):

Для применения этой надбавки неблагоприятные условия движения должны быть надлежащим образом задокументированы. Информацию об этом следует отразить в путевых листах и/или других отчетных документах.

Кроме того, установлены такие ограничения относительно использования этих коэффициентов корректировки:

• могут применяться лишь к части маршрута с соответствующими условиями;

• период их использования не должен превышать 30 дней (суммарно) в год;

• одновременное применение коэффициентов, предусмотренных пп. 3.1.7 и 3.1.8 Норм № 43, запрещено

Согласно данным путевого листа пробег служебного автомобиля в течение рабочего дня составляет 40 км, из них 10 км со сверхсложными дорожными условиями (снежные заносы, гололед).

Учитывая то, что весь маршрут пролегал по дорогам общего назначения, принято решение о применении надбавки в пределах 35 %.

Таким образом, в расчете на весь маршрут автомобиля размер надбавки составит:

(10 км : 40 км) х 35 % = 8,75 %

• на дорогах общего пользования (п.п. 3.1.8 Норм № 43)

до 35 %

• за пределами дорог общего пользования и при условиях, требующих снижения скорости до 20 км/ч (п.п. 3.1.7 Норм № 43)

до 50 %

Надбавка на обогрев салона и обеспечение надлежащего осмотра (п.п. 3.1.13 Норм № 43):

Обоснованность применения этих надбавок и данные о температурном режиме (средняя) должны быть надлежащим образом задокументированы.

Эти надбавки не используются в «чистом виде». Значение этих коэффициентов требует корректировки в зависимости от рабочего объема двигателя. Для этого базовое значение надбавки следует умножить на условный коэффициент использования мощности двигателя (КИМ). В свою очередь, последний определяют по такой формуле:

КИМ = 2000 : Vр,

где Vр — рабочий объем двигателя в см3.

Обратите внимание! Требование о корректировке размера надбавок на величину КИМ касается всех автомобилей, кроме автобусов

В бюджетном учреждении эксплуатируется служебный автомобиль Daewoo Lanos с объемом двигателя 1498 см3 в зимний период.

Средняя температура воздуха в течение периода эксплуатации автомобиля составляла -12 °C. Для обогрева салона автомобиля и обеспечения надлежащего осмотра использовался встроенный обогреватель.

По приказу руководителя учреждения была установлена надбавка на обогрев салона на уровне 1 %.

КИМ = 2000 : 1498 см3 = 1,335.

Следовательно, при исчислении нормы расхода ГСМ для служебного автомобиля следует применять такой размер надбавки на обогрев салона :

1 % х 1,335 = 1,335 %

• с помощью встроенной системы обогрева

в зависимости от фактической температуры воздуха :

ниже +5 °C и до -5 °C включительно

до 0,5 %

от -5 °C и до -15 °C включительно

до 1 %

от -15 °C и до -25 °C включительно

до 1,5 %

ниже -25 °C

до 2 %

• с помощью автономного (независимого) оборудования*

в зависимости от фактической температуры воздуха :

ниже +15 °C и до +5 °C включительно

до 2 %

от +5 °C и до -5 °C включительно

до 4 %

от -5 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

от -15 °C и до -25 °C включительно

до 8 %

ниже -25 °C

до 10 %

• в случае использования функции осушения воздуха в салоне

при температуре воздуха ниже +20 °C и до 0 °C включительно

до 4 %

Надбавка на запуск автомобилей, которые работают на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе (п.п. 3.4.5 Норм № 43)

Эта надбавка не применяется во время эксплуатации автомобилей на жидком топливе.

Норму дополнительного потребления топлива устанавливают лишь в случае запуска (запусков) двигателя на жидком топливе с дальнейшим переходом на газовое горючее. При этом факт осуществления такого запуска (запусков) должен быть зафиксирован в путевом листе и/или другом отчетном документе.

Конкретный объем дополнительного потребления топлива зависит от количества запусков двигателя в течение отчетного периода. Так, следует применять минимально возможные значения нормы в соответствии с фактическими потребностями и с учетом рекомендаций завода — изготовителя автомобиля или газобаллонного оборудования.

В то же время частые запуски двигателя после долговременных простоев (с выключенным двигателем) и поездки на короткие расстояния требуют применения большего значения надбавки

Служебный автомобиль Skoda Octavia работает на газовом топливе. При этом базовая линейная норма расхода жидкого топлива для этого автомобиля составляет 8,1 л/100 км.

Согласно данным Укргидрометцентра средняя фактическая температура воздуха в течение отчетного периода эксплуатации составляла -15 °C.

С учетом фактических условий эксплуатации (частые поездки на короткие расстояния) принято решение о применении надбавки на запуск двигателя на уровне 4 %.

Дополнительная норма потребления жидкого топлива за соответствующий календарный день эксплуатации составляет:

8,1 л/100 км х 4 %= 0,3 л

от базовой линейной нормы расхода жидкого топлива на каждый календарный день эксплуатации в зависимости от фактической температуры воздуха :

+15 °C и выше**

до 0,5 %

ниже +15 °C и до +5 °C включительно**

до 1 %

от +5 °C и до -5 °C включительно

до 2 %

от -5 °C и до -10 °C включительно

до 3 %

от -10 °C и до -15 °C включительно

до 4 %

ниже -15 °C

до 5 %

* При условии отсутствия в приложении Г к Нормам № 43 норм расхода топлива на работу указанного оборудования.

** Для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине.

Кстати, все цифровые значения коэффициентов-надбавок, приведенные с предлогом «до», следует рассматривать как такие, которые могут применяться включительно. Например, если указан размер коэффициента «до 2 %», это значит, что можно установить надбавку на уровне 2 % и ниже.

Конкретные же размеры коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливает непосредственно руководитель учреждения. Для их утверждения оформляют внутренний распорядительный документ — приказ (распоряжение) по учреждению (п.п. 3.5.8 Норм № 43).

ВНИМАНИЕ!

Максимальные значения коэффициентов соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации. Такой размер надбавок нельзя устанавливать одновременно на все транспортные средства учреждения и на весь период их эксплуатации.

Учитывая это, корректирующие коэффициенты необходимо применять дифференцированно в зависимости от фактических потребностей. Более того, рекомендовано устанавливать индивидуальные значения надбавок для каждого автомобиля с учетом особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации. Это поможет экономнее расходовать ГСМ и предотвращать злоупотребления.

Также имейте в виду: для корректировки линейных норм разрешено применять сразу несколько корректирующих коэффициентов, но с учетом установленных ограничений. Таким образом, если есть основания для использования нескольких надбавок одновременно, их значение следует свести воедино и рассчитать суммарный коэффициент корректировки (п. 3.3 Норм № 43):

K∑ = K1 + K2 + … + Кn.

И еще один важный момент: если отдельные надбавки применяются лишь к части маршрута, то суммарный коэффициент можно исчислять:

• либо в полном объеме отдельно для каждого участка дороги, на котором действовали определенные условия движения;

• либо не в полном объеме, а в части, пропорциональной длине этого маршрута.

Но прежде чем определить значение коэффициентов корректировки и порядок их применения, стоит подумать об обосновании такой необходимости . То есть основания для использования каждой из надбавок должны быть надлежащим образом зафиксированы и задокументированы. И для применения «зимних» коэффициентов первоочередное значение имеет определение фактической температуры воздуха. Так, законодательством предусмотрены три пути получения информации о температурном режиме:

1) по данным Укргидрометцентра Государственной гидрометеорологической службы;

2) на основании сведений из других достоверных официальных источников (это могут быть данные о фактической температуре воздуха местной метеостанции и т. п.);

3) по результатам собственных измерений.

И если отдаете предпочтение третьему варианту, то не забудьте назначить ответственное лицо и организовать ведение журнала учета фактической температуры воздуха. Причем необходимо обеспечить ведение такого журнала на постоянной основе.

Кроме того, Нормами № 43 предусмотрено несколько требований относительно порядка измерения температуры воздуха. В частности, рекомендовано использовать термометры с абсолютной погрешностью до ±1 °C. При этом имеет значение и его размещение. Это должно быть защищенное от прямых солнечных лучей место на высоте около 2 м от поверхности земли.

Вместе с тем можно использовать и «бортовой» указатель температуры (если он предусмотрен комплектацией авто) или переносные термометры. Однако результаты таких измерений не должны существенно отличаться между разными автомобилями учреждения, эксплуатирующимися в пределах одного населенного пункта, района и т. п. Также не допускается отклонение результатов собственных измерений от данных Укргидрометцентра или метеослужб других стран (в случае осуществления перевозок за пределы Украины) на 5 °C и более. Именно такое отклонение считается существенным. Исключение составляют лишь расхождения, которые могут быть инструментально доказаны и обоснованы локальными климатическими условиями.

Зато если учреждение не проводит собственных измерений и не фиксирует их документально, целесообразно все же направить запрос в подразделение Госгидрометеослужбы о предоставлении данных относительно температурных показателей за соответствующий промежуток времени.

После того как необходимые «зимние» коэффициенты определены, обоснованы и подкреплены приказом руководителя, можно приступать к расчету нормативного расхода топлива. Напомним, для его исчисления применяют такую формулу (п. 4.1 Норм № 43):

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х K∑),

где Qн — нормативный расход топлива, л (м3);

Hs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S — пробег автомобиля, км.

Чтобы закрепить вышесказанное, рассмотрим условный пример расчета нормативного расхода топлива для служебного автомобиля.

Пример. В бюджетном учреждении для служебных поездок используется легковой автомобиль Chevrolet Lacetti F196 с объемом двигателя 1598 см3. Согласно путевому листу пробег этого служебного автомобиля за отчетный период составляет 250 км. Средняя фактическая температура воздуха по данным Укргидрометцентра была зафиксирована на уровне -10 °C. Для обогрева салона и обеспечения надлежащего осмотра в авто работала система обогрева (встроенная). Базовая линейная норма расхода ГСМ для указанной марки автомобиля составляет 7,2 л/100 км. На отрезке дороги 100 км были сильные снежные заносы.

На основании приказа руководителя учреждения было установлено применение таких надбавок при расчете нормативного расхода ГСМ на работу служебного авто:

К1 — надбавка за работу в холодное время года — 4 %;

К2 — надбавка за работу в период сезонного бездорожья (сильные снежные заносы) — (100 км : 250 км) х 35 % = 14 %;

К3 — надбавка на обогрев салона — (2000 : 1598 см3) х 1 % = 1,252 %.

Суммарный коэффициент корректировки составляет:

K∑ = 4 % + 14 % + 1,252 % = 19,252 %.

Таким образом, максимально допустимый нормативный расход топлива для работы служебного автомобиля составляет:

Qн = 0,01 х 7,2 л/100 км х 250 км х (1 + 0,01 х 19,252 %) = 21,47 л.

Итак, теперь вы знаете, какие «зимние» надбавки и когда можно применять, поэтому с легкостью сможете проконтролировать расходы ГСМ в вашем учреждении.

Кстати, порядок отражения потраченного горючего на счетах бухучета ничем не отличается от списания любых других запасов на фактические расходы. То есть дебетуем соответствующий субсчет учета расходов (Дт 8013 (8113)) и кредитуем субсчет учета ГСМ (Кт 1514).

зимний период

Смотреть что такое «зимний период» в других словарях:

  • Особенности национальной охоты в зимний период — Особенности национальной охоты в зимний период … Википедия

  • Особенности национальной охоты в зимний период (фильм) — Особенности национальной охоты в зимний период Жанр Комедия Режиссёр Александр Рогожкин Продюсер Анатолий Максимов Константин Эрнст … Википедия

  • Отстой судна в межнавигационный (зимний) период — стоянка судна, иного плавательного средства возле оборудованного причала или в специально отведенном месте на якоре (на рейде) в соответствии со Схемой в межнавигационный (зимний) период… Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы и… … Официальная терминология

  • СП 12-104-2002: Механизация строительства. Эксплуатация строительных машин в зимний период — Терминология СП 12 104 2002: Механизация строительства. Эксплуатация строительных машин в зимний период: 3.1 Обогрев дизеля (агрегата, системы) строительной машины процесс передачи ему тепловой энергии от теплоносителя для достижения (разогрев)… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД — «ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД», Россия, ОРТ/УРСУС ФИЛЬМ, 2000, цв., 72 мин. Комедия сиквел. Двое экологов, ярых защитников природы, приезжают на кордон к егерю и приобщаются к царящему здесь диковинномуспособу существования. За… … Энциклопедия кино

  • осенне-зимний период отопительного сезона — — Тематики энергетика в целом EN heat deficit period … Справочник технического переводчика

  • СТ-НП СРО ССК-04-2013: Температурно-прочностной контроль бетона при возведении монолитных конструкций в зимний период — Терминология СТ НП СРО ССК 04 2013: Температурно прочностной контроль бетона при возведении монолитных конструкций в зимний период: 3.1. Класс бетона по прочности в проектном возрасте : значение класса бетона, указанное в паспорте на бетонную… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Зимний сон — приспособление некоторых млекопитающих к переживанию неблагоприятных кормовых и климатических условий жизни в зимний период. Свойствен некоторым млекопитающим, например медведю, еноту, барсуку, хомяку. В отличие от зимней спячки (См.… … Большая советская энциклопедия

  • Зимний свадебник — Сватовство. Лубок. XIX в. Тип народно православный … Википедия

  • ПЕРИОД, НАВИГАЦИОННЫЙ — период использования водных путей в транспортных целях (когда можно использовать судно). Определяется с момента выхода судов с зимнего отстоя до постановки их на следующий зимний отстой. Длительность Н.п. для отдельных пароходств исчисляется как… … Большой экономический словарь

После Брата Января
Служить очередь моя
Помогают мне два друга:
Снежная метель да вьюга
По ночам мороз силён,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Декабрь — первый месяц зимы. Про него говорят студень, шапка зимы. Под декабрьским тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.

Январь — середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Дети! Вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.

Февраль – народное название лютый. Злой, холодный, ветреный, не хочет уступать свои права. Февраль ведь последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! Начали подавать голоса птички. Весна наступает на пятки.

Стихи про зимние месяцы.

Декабрь

С. Маршак

Что мы знаем о зиме?

Времена года сменяют друг друга точно по расписанию.

И хотя бывает так, что погода не совсем соответствует тому или иному сезону, но ведь календарь неуклонно напоминает нам, что сейчас, например, зима, которая вот-вот закончится.

И пока еще лежит снег и морозно, давайте вспомним, а что мы знаем о зиме?

Зима – одно из четырех времен года

Она следует за осенью и является завершением старого и началом нового календарного года.
И хотя зима — самое холодное время года, но для многих из нас — это любимая пора. Ведь зимой идет снег, а значит, можно полюбоваться потрясающими зимними пейзажами, прокатиться с горки на санках, по замерзшим водоемам — на коньках, а по заснеженным лесным тропинкам пробежаться на лыжах. И еще можно просто поиграть в снежки в дружной компании и слепить снеговика.
А еще зимой много праздников. Это, пожалуй, самое праздничное время в году. Начиная с 19 декабря (со дня Святого Николая) и до Масленицы (в конце февраля) праздники следуют друг за другом с завидным постоянством. К тому же у школьников достаточно длинные каникулы.
Мы загадываем желания (под Новый год и Рождество), получаем подарки (практически на все праздники) и с удовольствием едим вкусности, ведь на праздники готовится много всего вкусного. А еще делаем и дарим друг другу открытки-валентинки.
Зимой на каникулах и на праздники много свободного времени и можно заняться творчеством: сделать какие-то поделки своими руками, почитать интересные книги, позаботиться о зимующих птицах, сделав для них кормушки. А еще можно разгадывать кроссворды, собирать пазлы, раскашивать картинки…

Зимние месяцы и их краткая характеристика

Зимние месяцы: в Северном полушарии — декабрь, январь и февраль, в Южном — июнь, июль, август.

ДЕКАБРЬ
Начало зимы в Северном Полушарии и начало лета — в Южном. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звезд. У древних славян название декабря было — студень или грудень за лютую морозную пору, за длительную стужу или за огромные грудки земли, снега и льда, которые образовывались повсюду. Этот месяц года, поглощен тьмой и морозами. Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. Но зима не отступает, снег заносит дороги, трещат морозы.

ЯНВАРЬ
Январь — году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще… Январь — месяц ярких звезд, белых троп. Снег скрипит под ногами. Январь — вершина зимы. Прошло пол срока зимовки птиц, сонного покоя растений и многих животных. Наши предки называли январь: сечень или сичень, отправляясь в лес подрубать вымороженные деревья, а за синеву неба —
просинець.

ФЕВРАЛЬ
Февраль — самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем.Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката. Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль, по народному календарю, двуликий месяц: и лютень (лютый), и бокогрей.
День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день. Впереди — весна.

ПРИЗНАКИ ЗИМЫ

• Устойчивая низкая температура (ниже 0 градусов по Цельсию)
• Во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег.
• Часто бывает гололедица. Провоцируют это явление мокрый снег или дождь перед изменением температуры ниже нуля.
• Сосульки. Этот кусок льда свисает с домов, зданий и других плоскостей. Он имеет форму в виде конуса. Из-за того, что солнце прогревает снег, он тает, а в ночное время мороз заставляет его замерзать, образовывая сосульки.
• Полностью замерзают небольшие озера и мелкие речки. На больших озерах и реках образуется толстый слой льда.
• Из-за недостатка корма некоторые животные, впадают в спячку, а те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть.
• Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в теплые края. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма.

Интересные факты о зиме

• 21 декабря самая длинная ночь. Это период зимнего солнцестояния. После этого дня отсчет идет в обратную сторону, день начинает увеличиваться, а ночь стремительно сокращается.
• Снеговые лавины мчаться с горы со скоростью скорого поезда – от 80 до 110 км/ч, но более крупные снежные лавины могут развивать ещё большую скорость достигая рубежа в 360 км/ч, что
намного быстрее, чем болиды «Формулы-1».
• Самая известная большая снежинка, которую удалось не только поймать, но и измерить, имела диаметр более 12 см.
• Снежных баб изначально лепили не для детской забавы, а для того, чтобы умилостивить суровую Зиму.
• У эскимосов есть 24 слова, которые описывают снег в разных его состояниях. А у саами для этого предусмотрено 41 слово.
• На Крайнем Севере снег бывает таким твердым, что звенит как железо, если по нему ударить.
• Слой слежавшегося снега, толщиной в 1 сантиметр, дает 25-35 кубометров воды на гектар при таянии.
• Более половины населения Земли никогда в жизни не видели настоящего снега.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *