Земельный налог бюджет

Содержание

Земельный налог: федеральный, местный или региональный?

Обновление: 2 февраля 2017 г.

Все налоги, действующие на территории РФ, закреплены Налоговым кодексом. Один из них — налог на землю. Земельный налог является обязательным видом платежа для всех, кто имеет земельный участок. Исключения из этого правила, а также особенности этого платежа прописаны в главе 31 Налогового кодекса.

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) к муниципальным образованиям отнесены:

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

  • городских округов;
  • муниципальных районов;
  • городских поселений;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов;
  • сельских поселений.

Экономическая сущность земельного налога

Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.

>В какой бюджет уплачивается земельный налог

Земельный налог: федеральный, местный или региональный

Все налоги, действующие на территории РФ, закреплены Налоговым кодексом. Один из них — налог на землю. Земельный налог является обязательным видом платежа для всех, кто имеет земельный участок. Исключения из этого правила, а также особенности этого платежа прописаны в главе 31 Налогового кодекса.

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Федеральные, региональные и местные налоги в 2019 году

Региональные налоги могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Какие налоги, в какой бюджет

  1. НДС (налог на добавленную стоимость) – часть добавленной стоимости, взыскиваемая государством на всех стадиях производства и сбыта продукции, работ и услуг по мере реализации.
  2. Акцизы – налог, которым облагаются товары массового потребления (табак, алкоголь и др.) приобретаемые внутри страны.
  3. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – налог, взыскиваемый государством с доходов граждан.
  4. Налог на прибыль – платят все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
  5. Налог на добычу полезных ископаемых – взыскивается государством с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся недропользователями.
  6. Водный налог – платят организации и ИП, использующие в реализации своей деятельности водные ресурсы.
  7. Сбор за пользование животным миром – взимается с организаций и ИП, использующих в своей деятельности различные виды животных.
  8. Сбор за пользование объектами водных ресурсов – взимается государством с коммерческих структур, занимающихся промышленным рыболовством.
  9. Госпошлина – денежный сбор, который граждане уплачивают за выполнение уполномоченными органами определенных функций и действий, в предусмотренных законодательством размерах.

Все граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия, обязаны платить налоги, поэтому многим будет интересно знать, какие налоги, в какой бюджет необходимо платить. Виды налогов, а также специальные налоговые режимы установлены Налоговым Кодексом РФ. Налоги бывают федеральные, региональные и местные, их подразделяют на прямые и косвенные.

Пополнение государственного бюджета: земельный налог

Местные налоги, в том числе и земельный, вводится в действие непосредственно нормативным актом муниципального органа. Законодательством предоставлено право муниципалитетам, определять категории земли, устанавливать свои налоговые ставки, которые не должны превышать установленные государством величины, определять кадастровую стоимость участка, исходя из этого и сумму земельного налога.

Поэтому государство кровно заинтересовано в постоянном притоке в казну денежных средств. Основным источником, из которого государство черпает нужные ему средства, являются налоги. Ниже речь пойдет об одном из видов налогов. А именно, о земельном налоге. Посмотрим, как он устанавливается и в какой бюджет перечисляется.

Уплата земельного налога бюджетными учреждениями

На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками земельного налога являются в том числе бюджетные учреждения, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вышеуказанные права, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. На основании п. 2 ст. 8 ГК РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено п. 3 ст. 398 НК РФ, срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитать налог на землю? Сроки уплаты, льготы

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.
  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Какой налог в какой бюджет платится в стране

  • налог на доходы физических лиц, название которого говорит само за себя;
  • налог на добавленную стоимость, который оплачивает конечный покупатель при приобретении продукции в торговых сетях;
  • единый социальный налог, являющийся средством пополнения основных федеральных фондов, включая социальное страхование, медицинское страхование и тому подобное;
  • акцизы или дополнительный налог на некоторые виды товаров, в частности, табачную продукцию и алкоголь. Его, подобно налогу на добавленную стоимость, покрывает конечный покупатель;
  • налог на добычу полезных ископаемых, уплачивается субъектами, занимающимися эксплуатацией природных ресурсов;
  • налог на прибыль, предприятий и организаций, суть которого ясна из названия;
  • водный налог, подразумевающий платежи за эксплуатацию водных ресурсов;
  • различные виды пошлин.

Стоит помнить, что во всех случаях ответственность за адекватность вычисления и своевременность уплаты платежей несет налогоплательщик. При этом приоритет отдается федеральным налогам, которые составляют значительную часть общей нагрузки на субъектов предпринимательства, предприятия и организации. На втором месте по приоритетности остаются местные налоги с дохода, после чего рассчитываются и платятся остальные виды платежей.

Порядок и правила уплаты земельного налога физическими лицами

Отчётным периодом в данном случае считается год. Базой для начисления налога считается кадастровая стоимость земельного участка за последние 5 лет. При этом существуют определённые факторы, способные повысить сумму налога к уплате. Так, если на приобретённом земельном участке было произведено строительство жилья, за исключением индивидуального жилищного строительство, в течение трех лет применяется повышающий коэффициент 2. Если недвижимость была построена до завершения трёхлетнего срока, налог, уплаченный с повышенным коэффициентом, может быть перерасчитан. Это значит, что сумма, уплаченная сверх меры, будет учтена при расчёте налога за следующий отчётный период, и в следующем году взнос уплачиваться не будет или сумма значительно сократится.

В случае, если строительство не удается выполнить в оговоренный срок, то по истечении трех лет с момента начала первых работ, собственность будет зарегистрирована. При этом налог, уплаченный сверх нормы, будет использован в качестве платежей за будущие кварталы. Таким образом, плательщик некоторое время может не вносить оплату в бюджет.

К каким налогам относится земельный

По ст. 387 НК этот налог определяется и начинает действовать в соответствии со статьями НК и положениями актов местных органов. По закону налог должен быть уплачен на территориях муниципалитетов. В городах федерального подчинения ЗК вводится в соответствии с НК и законами этих городов. В этом случае данный налог вносится на территориях таких городов.

К ним относятся, например, НДФЛ или НДС. Региональные налоги определяются и платятся в бюджет субъектов РФ. Примерами налогов такого типа являются налог на транспорт или дорожный налог. Налоги местного значения платятся в бюджеты муниципалитетов или бюджеты городов федерального подчинения. Одним из таких налогов и является ЗН.

Многим физическим и юридическим лицам приходится уплачивать земельный налог. Но есть некоторые категории лиц, которые такого обязательства не имеют.

Рассмотрим, кто может быть освобожден от уплаты данного налога в Российской Федерации в 2019 году.
Если лицо является владельцем земельного участка на территории Российской Федерации, ему придется платить земельный налог.

Такой платеж производится не только гражданами, в чьей собственности находится объект, но и лица, что пользуются участком на постоянной основе или на праве пожизненного наследуемого владения. Это основное отличие налога на землю от налога на имущество.

Но есть несколько категорий лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога. У кого же есть такое право? Рассмотрим подробно.

Общие моменты

Все граждане России являются налогоплательщиками нескольких видов налогов. Они должны платить налог с полученной прибыли (НДФЛ), налог на транспорт, на землю, на имущество и др.

Но есть некоторые лица, которые являются льготниками, и могут частично или полностью избежать уплаты налога.

Необходимые термины

Земельным налогом называют платеж, что определяется с учетом облагаемой налогом кадастровой стоимости земельного участка.

Такая сумма определяется Налогово-таможенным департаментом с учетом полученной информации от органа местного самоуправления.

Налог на землю — региональный. Его перечисляют в полном объеме в бюджет единицы местного самоуправления.

Размер ставки земельного налога — 0,1 — 2,5% от стоимости налогообложения земель в год. Если земля используется при производстве сельхозпродукции, тогда ставка — 0,1-2,0%.

Размер ставки должен устанавливаться органом местного самоуправления до 31 января. Возможно установление дифференцированного показателя с учетом ценовой зоны в установленных законодательством Российской Федерации рамках.

Данные об установленном налоге должны быть предоставлены до 1 февраля. Иначе величина налога будет исчисляться Налогово-таможенным департаментом по предыдущим данным, что были предоставлены в прошлом году.

Главное требование для налогообложения — участок должен находиться на территории, с которой решено взимать платеж.

Расчеты осуществляются с базы налога, которая равна кадастровой цене земли по состоянию на начало года.

За что платится

Земельный налог платят собственники участков, а также землепользователи. То есть, если у вас в собственности есть земля, тогда придется за нее платить. Нет такого обязательства у инвесторов и арендаторов.

В отношении земли, что упоминается нормативным актом об охране природы (заказника, зон с ограниченным пользованием и т. п.), налог платится в размере 50% от устанавливаемой ставки.

Нормативная база

Информация о земельном налоге содержится в налоговом кодексе (гл. 31). При рассмотрении вопроса обложения налогом земельных участков стоит ссылаться также на законы регионального уровня.

Ведь государство дает право местным властям устанавливать льготы для некоторых категорий лиц по своему усмотрению. Главное, чтобы при этом не были нарушены федеральные нормы.

Кто освобождается от уплаты земельного налога в России

Перечень лиц, которые могут не уплачивать земельный налог, есть в ст. 395 Налогового кодекса.

Это касается лиц, что арендуют земельные участки, используют их на безвозмездной основе или вправе воспользоваться льготой.

Лица, обязанные уплачивать

Налогоплательщиками земельного налога считаются компании и граждане, которые владеют земельными участками на правах собственников, постоянного использования или пожизненного наследуемого владения.

Если у таких лиц земля находится во владении на другом основании (по соглашению аренды, в безвозмездном использовании определенный период), тогда платеж не производится.

Право на объект можно подтвердить свидетельствами о госрегистрации прав, госактами на право использования участками, актами о предоставлении земель, иными справками, что были получены физлицами и компаниями.

Плательщикам земельного налога являются:

  • владельцы земельного участка;
  • пользователи земли, если она не переоформлена в соответствии с Законом о земельной реформе;
  • застройщики, если есть обременение правами застройки;
  • пользовладелец, если есть соответствующее обременение;
  • лица, что вправе пользоваться участком, если отведено муниципальную или государственную недвижимость для добычи полезных ископаемых.

Государство будет платить налог на землю, которую возвращают, заменяют, компенсируют. Платится и с земель компенсированных, но никем не взятых в использование.

На кого действует льгота

Порядок использования льгот расписан в законодательных документах. Льготами можно воспользоваться только в том случае, если землю используют для ведения традиционного образа жизни и промыслов.

На 10 тыс. рублей могут уменьшить сумму платежа лица, что отражены в ст. 391 НК. Но учтите, что положенная льгота не будет применена автоматически.

Сначала стоит подготовить ряд справок и подать их в уполномоченный орган. Льготами по уплате земельного налога могут воспользоваться и юридические лица, которые заняты деятельностью, связанной с народными художественными промыслами.

Как получить техпаспорт на квартиру в БТИ и ПИБ по ЖК РФ смотрите в статье: как получить техпаспорт на квартиру в БТИ и ПИБ.

Как выписать умершего человека из квартиры, если он собственник, .

Освобождены ли пенсионеры от уплаты земельного налога? В законодательстве федерального уровня нет положений, которыми устанавливалось бы право на льготу пенсионерам.

Но такое право может устанавливаться местными властями. На региональном уровне устанавливаются льготы, которые предполагают полное освобождение от перечисления суммы налога.

Могут также устанавливать конкретную сумму, которую лица могут не платить. Физические лица не могут вовсе не платить налог. Но вот уменьшить его размер — вполне.

К примеру, в Москве граждане могут использовать вычет, величина которого составляет 1 млн. рублей. Такая возможность есть у инвалидов, многодетных семей, чернобыльцев и т. д.

Условия, которые стоит выполнить, чтобы получить льготу по уплате налога на землю:

Лица должны считаться землепользователями или землевладельцами В соответствии со ст. 10 Закона о земельном налоге
Участок должен использоваться для застройки или как приусадебный участок Что находится в составе доходной сельскохозяйственной земли
На участке должно располагаться сооружение
Лицо, что является землепользователем или землевладельцем Проживает в доме, что находится на участке, и данные о нем вносились в регистры народонаселения

Кто не подлежит налогообложению по Налоговому кодексу

Чтобы уточнить данную информацию, стоит обратиться к налоговому кодексу. Можно также проконсультироваться в отделении ФНС, где скажут, установлены ли дополнительные льготы в определенном регионе.

Обычно необходимые сведения представлены на стендах в офисах. Налог на землю стоит платить за все участки, кроме:

Тех, на которых законодательство запрещает Вести хозяйственную деятельность
Участков, что относятся к зонам специального режима заповедников Постоянного места обитания
Участков, которые относятся к строениям дипломатического и консульского представительства Иностранного государства или к их частям
Участков, что являются объектами пользования иностранных государств Или международных организаций в соответствии с соглашением, что заключено между Правительством республик и иностранными государствами
Участков, на которых располагается церковь Или молитвенный дом прихода
Земель муниципального органа Что находятся на административных территориях органа местного самоуправления (кроме случаев, когда такая земля используется лицом, чье землепользование не переоформлялось в соответствии с требованиями Закона о земельной реформе, или такой участок обременен правами застройки или правом пользования)
Участков под публичным водоемом или дорогой Что находится в публичном пользовании
Участков, которыми пользуются международные военные штаб-квартиры
Участков, что являются собственностью государства И имеют целевое назначение для общественного строения
Земель, что имеют целевое назначение общего использования К примеру, земля кладбища

О льготных категориях граждан упоминается в НК России. К ним относятся:

  1. Герой СССР и России.
  2. Кавалер ордена Славы.
  3. Лицо, что имеет 1, 2 группу инвалидности.
  4. Лицо, которое является инвалидом с детства.
  5. Ветеран и инвалид ВОВ и участник боевых действий.
  6. Лицо, которое пострадало от радиации.
  7. Лицо, что участвовало в ядерных испытаниях и ликвидировало ядерные аварии.
  8. Лицо, что имеет лучевую болезнь.

В федеральных нормах прописаны категории лиц, которые не обязаны платить налог. Льготниками являются представители малочисленных коренных народов Севера, Сибири, дальнего Востока, их общин.

Видео: налог на землю и квартиру

Приведем пример льгот по уплате налога на землю, что установлены региональными властями г. Кемерово.

Совсем не придется перечислять средства в отношении земель:

Некоммерческих объединений граждан Садоводческих, огороднических и дачных
Компания Что утилизируют взрывчатые вещества
Граждан Что получают страховые и социальные пенсии, если на участке находится индивидуальный дом, гараж, коллективное овощехранилище

Половину от суммы налогового платежа платят граждане, что имеют земли:

  • в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия;
  • под частными строениями, что находятся на определенных улицах;
  • предназначены для размещения частного дома, гаража (председателя).

Такое же право есть у:

  • одиноких граждан, которые имеют доход, составляющий менее 0,5 прожиточного минимума;
  • детей-сирот, детей и опекунов, что живут вместе;
  • неполных семей;
  • реабилитированных лиц, что подвержены политическим репрессиям;
  • многодетных семей, если дети не достигли совершеннолетия;
  • семей, что имеют ребенка с инвалидностью.

До 70% могут сэкономить управляющие организации технических парков, что были включены в соответствующий реестр.

В законодательстве есть полный перечень компаний, которые могут не платить налог на землю. Данный список является закрытым. Но местные органы могут его дополнять по своему смотрению.

Какие организации освобождены от уплаты земельного налога:

  1. Организация уголовной исполнительной системы.
  2. Компания, которая имеет в собственности участки, на которых расположены автомобильные дороги.
  3. Религиозная организация, но если земельный участок используют исключительно по назначению или в целях благотворительности.
  4. Организация инвалидов.
  5. Компания, основная деятельность которой связана с производством и продажей изделий традиционного художественного промысла.
  6. Компания, что является резидентом особой экономической зоны.
  7. Управляющая компания в центре «Сколково».
  8. Судостроительное предприятие, что находится в пределах особой экономической зоны.
  9. Общественная организация, которая имеет в штате больше 80% инвалидов, и земельный участок использован в деятельности, предусмотренной уставом.

В полной мере освобождаются от перечисления налога субъекты, которые считаются специальными. Имеются в виду те субъекты, что выполняют ряд управленческих функций.

Сколько стоит получить кадастровый паспорт на квартиру узнайте из статьи: сколько стоит кадастровый паспорт на квартиру.

Как составить акт согласования местоположения границы земельного участка, .

Что нужно для приватизации земельного участка под частным домом, .

Это касается органов госвластей и местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений, государственных научных центров России.

Но в законодательстве есть условие — земля должна использоваться для выполнения соответствующих функций.

Как видите, далеко не все компании и граждане обязаны уплачивать земельный налог. Если вы не относитесь к льготникам согласно законодательным нормам России, выясните, не установлено ли дополнительных льгот региональными властями.

Для этого достаточно позвонить или явиться в отделение территориального налогового органа.

Если получить освобождение от уплаты налога не удается, тогда изучите положения, которые регулируют правила расчета платежа и порядок перечисления суммы.

>Льгота по земельному налогу> Вопрос

Может ли федеральное бюджетное учреждение культуры (музей), находящееся в Москве, воспользоваться льготой по земельному налогу и быть освобожденным от его уплаты?

Ответ

Нет, не может.

В Законе Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» указано, что только бюджетные учреждения города Москвы освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций. Ваше учреждение является федеральным, и не может быть отнесено к данной категории.

Кроме того, законодательством (Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ) не предусмотрено освобождения по земельному налогу для учреждений культуры, в частности, для музеев. Подробная информация, какие учреждения не должны уплачивать земельный налог представлена ниже.

1. Рекомендация: Кто должен платить земельный налог

Налогоплательщики

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.

Участки, не облагаемые земельным налогом

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, указанные в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.*

Во-первых, это земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством. Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

В целях исключения таких земель из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ, и их принадлежность России на праве собственности.

Во-вторых, это земельные участки, ограниченные в обороте, а именно:

  • земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Это следует из положений пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ и пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

В отношении земель, ограниченных в обороте, их исключение из объектов налогообложения связано с категорией земель и имеющимися на них объектами.

Так, в отношении земель лесного фонда достаточно подтвердить их отнесение к категории таких земель. Например, информацией из Государственного лесного реестра.

В отношении земель, которые заняты объектами культурного наследия, достаточно подтвердить нахождение на участке таких объектов. Например, информацией из регистрационного реестра Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов России.

В отношении земель, в пределах которых расположены водные объекты, нужно подтвердить категорию земель и форму собственности на такой объект (его нахождение в государственной собственности). Например, информацией из Государственного водного реестра.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минэкономразвития России от 13 марта 2007 г. № Д08-840 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом Минфина России от 20 марта 2007 г. № 03-05-05-02/12), Минфина России от 18 июня 2013 г. № 03-05-04-01/22663, от 28 июня 2010 г. № 03-05-04-02/64, от 11 августа 2008 г. № 03-05-04-02/42.

Льготы по земельному налогу

Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:*

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса РФ.

От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:*

  • не облагаемой земельным налогом суммы;
  • уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

2. Налоговый кодекс РФ
Часть вторая

РАЗДЕЛ X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Глава 31. Земельный налог

Статья 395. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:*

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) пункт утратил силу с 1 января 2006 года — статья 9 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ — см.предыдущую редакцию;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) пункт утратил силу с 1 января 2006 года — статья 9 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ — см.предыдущую редакцию;

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

3. Земельный кодекс РФ

Глава V. Возникновение прав на землю

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:*

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:*

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

4. ЗАКОН МОСКВЫ ОТ 24.11.2004 № 74

О земельном налоге

Статья 3.1. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:

1) органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также учреждения, финансируемые за счет средств профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

3) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;*

Собственники земли, будь то организации или простые граждане, сталкиваются с таким понятием, как земельный налог. В материале кратко разберем правовые основы взимания земельного налога, а также выясним:

  • какое место он занимает в системе бюджетных доходов;
  • каков порядок установления земельного налога.

Понятие и назначение земельного налога

Как указано в ст.65 ЗК РФ, земля в нашей стране используется на платной основе. При этом видов платежей всего два:

  • налог;
  • арендная плата.

Определение земельного налога выводится из положений гл.31 НК. Так, согласно ст.388 НК это налог, уплачиваемый физ. лицами и компаниями за участки, которыми они владеют на праве:

  • собственности;
  • постоянного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Важно! За некоторые объекты налог не взимается. Их закрытый перечень содержится в п.2 ст.389 НК. Например, это:

— лесной фонд;

— земля, занятая заповедниками, памятниками культуры и истории и т.п.;

— участки, включенные в имущество многоквартирного дома (с 2015 г.) и др.

Пример 1

У Клавдии в собственности есть трехкомнатная квартира в многоэтажке. Также ей принадлежит доля 5/1000 участка под домом. Однако налог Клавдия платит только за квартиру. Земля в составе общедомового имущества освобождена от налогообложения.

Основное назначение налога на землю, иных сборов и налогов — пополнение государственной казны. Далее рассмотрим, как земельный налог распределяется по бюджетам разных уровней.

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Согласно НК РФ все налоги в России разделяются на 3 группы. Они бывают:

  • федеральные — эти те взносы, которые платятся по всей стране (например, НДФЛ или НДС);
  • региональные — помимо кодекса, регулируются законами субъектов РФ и действуют на их территории (например, транспортный);
  • местные — такие налоги прописаны в налоговом кодексе и решениях муниципалитетов.

Как раз земельный налог относится к местному виду налогов согласно ст.15 НК. Регулирующая его гл. 31 НК включена в раздел 10 НК, который посвящен местным налогам и сборам. Это значит, что конкретные условия взимания налога действуют на территории того муниципального образования, в котором он введен. Таким образом, утверждение, что земельный налог — это федеральный налог, ошибочно.

Важно! Понятие муниципального образования содержится в ст.2 закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. К нему относятся:

— городское и сельское поселения;

— городской округ, в т.ч. с внутригородским делением;

— внутригородской и муниципальный районы;

— внутригородская территория.

Вне зависимости от того, каким является тот или иной налог (федеральным, местным или региональным) распределение полученных от него доходов может происходить по-разному.

Согласно ст.61 — 61.5 БК, 100% земельного налога поступает в местный бюджет муниципального образования. А это значит, что такие платежи составляет значительную часть всей доходной части бюджета поселков и районов. Особенно в тех регионах, где традиционно развито сельское хозяйство. Распределение доходов от земельного налога на нужды муниципального образования происходит в соответствии с местными правовыми актами.

Пример 2

Данные Росстата по статистике поступления налогов за земли в т.ч. сельхозназначения в населенных пунктах Гулькевичское и Брюховецкое Краснодарского края за период 2013-2017 гг. показывают, что на долю этого налога приходится 16-27% от всех доходов бюджета поселений.

Чем регулируется земельный налог

Как распределяются полномочия органов власти по урегулированию налогов разных уровней, написано в ст.12 НК. Так, в п.4 этой статьи написано, что местные налоги работают в соответствии с НК РФ и правовыми актами муниципальных властей. При этом на местном уровне разрешается:

  • регулировать ставки налога;
  • устанавливать порядок и сроки его уплаты, если они не закреплены в налоговом кодексе;
  • вводить дополнительные льготы.

Таким образом, местные власти, проведя оценку эффективности налоговых льгот по земельному налогу на своей территории, вправе устанавливать свои категории льготников по налогу и размер таких льгот. Это значит, что один и тот же человек будет платить за свой участок по-разному в зависимости от того, где расположена земля.

Важно!

Посмотреть актуальную информацию по существующим льготам и ставкам можно на сайте ФНС в специальном сервисе.

Пример 3

У москвичей Олега и Евгения одинаковые по размеру дачные участки, расположенные в Московской обл.: у Олега — под г. Ногинск, а у Евгения — недалеко, под г. Электросталь. Земельный налог в этих муниципальных образованиях регулируется решениями Совета Депутатов г. Ногинска от 25.10.2007 № 7/23 и г. Электросталь от 29.10.2014 № 385/73 соответственно.

Если посмотреть на информацию в онлайн-справочнике, без доп. льгот Олег платит налог за свой участок по ставке 0,2, а Евгений — 0,3. Перечень льготников в этих городах также различается.

  1. Земельный налог является местным налогом. Муниципальные власти вправе регулировать его ставки и вводить дополнительные льготы.
  2. Нормативно правовое регулирование земельного налога осуществляется на основе положений НК и решений местных властей.
  3. Распределение между бюджетами земельного налога не происходит. 100 % поступлений направляются в бюджет муниципального образования, на территории которого расположен участок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наталья Анатольевна

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

Земельный налог

Земельный налог (англ. land value tax) — налог, который уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В России

НК РФ относит Земельный налог к местным налогам. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объект налогообложения

Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома;
  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
    • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Налоговые льготы

НК РФ предусматривает на всей территории страны налоговые льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для следующих категорий налогоплательщиков:

  1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;
  3. инвалидов с детства;
  4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  5. физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Земельный налог также устанавливается представительными органами муниципальных образований. Например, на территории г. Ярославля данный налог введён решением муниципалитета от 07.11.05 N 146 «О земельном налоге», в котором установлены дополнительные налоговые льготы, которые действуют в пределах города (в размере 100 %): (правовая норма изменена (пп. 6 введен Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ))

  • товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
  • инвалидам — в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, занятых гаражами для личного автотранспорта.

Льгота предоставляется в отношении одного земельного участка по каждому виду использования. Налоговые льготы по земельному налогу в размере 70 % гражданам в отношении земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами, в том числе приобретённых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, на которых расположены завершённые строительством индивидуальные жилые дома, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

> В Российской империи Основная статья: Государственный поземельный налог (Российская империя) > Примечания

  1. Пп. 6 введен Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ НК РФ Статья 389. Объект налогообложения п. 2 пп. 6

> Литература

  • Земельный налог // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.

Ссылки

  • Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 31. Земельный налог.
  • Налоговые льготы при покупке загородного земельного участка.
  • Калькулятор земельного налога

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *