Содержание
- Как учитывать компьютеры и комплектующие
- Частичное списание системного блока
- Доукомплектация компьютера
- Что нового в учете компьютерной техники
- Все нюансы процедуры оформления списания основных средств бюджетного, казенного учреждения, ООО: поэтапное документальное оформление, полезные советы
- Общее определение
- Разновидности имущества действующих бюджетных учреждений
- Основные цели проведения
- Регулирующая база
- Важные правила списания ОС в бюджетных организациях
- Требуемая документация
- Выпуск соответствующего приказа
- Поэтапная инструкция
- Порядок списания ценного имущества в ООО
- Оценка технического состояния
- Процесс согласования
- Инструкция по списанию ОС
- Для чего производится списание ОС?
- Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2017-2018
- Виды имущества бюджетного учреждения
- Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 -2018 годах
- Бухгалтерский учет списания ОС
- Итоги
- УСТАНОВКА СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ
- Вопрос
- Ответ
- Бухучет
- Увеличение срока полезного использования
Представить деятельность любой организации, в том числе и бюджетного учреждения, без использования компьютерной техники достаточно сложно. А поскольку ничто в нашем мире не совершенно, указанная техника может периодически выходить из строя либо просто морально устаревать. Это вынуждает бюджетное учреждение приобретать необходимые запасные части и комплектующие. Кроме того, нередки случаи, когда бюджетное учреждение приобретает комплектующие для самостоятельной сборки компьютера.
В статье мы поговорим о бухгалтерском учете запасных частей и комплектующих к компьютерной технике.
Материальные запасы или основные средства?
В соответствии с п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше
Таким образом, приобретаемые бюджетным учреждением запасные части и комплектующие к компьютерной технике, в том числе мониторы и системные блоки, не являются основными средствами и должны учитываться в составе материальных запасов, поскольку они могут выполнять свои функции исключительно в составе сопряженных комплектов. Напомним, что к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности бюджетного учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, готовая продукция, товары для продажи (п. 98 Инструкции № 157н). Кроме того, к материальным запасам относится оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К требующему монтажа относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей, а также комплекты запасных частей такого оборудования.
В соответствии с п. 30 Инструкции № 174н для учета операций с материальными запасами применяются следующие группировочные счета:
- 0 105 20 000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 30 000 «Материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 40 000 «Материальные запасы – предметы лизинга».
Какой выбрать способ размещения заказа?
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
По общему правилу решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона (ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ).
Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, определены Распоряжением Правительства РФ № 236-р. Необходимо отметить, что в случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается. Причем согласно ч. 4.2 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗразмещение таких заказов должно осуществляться не просто путем проведения аукциона, а посредством открытого аукциона в электронной форме.
В перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, включен код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) 3000000 «Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника» (включающая в себя том числе и запасные части и комплектующие к компьютерной технике). Таким образом, размещение заказа на приобретение запасных частей и комплектующих к компьютерной технике следует осуществлять путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Обратите внимание
Нарушение предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.
Вместе с тем следует отметить: помимо обязанности использовать в качестве способа проведения торгов исключительно аукцион, бюджетные учреждения вправе осуществлять размещение заказа на приобретение запасных частей и комплектующих к компьютерной технике без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Федеральным законом № 94-ФЗ.
Как принять запасные части к учету?
Материальные запасы, а, как мы уже успели выяснить, и запасные части, и комплектующие к компьютерной технике относятся к материальным запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. При этом определение фактической стоимости материальных запасов зависит от условия их получения. Так, фактической стоимостью запасных частей и комплектующих к компьютерной технике, приобретенных за плату, признаются (п. 102 Инструкции № 157н):
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
- таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
- суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки. Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
- суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.
Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) имеющейся компьютерной техники, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования. По нашему мнению, в данном случае порядок определения текущей рыночной стоимости указанных объектов может быть аналогичен порядку определения стоимости имущества, полученного безвозмездно и выявленного по результатам проведения инвентаризации. Напомним, что объекты нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которой признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н). В свою очередь, текущая рыночная стоимость определяется исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случае невозможности документального подтверждения – экспертным путем.
При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, используются:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов на добровольных началах) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Оприходование запасных частей и комплектующих к компьютерной технике отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т. п.) (п. 33 Инструкции № 174н). В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).
Учет операций по поступлению материальных запасов в соответствии с содержанием хозяйственной операции ведется:
- в журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов в части: операций по принятию к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений) и операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т. п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;
- в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо журнале операций расчетов с подотчетными лицами в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
- в журнале по прочим операциям – по иным операциям поступления объектов материальных запасов.
Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.
Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.
Формы указанных регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Пример 1
Федеральным бюджетным учреждением заключен договор на приобретение комплектующих к компьютерной технике (мониторы, системные блоки и т. д.) на общую сумму 94 400 руб. (в том числе НДС – 14 400 руб.). Уплата аванса заключенным договором не предусмотрена. Комплектующие к компьютерной технике приобретены за счет средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, и будут использоваться для ее осуществления.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Комплектующие к компьютерной технике поступили бюджетному учреждению | 2 105 36 340 | 2 302 34 730 | 80 000 |
Погашена задолженность перед поставщиком за поставленные комплектующие к компьютерной технике | 2 302 34 830 | 2 201 11 610 18 | 94 400 |
Отражена сумма НДС по приобретенным комплектующим к компьютерной технике | 2 210 01 560 | 2 302 34 730 | 14 400 |
Как отразить перемещение и списание материальных запасов?
Учет операций по выбытию и перемещению материальных запасов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Отражение в учете операций по перемещению запасных частей и комплектующих к компьютерной технике внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных документов:
- Требование-накладная (ф. 0315006);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Списание материалов и продуктов питания производится на основании:
- Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
- Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).
В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов может производиться по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Выбранный способ необходимо закрепить в данном разделе учетной политики, причем он может быть различным для разных групп (видов) материальных запасов. Также для отдельных видов материальных запасов, используемых учреждением в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, может быть установлен способ оценки – по фактической стоимости каждой единицы (п. 109 Инструкции № 157н). Вид данных материальных запасов так же необходимо указать в учетной политике.
Кроме того, в соответствии с п. 116 Инструкции № 157н передача материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям (в рамках возмездного (безвозмездного) пользования, за исключением проката) оформляется первичным (сводным) учетным документом (накладной, актом приемки-передачи и т. п.) с отражением внутреннего перемещения материального запаса без списания передаваемых объектов с балансового учета. Поскольку в настоящее время унифицированной формы указанного акта приема-передачи не существует, учреждению необходимо самостоятельно разработать ее и утвердить в приложении к своей учетной политике.
Как сформировать стоимость компьютера, собранного своими силами?
На практике довольно-таки распространенными являются случаи самостоятельной сборки учреждением компьютеров из приобретенных комплектующих. Собранный компьютер будет удовлетворять указанным ранее требованиям, предъявляемым к основным средствам, и, соответственно, будет учитываться в их составе. Напомним, что объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ).
В соответствии с п. 47 Инструкции № 157н в целях определения первоначальной стоимости объекта основных средств при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ в целях создания объекта основных средств по договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (уступкой) имущественных прав правообладателя;
- суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- затраты по доставке объекта основных средств до места его использования;
- суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основных средств: израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков));
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор.
Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств.
В соответствии с п. 37 Инструкции № 174н передача материальных запасов для изготовления объекта нефинансовых активов – персонального компьютера отражается на основании первичных учетных документов по соответствующей операции и объекту учета (Требования-накладной (ф. 0315006) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (0 106 21 310, 0 106 31 310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (0 105 26 440, 0 105 36 440).
Пример 2
Бюджетным учреждением приобретены комплектующие для сборки компьютера на общую сумму 35 400 руб. (в том числе НДС – 5 400 руб.). Условиями договора предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости договора. Учреждение использует освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.
>Замена старого системного блока на новый в учреждении госсектора в соответствии с ФСБУ
Как учитывать компьютеры и комплектующие
ФСБУ «Аренда» Вебинар в Контур.Школе. Разбор практических ситуаций. Зарегистрироваться
С точки зрения Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях госсектора, компьютер является «обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».
Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» содержит такое же определение: «объектом основных средств признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».
Пример
На балансе учреждения числится инвентарный объект — компьютер стоимостью 108 000 ₽., приобретенный в 2016 году.
Компьютер состоит из:
- системного блока — стоимостью 63 000 ₽
- монитора — стоимостью 35 000 ₽
- блока питания, клавиатуры, мыши — стоимостью 10 000 ₽
В 2018 г. системный блок сломался. На момент замены системного блока сумма начисленной амортизации на компьютер составила 72 000 ₽.
В соответствии с методологией бюджетного учета системный блок, монитор, блок питания, клавиатура, мышь приобретались учреждением в 2016 г. как материальные запасы, принимались к учету на счет 105 36. Сборка компьютера отражалась на счете 106 31, и уже собранный компьютер учитывается на счете 101 34.
При списании неисправного системного блока происходит ликвидация части объекта основного средства.
Учреждению следует не списывать компьютер полностью, а списать лишь системный блок, пришедший в негодность, а затем включить в инвентарную карточку компьютера новый системный блок.
Алгоритм списания системного блока
Шаг 1. Сторонняя экспертная организация составляет акт о том, что системный блок сломан и восстановлению не подлежит.
Шаг 2. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов:
- определяет стоимость системного блока в общей стоимости компьютера, рассчитывает сумму амортизации, приходящуюся на него;
- составляет акт о частичной ликвидации объекта основных средств, оформляет актом операцию доукомплектации компьютера;
- утверждает акты у руководителя учреждения.
Шаг 3. Бухгалтерия оформляет проводками:
- частичное списание системного блока;
- доукомплектацию компьютера;
- вносит изменения в инвентарную карточку.
Почти все перечисленные операции производятся бухгалтерией и действия распределены в данном случае в соответствии с авторством подписи, стоящей в документе.
Частичное списание системного блока
Проводки по частичному списанию основных средств есть в Инструкциях 174н, 183н, 162н. Например в п. 12 Инструкции 174н говорится: «ликвидация части объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация», счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета «010100000».
Сумма амортизации, приходящаяся на системный блок, в момент его частичного списания составила:
72 000 /108 000 * 63 000 = 42 000 ₽.
Остаточная стоимость системного блока:
63 000 — 42 000 = 21 000 ₽.
Бухгалтерские проводки:
- частичное списание стоимости компьютера на сумму остаточной стоимости системного блока: Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 34 410 21 000 ₽.
- частичное списание стоимости компьютера на сумму начисленной амортизации системного блока: Дт 0 104 34 411 Кт 0 101 34 410 42 000 ₽.
Если решение о дальнейшем использовании системного блока, изъятого из компьютера не принято, то отразить его следует на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На этом счете системный блок учитывают до принятия решения о его дальнейшем использовании (реализации, утилизации) (письмо Минфина России от 28.02.2018 № 02-06-10/12969).
Документ, которым можно оформить разукомплектацию компьютера в инструкциях не установлен. Нужно утвердить в учетной политике самостоятельно разработанный документ.
Обязательные реквизиты первичного документа предусмотрены п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
Доукомплектация компьютера
Согласно п. 27 ФСБУ «Основные средства» при замене отдельных составных частей основного средства, затраты по такой замене могут увеличивать стоимость объекта с одновременным уменьшением стоимости ОС на стоимость выбывающих частей. Учреждению нужно закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений 27 пункта ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.
Алла Жукунова, эксперт Контур.Школы: Напишите в учетной политике, в отношении каких групп основных средств, отдельных видов объектов вы будете применять положения п. 27 стандарта «Основные средства». Можно использовать стоимостные критерии. Например, установить в учетной политике, что положения п. 27 стандарта «Основные средства» учреждение будет применять только при замене частей, имеющих существенную стоимость.
Существенность стоимости части объекта имущества учреждение так же определяет самостоятельно. Это можно прописать в учетной политике, как процентное соотношение. Например, стоимость части объекта имущества считается существенной, если составляет 30 и более процентов от общей стоимости ОС.
Новый системный блок приобретен за 65 000 ₽ по статье 340 КОСГУ. Стоимость его является существенной. Принято решение увеличить первоначальную стоимость компьютера на стоимость системного блока.
Бухгалтерские проводки:
- отражены капитальные вложения в связи с дооборудованием компьютера:
Дт 0 106 31 310 Кт 0 105 36 440 65 000 ₽ - увеличена первоначальная стоимость компьютера:
Дт 0 101 34 310 Кт 0 106 31 310 65 000 ₽
Оформить операцию доукомплектации компьютера нужно Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств ф.0504103. Изменения комплектации компьютера обязательно отражаем в Инвентарной карточке ф.0504031.
Если в учетной политике не установить порядок учета замены составных частей объекта ОС, имеющих существенную стоимость, а списать стоимость сломанного системного блока в расходы или, наоборот, увеличить стоимость компьютера на стоимость нового системного блока, не уменьшив на остаточную стоимость вышедшей из строя части, то можно получить замечание проверяющих. Ведь в таких случаях балансовая стоимость компьютера может оказаться либо заниженной, либо завышенной.
В нашем примере после замены системного блока изменится стоимость компьютера:
108 000 — 63 000 + 65 000 = 110 000 ₽
Изменится и амортизация, которую предстоит начислить на компьютер с новым системным блоком:
108 000 — 72 000 — 42 000 + 65 000 = 59 000 ₽
Стандарт «Основные средства» не дает ответ на вопрос, как начислять амортизацию при замене частей основного средства. Пропишите это в учетной политике. Например, можно действовать так:
- если амортизация линейным способом начислена по компьютеру не полностью — при определении новой ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяйте увеличившуюся остаточную стоимость на протяжении оставшегося срока полезного использования;
- если по компьютеру начислена амортизация 100% — доначисляйте амортизацию доукомплектованного ОС до 100% единовременно.
Новое, что предлагает ФСБУ «Основные средства» по учету основных средств:
Инвентарным объектом может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала. Но при этом должны выполняться условия:
- часть объекта имущества, имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
- стоимость части объекта имущества составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества, т.е. является существенной.
Такая единица учета основных средств определяется как отдельный инвентарный объект, независимо от того, можно ее физически обособить от других частей объекта ОС или нельзя.
В нашем примере стоимость нового системного блока является существенной, срок его полезного использования отличается от остальных частей компьютера и тогда вместо доукомплектации компьютера новым системным блоком, можно принять к учету этот системный блок как отдельное основное средство. Необходимо присвоить ему инвентарный номер и завести отдельную инвентарную карточку.
Но такой вариант учета должен быть закреплен в учетной политике учреждения.
Что нового в учете компьютерной техники
При учете компьютеров в 2018 году, необходимо принять во внимание вступившие в силу с 1 января 2018 года приказы Минфина России от 31.12.2016 года:
- № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
- № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»
Данные федеральные стандарты обязательны к применению учреждениями. При этом продолжают действовать инструкции по учету № 157н, 162н, 174н, 183н.
В настоящее время учреждения госсектора могут использовать два подхода к учету компьютера как основного средства:
- Учитывать компьютер как комплекс конструктивно сочлененных предметов, включающий системный блок, монитор, клавиатуру, мышь и т.д.;
- Учитывать системный блок и монитор как самостоятельные основные средства. При этом клавиатура, мышь и другие части являются составными частями системного блока.
Обязательно установите в учетной политике, способ учета компьютера как инвентарного объекта и какая стоимость части компьютера будет для вашего учреждения существенной. От этого зависит учет замены вышедшей из строя или устаревшей части компьютера.
По классификации ОС компьютеры, принтеры и серверы отнесены ко второй амортизационной группе как машины офисные прочие — код ОКОФ 330.28.23.23. Таким образом, эти ОС являются имуществом со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно (Письмо от 11.09.2012 № 02-06-10/3621).
Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 33 онлайн-урока: теория и практика
Все нюансы процедуры оформления списания основных средств бюджетного, казенного учреждения, ООО: поэтапное документальное оформление, полезные советы
Необходимое списание средств бюджетных и казенных организаций считается наиболее трудоемкой и длительной по времени процедурой. Эта операция находит свое отражение в очередном бухгалтерском учете. У бюджетных и автономно развивающихся организаций существуют свои нюансы списания имеющихся основных средств.
Вносить основные средства в декларацию сейчас нужно с особой осторожностью, поскольку за правильностью отражения этой статьи доходов пристально следят налоговики и иные проверяющие органы.
Если отсутствует опыт оформления списания, то желательно ознакомиться со всеми особенностями процедуры заранее. Допущенные ошибки и опечатки могут привести к определенным штрафам и иного рода трудностям. Действующие законодательные акты регламентируют порядок списания основного денежного актива организаций.
Общее определение
Процесс списания предполагает снятие ОС (основных средств) действующего предприятия с учета. Повод для этого действия не должен быть волей организатора, он должен быть объективным, связанным с внешними факторами.
Списание возможно на основании следующих объективных причин:
- При установленном факте кражи;
- Во время физического либо морального износа;
- В момент выставления на продажу;
- При обмене на равноценное имущество;
- В момент внесения определенных взносов в уставной капитал.
При этом важно осознавать, что существует определенная разница между непосредственным списанием и передачей средств другому развивающемуся предприятию. В документальном отражении процедур также присутствуют определенные отличия.
Разновидности имущества действующих бюджетных учреждений
На основании регулирующей статьи закона, все имущество подобных учреждений находится в официальном оперативном управлении, а законным собственником этих благ считается государство.
Существует следующие виды ценного имущества бюджетных организаций, а также доступные способы управления:
- Недвижимое имущество любой формы – для проведения любых операций с ним нужно заручиться документальным согласием официального собственника;
- Группа движимого имущества – сюда относится ценное имущество, закрепленное собственником за бюджетной организацией, в этом случае также нужно согласие собственника для проведения каких-либо операций;
- Ценное движимое имущество, оформленное за средства, полученные от официального собственника бюджетной организацией, организации нужно заручиться согласием собственника для проведения операций с участием этого имущества;
- Ценное имущество, купленное за средства действующей организации, заработанные ею самостоятельно во время различных операций, приносящих прибыль – право распоряжения таким имуществом сохраняется у организации;
- Прочим движимым имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.
После того как определены виды используемого имущества, стоит уточнить цели и основания для проведения списания.
Основные цели проведения
Списание основного финансового портфеля позволяет решать следующие задачи любого действующего предприятия независимо от его формы:
- Систематизация данных основных средств;
- Представление полной и реальной картины основных средств;
- Сокращение расходов на морально устаревшее имущество;
- Оптимизация важных производственных процессов;
- Рост доходности предприятия;
- Формирование филиалов дочерних подразделений;
- Упорядочивание всей финансовой информации.
Это краткий список задач, которые может решить процедура списания основного капитала.
Регулирующая база
Все имеющиеся в компании основные средства должны отражаться на основании принятых нормативных актов по бухгалтерской отчетности. Все процедуры отражения основных средств проводится на основании принятого Приказа Минфина РФ №26н от 30.03.01. К принятому документу внушительный список различных приложений связанных с регулированием отражения ОС в периодической бухгалтерской отчетности. Все эти особенности и нюансы стоит просмотреть заранее, ведь эта информация потребуется с целью стратегического планирования, поэтому допускать ошибку в последовательности действий нельзя. Неверные действия повлекут за собой нежеланный результат, который может привести к определенным убыткам.
Важные правила списания ОС в бюджетных организациях
Свод правил списания основного баланса достаточно широк, их соблюдать не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Они регулируются на уровне действующего законодательства. Их тоже следует заранее изучить. При минимальном опыте необходимо более подробно рассмотреть реальные примеры из жизни.
Чтобы выполнить списание, нужны основательные причины для этого. Вот несколько объективных причин для этой процедуры:
- Если ОС утратило некоторые важные свойства, не может функционировать должным способом;
- ОС больше не находит своего применения из его уничтожения либо полной утраты.
Чтобы избежать многих сложностей, нужно изучить все важные моменты этого процесса.
Заранее нужно проштудировать следующие вопросы:
- Требуемая документация;
- Создание нужного приказа;
- Поэтапная инструкция;
- Документальное отражение проводками.
Требуемая документация
Чтобы провести процедуры, связанные с ОС, могут потребоваться следующие бумаги:
- Стандартный документ ОС-1 для приема и дальнейшей передачи ОС;
- Официальный акт сдачи и приема сооружения здания – ОС-1а;
- Накладная, предназначенная для отражения перемещения основных средств, — ОС-2;
- Форма для отражения приема и передачи ОС после проведения ремонтных работ – ОС-3;
- Инвентарная карточка – ОС-6;
- Специальный журнал, созданный для отражения всей информации о списанных ОС.
Помимо списка нужной документации, имеются другие формы, не отраженные законодательно, их содержание не должно нарушать действующие нормативные акты. В списке таковых входят: официальный приказ, на основании которого происходит процедура списания важных объектов ОС, учет проведения процедуры, где будет отражено получение ОС действующим предприятием.
Точный список документации, зависит напрямую от учредителей организации, то есть от официальных собственников ценного имущества. Если организация сформирована на базе ценного имущества действующего субъекта РФ либо муниципального образования, то при составлении списка руководствуются принятыми муниципальными законодательными актами.
Если имущество признано федеральным, то правила проведения списания регулируются федеральными органами муниципальной власти, перед которым организация в ответе. Для таких БУ (бюджетных учреждений), осуществляющих управление федеральным имуществом, регулирующей базой считается Положение №834 об особенностях списания федерального имущества, введенное в действие 14.10.2010.
Выпуск соответствующего приказа
В сети имеется достаточное количество образцов специального приказа для отражения списания накопленных средств. В качестве источников стоит отдавать предпочтение тем ресурсам, которые себя отлично зарекомендовали. Чтобы избежать различных проблем и нарушений, нужно следить за тем, чтобы в приказе были отражены достоверно следующие личные данные:
- Полное наименование официального приказа;
- Текущая дата составления;
- Дата списания ОС;
- Причины для списания ОС;
- Документальное подтверждение потребности списания ОС, основанием для этого может послужить официальное заключение комиссии;
- Точное формулирование действий исполнительных органов предприятия;
- Подпись главного руководителя;
- Дата официального подписания.
На практике допускаются небольшие отклонения от предложенного алгоритма составления приказа.
Поэтапная инструкция
Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:
- Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
- Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.
Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:
- Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
- Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
- Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
- Сумма для начисления на износ объекта;
- Предположительный срок эксплуатации;
- Фактический срок технического использования;
- Текущие основания для проведения списания ОС.
Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.
Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:
- Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
- Осуществление подробного осмотра имущества;
- Установление конкретных причин для выполнения списания;
- Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
- В итоге составляет официальный акт списания средств.
По итогам своей продуктивной работы специальная комиссия оформляет подробный протокол, к которому добавляются акты инвентаризации оценки технического состояния, акты на списание и иные важные документы. При списании автомобиля может потребоваться оценочное заключение работников ГАИ.
Порядок списания ценного имущества в ООО
Как и в БУ, в ООО процедура списания устаревшего имущества схожа с аналогичным процессом в БУ. Поводом для списания ОС с бухгалтерского учета служит ведомость дефектов. Списание представляет собой итоговую хозяйственную операцию при постоянном использовании объекта ОС, она включает в себя следующие действия:
- Тщательная диагностика текущего технического состояния каждой единицы, находящейся на балансе ОС;
- Оформление нужной регламентирующей документации;
- Получение соответствующего разрешения на списания у официального собственника;
- Проведение демонтажа и разборки техники;
- Проведение утилизации и процесса списания с основного балансового учета.
Чтобы не было ошибок в последовательности действий и оформлении документов, нужно соблюдать принятый порядок списания ценного оборудования.
Оценка технического состояния
Организации не обязаны привлекать с целью оценки технического состояния списываемой техники сторонние учреждения. Подобное решение о списании может принять организованная комиссия, состоящая из действующих сотрудников, обладающих соответствующей квалификацией. В их компетентность входят:
- Подробная диагностика объекта, подлежащего списанию;
- Оценка целесообразности дальнейшего применения объекта;
- Выяснение точных причин для дальнейшего списания технического объекта;
- Подготовка официальных актов о списании важных технических объектов ОС.
Если в штате нет сотрудников, которые в состоянии выполнять эти обязанности, то организация вправе воспользоваться сторонними услугами фирмы, с которой нужно заключить договор сотрудничества.
Процесс согласования
По итогам тщательной проверки созданная комиссия готовит бумаги для согласования списания ОС. Чтобы списать устаревшую оргтехнику, потребуется:
- Приказ директора предприятия о формировании специальной комиссии для списания ОС;
- Инвентарные карточки учета ОС;
- Официальное техническое заключение, которое можно получить у специальной организации, оно подтверждает дальнейшую непригодность техники к ремонту и дальнейшему применению;
- Технический паспорт устаревшей техники;
- Официальная выписка из имеющегося реестра муниципального имущества.
Чтобы усвоить процесс списания основного бюджета, изучите краткую инструкцию.
Инструкция по списанию ОС
Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:
- Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
- При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
- Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
- Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
- Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
- В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.
Для чего производится списание ОС?
Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.
В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.
Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.
Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2017-2018
Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2017-2018 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.
Виды имущества бюджетного учреждения
Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2017-2018 годах
Бухгалтерский учет списания ОС
Итоги
Виды имущества бюджетного учреждения
Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.
Виды имущества |
Правила распоряжения имуществом |
Недвижимое имущество |
|
Любое недвижимое имущество |
Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом |
Движимое имущество |
|
Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ |
Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом |
Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ |
|
Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход |
Распоряжается самостоятельно. Исключения:
|
Прочее движимое имущество |
Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.
Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 -2018 годах
Списание ОС может происходить по следующим причинам:
- ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
- ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.
Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:
- нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
- транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
- мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
- исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).
Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2017-2018 годах.
Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).
Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.
Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.
Бухгалтерский учет списания ОС
Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:
Описание |
Дт |
Кт |
Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями |
010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами» |
010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410) |
Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями |
010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» |
010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410) |
Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств |
010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами» |
010100000 «Основные средства» |
ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом |
02 «Материальные ценности, принятые на хранение» |
|
Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС |
010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340) |
040110172 «Доходы от операций с активами» |
Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС |
040120200 «Расходы экономического субъекта» |
030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д. |
Общую информацию об ОС в бюджетном учете читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2018 году (нюансы)».
О нововведениях в бюджетном учете в 2018 году читайте в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2018 год».
Итоги
Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом главы учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.
Заключен контракт на ремонт системы видеонаблюдения. Цель ремонта — замена коммутатора, который отличается по функциональным характеристикам от первоначального. Никаких иных ремонтных работ контрактом не предусмотрено.
По какому КОСГУ должны быть произведены расходы и как отразить в бюджетном учете?
18 июня 2019
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если проводимый учреждением ремонт является капитальным ремонтом в целях модернизации или технического перевооружения, то расходы могут быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
В случае если по мнению комиссии по поступлению и выбытию активов проводимые ремонтные работы являются работами по капитальному ремонту, но не в целях модернизации или технического перевооружения, то расходы учреждения относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Обоснование вывода:
При проведении ремонта основного средства учреждение может проводить замену отдельных его частей. Замещение объекта или его составной части является одним из оснований для изменения балансовой стоимости основного средства в том случае, когда речь идет о частичной замене в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации (п. 19 СГС «Основные средства»).
Соответственно, решение комиссии по поступлению и выбытию активов об изменении балансовой стоимости системы видеонаблюдения, учитываемой в качестве единого инвентарного объекта, может быть обоснованным, если проводимый учреждением ремонт является капитальным ремонтом в целях модернизации или технического перевооружения. В этом случае соответствующие расходы подлежат отражению с применением элемента видов расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (п. 5.1.2.4.3 Порядка N 132н) в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В бухгалтерском учете в целях изменения балансовой стоимости системы видеонаблюдения в результате такого капитального ремонта отражается оодновременно частичная ликвидация инвентарного объекта (списание стоимости подлежащей замене составляющей) и дооборудование (увеличение стоимости в размере понесенных учреждением расходов):
1. Дебет КРБ 1 104 34 411 Кредит КРБ 1 101 34 410
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 34 410
— отражена частичная ликвидация системы видеонаблюдения в части начисленной амортизации и стоимости выбываемой части;
3. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 302 31 73Х
— отражены капитальные вложения в объект в размере расходов на замену коммутатора;
4. Дебет КРБ 1 101 34 310 Кредит КРБ 1 106 31 310
— отражено увеличение балансовой стоимости системы видеонаблюдения.
В случае если по мнению комиссии по поступлению и выбытию активов проводимые ремонтные работы являются работами по капитальному ремонту, но не в целях модернизации или технического перевооружения, то расходы учреждения отражаются с применением элемента видов расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» и относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. В этом случае поименованные в вопросе расходы могут быть отнесены на финансовый результат деятельности учреждения в полном объеме.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Ответ прошел контроль качества
>УСТАНОВКА СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ
УСТАНОВКА СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Система видеонаблюдения — это программно-аппаратный комплекс, который предназначен для организации визуального контроля или автоматического анализа изображений на различных объектах (в зданиях, помещениях, на территории и т. д.). Система видеонаблюдения состоит из множества различных компонентов, а порядок ее учета традиционно вызывает немало вопросов у бухгалтерских служб учреждений.
Что входит в систему видеонаблюдения?
Основной целью установки систем видеонаблюдения является повышение уровня безопасности в зданиях и помещениях. Системы видеонаблюдения могут помочь в решении таких задач, как:
— | наблюдение за периметром, наблюдение за внутренними помещениями (в реальном времени и в записи); |
— | опознавание человека; |
— | распознавание автомобильного номера. |
В систему видеонаблюдения могут входить следующие элементы:
— | видеокамеры, а также поворотные устройства для них; |
— | видеорегистраторы; |
— | пульты дистанционного управления камерами; |
— | датчики (датчики движения, датчики периметра и др.); |
— | мониторы; |
— | резервные источники питания; |
— | кабели и провода, соединяющие элементы системы воедино; |
— | короба и розетки; |
— | программное обеспечение системы. |
При установке системы видеонаблюдения учреждение несет затраты по ее проектированию, доставке, монтажу, а впоследствии — по обслуживанию системы.
Система видеонаблюдения — один объект или несколько?
Согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н) материальные объекты имущества независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. При этом объектом основных средств является система видеонаблюдения со всеми приспособлениями и принадлежностями (п. 41 Инструкции № 157н).
Система видеонаблюдения предназначена для выполнения определенной работы именно в комплексе, ее работа невозможна без камер, мониторов и других частей системы.
С этой точки зрения всю систему видеонаблюдения необходимо учитывать как отдельный инвентарный объект основных средств.
>Отражение достройки(дооборудования)основных средств
Вопрос
Здравствуйте, проконсультируйте, пожалуйста по следующему вопросу. В августе 2012 года учреждением был приобретен и введен в эксплуатацию микроскоп стоимостью 39 400 руб. Амортизация начислена в момент ввода в эксплуатацию в сумме 39 400 руб. В феврале 2013 года к данному микроскопу дополнительно приобретается окуляр стоимостью 4 700 руб., который будет использоваться только с этим микроскопом. Таким образом, производится доукомплектация микроскопа. Срок полезного использования микроскопа при этом не увеличивается. Правомерно ли отнести стоимость окуляра на увеличение стоимости микроскопа? Стоимость микроскопа в этом случае составит 44 100 руб. Как правильно должна начисляться амортизация после доукомплектации?
Ответ
В соответствии с приведенным материалом отнесение стоимости окуляра на увеличение стоимости микроскопа будет правомерно в том случае, если установка окуляра придаст микроскопу новые дополнительные функции или изменят показатели работы. При этом окуляр должен составлять с микроскопом единое целое, и раздельное их применение невозможно. В случае если стоимость окуляра правомерно отнесена на стоимость микроскопа, то перерасчета нормы амортизации в связи с дооборудованием не производите. То есть стоимость окуляра (затрат на дооборудование), включенных в первоначальную стоимость микроскопа, учреждение имеет право отнести на амортизацию единовременно.
Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении достройку (дооборудование) основных средств
В связи с производственной необходимостью учреждение может основное средство достроить (дооборудовать).*
Ситуация: что понимается под достройкой и дооборудованием основных средств* (mod = 112, id = 49121)
Достройка и дооборудование проводятся с целью придать основному средству новые качества и характеристики* (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ).
Дооборудование – это дополнение основного средства новыми частями, деталями и другими механизмами, которые придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы. Новые части (детали, механизмы) должны составлять с основным средством единое целое, и раздельное их применение невозможно. Такое определение дано в пункте 310.2 письма Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383. К дооборудованию, например, относится установка в компьютере CD-ROM, монтаж кунга на шасси автомобиля* (письмо Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/94).
<…>
Бухучет
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств учитывайте на счете 0.106.01.000* «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Порядок отражения в бухучете операций, связанных с достройкой (дооборудованием) основных средств, зависит от типа учреждения.
<…>
В учете бюджетных учреждений:
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств собственными силами отразите проводкой:*
Дебет 0.106.11.310 (0.106.21.310, 0.106.31.310) Кредит 0.105.36.440 (0.105.26.440, 0.302.11.730, 0.303.02.730…)*
– учтены расходы на достройку (дооборудование) основного средства (стоимость расходных материалов, зарплата сотрудников, отчисления с зарплаты и т. д.).
<…>
По завершении работ по достройке (дооборудованию) затраты, учтенные на счете 0.106.01.000, увеличивают первоначальную стоимость основного средства* (п. 27 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом сделайте проводку:*
Дебет 0.101.11.310 (0.101.21.310, 0.101.34.310…) Кредит 0.106.11.310 (0.106.21.310, 0.106.31.310)*
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат на достройку (дооборудование).
Такой порядок установлен пунктами 9, 51, 53 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета101.00, 106.01, 302.00).
<…>
Расходы на достройку (дооборудование) отразите в инвентарной карточке учета основного средства по форме № 0504031 (№ 0504032).* Об этом сказано в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.
Увеличение срока полезного использования
Достройка (дооборудование) может привести к увеличению срока полезного использования основного средства.* В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования основного средства должен быть пересмотрен. Это делает комиссия по поступлению и выбытию активов при принятии основного средства из достройки (дооборудования), исходя из следующих факторов:
<…>
Это следует из пункта44 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Результаты пересмотра срока полезного использования в связи с достройкой (дооборудованием) основного средства установите приказом руководителя.
Если работы по достройке (дооборудованию) не привели к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия должна указать это в акте о приеме-сдаче достроенных (дооборудованных) основных средств.*
<…>
Сергей Разгулин
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Ситуация: Как начислять амортизацию объекта основных средств в налоговом учете после его достройки (дооборудования)
Законодательством не предусмотрен пересчет нормы амортизации в связи с достройкой (дооборудованием) основного средства. Поэтому после достройки (дооборудования) амортизацию по основному средству начисляйте по прежним нормам.* При применении линейного метода используйте формулу:
Ежемесячная сумма амортизации |
= |
Первоначальная стоимость основного средства после достройки (дооборудования) |
× |
Норма амортизации |
При применении нелинейного метода используйте формулу:
Ежемесячная сумма амортизации |
= |
Суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы), в которую входит основное средство после достройки (дооборудования) |
× |
Норма амортизации |
Такой порядок следует из пункта 2 статьи 257, пункта 2 статьи 259.1, пунктов 3 и 4 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ.
Не более 10 процентов (30% – в отношении основных средств, входящих в третью–седьмую амортизационные группы) затрат на достройку (дооборудование), включенных в первоначальную стоимость основного средства, учреждение имеет право списать в расходы единовременно.* Такое положение должно быть зафиксировано в учетной политике учреждения для целей налогообложения. Этот порядок следует из пункта 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 27 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/140.
Из рекомендации «Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении достройку (дооборудование) основных средств»
Сергей Разгулин
действительный государственный советник РФ 3-го класса
* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.