Содержание
- Кто такой технический заказчик?
- Расширенное понятие технического заказчика
- Нормативно-правовая база
- Роль технического заказчика в возведении объекта
- Практический пример работы технического заказчика
- Уровень компетенции технического заказчика
- Договор на осуществление функций заказчика-застройщика
- Кто такой заказчик-застройщик?
- Распределение ролей, согласно нормативным документам
- Функции застройщика строительного процесса
- Состав и содержание основных функций заказчика. Практическое пособие (2-е издание)
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Основные функции застройщика или заказчика (заказчика-застройщика) при разработке и реализации инвестиционных проектов
- 4.1 В области планирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- 4.2 В области оформления правоустанавливающих документов на земельный участок
- 4.3 В области заключения договоров, в том числе договоров подряда
- 4.4 В области обеспечения проектной документацией и получения разрешения на строительство
- 4.5 В области финансирования, учета и отчетности
- Заказчик
- Заказчик по российскому законодательству
- См. также
- Примечания
- 14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- ЗАКАЗЧИК
Кто такой технический заказчик?
Разные специалисты по-разному понимают значение термина «технический заказчик». Кто-то понимает этот термин, как лицо, осуществляющее управление проектом, а кто-то считает, что это такие люди, которые согласовывают документы в строительстве.
В Градостроительном кодексе РФ долго отсутствовало определение понятия технического заказчика, которое появилось только в 2012 году. Теперь термин «технический заказчик» используется в кодексе в п.22 ст.1 Градостроительного кодекса РФ техническому заказчику дано определение:
«Технический заказчик — физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.
Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.»
Таким образом, технический заказчик это тот, кто работает на Заказчика и выполняет необходимые функции для реализации строительного проекта. А вот спектр ответственности технического заказчика подлежит согласованию между Застройщиком (собственником проекта) и техническим заказчиком. Т.е. если технический заказчик привлечен застройщиком, чтобы согласовать перепланировку помещений, то все функции лимитируются договором на выполнение согласований. А если технический заказчик привлечен на управление проектом, получение исходно-разрешительной документации, контроль качества, сроков проектирования и строительства, то в таком случае, технический заказчик выполняет очень широкий спектр услуг, сравнимый с функцией девелопера.
Наиболее частые функции технического заказчика:
— анализ земельного участка на предмет возможности строительства
— составление дорожной карты проекта
— составление графика проекта
— разработка (в тесной связи с проектировщиками) градостроительной документации (правила землепользования и застройки, проект планировки территории)
— получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)
— получение технических условий на присоединение к инженерным сетям
— сбор исходных данных для проектирования
— прохождения экспертизы
— получение разрешения на строительство
— подготовка площадки к строительству
— контроль качества и сроков строительства (в тесной связи с организациями, имеющими СРО на строительный контроль)
— сопровождение строительства в части координации участников
— участие в приемочных комиссиях
— оформление ЗОС и актов о вводе в эксплуатацию
В отличие от генеральных подрядчиков, генеральных проектировщиков, компаний, осуществляющих строительный контроль и компаний, проводящих инженерные изыскания, функции технического заказчика не подлежат лицензированию и получению СРО. Данная практика связана с административным уклоном деятельности технического заказчика.
Таким образом, технический заказчик это администратор, управленец, ведущий широкие функции в строительстве, работающий на всех стадиях проекта от анализа земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию.
>Технический заказчик: кто это такой, его функции и задачи
Расширенное понятие технического заказчика
В функции технического заказчика входит:
- подготовка всех видов разрешительных документов;
- получение всех необходимых согласований;
- экспертиза строительных площадок и консультации по вопросам их организации;
- выполнение всех технических условий, необходимых для подключения к инженерным сетям;
- финансовый контроль.
Таким образом, технический заказчик играет важную роль в управлении процессом строительства, тесно взаимодействует со всеми участниками строительного процесса, выполняет технический надзор и координирует все этапы стройки, а также сроки и качество процессов.
Необходимость в техническом заказчике как в отдельной организации возникла в 80-х годах прошлого века. Тогда же Госстрой утвердил отдельную службу, предназначенную для подготовки к строительству объекта и выполнения технадзора за самим строительством. Идея оправдала себя, и качество строительства ощутимо возросло. Но после распада СССР эта служба больше не смогла выполнять свои функции в условиях нового времени.
В современных условиях функции технического заказчика настолько разнообразны, что для их эффективного выполнения необходимы обширные знания и внушительный опыт. Технический заказчик – это не специальность, поэтому таких специалистов не готовят в университетах. Чтобы им стать необходимы многолетние практические знания и опыт работ в строительстве. Включаясь в процесс строительства, технический заказчик оформляет контракт на реализацию необходимого комплекса услуг, что ставит перед ним еще и необходимость разбираться в юридической стороне вопроса (распорядительной документации, судебной практике и т. д.).
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база деятельности технического заказчика появилась в 2011 году, когда были приняты соответствующие поправки в Градостроительный кодекс РФ. С тех пор под термином технического заказчика официально стало пониматься физическое или юридическое лицо, уполномоченное застройщиком и действующее от его имени и в его интересах на профессиональной основе.
Согласно п. 22 Градостроительного кодекса РФ в функции технического заказчика входит:
- заключение контрактов на инженерные изыскания, разработку проектной документации, строительство, реконструкцию и капремонт зданий и сооружений;
- подготовка зданий к реконструкции и капремонту;
- предоставление контрагентам, проводящим строительство, ремонт и реконструкцию, необходимой документации и материальной базы для надлежащего выполнения их деятельности;
- утверждение проектной документации;
- подготовка и оформление документов, необходимых для сдачи объекта в эксплуатацию;
- другие функции, предусмотренные Кодексом.
При этом важно отметить, что застройщик имеет абсолютное право реализовывать все перечисленные функции технического заказчика самостоятельно.
Роль технического заказчика в возведении объекта
Многие специалисты сравнивают роль технического заказчика в современном строительстве с дирижированием в оркестре. Ведь в его функции входит не только оформление всей предпроектной и проектной документации, но и полное управление строительством объекта на всех стадиях: формирования, организации строительной площадки, возведения объекта и стадии сдачи его в эксплуатацию. Непосредственно он организует взаимодействие между всеми участниками строительного процесса: заказчиками и инвесторами, подрядчиками, проектировщиками, согласующими и разрешительными органами. Стоит отметить факт, что у каждого из перечисленных субъектов имеются собственные интересы в деле и задача технического заказчика – своевременно сдать объект, учитывая интересы участников процесса, учитывая сроки и заранее намеченный план строительства, учитывая все современные строительные правила и нормы.
Практический пример работы технического заказчика
Работа по возведению объекта начинается с намерения заказчика (инвестора) вложить деньги в возведение этого объекта на определенном земельном участке. На этом этапе уже начинается деятельность технического заказчика. Ему на основании градостроительного плана необходимо подготовить и подписать все необходимые предпроектные документационные работы:
- заключить договор аренды на земельный участок;
- заключить договор срочного безвозмездного использования данным участком на период проектирования, подготовки к строительству, период строительства объекта;
- подготовить и подписать документацию о переводе земли в нужную категорию.
Таким образом, технический заказчик принимает на себя внушительный поток бумажной работы по предпроектной подготовке и подготовке массы разрешительных и согласовательных документов.
После этапа согласования архитектурной концепции будущего объекта начинается процесс получения условий технической направленности, необходимые для подключения объекта к существующей инженерной инфраструктуре. Все выданные технические условия необходимо своевременно зарегистрировать и подтвердить в многочисленных государственных организациях, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений. А таких технических условий много и связаны они с организацией водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрификации, телефонизации, радиофикации, газификации и уличного освещения.
Чтобы подготовить проект к конкурсу по выбору проектной организации необходимо еще подготовить заранее согласованный план выбранного земельного участка, архивную геоподоснову, архитектурную концепцию и другие бумаги.
После выбора проектировщика технический заказчик берет на себя подготовку и подписание с ним договора о разработке проектной и сметной документации в определенные сроки. Полученную документацию техническому заказчику также придется ее согласовывать с различными департаментами, проводить различные экспертизы.
На заключительном этапе проектной подготовки вся проектная и сметная документация, все разрешительные и согласительные бумаги передаются инвестору для выбора подрядчиков, поставщиков стройматериалов и необходимого оборудования. Технический заказчик необходим и на этом этапе: именно он активно участвует в процессе подбора нужных организаций, отслеживает все этапы и сроки конкурса или торгов по выбору этих объединений.
После выбора подрядчиков и поставщиков технический заказчик оформляет на всю «команду» разрешение на строительство. Для этого он сначала проводит всю документационную работу по отводу выбранного земельного участка под строительные работы. На время выполнения всех строительных работ оформляет разрешение на использование инженерных коммуникаций от федеральной или муниципальной власти. Особенно много бумаг приходится оформлять в случае, если строительная площадка располагается рядом с автомобильной или железной дорогой, подземными коммуникациями и инженерными сооружениями.
Для реализации всех вышеприведенных функций самому техническому заказчику желательно (но необязательно) иметь допуск СРО. Однако, наличие такого допуска позволяет заказчику контролировать качество работ на проекте, осуществлять технический надзор и контроль, проверять качество конструкций и материалов, исправность применяемого оборудования.
После завершения стройки технический заказчик сдает объект в эксплуатацию и передает инвестору (заказчику) полный пакет документации для регистрации права собственности, в том числе гарантийные обязательства и бумаги для БТИ.
Уровень компетенции технического заказчика
Ряд лиц в наше время воспринимают объединение технического заказчика как вспомогательное, необходимое только для быстрого оформления всех разрешительных и согласовательных процедур. Но это не так. Объединение технического заказчика на экспертном уровне разбирается в следующих вопросах:
- организация строительной площадки и деятельности на ней;
- получение технических условий для подключения к существующим коммуникациям и сетям;
- технический надзор за всеми этапами строительства;
- финансовый надзор за расходованием денежных средств;
- передача построенного объекта в эксплуатацию.
Таким образом, использование функций технического заказчика в полном объеме позволяет добиться высокого качества строительных работ, а также соблюдение всех сроков по заранее намеченному плану.
Отдельное направление деятельности технического заказчика – это финансовый контроль. Он включает в себя следующие функции:
- согласование с инвестором стоимости всех работ;
- проверка счетов и квитанций за выполненные услуги и проведенные работы;
- мониторинг расходования финансовых средств в рамках утвержденной сметной документации;
- отчет о своевременности применения выделенных финансовых средств;
- контроль за работой бухгалтерского учета.
Учитывая многостороннюю работу заказчика с различными субъектами строительства, разрешительными и контролирующими органами в большинстве случаев технический заказчик – не одно лицо, а целая организация, работающая в форме ООО.
Договор на осуществление функций заказчика-застройщика
Договор
на осуществление функций заказчика-застройщика
, именуемое в дальнейшем «Инвестор», в лице , действующего на основании , с одной стороны и
, именуемое в дальнейшем «Заказчик-застройщик», в лице , действующего на основании , с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. По настоящему договору Заказчик-застройщик обязуется за вознаграждение совершать по поручению Инвестора от своего имени, но за его счет юридические и иные действия, обеспечивающие (далее — «Объект»), расположенного на земельном участке по адресу: , а также выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации.
2. Права и обязанности инвестора
2.1. Инвестор:
— обеспечивает полное и своевременное финансирование производимых работ в соответствии с условиями настоящего договора;
— незамедлительно предоставляет правоустанавливающие и иные документы, необходимые для оформления и получения исходно-разрешительной документации;
— участвует в работе приемочной комиссии.
2.2. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком-застройщиком своих обязанностей, Инвестор вправе привлечь другого заказчика-застройщика и отнести расходы на его привлечение на неисполнившего свои обязательства Заказчика-застройщика.
Подрядчик при этом обязан допустить привлеченного заказчика-застройщика на строительную площадку по получении уведомления от Инвестора.
3. Функции и обязательства Заказчика-застройщика
3.1. Заказчик-застройщик осуществляет следующие функции:
3.1.1. В области обеспечения проектно-сметной документацией:
— выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации;
— обеспечивает полноту и качество выдачи проектной организации исходных данных для проектирования;
— подготавливает совместно с проектно-изыскательскими организациями задания на разработку проектно-сметной документации, проводит ее согласование в установленном порядке;
— заключает с соответствующими организациями договоры на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских и при необходимости научно-исследовательских работ;
— согласовывает с проектной организацией календарный график разработки и выдачи проектно-сметной документации, осуществляет контроль за его выполнением;
— организует проведение в установленном порядке согласования, утверждения и переутверждения проектно-сметной документации (с определением договорной цены), а также внесение в соответствующую документацию исправлений по замечаниям и заключениям подрядных организаций и органов экспертизы.
3.1.2. В области финансирования, учета и отчетности:
— определяет и согласовывает с подрядчиком (подрядчиками) с участием проектной организации и субподрядных организаций договорные цены на строительство в соответствии с действующими нормативными документами;
— оформляет в установленные сроки договоры подряда с генеральным подрядчиком (подрядчиками);
— с согласия генерального подрядчика заключает договоры с соответствующими организациями на выполнение шефмонтажных и пусконаладочных работ, проведение комплексного опробования оборудования (вхолостую и на рабочих режимах) с участием проектных, подрядных строительных и монтажных организаций, а при необходимости и заводов-изготовителей оборудования, а также на наладку технологических процессов;
— ведет бухгалтерский оперативный и статистический учет, составляет и представляет в установленном порядке соответствующим органам отчетность по всем видам деятельности по утвержденным формам в установленные сроки и несет ответственность за ее достоверность;
— проверяет цены и предъявленные к оплате документы подрядных организаций, поставщиков, проектно-изыскательских и других организаций за выполненные работы, поставленную продукцию и оказанные услуги;
— учитывает и контролирует расходование сметного лимита, а также достоверность бухгалтерского учета по объектам строительства и затратам;
— своевременно предъявляет претензии к подрядным организациям, поставщикам, проектно-изыскательским и другим организациям об уплате неустойки (штрафа, пени) за невыполнение и ненадлежащее выполнение договорных обязательств;
— производит в установленном порядке оплату работ на основании подписанных им документов об объеме и стоимости выполненных работ, а также окончательные расчеты по законченным строительством объектам;
— утверждает единичные расценки на работы, потребность в которых возникает в ходе строительства, по согласованию с подрядной организацией, если расценки на эти работы не утверждены в установленном порядке.
3.1.3. В области материально-технического обеспечения:
— обеспечивает строительство Объекта технологическим, электротехническим, энергетическим и общезаводским оборудованием и аппаратурой, а также материалами, поставка которых возложена на заказчика;
— осуществляет согласование и своевременное представление в установленном порядке заявок на оборудование, аппаратуру и материалы, заключение договоров на изготовление и поставку оборудования, аппаратуры и материалов и контроль за их исполнением;
— осуществляет приемку, учет и надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов;
— предъявляет претензии к заводам-изготовителям или поставщикам в случае установления некомплектности или дефектов оборудования и аппаратуры, по качеству материалов, а также несвоевременной их поставки и недопоставки;
— своевременно передает подрядным организациям оборудование, материалы и аппаратуру, подлежащие монтажу, с обеспечением их доставки;
3.1.4. В области освоения строительных площадок:
1) осуществляет оформление документов об отводе земельных участков под строительство и о разрешении соответствующих эксплуатационных органов на:
— производство работ в зоне воздушных линий, электропередач и линий связи в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций (кабельных, газопроводных, канализационных и других), расположенных на строительной площадке;
— пользование на период строительства в городах и других населенных пунктах электроэнергией, газом, водой и паром от существующих источников в соответствии с проектом организаций строительства в случае отсутствия собственных объектов газо-, водо-, паро- и энергоснабжения;
— вырубку леса и пересадку деревьев, а в необходимых случаях на передачу лесорубочных билетов;
2) переселяет граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, переносу или реконструкции;
3) возмещает гражданам, в случае необходимости, предусмотренную действующим законодательством стоимость изымаемых плодово-ягодных насаждений и посевов, а также подлежащих сносу жилых домов и строений, принадлежащих им на правах личной собственности;
4) проверяет расчеты остаточной балансовой стоимости сносимых зданий и сооружений, правомерность включения ее в сметную документацию на строительство;
5) обеспечивает реализацию возвратных материалов от разработки сносимых строений, сооружений, а также материалов, получаемых при попутной добыче;
6) создает геодезическую разбивочную основу для строительства;
7) получает разрешение на производство строительно-монтажных работ.
3.1.5. В области надзора за строительством:
— согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией технологических крановых и подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением;
— осуществляет контроль и технический надзор за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектам и сметным расчетам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ, а также обеспечивает осуществление проектными организациями авторского надзора;
— осуществляет контроль за обеспечением высокого качественного уровня архитектуры и градостроительства в процессе разработки проектно-сметной документации и ее реализации;
— осуществляет предусмотренные проектом геодезические измерения деформаций оснований зданий и сооружений, выполняет контрольные геодезические съемки и по их результатам наносит все изменения на исполнительном генеральном плане.
3.1.6. В области приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта:
— представляет необходимые документы приемочной комиссии по законченному строительством объекту;
— участвует в приемке вспомогательных объектов и предъявляет приемочной комиссии законченные строительством и подготовленные к эксплуатации объекты и участвует в работе приемочной комиссии;
— несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за приемку в эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований нормативных документов и проектной документации;
— передает после приемки приемочной комиссией законченные строительством объекты эксплуатирующим организациям, а также проектно-сметную и техническую документацию, разработанную до начала и в процессе строительства, акты рабочей, приемочной комиссии со всеми приложениями;
— производит расчеты со всеми организациями (поставщиками, подрядчиками и др.) по законченному строительством объекту.
3.2. Заказчик-застройщик при выполнении возложенных на него обязанностей обеспечивает соблюдение договорной, плановой, финансовой и платежной дисциплины.
3.3. Заказчик-застройщик обязан согласовать с Инвестором договор генерального подряда.
Договоры на выполнение субподрядных работ должны предусматривать условие о возможности контроля и надзора за строительством со стороны Инвестора.
4. Цена договора и порядок финансирования
4.1. Стоимость работ, выполняемых Заказчиком-застройщиком по настоящему договору составляет от общей стоимости работ на Объекте.
4.2. Оплата работ производится в порядке и сроки, предусмотренные Графиком финансирования объекта (далее — График финансирования).
4.3. Финансирование строительства осуществляется Инвестором в соответствии с утвержденным Графиком финансирования.
5. Приемка и ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта
5.1. Завершенный строительством Объект предъявляется подрядчиком к приемке Заказчику-застройщику в составе и в объеме, предусмотренном утвержденным в установленном порядке проектом и договором подряда.
5.2. Принятый от подрядчика завершенный строительством и подготовленный к эксплуатации Объект предъявляется Заказчиком-застройщиком к приемке в эксплуатацию Инвестору.
5.3. Оценка соответствия завершенного строительством Объекта проекту и требованиям нормативных документов осуществляется посредством приемочной комиссии.
5.4. Ввод завершенного строительством Объекта в эксплуатацию производится правовым актом на основании заявления Инвестора, акта приемочной комиссии и итогового заключения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора.
6. Ответственность сторон
6.1. Заказчик-застройщик возмещает Инвестору убытки, причиненные неисполнением обязательств, предусмотренных настоящим договором.
6.2. В случае нарушения сроков финансирования, предусмотренных Графиком финансирования, Инвестор уплачивает Заказчику-застройщику неустойку в размере от суммы задолженности за каждый день просрочки.
6.3. Уплата штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения своих обязательств в натуре.
6.4. Заказчик-застройщик несет ответственность за ввод в эксплуатацию завершенного строительством Объекта в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, за своевременную его подготовку к эксплуатации, обеспечение высокого уровня архитектуры и градостроительства, проектных решений и качества строительства, определение и соблюдение утвержденной сметной стоимости строительства, договорных цен (не допуская необоснованного их превышения), своевременную поставку оборудования, а также оплату выполненных строительно-монтажных работ и поставляемого оборудования.
7. Форс-мажор
7.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы на время действия этих обстоятельств, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего договора.
7.2. Если в результате обстоятельств непреодолимой силы Объекту строительства нанесен значительный ущерб, то Стороны обязаны согласовать новые сроки, порядок производства и стоимость работ в дополнительном соглашении, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью настоящего договора, либо инициировать процедуру расторжения договора в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.
7.3. Сторона, которая не может исполнять свои обязательства вследствие действия непреодолимой силы, обязана незамедлительно известить другую Сторону об указанных обстоятельствах.
7.4. Если договорные отношения могут быть продолжены в порядке, действовавшем до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему договору продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
8. Разрешение споров
8.1. Все споры и разногласия возникающие в связи с исполнением настоящего договора, Стороны будут стремиться решить путем деловых переговоров.
8.2. В случае недостижения согласия между Сторонами спор передается на рассмотрение в .
8.3. При ведении Сторонами претензионной работы срок рассмотрения претензии и предоставления ответа на нее составляет дней с даты получения претензии.
9. Основания и порядок досрочного расторжения договора
9.1. Заказчик-застройщик вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке в случае неоднократного нарушения Инвестором Графика финансирования объекта.
9.2. Инвестор вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке в случае существенного нарушения условий договора Заказчиком-застройщиком.
9.3. Сторона, принявшая решение о досрочном расторжении договора, обязана направить другой Стороне письменное уведомление не позднее чем за 30 (Тридцать) дней до даты расторжения.
9.4. При досрочном расторжении договора Стороны составляют акт о взаиморасчетах, на основании которого Сторона, имеющая задолженность, обязана ее погасить в течение с момента подписания указанного акта.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения Сторонами своих обязательств.
10.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору имеют силу, если они оформлены в письменном виде и подписаны Сторонами.
10.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон.
10.4. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
11. Реквизиты и подписи сторон
Заказчик-застройщик Инвестор
Кто такой заказчик-застройщик?
Так «Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд», действующее в России с 2001 года, отменяет прежде действующее «Положение о заказчике-застройщике» от 1988 года и регламентирует функции, права и обязанности отдельно фигуры заказчика, хотя определение застройщика в данном нормативном документе тоже присутствует. Поэтому при строительстве объектов не для государственных нужд и в случаях, когда заказчик и застройщик как два разных хозяйствующих субъекта вступают между собой в деловые отношения, требуется определить чёткую разницу между ними.
Распределение ролей, согласно нормативным документам
Вопрос определения разницы между функциями различных субъектов в строительстве сводится не только к созданию наиболее эффективной модели работы на проекте. (Хотя типизированный опыт и наработанные схемы взаимодействия упрощают деятельность участников и помогают избежать множества ошибок). Решение вопроса с определением границы прав и ответственности важно при ведении хозяйственных споров. И поскольку судебные органы, выносящие решения, будут в своём выборе ориентироваться на положения нормативных документов, следует обратиться к первоисточникам.
Федеральные законы
Различные Федеральные законы касаются разных аспектов деятельности застройщика.
- ФЗ 214 «Об участии в долевом строительстве…» определяет обязательства застройщика в части предоставления необходимой информации и содержание этой информации, срок передачи объекта, использование застройщиком денежных средств и другие параметры. Последняя редакция связана с введением для застройщика уголовной ответственности.
- ФЗ 418 «О внесении изменения в бюджетный кодекс…» обуславливает изменения в определения застройщика ещё и в Градостроительном кодексе. Так, застройщиком может быть организация правообладатель земельного участка, и органы государственного и местного самоуправления, передавшие свои полномочия правообладателю. При этом независимо от выбора застройщика, государственным заказчиком по госконтракту (и муниципальным заказчиком по муниципальному контракту) становится орган власти, который передал организации свои полномочия заказчика.
Требования законов нашли отражения в различных кодексах и положения, действующих на территории России. ФЗ 372 «О внесении изменения в Градостроительный кодекс РФ…» также уточняет понятие застройщика и связанного с ним технического заказчика.
Градостроительный кодекс
Застройщик, согласно Градостроительному кодексу РФ в редакции 2016 года, – это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, инженерные изыскания и подготовку для этого проектной документации на принадлежащем ему (застройщику) земельном участке или на участке иного правообладателя. К последним относятся правообладатели, которым были переданы полномочия государственного или муниципального заказчика на строительство.
В случае подобной передачи полномочий объём функций застройщика и государственного заказчика пересекаются. При этом Кодекс в определении устанавливает ряд формальных ограничений к строительству на участке иного правообладателя, то есть, в определении говорится:
- об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной и госсобственности,
- о правообладателе, которому органы управления внебюджетными госфондами либо органы местного самоуправления передают свои полномочия,
- о том, что передача может происходить на основе соглашений и согласно бюджетному законодательству РФ.
С июля 2017 года в пункт п. 16, ст. 1 Кодекса на основании ФЗ 372 вносятся изменения. В частности указывается, что застройщик имеет право передать свои функции техническому заказчику (если эти функции предусмотрены законодательством о градостроительной деятельности).
В Кодексе ни понятийно, ни функционально не разводятся термины «застройщик» и «заказчик». При этом отделяется понятие «технический заказчик». В редакции до июля 2017 года техническим заказчиком могло быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, которое действовало бы на профессиональной основе. Начиная со второй половины 2017 года, техническим заказчиком может быть только юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком. От имени застройщика технический заказчик может заключать договоры:
- о проведении инженерных изысканий,
- о создании проектной документации,
- о капремонте, реконструкции и строительстве объектов капстроительства,
- о подготовке задания (ТЗ) на выполнение этих работ,
- о предоставлении материалов и документов лицам, которые будут выполнять все эти работы.
Кроме этого, технический заказчик утверждает проектную документацию и сам подписывает документы, которые нужны для получения разрешений на ввод в эксплуатацию.
Важно, что функции технического заказчика, согласно этой редакции, могут быть только у члена саморегулируемой организации в соответствующих этому областях инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства. Однако предусмотрены некоторые исключения, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется (ст. 47, п. 2.1, ст. 48, п. 4.1 ст. 52, п. 2.2).
Гражданский кодекс
В Гражданском кодексе при описании отношений с участниками строительного процесса используется понятие «заказчик». Здесь заказчик представляет собой одну из сторон договора подряда, которая даёт задание другой стороне договора подряда – подрядчику – и обязуется принять результат труда и оплатить работу (ст. 702).
Этот же Кодекс в части исполнения договора строительного подряда дополнительно обязует заказчика своевременно предоставить земельный участок для строительства (ст. 747, п.1). Кроме того, заказчик должен (согласно договору подряда) передавать подрядчику в пользование здания, необходимые для проведения работ, обеспечивать грузоперевозку в его адрес, подвести паро- и водопровод, электроснабжение (ст. 747. п. 2).
В данной статье описывается обязанность, которая основана на том, что:
- у заказчика к моменту окончания работ, должны быть основания для регистрации права собственности на возведённую недвижимость,
- именно обладатель прав на земельный участок может получать разрешение на строительство и вводить объект в эксплуатацию (что предусмотрено условиями регистрации прав собственности).
Исходя из этого, здесь фигуру заказчика следует отождествлять с фигурой застройщика, как субъекта градостроительной деятельности. В практике строительной деятельности к такому лицу применимо наименование заказчика-застройщика.
Положение о заказчике
«Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд» утверждено постановлением Госстроя РФ в 2001 году. Помимо регламентирования функций, прав и ответственности заказчика, Постановление фигурам заказчика и застройщика даёт два отдельных определения:
- Заказчик – лицо (юридическое или физическое), являющееся инвестором или уполномоченное инвестором реализовать проект по строительству.
- Застройщик – юридическое лицо, которое на правах собственности или аренды владеет участком земли. Застройщик принимает решение о факте реализации программы строительства, устанавливает методы финансирования, координирует работы реализации программы.
Принципиальными отличиями здесь становятся три параметра:
- Владение участком земли на правах собственности или аренды для застройщика. (Заказчик как непременный владетель земельного участка не назван).
- Статус юридического лица для застройщика и вариабельность в этом вопросе для заказчика.
- Право принятия решения по реализации программы у застройщика. (Заказчик лишь уполномочен другим лицом, инвестирующим в проект, заниматься его реализацией: находить подрядчиков и проектировщиков, рассчитываться с ними, принимать итоговые результаты строительства и т. д.).
Из этого следует, что, если юридическое лицо, владеющее участком земли (собственность или аренда), примет решение о реализации программы строительства и одновременно с этим самостоятельно займётся реализацией проекта, то роли застройщика и заказчика соединяться в одном и том же субъекте, что даст формальное право называть такое лицо заказчиком-застройщиком. Если же какое-либо из условий не соблюдается (например, субъект является физическим лицом), то в правовой обоснованности такого совмещённого наименования возникают сомнения.
С учётом того, что в Градостроительном кодексе (ред. 2016 г) застройщик определяется и как физическое, и как юридическое лицо, вопрос в этой части характеристики субъекта следует передавать на рассмотрение судебных органов в случае возникновения по этому поводу хозяйственного спора.
Аналогичные Положения и их роль в установлении терминологии
Частично путаницу в вопрос о границах полномочий и функций заказчика-застройщика вносит существование в русскоязычном пространстве интернета действующего и сейчас положения о заказчике-застройщике, которое сохранило сходное наименование документа, утратившего силу в России с 2001 года. Такое Положение, например, действует в Казахстане. В этом государственном нормативе, помимо прочих, представлены определения заказчика-застройщика в одном лице, государственного заказчика – в другом:
- Государственный заказчик здесь – это госорган или организация, которая осуществляет реализацию инвестиционного бюджетного проекта. К категории государственных заказчиков относят и администраторов бюджетных программ – органы, ответственные за планирование и реализацию бюджетных программ (согласно п. п. 3.3 и 3.4 документа).
- Заказчик-застройщик в данном документе – лицо (юридическое или физическое), которое уполномочено инвестором на реализацию строительного проекта самостоятельно либо с помощью подрядчиков на основании договора подряда. Согласно казахскому законодательству, такое лицо должно получить решение акимата, по которому заказчику-застройщику будет предоставлен земельный участок для строительства, либо решение, разрешающее использование земельного участка. При этом предполагается, что сам участок принадлежит заказчику-застройщику на правах собственности (землепользования). На этом же субъекте лежит обязанность обеспечить разработку проектной документации и инженерные изыскания. Далее по документу такое лицо именуется заказчиком. Допускается в документе и совпадение ролей заказчика и инвестора.
Часто на российских форумах именно это определение заказчика-застройщика (в сокращённом виде) приводится в качестве доказательства в спорах о единстве ролей субъекта. Однако, с правовой точки зрения, некорректно использовать законодательство Республики Казахстан в рассмотрении вопросов, связанных с российскими правовыми нормами.
Кроме того, с той же правовой точки зрения, некорректно приводить в качестве доказательств нормы устаревших документов (например, Положение 1988 года о заказчике-застройщике) или определения, данные в различных словарях и справочниках. Такие источники приемлемы для личного ознакомления с вопросом, но при вынесении хозяйственных споров в правовую область они носят рекомендательный, а иногда и спорный характер (если автор справочной статьи выражает в ней своё частное мнение). Обязательный же характер приобретают только те понятия, которые утверждены законом и расшифрованы в текстах с помощью предписаний.
Особняком в решении вопроса о терминологии стоит не правовое, а обывательское использование терминологии в строительной деятельности (которое нередко оказывается очень близким к законодательно установленным понятийным нормам). Так, в обыденной практике строительства негосударственных объектов для определения субъекта термином «заказчик-застройщик» обычно достаточно, чтобы организация имела участок земли и, решив построить на нём объект, сама занялась реализацией строительства. Нередко в подобных случаях, такая компания берёт на себя ещё и функции генерального подрядчика, осуществляя полный контроль всех строительных процессов, самостоятельно проводя работы и/или привлекая субподрядные организации. Если при этом компания инвестируют в строительство собственные средства, то к перечисленным ролям добавляется ещё и роль инвестора.
Совмещение функций на строительстве даёт сложные конструкты, при которых заказчик может быть одновременно инвестором и застройщиком, а подрядчик – и застройщиком, и генеральным подрядчиком и субподрядчиком и т.д. В целом, в обыденном восприятии имеет место приоритет функции над правовыми тонкостями. Однако, поскольку законодательство регламентирует фактические реалии живых процессов, происходит частичное или полное совпадение обыденной и правовой точек зрения на данный вопрос.
Функции застройщика строительного процесса
С учётом изменений, вносимых в Градостроительный кодекс, лицом, которое осуществляет строительство, может быть застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое заключило договор строительного подряда. Застройщик по договору подряда может осуществлять строительство, если он состоит в саморегулируемой организации в советующей области строительства, реконструкции, капремонта, как и привлекаемые на отдельные этапы строительных работ юридические лица или индивидуальные предприниматели. Такие лица могут привлекаться как застройщиком, так и техническим заказчиком.
Поскольку функционально заказчики и застройщики и на практике и нормативных документах часто отождествляются, можно рассмотреть объём задач данной фигуры в строительстве в целом.
К основным функциям застройщика-заказчика относятся:
- В части документации – выдача необходимых исходных данных для разработки проектной и сметной документаций, осуществление заказа на разработку полного пакета строительной документации, заключение договоров подряда с найденными исполнителями.
- В части материального обеспечения – поставка материалов и оборудования, приёмка, содержание их на складах, учёт и своевременная передача для осуществления строительного процесса.
- В части подготовки стройплощадки – надзор за правилами проведения СМР, приёмка работ, подготовка к передаче объекта в эксплуатацию.
- В части финансирования – обеспечение экономного и рационального расходования средств, своевременное осуществление платежей, принятие мер к оптимизации строительства и сокращения его сроков.
Сложный сценарий современного строительного процесса с размыванием границ классических структур и сценариев приводит к частичному совмещению некоторых функций инвесторов, заказчиков, застройщиков, генподрядчиков и субподрядчиков.
Состав и содержание основных функций заказчика. Практическое пособие (2-е издание)
СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЗАКАЗЧИКА
Практическое пособие
(2-е издание)
Настоящее Пособие входит в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при разработке и реализации инвестиционных проектов.
Во 2-м издании учтены изменения законодательных и нормативных правовых актов, произошедшие в период с 2006 по июнь 2008 года.
В Пособии приведены основные функции застройщиков, заказчиков, (заказчиков-застройщиков), государственных заказчиков при разработке и реализации инвестиционных проектов, установленные законодательными и нормативными правовыми актами, иными нормативно-техническими и организационно-методическими документами в области обеспечения правовых основ строительной деятельности, освоения строительной площадки и материально-технического снабжения, а также осуществляемые ими в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Практическое пособие разработано ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»
Пособие предназначено для специалистов, принимающих участие в инвестиционно-строительной деятельности.
Введение
Введение
Положением пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определено, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. При этом пунктом 6 статьи установлено: «Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними».
Указанные законодательные положения послужили основой для подготовки настоящего Пособия, содержащего, как правило, законодательно обоснованные основные функции заказчика.
Материалы Пособия носят справочный характер и ставят своей целью сократить трудоемкость изучения законодательных и нормативных правовых актов лицами, которые осуществляют функции заказчика при разработке и реализации инвестиционных проектов, на основе целевых (адресных) ссылок на положения этих актов, определяющих основные функциональные обязанности специалистов служб заказчика и, тем самым, способствующих обеспечению их деятельности в правовом поле.
Состав и содержание функций, приведенных в Пособии, не носят исчерпывающий характер и могут уточняться и дополняться по мере вступления в силу законодательных и нормативных правовых актов, подготавливаемых в развитие и конкретизацию отдельных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, а также Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
1 Область применения
1.1 Настоящее Пособие содержит установленные законодательными и нормативными правовыми актами, а также иными нормативно-техническими документами основные функции заказчика при планировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, подготовке земельных участков для строительства и объектов капитального строительства при их реконструкции или капитальном ремонте, осуществлении строительного контроля (технического надзора) в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также при вводе объекта в эксплуатацию и его государственной регистрации.
1.2 Пособие предназначено для применения заказчиками, застройщиками, (заказчиками-застройщиками), государственными заказчиками при разработке и реализации инвестиционных проектов.
Материалы Пособия могут быть полезны для всех субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (физических и юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания и/или осуществляющих подготовку проектной документации, а также подрядчиков по строительству), принимающих участие в разработке и реализации инвестиционных проектов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Пособии использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 21.101-97* Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 21.1101-2009, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
ГОСТ Р 51872-2002 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения.
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, а также иных нормативно-технических документов приведен в Приложении к настоящему Пособию.
3 Термины и определения
В настоящем Пособии применены следующие термины с соответствующими определениями:
государственный заказчик — государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом распоряжаться такими ресурсами (статья 764 );
застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 );
заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов (статья 4 );
инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) (статья 1 );
исходно-разрешительная документация — совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами (пункт 3 );
проектная документация — документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 );
рабочая документация — совокупность комплектов рабочих чертежей, текстовых документов, сметной и другой документации, разработанных на основании технических решений, принятых в утвержденной в установленном порядке проектной документации, в объеме и составе, определенными национальными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС) и уточненными при заключении договора подряда и (или) государственного контракта и предназначенными для выполнения строительно-монтажных работ и (или) изготовления строительных изделий;
подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом (статья 4 );
разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (части 1 и 2 статьи 51 );
строительный контроль — деятельность лиц, установленных частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подрядчика по строительству, заказчика, подрядчика по проектированию), осуществляемая в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (модифицированное положение части 1 статьи 53 ).
Примечание: Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (производственный контроль). В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком (технический надзор). Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор) (часть 2 статьи 53 );
производственный контроль — контроль, осуществляемый подрядчиком по строительству, качества строительно-монтажных работ, включающих входной контроль рабочей документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль строительно-монтажных работ (пункт 7.3 );
технический надзор — контроль, осуществляемый заказчиком, за соблюдением сроков строительства, качества выполняемых подрядчиком строительных, ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на конкретном объекте и соответствия их проектным решениям и сметам;
авторский надзор — один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте (пункт 3.1 ).
4 Основные функции застройщика или заказчика (заказчика-застройщика) при разработке и реализации инвестиционных проектов
4.1 В области планирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
4.1.1 Подготавливает предложения по включению объекта капитального строительства в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа (часть 5 статьи 15, часть 5 статьи 20, части 3 и 10 статьи 24 ).
4.1.2 Подготавливает предложения по учету интересов застройщика или заказчика, (заказчика-застройщика) при подготовке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 31, пункт 5 части 3 статьи 33, статья 40 ).
4.1.3 Подготавливает предложения о порядке, сроках подготовки и содержанию документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 ).
4.1.4 Подготавливает в установленном порядке предложения по включению в план проектно-изыскательских работ (ПИР) выполнение прединвестиционной, предпроектной и проектной документации, а также в план капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4.1.5Заказчики-застройщики представляют государственному заказчику:
________________
Здесь и в дальнейшем отмечены положения, которые, как правило, относятся к заказчикам-застройщикам, установленным пунктом 7 , обеспечивающим разработку и реализацию инвестиционных проектов за счет бюджетных средств
а) предложения по объемам ассигнований из федерального бюджета для финансирования строек и объектов, включенных в перечень (пункт 52″а» );
б) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия (организации) заказчика-застройщика (пункт 52 «б» );
в) титульные списки вновь начинаемых строек и объектов в очередном финансовом году, титульные списки переходящих строек и объектов на очередной финансовый год (пункт 52 «д» ).
4.1.6 При реконструкции зданий и сооружений, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к опасным производственным объектам (приложение 1 ), обеспечивает:
а) подготовку и направление заявки (технического задания) на проведение экспертизы промышленной безопасности при выработке техническими устройствами, зданиями и сооружениями нормативного срока эксплуатации (пункт 12 ; пункт 13, приложение 1 ;
б) согласование Программы работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений (Программа обследования) (пункт 15 приложение 2 );
в) подготовку и утверждение приказа по организации по проведению работ по обследованию технических устройств (пункт 17 ).
4.1.7 При реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, не отнесенного к опасным производственным объектам, обеспечивает:
а) рассмотрение заявок от служб эксплуатации на проведение реконструкции, капитального ремонта объекта;
б) подготовку проекта договора и конкурсной документации на проведение обследования объекта силами специализированной организации, которой предоставлено право на оказание услуг такого рода. Обеспечивает заключение договора, в том числе по итогам конкурса, на проведение соответствующих работ (пункт 4.1 );
в) рассмотрение актов, заключений, отчетов о техническом состоянии конструкций зданий и сооружений и подготовку предложений по включению объекта в план ПИР.
4.2 В области оформления правоустанавливающих документов на земельный участок
4.2.1 Подготавливает и направляет в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления заявление (статьи 29, 30, 30.1,30.2 ):
— о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование (объекты федерального, регионального и местного значения) (статья 20 );
— о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (статьи 30 и 31 ; пункт 50 «г» );
— о предоставлении земельного участка в собственность или аренду (статьи 15 и 22 );
— о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование (статья 24 ).
4.2.2 Участвует в конкурсах, аукционах по продаже земельных участков в собственность или права заключения договора аренды таких земельных участков (статьи 30, 38, 38.1, 38.2 ; ).
4.2.3 Оформляет правоустанавливающие документы на земельный участок и обеспечивает их государственную регистрацию (статьи 30 и 70 ;статьи 14, 25, 26 ; ; ), в том числе:
а) получает решение о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и оформляет Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка;
б) получает решение о предоставлении земельного участка в собственность, заключает договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка и оформляет Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок;
в) получает решение о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в безвозмездное срочное пользование, заключает договор безвозмездного срочного пользования находящегося в государственной собственности земельного участка и оформляет Свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного срочного пользования участком;
г) получает решение о предоставлении в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка, заключает договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка и обеспечивает государственную регистрацию договора аренды (в случае заключения договора аренды на срок более одного года).
4.2.4 Получает технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение (часть 9 статьи 48 ; ).
4.2.5 Получает в установленном порядке градостроительный план земельного участка (части 17 и 18 статьи 46 ; ; ).
4.3 В области заключения договоров, в том числе договоров подряда
4.3.1 Заключает с физическими или юридическими лицами (далее — подрядчики по проектированию), которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, выполняющим инженерные изыскания и/или осуществляющим архитектурно-строительное проектирование, договоры на выполнение инженерных изысканий и/или на подготовку проектной документации (части 2 и 3 статьи 47, части 4 и 5 статьи 48 ), а также с исполнителями НИОКР договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (статья 769 ).
Примечание: Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий (часть 5 статьи 48 ).
4.3.2 Заключает договор с государственным заказчиком о передаче исполнения части функций государственного заказчика по финансированию и организации строительства заказчику-застройщику (в случае такой передачи см. пункт 5.1.9 настоящего Пособия) (пункт 49 ).
4.3.3 Заключает в дополнение к государственным контрактам (договорам) соглашения (договора) о проведении работ (оказании услуг) в пределах выделенных для соответствующей стройки или объекта государственных капитальных вложений на текущий финансовый год (пункт 49 «г» ).
4.4 В области обеспечения проектной документацией и получения разрешения на строительство
4.4.1 Составляет запросы и обеспечивает получение исходных данных и исходно-разрешительной документации, требуемых для подготовки проектной документации, установленных законодательными и нормативными правовыми актами и используемыми при архитектурно-строительном проектировании (статья 759 ; пункты 3, 5, 9 ; подпункты «а» и «б» пункта 10 ).
4.4.2 Представляет подрядчику по проектированию (часть 6 статьи 48 :
а) градостроительный план земельного участка (см. пункт 4.2.5 настоящего Пособия);
б) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий) ;
в) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения) (см.пункт 4.2.4, примечание к пункту 4.3.1 настоящего Пособия).
4.4.3 Подготавливает и передает подрядчику по проектированию, исполнителю НИОКР:
а) задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления проектной документации (см. пункт 4.4.1 настоящего Пособия). Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком (статья 759 ; пункт 50 «б» );
Примечания: 1. Задание на проектирование объектов пользования недрами должно быть согласовано органами Ростехнадзора (пункты 16, 18 ).
2. Задание на проектирование потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения должно быть согласовано органами МЧС России (пункт 28 ).
б) задание на выполнение инженерных изысканий (часть 5 статьи 47, часть 5 статьи 48 );
в) информацию, необходимую для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Договором может быть предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ (статья 774 ).
4.4.4 Проверяет ход и качество выполненных подрядчиком (исполнителем) работ, не вмешиваясь в его деятельность (статья 715 ).
4.4.5 Осуществляет контроль за сроками разработки проектной документации, ее приемку, хранение и передачу генеральному подрядчику (пункт 50 «в» ).
4.4.6 Оказывает подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, объеме и порядке, предусмотренных договором подряда (статьи 718, 762 ; пункт 49 «е» ).
4.4.7 Участвует вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления (статья 762 ).
4.4.8 Направляет в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу (часть 15 статьи 48 ) или по своей инициативе на негосударственную экспертизу (часть 1 статьи 50 ).
4.4.9 При обнаружении недостатков в технической (проектной) документации или в изыскательских работах привлекает подрядчика к корректировке технической документации или проведению дополнительных изыскательских работ (статья 761 ).
4.4.10 Привлекает подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ (статья 762 ).
4.4.11 Утверждает проектную документацию при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (часть 15 статьи 48 ).
4.4.12Обеспечивает хранение положительного сводного заключения государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию по стройкам и объектам, включенным в перечень, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документов об утверждении предпроектной и проектной документации (пункт 49 «а» ).
4.4.13 Представляет государственному заказчику положительное сводное заключение государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию по стройкам и объектам, включенным в перечень, подготовленное в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 52 «в» ).
4.4.14 Представляет государственному заказчику документы об утверждении предпроектной и проектной документации (пункт 52 «г» ).
4.4.15 Обеспечивает получение разрешения на строительство в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также (при необходимости) продление срока действия указанного разрешения (части 7, 8, 14, 20 статьи 51 ; ; пункт 50 «г» ).
4.4.16 Передает безвозмездно в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2,810 части 12 статьи 48 ), или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (часть 18 статьи 51 ).
4.5 В области финансирования, учета и отчетности
4.5.1 Открывает в учреждениях банка лицевые счета.
4.5.2 Представляет в территориальные органы Федерального казначейства по каждой стройке и каждому объекту, включенным в перечень, комплект документов, приведенный в пункте 5.4.2 настоящего Пособия (пункт 45 «д» ; пункт 6 ).
4.5.3 Обеспечивает возмещение собственникам земельных участков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц ().
4.5.4 Обеспечивает авансирование подрядных работ (услуг) в размере и порядке, установленных договором строительного подряда.
Примечание:
Заказчик
Заказчик — лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого-либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно.
Заказчик по российскому законодательству
Гражданский кодекс Российской Федерации применяет понятие «заказчик» к узкому кругу сделок, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг:
- Договоры подряда, в том числе бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд (глава 37)
- Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38)
- Возмездное оказание услуг (глава 39)
Помимо этого, в параграфе 4 главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие «заказчик» применяется к сделкам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
См. также
- Технический заказчик
- Клиент — синоним слова заказчик; получатель услуг (продавца, банка, юриста и т. п.)
- Покупатель — синоним слова заказчик; используется при покупке товаров
- Потребитель — извлекающий пользу из приобретённого продукта или выполненной работы
- Спонсор — финансирующий работы без извлечения собственной материальной прибыли (см. гудвил)
- Инвестор — финансирующий работы для извлечения собственной прибыли
- Меценат — финансирующий работы без извлечения материальной прибыли; как правило, речь о развитии науки, искусства, образования
Примечания
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011 года. |
14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- •1. «Основы менеджмента»
- •1.Сущность и категории менеджмента.
- •2.История управленческой мысли.
- •3.Модели менеджмента.
- •4.Организация как объект управления.
- •5.Планирование как функция менеджмента.
- •6.Организация как функция менеджмента
- •7.Координация как функция менеджмента
- •8.Мотивация как функция менеджмента.
- •9.Контроль как функция менеджмента.
- •10.Организационная структура управления предприятием.
- •11.Лидерство и власть в управлении организацией.
- •12.Групповая динамика в системе менеджмента.
- •13.Управление конфликтами и стрессами в организации.
- •14.Этика и психология менеджмента.
- •2. «Теория организации»
- •1.Организация как система.
- •2.Основополагающие законы организации и варианты их реализации.
- •3.Законы организации второго уровня и их практическое использование.
- •4.Специфические законы социальной организации.
- •5.Самоорганизация и самоуправление.
- •3. «Стратегический менеджмент»
- •4. «Инновационный менеджмент»
- •4.1. Инновация: понятие, свойства и классификация
- •4.2.Инновационный процесс: сущность, модель и субъекты
- •4.3.Инновационный менеджмент: сущность, функции, методы и его система
- •4.4.Источники инновационных идей и методы их исследования
- •4.5.Жизненный цикл инновациии
- •4.6. Инновационный потенциал организации и его оценка
- •1.Продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсов и функций – ниокр, производства, реализации, сервиса)
- •2. Функциональный блок (компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий)
- •3. Ресурсный блок
- •4. Организационный блок
- •5. Управленческий блок
- •4.7. Управление инновационными проектами
- •4.8. Специализированные инновационные организации
- •2. Венчурные фирмы
- •3. Фирмы «спин-офф»
- •4. Инжиниринговые фирмы
- •5. Бизнес-инкубаторы
- •6. Технопарк
- •8.Научно-финансово промышленные группы (нфпг)
- •4.9. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- •4.10.Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности
- •5. «Инвестиционный менеджмент»
- •2.Понятие и содержание инвестиционного менеджмента.
- •5. Функции и механизм им
- •6. Система организационного обеспечения им
- •3.Управление реальными (капиталообразующими) инвестициями организации.
- •1. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций предприятия
- •2. Политика управления реальными инвестициями предприятия
- •3. Понятие инвестиционного проекта
- •4. Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
- •5. Инвестиционная программа
- •6. Основные критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
- •7. Жизненный цикл инвестиционного проекта
- •8. Разработка календарного плана реализации инвестиционного проекта
- •9. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта
- •10. Обоснование форм выхода проекта из инвестиционной деятельности
- •11. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- •12. Виды субъектов инвестиционной деятельности
- •13. Инвесторы: понятие, их права и обязанности
- •14. Заказчики: понятие, их права и обязанности и выполняемые функции
- •15. Подрядчики: понятие, их права и обязанности
- •16. Понятие договора подряда, его виды
- •17. Нормы Гражданского кодекса рф, посвященные особенности заключения договора подряда
- •18. Пользователи объектов капитальных вложений
- •4.Принципы и показатели экономической эффективности инвестиционных проектов.
- •1. Основополагающие принципы оценки эффективности долгосрочных инвестиций
- •2. Классификация показателей оценки экономической эффективности
- •3. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки чистой текущей стоимости (npv)
- •5. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей учетной нормы рентабельности (arr)
- •6. Методика расчета, правила применения, положительные стороны и недостатки показателей срока внутренней нормы рентабельности (I rr)
- •5.Управление финансовыми инвестициями организации.
- •1. Особенности и формы финансовых инвестиций предприятия
- •2. Инвестиционные качества финансовых инструментов
- •3. Риск и доходность ценных бумаг
- •4. Рейтинговая оценка ценных бумаг
- •5. Политика управления финансовыми инвестициями
- •6. Понятие портфеля финансовых инвестиций и классификация его видов
- •7. Портфель роста
- •8. Портфель дохода
- •9. Портфель роста и дохода
- •10. Доходность инвестиционного портфеля
- •11. Оценка риска инвестиционного портфеля
- •12. Модели формирования инвестиционного портфеля
- •13. Современная портфельная теория г. Марковица
- •14. Теорема об эффективном множестве г. Марковица
- •15. Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций
- •16. Оперативное управление реструктуризацией портфеля финансовых инвестиций
- •17. Активное и пассивное управление инвестиционным портфелем
- •6. «Финансовый менеджмент»
- •1.Понятие и содержание финансового менеджмента.
- •2.Финансовая диагностика организации в системе финансового менеджмента.
- •3.Управление внеоборотными активами организации.
- •4.Управление оборотными активами организации.
- •5.Управление собственным капиталом организации.
- •6.Управление заемным капиталом организации.
- •1.По цели привлечения:
- •2.По источнику привлечения:
- •3.По периоду привлечения:
- •4.По форме привлечения:
- •7.Управление финансовыми рисками предприятия.
- •4.Диверсификация:
- •5.Распределение рисков:
- •6.Самострахование:
- •7.Прочие.
- •8.Финансовое планирование в системе финансового менеджмента.
- •»Маркетинг»
- •1.Маркетинг как концепция управления предприятием.
- •2. Сегментация рынка.
- •3. Товар в системе маркетинга.
- •4. Сбыт в системе маркетинга.
- •6. Цена в системе маркетинга.
- •7. Процесс маркетинговых исследований.
- •8. Исследование и прогнозирование рынка.
- •9. Исследование и моделирование поведения потребителей.
- •10. Исследование конкурентов.
- •11. Исследование рыночных возможностей компании.
- •12. Управление маркетингом.
- •8. «Производственный менеджмент»
- •9. «Управление персоналом»
- •1. Управление персоналом в системе менеджмента организации.
- •2. Кадровая политика организации
- •3. Особенности управлений персоналом на основных стадиях развития организации
- •4. Методы формирования кадрового состава
- •5. Методы поддержания работоспособности персонала
- •6. Организационно-кадровый аудит
- •7. Технологии управления человеческими ресурсами организации
- •8. Конфликтологические основы кадрового менеджмента
- •9. Высвобождение персонала
- •10. Оценка эффективности управления персоналом
- •»Управленческие решения»
- •1. Сущность и квалификация управленческих решений
- •Вопрос 2. Разработка и реализации управленческих решений
- •3. Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска
- •4. Контроль реализации управленческих решений
- •5. Анализ управленческих решений
- •6. Методы прогнозирования управленческих решений.
- •»Управление рисками»
- •1. Понятие и классификация рисков.
- •2. Процесс управления рисками.
- •3. Способы выявления рисков.
- •4. Методы оценки риска.
- •5. Методы снижения рисков.
- •»Антикризисное управление»
- •1.Сущность, причины и разновидности кризисов в организации.
- •2.Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
- •3.Характеристика арбитражного управления организацией.
- •4.Финансовая стабилизация организации в рамках антикризисного управления.
- •5.Понятие и направления реструктуризации организации.
- •»Логистика»
- •1. Логистика в системе управления предприятием
- •2. Закупочная логистика: сущность, механизм реализации
- •3. Логистика запасов: сущность, механизм реализации
- •4. Складская логистика: сущность, механизм реализации
- •5. Производственная логистика: сущность, механизм реализации
- •6. Транспортная логистика: сущность, механизм реализации
- •7. Сбытовая логистика: сущность, механизм реализации
- •15. «Управление качеством»
- •1.Понятие качества и его составляющие.
- •2.Методы управления качеством в организации.
- •3.Сертификация систем управления качеством в организации.
- •4.Содержание и оценка затрат на качество.
- •5.Развитие теории и практики управления качеством.
- •1. 1900-1920 Гг. – отбраковка дефектной продукции
- •3. 1950-1980 Гг. – tqc (тотальный контроль качества);
- •2.Основание, порядок реорганизации субъектов хозяйственного права.
- •3.Лицензирование предпринимательской деятельности.
- •4.Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
- •5.Правовое регулирование рассмотрения споров при осуществлении предпринимательской деятельности.
ЗАКАЗЧИК
ЗАКАЗЧИК (ЗАСТРОЙЩИК)
1) собственник или лицо, уполномоченное собственником, привлекающие подрядчика для реализации инвестиционного проекта путем заключения договора подряда; — инвестор или лицо, уполномоченное инвестором, привлекающее подрядчика для реализации инвестиционного проекта путем заключения договора строительного подряда или государственного контракта для выполнения подрядных работ для государственных нужд;3) — физическое или юридическое лицо, обратившееся к поставщику с заявкой на поставку какого-либо товара и (или) выполнение каких-либо услуг;
4) — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют закупки за счет источников финансирования, предусмотренных законодательством;
5) — гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, в связи с чем он обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность.
Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь