Возврат переплаты по налогу

>Как вернуть переплату по налогу на недвижимость?

Как начисляется налог на имущество?

Три года назад правила начисления налога на имущество физических лиц кардинально поменялись. Теперь налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Её определяет государство. Сумму, которую должен заплатить каждый владелец имущества, высчитывает Федеральная Налоговая служба (ФНС). Делается это так.

За основу берётся кадастровая стоимость квартиры. При этом из реального размера недвижимости вычитается несколько метров. Для квартиры — это 20 квадратных метров. Если речь идёт о комнате, то её площадь сокращают на 10 квадратных метров, а дом — на 50 квадратных метров. Это называется налоговым вычетом. Целью вычетов было сократить размер налога для тех, у кого небольшое жильё.

Итоговая кадастровая стоимость указывается в квитанции, как налоговая база.

Сумма, ставшая налоговой базой, умножается на 4 параметра.

  • Доля в праве

Доля в праве на квартиру каждого владельца указывается в свидетельстве на собственность. Например, если семейная пара в браке купила квартиру, то каждый из них владеет 50% квартиры (если они сами не распределили доли по-другому).

Супруги не могут объединить квитанции, налог рассчитывается для каждого человека индивидуально. Если квартирой владеют четыре человека, а налог заплатят только двое, то тем, кто не заплатил, будут начисляться пени.

  • Налоговая ставка

Собственно, это ставка самого налога на недвижимость. Её устанавливают власти в каждом муниципальном образовании (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — в этих городах ставка установлена Налоговым кодексом).

  • Коэффициент владения в году

Он определяет количество месяцев владения имуществом в году, за который начисляется налог, включая месяц покупки или продажи недвижимости. Например, вы купили квартиру 12 марта, ваш коэффициент будет 10/12 (то есть 10 месяцев из 12). Если в этом году вы не совершали никаких действий с недвижимостью, то коэффициент будет 12 из 12.

  • Коэффициент к налоговому периоду

Этот параметр появился из-за особенностей российской налоговой реформы. Из-за новых правил расчёта налога на недвижимость, введёных в 2015 году, размер этого налога заметно вырос. Чтобы смягчить нагрузку на россиян, власти решили ввести специальные коэффициенты и увеличивать их каждый год. За 2015 год коэффициент составлял 0,2% (то есть граждане заплатили пятую часть от реального размера налога). При расчёте налога за 2016 год уже применялся коэффициент 0,4. За 2017 год будет применяться коэффициент 0,6. В 2018 году он вырастет до 0,8. И, наконец, за 2019 год мы уже будем платить полный размер налога.

Сложная схема, да? Давайте посмотрим, как рассчитывается налог, на примере реальной квитанции одного из сотрудников Сравни.ру.

3 919 273 (налоговая база) * 0,5 (наш сотрудник владеет ½ квартиры) * 0,1% (налоговая ставка) * 0,9166666 (доля владения, наш сотрудник зарегистрировал квартиру в феврале 2017 года) * 0,4 (коэффициент к налоговому периоду) = 718,53 рубля.

Сумма округляется в большую сторону до 719 рублей, и это не ошибка. По словам старшего консультанта сервиса НДФЛка.ру Валерии Семушиной, это правило закреплено в статье 52 Налогового кодекса. Всё, что рассчитывается с копейками от 1 до 50, округляется в меньшую сторону, всё, что с 51 до 99 — в большую.

Как проверить, правильно ли вам посчитали размер налога?

Ситуации, когда налоговая ошибается, случаются. Для эксперимента мы взяли восемь налоговых уведомлений реальных людей и проверили их. В пяти случаях налог оказался завышенным.

Например, тут:

Наши расчёты такие: 6 267 283 * ¼ * 0,1% * 12/12 * 0,4 = 626,72 рубля, а у налоговой 701 рубль.

Или тут:

Расчёт: 8892398 * 1/2 * 0,15% * 12/12 * 0,4 (этот коэффициент забыли напечатать в квитанции) = 2667,71 рубля, а у налоговой – 2762 рубля.

Минимальный размер переплаты в изученных квитанциях составил 49 рублей, а максимальный — 94 рубля. Небольшие деньги, но их можно вернуть.

Кто не должен платить налоги

Кстати, существует большой список категорий граждан, которые вообще не должны платить налог на жильё, если оно единственное. В него входят пенсионеры, инвалиды первой и второй группы, инвалиды детства, военнослужащие и другие. Льгота не предоставляется по умолчанию, о ней нужно заявить — написать заявление в налоговую инспекцию по месту жительства.

При этом, если ваша квартира меньше 20 квадратных метров, комната меньше 10 квадратных метров, а дом меньше 50 квадратных метров, то от уплаты налога вы освобождаетесь.

Если вы относитесь к одной из этих категорий, и вам пришёл налог, деньги тоже можно вернуть.

Как вернуть свои деньги?

Нужно написать заявление с просьбой на пересчёт налога. Сделать это можно через личный кабинет на сайте ФНС nalog.ru или написав бумажное заявление в адрес налоговой инспекции по месту нахождения квартиры. Лучше отправить заказное письмо с описью вложения.

Как оспорить кадастровую стоимость

Если вы считаете, что кадастровая стоимость жилья завышена, то можно заказать за свой счёт независимую оценку. Заплатить придётся не меньше 2000 рублей. Результат нужно отправить в налоговую инспекцию с просьбой внести изменения и пересчитать налог.

Что будет, если вы до сих пор не заплатили налог?

Всё зависит от региона регистрации недвижимости. Например, в Москве ничего не будет, поскольку столичные депутаты приняли закон, по которому пени не будут начисляться до 1 июля 2018 года.

Если нет поправок, то по общему правилу уже со 2 декабря 2017 года должны начисляться пени. Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ, за каждый день просрочки начисляется 1/300 от ключевой ставки. На 12 декабря 2017 года ключевая ставка составляет 8,25%. Делим её на 300 = 0,0275% за каждый день просрочки. Например, при неуплате налога в 1000 рублей в течение 10 дней пеня составит 2 рубля 75 копеек.

Переплата налога на имущество за прошлый год

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

По результатам сверки казенного учреждения с ИФНС обнаружена переплата налога на имущество за прошлый год. Годовая отчетность уже сдана. Какие документы следует оформить для возврата налога? Как отразить в бюджетном учете операции по возмещению налоговой инспекцией переплаты налога напрямую в доход бюджета?

Ответ:

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Возврат сумм излишне уплаченных налогов производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Переплаченная сумма налога может быть перечислена ФНС напрямую в доход бюджета. Для этого необходимо оформить заявление и обратиться в инспекцию по месту учета (п. 2, 6 ст. 78 НК РФ). Рекомендуемая форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/182@. Его можно подать на бумажном носителе либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Обратите внимание: представить в ФНС заявление необходимо в течение трех лет со дня уплаты излишней суммы налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Стоит отметить, что возврат переплаты осуществляется налоговым органом только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) по другим соответствующим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате переплаты принимается налоговой инспекцией в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных учреждением налогов, если такая сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ). При этом известить учреждение о согласии на возврат или об отказе в возврате налога инспекция обязана в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Вернуть переплату налоговики обязаны в течение одного месяца с того дня, как получили заявление от учреждения (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Также учреждение вправе (но не обязано) одновременно с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога подать в налоговый орган уточненную декларацию (ст. 81 НК РФ).

В бюджетном учете операции по рассматриваемой переплате отражаются обособленно дополнительными бухгалтерскими записями по исправлению ошибок прошлых лет с раскрытием информации об указанных операциях в пояснительной записке (ф. 0503160) согласно Инструкции № 191н (см. Письмо Минфина РФ от 20.12.2017 № 02-06-10/85104).

Исправлять в отчетном периоде ошибку, допущенную в году, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, необходимо на дату обнаружения ошибки одним из двух способов (п. 18 Инструкции № 157н):

1) сделать дополнительную бухгалтерскую запись;

2) сделать бухгалтерскую запись, оформленную методом «красное сторно», и (или) дополнительную бухгалтерскую запись.

По мнению автора, выявленную переплату следует классифицировать как дебиторскую задолженность прошлых лет.

В силу положений Указаний № 65н (в редакции Приказа Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н), а также проекта Инструкции № 162н доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет необходимо отражать по статье 136 КОСГУ, а учет расчетов по суммам излишне произведенных налоговых выплат вести на счете 1 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет».

Обратите внимание: положения названных документов планируется применять с 01.01.2018, однако на момент написания материала они не вступили в силу: Приказ Минфина РФ № 255н находился на регистрации в Минюсте, а проект Инструкции № 162н – на общественном обсуждении. До принятия и утверждения в установленном порядке соответствующих поправок рассматриваемые операции необходимо отражать с применением статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и счета 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Операции по начислению дохода в сумме переплаченного налога на имущество, подлежащей возврату ФНС, а также перечисление этой суммы в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ отразятся в учете казенного учреждения следующими корреспонденциями счетов:

Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета

Переплата налога в бюджет может возникать по самым разным причинам. Например, в случаях уплаты в течение года авансовых платежей по налогу, размер которых в итоге превышает необходимую к уплате сумму. Или когда плательщик забывает об имеющихся у него льготах по тому или иному налогу, и уплачивает его на общих основаниях. Причиной переплаты может являться и банальная ошибка, допущенная бухгалтерией. При этом переплаченный налог может быть либо возвращен обратно плательщику, либо зачтен в счет уплаты недоимки по другому налогу. Но не всегда. В ряде случаев вернуть переплату оказывается не так-то просто. Для БУХ.1С разбирался с вопросом возвраты налогов из бюджета эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Вернуть нельзя оставить

Порядок возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога регламентируется положениями статьи 78 НК РФ. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обнаруженная переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам (п.1 ст. 78 НК РФ). В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется соответствующее заявление налогоплательщика. Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90.

Минфин РФ в письме № 03-02-07/1-260 от 25.07.2011 пояснил, что зачет налога в счет будущих платежей налогоплательщика производится только с его согласия. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Фискалы исходят из того, что налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС. Данная позиция была закреплена еще Минфином РФ в письме от 30.12.2011 № 03-07-11/362. Здесь был рассмотрен вопрос о возможности зачета суммы излишне уплаченного НДС в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Минфин указал, что НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций – региональным. Сумма переплаченного НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Но плательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС.

В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 также отмечается, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.

Наряду с зачетом плательщик может заявить о возврате переплаты. Заявить о возврате нужно по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 г. № ММВ-7-8/90. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

При этом закон содержит ряд ограничений на возврат налога. Первое ограничение – пропуск срока на возврат. Заявление о зачете или о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).

Второе ограничение заключается в наличии у плательщика недоимки по налогам. Возврат плательщику переплаты при наличии у него недоимки по налогам, пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п.6 ст. 78 НК РФ).

Между тем, в некоторых случаях отказать в возврате переплаченной суммы налоговики могут и по основаниям, прямо не указанным в НК РФ.

Шпаргалка от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

2. Переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется заявление налогоплательщика.

3. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

4. Налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС.

5. Плательщик может заявить о возврате переплаты. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Закон содержит ограничения на возврат налога: пропуск срока (3 года со дня уплаты указанной суммы) и наличие у плательщика недоимки по налогам (возврат при наличии недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки).

7. Самая частая причина для отказа в возврате переплаты – пропуск срока. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию. Возвратить налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

8. Компании, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, должны успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур.

Кто не успел, тот опоздал

Пропуск законного срока является самой частой причиной для отказа в возврате переплаты. Как мы уже говорили, заявить о возврате переплаты можно в течение трех лет с момента его уплаты. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию.

Возвратить же налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

Но налоговики рассчитывают данный срок одинаково для всех случаев. То есть, именно с момента перечисления налога в бюджет. С их точки зрения получается, что в момент уплаты налогоплательщик уже точно знает о том, что переплачивает налог и что ему предстоит пройти ряд инстанций для его возврата. Логика более чем странная.

На ошибочность данной позиции было обращено внимание еще в Постановлении ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09.

Судьи пояснили, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал об этом факте.

Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты, не может считаться момент уплаты налога или подачи уточненной декларации.

Таким моментом является, например, день получения плательщиком акта совместной сверки расчетов с налоговой инспекцией. Из акта становится понятно, имеется ли у плательщика недоимка, или же напротив – переплата по налогу.

Именно с момента получения акта сверки и следует отсчитывать начало течения трехлетнего срока.

Кому я должен – всем прощаю

Проблемы с возвратом переплаты могут возникнуть и у компании, находящейся в стадии банкротства или ликвидации. Главное здесь – успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур. В противном случае налог так и останется в бюджете, а переплату попросту спишут.

Налоговики исходят из того, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату исключительно налогоплательщику ликвидируемой организации до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ее ликвидации.

Заявить о возврате может как сама организация, так и конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению делами юрлица.

Если ликвидатор этого не сделает, налог нельзя будет вернуть даже в рамках банкротства, несмотря на то, что закон предусматривает распределение имущества компании, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 58 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Дело в том, что п. 4 ст. 49 НК РФ прямо устанавливает специальное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации. Следовательно, после ликвидации юрлица учредители не смогут возвратить переплату.

Переплату также нельзя и уступить другому лицу в порядке статьи 382 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются и арбитражные суды (например, АС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.08.2014 № Ф03-3110/2014).

Таким образом, исключение юрлица из ЕГРЮЛ лишает возможности возврата переплаты налога, но отнюдь не прекращает обязанности по уплате налогов (письмо ФНС России от 27.11.2013 № СА-4-14/21159).

Неужели тебя не вернуть никогда (переплата НДФЛ)

Массу вопросов вызывает возможность зачета/возврата из бюджета сумм излишне уплаченного НДФЛ. В настоящее время налоговики обосновывают отказы в возврате налога ссылками на то, что налоговый агент в принципе не может переплатить НДФЛ.

НДФЛ удерживается с доходов работников в фиксированной сумме – 13% от заработка. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Закон позволяет вернуть налог только работникам и только в том случае, если он был переплачен в бюджет за их счет. То есть, в случае излишнего удержания налога у сотрудника (ст. 231 НК РФ).

Перечисленная же компанией в бюджет сумма, превышающая сумму фактически удержанного налога, не является НДФЛ, если излишнего удержания у работников не было. Перечисление указанной суммы производится неправомерно. И она не подлежит возврату налоговому агенту.

Такими же доводами руководствуются и арбитражные суды. Одно из последних таких дел рассмотрел АС Московского округа в Постановлении от 29.11.2016 по делу № А40-3052/2016. Суд указал, что агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Агенты не платят НДФЛ за счет собственных денежных средств. В противном случае перечисленная в бюджет из своих средств сумма не будет считаться НДФЛ.

Не возникнет у налогового агента и переплаты по этому налогу. Иными словами, переплаченная за счет агента сумма не может быть ни зачтена в счет будущих платежей по НДФЛ, ни возвращена налоговому агенту в качестве данного налога.

Однако вернуть переплаченную сумму все же можно. О том, как это сделать, рассказала ФНС РФ в письме от 04.07. 2011 № ЕД-4-3/10764. Ведомство отметило, что налоговый агент не может требовать возврата переплаченной суммы НДФЛ. Агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением, в котором он должен потребовать возвратить на свой расчетный счет сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджет.

При этом налоговики должны будут осуществить по заявлению налогового агента совместную сверку расчетов по налогам и представить справку о состоянии расчетов указанного лица. Данная справка и акт и будут являться основанием для возврата переплаты.

Зачет и возврат переплаты по налогам

Изменения НК РФ коснулись многих аспектов налогообложения. О том, как платить и отчитываться по НДФЛ с 2020 года мы уже рассказывали. В этой статье рассмотрим нововведения в порядке зачета и возврата переплаты налогов.

Переплата обнаруживается в процессе составления декларации, проведения налоговой или внутренней бухгалтерской проверки, сверки с инспекцией и т.д. Причиной ее может стать неверный расчет налоговых обязательств (ошибка в расчете базы, применение другой налоговой ставки) или неправильное заполнение платежных документов. Налогоплательщик имеет право зачесть излишне уплаченную сумму в счет предстоящих платежей, оплаты недоимки по другим налогам, задолженности по штрафам и пеням или оформить возврат денег. Для возврата (зачета) нужно подать заявление в ИФНС в течение 3 лет со дня уплаты. Если причина переплаты – ошибка в декларации, то в дополнение к заявлению нужно представить уточненную декларацию.

Зачет излишне уплаченной суммы с 2020 года

По действующим нормам права (п. 1 ст. 78 НК РФ) зачесть переплату можно только по налогам соответствующего вида: региональный за региональный, местный за местный, федеральный за федеральный. Так, если вы переплатили по налогу на прибыль (федеральный), то зачесть излишнюю сумму сможете в уплату НДС, но не в счет налога на имущество, так как он относится к региональным.

В новой редакции налогового законодательства эти ограничения сняли. Зачесть излишне уплаченную сумму можно будет в качестве оплаты любого из налогов.

Возврат переплаты по налогам

Изменения затронули и процедуру возврата переплат. На сегодняшний день вернуть излишне уплаченную сумму можно, если нет недоимки по налогам того же вида, иначе переплата в первую очередь идет в счет погашения задолженности.

По новым правилам вернуть деньги получится, только если не будет недоимки по любому из налогов, а также пеней и штрафов. В ином случае возврату подлежит только остаток (если такой будет) после зачисления средств в уплату долгов и взысканий.

Кстати, с апреля следующего года налоговые раз в квартал смогут уведомлять налогоплательщиков о наличии задолженности по налогам или штрафам через СМС-сообщения или по электронной почте. Но только при условии предварительного письменного согласия плательщика.

Нововведения по зачету и возврату налогов вступят в силу с 1 октября 2020 года.

Сроки принятия решения о возврате или зачете переплаты

С 29 октября 2019 года заработают поправки, касающиеся сроков принятия решения о зачете или возврате переплаты. Так, в случае проведения камеральной проверки они будут зависеть от того, когда она закончится или когда вступит в силу заключение по ее результатам. Срок принятия решения будет начинаться:

  • через 10 дней после дня завершения камеральной проверки;
  • со следующего дня после вступления в силу решения по проверке, в процессе которой выявили нарушения.

Правовой сборник Консультант Плюс

Возврат излишне удержанного НДФЛ, рекомендации по заполнению 6-НДФЛ, образец и пошаговая инструкция — в сборнике Консультант Плюс «6-НДФЛ. Как правильно заполнять в 2019 году?». Закажите сборник бесплатно на нашем сайте.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2017 г. по делу N 44г-25
Судья 1-й инстанции: Самороковская Н.В.
Судьи 2-й инстанции: Горнова М.В. — предс., докл.
Андреева И.Ю.,
Целищев А.А.
Президиум Московского городского суда в составе
Председателя Президиума Егоровой О.А.
и членов Президиума: Панарина М.М., Ишмуратовой Л.Ю., Курциньш С.Э., Базьковой Е.М., Пильгуна А.С.
при секретаре Ф.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. гражданское дело по иску О.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве о признании незаконными решений, взыскании денежных средств
по кассационной жалобе О.И., подписанной также в ее интересах адвокатом П.В., поступившей в суд кассационной инстанции 18 января 2017 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2016 года,
установил:
О.И. обратилась в суд с иском, просила признать незаконными решение ИФНС России N 29 по г. Москве, оформленное письмом от 21 сентября 2015 года, об отказе в возврате ей излишне уплаченного налога на доходы физических лиц и решение УФНС России по г. Москве, оформленное письмом от 11 ноября 2015 года, об отказе в удовлетворении ее жалобы; устранить допущенные нарушения и взыскать с ИФНС России N 29 по г. Москве и УФНС России по г. Москве в ее пользу денежные средства в размере руб.
В обоснование заявленных требований О.И. указывала на то, что в июле 2015 года от сотрудников ИФНС N 29 по г. Москве ей стало известно о наличии переплаты по налогу на доходы физических лиц в размере более руб. 22 июля 2015 года О.И. для подтверждения указанной информации и возврата излишне уплаченного налога обратилась с соответствующим требованием в ИФНС N 29 г. Москвы. Письмом от 21 сентября 2015 года Инспекция ИФНС N 29 г. Москвы подтвердила факт переплаты по налогу на доходы физических лиц со стороны О.И. в размере 1 589 495 руб., однако в удовлетворении заявления отказала, сославшись на факт пропуска трехлетнего срока на подачу заявления о зачете или возврате излишне уплаченного налога.
16 октября 2015 года О.И., не согласившись с отказом, обратилась с жалобой в УФНС России по г. Москве. Решением УФНС России по г. Москве от 11 ноября 2015 года О.И. в удовлетворении жалобы было отказано.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2016 года исковые требования О.И. удовлетворены, постановлено:
признать незаконным решение ИФНС России N 29 по г. Москве от 21 сентября 2015 года об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы,
признать незаконным решение УФНС России по г. Москве от 11 ноября 2015 года об отказе в удовлетворении жалобы о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы,
обязать ИФНС России N 29 по г. Москве возвратить О.И. сумму излишне уплаченного налога на доходы в размере рублей,
взыскать с ИФНС России N 29 по г. Москве в пользу О.И. расходы по уплате госпошлины в размере рублей,
взыскать с УФНС России по г. Москве в пользу О.И. расходы по уплате госпошлины в размере рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2016 года решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований О.И. отказано.
В кассационной жалобе О.И. ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения судебной коллегии, полагая его незаконным.
6 февраля 2017 года данное дело было истребовано из Никулинского районного суда г. Москвы, 9 февраля 2017 года поступило в Московский городской суд и определением судьи Московского городского суда от 21 марта 2017 года кассационная жалоба О.И. с гражданским делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения адвоката П.В. в интересах О.И., представителя ИФНС России N 29 по г. Москве по доверенности М.Н., представителя УФНС России по г. Москве Е.Г., обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Московского городского суда приходит к следующему.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (пункт 3).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 года N 173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В.А. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации», оспариваемая норма, содержащая положение о праве налогоплательщика подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела следует, что 22 июля 2015 года О.И. обратилась с заявлением в ИФНС России N 29 по г. Москве, в котором указала, что от сотрудника Инспекции ей стало известно, что с 2008 года за ней числится излишне уплаченная сумма по налогу на доходы физических лиц в размере около рублей, в связи с чем просила предоставить ей официальную информацию о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога, а также вернуть излишне уплаченную сумму.
Письмом от 21 сентября 2015 года ИФНС России N 29 по г. Москве сообщила О.И. о невозможности произвести возврат/зачет денежных средств, так как переплата по налогу на доходы в сумме руб., образовавшаяся до 10 июля 2008 года, не подлежит зачету/возврату в связи с истечением трехлетнего срока согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ.
16 октября 2015 года О.И., не согласившись с данным ответом, обратилась с жалобой в УФНС России по г. Москве.
Письмом, датированным 11 ноября 2015 года, УФНС России по г. Москве в удовлетворении жалобы О.И. было отказано.
4 марта 2016 года О.И. обратилась в суд с указанными выше требованиями.
Разрешая настоящий спор, суд исходил из того, что о нарушении своих прав О.И. узнала в июле 2015 года, при этом доказательств, подтверждающих, что налоговый орган известил О.И. о выявлении факта переплаты налога, суду не представлено, в связи с чем срок для предъявления ею требований о возврате излишне уплаченной суммы налога ею не пропущен.
Проверяя законность постановленного судом решения, судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не согласилась, указав на то, что сумма налога в размере руб. за период 2006 — 2008 годов, вопрос о возврате которой как излишне уплаченной был поставлен О.И., была уплачена ею самостоятельно платежными поручениями от 14 июля 2006 года, 30 января 2008 года, 10 июля 2008 года.
Таким образом, уплачивая налоги самостоятельно, О.И. должна была знать о переплате в период, когда денежные средства были перечислены по платежным поручениям в 2006 и 2008 годах, тогда как с указанными требованиями она обратилась в суд только в 2016 году, что свидетельствует о пропуске ею срока исковой давности.
С учетом изложенного, судебная коллегия отменила решение суда и вынесла по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных О.И. требований.
Между тем, судебной коллегией не учтено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ начало течения срока исковой давности связано с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о реальном нарушении его прав.
В силу статьи 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.
При этом действующее налоговое законодательство предусматривает исчисление и уплату налога на доходы физических лиц непосредственно у источника получения такого дохода на дату его фактического получения (статья 226 Налогового кодекса РФ), вместе с тем, общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (статья 225 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства О.И., производя 14 июля 2006 года, 30 января 2008 года, 10 июля 2008 года уплату денежных средств в счет налога на доходы физических лиц, о нарушении своих прав непосредственно в момент такого платежа знать не могла, поскольку добросовестно полагала, что исполняет установленную законом обязанность по уплате налогов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в распоряжении налоговых органов имелись сведения о полученных О.И. за период с 2006 по 2008 год доходах и уплаченных ею через налоговых агентов суммах налога на доходы физических лиц, о чем свидетельствуют справки О.И. по форме 2-НДФЛ за 2006, 2007, 2008 годы, представленные суду ИФНС России N 29 по г. Москве вместе с возражениями против заявленных истцом требований (л.д. 41 — 59).
При таких обстоятельствах налоговый орган располагал как сведениями об уплате О.И. за 2006 — 2008 годы налога на доходы физических лиц через налоговых агентов, так и сведениями о самостоятельной уплате ею в 2006 — 2008 годах денежных средств в счет налога на доходы физических лиц, вместе с тем, несмотря на наличие фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, в нарушение положений статьи 82, пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ каких-либо мер к выяснению оснований для исчисления и уплаты О.И. налога на доходы физических лиц в размере руб. налоговый орган не принял, совместную с налогоплательщиком сверку расчетов по налогу на доходы физического лица не произвел, а о факте излишней уплаты налога налогоплательщику сообщил только в июле 2015 года.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что до июля 2015 года О.И., добросовестно заблуждаясь, полагала себя исполнившей обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в размере, установленном законом, а налоговым органом требования закона в части осуществления налогового контроля и выявления фактов излишней уплаты налога выполнены не были, О.И., обратившись в суд в марте 2016 года, не может быть признана пропустившей срок исковой давности по заявленным ею требованиям.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав О.И., в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что судом первой инстанции были полно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, принятое по делу апелляционное определение судебной коллегии подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 386, 387 — 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Московского городского суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2016 года отменить, оставить в силе решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2016 года.
Председатель Президиума
Московского городского суда
О.А.ЕГОРОВА

Аналитика Публикации

В практике нередко возникают ситуации, когда у налогоплательщика образуется переплата по налогу на имущество. При наличии такой переплаты лицо вправе осуществить ее возврат или зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Как правильно это сделать и на что может претендовать налогоплательщик, рассмотрим в настоящей статье. Нижеприведенный порядок также применим для возврата излишне уплаченных (взысканных) пени, штрафов по налогу на имущество.

1 этап – определяем является ли сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной

Излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой налоговых платежей являются денежные средства, уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика за определенный налоговый период (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2016 N 308-КГ16-399 по делу N А63-12002/2014).

Излишне уплаченной может считаться сумма, оплаченная плательщиком добровольно, в отсутствие факторов внешнего принуждения.

Излишне взысканной может быть признана сумма, поступление которой в бюджет связано с действиями налогового органа, например, оплата недоимки, начисленной по решению инспекции, оплата налога на основании требования, принудительное взыскание денежных средств, зачет налога в отсутствие заявления налогоплательщика и т.д.

В зависимости от вида переплаты Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает различное правовое регулирование. Порядок возврата (зачета) излишне оплаченных сумм установлен ст.78 НК РФ, а в отношении возврата излишне взысканных сумм применятся ст.79 НК РФ.

2 этап – выясняем срок давности для обращения с заявлением о возврате налога

Если сумма налога является излишне взысканной, заявление о ее возврате может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Если сумма налога является излишне уплаченной, заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае если указанный срок по какой-либо причине пропущен, но налогоплательщик готов отстаивать свои права в судебном порядке, заявление все равно необходимо подать, так как это является необходимым условием для предъявления иска в суд о возврате излишне уплаченных сумм налога (п.33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Пропуск вышеуказанных сроков ограничивает возможность налогоплательщика осуществить возврат налога в административном порядке, но не препятствует обращению в суд с заявлением о возврате (взыскании) налога. При защите прав в судебном порядке применению подлежит общий трехлетний срок исковой давности (ст.200 НК РФ), который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

3 этап – определяем объем претензий и формулируем требование

При наличии переплаты по налогу налогоплательщик может заявить требование о ее зачете и / или возврате.

Заявление о зачете переплаты по налогу на имущество может быть подано только в счет текущих или предстоящих платежей по данному или иному региональному (для организаций) или местному (для физических лиц) налогу (пени). Иные виды налогов, например, федеральные, такой переплатой погасить не удастся.

В отношении суммы излишне уплаченных (взысканных) денежных средств также может быть подано заявление об их возврате. Однако при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам возврат будет осуществлен только после зачета суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки (задолженности). Зачет производится инспекцией самостоятельно, но не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Действующее законодательство не запрещает налогоплательщику разделить сумму переплаты и часть направить в зачет по налогу и иным платежам, а в отношении оставшейся части заявить требование о ее возврате.

В случае если денежные средства являются излишне взысканными, помимо возврата налога, инспекция обязана уплатить налогоплательщику проценты на указанную сумму. Проценты начисляются и уплачиваются за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в указанный период ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

В случае если денежные средства являются излишне уплаченными, проценты подлежат начислению и уплате только при нарушении инспекцией срока возврата налога и исключительно за период такой просрочки.

Расчет и уплата процентов производится налоговым органом самостоятельно.

Если сроки давности позволяют, то налогоплательщик до подачи заявления о возврате (зачете) может провести сверку с налоговым органом по налогам и сборам. Однако это не является обязательным условием для предъявления такого заявления.

4 этап – подготавливаем заявление о возврате (зачете) налога

Приказом ФНС России от 23.05.2017 N ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы заявлений о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога и о зачете суммы излишне уплаченного налога для подачи их в электронной форме.

Однако заявление может быть подано и в произвольной форме, так как действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в возврате (зачете) сумм по причине несоблюдения установленной формы заявления.

5 этап – подаем заявление

Заявление о возврате (зачете) подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Судебная практика исходит из того, что не имеет значения, в какой налоговый орган – по месту нахождения организации или по месту нахождения недвижимого имущества – подается данное заявление, так как в силу ст.30 НК РФ налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах РФ.

Налоговый кодекс также не содержит ограничений в отношении способа предоставления заявления о возврате (зачете). Таким образом, оно может быть направлено почтой, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика или вручено нарочно.

6 этап – контролируем соблюдение налоговым органом сроков возврата (зачета)

В течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки, подтверждающего излишнюю уплату налога, или получения заявления налогоплательщика о возврате (зачете) налоговый орган должен принять решение о возврате или зачете сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.

Не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении их зачета (возврата). Аналогичное правило может быть применено и к решению, принятому в отношении излишне взысканных денежных средств (Письмо Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26087).

Возврат излишне взысканных денежных средств с начисленными на них процентами, а также возврат излишне уплаченных денежных средств должен быть осуществлен в течение 1 месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика.

Однако необходимо учитывать, что указанный срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

7 этап – оспариваем действия/бездействие налоговых органов

Если в установленный срок налоговый орган не принял решение о возврате (зачете) налога, налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия контролирующего органа незаконным.

Налогоплательщик вправе в судебном порядке также оспорить законность решения инспекции об отказе в возврате (зачете) указанных сумм.

Однако, необходимо помнить, что вышеуказанным обращениям в суд должен предшествовать досудебный порядок регулирования споров, предусмотренный п.2 ст.138 НК РФ, согласно которому акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

При предъявлении в суд требования имущественного характера о возврате инспекцией (взыскании с инспекции) излишне уплаченной (взысканной) суммы и процентов, соблюдения указанного досудебного порядка не требуется. Для предъявления имущественного иска достаточно выполнения процедуры возврата, установленной статьями 78 и 79 НК РФ.

Таким образом, процедура возврата (зачета) налога хорошо детализирована Налоговым кодексом РФ и проста в применении.

В Москве создаются предпосылки для массовых обращений налогоплательщиков за возвратом (зачетом) налога на имущество.

26 декабря 2016 Правительство Москвы Постановлением г. N 937-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 21 ноября 2014 г.» (далее – Постановление Правительства Москвы) преподнесло неприятный предновогодний сюрприз владельцам объектов недвижимости в столице, увеличив кадастровую стоимость некоторых объектов в несколько раз. Причем, согласно п.3 указанного документа, постановление подлежало применению с 1 января 2016.

С учетом этого, многие налогоплательщики, оплачивающие налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, увеличили свои платежи в бюджет. Тем же, кто не откорректировал налоговую базу, соответствующие доначисления произвели налоговые инспекции в рамках камеральных проверок.

В основном налогоплательщики оспаривали решения налоговых органов о соответствующих доначислениях, однако некоторые владельцы недвижимости решили оспорить Постановление Правительства Москвы в части распространения его действия на период 2016 года.

31 октября 2018 года Московский городской суд по делу № 3а-3533/2018 вынес решение по одному из таких исков и признал недействующим п.3 Постановления Правительства Москвы со дня его принятия в той мере, в какой он применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Указанное решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано Правительством Москвы. Однако в случае оставления его без изменения, владельцы недвижимости, оплатившие налог в бюджет за 2016 год исходя из новой кадастровой стоимости, предусмотренной данным постановлением, смогут претендовать на зачет и / или возврат налога на имущество. Кроме того, налогоплательщики, проигравшие в суде споры по вопросу обоснованности применения новой кадастровой стоимости в период 2016 года, смогут обратиться за пересмотром судебных актов по новым обстоятельствам (пп.1 ч.3 ст.311 АПК РФ) при условии, что судебный акт был основан на Постановлении Правительства Москвы. Владельцы недвижимости также будут вправе требовать возмещения вреда, причиненного в результате издания спорного нормативного акта.

Кроме случаев возврата налогов по консолидированной группе налогоплательщиков.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *