В хозяйственном ведении

Содержание

Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Право муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:

  1. представительными (выборными органами);

  2. органами местного самоуправления;

  3. муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Особенности муниципального имущества.

1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта).

3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).

Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Определение 1

Право хозяйственного ведения — это хозяйственное или иное право ведения, владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее юридическим лицам, в установленных законом пределах.

Определение 2

Право оперативного управления — это право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее казённому предприятию или учреждению, в установленных законом пределах.

Право хозяйственного ведения

Нормы, регулирующие право хозяйственного ведения, закреплены в Гражданском кодексе РФ (с. 294). Они раскрывают данный институт как право, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям, по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника.

Как видно из определения, одной из главных составляющих в данной сфере является правовое положение обладателя права, в качестве которого предстает государственное или муниципальное унитарное предприятие. Его понятие также дает ГК РФ в ст. 113: “коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней, а обладает им на праве хозяйственного ведения”.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.

Предмет и цели деятельности, осуществляемые таким предприятием, должны определяться собственником имущества, т. е. государством либо муниципальным образованием. Так, цели могут быть, в том числе, и социальными. Как правило, унитарные предприятия создают в виде коммунальных комплексов, которые занимаются работой по оказанию коммунальных услуг, обеспечению населения товарами и услугами.

Говоря об особенностях права хозяйственного управления, стоит отметить, прежде всего, субъект, который является коммерческой организацией, и, следовательно, обязан не только сохранять публичное имущество, но и приумножать его. Для выполнения данных обязанностей закон предусмотрел определенные механизмы контроля:

  • установленные в Гражданском кодексе РФ ограничения, касающиеся прав, принадлежащих обладателю права хозяйственного ведения, заключающиеся в наделении собственника следующими правами: на дачу согласия или отказа в продаже; на сдачу в залог или аренду и др.;
  • установленные в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения, связанные с совершением сделок по имуществу предприятия (по займам, поручительствам, обременениям, уступке требований, переводам долга, заключению договоров, крупных сделок и т.п.).

Замечание 1

Стоит подчеркнуть, что в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве, который был разработан по Указу Президента РФ № 1108, о праве хозяйственного управления речи не идет. Разработчики обосновывают это необходимостью устранения дуализма прав, предлагая оставить в законе только право оперативного управления.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя. Так, продать государственное имущество можно только путем приватизации, передать его в аренду только осуществив торги, при этом распоряжение публичным имуществом является всеобще доступным.

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества. Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом. А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

Закон предоставляет указанные специальные границы только для “распоряжения” имуществом, тогда как права “владения” и “пользования” в эту категорию не попадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст. 297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника. Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.

В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:

  • Российской Федерацией;
  • субъектом Российской Федерации;
  • муниципальным образованием;
  • частными гражданами;
  • юридическими лицами;
  • бюджетными учреждениями.

Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено. В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду. Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.

Подводя итог в отношении права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов. Об этом свидетельствует не совсем развитое состояние использующих в своей деятельности данное право государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием, культурой. Наблюдается дефицит бюджета в финансировании деятельности данных организаций, который постоянно растет.

В качестве решения сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на уровне законодательства, предлагая ввести право персонифицированной собственности, что позволить обладателю права иметь наиболее широкие правомочия в отношении имущества, которое ему принадлежит.

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • в праве оперативного управления — муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

Собственник имущества:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
  • в праве оперативного управления — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

  • в праве хозяйственного ведения — возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
  • в праве оперативного управления — как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.

Права собственника по отношению к имуществу:

  • в праве хозяйственного ведения — собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
  • в праве оперативного управления — собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.

Замечание 2

Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.

Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.

1. Собственник имущества осуществляет контрольные полномочия не только в отношении передаваемого унитарному предприятию имущества, ему одновременно принадлежит право образования предприятия и определения наиболее важных и значимых аспектов его деятельности. Наряду со специальными правомочиями собственника, ему в полной мере присущи и полномочия, характерные для учредителя юридического лица любой организационно-правовой формы, в первую очередь право на получение части прибыли от деятельности предприятия, связанной с использованием предоставленного ему имущества.

2. Распоряжение имуществом, переданным предприятию на праве хозяйственного ведения, допускается исключительно с согласия собственника данного имущества. Такое согласие оформляется распоряжением уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления.

3. Судебная практика:

— Постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2014 N Ф09-2982/14 по делу N А76-19410/2010;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2012 по делу N А79-6416/2011;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 N 15АП-2357/2014 по делу N А32-18953/2013;

— решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-6632/2014;

— решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 23.06.2014 по делу N 12-20/2014.

Статья 295 ГК РФ. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

См. все связанные документы >>>

1. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда УП не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за УП на праве хозяйственного ведения, без его согласия (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г). В частности, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо распоряжаться иным образом имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

2. Перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в п. 1 комментируемой статьи и в иных законах. Закон о государственных и муниципальных предприятиях до настоящего времени не принят. Поэтому процедура реализации собственником (уполномоченным им органом) предоставленных правомочий определяется иными правовыми актами, действующими впредь до его принятия.

Собственник вправе:

а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» (СА РФ. 1994. N 8. Ст. 593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.

Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с п. 1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г. Москвы, государственных учреждений г. Москвы и коммерческих организаций с участием г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г. Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;

б) реорганизовать предприятие. Решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Минэкономики РФ и (или) ГКАП РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;

в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» (Вестник ВАС РФ. 1994. N 8. С. 25) с указанными лицами должны быть заключены контракты, регулируемые гражданским законодательством. Общие требования к условиям контракта содержатся в п. 2 Указа. При этом условия контракта о социальном обеспечении руководителя не должны быть хуже тех, которые он ранее имел по трудовому законодательству.

Применительно к предприятиям, находящимся в государственной собственности субъектов РФ, см. также Типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия, утв. Постановлением правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908;

г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;

д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то что данное правомочие было закреплено за собственником еще ст. 5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (Ведомости ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416), на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что в дальнейшем собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника. Такие договоры не следует отождествлять с договорами между собственником и предприятием, которые могли бы ограничить право распоряжения имуществом последнего (см. коммент. к ст. 294 ГК).

3. В п. 2 комментируемой статьи содержится перечень действий, которые УП, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества. В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены ГКИ РФ и его территориальные агентства. Они же дают его в случае создания федеральным предприятием своего дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК).

От лица субъекта РФ или муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет по управлению имуществом муниципального образования.

4. Государственное или муниципальное УП, получив в соответствии со ст. 295 ГК согласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем закрепленного за ним недвижимого имущества. Данное положение отменяет норму Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду» (Ведомости РФ. 1992. N 43. Ст. 2429), согласно которой единственным арендодателем такого имущества выступали соответствующие комитеты по управлению имуществом.

5. По общему правилу собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия.

Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотеки), неудобство в пользовании и т. п.  

В соответствии с п. 3 ст. 252 суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотека), неудобство в пользовании и т.п.  
Ст. 250 п. 14 в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования  
В перечень внереализационных доходов включаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг. Это касается имущества (работ, услуг), полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлениях, целевом финансировании. Такие доходы включаются в состав внереализационных в момент выявления нецелевого использования. ч  

В виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.  
Следует отметить, что в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.  
Зона риска характеризуется в целом недостатком собственных средств, в т. ч. в денежной форме, при этом все имущество предприятия заемное. Понятно, что для выхода из этой зоны потребуется наращивание собственного капитала (в денежной и неденежной форме), которое сопровождается экономным использованием собственных денежных средств, строго регламентируется и направляется по целевому назначению.  
Подтверждением целевого использования льготируемого имущества базы отдыха является его принадлежность к таковому согласно ОКОНХ, а также факт его использования по целевому назначению, устанавливаемый налоговыми органами в ходе налоговой проверки.  
Признание доходов в виде нецелевого использования имущества Датой получения доходов согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись.  
Прежде всего большое значение для развития хозяйственной самостоятельности и осуществления- деятельности строительных организаций па началах хозрасчета имеет правомочие пользования. С расширением их прав по использованию собственных оборотных средств одновременно повышена их заинтересованность и ответственность за использование этих средств в соответствии с целевым назначением и плановыми заданиями, установленными государством. Следовательно, первичные звенья, не выходя за рамки специальной правоспособности, должны обеспечить целевое использование не только основных, но и оборотных средств. Принцип целевого назначения и использования охватывает как материальные ресурсы, т. е. имущество, вошедшее в состав основных и оборотных фондов, так и финансовые ресурсы строительных организаций.  
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования  
В балансе доходов и расходов этой отрасли хозяйства устанавливаются также взаимоотношения с государственным бюджетом по прибылям с Министерством путей сообщения и финансирующими банками по использованию прибылей заводов и предприятий по их целевому назначению, взносам выручки от реализации выбывшего имущества, взносам излишков оборотных средств, взносам амортизации в Госбанк, Промбанк и МПС на перераспределение и т. д.  
Баланс предприятия — одна из форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающая в обобщенном виде его средства по составу и направлениям использования (актив) и источникам их финансирования (пассив) в денежной оценке на определенную дату. Он характеризует финансовое положение предприятия на отчетную дату, отражая имеющееся у предприятия. имущество, собственный капитал и обязательства (табл. 19.1). Форма баланса не имеет различий по отраслям и формам собственности. Актив отражает состав, размещение и использование средств предприятия, а пассив показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Поэтому одним из обязательных требований, предъявляемых к бухгалтерскому балансу, является равенство итога актива итогу пассива.  
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению. Целевое назначение полученных средств определяется федеральными законами либо организацией, физическим лицом, являющимися источником целевого назначения.  
Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории РФ до вступления в силу Закона о государственном земельном кадастре, является юридически действительным. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме (ст. 7 Закона о государственном земельном кадастре).  
ИМУЩЕСТВО, ПОЛУЧЕННОЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ — имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования. Доходы, в виде указанного имущества, относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК).  
Изъятие и уменьшение указанных резервов за счет расходов нецелевого назначения не допускаются. Эксплуатирующие организации по средствам сформированных резервов заполняют отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых средств, целевого финансирования согласно действующей Инструкции и сдают в налоговые органы по месту регистрации предприятия.  
Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами. Запрещается использование целевых средств не по назначению, а также направление других средств на нужды, финансирование которых должно осуществляться только за счет целевых источников. Средства целевого финансирования, полученные на безвозвратной основе, являются источником увеличения собственного капитала организации. Например, при оприходовании имущества, источником формирования которого явились средства целевого финансирования на капитальное строительство или пополнение оборотных средств, стоимость данного имущества относится на увеличение добавочного капитала организации.  
Обеспечивать использование имущества Предприятия, в т. ч. недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности Предпри-яуияановленными его уставом, а также использование по целевому назначению выделенных Предприятию бюджетных и внебюджетных средств.  

Целевое назначение использования нежилого помещения: определение, классификация и порядок изменения

Куда обращаться Составление и согласование проекта Подготовка документов Получение разрешения Финансовые издержки Сроки Внесение изменений в кадастровый план

Определение понятия

В законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение нежилого объекта. Тем не менее, существует ряд признаков, в соответствии с которыми можно идентифицировать такую недвижимость.

Характеристики нежилого помещения приведены в Гражданском и в Жилищном кодексе РФ (в т.ч. в ФЗ № 122 ред. от 06.04.2015г.).

Признаки нежилого объекта:

  1. Имеет такие функциональные характеристики:
    • не предназначен для проживания;
    • используется в производственных и общественных целях;
  2. Принадлежность к недвижимому имуществу.
  3. Является составной частью здания (данная отличительная особенность разграничивает нежилые помещения и сооружения, в то же время указывает на их пространственную взаимосвязь).
  4. Изолированность: так же, как и жилье, нежилое помещение должно быть изолировано; материальность: наличие определенных границ.
  5. Взаимосвязь с земельным участком: недвижимость регистрируется по конкретному адресу.
  6. Отнесен к нежилому фонду, при этом может быть расположен как в жилом, так и в нежилом здании.

Подробнее о различиях между жилым и нежилым помещением читайте .

Целевое использование недвижимости, не предназначенной для проживания

Сведения о назначении помещения вносят в базу данных в момент постановки на кадастровый учет (согласно п.16, гл.2 Закона 221-ФЗ от 24 июля 2007г.). Нежилое помещение имеет свое целевое назначение – вид деятельности, для которой предназначен данный объект. Цели использования нежилого помещения различают таким образом:

  • офисные;
  • торговые;
  • спортивные;
  • коммунально-бытовые;
  • образовательные;
  • медицинские;
  • производственные;
  • учреждения общественного питания;
  • складские;
  • свободного назначения и пр.

Объекты недвижимости, не предназначенные для проживания, подлежат еще одной классификации – по функциональному назначению. Для этого учитываются технические характеристики и особенности конструирования. В данном аспекте помещения бывают:

  • техническими;
  • вспомогательными;
  • коммуникационными;
  • основными;
  • обслуживающими.

Основное деление объектов

Законодательно не определено понятие назначения нежилого помещения. Согласно приказу Минэкономразвития РФ №943 от 16 декабря 2015г. утвержден Порядок ведения ЕГРН. В блоке 3.5, п.36, подп.3 документа сказано, что по назначению помещения подразделяются на жилые и нежилые.

При этом первые предназначены исключительно для одной цели – проживания граждан. Вторые же классифицируются по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования в ЕГРН.

Важно: четкое определение целевого назначения может ограничить варианты использования нежилого объекта недвижимости. Это может быть связано с разными нормативами санитарных, противопожарных и других требований.

Ответственность за неправильную эксплуатацию

Использование нежилого помещения не по назначению влечет за собой административную ответственность. Дабы избежать споров и судебных разбирательств, нужно привести в соответствие документальное и фактическое назначение недвижимости.

Еще один существенный момент – нежилое помещение не предназначено для проживания. В Жилищном кодексе РФ в ст. 15 содержаться исчерпывающие требования, предъявляемые к жилому помещению. Если хотя бы одно условие не соблюдено, в здании или его части проживать нельзя.

Законодательство РФ не включает прямой ответственности за проживание в нежилом помещении, но существует ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм (по площади, уровню шума, планировке, освещенности и т.д.).

Наказание за такое правонарушение – штраф в размере от 500 до 1000 руб. для граждан, от 1000 до 2000 руб. для должностных лиц, в том же размере для ФЛП (или приостановление деятельности на период до 90 дней), от 10000 до 20000 руб. либо приостановление деятельности длительностью до 3-х месяцев для юрлиц.

Больше информации о правилах пользования нежилыми помещениями вы найдете в этой статье.

Классификация площадей и их характеристика

Свободное — что это такое?

Для того, чтобы расширить возможные сферы использования недвижимости, можно придать ей статус нежилого помещения свободного назначения. Такие объекты эксплуатируются собственниками и арендаторами в разных направлениях деятельности, за исключением специализированных.

Важно: нежилое помещение свободного назначения имеет широкую функциональность.

Целевое назначение недвижимости зачастую становится известным еще в момент проектирования, но для владельца оптимальный вариант – создание универсального сооружения. Такое здание можно перепрофилировать по требованию арендатора. Часто нежилые помещения свободного назначения используются как торговые центры, под офисы, предприятия бытовой или социальной сферы.

Помещения свободного назначения, несмотря на свою многофункциональность, не могут в полной мере подойти для всех сфер деятельности. Учитывая специфику работы учреждения, в отдельных случаях потребуются дополнительные документальные согласования.

Жилое

Согласно Закону №218-ФЗ, ст.8, ч.5, п.9, 10, 11 в ЕГРН включается дополнительная информация о назначении здания, помещения, о его наименовании. При постановке на кадастровый учет меняется только основная информация о недвижимости, касательно изменения назначения следует руководствоваться Жилищным Кодексом РФ (гл.4). Важно, что изменение назначения помещения в здании не влечет за собой изменения изменения самого здания (например, помещение жилое, здание нежилое).

В связи с этим уполномоченные государственные органы направляют в ЕГРН сведения об изменении назначения нежилого помещения для включения такой информации в реестр (Закон №218-ФЗ, ст.32, ч.1).

Закон 221-ФЗ от 24 июля 2007г. “О государственном кадастре недвижимости” включает информацию о виде объекта недвижимости (нежилое или жилое строение), а также о назначении (жилое, нежилое помещение). Эти сведения фиксируются и в свидетельстве о государственной регистрации права собственности.

Подробнее о классификации нежилых помещений читайте .

Инструкция изменения функционального предписания

Изменить целевое назначение может собственник объекта недвижимости, а также арендатор по согласованию с владельцем, при этом существует два варианта, как изменить целевое назначение нежилого помещения:

  1. Перевод объекта в жилой (соответственно главе 3 ЖК РФ).
  2. Изменение вида деятельности.

Основные этапы перепрофилирования помещения:

  • составление проекта;
  • согласование его с городскими службами (горводоканал, СЭС, МЧС и т.д.);
  • подготовка документов и предоставление их в уполномоченные органы госуправления;
  • проведение работ, соответствующих проектной документации и сдача здания в эксплуатацию;
  • оформление технического паспорта представителем БТИ;
  • получение нового кадастрового паспорта;
  • обращение в регистрационный орган для получения нового свидетельства о праве собственности.

Куда обращаться

Каким бы не было направление работы, потребуется согласование с Госпожнадзором. Для этого стоит обратиться в районное управление пожарной инспекции. Чтобы подтвердить соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, нужно получить разрешение от Роспотребнадзора. БТИ подготовит планы помещений, которые расположены ниже и выше объекта.

Документация вместе с заявлением владельца подается в Префектуру округа. После принятия положительного решения собственник обращается в ЕГРП, где осуществляется новая регистрация помещения.

Если необходимо нежилое помещение перевести в жилое, то этими вопросами занимаются органы местного самоуправления, в больших городах – территориальные администрации, в малых – районные органы власти.

Составление и согласование проекта

До обращения в проектное бюро следует выяснить состояние несущих конструкций, полов, проводки, системы водоснабжения, а также, возможна ли перепланировка в данном строении. Имея необходимую документацию и результаты предварительного обследования, можно приступать к составлению проекта.

При необходимости в документ могут быть включены дополнительные разделы:

  • конструктивные решения;
  • проект фасада;
  • отопление, вентиляция;
  • водоотведение и подача воды и т.д.

Составление проекта – самый сложный и ответственный этап. Согласование происходит в следующем порядке:

  1. Жилинспекцией.
  2. Пожарным надзором.
  3. Санитарно-эпидемиологическим надзором.
  4. Экспертным бюро.
  5. Отдел архитектуры (если затрагивается фасад здания).

Подготовка документов

Чтобы изменить назначение помещения нужно подготовить такие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающую документацию;
  • технический план (о том, чем отличается технический план от технического паспорта, читайте );
  • экспликацию;
  • проект перепланировки;
  • справки из БТИ о техническом состоянии, инвентаризационной стоимости;
  • справку об отсутствии коммунальных долгов.

Получение разрешения

После подачи документов местные органы власти изучают объект и рассматривают возможность перепрофилирования в срок до шести дней. Если принимается положительное решение, заявителю выдается разрешение с неограниченным сроком действия. Если выявлены какие-либо нарушения, дается период от 10 дней на их устранение, после чего повторно рассматривается заявление.

Финансовые издержки

Основные финансовые траты направлены на:

  1. Подготовку проектной документации.
  2. Оплату услуг Жилинспекции.
  3. Покрытие стоимости строительных работ.
  4. Оплату государственной пошлины.

Сумма расходов будет разниться в зависимости от региона. Так, в Москве приблизительная стоимость проекта составит 150 руб. за 1 кв.м. помещения. В отдаленных регионах готовый документ может стоить 60000-70000 руб.

Ориентировочная цена на услуги в Москве и области составляет:

  • подготовка технического заключения – 25000 руб;
  • составление проекта – 130000 руб;
  • оплата услуг БТИ – 60000 руб;
  • работа отдела архитектуры – 30000 руб;
  • внесение изменений в документы – 45000 руб.

Сроки

В обычном порядке на подготовку технического заключения уходит 1-2 дня. В зависимости от сложности проект готовится от нескольких дней до двух месяцев.

На подготовку справок БТИ и вызов специалиста в среднем уходит от 10 до 30 дней. Работа с архитектором занимает до двух недель, а внесение изменений в документацию – не более 30 дней.

Внесение изменений в кадастровый план

Изменения в кадастровую документацию вносятся на основании технического плана с чертежом и описанием основных параметров объекта. Эта процедура может занять от трех до восемнадцати дней в зависимости от сложности и масштаба изменений. Итогом становится оформленный кадастровый паспорт с обновленной планировкой объекта.

Нежилое помещение имеет свое целевое назначение, в соответствии с которым используется. Если собственник или арендатор принимает решение изменить вид деятельности, необходимо привести помещение в соответствие новым нормам и требованиям. Для этого меняется его целевое назначение. Процедура трудоемкая и затратная, требует определенных знаний и алгоритма действий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Земельные споры. Верховный суд против ушедшего в историю ВАС.

14 октября 2014 г. по делу N 305-ЭС14-442 было вынесено очень интересное определение Верховного Суда РФ.
Фабула такова: Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области обратилось с иском к московскому ФГУП о взыскании неосновательного обогащения в виде сбережения денежных средств за пользование земельным участком .
Ранее, распоряжением территориального управления от 2007 г., за государственным предприятием было закреплено на праве хозяйственного ведения 19 незавершенных строительством объектов недвижимого имущества.
Право собственности Российской Федерации на недвижимые объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним .
ТУ ФАУГИ передало, а государственное предприятие приняло указанные объекты во владение по акту приема-передачи.
При этом договор аренды заключен не был.
Государственное предприятие просто игнорировало требования ТУ ФАУГИ о заключении договора.
Действительно, зачем заключать, если можно не платить вообще, а если будет суд, то будет вынесено решение только о взыскании земельного налога, а не арендной платы.
ТУ ФАУГИ, взыскивая неосновательное обогащение в размере не выплаченной арендной платы за фактическое использование земельного участка, рассчитало арендную плату на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582:
«В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А — арендная плата; С — рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р — действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.»
Сумма, как вы понимаете, набегает совсем не маленькая.
А взыскивали аж с 2007 г..
Но государственное предприятие чувствовало себя совершенно спокойно. И не случайно.
Несмотря на то, что суд первой инстанции удовлетворил иск, и всё же взыскал неосновательное обогащение, апелляция и кассация всё отменили и постановили, что никакой арендной платы. Только земельный налог.
Апелляционная инстанция указала :
«территориальное управление, закрепившее за предприятием объекты недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, не вправе требовать оплаты за пользование земельным участком, занятым такой недвижимостью и необходимым для их использования, поскольку предприятие должно уплачивать земельный налог, взыскателем которого является соответствующий налоговый орган. Применив по аналогии нормы пункта 1 статьи 552 ГК РФ, суд сделал вывод, что одновременно с передачей права хозяйственного ведения на недвижимость, земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, также передан предприятию на праве хозяйственного ведения. При этом указал, что поскольку субъект права оперативного управления не является собственником недвижимости, внесенные собственником в его уставный капитал объекты недвижимости и следующий их судьбе земельный участок, поступают в хозяйственное ведение предприятия.»
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции, и, сославшись на принцип единства судьбы земельных участков, и прочно связанных с ними недвижимых объектов, признав, что земля, так же как и объекты находится в хозяйственном ведении предприятия, сославшись на пункт 5 статьи 1 и статью 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 216 ГК, пункт 1 статьи 3 НК, указав, что договор аренды с предприятием не был заключен, сделал вывод «о невозможности взыскания с ответчика неосновательного обогащения в размере арендной платы и о наличии у ответчика обязанности уплачивать земельный налог».
Такой вывод соответствовал выводами правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05 и N 11991/05.
Эта позиция заключается в следующем: если государственное предприятие обладает правом хозяйственного ведения в отношении переданного ему имущества, является балансодержателем переданного имущества, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с его назначением, целями деятельности предприятия, законодательством РФ, уставом предприятия с ограничениями, установленными договором, то и земля находится в хозяйственном ведении предприятия.
Вывод суда в Постановлении Президиума ВАС РФ N 11991/05:
«Исходя из принципа, что судьба земли следует судьбе недвижимости, предприятие, получив на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом и договором, и земельные участки. Согласно статье 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным, формы платы за землю — земельный налог и арендная плата. Поскольку предприятие не является арендатором земель, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог».
В Постановлении от 12.07.2006 N 11403/05 указано, что » с момента составления актов приема-передачи комплекса муниципального имущества, у муниципального предприятия возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков».
И в этом Постановлении был сделан тот же вывод :
«одновременно с передачей права хозяйственного ведения на недвижимость, земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, также передан предприятию на праве хозяйственного ведения».
Т.е., не арендную плату с рыночной стоимости земельного участка должны платить, а всего лишь налог.
Решения суда по вопросу платы за землю принимались в рамках указанных постановлений.
Но позиция, направленная на установление права хозяйственного ведения и в отношении земельных участков, на которых стоят строения, принадлежащие на праве хозяйственного ведения гос. предприятиям, имела ещё и одно нелицеприятное проявление, которое в масштабах всей страны приводила неконтролируемому выводу земли из ведения государства.
Что, в итоге, привело к развращению и криминализации института арбитражных управляющих, которые, де факто, просто торговали государственной землёй по заказу того, кто желал её дёшево приобрести, и хорошо оплачивал их услуги.
В ситуациях, когда гос. предприятие умышленно вводили в процедуру банкротства с целью получить земельный участок практически даром, всё происходило просто и буднично.
Сначала возникал долг, кредитор либо кредиторы, соответственно, свои. Также своим должен был быть кто-то из руководства предприятия. Ну это – если совсем уж земля приглянулась, а предприятие, как назло, работает хорошо, и проблем с задолженностями не имеет.
Долг небольшой, много не надо, более ста тысяч, и можно подавать заявление о признании должника банкротом. Обычно, в зависимости от заказчика земельного участка и территориального расположения – от 2-х до 15 миллионов.
А дальше дело техники: финансовый анализ, и, как правило, для гос. предприятий, внешнее управление.
И распродажа по частям. Порой даже без торгов ( ведь строения на балансе «старых» гос. предприятий стоят по нулевой стоимости, чтобы налог на имущество не платить).
И в соответствии с позицией ВАС, всё законно и правильно – здания на балансе в хозяйственном ведении гос. предприятия, значит и земля также.
Следовательно, продается и то, и другое по принципу «единства судьбы недвижимого имущества и земельного участка».
Но 14.10.2014 г., Верховный Суд, по надзорной жалобе ТУ ФАУГИ, истребовал дело и направил его на надзорное рассмотрение в соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ от 28.06.2014 N 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» :
«заявления лиц, участвующих в деле, о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые поступили в ВАС РФ, и в отношении которых на день вступления в силу ФЗ № 186, не вынесено определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ, для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке надзора, после дня вступления в силу ФЗ №186, передаются в Судебную коллегию ВС РФ, для рассмотрения в соответствии со статьей 273 АПК РФ, по правилам, установленным статьями 291.1 — 291.15 АПК РФ»
При этом судья указала следующее: «Любое использование земли является платным (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 ЗК). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации, и не принадлежит ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования, то предприятие не является и, в силу закона, не может быть признано плательщиком земельного налога».
Полагаю, и надеюсь, что вывод Судебной коллегии ВС РФ будет аналогичным.
Не зря же судья указала, что доводы жалобы о существенном нарушении судами норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенного права собственности Российской Федерации, заслуживают внимания и признаются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судебное заседание назначено на 13.11.2014 г..
Таким образом, на стадии разрешения вопроса о передаче дела во вторую надзорную инстанцию, был сделан вывод, который на практике, если примет форму постановления надзорной инстанции, будет иметь очень большие последствия.
И вывод этот следующий — государственные предприятия, у которых на балансе стоят строения ( здания) на праве хозяйственного ведения, обязаны платить арендную плату, а не земельный налог!
И хозяйственное ведение на здание не означает хозяйственное ведение на земельный участок.
Последнее приведет к утрате интереса к банкротству гос. предприятий, как к способу практически дармового присвоения государственной земли.
И, соответственно, к резкому снижению престижа профессии арбитражных управляющих, и уменьшению криминализации сферы банкротств.
Если всё же постановление судебной коллегии будет содержать вывод, аналогичный выводу судьи Поповой Г.Г., то арендная плата за землю под государственными предприятиями будет исчисляться из рыночной стоимости земли, определенной в ходе проведения оценки.
А это, в свою очередь, повлечет увеличение поступлений в бюджеты разных уровней.
Но сильно не понравится федеральным и муниципальным гос. предприятиям.
Здесь ещё хотелось бы отметить, что не всегда, в соответствии в действующим законодательством, арендная плата за землю определяется исходя из её рыночной стоимости.
Исключения составляют ( исходя из Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582):
1.Ситуации, когда арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах:
— земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах ( ст.395 НК – организации инвалидов, религиозные, «Сколково» и т.д.),
— земельный участок предоставлен физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;
— земельный участок предоставлен физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы.
Здесь имеются в виду лица, указанные в п.5 ст.391 НК: Герои СССР и РФ инвалиды I, II группы, если она была установлена до 1 января 2004 года, чернобыльцы и.т.д. ;
— земельный участок, изъятый из оборота, передается в аренду в случаях, установленных федеральными законами;
— земельный участок предоставлен для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в РФ
Ставка в таких случаях – 0.01 %.
Ставка 0,3 % — для земельного участка сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством РФ, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в обороте.
Ставка 0,6 %- для земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных выше ( там, где ставка 0.3%).
Ставка 1,5% — для:
— земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с ЗК РФ;
— земельного участка, предоставленного в соответствии с договором о развитии застроенной территории;
— земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства в соответствии с ЗК РФ. Если в течении трёх лет не построили- двухкратный размер налога. Это не распространяется на индивидуальное жилищное строительство.
Ставка 2 % в отношении земельных участков, не указанных выше, если:
— земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном ЗК РФ;
— право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с ЗК РФ;
— земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
2. Ситуации, когда арендная плата определяется по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
Если аренда для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, то арендная плата определяется на аукционе .
3.Ситуации, когда арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития( автодороги, железные дороги, газопроводы, энергетика, аэропорты, порты, олимпийские объекты).
В других случаях — исходя из рыночной стоимости земли. С предварительной оценкой.
Приведенное в статье определение ВС РФ от 14 октября 2014 г. по делу N 305-ЭС14-442 ( дело А40-17110/2013) подтверждает уже неоднократно высказанную мной позицию, что Верховный суд нового образца будет пытаться путем своих постановлений в порядке надзора менять правовую ситуацию в «острых» точках.
А в ситуации с банкротствами, там, где ВАС РФ устроил полную вольницу, такие точечные постановления будут касаться наиболее одиозных проблем, которые превратили этот институт в настолько особую форму правоприменения, что юристу, не принимавшему участия в таких делах, не понятны способы и приёмы, которые там практикуются, а их уродливые формы сначала вызывают удивление, а потом понимание того, что право становится просто технологией.

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

style=»text-align: left;»> Субъекты права

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Объекты права

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

Порядок учета имущества собственника

Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Права собственника

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Что такое хозяйственное ведение

Хозяйственное ведение – одна из форм владения муниципальным или федеральным имуществом. Данное юридическое понятие характерно исключительно для стран бывшего Советского Союза. Впервые оно было прописано в законодательстве СССР в 1990 году – в это время страна бурно переходила от централизованной плановой экономики к рыночной.

Благодаря данному праву госпредприятия, в то время составлявшие основу производственных мощностей страны, постепенно переводились на рыночные рельсы. В современной Российской Федерации основные положения права хозяйственного ведения регламентированы положениями гл. №19 Гражданского законодательства (ГКРФ).

Основные положения

По своей форме хозяйственное ведение является разновидностью владения не принадлежащей распорядителю собственностью. Данная процедура предполагает передачу собственником своего имущества в ограниченное управление стороннему лицу. Ограничения устанавливаются в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом оно исключается из фактического владения собственника и ставится на баланс нового владельца.

Главное отличие хозяйствующего субъекта от оперативных управителей собственностью (арендаторов) заключается в разных правовых статусах. Такие субъекты наделены особыми правами и обязанностями в отношении находящегося в их временном владении имущества. Так, к нему применяются положения вещного права, где он выступает отдельным лицом.

Субъекты отношений

Субъектами отношений в данном случае могут выступать исключительно унитарные предприятия, принадлежащие федеральным (ГУП) или муниципальным (МУП) властям – с одной стороны, и собственно муниципалитет или государство – с другой. К хозяйственному ведению не допускаются никакие организации с частной формой собственности, или индивидуальные предприниматели. Унитарными являются организации, имущество которых не подлежит какому-либо разделу – по акциям, паям или долям.

Согласно закону, собственник передаваемого в управление имущества, — государство или муниципалитет, — имеет право:

  • Самостоятельно создавать управляющие унитарные организации, реорганизовывать и ликвидировать их.
  • Назначать руководителей, работников бухгалтерии и прочих ответственных лиц, а также расторгать трудовой контракт с ними.
  • Утверждать устав внутренней и внешней деятельности создаваемого унитарного предприятия.
  • Осуществлять полный надзор за их деятельностью, использованием по назначению и сохранностью переданного имущества.
  • Получать долю от прибыли данной организации. Данная денежная сумма, в установленных собственником размерах, перечисляется хозяйствующим субъектом в федеральный бюджет.
  • Согласование заключения МУП/ГУП договоров по крупным финансовым сделкам.

Хозяйствующий субъект должен использовать полученную в управление собственность согласно установленным в договоре целям. Нецелевое использование её запрещается нормами действующего законодательства. Временный владелец имеет право распоряжаться своей долей прибыли по собственному усмотрению.

При передаче унитарного предприятия от одной государственной структуры к другой, условия хозяйственного ведения не подлежат изменению. То же самое относится и к случаям, когда к новому владельцу переходит имущественный комплекс, ранее взятый организацией во владение — статус и права ведения остаются неизменными.

МУП/ГУП не может без разрешения собственника участвовать в каких бы то ни было коммерческих предприятиях – паевых товариществах, акционерных обществах. Кроме этого, оно не имеет права выдавать банковские гарантии, денежные займы, уступать финансовые требования третьим лицам и так далее.

Статус имущества

Объектом права при хозяйственном ведении является имущественная собственность, закреплённая на балансе предприятий, участвующих в процедуре передачи. Её собственником является либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Переданная в управление предприятию собственность юридически отделяется от прочего имущества данных организаций, и становится отдельной базой, на которую распространяется ответственность предприятия.

Статья №295 ГКРФ регламентирует права и обязанности сторон в отношении передаваемого во владение имущества. Так, новый владелец не имеет права производить с ним следующие действия:

  • Продавать третьим лицам.
  • Сдавать в аренду.
  • Предоставлять в залог.
  • Вносить в виде имущественного пая или вклада при создании долевых товариществ или обществ.

Собственник не может в одностороннем порядке изымать переданное МУП имущество, даже в качестве наказания за нарушение некоторых статей договора. Он также не может самостоятельно распоряжаться данной собственностью без согласия хозяйствующей организации – передавать её в аренду третьему лицу или продавать её.

Особенности имущественного учёта предполагают, что переданным в ведение МУП/ГУП движимым имуществом они могут распоряжаться самостоятельно, в рамках оговорённых выше полномочий. Права распоряжаться по своему усмотрению недвижимостью они лишены – для этого им требуется получить разрешение собственника.

Юридические аспекты

Гражданское законодательство не прописывает необходимость заключать договора о передаче имущественных комплексов в хозяйственное ведение. На деле данный договор часто заключается по личной инициативе правовых субъектов. В нём оговариваются цели и сфера деятельности унитарной организации, перечень передаваемого ему имущества, права и обязанности обеих сторон, прочие нюансы взаимоотношений.

Данная форма владения и распоряжения собственностью настолько специфична, что при заключении договоров требует особой, высококвалифицированной юридической помощи. Порядок регистрации МУП и ГУП чётко прописан нормативно-правовыми актами российского законодательства. В связи с этим, любые отступления от норм могут служить причиной признания договора недействительным.

Также нередки случаи предъявления претензий к хозяйствующим субъектам со стороны собственников имущественных комплексов по поводу их нецелевого использования. В этих случаях наилучшим выходом для руководителей МУП/ГУП является обращение за правовой поддержкой к квалифицированным юристам.

Профессионалы, в правовом поле хозяйственных взаимоотношений, смогут грамотно представить интересы клиента в административных инстанциях. А при необходимости – оказать эффективную защиту своего доверителя в суде.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *