Уставный капитал страховых компаний

Содержание

Повышаются требования к минимальному уставному капиталу страховщиков

Минимальный уставный капитал компаний, осуществляющих страхование жизни, будет составлять 450 млн рублей; личное и имущественное страхование – 300 млн рублей; перестрахование – 600 млн рублей. Действующие страховые компании должны будут в три этапа, до 1 января 2022 года, доформировать свои уставные капиталы согласно новым требованиям. Такой закон, принятый Государственной Думой 12 июля, одобрен сегодня Советом Федерации.

Рост капитализации будет способствовать повышению финансовой устойчивости и платежеспособности участников страхового рынка. При этом значительный переходный период позволит страховым компаниям и их владельцам провести докапитализацию с учетом собственных планов по развитию бизнеса.

Для страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование (ОМС), минимальный размер уставного капитала сохранится в размере 120 млн рублей.

По истечении одного года после дня официального опубликования закона минимальный размер уставного капитала для новых страховых организаций, осуществляющих личное и имущественное страхование, возрастет с 120 млн до 300 млн рублей. Таким образом, требования к размеру уставного капитала таких страховых организаций будут аналогичны требованиям к уставному капиталу банков с базовой лицензией.

Закон также уточняет положения, связанные с порядком лицензирования страховщиков. В частности, вводится норма о предоставлении соискателем лицензии бизнес-плана, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора. Действующие страховые организации должны будут представить бизнес-план в течение года после вступления в силу соответствующих положений закона.

Вопрос: Каков минимальный размер уставного капитала для организаций-страховщиков, осуществляющих следующие виды страховой деятельности: страхование имущественных интересов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); личное страхование имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, а также с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни); личное страхование имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан (страхование от несчастных случаев и болезней); страхование гражданской ответственности в сочетании с перестрахованием?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон N 4015-1) страховщики — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом N 4015-1 порядке.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 4015-1 объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
Абзацем 1 п. 3 ст. 25 Закона N 4015-1 установлено, что страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом N 4015-1 минимального размера уставного капитала.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона N 4015-1 (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 22.04.2010 N 65-ФЗ, далее — Закон N 65-ФЗ) минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн руб., и нижеустановленных коэффициентов.
При этом п. 3 ст. 25 Закона N 4015-1 предусмотрены следующие коэффициенты:
1 — для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1 (т.е. имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование));
1 — для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 2 п. 1 (т.е. имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование)) и (или) п. 2 ст. 4 Закона N 4015-1 (т.е. имущественных интересов, связанных, в частности, с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков));
2 — для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1 (т.е. имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни));
2 — для осуществления страхования объектов, предусмотренных пп. 1 (т.е. имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни)) и 2 п. 1 ст. 4 Закона N 4015-1 (т.е. имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование));
4 — для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.
Следовательно, учитывая положения абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона N 4015-1 (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 65-ФЗ), минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего страхование имущественных интересов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества), составляет 30 млн руб. (базовый размер уставного капитала, равный 30 млн руб. x коэффициент 1).
Учитывая положения абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона N 4015-1 (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 65-ФЗ), минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего личное страхование имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, а также с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни), составляет 60 млн руб. (базовый размер уставного капитала, равный 30 млн руб. x коэффициент 2); личное страхование имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан (страхование от несчастных случаев и болезней), составляет 30 млн руб. (базовый размер уставного капитала, равный 30 млн руб. x коэффициент 1); страхование гражданской ответственности в сочетании с перестрахованием составляет 120 млн руб. (базовый размер уставного капитала, равный 30 млн руб. x коэффициент 4).
Законом N 65-ФЗ положения абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона N 4015-1 изложены в новой редакции, согласно которой минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование как в форме добровольного, так и обязательного страхования, устанавливается в сумме 30 млн руб. Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн руб., и вышеуказанных коэффициентов.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 65-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Таким образом, минимальный размер уставного капитала после 01.01.2012 будет составлять для организации-страховщика, осуществляющей страхование имущественных интересов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества), 120 млн руб.; личное страхование имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, а также с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни), — 240 млн руб.; личное страхование имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан (страхование от несчастных случаев и болезней), — 120 млн руб.; страхование гражданской ответственности в сочетании с перестрахованием — 480 млн руб.
Ю.К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
27.05.2010

Уточнены требования к страховщикам

Так, им запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со страховым делом. Минимальный размер уставного капитала страховщика увеличивается до 300 млн руб., а для перестрахования — до 600 млн руб. При этом предусматривается переходный период для приведения размера уставных капиталов в соответствие с новыми требованиями. Увеличение не касается страховых организаций, осуществляющих ОМС.

Скорректирован порядок лицензирования страховых организаций. Так, для получения лицензии на страхование надо представить бизнес-план. Уже работающие страховые компании должны представить в ЦБ РФ бизнес-план в течение 1 года.

Предусмотрена обязанность страховых организаций (кроме осуществляющих ОМС) утвердить положение об оценке страховых рисков и управлении ими.

Страховые тарифы должны рассчитываться в соответствии со стандартами актуарной деятельности.
Уточнен порядок прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидации в связи с отзывом лицензии.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г., за исключением положений об увеличении минимального размера уставного капитала, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Размер уставного капитала страховщиков будет постепенно увеличиваться

В целях повышения финансовой устойчивости страховых организаций минимальный размер уставного капитала страховой организации в сфере ОМС устанавливается в сумме 120 млн руб., а минимальный размер уставного капитала всех остальных страховых организаций будет определяться на основе базового размера ее уставного капитала, равного 300 млн руб. с учетом коэффициентов (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). При этом для организаций, занимающихся перестрахованием, указанный размер составит 600 млн руб. Указанные минимальные размеры уставного капитала начнут применяться с 11 августа следующего года.

При этом для страховых организаций, созданных до вступления в силу новых размеров уставного капитала предусмотрены следующие переходные этапы для достижения обязательного показателя: 180 млн руб. к 1 января 2020 года, 240 млн руб. – к 1 января 2021 года, 300 млн руб. – к 1 января 2022 года. А указанным организациям, занимающихся перестрахованием, необходимо будет достигнуть следующих размеров уставного капитала: 520 млн руб. к 1 января 2020 года, 560 млн руб. – к 1 января 2021 года, 600 млн руб. – к 1 января 2022 года. Однако такое увеличение не затронет уже существующие страховые организации ОМС.

C 1 января 2019 года вступили в силу новые требования к уставному капиталу страховщиков

Сегодня отечественная страховая отрасль, являясь важной частью финансовой индустрии страны, развивается и меняется вместе с целым спектром социальных, технологических и экономических процессов. В настоящее время страховой рынок испытывает на себе воздействие разноплановых тенденций.

Несмотря на негативные моменты в развитии страхового бизнеса, востребованность такого рода услуг неуклонно растёт. Это связано с тем, что страховой рынок обеспечивает финансовую и социальную защиту населения, развивает научно-технический прогресс, для экономики страхование становится важным инвестиционным ресурсом, освобождает государство от многих расходов, которые приводят к различным рискам.

В институциональном плане за период с 2014 по 2017 гг. число участников страхового рынка продолжало снижаться, что явилось результатом проводимой ЦБ России политики по оздоровлению страхового рынка в части контроля активов страховых компаний, общее количество субъектов страхового дела за 2017 год сократилось на 15,1% и на 1 января 2018 года составило 309 единиц.

Сокращение игроков на рынке страхования свидетельствует о постепенной его стабилизации, и оставшиеся участники в большинстве своём сегодня способны и заинтересованы осуществлять свою деятельность в полном соответствии с требованиями законодательства.

В условиях роста концентрации мелкие страховщики становятся неконкурентоспособными и вынуждены покидать рынок в форме слияний-поглощений. Такая тенденция набирает обороты: так в 2017 году семь страховщиков, осуществляющих медицинское страхование, были поглощены крупными игроками на рынке этого вида страхования, а также продолжается формирование страховых групп «ВСК» (интегрированы портфели ООО «СК «БИН Страхование» и некоторых других компаний по отдельным видам, приобретён контроль над ООО «ВСК — Линия жизни») и «Опора», объединены страховые активы группы «Ренессанс страхование» и группы «Благосостояние». Наиболее значительной сделкой стал переход ПАО «Росгосстрах» под контроль ФК «Открытие». Такая ситуация создаёт благоприятные условия для роста рыночной доля страхового бизнеса в руках «топов».

Продолжается процесс укрупнения страховых компаний по размеру уставного капитала. C 1 января 2019 года вступили в силу новые требования к уставному капиталу страховщиков: согласно ФЗ от 29 июля 2018 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», минимальный размер будет поэтапно повышен со 120 до 300 млн руб. к 2022 году, а для занимающихся страхованием жизни — с 240 до 450 млн руб. Страховые компании, занимающиеся перестрахованием, должны будут иметь капитал не меньше 600 млн руб. (на сегодня 450 млн руб.), а занимающимся обязательным медицинским страхованием необходимо будет нарастить минимальный уставный капитал к 2020 году до 120 млн руб.

Законом предусмотрен более чем трёхлетний переходный период, в течение которого действующие страховые организации должны осуществить соответствующую докапитализацию. Изменение требований к размеру минимального уставного капитала страховщиков направлен, прежде всего, на повышение их финансовой устойчивости и платёжеспособности.

Закон также уточняет положения, связанные с порядком лицензирования страховщиков. Так, вводится норма о предоставлении соискателем лицензии бизнес-плана, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора (ЦБ России). Функционирующие сегодня на страховом рынке компании будут должны представить бизнес-план в течение года после вступления в силу соответствующих положений закона.

По мнению экспертов кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС, сегодня формирование эффективного механизма функционирования страхового рынка невозможно без проведения не только институциональных изменений, но и более значимой поддержки со стороны государства. Более того, своевременность участия, соответствующая основным принципам построения деятельности участников страхового рынка, окажет положительное влияние на результаты деятельности как отдельно взятых субъектов хозяйствования, регионов и отраслей, так и всей экономики.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Финансовая газета, 1 августа 2019 г.
Начали действовать новые требования к уставному капиталу страховщиков
612 просмотров

С 31 июля вступили в силу новые положения закона о страховом деле в РФ. Теперь лицензию не будут выдавать страховщикам с уставным капиталом менее 300 млн руб.

Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 251-ФЗ начал действовать еще в июле 2018 года. Но ряд положений, которые касаются минимальных требований к уставному капиталу страховых и перестраховочных организаций, вступили в силу только с 31 июля нынешнего года.
В соответствии с документом минимальный размер уставного капитала страховщиков будет определяться как произведения базовой ставки, которая равна 300 млн руб., и коэффициентов, зависящих от вида страхования, на котором специализируется компания. Так, коэффициент «1» будет применяться для страхования от несчастных случаев и болезней, страхования имущества, предпринимательских рисков, медицинского страхования, страхования гражданской ответственности, коэффициент «1,5» – для страхования жизни, а коэффициент «2», – для перестрахования и для страхования в сочетании с перестрахованием.
Требование к уставному капиталу медицинских организаций, работающих в сегменте ОМС, обозначено отдельно: он не должен быть меньше 120 млн руб. Компаниям, которые зарегистрировались в качестве юрлица, дается 1 месяц для оплаты установленного уставного капитала. Затем Банк России должен издать приказ о выдаче лицензии и внести компанию в Единый реестр субъектов страхового дела. И только после этого страховщик сможет вести свою деятельность.
И это не последние изменения. Как сообщала «Финансовая газета» ранее, к 1 января 2020 году универсальные страховщики должны довести свой капитал до 180 млн руб., страховщики жизни – до 310 млн руб., а перестраховщики − до 520 млн руб. Затем, к 2022 и 2023 годам, капитал компаний первой категории должен быть не менее 240 млн руб. и 300 млн руб., второй − 380 млн руб. и 450 млн руб. и третьей − 560 млн руб. и 600 млн руб. соответственно.
Александр КУЗНЕЦОВ

Вся пресса за 1 августа 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Страховое право, Компании и капиталы, Регулирование

В материале упоминаются:

Компании, организации:

Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

Минимальный уставный капитал компаний, осуществляющих страхование жизни, будет составлять 450 млн рублей; личное и имущественное страхование — 300 млн рублей; перестрахование — 600 млн рублей. Действующие страховые компании должны будут в три этапа, до 1 января 2022 года, доформировать свои уставные капиталы согласно новым требованиям. Такой закон, принятый Государственной Думой 12 июля, одобрен сегодня Советом Федерации.

Рост капитализации будет способствовать повышению финансовой устойчивости и платежеспособности участников страхового рынка. При этом значительный переходный период позволит страховым компаниям и их владельцам провести докапитализацию с учетом собственных планов по развитию бизнеса.

Для страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование (ОМС), минимальный размер уставного капитала сохранится в размере 120 млн рублей.

По истечении одного года после дня официального опубликования закона минимальный размер уставного капитала для новых страховых организаций, осуществляющих личное и имущественное страхование, возрастет с 120 млн до 300 млн рублей. Таким образом, требования к размеру уставного капитала таких страховых организаций будут аналогичны требованиям к уставному капиталу банков с базовой лицензией.

Закон также уточняет положения, связанные с порядком лицензирования страховщиков. В частности, вводится норма о предоставлении соискателем лицензии бизнес-плана, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора. Действующие страховые организации должны будут представить бизнес-план в течение года после вступления в силу соответствующих положений закона.

Принят закон, увеличивающий минимальный размер уставного капитала для страховых организаций

29 июля 2018 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения в Закон об организации страхового дела в РФ (далее – «Закон»). Закон увеличил минимальный размер уставного капитала страховых организаций, а также предусмотрел ряд других изменений и требований, наиболее заметные из которых мы описываем ниже. Закон вступает в силу 1 января 2019 года (за исключением новых требований о размере уставного капитала).

Увеличен минимальный размер уставного капитала страховщиков

Наиболее обсуждаемым изменением является повышение базового размера уставного капитала страховой организации до 300 миллионов рублей (ранее – 120 миллионов рублей). При этом с учетом коэффициентов для осуществления страхования жизни минимальный уставный капитал страховой организации должен будет составить 450 миллионов рублей, для осуществления перестрахования — 600 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала для осуществления обязательного медицинского страхования составит 120 миллионов рублей.

Новые требования начнут действовать с 30 июля 2019. Страховые организации, созданные до вступления Закона в силу, также должны будут привести свой капитал в соответствие новым требованиям. Они смогут увеличивать его поэтапно: для каждого вида страховщиков Закон устанавливает пороги, которые должны быть достигнуты к 1 января 2020 года и к 1 января 2021 года, а к 1 января 2022 года их уставный капитал должен достигнуть установленного в Законе размера.

Реестр субъектов страхового дела будет дополнен новыми сведениями

Закон расширяет перечень сведений, которые включены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела; в частности, теперь страховщики будут обязаны раскрывать сведения о принятых ими правилах страхования.

Правоспособность страховщиков

Существовавшая до сих пор неопределенность в отношении правоспособности страховых организаций наконец устранена. Закон прямо говорит о том, что страховая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную с ее страховой деятельностью. Исключение предусмотрено только для обеспечивающих ее основную деятельность инвестирования собственных средств (капитала) и страховых резервов и сделок с имуществом, включая имущество, полученное страховщиком при абандоне.

Положение об оценке страховых рисков и управлении ими

Закон закрепляет, что страховые организации обязаны утвердить положение об оценке страховых рисков и управлении ими (в ранних редакциях Закона предлагался термин «политика андеррайтинга», однако в финальной редакции от него отказались). Для организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, такая политика не потребуется.

Закон устанавливает требования к содержанию такого документа: так, положение должно включать в себя цели оценки страховых рисков, ее формы и методы, способы управления рисками, классификацию объектов и рисков, подлежащих страхованию, положения об осмотре объектов страхования, положения о диверсификации страховых рисков.

Открыт перечень оснований для передачи страховщиком страхового портфеля

В редакции Закона перечень оснований для передачи страхового портфеля становится открытым (ранее основания, прямо не предусмотренные п. 3 статьи 26.1 Закона об организации страхового дела в РФ, должны были содержаться в федеральном законе). Учитывая неизбежный после повышения требований к минимальному уставному капиталу «передел» страхового рынка, эти изменения можно только приветствовать, поскольку они предоставляют страховым организациям право выбора и возможность формировать и передавать страховой портфель по их собственному усмотрению без необходимости отказываться от осуществления страховой деятельности в целом.

Бизнес-план для страховой организации

Одной из новелл Закона является необходимость принятия страховой организацией бизнес-плана. Принятая редакция Закона не расшифровывает понятие бизнес-плана, устанавливая, что требования к этому документу будут закреплены в нормативном акте ЦБ РФ. Отметим, что предыдущие редакции законопроекта определяли бизнес-план как документ, содержащий стратегию развития страховой организации, ожидаемые результаты ее деятельности, а также контрольные этапы исполнения бизнес-плана.

Бизнес-план будет подаваться соискателем вместе с иными документами, необходимыми для получения лицензии. Страховые организации, созданные до вступления Закона в силу, также будут обязаны предоставить бизнес-план до 1 января 2020.

Примечательно, что, согласно Закону, бизнес-план должен быть утвержден общим собранием акционеров (участников), что, в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах, не входит в обычную компетенцию этого органа.

Обновлен список документов, которые предоставляют дочерние общества иностранных инвесторов для получения лицензии

Дочерние общества иностранных инвесторов (или имеющие в своем уставном капитале долю иностранных инвестиций более 49 процентов) для получения лицензии дополнительно будут обязаны предоставить следующие документы:

  • решение иностранного инвестора о создании страховой дочерней организации в России;
  • выписка из реестра юридических лиц в отношении иностранного инвестора;
  • письменное согласие контрольного органа страны учреждения иностранного инвестора на его участие в уставном капитале российской страховой организации. Отсутствие необходимости получения такого согласия подтверждается заключением контрольного органа или юридическим заключением, выданным лицом, правомочным оказывать юридические услуги на территории соответствующего иностранного государства (ранее от соискателя лицензии требовалось только простое уведомление ЦБ РФ о том, что согласие иностранного контрольного органа не требуется);
  • копия лицензии иностранного инвестора, выданной в стране его учреждения; и
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность иностранного инвестора за последние пять лет, подтверждающая, что иностранный инвестор осуществляет страховую деятельность в соответствии с законодательством страны его учреждения, с приложением копии аудиторского заключения за последний отчетный период.

По состоянию на 1 января 2018 года размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций составил всего 11,29%. К сожалению, приходится констатировать, что принятые изменения не направлены на привлечение иностранных инвестиций и облегчение процесса вхождения иностранных инвесторов в уставный капитал российских страховых организаций.

Можно ожидать, что увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков повлечет за собой сокращение их количества и поддержит усилия регулятора по «расчистке» страхового рынка. С другой стороны, подобные меры могут привести к ограничению конкуренции и росту тарифов. Кроме того, сам по себе минимальный размер уставного капитала не дает гарантий исполнения страховщиками их обязательств.

Важно, чтобы новые требования к наличию и содержанию андеррайтинговой политики и бизнес-плана, хотя и направленные на укрепление пруденциального контроля и обеспечение финансовой надежности и устойчивости страховщиков, не оказались лишним поводом для выдачи предписаний за их несоблюдение, которое кажется вполне вероятным, учитывая сложные экономические условия, или для иных санкций регулятора.

Опубликован список страховщиков, обязанных увеличить уставный капитал к 2020 г.

В исследовании НКР указывается, что к началу 2020 г. российским страховщикам потребуется в общей сложности 2,3 млрд р. для приведения размера уставного капитала в полное соответствие требованиям законодательства. По состоянию на сентябрь уставный капитал 28 из 146 компаний недостаточен для того, чтобы после 1 января продолжить работу на рынке с лицензиями на добровольное имущественное страхование или добровольное личное страхование (за исключением добровольного страхования жизни).
При этом в сфере обязательного медицинского страхования потребности в наращивании уставного капитала нет: все 35 страховщиков с такой лицензией удовлетворяют установленным требованиям.
Уставный капитал 40% компаний с лицензией на добровольное страхование жизни (ДСЖ) и 12% – с лицензией на перестрахование находится ниже обязательного к началу 2020 г. минимума, указывается в исследовании.
Среди страховщиков с риском недостаточного уставного капитала указаны «АМТ Страхование», «РИКС», «Профсодружество», «РЕСО-Шанс», СК «Екатеринбург» и другие страховщики.
Как уже сообщало АСН, в июле 2018 г. президент России Владимир Путин подписал закон об увеличении минимального уставного капитала страховых компаний.
Универсальные страховщики к 1 января 2020 г. должны довести свой капитал до 180 млн р., к 1 января 2021 г. ‒ до 240 млн р., к 1 января 2022 г. ‒ до 300 млн р.
Капитал страховщиков жизни к 1 января 2020 г. должен составлять не менее 310 млн р., к 1 января 2021 г. ‒ 380 млн р., к 1 января 2022 г. ‒ 450 млн р.
Капитал перестраховщиков к 1 января 2020 г. должен составлять не менее 520 млн р., к 1 января 2021 г. ‒ 560 млн р., к 1 января 2022 г. ‒ 600 млн р.
По теме
НРА: в 2019 г. рынок могут покинуть 40-50 страховщиков

Отчетность субъектов страхового дела

Информационное сообщение об отражении в отчетности по форме 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» сведений об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств 03.09.2019

Информационное письмо о новых требованиях к порядку представления отчетности в связи с вступлением в силу Указания Банка России от 21.01.2019 № 5063-У от 17.04.2019 № ИН-05-47/36

Информационное сообщение «О формировании документа, содержащего бухгалтерскую (финансовую) отчетность» 16.04.2019

Информационное сообщение «О порядке отражения корректирующих событий после окончания отчетного периода в отдельных формах отчетности некредитных финансовых организаций, представляемой на базе таксономии XBRL Банка России версии 1.3.1» 03.04.2019

Информационное сообщение «О вступлении в силу порядка представления некредитными финансовыми организациями отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» 07.03.2019

Информационное сообщение о составлении и представлении страховыми организациями отчетности по форме 0420154 «отчето составе и структуре активов» с октября 2018 года 16.11.2018

Информационное сообщение о формировании страховщиками пакета отчетности в формате XBRL перед ее представлением в Банк России 05.02.2018

Информационное сообщение о порядке предоставления отчетности субъектами страхового дела 30.01.2017

Информационное сообщение о составлении и представлении отчетности в порядке надзора, статистической отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков с 01.01.2018 29.12.2017

Информационное сообщение о размещении проекта нормативного акта, регулирующего сдачу отчетности в формате XBRL 22.08.2017

Информационное сообщение о представлении отчетности в порядке надзора и статистической отчетности страховщиков за первое полугодие 2017 года 28.07.2017

Информационное сообщение о составлении и представлении отчетности в порядке надзора, статистической отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования 12.07.2017

Информационное сообщение о составлении и представлении отчетности по форме 0420154 «Отчет о составе и структуре активов» за апрель 2017 года 04.05.2017

Информационное сообщение о составлении и представлении отчетности по форме 0420153 «Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» за 2016 год 21.04.2017

Информационное сообщение о промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков за первый квартал 2017 года 06.04.2017

Информационное сообщение о составлении и представлении отчетности в порядке надзора и статистической отчетности страховщиков за первый квартал 2017 года 28.03.2017

Информационное сообщение о составлении и представлении отчетности по форме 0420154 «Отчет о составе и структуре активов» за январь и февраль 2017 года 13.02.2017

Разъяснения по вопросам составления и представления страховыми брокерами статистической отчетности в соответствии с Указанием Банка России от 19.12.2014 № 3499-У «О формах, сроках и порядке составления и представления форм статистической отчетности страховыми брокерами в Центральный банк Российской Федерации»

Информационное сообщение «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России» 23.03.2016

Информационное сообщение «Об адресах электронной почты для представления субъектами страхового дела отчетности в Банк России с 1 сентября 2015 года» 25.08.2015

Информационное сообщение «О порядке представления страховыми организациями, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования, актуарных заключений, подготовленных по итогам проведения обязательного актуарного оценивания деятельности страховых организаций» 08.04.2015

Информационное сообщение «Об Указании Банка России от 15 марта 2015 года № 3596-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 января 2015 года № 3535-У «О дополнительных требованиях к содержанию актуарного заключения, подготовленного по итогам проведения обязательного актуарного оценивания деятельности страховых организаций, порядку его представления и опубликования» 26.03.2015

Информационное сообщение «О представлении страховщиками статистической информации по субъектам Российской Федерации» 06.02.2015

Информационное сообщение от 21.01.2016 «О составлении и представлении отчетности в порядке надзора и статистической отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования с 01.01.2016»

Информационное сообщение от 21.01.2016 «О составлении и представлении статистической отчетности страховых брокеров с 01.01.2016»

Вниманию субъектов страхового дела!

В связи с получением Банком России нового квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на официальном сайте Банка России опубликован новый сертификат открытого ключа, который доступен по ссылке: http://lk.fcsm.ru/Content/EncryptOpenCert.zip

Банк России рекомендует при отправлении ответов на запросы и предписания, а также уведомлений использовать процедуру шифрования отправляемого пакета.

Инструкция по шифрованию доступна по ссылке: http://lk.fcsm.ru/Content/EncryptFileClientГОСТ.zip

В случае возникновения вопросов, связанных с процедурой шифрования, необходимо обращаться в службу информационной поддержки личного кабинета участника финансового рынка.

Информация о типовых нарушениях, выявленных по результатам рассмотрения отчетности страховщиков

Информационное сообщение от 31.03.2015 «О составлении и представлении страховщиками Отчета о составе и структуре активов (форма № 7-страховщик) с первого квартала 2015»

Информационное письмо Банка России от 19.03.2015 № 015-57/2477 «Об отражении в первом полугодии 2015 года стоимости ценных бумаг в отчетности в порядке надзора»

Указание Банка России от 19.12.2014 года № 3499-У «О формах, сроках и порядке составления и представления форм статистической отчетности страховыми брокерами в Центральный банк Российской Федерации»

Информационное сообщение от 15.05.2013 «Об отражении в форме статистической отчетности № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» сведений об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров»

Информационное сообщение от 28.12.2012 «Вопросы, на которые необходимо обратить внимание при составлении и представлении формы статистической отчетности № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика», утвержденной приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-33/пз-н»

Информационное письмо ФСФР от 14.03.2013 № 13-СХ-12/8387 «О разъяснении вопросов, связанных с составлением и представлением страховщиками годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год»

Информационное письмо ФСФР от 14.05.2013 № 13-ДП-12/17167 «О разъяснении вопросов, связанных с составлением и представлением страховщиками формы годовой статистической отчетности № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за 2012 год»

Виды отчетности страховых компаний перед ЦБ РФ в 2020 году

Финансовая отчетность страховых компаний – обязательный элемент их деятельности. Как и другие юридические лица, предприятия и учреждения, все страховые организации обязаны вести внутренний бухучет, а также сдавать бухгалтерскую и другие виды отчетности, которая необходима Центральному банку России для контроля над их деятельностью.

Общая информация об отчетности

Организации, осуществляющие страховую деятельность, сдают обязательные отчеты в надзорные ведомства, статистические и налоговые органы, а также в иные учреждения, если это предусмотрено действующим законодательством.

Порядок создания и сдачи, а также состав отчетности для страховых компаний устанавливается п.3 ст.28 ФЗ № 4015-1 «Об организации страхового дела», приказом Министерства финансов №41-н от 11.05.2010 года, Указанием Центробанка №4263-У от 13.01.2017 года. Кроме того, Положение ЦБ №526-П от 28.12.2015г. определяет стандарты бухгалтерского учета для организации и порядок составления отчетности.

Основные виды отчетности

Вся основная отчетность страховых компаний делится на:

  • бухгалтерскую;
  • статистическую.

Бухгалтерская

В состав данного типа отчетности страховщики обязаны включать данные, которые отображают реальную картину финансового состояния компании, итогах деятельности за определенный период, а также изменений, которые произошли с фин.состоянием организации.

Данный вид отчетности включает в себя такие формы:

  • Баланс компании (Приложение №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (Приложение №2);
  • Об изменении уровня капитала (Приложение №3);
  • Отчет о движении фин.средств (Приложение №4);
  • Приложение №5 к балансу страховой компании.

Если компания предоставляет услуги по медицинскому страхованию, то вместо формы №2 и №4, в состав отчетности входят 2а и 4а, разработанные специально для учреждений с данным типом страховых услуг.

Дополнительно страховые компании сдают в ЦБ и его территориальные подразделения такие виды ежегодных результатов деятельности:

  • О платежеспособности компании – форма №6;
  • О размещении страховых ресурсов – форма №7;
  • О размещении страховых резервов – для страховщиков, предоставляющих услуги по медицинскому страхованию – форма 7а;
  • Отчет по резервам на страхование, отличное от страхования жизни – форма 8;
  • Об использовании средств по резервам для предупредительных мероприятий – форма №9;
  • Об операциях по перестрахованию – ф.10;
  • Данные по операционному сегменту – ф.11;
  • Данные по зависимым либо дочерним страховым обществам – ф.12;
  • Информация о филиалах и подразделениях страховых компаний – ф.13.

Обязательным условием сдачи годовой бухгалтерской отчетности является заключение аудитора о реальности картины, указанной в отчете. Аудитор проверяет отчетность на достоверность и выдает заключение. Если при аудировании выявятся недочеты, специалист укажет на них в своей записке.

Важно! Если надзорный орган посчитает указанные данные неполными, он имеет право затребовать дополнительную информацию, а также полное раскрытие бухгалтерского учета организации.

Статистическая

Статистика дополнительно раскрывает страховую компанию с позиций основного вида деятельности (в отчетах о деятельности отражаются обороты и затраты), и с позиций работающих сотрудников, их средней зарплаты.

Вся статистическая отчетность, которую обязаны сдавать страховые организации, делится на 2 формы:

  • федерального стат.наблюдения;
  • ведомственного статистического наблюдения.

К информации для федерального наблюдения относят такие формы:

  1. Данные о деятельности страховщика (ф.1-СК).
  2. Информация, обязательная к сдаче в соответствии с внутренними приказами Росстата.
  3. Бланки, разработанные приказами фонда мед.страхования.

Для ведомственного стат.наблюдения по страховым компаниям предусмотрены такие формы:

  • Сведения о показателях работы страховой компании (ф. 1-С);
  • Сведения о деятельности организации (ф.2-С).

Кроме того, статистическая информация по срокам сдачи делится на виды:

  • Периодическую – она сдается каждый квартал.
  • Годовую.

К периодической стат.отчетности относятся такие формы:

  1. Форма 1-СК. Предоставляется в территориальное подразделение Росстата до 20-го числа месяца, который следует за прошедшим кварталом.
  2. Форма 1-С. Страховщики обязаны подавать ее в службу страхового надзора до 5-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

К годовой относятся:

  • №1-СК – подается в органы статистики не позднее 5-го числа месяца, который следует за отчетным периодом;
  • №1-С;
  • №2-С – сдается в органы, осуществляющие надзор за страховой деятельностью, расположенные в регионе регистрации страховщика.

Как составляется отчетность

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных по аналитическим и синтетическим счетам. На аналитических отображается подробная информация по объектам бухучета. Синтетические счета группируют эту информацию. Все данные заполняются в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов ведения фин.отчетности.

Информация предоставляется только в отношении материнских структур либо групп, куда входит головная контора, а также ее дочерние подразделения.

Внимание! Полная информация о требованиях в отношении составления отчетности и ее пересылки в адрес контролирующего органа, содержится в указании ЦБ №4356-У от 21.04.2017 года.

Куда подается отчетность

Все бланки бухгалтерских отчетов, которые обязана сдавать компания-страховщик, передаются в установленные сроки в территориальное подразделение ЦБ РФ, которое располагается по месту регистрации компании.

Формат предоставления информации в адрес регулятора – электронный документ, который подписывается специальной электронной подписью.

Обнародование в интернете

Любой отчет по страховым, полученный ЦБ, попадает в систему электронного документооборота. По результатам полученной отчетности российский Центробанк публикует информацию в свободном доступе на своем сайте.

Здесь размещается актуальная информация об изменениях в законодательстве, касающихся порядка предоставления отчетности страховыми компаниями, можно найти данные по отдельным компаниям и брокерам за определенный период времени. Здесь же указана сводная информация о всем страховом бизнесе РФ за каждый отчетный период времени.

Выводы

Результаты деятельности и статистические показатели работы любой компании являются важными данными, позволяющими объективно оценить состояние бизнеса. Не отличаются в этом плане и страховые организации.

  • В обязанности СК входит предоставление отчетов, которые требует формировать государство.
  • Бухгалтерская и статистическая отчетность в совокупности дают полное представление о финансовом результате работы страховой.
  • Предоставленные данные находятся в свободном доступе и публикуются на сайте Центрального Банка.
  • По опубликованным отчетам каждый клиент может определить для себя, насколько устойчивым является положение страховой организации на рынке и стоит ли сотрудничать с ней.

В случае если у вас остались какие-либо вопросы по данной теме, вы можете обратиться к нашему консультанту на сайте, перейдя в окошко онлайн-чата внизу экрана.

Будем благодарны за репост! Подписывайтесь и будьте всегда в курсе свежих новостей на рынке страхования.

Вам могут быть интересны контакты Департамента страхового рынка ЦБ для подачи жалобы на страховую.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *