Содержание
- Положение об учетной политике на 2020 год. Типовая учетная политика организации на общей системе (на примере производства), с опцией ЕНВД
- ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА), С ОПЦИЕЙ ЕНВД
- Типовая учетная политика на общем режиме налогообложения на 2015 год
- Учетная политика-2018: что нужно подкорректировать
- Общие моменты
- Нужно ли корректировать на 2018 год?
- Как внести изменения в учетную политику?
- Как отражаются изменения учетной политики?
- МСФО-новички и учетная политика
- Учетная политика-2018
- Готовые образцы учетной политики
Положение об учетной политике на 2020 год. Типовая учетная политика организации на общей системе (на примере производства), с опцией ЕНВД
ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА), С ОПЦИЕЙ ЕНВД
Вести бухгалтерский и налоговый учет без учетной политики организация не вправе. Обязанность по ее формированию и утверждению распространяется исключительно на все российские компании, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Чтобы облегчить работу бухгалтеру, в статье мы рассмотрим типовую учетную политику производственной организации, совмещающей общую систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД, «вмененка»).
Оговоримся сразу, что понятие «типовой учетной политики», используемое в данной статье, достаточно условное, так как этот документ формируется любой организацией исходя из индивидуальных особенностей, присущих только ей. Тем не менее, практика показывает, что в деятельности фирм существует ряд хозяйственных операций, с которыми так или иначе приходится сталкиваться большинству коммерческих компаний. Это, в свою очередь, позволяет сформировать «общие» нормы учетной политики, которые при необходимости очень легко «привязать» к собственным потребностям фирмы.
Напомним, что с 01.01.2013 г. при ведении бухгалтерского учета все экономические субъекты, в число которых включены, в том числе коммерческие и некоммерческие фирмы, обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), который обязывает компании формировать и утверждать специальный учетный регламент — учетную политику организации.
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (статья 8 Закона N 402-ФЗ). Названная статья определяет лишь общие принципы формирования учетной политики, а конкретные правила ее формирования должны устанавливаться соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета (далее — ФСБУ).
На сегодняшний день из федеральных стандартов бухгалтерского учета, предназначенных Законом N 402-ФЗ для нефинансовых организаций внебюджетной сферы Приказом Минфина России от 16.10.2018 г. N 208н утвержден только один стандарт — ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», обязательное применение которого начнется с 2022 г.
Для справки: к организациям бюджетной сферы Закон N 402-ФЗ относит государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.
Остальные ФСБУ, предусмотренные Программой разработки ФСБУ на 2019-2021 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 г. N 83н (далее — Программа), находятся в процессе разработки или носят статус проектов ФСБУ, тексты которых размещены в Интернете.
В то же время до появления ФСБУ, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в их роли у указанной категории организаций выступают действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г.
Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
Кроме того в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ применению подлежат правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным банком Российской Федерации до 01.01.2013 г. На это указывают нормы статьи 30 Закона N 402-ФЗ и Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом пункт 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ позволяет Минфину России и ЦБ РФ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, вносить изменения, в том числе обусловленные изменением законодательства РФ, в «старые» правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до 01.01.2013 г.
Иными словами, на сегодняшний день в роли ФСБУ у большинства организаций выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период, одним из которых является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее — ПБУ 1/2008). Общие правила формирования учетной политики определены пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008.
Пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из них, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.
Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, организация разрабатывает такой способ сама, используя последовательно следующие документы:
— международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО);
— положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
— рекомендации в области бухгалтерского учета.
Организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — УСВБУ), при отсутствии в ФСБУ установленного способа учета при разработке собственного способа учета может руководствоваться исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008). Все иные компании так поступать вправе только в том случае, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации (пункт 7.4 ПБУ 1/2008).
Для справки: под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей отчетности. Организация самостоятельно относит информацию к несущественной, исходя как из ее величины, так и из характера.
Поскольку в статье мы планируем рассмотреть учетную политику организации, совмещающей общую систему налогообложения (далее — ОСН) и ЕНВД, отметим, что совмещение указанных налоговых режимов сопряжено с обязанностью хозяйствующего субъекта вести раздельный учет своих доходов и расходов.
Во-первых, такое требование следует из пункта 10 статьи 274 НК РФ, которым предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие в соответствии с НК РФ специальные налоговые режимы (в том числе «вмененку»), при исчислении налоговой базы по «прибыльному» налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к ЕНВД.
Из пункта 9 статьи 274 НК РФ следует, что при совмещении ОСН и ЕНВД налогоплательщик должен распределять общие расходы. Причем не исключено, что в отсутствие методики распределения общих расходов, налоговые органы при проверке «распределят» их сами без учета реальных обстоятельств дела. Такие случаи на практике имеют место, и не факт, что суд примет сторону налогоплательщика, о чем позволяет судить Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.11.2014 г. N Ф09-7399/14 по делу N А60-48458/2013.
Во-вторых, требование о ведении раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в части «вмененки» и деятельности, облагаемой налогами в соответствии с иными режимами уплаты налогов, содержит пункт 7 статьи 346.26 НК РФ. При этом законодательно определено, что учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рамках «вмененной» деятельности, осуществляется плательщиком ЕНВД в общеустановленном порядке. На это указывают и Письма Минфина России от 21.01.2019 г. N 03-11-11/2645, от 28.11.2018 г. N 03-11-11/85983 и ряд других.
Между тем, ответа на вопрос, как организовать такой учет фирме, совмещающей ОСН и ЕНВД, не содержит ни глава 25 НК РФ, ни глава 26.3 НК РФ.
В отсутствие методики ведения раздельного учета, закрепленной в НК РФ, налогоплательщик должен разработать свои принципы его ведения и закрепить их использование в своей учетной политике.
Для справки: с 01.01.2021 г. действие системы налогообложения в виде ЕНВД будет прекращено, на что указывает пункт 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Следовательно, в 2020 г. применять «вмененку» организации и предприниматели еще могут.
Кроме того, организации, совмещающей ОСН и ЕНВД, необходимо организовать раздельный учет выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, с которых организация обязана исчислить и уплатить страховые взносы на обязательные виды социального страхования, поскольку страховые взносы, уплаченные организацией по видам бизнеса, с которых платится ЕНВД, налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают.
Типовая учетная политика на общем режиме налогообложения на 2015 год
Приказ N _____
Об учетной политике организации ООО »Альфа»
г. _______ »31» декабря 2014 года
Приложение N 1
к приказу N ______
от 31.12.2014
Положение
»Об учетной политике организации на 2015 год»
1. Организационно-технический раздел.
1.1. Отчетный период.
Отчетным периодом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год, под которым понимается период времени с 1 января по 31 декабря включительно.
1.2. Организация бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 7 Закона N 402-ФЗ ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета и хранения бухгалтерской документации в компании несет ее руководитель.
Бухгалтерский учет в организации ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.
1.3. Рабочий план счетов.
Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, рекомендуемого организациям к использованию приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н »Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее — План счетов бухгалтерского учета).
Рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических счетов приведен в приложении N 1 к настоящему Положению об учетной политике.
1.4. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Для документального подтверждения фактов хозяйственной жизни организацией применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные:
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30.10.97 N 71а »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21.01.2003 N 7 »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»;
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.99 N 100 »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»;
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.98 N 88 »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 27.03.2000 N 26 »Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 »Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»;
— постановлением Росстата от 09.08.99 N 66 »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения»;
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.98 N 132 »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 N 1 »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
— протоколом заседания ГМЭК от 12.09.2003 N 3/75-2003 »О решениях государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам» (вместе с »Альбомом унифицированных форм первичной расчетно-учетной документации по денежным расчетам с населением при оформлении билетов на проезд в пассажирском автомобильном транспорте междугородного сообщения»);
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 01.08.2001 N 55 »Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 »Авансовый отчет»;
— постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.97 N 78 »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Кроме того, применяются самостоятельно разработанные формы документов, отвечающие требованиям пункта 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
Самостоятельно разработанные формы первичной учетной документации, в том числе бухгалтерская справка, заявление на проведение взаимозачета, претензионное письмо, кредит-нота и другие, приведены в
приложении N 2 к настоящему Положению об учетной политике.
Первичные учетные документы ведутся на бумажных носителях и составляются при совершении факта хозяйственной жизни.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации являются:
— журналы-ордера и ведомости по счетам;
— оборотно-сальдовая ведомость;
— анализ счетов;
— прочие регистры.
Регистры бухгалтерского учета ведутся на машинных носителях информации по формам, принятым для журнально-ордерной формы учета, а также предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета »1С: Бухгалтерия 8.2».
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.
1.5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
В целях обеспечения необходимого качества ведения бухгалтерского учета организация ведет документооборот в соответствии с графиком документооборота, утвержденным руководителем. График документооборота, применяемый в организации, приведен в приложении N 3 к настоящему Положению об учетной политике.
Обработка учетной информации осуществляется в организации автоматизированным способом с помощью бухгалтерской программы (лицензия N ________________) »1С: Бухгалтерия 8.2».
1.6. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Помимо случаев обязательного проведения инвентаризации, перечисленных в пункте 27 Положения N 34н, организация ежеквартально проводит выборочные инвентаризации материальных ценностей по местам их хранения. Порядок проведения ежеквартальной инвентаризации приведен в приложении N 4 к настоящему Положению об учетной политике.
Состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности определяются приказом руководителя.
1.7. Способы оценки активов и обязательств.
На основании статьи 12 Закона N 402-ФЗ денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Положения N 34н организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.
1.8. Выдача денежных средств под отчет.
Денежные средства на хозяйственные нужды организации выдаются на срок 30 календарных дней. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении указанного срока, предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, приведен в приложении N 5 к настоящему Положению об учетной политике.
Лица, получившие деньги под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
1.9. Критерий существенности.
При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности в организации устанавливается уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.
Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.
Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% (пяти процентов).
2. Методологические аспекты учетной политики в части ведения бухгалтерского учета.
2.1. Учет основных средств (далее — ОС).
2.1.1. Критерии отнесения активов в состав основных средств.
В составе основных средств организацией учитывается имущество, удовлетворяющее следующим условиям:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
стоимость объекта превышает 40000 руб.
Активы, удовлетворяющие указанным условиям, но с меньшим критерием стоимости, учитываются организацией в качестве материально-производственных запасов.
В целях обеспечения сохранности »малоценных» ОС первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.
2.1.2. Состав инвентарного объекта.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.
Если сроки полезного использования составных частей объекта ОС существенно различаются, то составные части объекта ОС учитываются как самостоятельные инвентарные объекты. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в письме Минфина Российской Федерации от 06.02.2013 N 07-01-06/2596.
Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.
2.1.3. Срок полезного использования ОС.
Срок полезного использования основных средств определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя, при принятии объекта к бухгалтерскому учету с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 »О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
В случае приобретения ОС, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Учетная политика-2018: что нужно подкорректировать
Общие моменты
Прежде всего отметим, что в Законе о бухучете с 01.01.2018 г. изменилось само определение учетной политики. Обновленное определение звучит так: учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона о бухучете).
То есть уточнено, что учетная политика используется и для ведения бухгалтерского учета. Уточнение с одной стороны вроде техническое. Ведь именно на основе данных бухучета и составляют финотчетность (ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете). Но тут есть такой момент для МСФОшников, которые уже подали свою первую отчетность по МСФО. Раньше в практике был довольно распространенным такой вариант. Предприятия, которые обязаны вести учет по МСФО, даже после того, как подали свою первую отчетность по МСФО: (1) продолжали вести учет по П(С)БУ, а (2) в конце года для выполнения обязанности о составлении отчетности по требованиям МСФО только трансформировали эту отчетность под МСФО.
С 2018 года cогласно ч. 6 ст. 121 Закона о бухучете после подачи первой финотчетности или консолидированной финотчетности по МСФО предприятие обязано вести бухучет согласно учетной политике, составленной по международным стандартам.
Такое требование наталкивает на мысль, что после подачи первой МСФО-отчетности теперь нельзя вести бухучет по П(С)БУ, составлять на его основе финотчетность, а потом ее трансформировать в соответствии с требованиями МСФО. А это означает, что те предприятия, которые раньше (до 2018 года) отчитывались по МСФО, с 2018 года обязаны и вести учет согласно разработанной по международным стандартам учетной политике.
А вот у МСФОшных новичков (которые только перейдут на МСФО в 2018 году) такая обязанность появится только после подачи первой отчетности по МСФО.
Также напомним, что в учетной политике фиксируют только те принципы и методы учета и оценки, которые предусматривают несколько вариантов учета на выбор предприятия или в отношении которых есть неопределенность.
Одновариантные требования и нормы П(С)БУ/МСФО (когда нет выбора из нескольких вариантов) дублировать в приказе об учетной политике не нужно .
Освещают избранную учетную политику путем описания (п. 6 разд. IV НП(С)БУ 1 «Общие требования к финотчетности»):
— принципов оценки статей отчетности;
— методов учета, касающихся отдельных статей отчетности.
Подробно о том, какие статьи должны включаться в учетную политику, говорить не будем. Напомним, что ориентировочный перечень элементов, которые могут быть прописаны в учетной политике, приведен в п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635*.
* Методические рекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом МФУ от 27.06.2013 г. № 635.
Нужно ли корректировать на 2018 год?
Согласно ст. 4 Закона о бухучете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. А значит, разрабатывают учетную политику не на какой-то определенный срок, а на длительный период деятельности предприятия.
Переиздавать приказ об учетной политике каждый год не нужно.
Чтобы разобраться с тем, нужно ли корректировать учетную политику под новый 2018 год, напомним, что различают обязательные и добровольные изменения учетной политики (п. 9 П(С)БУ 6).
Обязательные изменения вносят при изменении требований органа, утверждающего П(С)БУ (т. е. Минфина). Но опять же, коррективы в учетную политику вносят только в том случае, если изменения в П(С)БУ влияют на учетную политику (т. е. предполагают вариантность методик учета и оценок).
Есть ли такие изменения?
В общем-то непосредственно в П(С)БУ не вносились изменения, требующие корректировки учетной политики на 2018 год. Но с 01.01.2018 г., напомним, вступили в силу изменения в Законе о бухучете**. Может, в связи с этими изменениями нужно что-то подкорректировать в учетной политике?
** Подробнее о них в статье «Анализируем изменения в Законе о бухучете» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 45).
В обновленном Законе есть лишь пару изменений, которые могут затронуть учетную политику.
1. Возможность выбора «самодобавленного» отчетного периода (такая возможность предусмотрена ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете).
Как и прежде, отчетным периодом для целей составления финотчетности является календарный год (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете). Промежуточную финотчетность также будем составлять ежеквартально. Но вдобавок к годовой и квартальной можно установить иную периодичность составления финотчетности. Например, отчетность можно составлять ежемесячно . Если вы хотите установить такой отчетный период — можете зафиксировать это в учетной политике.
Только помните, что этот самодобавленный период станет датой баланса, а это повлияет на расчет отдельных показателей, например на расчет курсовых разниц.
А вот на сроки подачи финотчетности контролирующим органам этот срок не влияет (финотчетность нужно будет подавать в те сроки, которые установлены Порядком № 419***).
*** Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
2. Отчет об управлении для средних предприятий. Напомним, с 2018 года предприятиям нужно будет подавать отчет об управлении (пока его форма еще не утверждена) — документ, который содержит финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывающую основные риски и неопределенность его деятельности (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете).
От подачи отчета освобождаются микропредприятия и малые предприятия (п. 7 ст. 11 Закона о бухучете).
Так вот, средним предприятиям Закон разрешает не раскрывать в таком отчете нефинансовую информацию. Положение о том, что предприятие раскрывает/не раскрывает эту информацию, считаем, и нужно закрепить в учетной политике.
Напомним: средним предприятием считается предприятие, которое не соответствует критериям для малых предприятий и показатели которого на дату составления годовой финотчетности за прошлый год (т. е. 2017) вписываются в рамки как минимум двух из таких трех критериев (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете):
1) балансовая стоимость активов — до 20 млн евро;
2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 40 млн евро;
3) среднее количество работников — до 250 человек.
А вот все остальные изменения-2018 в Законе о бухучете никак на учетную политику не влияют, так как не предполагают какой-то альтернативы, т. е. вариантов выбора методики учета .
Когда в учетную политику можно вносить изменения добровольно? Добровольные изменения возможны в таких случаях (п. 9 П(С)БУ 6):
— если изменяются уставные требования, в результате чего происходят изменения и с элементами учетной политики. Примером таких изменений может быть смена видов деятельности предприятия, реорганизация и пр.;
— если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности.
Как внести изменения в учетную политику?
Изменять учетную политику по собственному усмотрению предприятие может в любой момент в течение отчетного года (естественно, при наличии на то оснований). Это косвенно подтвердил и Минфин в п. 3.2 Методрекомендаций № 635, где сказано, что учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года.
То есть подразумевается, что могут быть исключения из этого правила.
При наличии таких оснований предприятие может:
— либо внести изменения и дополнения в действующий приказ;
— либо изложить приказ в новой редакции, с учетом произошедших изменений и дополнений.
Как отражаются изменения учетной политики?
Согласно п. 11 П(С)БУ 6 учетная политика применяется к событиям и операциям с момента их возникновения. В связи с этим п. 12 этого стандарта требует отражать влияние пересмотра учетной политики на события и операции прошлых периодов в финансовой отчетности, т. е. влияние пересмотра отражают ретроспективно. Делают это путем:
— корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;
— повторного предоставления сравнительной информации о предыдущих отчетных периодах.
Но возможно и перспективное применение изменений. В этом случае новые учетные правила применяют только с момента, на который приходятся изменения в учетной политике, и никакие процедуры по корректировке финансовых показателей в финансовой отчетности за предыдущие периоды не проводят.
Допускается это в случае, если:
(1) сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно (п. 13 П(С)БУ 6);
(2) изменения происходят в учетных оценках.
Под учетной оценкой понимают предварительную оценку, которая используется предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами.
На практике порой довольно сложно отличить пересмотр учетной политики от изменения в учетных оценках. Если различить невозможно — рассматривайте и отражайте это как изменение учетных оценок .
Например, Минфин (письмо от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708) предлагает рассматривать пересмотр метода амортизации необоротных активов как изменение учетных оценок. Значит, пересчитывать ранее начисленную амортизацию в целях корректировки нераспределенной прибыли в этом случае не придется!
МСФО-новички и учетная политика
С 2018 года расширяется круг предприятий, обязанных применять МСФО. В частности, в их когорту попали все крупные предприятия, не являющиеся ПАО, а также предприятия, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения (ст. 121 Закона о бухучете).
Для определения первого отчетного периода, за который нужно отчитаться по МСФО, нужно руководствоваться требованиями МСФО 1.
Отправной точкой для определения первого отчетного периода по МСФО является дата перехода на МСФО (§ 6 МСФО 1). Минфин в письме от 29.12.2017 г. № 35210-06-5/37175 указал, что предприятия, которые с 2018 года попали в число МСФО-«обязанных», могут выбрать самостоятельно дату перехода на МСФО. Это может быть 01.01.2018 г. (основная дата) или 01.01.2017 г.
Если дата перехода на МСФО — 01.01.2018 г., в этом случае первая финотчетность по МСФО составляется за 2019 год****.
**** Подробнее в статье «Изменения в Законе о бухучете: переходные вопросы по финотчетности» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 49).
Первая финотчетность, составленная по МСФО, за 2019 год должна содержать сравнительную информацию за 2018 год, составленную по правилам МСФО.
То есть период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. будет сравнительным периодом для первой отчетности по МСФО. Поэтому первая отчетность по МСФО, составленная за 2019 год (которая будет подаваться в 2020 году), должна содержать составленные по МСФО:
— баланс на 01.01.2018 г., на 31.12.2018 г., на 31.12.2019 г.;
— отчеты о финрезультатах за 2018 и 2019 годы;
— отчеты о движении денежных средств за 2018 и 2019 годы;
— отчеты об изменениях в собственном капитале за 2018 и 2019 годы;
— соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию.
При этом в отчетности за отчетные периоды 2018 года не приводится сравнительная информация за 2017 год (кроме баланса).
То есть за 2017 год показатели не приводятся.
Отметим, что в письме Минфин отдельно говорит о том, что предприятие составляет баланс на 01.01.2018 г. по правилам П(С)БУ. К чему это сказано, пока что не понятно. Ведь далее в письме указывается, что первая отчетность по МСФО должна содержать и баланс на 01.01.2018 г., составленный по МСФО. И это отвечает требованиям § 6 МСФО 1, согласно которому предприятие должно составить отчет о финансовом состоянии по МСФО (!) на начало периода на дату перехода на МСФО (в нашем случае — на 01.01.2018 г.).
Важно! И к первой отчетности по МСФО (за 2019 год), и к сравнительной информации (за 2018 год) следует применять одну и ту же учетную политику, которая должна отвечать требованиям МСФО на дату окончания первого отчетного периода по МСФО (§ 7 МСФО 1).
Если дата перехода на МСФО будет 01.01.2018 г., то при трансформации финотчетности (в том числе и сравнительной информации по состоянию на 01.01.2018 г. и на 01.01.2019 г.) нужно применять МСФО, которые являются действующими на 31.12.2019 г.
Обратим внимание, что Закон о бухучете (ч. 6 ст. 121) устанавливает жесткие требования к ведению учета по МСФО в соответствии с разработанной учетной политикой по МСФО уже после подачи первой отчетности по этому стандарту. Это означает, что и в 2018 году, и в 2019 году предприятия (у которых дата перехода на МСФО — 2018 год) еще смогут вести учет по нацстандартам, а потом просто трансформировать финотчетность под требования МСФО. А начиная с 2020 года они уже обязаны будут для ведения бухучета применять учетную политику, составленную согласно МСФО.
По сути, главное — разработать окончательный вариант учетной политики по МСФО на момент подготовки первой отчетности по МСФО. Формально это означает: пока что в 2018 году можно заняться предварительной подготовкой учетной политики по МСФО.
Пару слов скажем об отчетности за 2018 год. В общем-то поскольку первая финотчетность по МСФО будет подаваться за 2019 год, то за 2018 год у предприятия нет обязанности отчитываться по МСФО.
Но уже был прецедент в 2012 году, когда от предприятий, которые выбрали дату перехода на МСФО — 01.01.2012 г., требовали подавать уже за 2012 год так называемую «предварительную отчетность» по МСФО без приведения сравнительной информации за предыдущий год. Поэтому мы не исключаем вариант, что подобные требования (с подачей за 2018 год предварительной отчетности по МСФО) могут появиться и сейчас.
Тогда для подготовки такой отчетности нужно будет подготовить учетную политику по МСФО для подачи такой отчетности.
А вот если дата перехода на МСФО — 01.01.2017 г., тогда:
— за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. подают сравнительную информацию. Для чего финотчетность за 2017 год трансформируют по требованиям МСФО. При этом для составления предыдущей отчетности за 2017 год используют стандарты, действующие на 31.12.2018 г.;
— первую МСФО-отчетность составляют уже за 2018 год. Соответственно в 2018 году нужно и утвердить МСФОшную учетную политику. Первая отчетность по МСФО, составленная за 2018 год, должна содержать: баланс по состоянию на 01.01.2017 г., 31.12.2017 г., 31.12.2018 г. и отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2017 и 2018 годы, соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию.
Шестакова Е. В.,
к.ю.н., генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»
Учетная политика-2018
Учетная политика 2018 года должна формироваться и с учетом изменений в налогообложении, и с учетом изменений правил и новых способов бухгалтерского учета. Итак, остановимся на возможностях управления учетной политикой в 2018 году.
Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета, выбранных организацией.
Влиять на финансовые результаты в рамках учетной политики компания может различными путями:
- регулированием оценки активов;
- распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами;
- выбором методов уплаты налогов и др.
И чаще всего она не меняется, поскольку изменения в ПБУ минимальны.
Но 2017 год имеет отличия от других периодов. Изменения в ПБУ 1/2008 были внесены в этом году и вступили в силу с 06 августа 2017 года. В целом изменения связаны с общими тенденциями перехода на международные стандарты.
Во-первых, данное ПБУ должны будут применять индивидуальные предприниматели, оказывающие адвокатские услуги, а также нотариусы и частнопрактикующие специалисты, которые должны вести учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во-вторых, установлены новые требования к учетной политике.
Напомним, что учетная политика должна отвечать следующим требованиям:
- требование полноты;
- требование своевременности;
- требование осмотрительности;
- требование приоритета содержания перед формой;
- требование рациональности.
Теперь скорректировано требование рациональности. Рациональное ведение бухучета должно осуществляться исходя из условий хозяйствования и величины организации. С условием, что информация, формируемая в бухучете, достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование. Организации, ведущие упрощенную бухотчетность, при отсутствии в федеральных стандартах бухучета способов ведения бухучета по конкретному вопросу вправе руководствоваться требованием рациональности.
В-третьих, организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухучета другими организациями. Кроме того, если основное общество утверждает свои стандарты бухучета, обязательные к применению его дочерним обществом, то дочернее общество выбирает способы ведения бухучета исходя из этих стандартов.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Под учетной политикой понимается принятая субъектом совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Как разработать новый способ учета?
Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
1) при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и(или) отраслевыми стандартами;
2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете»).
Согласно ПБУ 1/2008 при разработке нового способа учета необходимо на основе допущений и требований п.п. 5 и 6 нового ПБУ 1/2008 обязательно последовательно использовать следующие источники:
1. МСФО.
2. Правила общероссийских и/или отраслевых стандартов бухучета по схожим вопросам.
3. Рекомендации по бухгалтерскому учету.
На практике новые способы учета зависят от договоров, задач, которые компания перед собой ставит.
Согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики должны отражаться одним из следующих способов:
- ретроспективно – при этом исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида;
- перспективно – в случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа.
Если доходы связаны с работами или услугами, которые осуществляются более одного налогового периода или имеют место сразу в двух налоговых периодах (например, начаты в сентябре 2016 года, а закончены в феврале 2017 года), то их нужно распределять между периодами, но только в том случае, если в договоре с заказчиком не предусмотрена поэтапная сдача работ (п. 2 ст. 271 НК РФ).
Существует несколько методов распределения. Чаще всего организации распределяют доходы:
- равномерно путем деления на количество отчетных периодов, в которых действует договор;
- пропорционально произведенным затратам. В этом случае нужно составить смету расходов на выполнение данного договора.
Целесообразно долговременные доходы распределять пропорционально произведенным затратам, так как в этом случае, если в каком-либо периоде у организации не было расходов, то и налогооблагаемой прибыли у нее не возникнет.
Как известно, расходы на производство и реализацию распределяются на прямые и косвенные.
Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам относятся:
- затраты на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
- затраты на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- расходы на оплату труда производственного персонала, а также начисленные на них суммы взносов;
- расходы на амортизацию по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В настоящее время организация может самостоятельно устанавливать перечень прямых расходов, отличный от того, который предусмотрен ст. 318 НК РФ. Этот перечень она должна закрепить в учетной политике.
Сумму материальных расходов при списании сырья и материалов, а также покупных товаров и ценных бумаг организации определяют в соответствии с принятым в учетной политике методом оценки (п. 8 ст. 254 НК РФ).
Применяются следующие методы оценки:
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
Для того чтобы выбрать оптимальный метод оценки сырья и материалов, нужно проанализировать динамику рыночных цен и исходя из различных факторов (например, прогнозируемого экспертами роста цен на топливо) определить ценовые перспективы ближайшего времени.
Выбранный метод лучше отразить в учетной политике, принятой и в целях налогообложения, и в целях бухгалтерского учета, в результате не нужно вести учет дважды.
По элементу учетной политики «Начисление амортизационных отчислений по основным средствам» необходимо отметить, что наиболее приемлемым для оптимизации размера налога на имущество является нелинейный метод. При этом применение нелинейного метода начисления амортизационных отчислений дает в первые годы экономию как по налогу на имущество, так и по налогу на прибыль. В целом экономия получается не столько по сумме, сколько по денежным потокам.
В целях снижения налогооблагаемой прибыли текущего периода и равномерного отнесения расходов в налоговом учете организации, применяющие метод начисления, вправе создавать следующие резервы. Самые распространенные:
- по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
- по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ);
- на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
- предстоящих расх
Перечисленные резервы имеют много общего:
- создание резерва – это право, а не обязанность организации;
- решение о создании резерва надо закрепить в учетной политике;
- если резерв сформирован, то соответствующие затраты можно списывать только за счет созданного резерва.
К сомнительным долгам относятся обязательства перед налогоплательщиком, не погашенные в сроки, установленные договором, и не обеспеченные залогом, поручительством или банковской гарантией. При возникновении таких долгов налогоплательщик имеет право создать резерв по сомнительным долгам. Сумма указанного резерва включается в состав внереализационных расходов на последний день отчетного периода, следовательно, уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль:
- срок возникновения превышает 90 дней – включаются 100% от суммы обязательства;
- срок более 45, но менее 91 дня – 50% от суммы обязательства.
Кроме того, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Резерв формируется ежеквартально по окончании каждого отчетного (налогового) периода до тех пор, пока долги не будут погашены либо списаны как безнадежные.
Превратить безнадежные долги в сомнительные для увеличения суммы резерва по сомнительным долгам можно, например, получением от должника любого вида документа (протокол, письмо, уведомление), содержащего сведения о том, что должник признает задолженность. В связи с получением такого документа срок исковой давности прерывается и начинается новый (то есть плюс три года) согласно ст. 203 ГК РФ.
Сумма увеличения резерва по сравнению с предыдущим периодом относится на внереализационные расходы, а сумма уменьшения – на внереализационные доходы. Использовать резерв по сомнительным долгам можно исключительно на покрытие убытков по безнадежным долгам.
Можно также в учетной политике организовать работу с убытками.
Если финансовым результатом деятельности организации за налоговый период является не прибыль, а убыток, то организация вправе этот убыток перенести на будущее. Перенос убытка на будущее означает, что на сумму убытка (частично) можно уменьшить налогооблагаемую прибыль следующих отчетных (налоговых) периодов.
Сумма убытков может учитываться в уменьшении налогооблагаемой базы в течение 10 лет.
Минусом переноса убытков может быть отсутствие причины для применения в связи с получением предприятием новых убытков.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Начиная с отчетности 2017 года порядок переноса такого убытка претерпел изменения. С 2017 года можно переносить убыток только на 50%. Это важно для тех, кто применяет объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Убыток от реализации объекта ОС образуется, если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации ОС. Сумма убытка от реализации объекта ОС определяется на дату совершения операции (ст. 323 НК РФ). Списывать убыток налогоплательщик вправе начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект был продан.
Убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, исчисленного как разница (в месяцах) между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
Размер убытка, принимаемого к учету первоначальным кредитором (продавцом товаров, работ, услуг, кредитором по долговому обязательству), зависит от того, когда совершена уступка:
- до наступления срока платежа, предусмотренного договором реализации товаров, работ, услуг
(далее – основной договор); - или после наступления этого срока.
Пример 1.
Организация получила убыток:
- по итогам 2014 года – в размере 900 000 руб.;
- по итогам 2015 года – в размере 1 200 000 руб.
В 2016 году организация работала с прибылью, которая нарастающим итогом с начала года составила:
- за I квартал – 470 000 руб.;
- за полугодие – 940 000 руб.;
- за 9 месяцев – 1 500 000 руб.;
- за год – 1 900 000 руб.
В I квартале 2017 года организация получила прибыль 300 000 руб.
При расчете налоговой базы организация вправе учесть:
- за I квартал 2016 года – часть убытка за 2014 год в сумме 470 000 руб.;
- за полугодие 2016 года – весь убыток за 2014 год в сумме 900 000 руб. и часть убытка за 2015 год в сумме 40 000 руб. (940 000 руб. – 900 000 руб.);
- за 9 месяцев 2016 года – убыток за 2014 год в сумме 900 000 руб. и часть убытка за 2015 год в сумме 600 000 руб. (1 500 000 руб. – 900 000 руб.);
- за 2016 год – убыток за 2014 год в сумме 900 000 руб. и часть убытка за 2015 год в сумме 1 000 000 руб. (1 900 000 руб. – 900 000 руб.).
Таким образом, организации не надо уплачивать авансовые платежи и налог за 2016 год. Остаток неперенесенного убытка за 2015 год на 01.01.2017 составит 200 000 руб. (1 200 000 руб. – 1 000 000 руб.).
При расчете авансового платежа за I квартал 2017 года прибыль можно уменьшить на 150 000 руб. (300 000 x 50%).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем.
Основные элементы учетной политики для «упрощенца»
В отношении предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, существует самостоятельная проблема установления учетной политики.
В случае когда объектом обложения единым налогом является доход, в установлении каких-либо элементов учетной налоговой политики нет необходимости. Если же объектом является доход, уменьшенный на сумму расходов, то такая необходимость, безусловно, может возникнуть, поскольку определение затратной части налоговой базы гл. 26.2 НК РФ напрямую связывает с принципами формирования расходов для целей налогообложения прибыли по гл. 25 НК РФ.
Соответственно, «упрощенцы» должны учитывать доходы и расходы как элементы учетной политики, ориентируясь на Налоговый кодекс, что позволит уменьшить различия между налоговым и бухгалтерским учетом.
Также важно определить порядок учета имущества. Имущество учитывается на счете 01. Если речь идет о малоценном имуществе, то оно учитывается на счете 10.
Для целей налогообложения при исчислении налога на имущество налоговая база определяется исходя:
а) из среднегодовой стоимости (без учета денежной оценки предстоящих затрат) движимого и недвижимого имущества (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, по договору инвестиционного товарищества), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств и отражаемого в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета согласно рабочему плану счетов организации на текущий год;
б) из кадастровой стоимости по состоянию на 01 января года налогового периода в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Важно обеспечить раздельный учет имущества:
1) недвижимого;
2) недвижимого, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст. 378.2 НК РФ;
3) движимого, поставленного на учет в качестве объектов основных средств до 01 января 2013 года;
4) движимого, принятого на учет после 01 января 2013 года.
В учетной политике можно вести раздельный учет путем:
- отражения на отдельном субсчете счета бухгалтерского учета;
- выделения данных объектов в аналитическом учете).
Если в компании имеются транспортные средства, то рекомендуется вести:
а) раздельный учет следующих транспортных средств, являющихся и не являющихся объектами налогообложения транспортным налогом;
б) обособленное выделение в учете легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.
Дело в том, что автомобили стоимостью более 3 млн руб. облагаются по повышенным ставкам.
Для целей бухгалтерского учета важно определить, кто будет подписывать учетную политику, эта обязанность:
- возлагается на главного бухгалтера (или нужно выбрать иное должностное лицо);
- осуществляется на договорных началах с централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом;
- осуществляется лично руководителем организации (применительно к субъектам, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, субъектам среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Если компания самостоятельно разрабатывает первичные документы, то их необходимо приложить к учетной политике. Аналогично нужно отобразить в учетной политике особенности электронного документооборота.
Как учетная политика влияет на объект налогообложения
Если компания применяет объект «доходы», то, по практике, она небольшое внимание уделяет расходам, и в учетной политике не нужно прописывать особенности их осуществления.
При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером));
4) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и(или) фондов, соответствующими акционерами или участниками.
И другие, поименованные в ст. 251 НК РФ.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Если компания применяет объект налогообложения «доходы, уменьшенные на размер расходов», то необходимо уделить особое внимание в учетной политике именно вопросам учета расходов.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ. А вот включать в учетную политику расходы, которые не поименованы в НК РФ в главе, касающейся УСН, не следует, поскольку такие расходы не будут признаваться для целей налогообложения. Например, к таким расходам могут относиться расходы будущих периодов.
Также важно учитывать, что целый ряд расходов вообще нельзя учесть.
Не учитываются для целей налогообложения расходы:
- в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды);
- в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;
- в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами;
- в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером;
- в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав)
и расходов, связанных с такой передачей; - в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;
- в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
- в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;
- прочие расходы согласно ст. 270 НК РФ.
Отдельное место занимают нормируемые расходы.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
При формировании учетной политики следует выполнять требования, перечисленные в п. 6 ПБУ 1/2008.
Нужна ли пояснительная записка
Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности. В налоговую инспекцию и органы статистики ее представлять не нужно.
Но по практике компании ее готовят и представляют в следующих случаях:
- при смене организационно-правовой формы организации;
- при переходе на упрощенную систему налогообложения.
В пояснительной записке также может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации.
Кроме того, в учетной политике можно пояснить порядок выбора поставщиков, например, это актуально для тех компаний, к которым налоговый орган постоянно предъявляет претензии в отношении должной осмотрительности.
Пример основных положений УП для «упрощенца»
Учетная политика для целей налогообложения
Ведение учета
1. Налоговый учет ведется лично.
Возможен вариант:
- налоговый учет ведется сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги в соответствии с договором.
2. Объектом налогообложения является разница между доходами и расходами.
Основание: ст. 346.14 Налогового кодекса РФ.
3. Книга учета доходов и расходов ведется автоматизированно с использованием типовой версии «1С».
4. Записи в Книге учета доходов и расходов осуществляются на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.
Учет амортизируемого имущества
5. В целях исчисления единого налога основным средством признается имущество, используемое для осуществления торговых операций (выполнения работ, оказания услуг), первоначальной стоимостью более 40 000 руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев.
6. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма фактических затрат на его приобретение, сооружение, изготовление в порядке, установленном законодательством о бухучете.
7. При условии оплаты первоначальная стоимость основного средства, а также расходы на его дооборудование (реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) отражаются в Книге учета доходов и расходов равными долями начиная с квартала, в котором оплаченное основное средство было введено в эксплуатацию, и до конца года.
При расчете доли стоимость частично оплаченных основных средств учитывается в размере частичной оплаты.
Основание: пп. 3 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
8. Доля стоимости основного средства (нематериального актива), приобретенного в период применения УСН, подлежащая признанию в отчетном периоде, определяется делением первоначальной стоимости на количество кварталов, оставшихся до конца года, включая квартал, в котором выполнены все условия по списанию стоимости объекта в расходы.
Если в эксплуатацию введено частично оплаченное основное средство, то доля его стоимости, признаваемая в текущем и оставшихся до конца года кварталах, определяется делением суммы частичной оплаты за квартал на количество кварталов, оставшихся до конца года, включая квартал, в котором осуществлена частичная оплата введенного в эксплуатацию объекта.
Учет товарно-материальных ценностей
9. В состав материальных расходов включаются:
- цена приобретения материалов;
- расходы на комиссионные вознаграждения посредникам;
- ввозные таможенные пошлины и сборы;
- расходы на транспортировку;
- расходы на информационные и консультационные услуги, связанные
с приобретением материалов.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам при приобретении материальных запасов, отражаются в Книге учета доходов и расходов отдельной строкой в момент признания материалов в составе затрат.
10. Материальные расходы учитываются в составе затрат по мере оплаты.
При этом материальные расходы корректируются на стоимость материалов, не использованных в коммерческой деятельности.
Корректировка отражается отрицательной записью в Книге учета доходов и расходов на последнюю дату квартала. Для определения суммы корректировки используется метод оценки материалов по стоимости единицы запасов.
11. Расходы на ГСМ учитываются в составе материальных расходов по мере принятия к учету и оплаты.
Основание: пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ.
12. Нормативы для признания расходов на ГСМ в составе затрат рассчитываются по мере осуществления поездок на основании путевых листов.
Запись вносится в Книгу учета доходов и расходов в размере сумм, не превышающих норматив.
Основание: п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ.
13. Стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, определяется исходя из цены их приобретения по договору, уменьшенной на сумму НДС, предъявленного поставщиком товаров.
Транспортно-заготовительные расходы учитываются в составе затрат в качестве расходов, связанных с приобретением товаров, на самостоятельном основании отдельно от стоимости товаров.
14. Стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, учитывается в составе затрат по мере реализации товаров. Оценка всех реализованных товаров осуществляется по методу средней стоимости.
Учет затрат
15. К расходам на реализацию товаров, приобретенных для перепродажи, относятся:
- расходы по хранению и транспортировке товаров до покупателя;
- расходы на обслуживание товаров;
- расходы на аренду и содержание торговых зданий и помещений;
- расходы на рекламу;
- вознаграждения посредников, реализующих товары.
Расходы на реализацию товаров учитываются в составе затрат после их фактической оплаты.
Основание: пп. 23 п. 1 ст. 346.16, абз. 6 пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
16. Сумма расходов (за исключением расходов на ГСМ), учитываемых при расчете единого налога в пределах нормативов, рассчитывается ежеквартально нарастающим итогом исходя из оплаченных расходов отчетного (налогового) периода. Запись о корректировке нормируемых затрат вносится в Книгу учета доходов и расходов после соответствующего расчета в конце отчетного периода.
Учет убытков
17. Налогооблагаемая база уменьшается за текущий год на всю сумму убытка за предшествующие 10 налоговых периодов.
При этом убыток не переносится на ту часть прибыли текущего года, при которой сумма единого налога не превышает сумму минимального налога.
Основание: п. 7 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ.
Генеральный директор ООО «Ручей» А. К. Серегин
Конечно, учетная политика может быть сформирована и сформулирована с учетом вида деятельности, объекта налогообложения и других особенностей ведения бизнеса.
В заключение необходимо отметить, что учетная политика является очень важным документом, который определяет направления деятельности компании на будущее. Поэтому нужно очень ответственно отнестись к ее формированию.
Готовые образцы учетной политики
Учетная политика составляется отдельно для бухгалтерского и налогового учета
14.02.2019Российский налоговый портал
Для целей налогообложения
Учетная политика утверждается приказом, либо распоряжением руководителя (директора) предприятия в том году, который предшествует году ее применения. Например, 26 декабря 2018 года учетная политика была утверждена, но применять ее следует только с 1 января 2019 года.
При создании организация выбирает способы определения доходов и расходов, регистры налогового учета и закрепляет их в приказе об учетной политике. Каждый год составлять новую учетную политику или «повторять» приказ с прошлого года нет необходимости. Учетная политика составляется один раз. Но, есть возможность вносить в нее изменения. Только в том случае, когда принято много изменений в Налоговый кодекс, целесообразнее принять и утвердить новую учетную политику. При этом обязательно надо сделать ссылки на вступившие в силу Федеральные законы (на основании которых и были внесены поправки в НК РФ).
Изменения в учетную политику
Изменения в учетную политику вносятся в следующих случаях:
– законодательством внесены изменения в НК РФ (незначительные изменения). В данной ситуации изменения вносятся не ранее даты вступления в силу соответствующих законов;
– организация решила изменить методы учета доходов и расходов. Изменения принимаются с начала налогового периода (обязательно);
– появление новых видов деятельности у компании. Принимать учетную политику и вносить изменения можно в любой момент отчетного года.
Основные разделы учетной политики
При составлении учетной политики предприятию следует обратить внимание на то, что желательно разделить на две части учетную политику:
– на организационную;
– на методологическую.
Сначала необходимо указать каким образом будут распределяться обязанности бухгалтеров (работников бухгалтерии), назначить определенных сотрудников ответственными. Далее важно раскрыть – какими аналитическими регистрами будет пользоваться компания. Третья ступень – это методы учета.
Образец учетной политики для налогового учета
Для бухгалтерского учета
Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна быть сформирована на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ № 1/2008).
Срок утверждения учетной политики
Утвердить учетную политику надо в декабре того года, который предшествует году применения положений учетной политики. Например, можно датировать приказ 30 декабря прошлого года. Тогда положения учетной политики будут применяться с 1 января следующего года. Если компания вновь была создана, то она утверждает учетную политику для целей бухгалтерского учета до момента представления бухгалтерской отчетности.
Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета
Изменения в ранее утвержденную учетную политику для целей бухучета вносятся в случаях:
– в случае изменения законодательства;
– при изменении существенных условий деятельности организации;
– при разработке новых способов ведения учета.
Любые изменения в учетной политике компания должна отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Самостоятельное утверждение форм первичных документов
Организация имеет право самостоятельно утвердить формы документов. Формы «самостоятельных» документов компания должна обязательно закрепить в учетной политике.
Образец учетной политики для целей бухучета
Подписка Разместить: