Учет в НКО

Особенности бухгалтерского учета в НКО

Ведение бухгалтерского учета в некоммерческих организациях в целом несущественно отличается от учета в иных организациях. Но именно у НКО отличий не так уж мало — они связаны со специальной направленностью деятельности таких компаний (у каждой конкретной НКО — своя), полным или частичным отсутствием дохода от коммерции.

В данной статье поговорим об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.

Особые требования для выполнения особых задач

В Информации Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)» (далее — Информация Минфина N ПЗ-1/2015) сказано, что особенности применения нормативных правовых актов при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций обусловлены следующим. В соответствии с ГК РФ эти организации:

  • не ставят в качестве цели деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками;
  • могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО обычно состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Возможно и представление отчета о финансовых результатах, если в отчетном году НКО имела (признала) доход. При этом согласно п. 2.1 Информации Минфина N ПЗ-1/2015 также должны выполняться следующие условия:

  • показатель признанного (полученного) НКО дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли (убытках) организации от приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовых результатах деятельности НКО, ее финансовом положении и изменениях в нем;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение НКО и финансовые результаты ее деятельности.

С другой стороны, отчет о движении денежных средств НКО могут не представлять (п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации <1>).

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Из примечаний к приложению 4 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ Минфина N 66н) следует, что наименования некоторых строк в балансе НКО отличаются от обычных:

Код строки

Наименование обычное

Наименование в балансе НКО

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

Паевой фонд

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Целевой капитал

Добавочный капитал (без переоценки)

Целевые средства

Резервный капитал

Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Резервный и иные целевые фонды

Учет внеоборотных активов в НКО

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» <2> НКО принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ), для ее управленческих нужд, а также если выполняются условия, установленные в пп. «б» и «в» этого пункта:

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

В Письме Минфина России от 19.02.2004 N 16-00-14/40 уточнено, что если НКО занимается предпринимательством в целях уставной деятельности, то она в отношении соответствующего объекта должна руководствоваться и пп. «г» п. 4 ПБУ 6/01, то есть он должен быть способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В Письме Минфина России от 31.07.2003 N 16-00-14/243 поясняется, что, поскольку по гражданскому законодательству РФ НКО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых она создана, доходы от предпринимательской деятельности после налогообложения их по правилам налогового законодательства являются источником финансового обеспечения уставной деятельности организации, формирования имущества НКО в соответствии со сметой и отражаются в бухгалтерском учете на счете 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Приобретенные в соответствии с утвержденной сметой основные средства отражаются в бухгалтерском учете при принятии объекта к учету по дебету счета 01 «Основные средства» с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и дебету счета 86 с кредитом счета 83 «Добавочный капитал».

В связи с этим по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним производится начисление износа в конце отчетного года исходя из установленного организацией срока их полезного использования и порядка, приведенного в п. 19 ПБУ 6/01 (по нормам амортизационных отчислений). Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 (п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <3>, п. 17 ПБУ 6/01, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций <4>).

<3> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
<4> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

При выбытии отдельных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) сумма износа по ним списывается со счета 010 <5>. И одновременно производятся записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01, по дебету счета 83 и кредиту счета 91.

<5> Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.

Обратите внимание! Пункт 15 ПБУ 6/01, касающийся переоценки объектов основных средств, не распространяется на НКО (Письмо Минфина России от 25.11.2002 N 16-00-14/453).

По нематериальным активам НКО амортизация тоже не начисляется (п. 24 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» <6>). Приобретенные в соответствии с утвержденной сметой НМА отражаются в бухгалтерском учете при принятии объекта к учету по дебету счета 04 «Нематериальные активы» с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и дебету счета 86 с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» (Письмо Минфина России от 12.04.2001 N 16-00-14/180).

<6> Утвержден Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.

Для НКО предлагаются упрощенные способы учета и отчетности

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской отчетности. Но на основании ч. 5 ст. 6 этого Закона такой возможности лишены следующие виды НКО:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • НКО, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно п. 1.2 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 (далее — Информация Минфина N ПЗ-3/2016) организация самостоятельно решает, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). При этом нужно помнить, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ).

Обратите внимание! При формировании учетной политики НКО, применяющая упрощенный способ, может предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) (п. 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» <7>).

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В соответствии с п. 3 Информации Минфина N ПЗ-3/2016 НКО, применяющая упрощенные способы, может также сократить количество синтетических счетов в принимаемом ей рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций <8>. При этом можно использовать положения разд. 2 и 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства <9>.

<8> Утвержден Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
<9> Утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.

С этой целью Минфином рекомендовано такое упрощение Плана счетов.

Сфера учета

Рекомендовано

Вместо обычно применяемых счетов

Производственные

запасы

10 «Материалы»

07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

20 «Основное производство»

20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

44 «Расходы на продажу»

44 «Расходы на продажу»

Готовая продукция и товары

41 «Товары»

41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»

Денежные средства в банках

51 «Расчетные счета»

51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»

Дебиторская и кредиторская задолженности

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Капитал

80 «Уставный капитал»

80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»

Финансовые результаты

99 «Прибыли и убытки»

90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»

Согласно п. 4 Информации Минфина N ПЗ-3/2016 таким НКО можно применять и упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета, утверждаемую руководителем организации. В Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 указывается также, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, допустимо вообще вести только один регистр бухгалтерского учета — книгу (журнал) учета фактов хозяйственной жизни. В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ форма этого регистра утверждается руководителем НКО.

Обратите внимание! На основании ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ в любом случае обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухучета;
  • величина денежного измерения объектов бухучета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

НКО, применяющая упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, вправе также применять следующие упрощения:

НКО разрешается

Норма

Признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), а расходы (в связи с этим) — после осуществления погашения задолженности. То есть применять в бухгалтерском учете кассовый метод <*>

Пункт 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) и п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н)

Оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в периоде, в котором они были понесены

Пункт 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н)

Признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления)

Пункт 13.3 ПБУ 5/01

Не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей

Пункт 25 ПБУ 5/01

Определять первоначальную стоимость основных средств:

  • при их приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) — в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (изготовления) основных средств

Пункт 8.1 ПБУ 6/01

Начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией

Пункт 19 ПБУ 6/01

Начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухучету

Пункт 19 ПБУ 6/01

Признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухучету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления

Пункт 3.1 ПБУ 14/2007

Списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов

Пункт 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н)

Осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен

Пункт 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н)

Не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)

Пункт 3 ПБУ 8/01 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н)

Признавать все расходы по займам прочими расходами

Пункт 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

Отражать в бухучете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и тому подобные объекты

Пункт 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

<*> Применительно к ПБУ 9/99 и 10/99 НКО признают доходы и расходы по предпринимательской и иной деятельности (п. 1 ПБУ 9/99 и п. 1 ПБУ 10/99).

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ руководитель НКО, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя.

Такая организация может представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

НКО разрешается

Норма

В бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). Приводить в приложениях к ним только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности

Пункт 6 Приказа Минфина N 66н

Применять упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств согласно приложению 5 к Приказу Минфина N 66н

Пункт 6.1 Приказа Минфина N 66н

Не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности

Пункт 3 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» <*>

Не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности

Пункт 3.1 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» <**>

Отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухучету

Пункт 15.1 ПБУ 1/2008

Исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода

Пункт 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» <***>

<*> Утверждено Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
<**> Утверждено Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н.
<***> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

М.В. Подкопаев

Редактор журнала

«Бухгалтер Крыма»

Бухгалтерский и налоговый учет в некоммерческих организациях. (Е. Умай, 21 октября 2014 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Е.Умай,

Профессиональный бухгалтер РК,

CAP, ДипИФР, DipFM

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Какие виды налоговой отчетности, и в какие сроки должны предоставлять общественные фонды, каково отличие по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности у общественных фондов от коммерческих предприятий.

Нормативная база. Понятие, права и обязанности НКО изложены в Законе РК «О некоммерческих организациях».

Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.

Цели деятельности некоммерческих организаций определяются учредительными документами.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно — полезные цели.

Фонд должен иметь руководителя и бухгалтера, которые не связаны браком, близким родством или свойством. Одно и то же лицо не может находиться на обеих должностях. Руководитель на основании учредительных документов, решений органа управления фонда вправе совершать сделки от имени фонда. В уставе фонда могут быть установлены сферы деятельности других уполномоченных лиц, которые могут действовать самостоятельно и совершать сделки. Руководитель фонда имеет право представлять фонд в суде, государственных органах, а также в организациях без доверенности.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.

Учредители фонда не имеют имущественных прав на имущество фонда и за невыполнение обязательств могут быть исключены из фонда общим собранием учредителей в порядке, установленном уставом.

Фонд обязан в установленный уставом срок осуществлять проверки финансовой деятельности. Проверки осуществляются ревизором или аудиторской организацией. Порядок избрания ревизора определяется уставом, аудиторские организации привлекаются в порядке, установленном законодательством. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в официальных печатных изданиях.

В зависимости от состава учредителей, а также от сферы деятельности могут быть созданы частный, корпоративный, общественный, государственный фонды.

В зависимости от целей деятельности могут быть созданы социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные фонды.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РК и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной принцип: некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям.

Законодательными актами РК могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно — правовых форм.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Налогообложение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с налоговым законодательством РК.

Важно: доходы от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не могут распределяться между членами (участниками) некоммерческих организаций и направляются на уставные цели. Допускается использование общественными и религиозными объединениями, фондами своих средств на благотворительные цели.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются:

1) поступления от учредителей (участников, членов);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях;

5) другие не запрещенные законом поступления.

Бухгалтерский и налоговый учет в НКО. Порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях не рассматривается в данной статье ввиду существования специальных инструкций для данных организаций.

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством РК, руководствуются следующими НПА:

1) Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

2) Правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Постановлением Правительства РК

3) Приказ Министра финансов РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов»;

4) НСФО, утвержденный приказом Министра финансов;

5) Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министра финансов РК;

6) Учетная политика НКО, разработанная и утвержденная НКО, с учетом требований законодательства о бухгалтерском учете в РК;

7) Налоговая учетная политика, разработанная и утвержденная НКО, с учетом требования налогового законодательства РК.

Согласно НСФО, бухгалтерская отчетность НКО состоит из следующих форм:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках.

Дополнительно по требованию заинтересованных сторон, НКО может представлять другие формы финансовой отчетности (отчет о движении денежных средств, пояснительную записку).

Налоговая учетная политика — принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса РК.

Налоговая учетная политика может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

НКО осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РК.

Метод начисления — метод учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалентов.

НКО на основе налогового учета по итогам налогового периода определяет объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, и исчисляет налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Учет курсовой разницы в целях налогообложения осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности с применением рыночного курса обмена валюты.

Учет товарно-материальных запасов в целях налогообложения осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, наряду с уставной, то она обязана вести раздельный учет доходов и расходов, в целях определения налогооблагаемого дохода.

Согласно пункту 1 статьи 58 Налогового кодекса РК, налогоплательщик, осуществляющий виды деятельности, для которых согласно Налогового кодекса РК, предусмотрены различные условия налогообложения, обязан вести раздельно учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по таким видам деятельности.

Раздельный налоговый учет ведется налогоплательщиком на основании учетной документации с соблюдением требований, установленных Налоговым кодексом РК.

Налогоплательщик не может объединять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по видам деятельности, для которых Налоговым кодексом РК установлены требования по ведению раздельного налогового учета.

Налогоплательщик самостоятельно устанавливает в налоговой учетной политике порядок ведения раздельного налогового учета, в том числе перечень видов общих доходов и расходов, методы распределения таких доходов и расходов между видами деятельности, для которых Налоговым кодексом РК установлены различные условия налогообложения.

При этом под общими доходами и расходами налогоплательщика понимаются доходы и расходы отчетного налогового периода, в том числе доходы и расходы по общим фиксированным активам, которые не имеют прямой причинно-следственной связи с осуществлением отдельного вида деятельности и не могут быть в полном объеме отнесены ни к одному из видов деятельности, для которых Налоговым кодексом РК установлены различные условия налогообложения.

Уполномоченным органом в сфере налогообложения утверждена форма декларации по КПН с приложениями к данной декларации отдельно для НКО — форма 130.00.

Если организация ведет предпринимательскую деятельность, то она обязана предоставить декларацию по СГД по форме 130.00 (по некоммерческой деятельности) и форму 100.00 (по предпринимательской деятельности), для чего обязана обеспечить раздельный учет доходов и расходов.

Согласно пункту 1 статьи 134 Налогового кодекса РК, для целей Налогового кодекса РК некоммерческой организацией признается организация, зарегистрированная в форме установленной гражданским законодательством РК для некоммерческой организации, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:

1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового;

2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.

Важно: согласно пункту 2 статьи 134 Налогового кодекса РК, не подлежит налогообложению при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 134 Налогового кодекса РК:

— доход некоммерческой организации по договору на осуществление государственного социального заказа;

— доход в виде вознаграждения по депозитам;

— доход в виде гранта;

— вступительные и членские взносы;

— взносы участников кондоминиума;

— благотворительная и спонсорская помощь;

-безвозмездно полученное имущество;

— отчисления и пожертвования на безвозмездной основе.

В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходы некоммерческой организации подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Важно: доходы, не указанные в пункте 2 статьи 134 Налогового кодекса РК (доход некоммерческой организации по договору на осуществление государственного социального заказа, в виде вознаграждения по депозитам, гранта, вступительных и членских взносов, взносов участников кондоминиума, благотворительной и спонсорской помощи, безвозмездно полученного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

При этом некоммерческая организация обязана вести раздельный учет по доходам, освобождаемым от налогообложения в соответствии с настоящей статьей, и доходам, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке.

При получении доходов, подлежащих налогообложению в общеустановленном порядке, сумма расходов некоммерческой организации, подлежащая отнесению на вычеты, определяется по выбору налогоплательщика по пропорциональному или раздельному методу.

По пропорциональному методу сумма расходов, подлежащая отнесению на вычеты, в общей сумме расходов определяется исходя из удельного веса доходов, не указанных в пункте 2 статьи 134 Налогового кодекса РК, в общей сумме доходов некоммерческой организации.

По раздельному методу налогоплательщик ведет раздельный учет по расходам, относящимся к доходам, указанным в пункте 2 статьи 134 Налогового кодекса РК, и расходам, относящимся к доходам, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке.

Положения статьи 134 Налогового кодекса РК не распространяются на некоммерческие организации, которые признаются:

1) автономными организациями образования в соответствии со статьей 135-1 Налогового кодекса РК;

2) организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере в соответствии со статьей 135 Налогового кодекса РК.

Согласно пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса РК, налогоплательщики, являющиеся в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РК КПН на 100 %. Для целей Налогового кодекса РК к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в настоящем пункте, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 % СГД таких организаций.

К деятельности в социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

1) оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных;

2) оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, после среднему, высшему и послевузовскому образованию, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной деятельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению;

3) деятельность в сфере науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством РК, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов;

4) библиотечное обслуживание.

Доходы организаций, предусмотренных настоящим пунктом, не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление указанных видов деятельности.

Для целей Налогового кодекса РК к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, также относятся организации, которые соответствуют следующим условиям:

1) численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51 % от общего числа работников;

2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51 % (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, — не менее 35 %) от общих расходов по оплате труда.

К организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, не относятся организации, получающие доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных товаров.

При нарушении условий, предусмотренных статьей 135 Налогового кодекса РК, полученные доходы подлежат налогообложению в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Бухгалтерский учет в НКО: сложности и особенности

По закону (ФЗ №7, 12.01.1996) НКО могут формироваться для осуществления общественной деятельности в социальной, спортивной, духовной, научной, образовательной, культурной сферах. Также они могут специализироваться на оказании организациям, населению правовой, иной помощи. Предпринимательская деятельность для НКО тоже доступна. Но, в отличие от коммерческой организации, результаты такой деятельности (прибыль) между участниками компании не распределяется. Заработанные средства считаются целевыми, идут на соответствующие нужды НКО.

Что отражать в бухучете?

Бухучет в некоммерческой организации должен быть систематическим, полноценным. В нем отражаются:

  • все доходы организации;

  • расходы;

  • убытки.

Доходы от некоммерческой деятельности формируются за счет спонсорской помощи, благотворительных взносов, взносов участников, государственной помощи. Доходы от предпринимательства – это, соответственно, прибыль от реализации произведенных товаров, оказания услуг, выполнения работ, а также от продажи имеющихся активов.

Некоммерческие расходы НКО – не что иное, как выплаты на цели, для достижения которых создана организация. Также в данную учетную статью входят типовые организационные, административные расходы.

В расходы от предпринимательской деятельности включаются убытки от производства, реализации.

Специфика бухучета во многом определяется принципом функционирования организации, сферой ее интересов.

Учет в НКО без предпринимательского компонента

Бухгалтерский учет в некоммерческой организации, которая ничего не производит, не реализует, можно смело назвать упрощенным. Суть в том, что в данном случае все поступающие средства зачисляются на кредит счета 86, а расходы проводятся по дебету того же счета. Если организация продает активы, бухгалтеру следует использовать счет 91. А стандартный для коммерческих организаций счет 90 не используется никогда.

Также следует отметить важный нюанс, касающийся налогового учета. По закону с целевых поступлений не исчисляется НДС. Это значительно укорачивает бухгалтерские проводки при отражении в учете средств, получаемых компанией для покрытия различных затрат. В целях оптимизации контроля движения средств рационально использовать систему субсчетов к основному 86 счету. На отдельные субсчета принято выводить отражение целевых поступлений, идущих на покрытие организационных и административных затрат, выплат на основные цели и т.п.

В обязательном порядке в бухучете НКО, не занимающейся предпринимательской деятельностью, отражаются основные средства и все операции с ними (прибытие, оприходование, амортизация, выбытие, продажа). Расчет амортизации осуществляется согласно действующим ПБУ. При продаже основных средств бухгалтерия НКО исчисляет НДС с разницы между балансовой и продажной стоимостью, списывает учтенную стоимость реализованного ОС, ставит на приход материалы, оставшиеся от проданного ОС.

Бухучет в организациях, ведущих предпринимательскую деятельность

Предпринимательская деятельность НКО значительно усложняет бухгалтерский учет. Его ведение требует профессионального подхода, знания специфики законодательства о некоммерческих организациях, жесткой настройки распределения поступлений и расходов между основной общественной и вспомогательной предпринимательской деятельностью.

В зоне особого внимания бухгалтера НКО находятся формулировки назначения получаемых, расходуемых средств. Грамотное оформление первички – отличная страховка от возможных финансовых и юридических проблем. Деятельность некоммерческих организаций строго контролируется. Подозрение в нецелевом использовании средств, неправильном (нерациональном) их распределении, уклонении от уплаты налогов не просто портит репутацию. Это может грозить административным и уголовным преследованием.

Принимать к учету целевые поступления бухгалтеру необходимо при наличии в первичке приемлемых формулировок. Если в документе не указано, что взнос целевой, не облагается НДС, он может быть расценен налоговиками как налогооблагаемый доход.

Не допускается применение обобщенных формулировок в бухгалтерской первичке, подтверждающей расходы. Это важно не только на внешнем уровне. Конкретизация описания производимых оплат позволяет оперативно распределять суммы по соответствующим субсчетам.

Затраты в НКО должны быть обоснованными. Кроме первички в качестве обоснований применяются обращения граждан на предоставление помощи, распоряжения, письма участников организации, приказы на распределение средств и т.п.

Затраты по общественной и предпринимательской деятельности важно разделять. Для этого в учете используются разные субсчета. Например, предпринимательские затраты могут отражаться на счетах 20-2, 26-2. А основные (связанные с общественной деятельностью) – на счетах 20-1, 26-1. Ведение общего учета (без соответствующего распределения затрат) – грубое нарушение ПБУ.

Финансовые результаты НКО тоже отражаются в учете отдельно. Основные (некоммерческие) фиксируются на счете 86. Для отражения предпринимательских используется счет 90. Причем убыток и прибыль со счета 90 ежегодно списывается на счет 86. То есть все финансовые результаты от предпринимательской деятельности должны идти на достижение целей, для которых создана некоммерческая организация.

Продажа активов и другие операции отражаются в бухучете на счете 91. Ежегодно закрытие осуществляется на счет 86.

Как отчитываются НКО?

Для каждой некоммерческой организации обязательной является сдача бухгалтерской отчетности. Отчитываются субъекты по результатам деятельности ежегодно. Согласно ФЗ №402 (06.12.2011), налоговики ждут от НКО отчет о целевом использовании средств и бухгалтерский баланс. Если организация занимается предпринимательской деятельностью, она дополнительно сдает отчет о финансовых результатах.

Федеральное законодательство не требует от НКО отчетов о движении капитала, денежных средств. Но в узкоспециализированных отраслевых нормативных актах такие требования могут быть закреплены. В этом случае ежегодный пакет отчетности НКО увеличивается.

Бухучет некоммерческой организации специфичен. Ошибки в нем могут приводить к серьезным негативным последствиям, как юридическим, так и финансовым. Для минимизации рисков современные НКО все чаще доверяют учет специалистам. Передача бухгалтерии на аутсорсинг – рациональное решение для любой некоммерческой организации, вне зависимости от специализации, приоритетной отрасли, наличия или отсутствия предпринимательской деятельности, объема активов и путей поступления средств.

Меня зовут Алексей Ананьев. Я расскажу то, о чем умалчивают бухгалтеры, представляя бухгалтерию уделом касты избранных. И расскажу секреты того, как можно превратить бухгалтерию в простой и понятный инструмент работы НКО. Когда Вы дочитаете эту статью до конца, поиск ответа на эти вопросы больше не будет вызывать чувства тревоги и безнадежности.

Уже более 20 лет прошло, как я стал соучредителем некоммерческой организации, членом которой являюсь до сих пор. И более 25 лет как я занимаюсь разработкой программного обеспечения, начав профессиональную деятельность с разработки базы данных для одной из структур Министерства обороны.

К 2014-му году я уже 7 лет как работал в банковской сфере, занимаясь управлением проектами и задачами по разработке программного обеспечения. Наша некоммерческая организация регулярно вела (и ведет) проекты, и тема поиска и содержания бухгалтера всегда была особенно болезненной. Последнее время мы работали с бюро бухгалтерского обслуживания, которое закрывало только традиционную часть бухучета и отчетности, исключая отчеты в статистику и минюст. Именно тогда идея самостоятельного ведения бухучета и подготовки отчетности стала для нас навязчивой.

Но шутка ли, вести учет и готовить отчеты самому, если ты не бухгалтер? Там так много страшных слов: дебет, кредит, регистр, баланс…

Сейчас я руковожу проектом облачной бухгалтерии для НКО «Третий сектор», в которой мы применяем методы учета, которые описаны в этой статье. И вот что я Вам скажу…

В подавляющем большинстве случаев профессиональный бухгалтер в НКО не нужен.

Как я пришел к этому выводу?

Изучил кодексы, законы, ПБУ, письма и т.д. Все, с чем имеет дело профессиональный бухгалтер. И много консультировался с профессиональными аудиторами и бухгалтерами, руководителями разного уровня в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде социального страхования, службе статистики и министерстве юстиции.

Оказалось, что сейчас государство создало достаточную законодательную базу, чтобы учет и отчетность в НКО не вызывали больших проблем у большинства организаций. Не нужно иметь высшего экономического образования, опыт работы бухгалтером и можно даже не разбираться в двойной записи (том самом дебете и кредите, если Вы разбираетесь в бухгалтерии чуть лучше других).

Что делать? Рецепт.

Прежде всего, закон разрешает некоммерческим организациям:

  • вести бухучет самостоятельно, без найма профессионального квалифицированного бухгалтера;
  • отказаться от большинства требований к бухучету, сведя его к минимуму простых правил.

Исключений, когда НКО не разрешается такое упрощение, немного. Если говорить коротко, то это фонды, кооперативы, политические партии, адвокатские и юридические организации, организации из реестра НКО, выполняющих функции иностранных агентов.

ЗАПОМНИ! Для всех остальных действует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Статья 6 пункт 4 этого закона разрешает некоммерческим организациям вести учет и готовить отчетность намного проще, чем всем остальным. А статья 7 пункт 3 этого же закона разрешает Руководителю НКО принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Кстати, не путайте упрощенный учет и отчетность с Упрощенной системой налогообложения (УСН, УСНО) – это разные понятия. В тексте, который размещен ниже, я специально избегаю ссылок на конкретные формы и отчеты, потому что об этом мы еще поговорим позже. Сейчас, главная задача, увидеть каким простым может быть бухгалтерский учет и отчетность в НКО, если знать законы.

Если говорить просто, то вот что остается делать НКО на упрощенном учете:

  1. Заведите Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности. Вносите в нее все то, что пришло, ушло, купили, продали, списали, подарили и т.д. Из этого документа должно быть понятно, когда, что, сколько и на какую сумму было получено или передано. Требование одно: журнал должен позволять однозначно и точно узнать финансовое состояние организации на любую дату.
  2. Собирайте и храните все чеки, акты, накладные, договоры и прочие первичные документы. Помните, что в любом первичном документе обязательно должны быть следующие сведения: название документа и дата его составления, кем выдан документ (название организации, должность и ФИО ответственного), содержание факта хозяйственной жизни (продажа скрепок, оплата услуг, комиссия за обслуживание и т.д.), величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения (100 рублей, 20 штук, 14 дней…)
  3. Готовьте обязательные отчеты в 5 ведомств: Федеральную налоговую службу (ФНС), Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Росстат и МинЮст. Если в Вашей организации нет сотрудников или их меньше 25 человек, то можно скачать формы этих документов в формате MS Excel и заполнять на компьютере или ручкой прямо по распечатанной форме. Некоторые формы можно заполнять бесплатно на сайте ведомств и скачивать их уже правильно заполненными, например, отчет в фонд социального страхования. Останется только подписать листы, поставить печать и отправить отчеты в ведомство. Формы некоторых отчетов тоже имеют упрощенные варианты или, как минимум, разрешают предоставлять обобщенную информацию, например, для бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговую.

Остается еще следить за изменениями в законах и актуальностью форм отчетов.

Но это тоже просто. Изменения регулярно публикуются в средствах массовой информации и специализированных юридических системах. Например, я подписан на несколько ежедневных списков рассылки: справочной системы Консультант-Плюс («Новости для Бухгалтера» и «Горячие документы»), бухгалтерских изданий и т.д.

Если Вы доверяете нашему выбору, подпишитесь на наш дайджест с обзором изменений в законах и отчетах, которые влияют на НКО. Форма подписки доступна по адресу

Если эта статья оказалась полезной для Вас, поделитесь ей с друзьями и коллегами. Будет замечательно, если Вы обсудите эту статью со своим знакомым бухгалтером. Запишите, что он Вам ответит и что порекомендует.

В следующей статье я расскажу о том, как еще упростить вашу работу и как сэкономить еще больше времени на бухгалтерском учете и подготовке отчетности. Опять же, для большинства организаций это не будет стоить ни копейки.

Читать 2 часть

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ)

СПЕЦИФИКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сущность, цели и задачи некоммерческих организаций

Некоммерческие организации подразделяются на две группы: бюджетные и небюджетные. Бюджетные финансируются за счет регионального бюджета или местных бюджетов и решают те задачи, которые ставит перед ними государство в области обороны, образования, здравоохранения, жилищного строительства и т.д. Бюджетные некоммерческие организации в данном учебнике не рассматриваются.

Государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Поэтому появилась объективная необходимость децентрализованного их решения. Небюджетные некоммерческие организации создаются по инициативе их участников, учредителей, членов с целью удовлетворения потребностей либо своих участников и членов (организации взаимной выгоды), либо в благотворительных и иных общественно полезных целях (организации общественной выгоды). Государство регулирует их деятельность посредством законодательства.

Особую роль играют благотворительные организации. Они являются организациями общественной выгоды, создаются для защиты интересов и поддержки наименее социально защищенных групп общества: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов, одиноких матерей, бездомных и т.д. Соответственно, эти организации пользуются значительными налоговыми и иными льготами.

Главной и определяющей особенностью НКО является то, что их уставная деятельность не имеет целью извлечение прибыли (рис. 20.1). Это вытекает из сущности и определения НКО, установленных ст. 50 ГК. Здесь и далее под уставной деятельностью НКО будем понимать основную непредпринимательскую деятельность, ради которой данная организация создана. В отличие от коммерческих организаций, деятельность которых всегда преследует получение прибыли, уставная деятельность НКО направлена на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Рис. 20.1. Основные особенности уставной деятельности НКО

Уставная деятельность НКО не связана с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Отсутствие выпуска продукции означает неприемлемость терминов «цена», «стоимость», «себестоимость», «амортизация» (амортизация — часть себестоимости продукции). Поскольку уставная деятельность НКО не связана с реализацией товаров (работ, услуг) и приростом имущества организации, то к ней неприменимо также и понятие «добавленная стоимость».

Основным источником финансирования уставной деятельности НКО служат целевые поступления. К ним относятся:

  • • членские взносы участников НКО па содержание организации и ведение ею уставной деятельности;
  • • паевые вклады на создание или приращение недвижимого имущества участников НКО;
  • • пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
  • • суммы бюджетного финансирования, выделяемые на осуществление уставной деятельности НКО;
  • • средства и иное имущество, полученное на осуществление благотворительной деятельности;
  • • совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов и пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, используемые по назначению;
  • • средства, переданные профсоюзным организациям на социально-культурные и иные мероприятия, предусмотренные их уставной деятельностью;
  • • имущество и имущественные права, полученные религиозными организациями на ведение уставной деятельности.

Все расходы НКО но уставной деятельности осуществляются в соответствии со сметой, которая утверждается высшим органом НКО. Источником финансирования расходов но смете может наряду с целевыми поступлениями служить и прибыль, получаемая НКО от ведения предпринимательской деятельности. НКО имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь поскольку это служит достижению основных целей, ради которых создана НКО. Иными словами, вся чистая прибыль, получаемая НКО от предпринимательской деятельности, должна направляться на финансирование уставной деятельности согласно смете.

Этим определяется существенное различие в использовании нераспределенной прибыли коммерческими организациями и НКО. Как правило, коммерческие организации используют свою нераспределенную прибыль согласно решению учредителей (акционеров) при утверждении годовой бухгалтерской отчетности. После этого в течение отчетного года счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» не дебетуется. У НКО все расходы в течение года осуществляются согласно смете, утверждаемой высшим органом этой организации на весь календарный год. Поэтому НКО могут в любое время покрывать свои расходы по смете за счет имеющейся у них нераспределенной прибыли, отражая это по дебету счета 84. При этом обеспечивается возможность уменьшения целевых поступлений на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности.

Задачи, которые ставят перед собой некоммерческие организации, зависят от выбранных ими направлений деятельности. Для организаций общественной выгоды это: образование, воспитание, наука, культура, спорт, досуг, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и интересов граждан и т.д.

Соответственно, они решают задачи:

  • • защиты прав детей, организации их досуга, развития способностей;
  • • решения проблем и защиты прав молодежи;
  • • решения проблем женщин;
  • • поддержки малоимущего населения и других социально незащищенных граждан;
  • • решения проблем больных наркоманией, алкоголизмом, носи тел ей ВИЧ-инфекций;
  • • защиты экологии;
  • • сохранения традиций и культуры многонационального государства, его исторического и духовного наследия;
  • • разрешения межнациональных конфликтов;
  • • и т.д.

Для организаций взаимной выгоды (союзов и ассоциаций, объединяющих юридических лиц, объединений адвокатов, потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, гаражно-строительных кооперативов, садоводческих товариществ и пр.) задачи связаны с удовлетворением материальных потребностей своих участников и членов.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *