Учет технических средств

Содержание

Яровая + СОРМ: правила вступили в силу. Что дальше?
14

СОРМ: закон не требует покупать, можно реализовать самостоятельно!

Согласно федерального закона 374-ФЗ (далее — «374-ФЗ») от 06.07.16 изменения в части обязанности хранить информацию внесены в пункт 1. ст.64 ФЗ «О связи», по которой:

1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

  1. информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
  2. текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Далее — «ОРД») или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

12 апреля были утверждены Правила хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи (далее — «Правила ППРФ 445», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 445).

Ближе к 1 июля (даты вступления в силу «хранения» для голоса) и 1 октября (даты вступления в силу для сетей передачи данных), некоторые территориальные управления ФСБ России (например, по Краснодарскому краю) в запросах о реализации 374-ФЗ указывают: «Ввиду отсутствия на данный момент сертифицированных технических средства накопления допускается установка декларируемых производителем, как соответствующих требования законодательства, с обязательством их сертифицировать в срок не более 3 мес. после готовности сертифицирующих лабораторий.

Также сообщаем, что в настоящий момент по нашей информации имеются три технических решения по реализации технических средств накопления…».

30 ноября на 8-й Всероссийской конференция «Актуальные вопросы внедрения СОРМ на сетях электросвязи России» (Далее — «Конференция») большая тройка производителей СОРМ (93% рынка СОРМ: группа компаний «Цитадель», ООО «Специальные Технологии» и ЗАО «НорсиТранс», спонсоры конференции) бодро отчиталась о тестовых зонах по 374-ФЗ.

По данным ООО «МФИ СОФТ» стоимость реализации технических средств накопления в сети передачи данных (суммарный пиковый трафик 10 Гбит/с) составит с НДС 34 761 808 (тридцать четыре миллиона семьсот шестьдесят одна тысяча восемьсот восемь) рублей.

Вместе с тем, после анализа презентаций производителей СОРМ, опроса Операторов связи и общения с уполномоченным органом выясняется:

  1. В основном, это хранилища трафика пользователей голосовой связи;
  2. Пробные хранилища интернет-трафика (ШПД) у каждого производителя по 1-2 региона, и в них хранится менее 30 суток трафика (например, в Санкт-Петербурге расчитано на 5 суток);
  3. Операторы согласовывают с УФСБ возможность самостоятельного хранения.

Также следует отметить: по букве закона (Президент РФ — гарант Конституции): п.1 т. 64 ФЗ «О связи» №126-ФЗ (в редакции 374-ФЗ): «Операторы связи обязаны хранить информацию Пользователей услугами связи, а не покупать технические средства хранения. Таким образом, исходя из норм законодательства и имеющейся практики, Операторам разрешено самостоятельно хранить информацию Пользователей услугами связи. То же самое касается и систем СОРМ. Например, Операторы сотовой связи (Далее — «ОПСОС») самостоятельно реализуют системы СОРМ: производители СОРМ, недавно вышедшие на розничный рынок СОРМ, начинали с аутсорса для ОПСОСов (ООО «Кон Цертеза» — для ПАО «МТС», ООО «Зироудэй Технолоджис» — для ПАО «Вымпелком» ). Однако, самостоятельно реализуемые системы СОРМ должны соответствовать устанавливаемым приказом Минкомсвязи РФ по согласованию с ФСБ РФ требованиям, предъявляемым для проведения ОРМ.

Как насчет сертификатов?

В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства России от 27.08.2005 г. № 538:

«4. Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения ОРМ и устанавливаемым Минкомсвязи РФ по согласованию с ФСБ РФ.

6. В случае применения оператором связи средств связи, для которых не установлены требования, указанные в пункте 4 настоящих Правил, оператор связи на основании обращения органа федеральной службы безопасности предоставляет ему технологические помещения, соответствующие требованиям, установленным Минкомсвязи России по согласованию с ФСБ России».

Согласно позиции Минкомсвязи РФ (письмо от 03.05.2017 №П12-10244-ОГ (в ответ на запрос автора):

«Включение в План пунктов, связанных с внедрением технических и программных средств, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий…, может быть оправдано только после …, и сертификации этого оборудования в соответствии с Правилами организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. № 214).

По информации (письмо от 16.11.2018 имеется у автора) Федерального агентства связи (далее — «Россвязи»):

«в настоящее время отсутствуют сертификаты соответствия на технические средства ИСБД ОРМ (п.29 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением правительства России от 25 июня 2009 г. N 532)».

Для сертификации решений ТСОРМ, согласно законодательству России (и это было отмечено на конференции) должны пройти следующие этапы:

  1. Минюст России — зарегистрировать обновленный исправленный приказ Минкомсвязи. Минкомсвязи РФ 29.10.2018 подписало четвертую (Приказы Минкомсвязи от 03.04.2018 N 146 и от 13.06.2018 (две версии) № 277 отменены) версию Приказа «Об утверждении Правил применения технических и программных средств ИСБД ОРМ». Приказ издан за N 573 и 07 ноября получен МинЮстом (Представлен на государственную регистрацию в Минюст 7 ноября 2018 г., см. ответ Минюста от 27.10.18, в приложении). Срок ответа Минюста (регистрация или отказ) — середина декабря 2018 г.
  2. ФСБ России и Минкомсвязи должны утвердить:
    2.1) Технические требования к имитационному имитатора пульта управления СОРМ;
    2.2) Программу и методику проведения сертификационных испытаний для ИСБД и технических средств накопления (далее — «ТСНИ»).
  3. Росаккредитация — провести аккредитацию лаборатории на возможность испытаний ТСНИ (см. п. 15 Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.04.2005 N 214), далее — «Правила сертификации»);
  4. По Методике — проведены испытания оборудования на соответствие Требованиям лабораториями при Россвязи на имитаторе пульта управления (ПУ) с участием сотрудников ФСБ России и производителей оборудования (см. п. 19 и 20 Правил сертификации), включая:
    — Создание стенда-имитатора ПУ;
    — Предоставление образцов (дампа) трафика.
  5. Осуществлена сертификация и сертификаты зарегистрированы в Россвязи. По п.18 Правил сертификации: при проведении сертификации сложного оборудования связи срок сертификации составляет 6 месяцев. По п. 21 Правил сертификации: орган по сертификации после получения документально оформленных результатов сертификационных испытаний выдает сертификаты в течение 30 дней. Россвязи ещё 10 дней регистрирует сертификат соответствия … и в письменной форме сообщает об этом органу по сертификации … 24. Орган по сертификации в течение 10 дней после получения письменного уведомления Россвязи о регистрации сертификата соответствия выдает его заявителю. 25. Действие сертификата соответствия начинается с даты регистрации в реестре».

Таким образом, сертификация оборудования займёт не менее года. Согласно п. 1 ст. 13.6 Кодекса России об административных правонарушениях:

«1. Использование в сетях связи несертифицированных средств связи влечет для юридических лиц — от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи, или без».

Также на указанной конференции в ответ на запрос о незаконности покупки несертифицированных средств связи был дан ответ: «тогда приостановите оказание услуг до получения сертификатов».

Вместе с тем, в случае покупки ИСБД СОРМ у сторонних лиц, и их не сертификации оными (как это было с системами СОРМ у ООО «Рианет», Москва; ООО «СОРМАТ», Ростов-на-Дону (ИНН 6164303189) и другими производителями в разных регионах), Оператор связи будет вынужден заново реализовать функции накопления, вследствие чего у Оператора возникнут финансовые убытки в размере затрат, понесенных на покупку несертифицированных СОРМ. И здесь непонятно, кто будет компенсировать данные затраты (например, ООО «СОРМАТ» в настоящее время ликвидировано).

Ещё следует отметить, что согласно последнему абзацу ответа Роскомнадзора от 17.05.2018 автору касательно хранения по 374-ФЗ: «Обязанность хранить сообщения пользователей операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания (далее — КТВ) (В т.ч. и ОТТ-трафик операторов-агрегаторов ТВ, в рамках оказания ими услуг связи для целей кабельного вещания) и услуг связи по предоставлению каналов связи Правилами ППРФ 445 на операторов связи не возложена». Здесь следует отметить, что 374-ФЗ не предусмотрел исключений для услуг связи для целей кабельного вещания, однако и правительство не установило правил хранения для КТВ и каналов связи. Это и логично, так как за контентом Вещателей происходит отдельный контроль со стороны государства. А в рамках ориентированности на цифровую экономику этот контроль не должен быть задвоен.

Хранение (накопление) информации — функция отдельная от СОРМ

В соответствии с абз. 3 ч.1 ст. 46 ФЗ «О связи»:

«Оператор связи обязан осуществлять построение сетей связи с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона. Связанные с этим расходы несут операторы связи».

В соответствии с п. 2 ст. 64 ФЗ «О связи»:

«2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий».

Однако обязанность хранить сообщения пользователей предусмотрена в п. 1 ст. 64 ФЗ «О связи».

Таким образом:

  1. Функция оперативно-розыскных мероприятий и функция хранениея (накопления) информации — две различные функции. Обязанности и расходы по данным функциям различные (п.1 и п.2) ст. 64 ФЗ «О связи».
  2. По реализации п. 2 ст.64 ФЗ «О связи» (функция оперативно-розыскных мероприятий) расходы несут Операторы связи.
  3. По реализации п. 1 ст.64 ФЗ «О связи» (функция хранения и накопления информации) Операторы связи не несут расходы.

Вместе с тем, пункт 15 Правил ППРФ №538 (вступил в действие с 1 июля 2018 г.) устанавливает: Текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи оператор связи хранит в технических средствах, обеспечивающих ОРД (далее по тексту — «ТС ОРД») на территории Российской Федерации и в случаях, установленных федеральными законами, предоставляет уполномоченным органам.

Пунктами 2 и 4 Правил ППРФ 445 предусмотрено:

«2. Оператор связи осуществляет хранение на территории Российской Федерации текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи данного оператора (далее — сообщения электросвязи) в принадлежащих оператору связи технических средствах накопления информации.

4. Технические средства накопления информации входят в состав оборудования средств связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее — «ОРМ»)».

Минкомсвязи РФ 29.10.2018 подписало четвертую (Приказы Минкомсвязи от 03.04.2018 N 146 и от 13.06.2018 (две версии) № 277 отменены) версию Приказа «Об утверждении Правил применения технических и программных средств информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении ОРМ» (далее – ИС БД ОРМ). Приказ издан за N 573. В вышеуказанных Правилах применения ИСБД отдельно вписана функция хранения (накопления) информации, а именно (получил положительное заключение экспертизы по результатам оценки регулирующего воздействия):

4. ИС БД ОРМ осуществляет сбор, накопление, хранение, поиск и предоставление уполномоченным государственным органам, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскную деятельность (далее – уполномоченные органы), информации об абонентах и оказанных им услугах связи, в том числе о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков видео или иных сообщений пользователей услугами связи, содержания текстовых сообщений пользователей сети «Интернет», изображений, звуков, видео-, иных электронные сообщения пользователей сети «Интернет, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.

5. ИС БД ОРМ по запросу от пульта управления уполномоченного государственного органа (далее – ПУ) обеспечивает передачу на ПУ данных о предоставленных абонентам/пользователям следующих услугах:

  • 11) услуги связи по предоставлению каналов связи;
  • 12) услуги связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации;
  • 14) телематические услуги доступа к сети Интернет.

6. ИС БД ОРМ представляет собой аппаратно-программный комплекс (далее — АПК), обеспечивающий процессы сбора, накопления, хранения и предоставления по запросу на ПУ следующей информации:

  • 4) содержимого текстовых сообщений пользователей, голосовой информации (в части лицензий на услуги связи по предоставлению каналов связи, услуги связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации, телематические услуги связи), изображений, звуков, иных сообщений пользователей услугами связи;

9. ИС БД ОРМ обеспечивает:

  • 9.2 Накопление, хранение до 6 месяцев содержимого текстовых сообщений пользователей, голосовой информации (в части лицензий на предоставление услуг связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации и телематических услуг связи), изображений, звуков, иных сообщений пользователей услугами связи с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки».
  • 9.5. Накопление и хранение содержимого прочих видов соединений.

13. ИС БД ОРМ выполняет сбор и накопление информации о следующих видах соединений, совершенных абонентами/пользователями посредством услуг сети передачи данных (в части лицензий п.5 пп. 11, 12, 14):»

Таким образом, все вышеуказанные подзаконные акты предусматривают, что функция накопления информации включается в ТС ОРМ. Также указано, что надо хранить сообщения по лицензии на предоставление каналов связи.

Данные нормы вышеуказанных подзаконных актов противоречат федеральному закону «О связи» и могут быть признаны недействующими Верховным судом России по заявлению Оператора, к которому предъявлены требования о финансировании расходов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о проведении оперативного внедрения

г. Энск 22 января 20_г.

Начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями Управления МВД России по Энской области подполковник полиции Волков В. И., рассмотрев оперативные материалы о незаконном обороте драгоценных камней, совершаемом группой лиц по предварительному сговору, состоящей из граждан РФ Болотова Виктора Петровича, 1975 г. р., проживающего по адресу: г. Энск, ул. Цементная,

д. 7, Горелова Владимира Ивановича, 1956 г. р., проживающего по адресу: г. Энск, ул. Сельская, д. 9, и Салихова Артема Ас- тафьевича, 1971 г. р., проживающего по адресу: г. Энск, ул. Сельская, д. 18,

установил:

С 20_г. гр. Болотов В. П., Горелов В. И. и Салихов А. А.

работают на прииске «Широкий» на материально ответственных должностях, связанных с исполнением установленных правил учета, хранения и реализации добытых драгоценных камней. Вступив в 20_г. в преступный сговор,

указанные лица уклонились от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр драгоценных камней и, установив канал их сбыта, продали часть добытых из недр драгоценных камней неустановленному лицу.

Таким образом, в действиях гр. Болотова В. П., Горелова В. И. и Салихова А. А. содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 192 УК РФ, относящегося к преступлению средней тяжести, и ч. 2 ст. 191 УК РФ, относящегося к тяжкому преступлению.

В связи с отсутствием лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, имеющих подходы к преступной группировке, для документирования противоправной деятельности гр. Болотова В. П., Горелова В. И. и Салихова А. А. необходимо внедрение штатного оперативного сотрудника на прииск «Широкий».

Учитывая имеющуюся вакантную должность электрика на прииске «Широкий», из числа штатных оперативных сотрудников подобран оперуполномоченый уголовного розыска Управления МВД России по Энской области, капитан полиции Халастьян Армен Ваникович, 1980 г. р., способный по своим качествам и образованию занять указанную должность, от которого получено письменное согласие на участие в оперативно-розыскном мероприятии в роли внедряемого лица.

За период работы на прииске «Широкий» Халастья- ну А. В. необходимо выяснить все обстоятельства противоправной деятельности гр. Болотова В. П., Горелова В. И. и Салихова А. А., установить покупателя драгоценных камней и канал их передачи покупателю с прииска, установить лиц, могущих быть свидетелями по уголовному делу, и иные источники доказательственной информации.

Халастьяну А. В. разъяснен запрет подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация) и лично участвовать в совершении преступлений.

Внедрение Халастьяна А. В. произвести, изготовив необходимые документы, зашифровывающие его личность.

Руководствуясь п. 12 ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. 7 ст. 8, п. 1 и 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,

постановил:

1. Провести оперативное внедрение оперуполномоченного уголовного розыска Управления МВД России по Энской области капитана полиции Халастьяна Армена Ваниковича в среду преступной группы, состоящей из гр. Болотова В. П., Горелова В. И. и Салихова А. А., занимающейся противоправной деятельностью, содержащей признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 192 УК РФ и

ч. 2 ст. 191 УК РФ.

2. Изготовить необходимые документы, зашифровывающие личность Халастьяна А. В.

Исполнитель:

Начальник отдела УБЭП Управления МВД России по Энской области

подполковник полиции Волков В. И.

§ 4. Оперативное внедрение

Понятие оперативного внедрения как ОРМ и его нормативное

обоснование. Определения этого ОРМ в ФЗ об ОРД нет. Оно выработано в оперативно-розыскной теории. Оперативное внедрение — приобретение оперативно-розыскным органом конфиденциального источника информа­ции (как правило, в лице своего сотрудника или агента) внутри преступно­го сообщества, организованной преступной группы или иного объекта \ оперативного интереса либо в его окружении.

Нормативно это ОРМ определено в п. 12 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. От­дельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об

■ ОРД, ст. 36 и 49 ФЗ о наркотиках, Инструкции «Об основах организации и I тактики проведения оперативно-технических мероприятий», а также в за­’ крытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов, j Кроме того, для реализации ее результатов применяют Инструкцию о pe­ll зультатах ОРД.

Характеристика обязательного юридического содержания опера­

тивного внедрения. Внедрение в теории характеризуется как сложное • составное ОРМ (см. § 5 гл. 16 настоящего издания). В оперативно- розыскном законодательстве отмечено наличие основного, ограничительно- I го и льготного составов оперативного внедрения.

Объект этого ОРМ общий — все блага, защищаемые ФЗ об ОРД.

Обязательным признаком в составе данного ОРМ является адресат, или объект оперативного интереса (объект устремления оперативно- розыскного органа). Как правило, им при оперативном внедрении выступают:

• преступное сообщество, т.е. сплоченная организованная группа (ор- ! ганизация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступ-

лений, либо объединение организованных групп, созданных в тех же целях (см. ч. 4 ст. 35, ст. 208, ч. 1 ст. 209, ст. 210, 278, 279 УК);

• организованная группа (см. ч. 3 ст. 35);

• группа лиц по предварительному сговору, т.е. два и более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (см. ч. 2 ст. 35);

• иной, кроме преступной группировки, объект оперативного интереса (так, допустимо внедрение на предприятие с целью обнаружения уклонения от уплаты налогов);

• «околокриминальная» неорганизованная среда — окружение объек­та оперативного интереса.

Предметно-практическая сторона оперативного внедрения харак­теризуется приобретением конфиденциального источника информации внутри объекта оперативного интереса, т.е. осуществлением оперативно- розыскным органом комплекса мер, в результате которых он получает от «своего человека», например в банде, играющего роль соучастника в со­вершении преступления, информацию о замыслах, решениях и действиях, направленных на совершение преступлений. Такое приобретение зависит от способа оперативного внедрения.

Способы оперативного внедрения. Оно проводится путем:

• ввода конфидента (оперативника или агента) в объект оперативного интереса или его окружение. Характерны действия по его продвижению в изучаемый объект или в его окружение, закреплению в нем (среде), приоб­ретению им оперативно значимых позиций, позволяющих своевременно получать необходимую информацию, налаживание надежной связи с опе­ративно-розыскным органом и т.п.;

• вербовки агента из числа членов объекта оперативного интереса.

Допус­тима вербовка лиц, совершающих преступления (см. ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД).

Виды оперативного внедрения. В зависимости от внедряемых субъек­тов различают внедрение:

• оперативника (должностного лица органа, осуществляющего ОРД);

• лица, оказывающего конфиденциальное содействие (агента и др.).

Форма проведения — единственная: негласное внедрение оперативно­го источника информации. Для соблюдения негласного характера этого ОРМ и усиления гарантий безопасности внедренных конфидентов в ФЗ об ОРД предусмотрены дополнительные нормативные гарантии (см. ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 12, ч. 3 ст. 21).

Используемые средства. При проведении этого ОРМ согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД его субъекты вправе использовать технические и иные средства. Среди различных иных средств возможно, в частности, применение наркоти­ческих средств и психотропных веществ (см. ст. 36 ФЗ о наркотиках).

Место и время (сроки) проведения оперативного внедрения ФЗ об ОРД не ограничены. Вместе с тем на практике по срокам различают вне­дрение кратковременное (от нескольких часов до нескольких суток) и дол­говременное, или длящееся (от нескольких месяцев до нескольких лет). Субъект оперативного внедрения сложный:

• исполнитель — оперативник (штатный негласный или гласный со­трудник) или лицо, оказывающее конфиденциальное содействие;

• санкционирующее лицо — руководитель оперативно-розыскного органа.

Осознанно-волевая сторона оперативного внедрения. Сознанием вне­дренного оперативника (агента) охватывается то, что он только играет роль соучастника преступления, а на самом деле действует для защиты человека (общества, государства) от преступного посягательства. Воля внедренного лица направлена на совершение общественно полезного действия, а не на совершение преступления. Именно по признакам осознанно-волевой сторо­ны действия внедренного конфидента необходимо отличать прежде всего от подстрекательства к совершению преступления.

Характеристика особенностей ограничительного состава опера­тивного внедрения. Оперативно-розыскному законодательству известны следующие особенности этого состава. Так, специфичны условия при опе­ративном внедрении в окружение:

• судьи, когда это ОРМ связанно с ограничением его гражданских прав или с нарушением его неприкосновенности (см. ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей);

• адвоката, когда это ОРМ связанно с ограничением адвокатской тай­ны (см. ч. 3 ст. 8 Федерального закона об адвокатуре).

В этом составе оперативного внедрения его субъектом дополнительно становятся судья, который санкционируют проведение ОРМ в отношении адвоката, и коллегия судей — в отношении отдельного судьи.

Характеристика особенностей льготного состава оперативного внедрения. Этот состав, предусмотренный в оперативно-розыскном зако­нодательстве, характеризуется наличием двух групп условий:

1) типичных для льготных составов других ОРМ — использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии (см. ст. 36 ФЗ о наркотиках);

2) характерных именно для оперативного внедрения — возможность применения поощрительной нормы ФЗ об ОРД для внедренных агентов из числа членов преступной группы.

Кроме того, в оперативно-розыскной теории в рамках льготного состава оператив­ного внедрения выделяют санкционированное руководителем оперативно-розыскного органа причинение вреда по правилам обстоятельств, исключающих преступность дея­ния (обоснованный риск, крайняя необходимость и др.), а также внедрение оперативни­ка в криминальную среду без санкции руководства при личном сыске.

Основные правила осуществления оперативного внедрения и оформления его результатов. Основания (фактические и юридические — поводы) для проведения оперативного внедрения (его основного соста­ва) — общие.

Условия для проведения оперативного внедрения специфичны. Разли­чают следующие две группы условий:

1) предусмотренные федеральным законодательством (общеобязательные);

2) выработанные оперативно-розыскной практикой (факультативные).

Общеобязательные условия:

• оперативное внедрение допустимо только на основании постановле­ния, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа соглас­но ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД;

• для успешного внедрения допустимо использовать документы опера­тивного прикрытия (п, 4 ч. 1 ст. 15);

• внедренное лицо не должно превышать пределы правомерности дей­ствий в случае вынужденного причинения вреда правоохраняемым интере­сам (документом, определяющим пределы правомерности действий вне­дренного лица, служит постановление об оперативном внедрении). При соблюдении этого условия такое лицо может быть освобождено от уголов­ной ответственности или наказания (ч. 4 ст. 16 ФЗ об ОРД, ст. 37—42, 75, примечание к ст. 204, 205, 208, 222, 223, 228 и 291 УК, п. 2 ч. 1 ст. 24, ст. 26 и 28 УПК). В ином случае оперативно-розыскной орган вправе ходатайст­вовать о помиловании внедренного лица, превысившего пределы право­мерности действий (см. ст. 85 УК).

Выделим также запреты на:

• использование технических и иных средств, угрожающих жизни и здо­ровью людей и причиняющих вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД);

• искусственное создание доказательства совершения преступления;

• подстрекательство (провокацию) лица к совершению преступления.

Факультативное условие: это ОРМ проводится в случае, когда приме­нение других ОРМ объективно не может обеспечить эффективное выпол­нение задач ОРД.

Допустимость применения оперативно-розыскных мер пресечения. При проведении этого ОРМ разрешается прерывать предоставление услуг связи, изымать предметы, материалы и сообщения. Эти меры применяются при выполнении определенных условий (см. § 2 гл. 21 настоящего издания).

Действие поощрительной нормы оперативно-розыскного закона в усло­виях оперативного внедрения. Такая норма закреплена в ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД. Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправ­ное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудни­честву с органом, осуществляющим ОРД, активно способствовавшее раскры­тию преступления, возместившее нанесенный ущерб или иным образом за­гладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности.

Следовательно, эта поощрительная норма ФЗ об ОРД может быть приме­нена к любому из числа членов преступной группы, который даст оперативно- розыскному органу согласие оказывать конфиденциальное содействие. При выполнении перечисленных в ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД условий на агента, завер­бованного из числа членов преступной группы, распространятся гарантии пра­вовой защиты субъектов ОРД, предусмотренные ФЗ об ОРД.

Оформление данных, полученных в результате оперативного внедрения. Как правило, данные, полученные в результате его проведения, оформляются рапортом оперативника или агентурным сообщением. Однако они также могут быть оформлены справкой (справкой-меморандумом) и др. К итогово­му документу могут прилагаться документы и предметы, а также аудио-, видеозаписи и другие технические носители полученной информации.

Данные, полученные в результате этого ОРМ и направляемые в уго­ловный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инст­рукции о результатах ОРД.

Согласование Плана мероприятий по внедрению СОРМ.

Согласно п. 10 Приказа №258 26.08.2014 Об утверждении Требований к порядку ввода 
сетей электросвязи в эксплуатацию при вводе сооружения в связи в эксплуатацию, оператор связи обязан предоставить документы, подтверждающие организацию мероприятий по внедрению средств оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ).

Обязанность по размещению СОРМ возлагается на операторов связи п.2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126- ФЗ «О связи», согласно которому Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий, а также Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 16.01.2008 № 6 «Об утверждении требований к сетям электросвязи при проведении оперативно-разыскных мероприятий», п. 10 которого предусмотрено, что СОРМ размещается на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению СОРМ.

Уполномоченным органом, осуществляющим согласование указанного Плана, является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ).

Без согласованного Плана мероприятий по внедрению СОРМ либо письма ФСБ об отсутствии необходимости внедрения СОРМ на узле связи оператора, получение Акта КС-14, подтверждающего ввод сооружения связи в эксплуатацию, невозможно.

Более того, отсутствие документов, подтверждающих организацию мероприятий по внедрению СОРМ, может повлечь наложение на оператора связи административное наказание за несоблюдение лицензионных условий на основании ст. 14.1. КоАП РФ, поскольку одним из лицензионных условий большинства лицензий о связи является реализация требований к сетям и средствам связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Кроме составления протокола по ст. 14. 1 КоАП РФ, территориальным управлением Роскомнадзора может быть выдано предписание об устранении указанного правонарушения. Неисполнение предписания влечет наложение административного наказания на оператора связи на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Неисполнение предписания также может повлечь принятие решения лицензирующим органом о приостановлении действия лицензии.

В связи с чем, своевременное согласование Плана, избавляет от множества проблем с исполнительными органами власти, в частности с территориальными управлениями ФСБ и Роскомнадзора.

Для согласования Плана, оператору связи необходимо подать письмо-уведомление о завершении строительства узла связи в территориальное управление ФСБ по местонахождению узла связи оператора.

К указанному письму оператором связи прилагаются – пояснительная записка, в которой оператор описывает оказываемые услуги, средства связи, используемые для оказания услуг связи, прилагает также утвержденную схему организации связи.

Кроме того, необходимо предоставить сертификаты на используемые средства связи, договор об межоператорском взаимодействии с вышестоящим оператором (договор о присоединение сетей электросвязи), а также учредительные документы юридического лица – оператора связи.

Результатом совместного взаимодействия с ФСБ является получение утвержденного План мероприятий по внедрению СОРМ.

Процесс согласования указанного Плана обычно занимает достаточно длительное время, обычно от двух месяцев и до полугода, поэтому согласование Плана рекомендуется начинать как можно ранее.

Работа системы оперативно-розыскных мероприятий в сетях операторов связи

Спецслужбы и силовые ведомства во всем мире имеют доступ к информации, которой обмениваются граждане в коммуникационных сетях. В одних странах это происходит по умолчанию, в других получить право на «прослушку» необходимо через суд. В России все операторы обязаны устанавливать на своих сетях специальные технические устройства, которые относятся к автоматизированной системе под названием СОРМ. Генеральный директор ООО «ОрдерКом», к.ю.н. Дмитрий Галушко объясняет, что собой представляет СОРМ, в чем разница между поколениями этой системы и с какими трудностями при внедрении СОРМ-3 сталкиваются сейчас российские операторы.

ЧТО ТАКОЕ СОРМ?

СОРМ – это аббревиатура, которая обозначает систему оперативно-розыскных мероприятий. С юридической точки зрения, в отношении деятельности операторов более корректно говорить о технических средствах СОРМ (ТС СОРМ).

Согласно закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД), мероприятия СОРМ осуществляются по решению суда.

Лицензия на деятельность в области связи обязывает операторов реализовать на своих сетях технические мероприятия в области СОРМ. В соответствии с правилами взаимодействия, утвержденными постановлением правительства от 27.08.2005 №538,

оператор, получивший лицензию Роскомнадзора, обязан в течение 45 дней обратиться в ФСБ России

В ведомстве ему определят уполномоченного, с которым оператор в дальнейшем будет взаимодействовать по вопросам реализации СОРМ.

Если плана нет, уполномоченное подразделение ФСБ в срок до трех месяцев с даты подачи заявления совместно с оператором ведет его разработку. Итоговый документ составляется в трех экземплярах: для ФСБ, территориального управления Роскомнадзора и оператора.

Согласно плану, ФСБ выдает технические условия, а оператор устанавливает за свой счет ТС СОРМ. Затем происходит их тестирование и подписывается акт ввода в эксплуатацию.

НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНЫ ТС СОРМ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ?

Это государственная тайна. В открытых источниках есть только данные, что СОРМ, к примеру, помогла найти похищенного сына Евгения Касперского.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СОРМ?

Из трех основных частей:

  1. Пульт управления (ПУ). За государственный счет устанавливается у оператора органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ОРД).
  2. Съемник. Технические средства (коммутатор, сервер, плата в автоматической телефонной станции), которые устанавливаются на сети оператора связи за его счет.
  3. Каналы связи. В том числе виртуальные (VPN) между ПУ и съемником. Работы по организации канала связи тоже производятся за счет оператора.

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СОРМ-1, СОРМ-2 И СОРМ-3?

Это сленговые обозначения для поколений СОРМ (по аналогии с 2G, 3G и 4G).

  • СОРМ-1 – это телефонная «прослушка» подозреваемых. Она регулируется приказами Минкомсвязи России от 19.11.2012 № 268 (фиксированная телефония) и от 12.12.2016 № 645 (сотовая связь).
  • СОРМ-2 – это контроль содержимого интернет-соединений сети передачи данных. Регулируется приказом Минкомсвязи России от 16.04.2014 № 83.
  • СОРМ-3 – это информационная система баз данных. Регулируется приказом Минкомсвязи России от 29.10.2018 № 573.

ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В СОРМ-3?

В информационной системе оператора связи должны находиться:

  • персональные данные (ФИО, адрес, копия паспорта) абонентов (физлиц и физлиц – пользователей юрлица);
  • сведения о платежах (из биллинга), оказанных услугах (включая платежные данные);
  • факты о соединениях абонентов (с кем коммуницировали, сколько раз, каким способом и т. д.);
  • содержимое соединений (требование федерального закона № 374-ФЗ от 06.06.16 – «пакета Яровой»).

Согласно постановлению правительства РФ № 445 от 12.04.18,

содержимое голосовых соединений нужно хранить 6 месяцев; если же информация получена в сетях передачи данных и телематики, то содержимое необходимо хранить 30 дней

А емкость технических средств накопления информации требуется увеличивать ежегодно на 15% в течение 5 лет.

СТОИМОСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ, ЕГО УСТАНОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Разработкой и продажей сертифицированного СОРМ-2 являются девять организаций, четыре из них входят в одну группу компаний.

СОРМ-3 на данном этапе не сертифицирован ни у кого

Минимальная стоимость реализации оборудования СОРМ-2 и СОРМ-3 на скорости 4 Гбит/с и технических работ по настройке взаимодействия съемника и ПУ – 915 тыс. рублей.

Стоимость покупки ТС СОРМ для реализации требований «пакета Яровой» с трафиком, направленным на вышестоящих операторов на скорости 10 Гбит/с, составит около 12 млн рублей.

БЕЗОПАСНОСТЬ СОБИРАЕМЫХ ДАННЫХ

В законе предполагается обеспечение СОРМ защитой от несанкционированного доступа. Конкретные меры предусмотрены требованиями, утвержденными приказом Мининформсвязи от 09.01.2008 № 1. В реальности сервер, на который ставится СОРМ, опечатывается.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ СОРМ-3

В настоящее время запрещено использовать несертифицированные ТС СОРМ. Согласно ст. 13.6. КоАП РФ, такие технические средства могут быть изъяты.
Вместе с тем, так как СОРМ-3 не сертифицирован, некоторые уполномоченные органы разрешают его реализовывать в ограниченном объеме, достаточном для оперативно-розыскной деятельности. К примеру,

системы хранения данных по согласованию с ФСБ могут быть закуплены самостоятельно ко второму кварталу 2020 года

Это существенно сэкономит бюджет.

Как только Минкомсвязи примет соответствующие методики для СОРМ-3, всем производителям ТС СОРМ придется проходить испытания в лабораториях, аккредитованных при Россвязи, и получать сертификаты на СОРМ-3 в соответствии с порядком, установленным постановлением правительства РФ от 13.04.2005 № 214. Если же поступит требование ФСБ, то необходимо получить еще и сертификат ФСТЭК на «контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа». Примерный срок легализации СОРМ-3 – середина 2020 года.

Если не начать реализовывать СОРМ-3 и не согласовывать сдвиги сроков реализации с ФСБ, то куратор отправляет информацию об этом в Роскомнадзор. На ее основании проводится документарная проверка, по результатам которой оператор получает заявление в арбитраж по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (штраф 30-40 тыс. руб.) и предписание об устранении нарушения со сроком от двух до шести месяцев. При неисполнении предписания территориальное управление Роскомнадзора отправляет заявление в мировой суд (штраф 10 тыс.руб.) и подает в РКН материалы на приостановление деятельности оператора.

СОРМ В ДРУГИХ СТРАНАХ

В союзных республиках (Беларусь, Казахстан) система идентична российской. В Казахстане ПУ СОРМ ставится за счет оператора.

В странах Западной Европы и США такое оборудование вмонтировано в АТС, коммутаторы, серверы. Оператор связи покупает оборудование сразу с начинкой СОРМ

В Китае стоит глобальная система «Золотой щит», которая исполняет в том числе функцию ТС СОРМ.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *