Учет аккумуляторов на предприятии

ПОРЯДОК УЧЕТА СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

У организаций, использующих в своем бизнесе транспортные средства, нередко возникает вопрос о порядке учета свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом (далее — АКБ).

В данном материале рассмотрим порядок поступления и выбытия (списания) АКБ (отдельно от транспортного средства).

Общие положения

Под аккумулятором понимается электрический прибор, который при зарядке от источников постоянного тока накапливает электрическую энергию, а при разрядке отдает ее потребителям, являясь в этом случае источником постоянного тока.

Аккумуляторная батарея, установленная на автомобиле, автобусе, автотракторной технике, машине, механизме, оборудовании (далее — автомобиль), служит для пуска двигателя стартером, питания постоянным электрическим током различных потребителей при неработающем двигателе или при работе его на малых оборотах (подп.4.1 п.4 технического кодекса установившейся практики ТКП 298-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц (далее — ТКП 298-2011 (02190)).

Справочно

С текстом документа можно ознакомиться на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов Государственного комитета по стандартизации РБ по адресу: http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261912/359618.

Аккумуляторы в основном представляют собой резервуар, наполненный электролитом, в который погружены два электрода с клеммами для подсоединения к внешней цепи. Во многих случаях резервуар может быть разделен на несколько частей, причем каждое отделение (элемент) является само по себе аккумулятором; эти элементы, как правило, соединяются последовательно для обеспечения более высокого напряжения. Несколько соединенных таким образом элементов называются батареей, также несколько аккумуляторов могут быть объединены в более крупном корпусе. Аккумуляторы могут состоять из жидкостных или сухих элементов.

Свинцовые аккумуляторы — аккумуляторы, в которых электролитом является серная кислота, а электродами — свинцовые пластинки или свинцовые решетки, на которых размещен активный материал (Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 851 (позиция 8507)).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 января 2014 г. решение № 851 утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.12.2013 № 301.

Поступление аккумуляторных батарей с электролитом

Запасные части, в т.ч. АКБ, поступившие отдельно от транспортного средства, относятся к запасам (п.3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133)).

Для обобщения информации о наличии и движении запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., предназначен субсчет 10-5 «Запасные части», открытый к счету 10 «Материалы» (часть седьмая п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50)).

Таблица

Основные бухгалтерские записи при поступлении аккумуляторных батарей с электролитом
Дебет Кредит
Оприходованы АКБ, приобретенные за плату (без НДС) 60, 71
и др.
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
Торговые и другие аналогичные скидки не включаются в фактическую себестоимость приобретенных запасов (п.7 Инструкции № 133)
Оприходованы АКБ, полученные от собственника (учредителей, участников) 10-5
Фактическая себестоимость запасов, внесенных в качестве вклада в уставный фонд организации, определяется исходя из оценки их стоимости, произведенной в соответствии с законодательством (п.10 Инструкции № 133)
Оприходованы АКБ в результате инвентаризации (излишек) 10-5
Суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации, включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности») (абзац 3 п.13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102))
Списана стоимость АКБ при передаче в эксплуатацию 26
и др.
10-5
По мере отпуска материалов со складов (из кладовых) в подразделения на участки, в бригады, на рабочие места либо по мере использования материалов в производстве они списываются с кредита счета 10 в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.) (п.60 Инструкции № 133, часть восемнадцатая п.16 Инструкции № 50)
Безвозмездное получение АКБ
Оприходованы АКБ, полученные безвозмездно 10-5
Фактическая себестоимость запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация устанавливает стоимость таких же или аналогичных запасов, или исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п.11 Инструкции № 133).
Стоимость материалов, полученных организацией безвозмездно, в бухгалтерском учете отражается: Д-т 10 — К-т 98 «Доходы будущих периодов» (п.43 Инструкции № 133)
Включена в состав прочих доходов по текущей деятельности стоимость АКБ, полученных безвозмездно 98 90-7
Суммы, учтенные на счете 98, списываются с этого счета в кредит счетов учета финансовых результатов по мере списания стоимости материалов на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию (п.43 Инструкции № 133).
Стоимость запасов, полученных безвозмездно, включается в состав прочих доходов по текущей деятельности. Учитываются данные доходы на счете 90, субсчет 90-7 (абзац 4 п.13 Инструкции № 102).
Учтенная в составе доходов будущих периодов безвозмездная помощь, полученная в виде запасов, отражается: Д-т 98 — К-т 90-7 — на фактическую себестоимость использованных запасов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг (часть третья п.4 Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112)

Ответственность за соблюдение правил эксплуатации, ухода за АКБ и за учет их работы возлагается на должностное лицо организации.

Учет работы АКБ осуществляется ответственным лицом, назначенным приказом руководителя организации.

На каждую АКБ, устанавливаемую на автомобиль, заводится карточка учета ее работы согласно приложению С к ТКП 298-2011 (02190). Перед установкой АКБ присваивается номер, соответствующий гаражному номеру автомобиля.

При установке АКБ на автомобиль в карточку записываются следующие сведения:

• наименование организации;

• тип АКБ и ее гаражный номер;

• изготовитель и дата изготовления АКБ;

• дата установки АКБ на автомобиль;

• марка автомобиля, гаражный номер и государственный номер;

• показания спидометра, или пробег автомобиля.

Карточка учета работы АКБ хранится у работника, ответственного за учет работы АКБ, и служит главным документом при определении наработки АКБ, ее годности, предъявления рекламации, списания и т.д.

Наработка в карточку учета работы АКБ заносится из путевых листов по мере необходимости (подп.11.4 п.11 ТКП 298-2011 (02190)).

Справочно

Можно воспользоваться формой карточки учета работы АКБ, приведенной .

Выбытие (списание) аккумуляторных батарей с электролитом

Аккумуляторные батареи с электролитом, отработавшие гарантийный срок, установленный производителем, могут быть списаны с учетом их фактического состояния, если они по техническому состоянию непригодны для дальнейшей эксплуатации (подп.11.5 п.11 ТКП 298-2011 (02190)).

Срок службы или наработка АКБ в эксплуатации считается до момента снижения ее емкости до 40 % от номинальной.

Списание АКБ производится комиссией, назначаемой приказом по организации. В данном случае карточка учета, составленная согласно приложению С к ТКП 298-2011 (02190), является актом списания АКБ. Председателем комиссии назначается руководитель или главный инженер организации (подп.11.6 п.11 ТКП 298-2011 (02190)).

Остаточная стоимость АКБ определяется в зависимости от срока службы и от наработки.

Остаточная стоимость АКБ в зависимости от срока службы определяется по формуле:

СTост = Сн ((Tн — Tф) / Tн),

где СTост — остаточная стоимость АКБ в зависимости от срока службы, руб.;

Сн — стоимость новой АКБ, руб.;

Тн — гарантийный срок службы АКБ, месяцев;

Тф — фактический срок службы АКБ, месяцев.

Остаточная стоимость АКБ в зависимости от наработки определяется по формуле:

СLост = Сн ((Lн — Lф) / Lн),

где СLост — остаточная стоимость АКБ в зависимости от наработки, руб.;

Сн — стоимость новой АКБ, руб.;

Lн — гарантийная наработка АКБ, км (моточасы);

Lф — фактическая наработка АКБ, км (моточасы).

Остаточная стоимость АКБ принимается равной наименьшему из значений СTост , СLост.

Если:

• аккумуляторная батарея с электролитом выходит из строя при сроке службы более гарантийного, то ее остаточная стоимость равна нулю при любой наработке;

• фактическая наработка АКБ больше или равна гарантийной наработке, то остаточная стоимость АКБ равна нулю.

Гарантийный срок службы и гарантийную наработку АКБ устанавливает изготовитель АКБ. В случае отсутствия данных использовать данные, приведенные в ГОСТ 959 (подп.11.7 п.11 ТКП 298-2011 (02190)).

Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п.45 Инструкции № 133).

Чистая стоимость реализации определяется по каждой единице запасов или по группе запасов путем вычитания из ожидаемой цены реализации ожидаемых расходов на завершение производства и (или) реализацию (часть вторая п.20 Инструкции № 133).

Наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, учитываются на счете 10, субсчет 10-6 «Прочие материалы» (часть девятая п.16 Инструкции № 50).

Отходы, образующиеся в подразделении организации, сдаются на склады по накладным. В случае последующего использования отходов в производстве их отпуск оформляется выпиской требований (требований-накладных) (п.58 Инструкции № 133).

Пример 1

Организация через подотчетное лицо приобрела АКБ стоимостью 1 080 000 руб. (в т.ч. НДС — 180 000 руб.) в связи с выходом из строя старой АКБ, которая по заключению комиссии непригодна для дальнейшей эксплуатации.

Снятая с транспортного средства АКБ оценена комиссией в 100 000 руб. (на основании заготовительных цен, размещенных на сайте открытого акционерного общества (ОАО) «Белцветмет»).

Приобретенная АКБ установлена на транспортное средство без привлечения сторонней организации.

Расчеты с подотчетным лицом в данном примере не рассматриваются.

Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходована новая АКБ
(1 080 000 — 180 000)
10-5 71 900 000
Отражен НДС, выделенный поставщиком АКБ 71 180 000
Принята к вычету сумма НДС 18 180 000
Списана АКБ, установленная на автомобиль 20
и др.
10-5 900 000
Оприходована АКБ в качестве лома цветных металлов 10-6 20
и др.
100 000

Сбор и сдача отработавших свой ресурс аккумуляторных батарей с электролитом

Лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее — ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам (абзац 3 п.1 Указа Президента РБ от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»).

Справочно

Организация, занимающаяся заготовкой и переработкой лома и отходов цветных металлов, — ОАО «Белцветмет», входит в состав ГО «Белвтормет». На сайте размещены прейскуранты цен на лом и отходы цветных металлов (http://www.bvm.by/pricelist/prejskuranti/).

К цветным металлам относятся алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них (часть вторая п.4 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минстройархитектуры РБ, Минпрома РБ от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее — Инструкция № 98/12/10)).

Под ломом и отходами цветных металлов понимаются пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из цветных металлов, отходы производства изделий из цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства (абзац 3 п.5 Инструкции № 98/12/10).

Срок хранения лома и отходов цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом) (часть вторая п.19 Инструкции № 98/12/10).

Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

• списание в установленном порядке в металлолом устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования, металлоконструкций и инструмента;

• систематическую очистку своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов;

• оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие;

• принятие мер по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями;

• сбор, хранение и отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов в рассортированном виде в соответствии с классификацией, установленной действующими стандартами (ГОСТ 2787-75, ГОСТ 1639-78, СТБ 1299-2001) (п.21 Инструкции № 98/12/10).

Ответственность за проведение сбора, сохранности и сдачи лома свинецсодержащих АКБ возлагается на владельца транспортных средств.

Владельцы транспортных средств обеспечивают полноту сбора и сдачи как целых неразделанных отработавших свой ресурс АКБ, так и разделанных АКБ (свинцовых пластин и аккумуляторных шламов).

Необходимость рассортировки отработанных АКБ на партии, а также условия сдачи АКБ оговаривают в договорах на их поставку с учетом содержания свинца согласно ГОСТ 1639 (подп.11.8-11.10 п.11 ТКП 298-2011 (02190)).

Учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя:

• правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов;

• обеспечение сохранности черных и цветных металлов, их лома и отходов в местах их хранения и на всех этапах их движения;

• обеспечение соблюдения цен, наценок и скидок на черные и цветные металлы, их лом и отходы, транспортные расходы на их перемещение;

• составление и представление в соответствии с законодательством установленной государственной статистической отчетности (п.6 Инструкции № 98/12/10).

Цены на лом и отходы цветных металлов регулируются Министерством промышленности РБ (приложение 1 к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»).

Рассылка новостей журнала «Экология на предприятии»

Отработанные АКБ: в чем опасность для окружающей среды

Отработанные свинцовые АКБ (а срок эксплуатации основных типов АКБ — до 3-х лет) экологически опасны. Причина этого заключается в токсичности содержащегося в АКБ свинца (до 60 % от массы АКБ) и химической агрессивности кислотного электролита — раствора серной кислоты. Также присутствуют сурьма (около 2 %), различные пластмассы в количестве 12–18 % и раствор серной кислоты, составляющий от общего веса автомобильного аккумулятора приблизительно 10–15 %.

Существенную экологическую проблему представляют вопросы утилизации отработанных АКБ. В этом отношении сложности начинаются со сбора таких АКБ, особенно малогабаритных, которые обычно выбрасываются с бытовым мусором и представляют собой источник экологической опасности. Именно поэтому большим достижением считается замена ртути как ингибитора коррозии цинкового анода в марганцево-цинковых элементах на другие вещества, в т.ч. органические. При утилизации свинцовых и серебряно-цинковых аккумуляторов извлекается практически весь свинец и все серебро. Хуже отработана технология переработки щелочных аккумуляторов, но и в этом случае удается избежать попадания кадмия в окружающую среду.

Содержание свинца в земной коре (кларк) — 0,0016 % по массе. В биосфере свинец рассеивается, его мало в живом веществе — 0,00005 %, в морской воде — 0,000000003 %. Значительное повышение содержания свинца в окружающей среде (в т.ч. и в поверхностных водах) связано с промышленным применением свинца (в аккумуляторах), а также с применением тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора в моторном топливе.

Свинец образуется при сгорании этилированного бензина и легко проникает в почву. В сухую погоду происходит накопление свинца на поверхности растений, но после обильных дождей значительная его часть смывается на почву. Из загрязненной почвы свинец поступает в растения и сельскохозяйственные культуры, а затем вместе с пищей непосредственно в организм человека.

Некоторые виды почв прочно связывают свинец, что предохраняет от загрязнения грунтовые и питьевые воды, растительную продукцию. Но тогда сама почва постепенно становится все более зараженной и в какой-то момент происходит разрушение органического вещества почвы с выбросом свинца в почвенный раствор. В итоге почва оказывается непригодной для сельскохозяйственного использования, одновременно происходит загрязнение свинцом поверхностных и подземных водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, а также атмосферного воздуха (с пылью).

В качестве вещества, загрязняющего атмосферный воздух, свинец относится к 1-му классу опасности, и его предельно допустимая концентрация (далее — ПДК) в воздухе жилых районов составляет 0,0003 мг/м3, в рабочей зоне — 0,05 мг/м3 (среднесменная ПДК). Для предприятий, перерабатывающих и производящих свинец, обязательны профилактические меры по защите рабочего персонала, а также контроль содержания свинца на границе санитарно-защитной зоны.

Свинец является одним из наиболее токсичных металлов и включен в списки приоритетных загрязнителей рядом международных организаций.

Свинец попадает в организм при вдыхании. Оседая в легких, свинец вызывает гибель клеток крови, что приводит к тяжелым анемиям, вмешивается в физико-химические механизмы работы сердца, поражает почки и печень, но наиболее характерные изменения наблюдаются со стороны нервной системы. Свинец влияет на синтез белка, препятствует окислению жирных кислот, нарушает белковый, углеводный и липидный обмены.

Обращение с отработанными АКБ в Республике Беларусь

Обращение с АКБ регулируется Указом Президента Республики Беларусь № 179 от 5 мая 1995 г. «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1331 «О закупке лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан)», в соответствии с которыми лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям или отгрузке по их нарядам.

Закупка отработанных свинцовых АКБ с электролитом при наличии специального разрешения (лицензии) на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов может производиться также у физических лиц организациями, осуществляющими:

  • розничную торговлю новыми свинцовыми АКБ с электролитом;
  • ремонт или обслуживание автомобильных транспортных средств.

В соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, отработанные АКБ относятся к группе II «Отходы металлов и их сплавов» подгруппы Б «Лом и отходы цветных металлов»:

  • свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201);
  • аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные со слитым электролитом (код 3532202);
  • никель-кадмиевые аккумуляторы (код 3532300).

В соответствии с ГОСТ 1639-78 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия» выделен класс АЛ «Лом и отходы свинцовых аккумуляторных батарей» и класс К «Аккумуляторы щелочные (кадмий-никелевые аккумуляторы, железо-никелевые аккумуляторы)». В основном в переработку принимаются АКБ класс АЛ группа II «Лом неразделанных свинцовых аккумуляторов батарей». Это обусловлено простотой переработки таких АКБ и стратегической значимостью содержащегося в них свинца.

Согласно Положению о порядке сбора, хранения и сдачи отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отработанные батареи, обеспечивают их сбор при соблюдении следующих требований:

  • назначение лиц, ответственных за сбор, хранение и учет отработанных батарей;
  • учет отработанных батарей;
  • оборудование мест хранения отработанных батарей.

Хранение отработанных батарей осуществляется с соблюдением следующих требований:

  • размещение батарей в помещениях или на площадках с твердым (бетонным) покрытием, оборудованных навесом для предотвращения попадания атмосферных осадков;
  • складирование батарей в пластмассовую или иную герметичную тару, инертную по отношению к электролиту, или штабелями на поддонах с обвязкой полиэтиленовой пленкой, не допускающей опрокидывания штабелей, сползания или падения отработанных батарей.

Не допускается попадание отработанных батарей в места для сбора и хранения коммунальных отходов.

Сдача (сбор) отработанных батарей юридическими и физическими лицами осуществляется с соблюдением следующих требований:

  • отработанные батареи сдаются (принимаются) с герметично завернутыми пробками;
  • корпуса отработанных батарей сдаются (принимаются) без механических повреждений во избежание протекания электролита.

Согласно Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать трех месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом).

Переработка АКБ в Республике Беларусь и в мире

Переработка лома цветных металлов — процесс более сложный, технологически насыщенный, нежели работа с ломом черных металлов. Объясняется это тем, что изделия, подлежащие утилизации по категориям цветного металлолома, имеют в своем составе как цветной, так и черный металл, а также различные органические материалы (пластики, каучук, масла и т.п.). Для разделения лома цветных металлов, выделения требуемой составляющей, минимизации потерь и соответственно повышения выхода годного материала необходимы специализированное оборудование и отработанная технология переработки. Переработка аккумуляторов включает в себя следующие элементы:

  • разделение на составляющие (пластик, свинец, электролит);
  • переработка свинца;
  • переработка пластика;
  • переработка электролита.

Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль?

14 ноября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются.
При необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен учреждением в рамках учетной политики. Такой учет может быть организован в том числе на дополнительно введенном учреждением забалансовом счете.

Обоснование вывода:
Согласно п. 47 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются. Подробная информация о них может быть отражена в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
В то же время в соответствии с п. 118 Инструкции N 157н автомобильные шины и аккумуляторные батареи, приобретаемые учреждением взамен не пригодных для дальнейшей эксплуатации, подлежат учету в качестве запасных частей к транспортным средствам и по своим функциональным характеристикам соответствуют понятию «материальные запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации». Решение о списании указанных материальных запасов в соответствии с положениями п. 34 Инструкции N 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия). Указанное решение в соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт (ф. 0504230)). Соответственно, решение о замене аккумулятора и (или) комплекта автомобильной резины, установленных на автомобиль на момент принятия к учету в качестве инвентарного объекта, но пришедших в состояние непригодности для дальнейшей эксплуатации, необходимо зафиксировать в Акте (ф. 0504230) при списании с балансового учета приобретенных для их замены аналогичных материальных ценностей.
Батареи свинцовых аккумуляторов и старые пневматические шины относятся к опасным отходам, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена. Выбывшие из эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторные батареи в целях контроля за реализацией мероприятий по их утилизации необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Основанием для принятия к учету на забалансовом счете 02 автомобильных шины и аккумуляторной батареи, которыми был укомплектован автомобиль при принятии к учету его в качестве самостоятельного инвентарного объекта, может служить Акт (ф. 0504230), оформленный при списании с балансового учета приобретенных и установленных взамен них аналогичных материальных ценностей.
В соответствии с п. 350 Инструкции N 157н на забалансовом счете 09 подлежат учету материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Соответственно, применение забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в целях учета автомобильных шин и аккумуляторной батареи, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, не в полной мере соответствует применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета.
В то же время согласно абзацу третьему п. 332 Инструкции N 157н для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета. В целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ (п. 6 Инструкции N 157н). Соответственно, учреждением при необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен в рамках учетной политики.

К сведению:
Требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в Приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 (далее — Правила N 1008). Так, положениями п. 28 Приложения N 1 к Правилам N 1008 установлены следующие критерии отнесения шин к непригодным для дальнейшей эксплуатации:
— наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины;
— местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора.
Указанные выше отклонения могут быть установлены уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.
При отсутствии в штате учреждения профильных специалистов заключение о непригодности автомобильных шин и аккумуляторов к дальнейшей эксплуатации может быть получено от специализированной организации, например от организации, привлекаемой для их утилизации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

25 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

списание АКБ

УЧЕТ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Подписано в печать 22.02.2013
Большинство организаций владеет автотранспортными средствами, имеющими аккумуляторы. Рассмотрим особенности учета в организациях автомобильных аккумуляторных батарей (далее — АКБ).
Поступление в организацию АКБ
Аккумуляторные батареи, поступающие в организацию вместе с транспортным средством, являются его составной частью и в качестве отдельных объектов на счетах бухгалтерского учета не учитываются — их стоимость включена в первоначальную стоимость автомобиля, числящегося в бухучете как основное средство.
Отдельно от автомобиля АКБ учитываются в организации в составе запасов в следующей оценке:
— приобретенные за плату — в сумме фактических затрат организации на их приобретение <1>;
— полученные безвозмездно — исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация устанавливает стоимость таких же или аналогичных запасов, либо исходя из рыночной стоимости таких запасов на дату принятия их к учету. Кроме того, поступившие безвозмездно АКБ могут оцениваться по стоимости на основании данных передающей стороны с учетом фактических затрат на доставку аккумуляторов и доведения их до состояния, в котором они пригодны к использованию <2>;
— бывшие в употреблении, поступившие от разборки аварийных или списанных в результате полного физического и морального износа автомобилей, — по чистой стоимости реализации, если такие батареи предназначены для реализации, или по ценам их возможного использования <3>;
— подлежащие сдаче в утилизацию — по чистой стоимости реализации <4>;
— восстановленные — по цене, которая складывается из цены бывших в употреблении АКБ и стоимости восстановления батарей.
———————————
<1> П. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 N 133 (далее — Инструкция N 133).
<2> П. 11, 13, 36, 37 Инструкции N 133.
<3> П. 45 Инструкции N 133.
<4> П. 20, 45 Инструкции N 133.
Кроме готовых к эксплуатации АКБ, организации приобретают сухозаряженные (не залитые) батареи. Для эксплуатации таких АКБ в них необходимо залить электролит, цена которого увеличивает учетную стоимость батарей, поскольку эти затраты доводят аккумуляторы до состояния, в котором они пригодны к эксплуатации <5>.
———————————
<5> Абз. 6 ч. 2 п. 7 Инструкции N 133.
Оприходование батарей, приобретаемых отдельно, на склад организации производится материально ответственным лицом на основании товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 или товарной накладной формы ТН-2, выписанных в установленном порядке поставщиком <6>.
———————————
<6> Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192.
Лицо, участвующее в приемке новых АКБ, должно быть ознакомлено с условиями договора, а также всеми иными сопутствующими документами и сведениями, в которых имеется информация о количестве и (или) качестве приобретенных батарей.
Первичные учетные документы, накладные на внутреннее перемещение, акты списания или передачи в производство, а также другие документы, установленные организацией для учета движения АКБ, передаются со склада в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота, который прилагается к учетной политике предприятия <7>.
———————————
<7> Ч. 7 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», п. 71 Инструкции N 133.
Батареи, приобретенные отдельно, снятые с автомобиля и пригодные к эксплуатации, восстановленные, а также поступившие безвозмездно числятся в бухгалтерском учете организации в составе запасов и отражаются на счете 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части» <8>.
———————————
<8> П. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 (далее — Инструкция N 50).
Пример 1.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Организация списала аварийный автомобиль, числившийся как объект│
│основных средств. В результате его разборки на склад организации поступил│
│исправный аккумулятор по цене возможного использования 430000 руб. │
│ На дату акта оприходования материалов (либо иного первичного учетного│
│документа <9>) организация отразит доход по инвестиционной деятельности│
│(430000 руб.) проводкой: │
│ Д-т 10-5 — К-т 91-1 <10>. │
│ ——————————— │
│ <9> Подп. 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011│
│N 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» │
│ <10> П. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов,│
│утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от│
│30.09.2011 N 102 (далее — Инструкция N 102); п. 45 Инструкции N 133 │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Учет эксплуатации АКБ
В процессе эксплуатации аккумуляторные батареи требуют должного ухода, контроля технического состояния и своевременного обслуживания.
Приказом руководителя организации назначается лицо, которое отвечает за соблюдение правил эксплуатации, уход за АКБ и учет их работы <11>.
———————————
<11> Абз. 2 п. 11.4 ТКП 298-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания» (далее — ТКП 298-2011 (02190)); см.: http://tnpa.by.
На каждую батарею, которая устанавливается на автомобиль, заводится карточка учета ее работы <12>, в том числе на АКБ, поступившую в организацию в составе автотранспортного средства. В карточку записываются наименование организации, тип АКБ, ее гаражный номер, который присваивается перед установкой на автомобиль, наименование изготовителя и дата изготовления батареи, дата ее установки на автомобиль, марка автомобиля, показания спидометра (одометра) (см. образец).
———————————
<12> Приложение С к ТКП 298-2011 (02190).
Карточка учета работы АКБ хранится у работника, ответственного за учет работы батареи, и служит документом при определении наработки аккумулятора, его годности, предъявления рекламации и списания.
Наработка в карточку учета работы АКБ заносится из путевых листов <13> либо других самостоятельно разработанных документов, если организация использует право не вести путевые листы.
———————————
<13> Ч. 6 п. 11.4 ТКП 298-2011 (02190).
Образец
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Приложение С │
│ (обязательное)│
│ │
│ Карточка учета работы АКБ │
│ (новой, капитально отремонтированной, │
│ ───── │
│ бывшей в эксплуатации — нужное подчеркнуть) │
│ │
│ «12» января 2010 г. │
│ ── ────── │
│ │
│Наименование организации: ОДО «Трансторг» │
│ ──────────────────────────────── │
│Тип АКБ и ее условное обозначение A-mega 140 │
│ ──────────────────────── │
│Изготовитель ООО «A-mega» г. Москва Дата изготовления 22 декабря 2009 г. │
│ ──────────────────────── ────────────────── │
│Стоимость АКБ 520000 руб. │
│ ─────────────────────── │
│Наработка АКБ до постановки на автомобиль — тыс.км — месяцев │
│ ────── ────────── │
│Остаточная стоимость до постановки на автомобиль — │
│Гаражный номер АКБ 4 ───────── │
│ ────────────────── │
│ │
│┌──────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────┬───────────┬────────────┐│
││ Марка автомобиля, │ Дата (месяц и год) │Пробег АКБ, тыс.км│Техническое│ Причины ││
││ государственный номер├──────────┬──────────┼─────┬────────────┤ состояние │снятия АКБ с││
││ автомобиля, гаражный │ установка│снятие АКБ│ за │ с начала │ АКБ при │эксплуатации││
││ N автомобиля │ АКБ на │ с │месяц│эксплуатации│ установке │ ││
││ │автомобиль│автомобиля│ │ │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││Volkswagen-Transporter│ 01. 2010 │ │ 1594│ │новая │ ││
││2.0 TDI 1267 AC-5 (4) │ │ │ │ │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ 02.2010 │ │ 3090│ 4684 │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ 03.2010 │ │ 3995│ 8679 │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ 04.2010 │ │ 3981│ 12660 │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ 05.2010 │ │ 2519│ 15179 │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ … │ │ … │ … │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ … │ │. .. │ … │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ 02.2012 │ │ 2698│ 48597 │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ 03.2012 │ │ 3315│ 51912 │ │ ││
│├──────────────────────┼──────────┼──────────┼─────┼────────────┼───────────┼────────────┤│
││ │ 04.2012 │ 04.2012 │ 1115│ 53027 │ │Короткое ││
││ │ │ │ │ │ │замыкание ││
││ │ │ │ │ │ │электродов. ││
││ │ │ │ │ │ │Подлежит ││
││ │ │ │ │ │ │замене ││
│└──────────────────────┴──────────┴──────────┴─────┴────────────┴───────────┴────────────┘│
│ │
│Водитель Петренко С.Ф. │
│ ────────────────────────────── │
│Ответственный за учет АКБ Фролов Н.П. │
│ ───────────── │
│ │
│ Заключение комиссии по определению пригодности АКБ к эксплуатации Помутнение│
│ ───────────│
│электролита в двух банках АКБ, что указывает на факт осыпания активной массы и короткого│
│──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────│
│замыкания электродов. АКБ отработала гарантийный срок и подлежит замене. │
│──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────│
│ │
│Председатель комиссии Иванов В.В. │
│ ───────────────── │
│Члены комиссии Степанов В.А. │
│ ──────────────────────── │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Ремонт АКБ
Для ремонта аккумулятор необходимо снять с автомобиля. Чтобы автомобиль не простаивал в это время, на него, как правило, устанавливают исправную или новую батарею, стоимость которой списывается на затраты как расходы по поддержанию основных средств в рабочем состоянии <14>.
———————————
<14> Ч. 2 п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26.
При снятии с автомобиля подлежащей ремонту батареи в целях контроля за ее сохранностью, а также для учета движения при передаче на склад, в аккумуляторный цех или сторонней ремонтной организации необходимо произвести оценку аккумулятора. АКБ, снятая для ремонта, как правило, не предназначена для реализации, поэтому нужно определить цену ее возможного использования <15>.
———————————
<15> П. 45 Инструкции N 133.
Если батарея не отработала гарантийный срок, учетной стоимостью может быть остаточная стоимость, определяемая в зависимости от срока службы или наработки АКБ.
Остаточная стоимость АКБ в зависимости от срока службы определяется по формуле:
С = N ((T — T) / T),
ост. 1 i н ф н
где С — остаточная стоимость АКБ в зависимости от срока службы, руб.;
ост. 1
N — стоимость новой АКБ, руб.;
i
T — гарантийный срок службы АКБ, месяцев;
н
T — фактический срок службы АКБ, месяцев.
ф
Остаточная стоимость в зависимости от наработки определяется по аналогичной формуле, в которой показатели гарантийного и фактического срока службы заменяются показателями гарантийной и фактической наработки, измеряемой в километрах или моточасах.
Остаточная стоимость АКБ рассчитывается поочередно двумя методами и принимается равной наименьшему из полученных значений <16>.
———————————
<16> П. 11.7 ТКП 298-2011 (02190).
В организациях, имеющих в своем составе транспортное подразделение, данный расчет производится, как правило, сотрудником этого подразделения (например, инженером по транспорту).
Пример 2.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ В январе 2011 г. организация приобрела АКБ стоимостью 570000 руб.│
│(без НДС) и в том же месяце укомплектовала ею автомобиль. Гарантийный│
│срок, установленный производителем батареи, составляет 24 месяца при│
│наработке не более 75 тыс.км пробега. В августе 2012 г. АКБ снята с│
│автомобиля для ремонта в связи с выходом из строя ранее гарантийного│
│срока при пробеге 64 тыс.км. │
│ Остаточная стоимость батареи в зависимости от срока службы составит│
│95000 руб. (570000 ((24 — 20) / 24)). │
│ Остаточная стоимость АКБ в зависимости от наработки — 83600 руб.│
│(570000 ((75000 — 64000) / 75000)). │
│ Исходя из вышеизложенного остаточная стоимость батареи принимается│
│равной 83600 руб. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Если гарантийный срок истек, но аккумулятор подлежит ремонту или восстановлению, для отражения в учете можно определить рыночную цену батареи путем сравнения с ценами на аналогичные АКБ организаций-изготовителей, торговых организаций либо опубликованные в средствах массовой информации, скорректировав их на процент износа.
В бухгалтерском учете снятые с автомобиля подлежащие ремонту или восстановлению АКБ приходуются в качестве запасов как материалы, поступившие от ремонта основных средств, и отражаются по дебету счета 10, субсчет 5.
Стоимость новой АКБ, которая устанавливается на автомобиль взамен неисправной, списывается в бухгалтерском учете на счета затрат. При этом полагаем, что остаточная либо рыночная стоимость снятой батареи должна уменьшить соответствующие затраты по кредиту счетов затрат. Данное утверждение приемлемо и в отношении батарей, поступивших в организацию вместе с автомобилями и учтенных в их первоначальной стоимости, поскольку такие АКБ переносят свою стоимость на затраты организации в составе амортизационных отчислений.
Ремонт АКБ производится сторонними специализированными организациями либо собственными силами.
В бухгалтерском учете затраты на ремонт учитываются на счетах 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и т.д.
Замена и списание АКБ
Батарея, которая отработала гарантийный срок, по техническому состоянию не пригодна для дальнейшей эксплуатации и не подлежит ремонту, заменяется и списывается. Списание производит комиссия, назначаемая приказом по организации.
Если АКБ вышла из строя до истечения срока годности, комиссия должна установить причины этого, а руководство — принять меры по взысканию суммы ущерба с виновного лица в соответствии с трудовым законодательством. Решение комиссии о списании батареи и ее утилизации отражается в карточке учета работы АКБ.
В состав АКБ входят цветные металлы, поэтому списанные батареи подлежат обязательной сдаче специализированной перерабатывающей организации ГО «Белвтормет» <17>. В связи с этим в организации должны быть налажены сбор, хранение и сдача непригодных к работе свинцовых батарей в утиль в виде лома (свинцовых пластин и аккумуляторных шламов) или целых неразделанных АКБ. В организации необходимо назначить должностное лицо, ответственное за обращение лома и отходов черных и цветных металлов, а также утвердить локальный правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который разрабатывается с учетом требований законодательства в сфере обращения с отходами <18>.
———————————
<17> П. 19 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 N 98/12/10 (далее — Инструкция N 98/12/10).
<18> П. 22 Инструкции N 98/12/10.
Срок хранения отработанных АКБ или лома цветных металлов не должен превышать трех месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (например, грузовой автомобиль) в зависимости от способа вывоза, применяемого данной организацией. Организация не вправе вывозить отработанные АКБ на свалку, отгружать их другим субъектам хозяйствования (за исключением сдачи заготовительным организациям) без нарядов ГО «Белвтормет», а также реализовывать населению <19>.
———————————
<19> П. 23 Инструкции N 98/12/10.
В бухгалтерском учете подлежащие передаче в организацию ГО «Белвтормет» АКБ или лом по чистой стоимости реализации учитываются на субсчете 10-6 <20>, при этом единицей измерения будут не штуки, а килограммы.
———————————
<20> П. 45 Инструкции N 133; п. 16 Инструкции N 50.
Чистая стоимость реализации АКБ или лома определяется путем вычитания из ожидаемой цены реализации ожидаемых расходов на реализацию. Ожидаемую цену реализации можно определить исходя из заготовительных цен на лом и отходы цветных металлов <21>, а также предполагаемых расходов на их доставку в организацию ГО «Белвтормет».
———————————
<21> Http://bvm.by/
Доходы и расходы, связанные с реализацией выработанных АКБ или лома организации ГО «Белвтормет», включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчета 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности», 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») <22>.
———————————
<22> Абз. 2 п. 13 Инструкции N 102.
Рассмотрим на условном примере порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по установке новой АКБ на автомобиль и списанию вышедшей из строя.
Пример 3.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Организация приобрела автомобильный аккумулятор за 840000 руб. (в том│
│числе НДС 140000 руб.). Старая батарея, отработавшая гарантийный срок,│
│вышла из строя и по заключению комиссии списывается как негодная для│
│дальнейшей эксплуатации. По оценке комиссии чистая стоимость реализации│
│снятой батареи составляет 33000 руб. Старая АКБ сдана в утиль│
│перерабатывающей организации ГО «Белвтормет», которая оценила ее в 42000│
│руб. (в том числе НДС 7000 руб.). │
│ │
│┌──────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────┬────────┐│
││ Содержание операции │ Д-т │ К-т │ Сумма, ││
││ │ │ │ руб. ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Оприходована новая АКБ│ 10-5 │ 60 «Расчеты с │ 700000 ││
││(840000 — 140000) │ │ поставщиками и │ ││
││ │ │ подрядчиками» │ ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Отражен НДС, │ 18 «НДС по │ 60 │ 140000 ││
││предъявленный │ приобретенным │ │ ││
││поставщиком АКБ │ товарам, работам, │ │ ││
││ │ услугам» │ │ ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Произведен расчет с │ 60 │ 51 «Расчетные │ 840000 ││
││поставщиком │ │ счета» │ ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Принят к вычету НДС │ 68-2 «Расчеты по │ 18 │ 140000 ││
││ │ налогам и сборам, │ │ ││
││ │ исчисляемым из │ │ ││
││ │выручки от реализации│ │ ││
││ │ продукции, товаров, │ │ ││
││ │ работ, услуг» │ │ ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Списана стоимость │ 25, 26, 44 │ 10-5 │ 700000 ││
││новой АКБ, │ │ │ ││
││установленной на │ │ │ ││
││автомобиль взамен │ │ │ ││
││вышедшей из строя │ │ │ ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Оприходована снятая с │ 10-6 │ 25, 26, 44 │ 33000 ││
││автомобиля, │ │ │ ││
││отработавшая ресурс │ │ │ ││
││АКБ в виде отходов, │ │ │ ││
││содержащих цветные │ │ │ ││
││металлы, по чистой │ │ │ ││
││стоимости реализации │ │ │ ││
│├──────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────┴────────┤│
││ Получение от перерабатывающей организации ГО «Белвтормет» ││
││ приемо-сдаточного акта ││
│├──────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────┬────────┤│
││Отражена выручка от │ 62 «Расчеты с │90-7 <23> «Прочие│ 42000 ││
││реализации │ покупателями и │доходы по текущей│ ││
││отработанной АКБ │ заказчиками» │ деятельности» │ ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Списана чистая │ 90-10 <23> «Прочие │ 10-6 │ 33000 ││
││стоимость реализации │ расходы по текущей │ │ ││
││лома от АКБ, сданной в│ деятельности» │ │ ││
││утиль перерабатывающей│ │ │ ││
││организации │ │ │ ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Исчислен НДС │ 90-8 <23> «НДС, │ 68-2 │ 7000 ││
││(42000 x 20 / 120) │ исчисленный от │ │ ││
││ │ прочих доходов по │ │ ││
││ │текущей деятельности»│ │ ││
│├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼────────┤│
││Получены от │ 51 │ 62 │ 42000 ││
││перерабатывающей │ │ │ ││
││организации денежные │ │ │ ││
││средства за АКБ │ │ │ ││
│└──────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────┴────────┘│
│ │
│ ——————————— │
│ <23> Учитывается при налогообложении прибыли │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *