ТКС в налоговой

Ответы на типовые вопросы налогоплательщиков по представлению налоговой отчетности в электронном виде по ТКС (телекоммуникационным каналам связи)1. Как осуществляется сдача налоговых деклараций по ТКС?

Представление налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком непосредственно в налоговые органы или через специализированного оператора связи.
В настоящее время налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (зарегистрированном в Минюсте России 16.05.2002 № 3437). Настоящий приказ действует в части, не противоречащей пункту 3 статьи 80 Кодекса.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет) электронной цифровой подписью, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статья 80 Кодекса).
Представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде осуществляется при наличии у налогоплательщика соответствующего программного обеспечения и технических средств, совместимых с техническими средствами налогового органа.

📌 Реклама Отключить

2. Каковы преимущества подключения к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС?

Подключение к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:
Экономия рабочего времени
Отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций. Вся информация практически в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика.
Отсутствие дублирования
Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует дублирования этих документов на бумажных носителях.
Избежание ошибок
При формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность ее подготовки и формирования в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы.
Гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде
В случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности, налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде.
Возможность получения информационной выписки
Отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик имеет возможность получить информационную выписку о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам), которая также передается по каналам связи в зашифрованном виде налоговой инспекцией через оператора связи.
Оперативное информирование
Налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, изменение бюджетных счетов, нормативных актов и т.п.
Подтверждение доставки отчетности
После отправки информации в налоговый орган, налогоплательщику гарантировано получение подтверждения ее получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу.
Конфиденциальность
Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки.
Повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок
Отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам.

📌 Реклама Отключить

3. Как решены вопросы безопасности?

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Это комплекс аппаратно-программных средств (шифрование и электронная цифровая подпись), обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством.
Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) документа и СКЗИ обеспечивает:
– сохранение конфиденциальности переписки;
– однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;
– защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.
Применяемые в системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи средства шифрования аналогичны средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.
Таким образом, передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами шифрования для расшифровки сообщения.

📌 Реклама Отключить

4. Как можно подключиться к системе электронной сдачи отчетности по ТКС?

Чтобы подключиться к системе представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, необходимо:
– получить информацию о возможности представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в территориальной налоговой инспекции по месту учета или на Интернет – сайте УФНС России по субъекту Российской Федерации, а также в средствах массовой информации;
– ознакомиться с Порядком представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 и с Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705;
– выбрать удостоверяющий центр, который обеспечивает электронной цифровой подписью и/или специализированного оператора связи, из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра, заключить с ним соответствующие договоры и приобрести электронную цифровую подпись; (Список специализированных операторов связи, договор с которыми заключило Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, представляет соответствующее Управление)
Приобрести программное обеспечение, совместимое с программным обеспечением, налоговых органов, установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Необходимое программное обеспечение может быть предоставлено специализированным оператором связи.

📌 Реклама Отключить

5. Как выбрать оператора связи?

Налогоплательщик может воспользоваться услугами любого специализированного оператора связи из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра. К примеру, на территории Кабардино-Балкарии работают следующие операторы связи:
ООО «Удостоверяющий центр «Аском» (представитель в г. Нальчике – ООО «Центр «Бухгалтерия на компьютере», по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, тел.: (866-2) 40-82-10, 47-07-45);
– ЗАО ПФ «СКБ Контур-Экстерн» (представитель в г. Нальчике – ООО «Асай», по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Мечникова, 130 а, 3 этаж, кабинет 18, тел.: (866-2) 77-33-16;
– ООО «Такском» (г. Москва), представитель в г. Нальчике – ООО «Центр бухгалтерия на компьютере»;
– ЗАО «Удостоверяющий центр» (г. Нижний Новгород), представитель в г. Нальчике – сервисный центр ООО «Классик GSM», по адресу: г. Нальчик, ул. Ногмова, 77, тел. 44-34-88.
– ООО РСЦ «Инфо-Бухгалтер», по адресу: г. Нальчик, пр. Кулиева 28а, тел. 8 (8662) 40-54-10.
При выборе специализированного оператора связи налогоплательщику в первую очередь необходимо удостовериться в том, что:
– данный специализированный оператор связи удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в пункте 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
– программное обеспечение, предлагаемое налогоплательщику для представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи включает в себя услугу по доступу к своим персонифицированным данным, а так же обеспечивает получение в электронном виде от налогового органа информацию об изменениях действующего законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
– специализированный оператор связи исполняет функции удостоверяющего центра.
Если все в порядке, можно смело заключать договор с выбранным оператором связи.

📌 Реклама Отключить

6. Какие требования предъявляются ФНС России к операторам связи?

Деятельность специализированного оператора связи регулируется: Федеральным законом от 16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи»; Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; Федеральным законом от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; другими федеральными законами; «Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169; «Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 642; «Положением о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (положение ПКЗ-99)», утвержденным приказом ФАПСИ от 23.09.1999 № 158, зарегистрированным в Минюсте России 28.12.1999, № 2029; «Инструкцией об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну», утвержденной приказом ФАПСИ от 13.06.2001 № 152, зарегистрированной в Минюсте России 06.08.2001, № 2848; «Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@, а также другими нормативными актами.

📌 Реклама Отключить

7. Сколько времени может потребоваться на подключение к ТКС?

Переход на представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи связан с определенными временными затратами на проведение организационных мероприятий (приобретение необходимых технических и программных средств; выбор специализированного оператора связи, заключение договора с ним о совместных действиях (при необходимости), получение сертификата ключа подписи, получение ЭЦП налогоплательщика, обучение персонала и т.д.).

8. Где можно получить дополнительную информацию о подключении к ТКС?

Информацию об участниках информационного обмена, о порядке подключения и представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи Вы можете получить как непосредственно в инспекции ФНС России по месту учета, так и на Интернет-сайте Управления ФНС России субъекта Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

9. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а при отправке использовать другой? Может ли бухгалтер сдавать отчетности нескольких организаций, используя при этом один компьютер?

Порядок подготовки и представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи определяется программным обеспечением на стороне налогоплательщика.
Налоговый орган при приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи контролирует формат, в котором представлена налоговая декларация (расчет) за данный отчетный период и электронную цифровую подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, которые имеют права подтверждать полноту и достоверность представленной налоговой декларации (расчета).

📌 Реклама Отключить

10. Каков порядок выдачи, смены, уничтожения криптографических ключей? Может ли получить ключ не руководитель или главный бухгалтер, а уполномоченное лицо?

Для получения сертификата ключа подписи, отзыва сертификата ключа подписи, приостановления/возобновления действия сертификата ключа подписи налогоплательщик должен обращаться либо к специализированному оператору связи, исполняющему функции Удостоверяющего центра, либо в Доверенный Удостоверяющий центр, который выдал ему электронную цифровую подпись.
В соответствии со статьей 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно положению статьи 27 Налогового кодекса РФ, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

11. В каких случаях налогоплательщик должен получить новый криптографический ключ у оператора связи?

Замена сертификата ключа требуется в случае смены руководства предприятия или реквизитов налогоплательщика. Порядок замены и уничтожения «старых» (замененных) сертификатов ключей определяет Удостоверяющий центр, который выдает их налогоплательщику в соответствии с действующим законодательством.

12. Как исправить ошибку в декларации, если она обнаружена после замены криптографического ключа?

При обнаружении ошибки в налоговой декларации (расчете) отправленной в налоговый орган, налогоплательщик, согласно статьи 81 Налогового кодекса РФ, обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация (расчет), представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме (формату), действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Уточненные налоговые декларации (расчеты) подписываются действующей на данный момент электронной цифровой подписью, принадлежащей руководителю организации или уполномоченному представителю.

📌 Реклама Отключить

13. Что следует предпринять, если отчетность не дошла до инспекции по техническим причинам?

Если налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и в течение суток с момента отправки налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение об отправки, налогоплательщик должен, во-первых, обратиться к специализированному оператору связи и, во-вторых, заявить о данном факте в налоговый орган.
При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов) для принятия решения при возникшей форс-мажорной ситуации (налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена, но в налоговый орган не поступила) создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Комиссия определяет причины возникшей ситуации, анализирует выявленное состояние направленной налоговой декларации (расчета) и фиксирует его в Акте, после чего принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика в части представления налоговой декларации (расчета) в установленный срок. Кроме этого в решение определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета) и подтверждения о дате представления.

📌 Реклама Отключить

14. В чем особенности сдачи электронной отчетности без посредничества операторов связи?

В марте 2007 года в России начался эксперимент по сдаче электронной отчетности без посредничества операторов связи. Данный эксперимент был начат в четырех регионах (Москва, Тверская область, Кемеровская область, Республика Татарстан) в целях реализации с 1 января 2008 года положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации согласно приказу ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-3-13/848@.
Была проведена опытная эксплуатация унифицированного программного обеспечение приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций (расчетов) (ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион»), которое предназначено для:
– взаимодействия между налоговыми органами для доставки налоговых деклараций (расчетов) из Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, где налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений организации, а также по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации;
– приема от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в том числе и отнесенных к категории крупнейших, которые с 01.01.2008 года должны будут представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;
В настоящее время ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион» внедряются в промышленную эксплуатацию во всех регионах и Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам согласно приказу ФНС России от 04.04.2007 № ММ-3-25/194@, и проводится дооснащение регионов техническими средствами.
На последующих этапах, по мере готовности программного обеспечения специализированных операторов связи к взаимодействию с ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион», будет осуществляться переход на использование в налоговых органах только унифицированного программного обеспечения приема налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», с прекращением эксплуатации на стороне налогового органа программного обеспечения специализированных операторов связи. Для этого специализированным операторам связи необходимо доработать программное обеспечение в соответствии с унифицированным форматом транспортного сообщения при информационном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России от 08.08.2007 № ММ-3-13/469@.
До завершения процесса перехода в налоговых органах параллельно используется программное обеспечение специализированных операторов связи.
Процесс перехода на один унифицированный программный комплекс приема налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не отразится на налогоплательщике, который пользуется услугами специализированного оператора связи для представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган.

📌 Реклама Отключить

15. Датой сдачи электронной отчетности является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении, которое налогоплательщик получает от оператора связи. Если отчетность будет направляться напрямую в инспекцию, кто будет подтверждать дату отправки отчетности?

Учитывая ответ на предыдущий вопрос ничего нового по порядку представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не появилось. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора в порядке, утвержденном приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (зарегистрированном в Минюсте России 16.05.2002 № 3437). Этот; приказ действует в части, не противоречащей пункту 3 статьи 80 Кодекса, впредь до утверждения порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде Минфином России.
При представлении в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следует принимать во внимание также Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.

📌 Реклама Отключить

Отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по КБР.

Предоставление документов в налоговую по ТКС

Право представлять документы по ТКС закреплено за налогоплательщиком ст. 93 НК РФ. При этом в статье указано, что документы можно направить только в утвержденных ФНС xml-форматах. Однако Приказом от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465 Служба утвердила xml-формат электронной описи документов, тем самым позволив направлять через интернет и бумажные документы в виде скан-образов. Это не противоречит Налоговому кодексу: налогоплательщик при представлении скан-образов направляет в налоговый орган формализованный электронный документ — опись в xml-формате. А истребованные документы идут как вложения к этой описи.

Все налоговые инспекции уже более года активно принимают и обрабатывают документы в электронной форме. Для налогоплательщика, уже имеющего опыт сдачи электронной отчетности, процесс представления документов по ТКС не покажется сложным. Согласно порядку представления, утвержденному Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, после получения электронного требования (которое налоговая направляет через систему спецоператора связи налогоплательщика) бухгалтеру надлежит:

  • в той же системе сформировать и отправить в налоговую квитанцию о приеме, которая служит уведомлением о доставке требования;
  • составить в xml-формате электронную опись, к которой необходимо прикрепить документы. Электронные документы в утвержденных xml-форматах можно прикрепить к описи сразу же: все данные распознаются автоматически. Электронные же документы в произвольных форматах придется сначала распечатать и вместе с бумажными снова отсканировать. Скан-образы затем нужно перевести в форматы.tif или.jpg и для каждого документа дополнительно указать тип, номер и дату его составления, суммы, реквизиты участников сделки и т д. (сведения определяются типом документа и перечислены в Приказе № ММВ-7-6/465@);
  • после формирования весь пакет документов подписать сертификатом квалифицированной электронной подписи и направить в инспекцию по ТКС*.

В результате исчезает необходимость физической передачи документов, что значительно ускоряет их доставку. Кроме того, представление документов через спецоператора упрощает подготовку и формирование пакета документов. Система электронной отчетности Экстерн, например, после получения требования позволяет в несколько шагов отправить квитанцию о приеме, сформировать опись и прикрепить к ней электронные и бумажные документы, подписать пакет и направить его в инспекцию. При этом происходит проверка на соответствие утвержденным форматам и отсутствие ошибок, а для бумажных документов реализован механизм распознавания данных: система самостоятельно переводит скан-образы из любого формата в формат.jpg, собирает все страницы документа в отдельный файл и заполняет поля дополнительной информации к документу. Налогоплательщику не придется вбивать данные вручную.

По мнению Ларисы Бровиной, главного бухгалтера ЗАО «Юг Руси», электронный документооборот (ЭДО) значительно повышает эффективность работы бухгалтерской службы с МИФНС и позволяет избавиться от затрат на печать и пересылку документов. А бухгалтер по налогам компании METRO Cash&Carry Елена Пацева считает, что представление документов по ТКС очень напоминает представление электронной отчетности и при получении требования в электронном виде гораздо проще отвечать через интернет, так как в компании уже давно сканируют все бумажные документы для упрощения их поиска и обработки.

В пользу электронного представления высказываются и представители налоговых органов, что неудивительно: электронный документооборот автоматизирует процесс представления, ускоряя сроки доставки документов и снижая затраты на их обработку. Так, представленные документы не нужно заносить в базу данных вручную. А для документов в xml-форматах в программных комплексах налоговых органов в будущем предполагается настройка автоматической сверки данных документов с данными деклараций. Заместитель начальника Управления информатизации ФНС России Д.А. Краснов в рамках дискуссионного клуба «Юридически значимый электронный документооборот: год в России» отметил, что Служба тесно сотрудничает с бизнесом и готова рассматривать любые предложения, направленные на упрощение перехода налогоплательщиков на ЭДО. По его мнению, активная позиция всех участников ЭДО позволит быстрее и безболезненнее преодолеть этап внедрения электронных документов в России. Татьяна Василенко, начальник отдела по работе с налогоплательщиками межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Ростовской области № 6152, полагает, что при электронном взаимодействии с налоговым органом для налогоплательщика снижаются расходы на изготовление копий истребованных или направляемых с декларацией документов. К плюсам для налоговых инспекций она относит снижение затрат на прием, обработку, учёт и хранение получаемых документов. При этом документы, представляемые в электронном виде, более динамичны в части возможности проведения анализа содержащихся в них сведений.

По мнению Ларисы Сиволобовой, заместителя начальника отдела камеральных проверок Инспекции ФНС России №49, при представлении документов на бумажном носителе в большом объеме налогоплательщик несет достаточно ощутимые временные, трудовые и материальные затраты, в то время как при электронном документообороте затраты минимальные и для налогового органа, и для налогоплательщика.

Плюсы электронного представления:

  • ускорение доставки документов;
  • уменьшение расходов на бумагу и печать;
  • ускорение проверки представленных документов на стороне налоговой инспекции за счет полуавтоматической обработки;
  • сокращение времени на поиск при хранении скан-образов бумажных документов в электронных архивах;
  • упрощение подготовки и формирования пакета истребуемых документов при представлении через спецоператора, снятие с налогоплательщика большей части ответственности за соответствие форматам и отсутствие ошибок.

Электронные требования о представлении документов сегодня приходят большинству налогоплательщиков, а практике электронного представления уже более года. Электронное взаимодействие действительно существенно упрощает работу и бизнесу, и налоговикам. Через СКБ Контур, например, представление документов по ТКС активно практикует около 1000 компаний. Это в разы сократило их время на обработку и доставку документов и ускорило выполнение требования.

О том, как правильно представить документы по требованию налогового органа в электронном виде, смотрите .

Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет

Как сдать отчет в налоговую через интернет

Как отправить нулевую отчетность ООО через интернет: есть ли отличие от обычных отчетов

Итоги

Как сдать в налоговую отчетность через интернет

Для сдачи налоговой отчетности через интернет предназначены телекоммуникационные каналы связи (ТКС), работать с которыми могут специализированные операторы (СО).

Требования к организациям, которые могут быть операторами ТКС, установлены ФНС России (приказ от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76@), их перечень опубликован на сайтах региональных управлений ФНС России.

Важным условием электронной сдачи отчетности является наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) лица, которое имеет право подписывать отчеты. Если таковая имеется у налогоплательщика, то он может отправить отчет в налоговую через интернет бесплатно (только для ИП и самозанятого населения).

ЭП формируется и удостоверяется специализированными удостоверяющими центрами.

О том, как необходимо подписывать отчетность при отправке через интернет, смотрите в материале «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?».

Для перехода на электронное представление отчетности необходимо:

  • определиться с СО (лучше выбрать СО, который имеет право оказывать услуги по удостоверению подписи);
  • заключить договор с СО;
  • установить программу;
  • оформить и получить сертификат ключа ЭП.

При заполнении заявления на подключение к системе отправки отчетности через интернет внимательно указывайте все реквизиты организации, т.к. исходя из указанных вами параметров будут формироваться файлы для отправки электронной отчетности в налоговую.

При наличии обособленных подразделений, недвижимого имущества, земельных участков, расположенных вне места нахождения организации, сдача налоговой отчетности через интернет производится в налоговую по месту нахождения имущества и подразделений организации.

ВАЖНО! Укажите в заявлении коды всех налоговых инспекций, в которые вы будете отправлять декларации по налогам.

Крупнейшие налогоплательщики отправляют все налоговые декларации и прочие отчеты в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

ИП, предприятия на УСН и ЕНВД, помимо ТКС, могут использовать для отправки налоговой отчетности через интернет различные онлайн-сервисы и сайт ФНС России, если они не являются плательщиками НДС. Декларацию НДС со всеми необходимыми приложениями пока можно отправить только по ТКС.

См.также лайфхак «Выбираем способ сдачи электронной отчетности»

Каждый оператор ТКС предлагает инструмент, с помощью которого можно заполнить (или выгрузить из программы бухгалтерского учета) налоговые декларации. После внесения (или выгрузки) всех данных в программу формирования электронной отчетности файл с декларацией интерпретируется для отправки отчетности через интернет. Далее файл необходимо заверить усиленной квалифицированной электронной подписью, и только тогда производится отправка налоговой отчетности через интернет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если декларации по налогам не будут представлены в срок, который определен НК РФ, налоговая может приостановить операции по банковским счетам организации (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).Чтобы не оказаться в такой ситуации, необходимо четко понимать, какие стадии проходит отчетность через интернет и в каком случае она считается представленной.

По каким еще причинам может быть заблокирован расчетный счет и что в этом случае делать, прочтите в рубрике «Блокировка расчетного счета налоговой».

Как отправить нулевую отчетность ООО через интернет: есть ли отличие от обычных отчетов

Даже если у налогоплательщика (например, у ООО) сформированы нулевые отчеты, их тоже необходимо представлять в контролирующие органы. Порядок сдачи таких документов в электронном виде ничем не отличается от порядка сдачи насыщенных данными отчетов.

Процесс обмена файлами отчетности и технологическими документами между оператором, налоговым органом и отчитывающейся организацией утвержден приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@.

Процесс представления электронной отчетности в налоговую состоит из следующих этапов:

  1. Налогоплательщик отправляет СО сформированную в соответствии с форматом, утвержденным ФНС, и подписанную электронной подписью (ЭП) декларацию;
  2. СО отправляет отчет в ФНС и фиксирует дату отправки. В течение 2 часов с момента отправки декларации отчитывающаяся организация получает подтверждение даты отправки документа.
  3. В течение 4 часов после получения отчетности сервер ФНС осуществляет первичную проверку файла с декларацией. На этом этапе проверяются технические параметры отправленного файла, такие как: соответствие файла утвержденному формату, уникальность имени файла и прочие.
  4. Если файл прошел первичную проверку, сервер ФНС формирует извещение о получении электронного документа. Если проверка не пройдена, отправитель декларации получит сообщение об ошибке. В этом случае нужно исправить ошибки и отправить декларацию заново.
  5. В течение следующих 4 часов после отправки налогоплательщику извещения о получении электронного документа сервер налогового органа проводит итоговый контроль, т.е. сверяет наличие и корректность обязательных реквизитов файла налоговой декларации.
  6. По окончании итогового контроля и при отсутствии нарушений отчетность регистрируется. Не позднее дня, следующего за днем отправки, налогоплательщик получает квитанцию о приеме налоговой декларации. В случае наличия нарушений отправитель отчета получит уведомление об отказе в приеме налоговой декларации. Получив такое уведомление, необходимо исправить ошибки и отправить декларацию заново.
  7. После обработки налоговой декларации в ИФНС формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении данных отчетности.

ВАЖНО! После получения квитанции о приеме налоговой декларации отчетность считается представленной. Дата, указанная в подтверждении даты отправки, будет считаться датой представления независимо от сроков обработки и проверки декларации.

Однако учтите: получив сообщения об ошибке на этапе первичного контроля или уведомления об отказе в приеме налоговой декларации на этапе итогового контроля, вы не сможете предъявить подтверждение даты отправки в качестве доказательства своевременного представления отчетности.

Как подключить электронную отчетность для ООО читайте

Итоги

Большинство компаний не имеют законодательного права выбирать форму сдачи налоговых деклараций в налоговую. Например, электронная сдача отчетности является для подавляющего большинства налогоплательщиков единственным вариантом представления в налоговый орган декларации по НДС. Чтобы избежать штрафов, важно четко представлять процесс передачи отчетности по ТКС и, исходя из этого понимания, не откладывать отправку деклараций в налоговую на последний день установленного НК РФ срока представления отчетности.

См. также «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *