Типовое штатное расписание дошкольного образовательного учреждения

Содержание

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 1

Численность персонала в дошкольных учреждениях

Численность персонала любого учреждения должна быть обоснована. В экономической теории разработаны формулы, позволяющие рассчитать необходимую по условиям производства списочную численность персонала, зависящую от норм выработки продукции или норм обслуживания. Для отдельных сфер деятельности нормативы численности персонала разработаны и закреплены в правовых актах, рекомендуемых к применению. Желательно учитывать их при составлении штатного расписания учреждения и установлении заработной платы.

Численность персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (яслей, яслей-садов, детских садов), определяется по Нормативам, утвержденным Постановлением N 88 <1>. Указанные Нормативы установлены с учетом обеспечения нормальных условий для всестороннего развития и воспитания детей и рекомендованы для применения в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.

<1> Постановление Минтруда России от 21.04.1993 N 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)».

Нормативами охвачены следующие функции управления:

— управление дошкольным учреждением: заведующий дошкольным учреждением, заместитель заведующего по воспитательной работе; педагог-психолог; заместитель заведующего по хозяйственной работе, заведующий хозяйством; делопроизводитель (секретарь-машинистка);

— бухгалтерский учет и финансовая деятельность: главный бухгалтер, бухгалтер I и II категории, кассир;

— воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог;

— приготовление детского питания: шеф-повар, повар, кухонный рабочий;

— хозяйственное обслуживание: кладовщик, кастелянша, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья), грузчик, садовник, истопник, кочегар, оператор, кучер или водитель, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений, сторож;

— организация обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Нормативы численности установлены в зависимости от количества групп в учреждении, для которых, в свою очередь, определена предельная наполняемость. В частности, согласно п. 1.3 Нормативов рекомендованная численность детей в группе дошкольного учреждения общего назначения составляет:

— в возрасте до одного года — 10 детей;

— в возрасте от одного года до трех лет — 15;

— в возрасте свыше трех лет — 20.

При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов. В группы с круглосуточным пребыванием принимаются дети в возрасте от года до шести лет.

Следует учитывать, что согласно п. 1.8 Нормативов при выезде дошкольных учреждений в летний период на дачи численность работников на это время устанавливается в соответствии с нормативами, рассчитанными на круглосуточное пребывание детей, с учетом работы в выходные дни.

Если работы не предусмотрены сборником, необходимо установить местные нормативы методами технического нормирования (п. 1.9 Нормативов).

Нормативы установлены по указанным выше функциям управления, с указанием примерного перечня обязанностей по каждой должности. Конкретные должностные обязанности работников устанавливаются в трудовом договоре или должностной инструкции. Поэтому ниже рассмотрим лишь установленные нормативы численности.

Нормативы численности работников по функции «Управление

дошкольным учреждением» яслей-садов, садов, яслей

на одно дошкольное учреждение

Наименование
должностей

Количество групп до:

св. 24

А

Заведующий
дошкольным
учреждением

Зам. завед.по
воспитательной и
методической
работе

0,5

1,5

1,5

на каждые
10 групп
одна
должн.

Зам. завед.по
хозяйственной
работе

Зав. хозяйством

0,5

Делопроизводитель
(секретарь —
машинистка)

0,5

0,5

0,5

Педагог-психолог

на каждые 3 группы 0,25 ед.

Нормативы численности работников, занятых

бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью,

на 1 дошкольное учреждение

Нормативы
численности, чел.

Количество групп до:

св. 24

0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Должность кассира вводится из расчета 0,25 ед. на каждые пять групп, не более единицы — на учреждение.

Воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность

В п. 2.3.2 Нормативов приведена методика расчета численности группового персонала (воспитателей, помощников воспитателей). Приведем ее полностью и рассмотрим несколько примеров.

Численность группового персонала определяется с учетом:

— предельной наполняемости групп детьми (п. 1.3 Нормативов);

— продолжительности пребывания детей в группе;

— количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении) в неделю;

— нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).

Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:

— в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение всего режима работы учреждения (группы);

— в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение 24 часов;

— в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение 14 часов.

Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену в течение всего режима работы учреждения.

В детском учреждении может быть установлена шести — или пятидневная рабочая неделя.

Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю: в группах для детей с отклонениями в развитии (для детей с недостатками умственного или физического развития) — 25 ч, в остальных случаях — 36 ч.

Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:

— для детей с туберкулезной интоксикацией — 36 ч;

— для умственно отсталых детей и детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики — 36 ч;

— в остальных случаях — 40 ч.

Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:

Тс x Т

Чяв = ——,

Тн

где Чяв — численность воспитателей или помощников воспитателей в группе;

Тс — продолжительность пребывания детей в группе в смену;

Т — количество рабочих дней детского учреждения в неделю;

Тн — нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю.

Списочная численность работников (Чсп) определяется по формуле:

Чсп = Чяв x Кн,

где Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.

% планируемых невыходов

Кн = 1 + ————————

Процент планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример 1. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет — 20 чел. Режим работы дошкольного учреждения — шесть дней в неделю с 9-часовым пребыванием детей, 10% — планируемые невыходы по данным бухгалтерии.

Численность воспитателей в группе: 9 x 6 x 1,1 / 36 = 59,4 / 36 = 1,65.

Численность помощников воспитателей в группе: 9 x 6 x 1,1 / 40 =

59,4 / 40 = 1,49.

Пример 2. Группа общего назначения. Количество детей в возрасте до одного года — 10 чел., 10% — планируемые невыходы. Режим работы дошкольного учреждения — пятидневная рабочая неделя с 24-часовым пребыванием детей.

Численность воспитателей в группе: 24 x 5 x 1,1 / 36 = 132 / 36 = 3,67.

Численность помощников воспитателей в группе: 24 x 5 x 1,1 / 40 = 132 / 40 = 3,30.

Пример 3. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет — 20 чел. Режим работы дошкольного учреждения — пятидневная рабочая неделя с пятичасовым пребыванием детей (прогулочная), 10% — планируемые невыходы.

Численность воспитателей в группе: 5 x 5 x 1,1 / 36 = 27,5 / 36 = 0,76.

Численность помощников воспитателей в группе: 5 x 5 x 1,1 / 40 = 27,5 / 40 = 0,69.

В рассматриваемых Нормативах не указано, нужно ли округлять полученные дробные результаты численности работников или в штатное расписание необходимо включать должности с неполной ставкой рабочего времени. Вместе с тем в отношении нормативов численности органов управления образованием Минобразованием было издано рекомендательное Письмо N 38-06-11 <2>, в п. 7 разд. 4 которого указано, что при определении численности принимаются в расчет только целые числа. Округление производится в сторону увеличения, если десятые доли больше 0,5, и в сторону уменьшения, если меньше 0,5. Считаем, что при определении численности работников в дошкольных учреждениях также можно использовать данное правило округления.

<2> Письмо Минобразования России от 17.11.2003 N 38-06-11 «О направлении типовых структур и нормативов численности органов управления образованием и методических рекомендаций по их применению».

Нормативы численности работников, занятых

воспитательно-педагогической деятельностью

(п. 2.3.3 Нормативов)

N
п/п

Наименование должности

Единица измерения

Нормативная
численность

Воспитатель

Расчет по методике
п. 2.3.2

Помощник воспитателя

Расчет по методике
п. 2.3.2

Музыкальный руководитель

На каждую группу детей в
возрасте свыше 1,5 лет,
наполняемостью
15 — 20 чел.

0,25

Инструктор по физической
культуре (без обучения
детей плаванию)

На каждые 2 группы детей
в возрасте от 3 лет

0,25

Учитель-логопед, логопед,
учитель-дефектолог

На каждую группу для
детей с отклонением в
развитии установленной
наполняемости

В учреждениях, имеющих четыре и более групп с круглосуточным пребыванием детей при наличии изолятора, устанавливается дополнительная численность помощников воспитателей, расчет которой производится по методике п. 2.3.2 Нормативов.

Нормативы численности работников по функции

«Приготовление детского питания»

Нормативы
численности,
чел.

Количество детей в детском учреждении до:

2,5

3,5

4,5

5,5

6,5

7,5

8,5

9,5

В дошкольных учреждениях, имеющих три и более ясельных групп или групп с круглосуточным пребыванием детей, устанавливается дополнительно 0,5 единицы должности повара.

Должность шеф-повара устанавливается в учреждениях, имеющих не менее восьми групп.

Хозяйственное обслуживание

Нормативы численности кладовщиков установлены в п. 2.5.1 Нормативов и составляют единицу на число групп в дошкольном учреждении от шести групп и выше, 0,5 ед. — на число групп от четырех до пяти.

Нормативы численности кастелянш, указанные в п. 2.5.2, следующие:

Нормативы
численности,
чел.

Количество групп до:

св. 24

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

При наличии в яслях не менее двух групп детей ясельного возраста норматив численности кастелянш увеличивается на 0,5 ед.

В дошкольном учреждении при необходимости может быть введено 0,5 ед. должности швеи (с восьми групп и более).

Примечания: 1. Должности рабочих по стирке белья устанавливаются в тех случаях, когда нет возможности пользоваться услугами коммунальных прачечных, а при наличии ясельных групп необходимое количество должностей (часть должности) может быть установлено и при пользовании этими услугами.

2. Дошкольные учреждения с туберкулезной интоксикацией не пользуются коммунальной прачечной.

Нормативы численности рабочих других профессий

В разд. 2.5 Нормативов указаны рекомендуемые нормативы численности рабочих профессий, не указанных выше, например:

— норматив численности грузчиков — 0,5 на число групп в детском дошкольном учреждении с тремя группами, а при последующем увеличении на каждые пять групп возрастает на 0,5 ед.;

— при наличии фруктового сада или земельного участка с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га устанавливается одна должность садовника;

— при наличии в дошкольном учреждении печного отопления устанавливается должность истопника из расчета 0,25 ед. на каждые две печи;

— при наличии центрального отопления вводятся должности машинистов-кочегаров или операторов котельных из расчета: одна должность в каждой котельной; две должности в смену — в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов 75 кв. м; одна должность в смену — при газовом отоплении. При централизованном теплоснабжении (ТЭЦ): одна должность при наличии теплового пункта; одна должность при наличии бойлеров и насосов в смену;

— при наличии в дошкольном учреждении конного или автомобильного транспорта устанавливается должность возчика или водителя;

— в дошкольных учреждениях рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий вводятся в соответствии с производственной необходимостью: 0,25 ед. должности — на каждые две группы. Дополнительно: 0,5 должности — при наличии бассейна и 4 — 8 групп; одна должность — при наличии бассейна, девяти и более групп;

— должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета 0,5 ед. на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,25 должности на учреждение;

— нормативы численности сторожей устанавливаются по нормативам межведомственной охраны.

Нормативы численности работников, обслуживающих бассейн

детского дошкольного учреждения

Кроме вышеуказанного, разд. 2.5 содержит следующие нормативы численности:

— инструктор по физической культуре — 0,25 ед. на каждые две группы;

— уборщик помещений бассейна — 0,5 ед. при количестве групп, с которыми проводятся занятия по плаванию, до восьми; единица — при наличии девяти и более групп.

В.А.Корнеев

Эксперт журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Подписано в печать

Зарплата воспитателя детского сада составляет 32840 рублей, если считать в среднем по России. Она в разы выше в Москве, Санкт-Петербурге, северных и отдаленных регионах. Зато в других субъектах Российской Федерации, она может составлять всего 18000-20000 рублей, что, конечно, очень мало. Всего в нашей стране насчитывается порядка 50000 дошкольных образовательных учреждений и несколько тысяч частных детских садов. Из-за низкой заработной платы практически везде ощущается нехватка кадров. Часто на вакансию воспитателя откликаются либо выпускники профильных ВУЗов без опыта работы, либо родители, которым необходимо устроить своего ребенка в садик. И совершенно редким исключением являются настоящие энтузиасты своего дела, которые готовы искренне и самоотверженно работать за небольшие деньги.

Из чего складывается зарплата воспитателя в детском саду: оклад и надбавки

Заработная плата в детском садике состоит из оклада и нескольких надбавок. Надбавки чаще всего начисляются за дополнительную деятельность педагога дошкольного образования, куда входит:

  • проведение мероприятий, детских концертов и утренников,
  • организационные встречи с родителями,
  • участие в конкурсах различного масштаба: от районных до федеральных.

К базовому окладу воспитателя применяются повышающие коэффициенты:

  • За квалификацию. Получив категорию, можно претендовать на весьма существенные надбавки. Так педагог второй категории получает надбавку в 15%, первой категории – 25%, высшей категории – 40%.
  • За образование. Кадры, имеющие высшее образование получают 40% надбавки к окладу. Кандидаты наук и заслуженные учителя – 87%.
  • За звания и награды. Педагог, получивший государственную награду получит на 12% больше денег. За получение звания «Отличник» или «Почетный» надбавка составит 20%.
  • За стаж работы. Когда ваш стаж превысит 3 года, вы начнете получать на 5% больше. При стаже от 5 до 10 лет, вы будете получать прибавку в размере 10%. А при стаже свыше 10 лет – 25%.

Кроме этого, ряд надбавок не зависит от самого педагога дошкольного образования, а зависит от статуса и категории детского сада, которая определяется государственной аттестацией.

Категории дошкольных учреждений:

  1. Детский сад образцово соблюдает все образовательные стандарты и превосходит их по всему кругу оценок. Весь персонал получает надбавку в размере 15%.
  2. Детский сад соответствует стандартам и имеет превосходные результаты подготовки по одному или нескольким направлениям. Весь персонал получает надбавку в размере 10%.
  3. Стандартный детский сад, соответствующий базовым требованиям Министерства образования.

Совмещение нескольких должностей одним человеком позволяет увеличить доходы всего на 10%. Стоит ли игра свеч, решайте сами.

Надбавки за работу с особыми детьми:

  • Воспитатели, работающие в группах с коррекционным, логопедическим или офтальмологическим уклоном, получают на 20% больше своих коллег, работающих с обычными детьми.
  • Воспитатели, работающие в группах детей с туберкулезом, получают надбавку в размере 25%.

Заработная плата сотрудников интернатов, подразумевающая ночные смены выше на 15-20%.

В частных детских садах, как правило, педагог получает либо фиксированную оплату, либо сдельную, зависящую от количества детей в его группе.

Сколько зарабатывают воспитатели в разных регионах России

Средний доход педагога дошкольного образования составляет 32840 рублей. Благодаря стараниям российских чиновников, эта цифра стала меньше, в среднем, на 4000 рублей за последний год. Самые низкие доходы имеют воспитатели в Республике Дагестан, самые высокие – на Чукотке.

Статистика по Федеральным округам

Федеральный округ Средняя зарплата
Центральный 34270 руб
Северо-Западный 42680 руб
Южный 26400 руб
Северо-Кавказский 21840 руб
Приволжский 27950 руб
Уральский 38910 руб
Сибирский 30240 руб
Дальневосточный 42350 руб

Статистика по субъектам Российской федерации

Субъект Российской Федерации Средняя зарплата
Алтайский край 21460 руб
Амурская область 33600 руб
Архангельская область 36400 руб
Астраханская область 25080 руб
Белгородская область 24980 руб
Брянская область 22870 руб
Владимирская область 27246 руб
Волгоградская область 25600 руб
Вологодская область 30420 руб
Воронежская область 25060 руб
г. Москва 73800 руб
г. Санкт-Петербург 54500 руб
г. Севастополь 29940 руб
Еврейская автономная область 32540 руб
Забайкальский край 30045 руб
Ивановская область 22140 руб
Иркутская область 32890 руб
Кабардино-Балкарская Республика 20240 руб
Калининградская область 30220 руб
Калужская область 30400 руб
Камчатский край 62450 руб
Карачаево-Черкесская Республика 20365 руб
Кемеровская область 31900 руб
Кировская область 22340 руб
Костромская область 22340 руб
Краснодарский край 28460 руб
Красноярский край 33490 руб
Курганская область 23040 руб
Курская область 24760 руб
Ленинградская область 43600 руб
Липецкая область 26120 руб
Магаданская область 62435 руб
Московская область 54370 руб
Мурманская область 45110 руб
Ненецкий автономный округ 66800 руб
Нижегородская область 29960 руб
Новгородская область 27340 руб
Новосибирская область 30250 руб
Омская область 26070 руб
Оренбургская область 24010 руб
Орловская область 22145 руб
Пензенская область 27045 руб
Пермский край 28840 руб
Приморский край 34324 руб
Псковская область 22340 руб
Республика Адыгея 22100 руб
Республика Алтай 25745 руб
Республика Башкортостан 29060 руб
Республика Бурятия 32420 руб
Республика Дагестан 18870 руб
Республика Ингушетия 22045 руб
Республика Калмыкия 21865 руб
Республика Карелия 33415 руб
Республика Коми 38180 руб
Республика Крым 26090 руб
Республика Марий Эл 21430 руб
Республика Мордовия 22400 руб
Республика Саха — Якутия 55060 руб
Республика Северная Осетия — Алания 21900 руб
Республика Татарстан 28310 руб
Республика Тыва 26800 руб
Республика Хакасия 28920 руб
Ростовская область 25760 руб
Рязанская область 25452 руб
Самарская область 29040 руб
Саратовская область 22678 руб
Сахалинская область 63840 руб
Свердловская область 32650 руб
Смоленская область 23080 руб
Ставропольский край 24080 руб
Тамбовская область 23011 руб
Тверская область 25060 руб
Томская область 33050 руб
Тульская область 27285 руб
Тюменская область 56400 руб
Удмуртская Республика 26030 руб
Ульяновская область 25060 руб
Хабаровский край 37043 руб
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 57800 руб
Челябинская область 30012 руб
Чеченская Республика 20860 руб
Чувашская Республика — Чувашия 23400 руб
Чукотский автономный округ 78140 руб
Ямало-Ненецкий автономный округ — Ямал 74600 руб
Ярославская область 27150 руб

Методология расчета средних показателей

Отметим, что при расчете средних заработных плат в регионах, учитываются не только доходы воспитателей, но и руководителей детских дошкольных учреждений. В реальности, это часто означает, что простые работники будут получать на руки меньшие суммы, чем указано в таблицах выше, а директора – более высокие суммы.

Сколько получает воспитатель в Москве и в регионах

Молодые специалисты, недавно устроившиеся на работу, будут получать на руки 40000-43000 рублей. В частных детских садах эта сумма будет составлять от 40000 до 65000 рублей.

Молодой специалист на Урале, устроившись на работу, сразу после ВУЗа будет получать на руки только 18000-20000 рублей. В Барнауле начальный оклад будет составлять 6070 рублей. Даже с учетом стимулирующих надбавок, получается совсем грустная сумма.

Главное, на чем стоит сосредоточиться начинающему педагогу, кроме основной работы, это то, как присваиваются категории. Потому что, благодаря им и наработанному стажу, можно повысить свой доход минимум в 2 раза.

Сколько зарабатывает воспитатель за границей

В странах СНГ воспитатели получают такие же небольшие деньги, как и в России. С поправкой на местные экономические реалии, доходы находятся на уровне бедных российских регионов. В пересчете на рубли выходит:

  • Беларусь – 13400 рублей;
  • Казахстан – 10000 – 15000 рублей;
  • Украина – 10000 – 20000 рублей.

Прожить на эти деньги без работающего супруга или помощи родителей крайне сложно.

В США все дошкольные учреждения частные. Государственных садиков там нет. Часто их открывают на дому иммигранты, в виду низких требований к их основателям. При этом, воспитателями могут быть люди, не имеющие высшего педагогического образования. Заработные платы начинаются от 1200$. Успешные владельцы домашнего детского сада в крупных городах могут зарабатывать от 5000 до 10000$ в месяц.

В Германии ситуация жестко регламентирована. Группы детей не могут превышать 15 человек. А ставка педагога дошкольного образования составляет от 2600 до 3200 евро до вычета налогов. При наличии в местной организации сильного профсоюза и хорошего коллективного договора, сумма может достигать 3500-3600 евро. Это очень неплохие деньги и на них человек в одиночку может вести достойную жизнь.

Во Франции доходы сильно зависят от стажа педагога и находятся в диапазоне от 2000 до 4500 евро.

Сколько получает помощник воспитателя

На должность помощника воспитателя или как ещё ее называют – нянечки, могут взять любого человека с улицы, прошедшего медицинский осмотр. Чаще всего, это студенты педагогических ВУЗов и женщины со средним профессиональным образованием. Заработная плата включает в себя:

  • Базовый оклад,
  • Категория, которая присваивается автоматически за стаж работы,
  • Надбавка за тяжелый вид труда – 10%.
  • Надбавка за ночные / круглосуточные смены.
  • Надбавка за работу с детьми с отклонениями,
  • Надбавка за работу в условиях Крайнего Севера (в соответствующих регионах России).

Сколько зарабатывает младший воспитатель в Москве

В обязанности младшего воспитателя фактически входят обязанности няни и уборщицы. Ей приходится мыть горшки и унитазы, посуду после каждого приема пищи, постоянно протирать полы, накрывать на стол, приносить еду, менять постельное бельё. За это будут платить всего лишь 22000-25000 рублей.

При этом в регионах ситуация ещё более плачевна. В Сызрани на этой должности получают 10000-12000 рублей, в Ростове-на-Дону – 15000 рублей.

Повышение заработной платы воспитателей

Президент России в 2018 году обещал повысить заработные платы воспитателей на 80%. В реальности же, за 2019 год, доходы воспитателей и нянечек выросли всего на 4,3%. Кроме этого, правительство планирует привязать выплаты к минимальному прожиточному минимуму, а также разрешить местным властям устанавливать собственные тарифные сетки и размер окладов в каждом городе страны.

Еще одно обещание, которое звучало от наших чиновников – довести уровень доходов воспитателей до планки в 150% от средней зарплаты в России.

Ещё одним риском является возможная оптимизация числа сотрудников. При ней часть воспитателей сократят, а оставшимся, за счет высвободившихся денежных средств, повысят оплату труда. Правда, в этом случае, всем сотрудникам придется работать еще больше и брать на себя большую ответственность. Скорее всего, это приведет к кадровому голоду в отрасли и выросшим очередям для устройства детей в садик.

Льготный выход на пенсию

Все воспитатели в России имеют право на получение льготной пенсии. Для этого их педагогический стаж должен составлять 25 лет. При этом, если им позволяет возраст, силы и здоровье, они могут одновременно получать пенсию и продолжать свою работу в дошкольном учреждении. В этом случае, как работающим пенсионерам, их пенсия будет меньше, чем если бы они полностью ушли на заслуженный отдых.

Плюсы и минусы

Как и в любой другой работе, в этой профессии есть свой ряд плюсов и минусов, которые стоит учитывать при её выборе.

Плюсы

  • Продолжительный отпуск длительностью до 56 дней,
  • Возможность устроить своего ребенка в садик вне очереди,
  • Творческая и интересная работа.
  • Востребованность профессии: всегда есть открытые вакансии.

Минусы

  • Ранее начало рабочего дня. Многие садики открываются уже в 7-8 утра.
  • Высокая личная ответственность за жизнь и здоровье детей.
  • Рабочие стрессы: капризы детей, недовольство родителей, многочисленные проверки.
  • Необходимость находить дело со сложными детьми и родителями.
  • Низкий уровень доходов.

Реалии, о которых не говорят по телевизору

В реальности дела обстоят несколько хуже, чем об этом принято рассказывать по телевизору. Так воспитатели за свой счет должны покупать для работы методички и другие необходимые материалы. Заведующие предлагают тратить на это собственные деньги, либо собирать их с родителей детей.

Очень часто группы переполнены, в них находятся до 30 человек. Уделить при этом время каждому ребенку становится очень проблематично. Также часто ощущается нехватка нянечек, и воспитателю приходится взваливать на себя груз дополнительных обязанностей.

Перед выплатой премий руководство часто начинает проводить проверки, и ищет поводы для того, чтобы урезать стимулирующую часть дохода. Иногда администрация проводит такие манипуляции, как формальное повышение окладов, и при этом снижение премий и надбавок. В результате, не смотря на отчетность, что заработные платы были повышены, реально педагоги на руки получают столько же, а иногда и меньшие суммы, чем были до реформ.

Часто вакансии дошкольных педагогов люди занимают от безвыходности и отсутствия другой работы в их населенном пункте. Часто это касается небольших городов, сел и деревень. Ни о какой качественной вовлеченности в профессию говорить здесь не приходится.

Сколько детей должно быть в группе детского сада: СанПин 2019

Наполняемость групп детского сада – острый вопрос. Все знают об оптимизации, уплотняемости, нехватке мест в дошкольных учреждениях для всех желающих. Создавая группу, записывая малышей, администрация сада обязана учитывать законодательные нормы по количеству детей в группе детского сада.

Нормы

В СССР комплектование групп проводилось по нормам, созданным постановлением Минтруда от 1993 года. В нем есть расчет количества персонала, оборудования. По советским законам в группе могло одновременно находиться не более 20 детей 3–7 лет. Сегодня нормы изменились.

1 октября 2010 года приняты новые СанПиН, по которым важным стал не списочный состав малышей, а фактический приход детей в сад. Нормы рассчитываются, исходя из площади игрового помещения. На каждого воспитанника должно приходиться не менее 2 квадратных метров для крох от 3 лет, не менее 2,5 квадратных метра — в младшей группе.

Расчет прост. Если площадь игровой комнаты составит 70 квадратных метров, то одновременно в ней могут находиться 28 ясельников или 35 воспитанников с 3 до 7 лет. При этом количество обслуживающего и педагогического персонала не увеличивается.

Учитывается только фактический список пребывания детей в садике в данный момент, по списку их может быть 45–49.

Еще одним новшеством в нормативном документе стало разрешение на переоборудование игрового помещения на время сонного часа в спальню. Детский сад приобретает раскладушки, воспитатели расставляют их в игровой комнате для тех, кому стационарных кроватей не хватает. После сна оборудование убирается, игровая зона свободна.

Стоит учитывать, что 2 или 2,5 квадратных метра на ребенка — это условный показатель. По факту игровая комната выполняет роль столовой, учебного помещения. Здесь стоят столы, стулья, игрушки, методическое оборудование. То есть половина зала занята мебелью. Таким образом, остается 50 процентов площади.

Детским садам с узконаправленной деятельностью повезло больше. Малышам с дефектами психического, речевого, умственного и физического развития предложили другие условия пребывания в ДОУ:

  1. С серьезными дефектами речи — до 10 воспитанников, с ФФНР — до 12.
  2. Глухонемых, глухих — допустимая численность 6 человек.
  3. Слабослышащих — до 8.
  4. Слепых — до 10.
  5. С ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата — не более 8.
  6. С умственной отсталостью, кретинизмом — до 10.
  7. В комбинированной группе с разноплановыми дефектами — набирать для образования можно не более 15 человек.

Такая ситуация не понравилась инициативным родителям дошколят, представителям Общественной палаты. Были поданы запросы на разъяснение законодательных актов, нормативных документов. Ответ пришел от Роспотребнадзора.

Разъяснения от Роспотребнадзора

В январе 2013 года на вопросы родителей о законности СанПиН 2.4.1.2660-10 ответили письмом. Роспотребнадзор объяснил, как нужно понимать увеличение группы в детском саду. Пункт 1.10 дает возможность администрации ДОУ формировать группу по списку максимум 50 человек. Если из записанных малышей утром пришли в садик 25 человек, площадь помещения позволяет вместить такое количество воспитанников, то закон не нарушается.

Остается один вопрос, если в один прекрасный солнечный день, все «списочные» решат посетить любимых воспитателей и придут в детсад полным составом, где им ложиться спать, кушать и играть?

Для нормирования пребывания возможно использование запасной группы в детском саду, то есть свободного, но оборудованного для такой ситуации помещения. В этом случае у ДОУ должны быть и «запасные» воспитатели, няни, игрушки, посуда и т.д.

Таким образом, СанПиН, установленные в 2010 году, действуют и в 2019-м. Изменений на данный момент нет. Наполнение, оборудование помещений ведется с учетом законодательных актов. Их соблюдение проверяется ежегодно министерствами, внеплановым контролем.

Сколько детей в группе вашего ребенка?

Как проконтролировать соблюдение СанПиН

К сожалению, сегодняшняя действительность, тотальная халатность работников детских учреждений в вопросе присмотра за воспитанниками, их безопасности, обеспечения нормальными условиями пребывания в ДОУ не дает родителям возможности расслабиться и быть спокойными за детишек.

Контроль соблюдения прав дошколят — обязанность взрослых. Не нужно терпеть, пускать все на самотек. При возникновении вопросов, недовольства работой садика, воспитателей, нарушениях закона можно обратиться в государственные службы с заявлениями:

Администрация ДОУ

Решает вопросы внутреннего порядка. Если проблема серьезная, то лучше использовать письменную форму обращения, добиваясь ответа в той же форме. Это необходимо для дальнейшего заявления в вышестоящую инстанцию при бездействии заведующей ДОУ.

Управление образования муниципального, областного, федерального значения

Орган регулирует учебный план ДОУ, режим работы и отдыха воспитанников детского сада. К начальнику образовательного отдела можно прийти на личную встречу, написать письмо через официальный сайт.

Комплектование групп, отслеживание процента посещаемости относится к сфере деятельности управления. Именно по их срезам, диагностике и разрешается объединение нескольких групп в одну при низком проценте посещающих садик детей.

При обращении к начальнику управления образования в устной форме не забудьте составить письмо, требуйте его регистрации, ответа в электронной форме или письменно.

Роспотребнадзор

Письмо отправляется через сайт госуслуг, через официальную страницу службы. В заявлении обязательно укажите точные данные о проблеме, свои контакты. По жалобе разбирательство начнется не позднее 30 дней со дня подачи.

Специалисты Роспотребнадзора помогают устранить недочеты по содержанию детей, соблюдению гигиенических норм. К ним можно обратиться, если детям в многокомплектной группе не хватает кроватей, стульев, унитазов, шкафчиков для одежды, постельного белья. При несоблюдении СанПиН по площади помещения для группы в расчете на каждого ребенка заявление подается тут же.

На основе жалобы проводится выездная комиссия обычно совместно с прокуратурой. Заявление лучше составлять по факту нарушения прав детей, точно указывая дату, подробности произошедшего.

Прокуратура РФ

Принимает жалобы от населения через интернет, в письменной форме, лично. В основу заявления должен лечь факт нарушения норм, законов. Лучшим вариантом обращения будет коллективное заявления от большого числа родителей с подписями и расшифровками.

Полномочные представители президента по округам

Если администрация ДОУ, города, контролирующие органы местной власти бездействуют, не отвечают на ваши запросы, обращайтесь с письменными заявлениями на официальные сайты полпредов. Опишите ситуацию подробно, приложите ответы других структур на запросы по проблеме, ваши жалобы.

Представители партий

На местном уровне помогают администрации прийти в чувство, обратить внимание на соблюдение норм и правил организации образовательного процесса. Подключайте к проблемам в ДОУ представителей политических партий, если хотите создать общественное волнение, привлечь к жалобе внимание прессы.

На войне все средства хороши. Если права ваших детей нарушены, пользуйтесь любыми средствами для того, чтобы их отстоять. Не бойтесь осуждения, проблем на работе, третирования ребенка в детском саду. Здоровье, безопасность малышей важнее. А активность родителей в защите ребенка вызывает уважение и трепет у воспитателей, поэтому дошкольнику ничего не угрожает, скорее, наоборот, к нему будут относиться внимательнее.

Как добиться разделения группы

Иногда администрация ДОУ слишком увлекается оптимизацией, стремится перевыполнить план экономии средств, данный свыше. Комплектование групп в этом случае ведется с нарушением законов и принятых норм. Родители могут подавать жалобы на действия управления образования, заведующих детских садов в следующих ситуациях:

  1. Дети посещают детский сад постоянно в максимальном количестве.

То есть площадь помещения рассчитана на 28 человек, по списку малышей 40, ходят в ДОУ все. Нарушаются СанПиН. Для подачи заявления необходим подтвержденный факт наличия детей в группе в определенный период времени, заявления для разъяснения вопроса на имя заведующей, опрос воспитателей. Жалоба подается в прокуратуру, Роспотребнадзор.

  1. Нехватка спальных мест для всех присутствующих, обеденной мебели, посуды.

Например, кроватей и раскладушек 29, а детей в группу пришло 34. Вопрос: где спят и раздеваются 5 воспитанников ДОУ?

  1. Сон ребенка на чужой кровати без смены белья.

Не секрет, что раскладушку применяют только в том случае, если все кроватки заняты. В том случае, если Петя Иванов сегодня не пришел, то Машу укладывают на его кроватку, постелив чистое белье. Это не является нарушением закона. Чистый комплект из простыни и наволочки хранится в специальном ящике, подписанный датой упаковки после санитарной обработки. Если белье не сменили, гигиена нарушается регулярно, подавайте жалобу в Роспотребнадзор.

  1. Численность одной группы составила 50 детей.

В этом случае коллектив делится по закону. Образуются две группы одного возраста. Учтите, что комплектование ведется круглый год. Разделение производится сразу после добора.

Винить воспитателей в сложившейся обстановке не стоит. Наемные работники выполняют указания администрации. Относитесь к их работе в многокомплектной группе с пониманием. Уследить за таким количеством малышей крайне сложно.

Писать жалобы, заявления в прокуратуры за малейшую царапину, синячок не стоит. Но обратиться к заведующей, в органы надзора в случае систематических беспорядков, если воспитатель не справляется с нагрузкой, нужно обязательно.

Чем грозит несоблюдение норм

Формирование многочисленной группы в детском саду — большой риск. Нахождение в толпе, в тесном помещении, дефицит внимания пагубно сказываются на психическом и физическом состоянии детей. Малыши чаще болеют, отказываются идти в садик, плачут, нервничают, страдает память, внимание, сон.

Группа детского сада – это небольшое государство. Со своими интересами, целями, задачами и особенностями. А живут в нем наши дети, так сказать, граждане маленькой страны. Для гармоничного пребывания друг с другом 5 дней в неделю, не менее 8 часов каждые сутки, важно создавать оптимальные для этого условия. Одним из показателей правильной работы администрации сада является комплектование групп.

От того, сколько детей будет в группе детского сада, зависит:

  1. Эффективность образования

Даже в ясельных группах ведутся занятия по рисованию, лепке, развитию речи. Образовательные программы прописываются согласно возрасту и уровню здоровья дошкольников. Обучение ведется вплоть до выпуска детей в школы.

Проводить занятия с небольшим количеством детей в саду легче и эффективнее, чем в массово переполненной группе.

  1. Психическое состояние

Детский организм, психика – тонкая материя. Постоянное нахождение в толпе, одиночество, отсутствие заботы и внимания от педагога пагубно влияют на развитие личности. При расчете норм по количеству воспитанников ДОУ этот факт учитывается.

  1. Уровень здоровья

Медицинские исследования последних десятилетий указывают на понижение уровня здоровья новорожденных. Являются абсолютно здоровыми только 5–7 процентов первоклассников, 40 процентов малышей уже рождаются с патологиями, остальные заболевают в дошкольный период. Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на улучшение показателей медицинских исследований.

  1. Обеспеченность свободной площадью в помещении для игр, движения

Чем больше детей в группе, тем масштабнее площадь. Каждый имеет право на свободное пространство для активных игр, общения с ровесниками, индивидуальных занятий.

  1. Безопасность

Представьте себе, что вам нужно одновременно держать в поле зрения 20 человек или 50. Какой вариант кажется реальнее? Скорее, первый. От возможности наблюдать, следить за всеми на прогулке, в процессе занятий зависит безопасность малышей в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).

Родителям важно «отвоевать» положенные по закону метры в помещении, личный стул, шкафчик для одежды, кровать. Нельзя допускать переполненности группы, размещения вещей нескольких детей в один шкаф для верхней одежды. Это грозит педикулезом, эпидемиями, распространением инфекций.

Как помочь ребенку адаптироваться

Чаще родителям и детям приходится смириться с уплотнением, если соблюдаются СанПиН, группа обеспечена всем необходимым. В этом случае нужно помочь дошкольнику адаптироваться в садике с большим количеством ровесников.

Для малышей 2–3 лет находиться 8–10 часов в окружении еще 35–40 человек такого же возраста сложно психологически. Шум, гам, толкотня, игры утомляют, вводят в состояние стресса. Родители могут оказать ребенку посильную помощь, чтобы развитие нервной и других систем не пришло в дисгармонию:

  • Принесите из дома подушку, постельное белье. Ребенок почувствует себя как дома в период сонного часа.
  • Разрешите взять в садик любимую игрушку.
  • Устраивайте внеплановые выходные. Оставляйте малыша с бабушкой или родственниками.
  • Наладьте с воспитателями доверительные отношения. Подружитесь с ними, подробно расспрашивайте о ребенке вечером. Внимательные родители (без фобий и агрессии) — залог безопасности ребенка в детском саду.
  • После садика проводите с ребенком больше времени в тишине, без телевизора, мультиков, шумных компаний. Малышу нужно отдохнуть от психологической нагрузки за день. Лучше погуляйте в парке, поиграйте в мяч, догонялки.
  • Соблюдайте режим сна. Невыспавшийся дошкольник устанет гораздо быстрее, будет раздражительным и нервным.
  • Забирайте ребенка пораньше, в выходные и отпуск не водите в детский сад.

Отвечать на вопрос, сколько детей должно быть в группе детского сада предельно, можно по-разному. Для комфортного пребывания, с точки зрения психологов, детей — не больше 20, лучше 15. По мнению экономистов, оптимизаторов, больше 40. Несовпадение мнений ведет к спорам, недовольству, хотя вопрос можно решать иначе:

  • разрешение комплектовать частные группы в здании муниципальных детских садов;
  • поддержка бизнеса по созданию сетей дошкольных учреждений с дневным пребыванием;
  • внимательное отношение к детям, их здоровью и развитию по-настоящему, а не ради отчета в министерства.

Только комплекс мер поможет в преодолении дефицита мест в ДОУ или при их избытке.

Должностная инструкция кастелянши детского сада

В сфере обслуживания всегда востребованы профессиональные, ответственные, положительные и умеющие работать в команде люди. Обязательным условием для хорошего развития и работы таких предприятий является наличие специалистов, которые будут универсальны во всех отраслях, затрагивающих деятельность подобных компаний: это и общение с людьми, и способность находить компромиссы, быстрые решения возникающих проблем и специфическая хозяйственная работа. Кастелянша — это та профессия, которая должна аккумулировать в себе все эти способности.

Должность человека, который является ответственным за хранение, получение, списание и выдачу специализированной одежды и всевозможного белья (в зависимости от предприятия, на котором он работает) называется кастелянша. Кто это и что она должна уметь? Это не обязательно человек с образованием, стажем и определенными умениями. Кастелянша должна быть ответственна и педантична во многих вопросах.

От кастелянши зависит, какую одежду и обувь будут носить сотрудники лечебных учреждений, труженики производственных, строительных, ремонтных и транспортных кампаний, рабочие домов отдыха, санаториев, гостиниц и различных организаций, где используется спецодежда. За качеством получаемого нового и используемого (после стирки или глажки) постельного белья, полотенец, халатов, комбинезонов, портьер, перчаток, рукавиц тоже следит кастелянша. Кто это может делать, кроме нее? Только она, потому как эта профессия предполагает на этой должности материально ответственного человека, который занимается хранением, ведением приходной документации и, если необходимо, списанием старых и непригодных принадлежностей.

Специфика должности кастелянши

К тому, чем занимается кастелянша, еще нужно отнести необходимость уметь определять степень износа всех вариантов спецодежды и белья, знать соответствующую маркировку, правильно оформлять установленную документацию: акты списания, вести учет по использованию спецодежды, обуви и белья.

Должность получает она по соответствующему приказу от руководителя учреждения, согласно действующему законодательству. Подчиняется кастелянша руководителю своего структурного подразделения. Увольнению она подлежит в случае нарушения трудовой дисциплины, закона и нормативно-правовых актов.

Что входит в обязанности кастелянши

Кастелянша оформляет получение материальных ценностей, фасует и раскладывает их на складе (который должен быть соответствующие оборудован), хранит, выдает, сдает в чистку, глажку, стирку, списывает и ведет всему учет. Весь документооборот от получения, инвентаризации и до списания ведет тоже кастелянша. Обязанности ее касаются только материальных принадлежностей и всех организационных моментов по своей должности и согласно требованиям предприятия, на котором она работает. Она выполняет все приказы руководства относительно своей деятельности и соблюдает внутренний распорядок. Кастелянша несет полную материальную ответственность за вверенное ей имущество, информирует руководство при возникновении каких-либо нарушений, если это будет способствовать появлению угрозы для деятельности учреждения и его работников.

Предпочтительно какого пола должна быть кастелянша? Кто это — мужчина или женщина? Должность кастелянши чаще всего занимают женщины. Эта такая профессия, требующая хозяйственной жилки, аккуратности с вещами и заполняемыми документами, ответственности при выдаче предметов спецодежды, белья и оформлении списания, заботливости по отношению к людям. Он должне также любить порядок и чистоту не только у себя в кладовой. Человеком, соответствующим этим требованиям, может быть только аккуратная, хозяйственная женщина, сочетающая все эти качества и отвечающая всем требованиям данной профессии.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

реклама тут 2

1.1. Основной задачей кастелянши является содержание в образцовом порядке мягкого инвентаря и специальной одежды.

1.2. Кастелянша назначается и освобождается от должности приказом заведующей по детскому саду в установленном порядке.

1.3. Кастелянша в своей работе руководствуется распоряжениями и указаниями зав. детского сада, зам. зав по АХЧ, правилами внутреннего трудового распорядка и настоящей должностной инструкцией.

1.4. Подчиняется непосредственно заведующей детского сада, и заместителю заведующей по АХЧ.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность кастелянши назначаются лица, достигшие совершеннолетия, без требования к образованию и стажу работы.

3. ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Получает, проверяет и выдаёт спецодежду, бельё, портьеры и т.д.

3.2. Сортирует бывшую в употреблении одежду, бельё и т.д., маркирует бельё, сдаёт в стирку, проводит мелкий ремонт и приглаживает после стирки, выполняет швейные работы.

3.3. Ведёт учёт и контроль за правильным использованием спецодежды, белья и других предметов.

3.4. Участвует в составлении актов на списание пришедших в негодность спецодежды, белья и других предметов.

3.5. Оформляет установленную документацию (ведёт журнал учёта белья).

3.6. Знает порядок получения, выдачи, хранения и списания вследствие износа спецодежды, белья, а также сроки их носки, обмена и правила метки; порядок ведения документации.

3.7. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медицинские осмотры, лабораторные обследования.

3.8. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.

4. ПРАВА

4.1. Не выполнять работы, непредусмотренные настоящей должностной инструкцией.

4.2. Требовать от администрации своевременного ремонта оборудования и обеспечения пошивочным материалом, нитками и т.п.

4.3. Отказ от работы на неисправном оборудовании.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Кастелянша несет ответственность за правильную эксплуатацию оборудования, закреплённого за ней.

5.2. За сохранность материальных ценностей (мягкий инвентарь)

5.3. За невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) ________________________________

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8 пгт. Шахтёрск

ДОКУМЕНТЫ

ПРОГРАММЫ

ДОКЛАДЫ

КОНТАКТЫ

Заведующая: Худякова Елена Валерьевна

Телефон: +7 (42432) 31-195, 33-489

Адрес: 694910, Сахалинская область,

пгт.Шахтёрск, ул.Кузьменко, 11

Должностная инструкция кастелянши

Заведующий МБДОУ № 8 г .Шахтерска

____________ Примак Л.Г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КАСТЕЛЯНШИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основной задачей кастелянши является содержание в образцовом порядке мягкого инвентаря и специальной одежды.

1.2. Кастелянша назначается и освобождается от должности приказом заведующей по ДОУ в установленном порядке.

1.3. Кастелянша в своей работе руководствуется распоряжениями и указаниями заведующей ДОУ, завхоза , правилами внутреннего трудового распорядка и настоящей должностной инструкцией.

1.4. Подчиняется непосредственно заведующей ДОУ и завхозу.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность кастелянши назначаются лица, достигшие совершеннолетия, без требования к образованию и стажу работы.

3.1. Получает, проверяет и выдаёт спецодежду, бельё, портьеры и т.д.

3.2. Сортирует бывшую в употреблении одежду, бельё и т.д., маркирует бельё, сдаёт в стирку театральные костюмы.

3.3. Ведёт учёт и контроль за правильным использованием спецодежды, белья и других предметов.

3.4. Участвует в составлении актов на списание пришедших в негодность спецодежды, белья и других предметов.

3.5. Оформляет установленную документацию (ведёт журнал учёта белья).

3.6. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медицинские осмотры, лабораторные обследования.

3.7. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.

4. Кастелянша должна знать; 4.1 санитарно-эпидемиологические правила;

4.2 основы гигиены;

4.3 Правила внутреннего трудового распорядка;

4.4 режим детского учреждения; 4.5 порядок получения, выдачи, хранения и списания вследствие износа спецодежды, белья, а также сроки их носки, обмена и правила метки; порядок ведения документации.

5.1. Не выполнять работы, непредусмотренные настоящей должностной инструкцией.

6.1. Кастелянша несет ответственность за правильную эксплуатацию оборудования, закреплённого за ней.

6.2. За сохранность материальных ценностей (мягкий инвентарь)

6.3. За невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

Как рассчитывается ставка инструктора по физкультуре детского сада, из чего складывается нормативное рабочее время и чем занят инструктор во время, которое не определяется в часах.

Согласно ст. 333 Трудового кодекса РФ и п. 2.6 приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 инструкторам по физической культуре устанавливается норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы.

В действующем постановлении Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)» (которое обладает РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМ характером) отражено, что инструктор по физической культуре проводит работу по обучению детей в соответствии с программой и методиками физического воспитания.

При этом в соответствии с п. 2.3.3. указанных рекомендаций Минтруда нормативная численность числа инструкторов по физической культуре (без обучения детей плаванию) составляет 0,25 ставки на каждые 2 группы детей в возрасте от 3 лет (или 0,175 ставки на 1 группу).

С введением ФГОС в дошкольных организациях требования к квалификации инструктора по физкультуре определены достаточно категорично: профессиональное образование в области физкультуры и спорта. Наверняка в светлом будущем такие специалисты появятся в детских садах, однако, сегодня профессионалы на эту должность не стремятся. Несмотря на то, что инструктор по физической культуре относится к категории педагогических работников, прав на льготную пенсию по выслуге 25 лет как другие педагогические работники ДОО, например, воспитатель или музыкальный руководитель он не имеет.
Тем не менее основной работой инструктора по физкультуре является проведение физкультурных занятий, спортивных досугов и праздников с детьми, что, собственно входит в нормативное рабочее время, а также составление перспективных планов, конспектов занятий, ведение документации — то, что занимает все оставшееся время, не определенное в часах.

Как рассчитывается ставка инструктора по физкультуре ДОО

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 в дошкольном учреждении, или как сейчас рекомендовано: в дошкольной образовательной организации на две группы детей в возрасте от трех лет положено 0,25 ставки инструктора по физкультуре, соответственно полная ставка физинструктора — восемь групп.

Продолжительность рабочего времени инструктора по физической культуре

В соответствии с Приложением №1 к приказу Министерства образования и науки РФ
от 22 декабря 2014г. №1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Зарегистрированным в Минюсте России 25 февраля 2015 г. № 36204
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
Инструкторам по физической культуре согласно п. 2.6. за ставку заработной платы установлена норма часов педагогической работы 30 часов в неделю.
Из Комментария к приказу: «для всех педагогических работников (за исключением педагогических работников, предусмотренных подпунктами 2.8.1. и 2.8.2. пункта 2.8 приложения 1 к приказу № 1601) нормы часов педагогической работы за ставку заработной платыодновременно являются и их рабочим временем. При увеличении или уменьшении объема педагогической работы против установленных норм часов за ставку заработной платы продолжительность их рабочего времени (как и размер заработной платы) увеличивается или уменьшается»
Настоящий Приказ наряду с статьей 333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов, связанных с рабочим временем педагогических работников.

О рабочем времени инструктора по физкультуре:
Согласно документу в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (НОД) работа – нормируемая часть, а также воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики инструктора по физической культуре образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
1.2. Инструктор по физической культуре (далее – инструктор по физкультуре) относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.
1.3. Инструктор по физической культуре подчиняется непосредственно заведующему ДОУ, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.
1.4. В своей деятельности инструктор по физической культуре должен руководствоваться:
— Конституцией и федеральными законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти РФ;
— Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования;
— Уставом и локальными актами ДОУ, в т.ч.: правилами внутреннего трудового распорядка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующего, настоящей должностной инструкцией; трудовым договором;
— Законодательными и нормативными документами по организации оздоровительной работы в ДОУ;
— Нормативными документами и методическими материалами по вопросам профессиональной и практической деятельности.
1.5. Инструктор по физической культуре:
— работает по графику, утвержденному заведующим ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 30 ч. в неделю;
— в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ самостоятельно планирует свою деятельность на год и помесячно с утверждением плана заведующим ДОУ;
— по необходимости привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;
— получает от администрации ДОУ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами;
— систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками ДОУ;
— подотчетен заведующему ДОУ и Педагогическому совету учреждения.
2. Должностные обязанности
Инструктор по физкультуре:
— Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера.
— Осуществляет просветительскую работу среди родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов.
— Осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта.
— Определяет содержание непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов воспитанников.
— Ведет работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества.
— Обеспечивает безопасность воспитанников при проведении непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, оказывает им первую доврачебную помощь; постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состояний помещения.
— Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок.
— Консультирует и координирует деятельность педагогических работников по вопросам теории и практики физического развития.
— Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
— Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.
— Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
— Содействует сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию на всех этапах дошкольного детства.
— Обеспечивает выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития дошкольников; индивидуально-ориентированный подход к подбору и комплектованию групп дошкольников для проведения непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию и оздоровительных мероприятий; безопасность детей, охрану их здоровья, эмоциональный комфорт в период занятий физическими упражнениями.
— Планирует содержание работы в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ и определяет ее виды и формы исходя из имеющихся в образовательном учреждении условий.
— Внедряет в практику работы новые технологии и вариативные программы по физическому воспитанию детей.
— Два раза в год проводит мониторинг физического развития и физической подготовленности детей и на основе этого составляет перспективные планы физкультурных занятий для каждой возрастной группы, индивидуальную работу с детьми.
— Принимает меры по физической реабилитации воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовку.
— Отвечает за оснащение физкультурного зала и кабинета разнообразными пособиями и методическими разработками.
— Проводит обучающую работу среди воспитателей ДОУ по вопросам физического воспитания: помогает в организации двигательной активности детей, распределении физических нагрузок; разрабатывает комплексы утренних гимнастик; составляет планы непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию на воздухе, оказывает помощь в организации и периодически осуществляет контроль их проведения.
— Осуществляет дифференцированный подход к физкультурно-оздоровительной работе на основе совместного перспективного планирования с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии.
— Один раз в месяц проводит физкультурные досуги в каждой возрастной группе и два-три раза в год физкультурные праздники.
— Соблюдает режим физической нагрузки во время проведения непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию и физкультурно-оздоровительных мероприятий; правила техники безопасности при использовании спортивного оборудования и инвентаря.
— Представляет опыт своей работы в рамках ДОУ, на окружных, городских и краевых мероприятиях.
— Осуществляет контроль состояния и эксплуатации спортивных сооружений и оборудования.
— Оформляет необходимую документацию в соответствии с нормативными требованиями.
— Организует работу кружков и спортивных секций.
— Проходит медицинский осмотр согласно графику.
— Ежедневно содержит в идеальном состоянии свое рабочее место.
— Инструктор по физкультуре обязан сообщать заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни, отпуска.
3. Инструктор по физкультуре должен знать
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену;
— методику обучения на спортивных снарядах и приспособлениях; методику обучения игровым видам спорта;
— правила безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; основы коррекционно-оздоровительной работы и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии), современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации омпетентностного подхода;
— методы установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы работы текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего распорядка (трудового распорядка) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права
Инструктор по физкультуре имеет право:
4.1. На ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (при условии работы в группах компенсирующего вида на одну ставку – 56 календарных дней).
4.2. Знакомиться с проектами решений заведующего ДОУ, касающихся его деятельности.
4.3. Отказаться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или основным задачам его работы.
4.4. Требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей.
4.5. Совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе определять конкретные задачи работы с детьми, педагогами и родителями (законными представителями); выделять приоритетные направления деятельности в определенный период; выбирать и использовать современные методики физического воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой и годовым планом работы ДОУ.
4.6. Участвовать в работе Педагогического совета ДОУ.
4.7. Принимать участие, выступать с обобщением опыта своей работы на методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, конференциях различных уровней и в средствах массовой информации.
4.8. Повышать свою квалификацию.
4.9. На иные права, предусмотренные законодательством РФ.
5. Ответственность
5.1. Инструктор по физкультуре в порядке, установленном законодательством РФ несет ответственность за:
— некачественную или не в полном объеме реализацию образовательной программы в соответствии с планом;
— жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса;
— нарушение прав и свобод ребенка;
— неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
— за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОУ, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
5.2. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника инструктор по физкультуре освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании».
5.3. За нарушение правил техники безопасности при эксплуатации аудио- и видео- оборудования, пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил инструктор по физкультуре привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.4. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей инструктор по физкультуре несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.

При приеме на работу стоит внимательно прочитать должностную инструкцию, не стесняясь обговорить с заведующим каждый пункт. В этом случае между Вами и руководителем не останется недомолвок, что позволит наладить деловые отношения, например, корректно отказаться от распоряжений руководителя не связанных с должностными обязанностями инструктора по физкультуре.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *