Статус основного средства по новому стандарту

Содержание

Госсектор. Федеральный стандарт «Основные средства». Главные новации

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» (далее – Стандарт) будет применяться с 1 января 2018 года (приказ Минфина России № 257н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России). Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства (далее – ОС), а также требования к информации об основных средствах и результатах операций с ними, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (приказ Минфина России » 256н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России), а в отношении основных средств, полученных (переданных) в пользование и аренду, – во взаимосвязи с федеральным стандартом «Аренда» (приказ Минфина России № 258н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России). Учет обесценения объектов основных средств производится во взаимосвязи с федеральным стандартом «Обесценение активов» (приказ Минфина России № 259н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России).

Стандарт содержит термины и определения – некоторые из них вводятся впервые, критерии признания объектов ОС и их выбытия, конкретизирует порядок определения первоначальной стоимости объектов ОС и ее изменения в дальнейшем, в том числе в результате обесценения, предусматривает три способа начисления амортизации, устанавливает требования к раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1. Новые термины и объекты учета, группировка ОС

ВАЖНО ЗНАТЬ
Полезный потенциал, заключенный в активе, – это его пригодность для:

  • использования самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), оказания услуг или для управленческих нужд;
  • для обмена на другие активы;
  • для погашения обязательств.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активах, – это поступление денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета – в бюджет бюджетной системы РФ, которые могут возникнуть при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами (п. 37-38 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»).

В стандарте дано определение группы основных средств как совокупности активов, выделяемых для целей бухгалтерского учета, сходных по сути или функциям, выполняемым в деятельности субъекта учета, информация по которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем.

В качестве новаций можно отметить объединение в одну группу нежилых помещений и сооружений, а также выделение в самостоятельную группу многолетних насаждений. При этом библиотечный фонд теперь не выделен в отдельную группу.

Одно из нововведений – в отдельную группу выделена инвестиционная недвижимость. Под инвестиционной недвижимостью понимаются объекты недвижимости или части объектов недвижимости, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества. Объекты инвестиционной недвижимости, в отличие от недвижимости, занимаемой субъектом учета, не предназначены для выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд организации госсектора и (или) продажи.

Другое новшество – учет на балансе арендованных (полученных в пользование) объектов при выполнении критериев, установленных Стандартом во взаимосвязи со стандартом «Аренда», например:

  • срок аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования актива;
  • сумма арендной платы сопоставима со справедливой стоимостью актива.

Еще вводится понятие «активы культурного наследия», которые включают в себя объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью. Вместе с тем актив культурного наследия признается в составе ОС только в случае, если есть возможность получить будущие экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, либо если его полезный потенциал не ограничивается его культурной ценностью.

В иных случаях актив культурного наследия отражается на забалансовых счетах в условной оценке равной одному рублю.

2. Принятие к учету основных средств

Стандартом определены критерии признания объекта основных средств, которые соответствуют общим критериям признания актива:

  • от использования материальной ценности прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала;
  • первоначальная стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета может быть надежно оценена.

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Пименов Владимир,
руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», член Методического совета службы Правового консалтинга ГАРАНТ

19 мая 2017 года

Программа повышения квалификации «Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение».

Принять участие

Если эти условия не выполняются, то объект учитывается на забалансовых счетах.

Единицей учета также является инвентарный объект, и критерии признания применяются к инвентарному объекту в целом. Состав инвентарного объекта определяется с учетом целесообразности, существенности информации и положений Стандарта.

Стандартом предусмотрена возможность учитывать объекты ОС с одинаковым сроком полезного использования и несущественной стоимостью как один инвентарный объект – комплекс ОС.

Кроме того, в качестве единицы учета признается часть объекта с отличающимся сроком полезного использования и существенной стоимостью, вне зависимости от физического обособления.

Стандарт содержит положения о реклассификации объектов ОС, исходя из новых условий их использования, и порядке ее отражения (например, при переводе объектов в группу «Инвестиционная недвижимость» или исключении из нее).

3. Оценка объектов основных средств

ВАЖНО ЗНАТЬ
Справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами, то есть по сути – «рыночная цена» (п. 52 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»).

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, и Стандартом конкретизирован порядок ее определения в результате обменных операций (то есть приобретение за деньги или недежные средства) или в результате необменных операций (по сути, безвозмездной передачи).

Перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость, открытый. Принципиально новое – включение в первоначальную стоимость суммы затрат на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, если эта обязанность предусмотрена договором или соглашением, устанавливающим условия использования объекта.

Формирование первоначальной стоимости (признание затрат в составе капвложений) прекращается, когда объект находится в состоянии, пригодном для использования по назначению.

Также Стандартом установлены случаи учета объектов ОС по справедливой стоимости. Объекты принимаются к учету по справедливой стоимости, если поступили в результате необменной операции или в случае расчетов неденежными средствами (в обмен на иные активы). Кроме того, по справедливой стоимости отражаются в учете объекты, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций госсектора.

Изменение первоначальной стоимости объектов ОС, помимо случаев, установленных на сегодняшний день Инструкцией № 157н, возможно в результате замены части объекта ОС при проведении капремонта или же в связи с затратами на регулярные системные осмотры (ремонты), которые являются обязательным условием продолжения эксплуатации этих объектов.

Для объектов недвижимости Стандартом установлен учет в оценке по кадастровой стоимости, определен порядок перехода и учета для ситуаций, когда есть информация о кадастровой стоимости и когда кадастровая оценка недоступна. В исключительных случаях, если данные о кадастровой или балансовой стоимости объекта недвижимости по каким-либо причинам недоступны, такой объект ОС отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю, до получения кадастровой оценки.

4. Амортизация и обесценение объекта ОС

Будьте в курсе самых важных новостей бюджетной сферы – подпишитесь на нашу

Несколько принципиально новых положений установлено в отношении амортизации объектов ОС. Прежде всего, Стандартом допускаются три метода начисления амортизации:

  • линейный метод – равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;
  • метод уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше трех;
  • пропорционально объему продукции – начисление суммы амортизации на основании ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта ОС.

Критерий выбора метода амортизации – наиболее точное отражение предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. При этом нет запрета применять разные способы амортизации по группам основных средств. Выбранный метод амортизации для групп основных средств в зависимости от характера (интенсивности) их использования устанавливается в учетной политике.

Стандарт содержит новое правило, согласно которому начисление амортизации объекта ОС не приостанавливается в случаях, когда этот объект простаивает или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания), за исключением случая, когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.

Вместе с тем, если изменяется порядок использования объекта ОС, необходимо проверить обоснованность метода начисления амортизации. Метод начисления амортизации может быть пересмотре на 1 января, если существенно изменяются предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезный потенциал (цели использования актива). При этом ретроспективный пересчет накопленной амортизации не производится.

Еще одно новшество – на структурную часть объекта ОС амортизация начисляется отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта ОС единый объект имущества (единый объект ОС). Если же срок полезного использования и метод начисления амортизации части объекта совпадают со сроком использования и методом начисления амортизации иных частей, для целей исчисления амортизации части могут быть объединены в единый объект имущества.

В Стандарте увеличены стоимостные показатели (повышена граница) для «малоценных» ОС:

  • на объект ОС стоимостью до 10 тыс. руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта ОС списывается с балансового учета с одновременным его отражением на забалансовом счете;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 тыс. руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект основных средств стоимостью от 10 тыс. до 100 тыс. руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию
  • на объект ОС стоимостью свыше 100 тыс. руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

При переоценке объекта ОС предусмотрено два способа учета накопленной амортизации, выбор способа – элемент учетной политики.

Стандартом вводится новая норма об отражении в учете убытка от обесценения (по аналогии с амортизацией). Для определения признаков обесценения объекта ОС применяется федеральный стандарт для организаций госсектора «Обесценение активов».

5. Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета) и финансовый результат

ВАЖНО ЗНАТЬ
Остаточная стоимость – стоимость, по которой актив отражается в отчетности после вычета накопленных амортизации и убытков от обесценения (п. 6 федерального стандарта «Основные средства»)

Положениями стандарта определены случаи выбытия (в том числе по результатам принятия решения о списании) объекта имущества:

  • передача в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающей переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору);
  • передача другой организации госсектора;
  • передача иным организациям на безвозмездной основе, иным основаниям, предусматривающим в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом;
  • принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества, и (или) когда от использования объекта основных средств не ожидается будущих экономических выгод или полезного потенциала.

Кроме того, установлены критерии прекращения признания объектов ОС

Стандартом прямо установлен порядок определения финансового результата для различных экономических событий. Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта ОС, отражается в составе финансового результата текущего периода. Он определяется как разница между поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и остаточной стоимостью объекта ОС.

6. Раскрытие информации в отчетности

Положениями Стандарта предусмотрено подробное раскрытие информации по каждой группе основных средств, в том числе по инвестиционной недвижимости, и об изменениях их остаточной стоимости. Дополнительно раскрывается информация об объектах недвижимости, полученных в аренду. В отчетности также раскрывается характер и последствия изменений в оценках объектов ОС, оказывающих влияние в текущем периоде либо которые будут оказывать влияние в будущем в отношении сроков полезного использования и методов начисления амортизации этих объектов ОС. Кроме того, в Пояснительной записке надо будет раскрыть информацию в отношении временно простаивающих объектов ОС, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость объектов, а также изъятых из эксплуатации или удерживаемых до их выбытия.

Чтобы раскрытие информации в отчетности не вызывало затруднений, необходимо наладить соответствующий аналитический учет объектов ОС и связанных с ними экономических событий.

В заключительных положениях Стандарта установлены порядок вступления в силу и переходные положения. Отметим, что сравнительная информация по объектам ОС (их поступлениям, выбытиям) за годы, предшествующие первому применению Стандарта, не пересчитывается.

Времени до применения Стандарта остается не так много, поэтому уже сейчас надо начать подготовку и провести необходимые мероприятия.

Более подробно с положениями Стандарта и мероприятиями по переходу на его применение Вы можете узнать из нашего обзора «Федеральный стандарт бухучета «Основные средства»: суть нововведений, мероприятия по переходу, новые положения учетной политики».

Ольга Монако, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга, аудитор

Федеральные стандарты 2018: обзор методических указаний по переходу с 01.01.2018 на новые стандарты учета основных средств учреждениями госсектора

Как известно, с 1 января 2018 года вступают в силу первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
  • Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н;
  • Стандарт «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н;
  • Стандарт «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н;
  • Стандарт «Обесценение активов», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н

Минфин России письмом от 30.11.2017 N 02-07-07/79257 довел Методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» при первом применении. Пока это первые разъяснения и касаются они, в первую очередь, недвижимого имущества.

В данной статье рассмотрим основные рекомендации специалистов финансового ведомства по переходу на новые стандарты в части учета недвижимого имущества учреждений.

Что нужно включить в состав основных средств с 01.01.2018?

Помимо тех основных средств, которые учтены учреждениями на соответствующих аналитических счетах счета 0 101 00 000 «Основные средства», в состав основных средств с 01.01.2018 года дополнительно включаются активы, находящиеся в пользовании учреждений на условиях:

  • лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;
  • долгосрочной аренды с правом выкупа;
  • безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования;
  • иных арендных отношений, относящихся в соответствии со стандартом «Аренда» к финансовой аренде.

До 01.01.2018 указанные объекты могли учитываться:

  • на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» (как правило ввиду отсутствия данных о стоимости переданного имущества объекты учитывались в условной оценке 1 объект — 1 рубль);
  • на балансовых счетах аналитического учета счетов 0 101 10 000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых учреждением в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).

Что делать со «старыми» основными средствами с 01.01.2018?

Порядок учета основных средств, которые признаны таковыми до 01.01.2018, соответствующие критериям активов, с нового года не меняется. К таким основным средства переходные положения стандарта «Основные средства» не применяются. То есть, организовывать учет недвижимого имущества по кадастровой стоимости для основных средств, учтенных до 01.01.2018, не нужно.

В то же время часть ранее учитываемых в составе основных средств объектов может уже не удовлетворять понятию «актив». Что делать с такими основными средствами, Методические указания ответа не дают.

Понятие «актив» раскрыто в стандарте «Концептуальные основы…». Актив — это имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Основные средства, не удовлетворяющие данному определению, не подлежат балансовому учету.

По какой стоимости включить в состав основных средств объекты, признаваемые таковыми с 01.01.2018 впервые?

Объекты, включаемые с 01.01.2018 в состав основных средств — недвижимого имущества признаются при первом применении стандарта «Основные средства» на соответствующих балансовых счетах:

  • по их кадастровой стоимости (при ее наличии);
  • при отсутствии кадастровой стоимости:
    а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости);
    б) в случае, если балансовая стоимость объекта не была сформирована, в условной оценке — 1 объект, 1 рубль.

Кадастровую стоимость, если она не определена, следует определить до 1 января 2020 года. Такой переходный период установлен статьей 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Какие корреспонденции нужно отразить в межотчетный период?

Все корреспонденции по признанию объектов в составе основных средств — недвижимого имущества, а также по переводу основных средств на новые счета учета производятся в межотчетный период.

Бухгалтерские записи отражаются с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Рассмотрим эти ситуации на примерах.

Пример 1.

На счете 0 101 12 000 по стоимости 100 000 руб. у бюджетного учреждения числятся произведенные неотделимые улучшения в арендованный объект недвижимости, начисленная амортизация по неотделимым улучшениям — 40 000 руб. С 01.01.2018 арендованный объект недвижимости как объект финансовой аренды признается основным средством. Учет его будет организован на счете 0 101 12 000. Кадастровая стоимость объекта — 2 000 000 руб. В межотчетный период следует отразить следующие бухгалтерские записи по признанию нового объекта основных средств:

  • Дебет 0 104 12 000 Кредит 0 101 12 000 Сумма 40 000,00 руб — Списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (в уменьшении стоимости объекта.
  • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000 Сумма 1 940 000,00 руб — Увеличение стоимости объекта недвижимости до актуальной кадастровой стоимости.

Пример 2.

Объекты недвижимости, учтенные до 1 января 2018 года на счета 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения», необходимо перевести на учет на счета 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения». Такой перевод осуществляется в межотчетный период бухгалтерскими записями:

  • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 101 13 000
  • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000

Отражен перевод балансовой стоимости сооружения со счета 101 13 на счет 101 12

  • Дебет 0 104 13 000 Кредит 0 401 30 000
  • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 104 12 000

Отражен перевод накопленной по объекту амортизации

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Если казенное учреждение снимает в аренду помещение у частного лица, но не несет никаких расходов, связанных с содержанием данного помещения, нужно ли в таком случае применять новый СГС «Аренда»?

Ответ: Да, т.к. заключен договор аренды значит применять новый СГС «Аренда» нужно.

>Вопрос: Меня интересует вообще перевод основных средств на новые стандарты, с каких счетов на какие переводить?

Ответ: Перевод объектов основных средств в бюджетном (бухгалтерском) учете при первом применении СГС «Основные средства» (по состоянию на 1 января 2018 года) в иную группу основных средств либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета, а также отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов), осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных Инвентаризации объектов основных средств, проведенной субъектом учета в порядке, установленном им в рамках учетной политики. Так, сооружения, учитываемые на счетах 101.Х3 по состоянию на 01 января 2018 года необходимо перенести на счета 101.Х2, а библиотечный фонд со счетов 101.Х7 на счета 101.Х8. Для учета группы объектов основных средств «Многолетние насаждения» с 01 января 2018 года предназначен счет 0 101 07 000 «Биологические ресурсы», а для группы объектов «Инвестиционная недвижимость» предназначен счет 0 101 13 000 «Инвестиционная недвижимость».

Проект МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Учет запасов» (ПБУ 5/2012)

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет запасов» (ПБУ 5/2012).

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″ (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июля 2001 г., регистрационный номер 2806; «Российская газета», N 140, 25 июля 2001 г.);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 февраля 2002 г., регистрационный номер 3245; «Российская газета», N 36, 27 февраля 2002 г.);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 135н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2003 г., регистрационный номер 4174; «Российская газета», N 30, 15 февраля 2003 г.);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 апреля 2002 г. N 33н «Об внесении изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2002 г., регистрационный номер 3429; «Российская газета», N 89, 22 мая 2002);

пункт 4 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 156н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 декабря 2006 г., регистрационный номер 8698; «Российская газета», N 297, 31 декабря 2006 г.);

пункты 2 и 3 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 26 марта 2007 г. N 26н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 апреля 2007 г., регистрационный номер 9285; «Российская газета», N 99, 12 мая 2007 г.);

пункты 5, 7 и 10 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 132н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный номер 19048; «Российская газета», N 271, 1 декабря 2010 г.);

пункты 4 и 6 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 февраля 2011 г., регистрационный номер 19910; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 13, 28 марта 2011 г.).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2013 года.

Министр
А.Г. Силуанов
проект
Утверждено приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от _________ 2012 г. N ____
Положение по бухгалтерскому учету
«Учет запасов» (ПБУ 5/2012)
I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о запасах организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее — организации).

2. В бухгалтерском учете запасами, признаются:

а) сырье, материалы, предназначенные для использования при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;

б) инструменты, инвентарь, оборудование и т.п. со сроками использования до 12 месяцев, используемые при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;

в) готовая продукция, предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;

г) товары, приобретенные у других лиц, и предназначенные для перепродажи в ходе обычной деятельности организации;

д) затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом (далее — незавершенное производство), полуфабрикаты собственного производства, неукомплектованные или не прошедшие техническую приемку изделия;

е) затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых организация еще не признала соответствующую выручку;

ж) объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации;

з) объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации;

и) объекты, соответствующие условиям признания основных средств, но которые в силу малой ценности разрешается признавать в составе запасов.

3. Запасами не признаются:

а) сырье, материалы, продукция, предназначенные для использования при создании внеоборотных активов организации;

б) финансовые вложения организации, включая предназначенные для перепродажи;

в) материальные ценности, находящиеся у организации на ответственном хранении, в процессе переработки в качестве давальческого сырья, на основании договора комиссии, в процессе транспортировки и т.п.

4. В случае если назначение признанных запасов изменяется таким образом, что в новом назначении они не могут далее признаваться запасами (например, материалы, ранее предназначавшиеся для перепродажи, становятся предназначенными для создания внеоборотных активов), организация переводит такие запасы в другой соответствующий вид активов.

5. Единица бухгалтерского учета запасов устанавливается организацией таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации в зависимости от вида запасов, порядка их приобретения, создания и использования. Единицей бухгалтерского учета запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа, индивидуальный объект или его часть.

6. Запасы, приобретенные организацией у других лиц, признаются в бухгалтерском учете в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с использованием запасов для извлечения дохода. В большинстве случаев переход указанных рисков и выгод происходит одновременно с получением организацией права собственности на соответствующее имущество или с фактическим получением этого имущества.

Запасы, создаваемые организацией, признаются в бухгалтерском учете на всех стадиях производственного процесса по мере осуществления соответствующих затрат.

II. Себестоимость запасов

7. Запасы оцениваются при признании в бухгалтерском учете (за исключение случая, предусмотренного пунктом 19 настоящего Положения) в сумме фактических затрат на их приобретение, заготовку, переработку, производство, доставку до места их использования или продажи, приведение в состояние, необходимое для их использования или продажи (далее — себестоимость) с учётом особенностей, установленных настоящим Положением.

Себестоимость запасов формируется на всех стадиях производственного процесса по мере осуществления организацией соответствующих затрат.

8. В себестоимость запасов при их приобретении у других лиц включаются:

а) суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате поставщику, определяемые с учетом особенностей, предусмотренные пунктами 9 — 12 настоящего Положения;

б) затраты на получение информационных и консультационных услуг;

в) таможенные пошлины;

г) невозмещаемые налоги;

д) вознаграждения посредническим организациям;

е) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

9. Суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате поставщику, включаются в себестоимость запасов с учетом всех премий, скидок и иных поощрений, предоставляемых организации в связи с приобретением запасов, вне зависимости от формы их предоставления.

10. При приобретении запасов на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена организацией при отсутствии отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной подлежащих в будущем уплате денежных средств учитывается в порядке, установленном для учета расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, на протяжении всего периода отсрочки (рассрочки).

11. При приобретении организацией запасов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами (включая договоры мены), себестоимостью запасов (в части исполнения обязательств неденежными средствами) считается сумма, по которой организация могла бы продать за денежные средства передаваемое неденежное имущество, имущественные права, работы, услуги. При невозможности определения указанной суммы себестоимостью запасов считается балансовая стоимость передаваемых неденежных активов, фактические затраты на выполнение работ, оказание услуг.

12. При получении организацией запасов в качестве вклада в уставный (складочный) капитал себестоимостью запасов считается их денежная оценка, определяемая соглашением между учредителями.

13. Себестоимостью запасов, остающихся при выбытии или извлекаемых в процессе текущего содержания, ремонта, реконструкции, модернизации объектов основных средств и других активов, считается наименьшая из следующих величин:

а) текущая рыночная стоимость полученных запасов;

б) суммарная величина балансовой стоимости выбывающих активов, затрат на их выбытие и затрат на извлечение запасов (за исключением затрат, осуществляемых во исполнение признанных ранее оценочных обязательств).

14. Наряду с суммами, указанными в пункте 8 — 13 настоящего Положения, в себестоимость запасов включаются:

а) затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, в том числе затраты по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов;

б) затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования;

в) величина оценочного обязательства по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке, возникшего при приобретении или создании запасов.

15. В себестоимость запасов при их создании, производстве и переработке на разных стадиях производственного процесса включаются затраты, непосредственно связанные с осуществлением, управлением и обеспечением производственного процесса (стоимость сырья и материалов, вознаграждения работникам, амортизация, содержание и техническое обслуживание основных средств, амортизация нематериальных активов).

В случае если результатом производства является выпуск более одного вида продукции (работ, услуг), те затраты, которые не могут быть отнесены на производство конкретного вида продукции (работ, услуг), распределяются между этими видами пропорционально установленной организацией базе. В качестве такой базы могут использоваться затраты, прямо соотносимые с конкретными видами продукции, например сырье, материалы, заработная плата и т.д. Организация устанавливает базу для распределения указанных затрат между видами производимой продукции (работ, услуг) исходя из принципа рациональности и применяет его последовательно.

16. В себестоимость запасов не включаются:

а) подлежащие возмещению суммы налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов;

б) расходы на хранение, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства;

в) расходы, связанные с простоями, сбоями, нарушениями производственного процесса;

г) обесценение других активов, независимо от того, использовались ли эти активы в производстве запасов;

д) при неполной загрузке производственных мощностей та часть общепроизводственных расходов, которая не снижается пропорционально снижению объёмов производства;

е) общехозяйственные расходы;

ж) расходы на продажу, за исключением затрат на фасовку, упаковку, придание товарного вида, доставку до места продажи.

17. Организации со сложным производственным процессом или большой номенклатурой готовой продукции вправе определять себестоимость запасов по плановым (нормативным) затратам. При использовании данного способа организация определяет себестоимость запасов как плановую величину затрат на приобретение, производство и переработку запасов. Нормативные затраты устанавливаются организацией исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья и материалов, труда, других ресурсов и загрузки производственных мощностей и подлежат регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями производства.

18. Организации розничной торговли с большой номенклатурой товаров вправе определять себестоимость запасов исходя из цен их продажи. При использовании данного способа организация определяет себестоимость товаров по ценам их продажи, уменьшенным на величину торговых наценок. При этом организация вправе учитывать торговую наценку обособленно от товаров, учитываемых по ценам их продажи. В таком случае в бухгалтерском балансе товары должны представляться за вычетом торговой наценки. Величина торговых наценок подлежит регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями закупки и продажи товаров.

19. Производители сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также организации, осуществляющие брокерскую деятельность на товарной бирже, вправе оценивать запасы при их признании в качестве актива и на последующие отчетные даты по текущей рыночной стоимости. Организация, принявшая решение оценивать запасы в соответствии с настоящим пунктом, обязана в дальнейшем последовательно придерживаться этого решения.

III. Текущая оценка запасов

20. Запасы оцениваются на отчетную дату (за исключение случая, предусмотренного пунктом 19 настоящего Положения) по наименьшей из следующих величин:

а) себестоимость, определяемая в соответствии с разделом II настоящего Положения;

б) предполагаемая цена, по которой запасы могут быть проданы, за вычетом затрат необходимых для завершения производства и переработки запасов, подготовки их к продаже и осуществления продажи (далее — чистая стоимость продажи).

21. В случае если сформированная в бухгалтерском учете стоимость запасов превышает их чистую стоимость продажи, запасы уцениваются до чистой стоимости продажи.

Признаками возможного превышения текущей стоимости запасов над их чистой стоимостью продажи является моральное устаревание запасов, потеря ими своих первоначальных качеств, снижение их текущей рыночной стоимости, сужение рынков сбыта запасов и т.п.

22. В случае если чистая стоимость продажи ранее уцененных запасов повышается, такие запасы дооцениваются до их чистой стоимости продажи, но в пределах ранее признанной уценки запасов.

23. Запасы, которые не могут заменять друг друга в производственном процессе и при продажах (например, продукция, изготовленная по индивидуальному заказу), оцениваются по стоимости каждой единицы таких запасов.

24. В случае если запасы представляют собой множество взаимозаменяемых (однородных) единиц их оценка на отчетную дату осуществляется одним из следующих способов:

а) по средневзвешенной стоимости;

б) ФИФО («первым поступил — первым выбыл»).

Для оценки запасов, имеющих сходные характеристики и выполняющие аналогичные функции в хозяйственной деятельности организации, должен последовательно применяться один и тот же способ оценки.

25. Способ оценки по средневзвешенной стоимости предполагает расчёт стоимости каждой единицы запасов исходя из средневзвешенной стоимости запасов взаимозаменяемых единиц на начало периода и стоимости взаимозаменяемых единиц, приобретённых или произведённых в течение определённого периода. Средневзвешенная стоимость может рассчитываться периодически по мере получения каждой дополнительной партии единиц запасов.

26. Способ оценки ФИФО основан на допущении, что запасы используются в последовательности их приобретения (поступления). Оценка запасов, первыми поступающих в производство (продажу), соответствует оценке первых по времени приобретений. При применении этого способа оценка не списанных на отчетную дату запасов производится в оценке последних по времени приобретений.

IV. Признание расходов

27. Стоимость проданных запасов списывается в состав расходов по обычной деятельности одновременно с признанием выручки от их продажи.

28. Величина уценки запасов до их чистой стоимости продажи, а также потери запасов признаются в составе расходов по обычной деятельности в том периоде, когда произошло снижение их стоимости или имели место потери.

29. Величина дооценки запасов до их чистой стоимости продажи в пределах ранее признанной их уценки относится на уменьшение суммы расходов по обычной деятельности, признанной в соответствии с пунктами 27 — 28 настоящего Положения, в том периоде, когда произошло увеличение чистой стоимости продажи запасов.

V. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

30. Запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам, видам) исходя из их характера и функций в хозяйственной деятельности организации.

31. В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

а) себестоимость и накопленная сумма уценки запасов до чистой стоимости продажи на начало и конец периода по группам (видам) запасов;

б) себестоимость запасов, признанных в качестве актива за период по группам (видам) запасов;

в) стоимость запасов, признанных в составе расходов по обычной деятельности за период по группам (видам) запасов;

г) сумма уценки запасов до чистой стоимости продажи, признанная в составе расходов по обычной деятельности за период;

д) сумма дооценки ранее уцененных запасов до чистой стоимости продажи, отнесенная на уменьшение расходов по обычной деятельности за период, и раскрытие причин, которые привели к увеличению чистой стоимости продажи запасов;

е) внутренние обороты между группами (видами) запасов за период по группам (видам) запасов;

ж) стоимость приобретенных запасов, остающихся не оплаченными на отчетную дату, а также стоимость запасов, находящихся в залоге;

з) способы оценки однородных запасов по их группам (видам);

и) последствия изменений способов оценки однородных запасов по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Проекты новых ПБУ

Яна Удальцова, риск-менеджер ООО «Риск-Консалт»

В статье проводится анализ новых проектов в ПБУ. Попытка «подогнать» бухгалтерский учет под стандарты МСФО не убавит бухгалтерам работы. Как это будет реализовано в условиях учитывая тройного учета (налогового, бухгалтерского, управленческого) — не понятно…

На сайте Минфина размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды». Окончательно утвердить в Минфине их должны до конца этого года. Кроме того, на сайте финансового ведомства скоро появятся и другие проекты новых ПБУ: «Бухгалтерская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации». Новые ПБУ планируется ввести в действие, начиная с отчетности 2013 года.

Проект ПБУ «Доходы организации»

Доходы организации будут учитываться с учетом фактора времени, то есть дисконтироваться. При продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях отсрочки (рассрочки) оплаты на период, превышающий 12 месяцев после отчетной даты, или на меньший срок, установленный организацией, величина будущих денежных поступлений оценивается по их приведённой стоимости. Приведённая стоимость поступлений учитывается при помощи сравнительного подхода, т. е принимается равной сумме, которую организация-продавец получила бы за аналогичные продукцию, товары, работы или услуги, продавая их на обычных условиях оплаты без предоставления отсрочки (рассрочки).
В случае, когда цена аналогичных продукции, товаров, работ или услуг при их продаже на обычных условиях оплаты без предоставления отсрочки (рассрочки) не может быть определена, приведённая стоимость будущих денежных поступлений определяется путем дисконтирования их номинальных величин с использованием процентной ставки, по которой аналогичный покупатель может получить аналогичное заёмное финансирование.

Пока понятно только одно: у налоговой инспекции появится дополнительный повод оштрафовать организацию за неверную оценку стоимости выручки. Дисконтированная оценка выручки, особенно с привлечением понятия «аналогичного покупателя» и «аналогичного заёмного финансирования», очень субъективна.

Проект ПБУ «Учет вознаграждений работникам»

Документ устанавливает порядок отражения вознаграждений работникам в бухгалтерском учете и в отчетности организаций. И в частности, порядок признания и определения величины вознаграждений работникам, величины оценочных обязательств по ним, раскрытие информации о затратах на труд работников по ведению бухгалтерской отчетности.
К вознаграждениям работникам относятся все виды возмещения работникам организации и в пользу работников третьим лицам (включая членов семей работников) за выполнение работниками своих трудовых функций вне зависимости от формы выплаты (денежная, натуральная). В частности, сюда относятся:

а) заработная плата (оплата труда работника), включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также иные компенсации, непосредственно связанные с выполнением работником трудовых функций (оплачиваемые отпуска — ежегодный, дополнительный, учебный и т.п.; пособия по временной нетрудоспособности и т.п.);

б) выплаты работникам и в пользу работников третьим лицам (включая членов семей работников), осуществляемые в связи с выполнением работниками трудовых функций, не включенные в заработную плату; в частности:

  • расходы на лечение, медицинское обслуживание;
  • добровольное медицинское страхование;
  • добровольное пенсионное обеспечение и доплаты к пенсиям;
  • обучение, питание, компенсацию (оплату) расходов на коммунальные услуги;
  • оплата (компенсация) расходов по процентам по кредитам (займам) и т. д.;
  • средства, отчисляемые профсоюзным организациям ;
  • на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

Обязательства по вознаграждениям работникам, согласно новому ПБУ, планируют признавать в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий. Первое — у организации существует обязанность по вознаграждениям работникам, которой она не может избежать. Второе — есть уверенность в том, что в результате выполнения работником трудовых функций произойдет уменьшение экономических выгод организации (будут признаны расходы). И, наконец, третье — сумма затрат может быть надежно и обоснованно распределена.

Проект ПБУ «Учет запасов»

Расширена сфера применения документа. Помимо сырья или материалов, а также ресурсов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности организации (товаров и готовой продукции), в проекте ПБУ к запасам отнесены активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи (выполнения работ, оказания услуг) при осуществлении обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство. Действующим ПБУ 5/01 учет незавершенного производства не регулируется, на что прямо указано в п. 4 этого стандарта. Требования проекта ПБУ не распространяются на работы, выполняемые в рамках договоров подряда, а также на финансовые активы, поскольку данные вопросы регулируются специальными документами.

Что касается требований к учету запасов, не находящихся в собственности организации, но полученных в пользование либо распоряжение, в отличие от ПБУ 5/01 они, напротив, вынесены за рамки проекта.

Второй особенностью проекта является определение момента признания запасов в бухгалтерском учете. Их предлагается принимать к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами. Как правило, переход рисков и выгод совпадает с переходом права собственности или передачей активов. Может случиться так, что запасы необходимо будет отразить на балансе до перехода права собственности. Речь, в частности, идет о ситуации отсрочки платежа, когда по условиям договора сторон, право собственности переходит к покупателю после оплаты. Тогда при определении момента перехода рисков и выгод организациям предлагается исходить из профессионального суждения. Признание запасов, находящихся на балансе организации покупателя, которая должна учитывать запасы с момента перехода соответствующих экономических рисков и выгод, а также из собственного профессионального суждения.

Третье существенное отличие от ПБУ 5/01 — порядок формирования первоначальной стоимости запасов. В проект включено требование о капитализации в первоначальной (фактической) стоимости запасов затрат на выполнение обязательств по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке, понесенных на протяжении определенного периода вследствие использования указанных запасов в течение этого периода. Однако из проекта ПБУ не ясно, какие затраты следует капитализировать — текущие или будущие. Непонятно также, надо ли начислять соответствующий резерв. Очевидно, данное требование нуждается в дополнительной доработке.

Еще одно нововведение: при покупке запасов на условиях рассрочки платежа переплата, как разница с обычной стоимостью запасов, используемой на условиях немедленной оплаты, признается расходом по займам и кредитам на протяжении всего периода финансирования в порядке, установленном для учета подобных расходов. Таким образом, капитализация указанных расходов в стоимости запасов возможна только в случае, если актив идентифицируется как инвестиционный, то есть требующий длительного срока создания, производства, приобретения.

Что касается порядка включения в стоимость запасов общехозяйственных расходов, то вопрос отражен в проекте недостаточно подробно. Например, общехозяйственные расходы, непосредственно не связанные с производством и переработкой запасов, не участвуют в формировании первоначальной стоимости запасов. При этом включаются в себестоимость запасов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов. Возникает ряд вопросов: включать ли в себестоимость запасов заработную плату работников отдела закупок? Как поступать с расходами на содержание складов (баз)? Ведь одна часть этих расходов (сортировка, фасовка) согласно проекту по перечню включается в стоимость запасов, а другая не относится к производству и переработке запасов.

Проект ПБУ «Учет аренды»

В данном ПБУ предлагается учет аренды, ориентированный на право собственности:

1. В случаях, когда договором аренды предусмотрено получение арендатором в конце срока аренды права собственности на предмет аренды, организация-арендатор учитывает такую аренду как приобретение предмета аренды с рассрочкой оплаты. Актив оценивается на момент признания по приведенной стоимости арендных платежей (формула расчета приведена в пунктах 7 или 8 ПБУ). При этом учитываются все платежи, предусмотренные договором или связанной совокупностью договоров, независимо от того, как они именуются в этих договорах. В указанные платежи наряду с собственно арендными платежами включается оплата выкупной стоимости предмета аренды, банковские комиссии, страховые и прочие платежи, которые арендодатель должен осуществить в связи с заключением и исполнением договора аренды и связанных с ним договоров.

Теперь, например, договор лизинга должен учитываться на балансе лизингополучателя; получатель же должен уплачивать и налог на имущество. Арендные платежи также должны быть учтены с учетом фактора времени путём сравнительного подхода. Бухгалтер, таким образом, медленно, но верно превращается в оценщика. Если оценка с помощью сравнительного подхода невозможно, арендная плата рассчитывается исходя из дисконтированной процентной ставки.

2. В случаях если договором не предусмотрено получение арендатором в конце срока аренды права собственности на предмет аренды, организация- арендатор признает своё право на пользование предметом аренды в течение срока аренды в качестве актива с момента получения доступа к использованию арендуемого объекта.

Конечно, исходя из экономического смысла актива, все верно. В активе аккумулируются средства, вложенные организацией с целью получения экономической выгоды. Актив отражает возможность генерировать доход в виде потока. Однако при этом аренда не должна учитываться арендатором по статье «основные средства», поскольку последний не имеет права собственности на арендуемый объект.

О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности предприятия

Согласно проекту «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности» бухгалтер обязан к годовой бухгалтерской отчетности предоставлять информацию об уровне риска, допускаемого в организации. Примечательно, что в России в принципе отсутствует система риск-менеджмента, способного дать адекватную оценку уровня риска хозяйственной деятельности предприятия.

Согласно проекту риски могут быть сгруппированы по следующим видам:

  • финансовые (рыночные риски, кредитные риски, риск ликвидности);
  • страновые;
  • региональные;
  • репутационные;
  • другие.

Градация рисков, должна раскрывать следующую информацию о качественных характеристиках риска:

  • подверженность организации рискам и причинах их возникновения;
  • концентрация риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.);
  • механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска, т.п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.

Непонятно, как это будут делать бухгалетры. Их этому никто никогда не учил, нет ни методик, ни книг по данной тематике.

Вывод:

Государство, отказываясь финансировать разработку программ качественного развития риск-менеджмента и «выращивать» грамотных специалистов, интеллигентно «спихивает» данные обязанности на бухгалтеров, которые будут изобретать каждый свой велосипед, лишь бы сдать очередную бумажку в налоговую. Результатом фикции, конечно, окажется фикция.

Подводя итог, хочется сделать следующие выводы:
1. Функционирование нового закона «О бухгалтерском учете» не будет обеспечено должным образом без принятия новых ПБУ. Так называемые стандарты бухгалтерского учета до сих пор не разработаны.

2. По новому закону 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» инициаторами и разработчиками ПБУ должны выступать специалисты в бухгалтерской сфере и представлять данные проекты документов на согласование в государственные структуры(Минфин). На сегодняшний день механизм не работает государство само выступает разработчиком ПБУ, что приводит к неэффективности самих документов и несогласия среди сообщества бухгалтеров.
3. Согласно проектам новых ПБУ, аренда будет учитываться на балансе предприятия.

4. Вводится методика дисконтирования долгосрочного потока.

Новые проекты ПБУ расширяют сферу необходимой профессиональной компетенции для работников российского бухгалтерского учета. Если раньше бухгалтер работал в 1С и сдавал отчетность в государственные структуры, то теперь ему необходимо будет проводить анализ развития компании на долгосрочный период. Многим российским бухгалтерам придется повысить свой профессиональный уровень. Для адаптации в новых условиях, бухгалтер вашей компании, как минимум, должен пройти курсы МСФО.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета “Запасы”: обзор методических рекомендаций по применению

Бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений давно привыкли к тому, что с наступлением нового года вступает в силу очередной (или очередные!) федеральный стандарт. А примерно за полгода до этого «события» специалисты финансового ведомства выпускают методические рекомендации по его применению. 2019 год не стал исключением. В связи с тем, что с 2020 года вступает в силу Федеральный стандарт «Запасы», сейчас самое время рассмотреть методические рекомендации по его применению. Именно это мы и сделаем в очередной статье.

Стандарт «Запасы» и Методические рекомендации

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее — Стандарт «Запасы»). Стандарт «Запасы» применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, а также при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчетности 2020 года. Обязанности по методологическому сопровождению применения Стандарта «Запасы» возложены на Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романова С.В.).

Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» доведены письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 (далее — Методические рекомендации). Это документ, разъясняющий и иллюстрирующий на конкретных примерах положения Стандарта «Запасы». В частности, Методические рекомендации рассматривают вопросы:

  • выбора единицы бухгалтерского учета материальных запасов;
  • группировки материальных запасов;
  • порядка определения первоначальной стоимости материальных запасов в зависимости от типа операции, в соответствии с которой они приобретаются (создаются), а также от группы материальных запасов;
  • последующей оценки материальных запасов (переоценки);
  • реклассификации материальных запасов;
  • прекращения признания материальных запасов;
  • раскрытия информации о запасах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В статье мы остановимся на общих положениях, рассмотрим переходные положения Стандарта «Запасы» при его первом применении. А также обратим внимание на выбор счетов учета материальных запасов в соответствии с подстатьями КОСГУ. Потому что тема применения подстатей КОСГУ в части приобретения материальных запасов в настоящее время актуальна и вызывает немало вопросов. Так вот, Методические рекомендации к Стандарту «Запасы», пусть и применяемому только с 2020 года, уже сейчас могут дать ответы на волнующие вопросы.

Обзор общих и переходных положений

Положения Стандарта «Запасы» обязательны к применению казенными, бюджетными и автономными учреждениями, государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета учреждений.

Стандарт «Запасы» применяется, если иное не предусмотрено иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности*(1), а также другими, применяемыми с 2018 года федеральными стандартами. Кроме того, как и в отношении иных действующих федеральных стандартов (например, Стандартов «Аренда» или «Основные средства»*(2)) Стандарт «Запасы» применяется одновременно с применением положений Стандарта «Концептуальные основы…»*(3).

Стандарт «Запасы» не применяется для целей бухгалтерского учета:

  • библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
  • живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы);
  • незавершенного производства, сформированного субъектом учета по результатам выполнения им функции подрядчика по договорам строительного подряда;
  • объектов, относящихся к активам культурного наследия;
  • финансовых инструментов.

Дело в том, что для учета названных объектов применяются соответствующие федеральные стандарты, к примеру, учет библиотечных фондов и объектов, относящихся к активам культурного наследия, осуществляется согласно положениям Стандарта «Основные средства».

Переходные положения по Стандарту «Запасы» в целом напоминают переходные положения по Стандартам «Аренда» и «Основные средства». Коротко их можно охарактеризовать следующим:

  • объекты, которые не признавались в составе материальных запасов и (или) отражались в забалансовом учете до первого применения Стандарта «Запасы», а в соответствии с его положениями должны отражаться на соответствующих балансовых счетах, признаются в составе запасов по их первоначальной стоимости, с условием, что они соответствуют понятию актива*(4);
  • информация по материальным запасам, сложившаяся до первого применения Стандарта «Запасы», не пересчитывается.

Корректировка входящих остатков осуществляется в межотчетный период с применением счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Результат оформляется Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). А информация об изменениях отражается в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Счет учета материальных запасов и код КОСГУ

Выбор счета учета для поступивших в учреждение материальных запасов выбирается следующим образом:

  1. Необходимо проанализировать перечень имущества, относимого к тому или иному счету аналитического учета счета 105 00 «Материальные запасы» согласно п. 118 Инструкции № 157н.
  2. Если однозначно выбрать аналитический счет учета материальных запасов согласно п. 118 Инструкции № 157н не получается, необходимо воспользоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора*(5).
    Например, учреждение приобретает шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору шторы для интерьеров имеют код 13.92.15.120 «Шторы для интерьеров», который входит в группу 13.92 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)». То есть шторы являются мягким инвентарем и учитываются на счете 105 05 «Мягкий инвентарь».
  3. Если описанными выше способами не удалось определить счет учета для конкретного материального запаса, то целесообразно его учесть на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Однако кроме выбора счета учета для поступившего в учреждение материального запаса бухгалтерам необходимо также определить соответствующую подстатью статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отражающуюся в 24-26 разрядах номера счета. Коды КОСГУ определяются согласно положениям Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. При этом, как показывают разъяснения Минфина России, а также прямое указание Методических рекомендаций — отнесение расходов по приобретению материальных запасов на подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

Методические рекомендации (а именно, раздел 2) приводят примеры выбора конкретных счетов с указанием кода КОСГУ в 24-26 разрядах номера счета для различных ситуаций. Рассмотрим их.

1. Приобретение материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»: счет учета 0 105 01 341 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств». Это, в частности, медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюль для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемые в медицинских целях. Напомним, что в скором времени с учетом внесения изменений в Инструкцию № 157н, счет 105 01 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Об этом мы рассказывали в наших предыдущих статьях.

В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, отражаются на счете 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

2. Приобретение бутилированной воды:

  • предусмотренной нормативами обеспечения питанием, включенной в меню-раскладку: счет учета 0 105 02 342 «Увеличение стоимости продуктов питания»;
  • в связи с отсутствием у организации системы централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды, не соответствующей санитарным нормам: счет учета 0 105 06 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»;
  • для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах): счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

3. Приобретение твердого топлива (угля) для печного отопления отражается по счету учета 0 105 03 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов». При этом стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода — дебет счета 0 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги».

4. Приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда: счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

5. Приобретение материальных ценностей, предназначенных для награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров и бланков строгой отчетности: счет учета 0 105 06 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

6. Приобретение строительных материалов:

  • в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания) счет учета: 0 105 04 344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;для ремонта движимого имущества — объектов нефинансовых активов (например, ремонт мебели): счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

Все виды материалов, включая строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией), подлежат отражению на счете 0 105 04 347 «Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения».

Итак, мы рассмотрели общие положения Стандарта «Запасы», его переходные положения, а также вопрос выбора счета аналитического учета материальных запасов, с учетом кода КОСГУ, указываемого в 24-26 разрядах номера счета. Как видим, подготовка к применению Стандарта «Запасы» в целом похожа на переход на Стандарты «Основные средства» или «Аренда». А выбор счетов учета и кодов КОСГУ осуществляется, исходя из предназначения конкретного имущества, относимого к материальным запасам.

____________________
*(1) Имеются в виду Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
*(2) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н.
*(3) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.
*(4) Понятие актива дано в п. 36 Стандарта «Концептуальные основы…».
*(5) Имеется в виду Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *