Статье 212 ТК РФ

Содержание

Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Новая редакция Ст. 212 ТК РФ

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Статье 212 ТК РФ

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлены в комментируемой статье. Перечень этот исчерпывающий. Итак, работодатель обязан:

— обеспечить безопасные условия труда сотрудников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также использовать в производстве безопасные инструменты, сырье и материалы;

— применять сертифицированные средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы. Их сертификация осуществляется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 34 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты». То есть при покупке средств защиты работодатель должен проверить наличие знака соответствия и ознакомиться с сопроводительной документацией, подтверждающих, что данная продукция сертифицирована. Согласно пункту 6 Правил приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается;

— обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

— установить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— покупать за свой счет и выдавать сертифицированную спецодежду сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Работодатель может взять средства спецзащиты и во временное пользование;

— обучать безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

— не допускать к работе лиц, которые не прошли в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29;

— организовать контроль над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

— в предусмотренных законом случаях проводить обязательные, предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности), а также внеочередные медицинские осмотры. А также обязательные психиатрические освидетельствования работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. На время осмотров и освидетельствований с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (ст. 185 Трудового кодекса РФ). Кроме того, не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

— информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Поэтому при заключении трудового договора новый сотрудник должен быть под расписку ознакомлен с Правилами и нормами выдачи средств индивидуальной защиты, с положениями коллективного договора или соглашения, касающимися их использования, а также с локальным нормативным актом;

— предоставлять чиновникам Роструда и других ведомств, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, беспрепятственный допуск в целях проведения проверок условий и охраны труда;

— принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;

— обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

— беспрепятственно допускать должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов ФСС России, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки;

— обязательно застраховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— ознакомить работников с требованиями охраны труда. Если эта обязанность им соблюдена (у работодателя должны быть подтверждающие это документы), но в результате нарушения данных требований работником наступили тяжкие последствия либо возникла реальная угроза их наступления, то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с этим работником по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ;

— разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов;

— наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда одновременно соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах, исходя из специфики производства.

Соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда должно определяться Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, «Предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ в воде водоемов санитарно-бытового водопользования» и «Допустимыми уровнями вибрации инструментов и производственного оборудования» (Охрана труда. М., 2002. С. 94 — 116).

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 (БМТ РФ. 1997. N 5).

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются общая аттестационная комиссия, а при необходимости — аналогичные комиссии в структурных подразделениях. В состав аттестационных комиссий рекомендуется включать специалистов служб охраны и оплаты труда, главных специалистов, руководителей подразделений, медицинских работников, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается по:

1) степени вредности и опасности;

2) степени травмобезопасности;

3) обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Если фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда. При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Информация о результатах аттестации рабочих мест должна доводиться до сведения работников.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда РФ.

5. Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (см. статью 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 8, 372 ТК РФ и др.).

В силу ст. 5 ТК РФ правила и инструкции не могут противоречить ТК РФ и иным правовым актам. Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми инструкциями по охране труда локальные правила и инструкции содержат следующие разделы:

— общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены;

— требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работы;

— требования безопасности в аварийных ситуациях.

Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе этих актов и утверждаются в порядке, установленном данными органами.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Досрочный их пересмотр предусмотрен:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров.

В случае изменения условий труда, предусмотренных письменным трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Ст. 212 ТК РФ

1. В настоящей статье детализированы закрепленные в ст. 22 ТК основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, которые нашли отражение не только в настоящем разделе, но и в иных разделах ТК (см. комментарии к соответствующим статьям ТК РФ).

2. Свидетельством соответствия состояния охраны труда у данного работодателя государственным нормативным требованиям охраны труда является получение сертификата безопасности на основании Постановления Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (БНА РФ. 2002. N 33).

3. Соответствие условий труда на конкретных рабочих местах требованиям безопасности и охраны труда определяется аттестацией рабочих мест, проводимой по правилам, установленным в Приказе Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (БНА РФ. 2008. N 10).

4. Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Второй комментарий к Статье 212 Трудового кодекса

1. Статья 212 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, охрану труда для всех работников его производства. Она закрепила целый свод правил по охране труда. В ней содержатся 22 основные обязанности работодателя в этой сфере.

2. Приведенный в ст. 212 ТК РФ перечень обязанностей работодателя по обеспечению им охраны труда не является исчерпывающим. Они дополняются соответствующими стандартами по системе стандартов безопасности труда по конкретным видам работ, нормами Кодекса и других законов и нормативных актов, а также коллективными договорами и соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка.

Все основные обязанности работодателя (его администрации) в области охраны труда можно объединить в следующие две группы.

В первую группу входят обязанности работодателя по организации охраны труда, в которые входят создание и деятельность служб, комитетов по охране труда, финансирование и планирование охраны труда, предупредительный надзор и контроль. В эту группу включаются обязанности работодателя обеспечить:

1) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов работы и приемов выполнения работ;

2) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

3) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

4) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, организацию проведения за счет работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников и обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями, а также внеочередных медицинских осмотров по просьбе работников с сохранением на это время должности и среднего заработка работника;

5) недопущение работника без прохождения обязательных медицинских обследований к исполнению его трудовых обязанностей;

6) информирование работников о состоянии охраны труда на их рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и т.д.;

7) представление всем органам надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда и органам государственного управления охраной труда необходимой им информации и документов для осуществления ими своих полномочий и беспрепятственный допуск их должностных лиц для проведения проверок;

8) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного органа в порядке ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

10) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вторая группа обязанностей работодателя по охране труда — это его обязанности по обеспечению реализации работниками их права на охрану труда, безопасные его условия. К этой группе относятся обязанности работодателя обеспечить:

1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

2) ознакомление работников с требованиями охраны труда;

3) применение средств индивидуальной и коллективной защиты и обеспечение ими всех нуждающихся в них работников за счет работодателя;

4) соответствие каждого рабочего места требованиям охраны труда, безопасных условий труда;

5) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;

6) приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств по установленным нормам и срокам выдачи на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в особых температурных условиях или условиях, связанных с загрязнением;

7) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны и выполнение других обязанностей, предусмотренных ст. 212 Кодекса.

3. Ко всем указанным в ст. 212 ТК РФ обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда необходимо обязательно добавить его обязанности по обеспечению особой охраны труда женщин, несовершеннолетних в соответствии с главами 41 и 42 ТК РФ, а также инвалидов.

Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

1. Учитывая, что многие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, закрепленные в ст 212 ТК РФ, конкретизированы в отдельных статьях раздела «Охрана труда» и других разделов и освещаются в комментариях к этим статьям, здесь они рассматриваться не будут (вместо этого даются отсылки к соответствующим статьям).

2. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

О государственных нормативных требованиях охраны труда см. коммент. к ст. 211.

Об обеспечении безопасности применяемых в производстве оборудования, технологических процессов, сырья и материалов см. коммент. к ст. 215.

3. Для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения работники должны за счет работодателя обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты) и средствами коллективной защиты (техническими средствами защиты от воздействия, например, движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности; от попадания в рабочую зону используемых в работе опасных веществ и материалов или инструмента), прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке.

Содержание понятий сертификации, указанных в п 3 ч 2 статьи 212 ТК РФ как формы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров и декларирования соответствия как формы подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов раскрыто в ст. 2 Закона о техническом регулировании.

Порядок прохождения обязательной сертификации и декларирования соответствия закреплен в гл. 4 указанного Закона.

Об обеспечении средствами индивидуальной защиты см. коммент. к ст. 221.

Обеспечение работников сертифицированными средствами коллективной защиты осуществляется работодателем в соответствии со строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда и другими нормативными правовыми актами, которыми установлены требования безопасности к конкретному виду производства, производственному процессу, оборудованию, инструменту и т.д.

4. Обеспечение работодателем соответствия рабочих мест требованиям охраны труда означает, что их расположение и организация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и др. должны быть безопасными и не угрожать жизни и здоровью работников. Как указывалось в комментарии к ст. 211 ТК, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Например, организациям г. Москвы при оборудовании рабочих мест и поддержании их в безопасном состоянии рекомендуется соблюдать следующие требования охраны труда.

Рабочие места должны быть обеспечены необходимой технологической оснасткой, предохранительными устройствами, приспособлениями и другими средствами, обеспечивающими здоровые и безопасные условия труда. Оборудование, оргоснастка, вспомогательные приспособления, режущий, измерительный и вспомогательный инструменты, материалы, заготовки, комплектующие и готовые детали, изделия и предметы ухода за рабочим местом должны размещаться на рабочем месте так, чтобы были обеспечены условия для безопасной работы.

У рабочих мест должны быть предусмотрены площадки для размещения материалов и деталей на период их обработки. Заготовки и обработанные детали должны размещаться только на отведенной для этой цели площадке в специальной таре или в устойчивых стопах (штабелях, пакетах) высотой не более 1 м для металлических деталей и 1,7 м — для деревянных.

На оборудовании, столах, механизмах и т.п. не должны находиться предметы, не требующиеся по условиям производства.

Рабочие места электросварки, находящиеся в производственном помещении, должны быть ограждены постоянными или переносными щитами высотой не менее 1,8 м, а многопостовые трансформаторы и генераторы должны быть ограждены переборками высотой 2,5 м, исключающими доступ посторонних лиц, и т.д. (разд. 11 «Организация рабочего места» Методических указаний по охране труда для организаций города Москвы, утв. распоряжением правительства Москвы от 1 июля 2003 г. N 1140-РП, с приложением Перечня нормативных правовых актов по охране труда, на которые имеются ссылки в тексте Методических указаний, с внесенными изм. и доп. (Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 42).

Безопасные условия труда и надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест обеспечиваются путем рационального использования производственных помещений; совершенствования технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке.

Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать эффективный производственный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. На крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодатель возлагает на руководителей структурных подразделений и закрепляет в должностных инструкциях или утверждает приказом по организации, доводит до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу (назначении на новую должность).

Перед началом работ их руководитель (начальник производства, мастер, бригадир и т.п.) обязан проверить оборудование, приспособления, оргоснастку, работу вентиляции, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности.

Порядок проведения отдельных видов производственного контроля закреплен нормативными правовыми актами. Например, организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий регулируются Санитарными правилами СП 1.1.1058-01, введенными в действие с 1 января 2002 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18 (БНА РФ. 2001. N 45).

В соответствии со ст. 11 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1305).

На основании указанных Правил каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта, которое утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальным органом, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.

При выявлении нарушений требований безопасности и санитарных правил на объекте производственного контроля работодатель должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в т.ч.: приостановить либо прекратить деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной для человека, и др.

Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечить радиационную безопасность при обращении работников с источниками ионизирующего излучения. В частности, работодатель обязан регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Закона о радиационной безопасности населения).

С 1998 г. введена ежегодная радиационно-гигиеническая паспортизация организаций — системная оценка влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.

Типовые формы радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий утверждены 21 июня 1999 г. Приказом Минздрава России N 240, Госатомнадзора России N 65, Госкомэкологии России N 289 (БНА РФ. 1999. N 30).

Работодатель обязан также осуществлять специальные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности, а именно: принимать меры, исключающие возможность контакта работников с канцерогенными веществами; заменять канцерогенные вещества и факторы неканцерогенными или менее канцерогенными веществами и факторами; максимально ограничивать число лиц, подвергающихся воздействию канцерогенных факторов; при проектировании или реконструкции производств отдавать предпочтение непрерывным, безотходным технологическим процессам с максимальной степенью автоматизации и механизации, а также герметичному оборудованию и др. (см. СанПин 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ // БНА РФ. 2008. N 23).

Для выявления и учета предприятий, технологических процессов, отдельных цехов и производственных участков, на которых работники подвергаются или могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов, разработки мероприятий по профилактике злокачественных новообразований, своевременного проведения мероприятий по охране здоровья работников проводится санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенноопасных производств в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке, и в сроки, согласованные с территориальными органами Роспотребнадзора (МУ 1.1.688-98 — Охрана труда и социальное страхование. 1999. N 8. С. 71).

5. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам определяется в ходе аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Эта работа регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (БНА РФ. 2008. N 10) и предусматривает порядок осуществления деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Указанным Порядком надлежит руководствоваться также и организациям, привлекаемым для аттестации рабочих мест по условиям труда, — аттестующим организациям.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • после изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;
  • при выявлении нарушений установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организаций, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.

В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются: Трудовой кодекс РФ, нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда.

В ходе аттестации должно использоваться Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05 утверждены Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются в т.ч. мероприятия, требующие материальных затрат. При этом указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работником и представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор. Помимо этого комиссия вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.

Согласно п. 5.3 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 — 2010 годы порядок проведения аттестации рабочих мест подлежит дальнейшему совершенствованию.

6. Об обеспечении режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ см. коммент. к статьям разделов ТК «Рабочее время» и «Время отдыха» (п 5 ч 2 ст 212 ТК РФ).

7. Об обучении работников безопасным приемам и методам работы см. коммент. к ст. 225.

8. Об организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты см. коммент. к ст. 217.

9. Об организации проведения медицинских осмотров см. коммент. к ст. 213.

10. Работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться как при приеме на работу, так и в последующее время.

Например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие применяются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются компенсации в связи с воздействием вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).

Работодатель обязан информировать работников о состоянии условий труда на рабочих местах и в организации в целом, в частности сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственное информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов входит в должностные обязанности начальника отдела охраны труда (разд. I Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование об их результатах — также обязанность комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях (см. коммент. к ст. 218).

В случае непредоставления работникам информации об условиях труда на их рабочих местах они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда (см. коммент. к ст. 353), а также в органы общественного контроля (см. коммент. к ст. 370). О порядке рассмотрения обращений см. коммент. к п. 9 ст. 219.

11. Работодатель обязан предотвращать аварийные ситуации. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указываются: перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др. (разд. IV и V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 // Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5). Кроме того, работодатель должен разработать комплекс мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.

Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны: проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки; планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (ст. ст. 9, 10 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов).

Организации, эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, обязаны обеспечивать: разработку и реализацию мер по предотвращению аварий (на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения) и снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды; разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии; подбор, подготовку и поддержание квалификации работников эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и другие меры (ст. 35 Закона об использовании атомной энергии).

Необходимость разработки плана действий, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций и ликвидирующих их последствия, предусмотрена также для объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке (ст. ст. 14, 15 Закона об уничтожении химического оружия).

12. Для оценки качества деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организациях, деятельности службы охраны труда, работы по проведению аттестации рабочих мест, обучению и профессиональной подготовке работников в области охраны труда и др. ст 212 ТК РФ предусматривает необходимость проведения сертификации работ по охране труда. В этих целях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), а также утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда (БНА РФ. 2002. N 33).

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, ведающим вопросами охраны труда, поручено провести подготовительную работу для введения сертификации работ по охране труда в организациях.

Организационную структуру ССОТ образуют:

  • Минтруд России;
  • Центральный орган ССОТ, определяемый Минтрудом России;
  • центр охраны труда;
  • центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;
  • аккредитованные органы по сертификации;
  • аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Сертификация работ по охране труда осуществляется в соответствии с заявками организаций по мере их готовности к проверке и оценке указанных работ органами по сертификации на соответствие нормам и требованиям охраны труда и получению сертификата безопасности.

Наличие сертификата безопасности свидетельствует о том, что состояние работы по охране труда в данной организации соответствует установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и ей могут быть сделаны скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемые Фондом социального страхования РФ на текущий год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 652 (СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696).

13. Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем (страхователем) за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования РФ (страховщику) в установленном порядке обязательных платежей (ст. 17 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).

Размер страховых взносов определяется исходя из страховых тарифов, устанавливаемых в законодательном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 186-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3800) установлено, что в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5592).

Размер тарифов установлен в процентах к начисленной работодателем оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Таких классов профессионального риска названным Федеральным законом установлено 32. Значит, по виду экономической деятельности, отнесенному к 4 классу профессионального риска, размер страховых взносов составит 0,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; по видам экономической деятельности, отнесенным к 22 классу профессионального риска, — 3,4%. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 (СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5300). Порядок начисления, учета и расходования средств на обязательное социальное страхование регулируется соответствующими Правилами (Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184 // СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1181).

Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863 // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4693).

Капитализированные платежи вносятся ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика.

Перечисляются эти платежи в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. В соответствии со ст. 64 ГК страховщику они должны перечисляться в первоочередном порядке.

Аккумулированные Фондом социального страхования РФ страховые взносы используются этим Фондом на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных при исполнении ими трудовых обязанностей по трудовому договору, и в иных установленных Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний случаях путем предоставления застрахованным в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (см. коммент. к ст. 184).

14. Статья 212 ТК РФ не только закрепляет обязанности работодателя по созданию безопасных условий и охраны труда, но и обязывает его обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассматривать представления органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки.

Спецоценка условий труда: изменения для работодателей

Аттестация рабочих мест работников – давно в прошлом

До 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность:

  1. Аттестация рабочих мест – обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н).
  2. Специальная оценка условий труда – ранее это понятие существовало, а вот нормативно не регулировалось. Было лишь упоминание о специальной оценке в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 2014 года законодатели пришли «к одному знаменателю» – специальная оценка условий труда. Революции не произошло. Суть и методика проведения спецоценки практически не поменялись.

Проведение специальной оценки условий труда – это обязанность работодателя, которая закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников.

К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290, порядок проведения спецоценки — отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест. Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, — в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н.

Разберем основные изменения по спецоценке с 2016 года.

Изменения в спецоценке с мая 2016 года

Большая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку. Но есть изменения и для работодателей.

  • Работодатель обязан при наличии предложений от работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов предоставить указанные предложения организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Проще говоря, если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать.
  • Теперь работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми.

Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2016 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест. Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года. То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточненку.

  • Работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне.

  • В случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, запрещено ухудшать положение работников, рабочие места которых проверяются внепланово, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой оценки. То есть, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Пример: проводится внеплановая спецоценка условий труда. Пока не утвердили отчет о ее проведении, запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ответы на вопросы по проведению спецоценки

Спецоценка офисных работников – это обязательно?

  • Да, оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Хотя ранее они не подлежали аттестации (п. 4 Порядка № 342н).

Контроль проведения специальной оценки условий труда

Можно ли сделать вид, что оценка была, хотя, на самом деле, ее не было? – Нет, нельзя.

Комментирует Юлия Бусыгина, ведущая онлайн-курса «Расчеты с персоналом по оплате труда»:

«С 2015 года установлена административная ответственность за непроведение спецоценки или за нарушение порядка проведения спецоценки (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Работодателя могут предупредить за нарушение и оштрафовать (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • физлицо (ИП) – на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • организацию – на сумму от 60 000 до 80 000 руб. (п. 3 ст. 11 Закона № 421-ФЗ).

При повторных нарушениях:

  • организацию могут оштрафовать на сумму до 200 000 руб. или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток;
  • ИП – на сумму до 40 000 руб. или приостановить деятельность до 90 суток.

Должностному лицу грозит предупреждение, штраф 10 000 руб. (за повторное нарушение — 40 000 руб.) или дисквалификация от 1 до 3 лет».

Расчеты с персоналом по оплате труда Повышение квалификации в Контур.Школе Программа

Результаты аттестации будут действовать?

Результаты аттестации, которая проводилась до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Максимальный срок – до 31 декабря 2018 года (п. п. 4 и 6 ст. 27 Закона о спецоценке).

В некоторых случаях спецоценку обязательно провести внепланово.

Специальная оценка условий труда в ТК РФ

Спецоценка в настоящий момент является одним из инструментов, обеспечивающих соблюдение прав сотрудника со стороны работодателя. В частности, ее реализация служит для выполнения нормативных требований в области уровня безопасности трудовой деятельности. Кроме того, ее итоги используются в целях профилактики профзаболеваний и травм. Поэтому в Трудовом кодексе специальной оценке условий труда посвящены сразу несколько разделов.

Трудовой кодекс: СОУТ и роль государства

  • Статья Трудового кодекса: специальная оценка условий труда и деятельность работодателя
  • Применение результатов СОУТ работодателем
  • Запрещение дискриминации

В списке статей о специальной оценке условий труда, содержащихся в ТК РФ, необходимо обратить особое внимание на ст.210. В ней описываются ключевые направления стратегии и политики, реализуемой государством в сфере охраны труда работников. В этом разделе содержится также упоминание о СОУТ, которая, таким образом, рассматривается в качества важного элемента такой политики. В данной статье Трудового кодекса СОУТ выступает как субъект государственного регулирования. Иначе говоря, законодатель принимает на себя обязательство по формированию и контролю реализации правил ее выполнения и экспертизы уровня качества таких работ.

Статья Трудового кодекса: специальная оценка условий труда и деятельность работодателя

Вопросам роли работодателя при проведении СОУТ посвящена ст. 212 ТК РФ. В данном разделе перечисляются обязанности компании в части достижения нужного уровня безопасности трудовой деятельности своих специалистов. Одной из них является специальная оценка условий труда: Трудовой кодекс обязывает компанию проводить данную процедуру. При этом она должна реализовываться согласно условиям 426-ФЗ и других документов в данной сфере.

Применение результатов СОУТ работодателем

Тем не менее, только процедурой спецоценки деятельность работодателя в данной области не ограничивается. Так, та же ст. 212 ТК РФ предусматривает ряд обязательных действия, которые тот обязан предпринять в том числе с учетом результатов СОУТ. По Трудовому кодексу специальная оценка условий труда учитывается при:

  • определении соотношения работы и отдыха на конкретной позиции;
  • установлении норм выдачи специальных изделий, служащих для защиты сотрудников;
  • организации регулярного контроля фактической ситуации по результатам специальной оценки условий труда по ТК РФ;
  • проведении осмотров работников специалистами медучреждений, если их деятельность требует проведения таких мероприятий согласно законодательству;
  • предоставлении сотрудникам сведений о фактических условиях в компании;
  • определении объемов льгот и пособий согласно фактическим условиям выполнения работ;
  • установлении объемов платежей в соцфонды РФ по итогам специальной оценки труда по Трудовому кодексу;
  • прочих работах, имеющих целью повышение качества условий для специалистов предприятия и профилактику патологических состояний, связанных с рабочим процессом.

Запрещение дискриминации

Какая бы то ни было дискриминация работников запрещена Трудовым кодексом. При этом итоги специальной оценки труда для статьи 3 ТК РФ, посвященной этому вопросу, могут сыграть весьма важную роль. Так, в случае, если выяснится, что условия труда в компании используются в целях нарушения прав сотрудников на справедливую оплату труда, организация может быть привлечена к ответственности. Например, это может случиться, если обнаружится, что компания по-разному оплачивает одинаковые работы с одинаковыми условиями их выполнения. В такой ситуации организация может быть привлечена к ответственности.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *