Стандарты бухгалтерского учета

Содержание

>Разбираемся в новых стандартах бухучета

Новые стандарты бухучета 2019

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2019 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Обозначим основные новшества более подробно: стандарты бухгалтерского учета 2019.

Учетная политика 2019

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Однако обозначенный Приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ должен быть общедоступным. Иными словами, УП подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2019 год».

События после отчетной даты

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2019 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.

ФСБУ: Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Новые стандарты бухучета 2019 по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. Так, к примеру, ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта должна быть отражена в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют стандарты бухучета с 2019 года бюджетникам.

Новый ФСБУ устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Действующие стандарты бухучета 2018

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные Приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

ВАЖНО! Это не окончательные изменения, планируется ввести еще 24 стандарта до 2020 года.

Программа внедрения нового учета регламентирована Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Будущие нововведения коснутся порядка формирования учетной политики, правил отражения событий после отчетной даты, алгоритма отражения условных обязательств и активов и прочего.

Федеральный стандарт 2018: основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу.

Федеральный стандарт «основные средства 2018» вводит абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Однако такая недвижимость не может быть использована учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства можно учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом можно объединить офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. Будут три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Основные изменения стандарта ОС 2018 года

Федеральный стандарт отчетности

Стандарт бухгалтерского учета 2018 по отчетности содержит новую методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые данные отчетности придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда — федеральный стандарт бухучета 2018

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом 2018. Чтобы правильно отразить операции в учете, следует определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, следует учесть в составе основных средств бюджетного учреждения. Однако к учету следует одновременно принять и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия)

Эту страницу предлагается объединить со страницей Основная образовательная программа. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/5 октября 2013.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Цели ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Структура ФГОС

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.

Реализация ФГОС в образовательном процессе

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.

Поколения государственных образовательных стандартов

Стандарты общего образования:

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.

Стандарты высшего профессионального образования:

  • стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
  • стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года), согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:

  • структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
  • общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
  • общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и её объем;
  • академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
  • общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
  • порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
  • правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом, а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Разработка ФГОС

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).

Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования;
  • институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;
  • Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.

Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.

Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.

Порядок принятия ФГОС осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

ФГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями вузов по образованию по соответствующим направлениям подготовки и их базовыми вузами.

В связи с принятием нового закона об образовании и изменений к Трудовому кодексу, вводящим понятие профессионального стандарта по каждой профессии (профессиональной области), планируется разработка ФГОС с учетом положений профессиональных стандартов.

История разработки образовательных стандартов в России

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

По мнению бывшего министра образования РФ Эдуарда Дмитриевича Днепрова, существенный шаг назад — в сторону унитаризма в образовании — делали проекты поправок, снимая в законе понятие «национально-региональный компонент» государственных образовательных стандартов и заменяя его «региональным компонентом» (ст. 7, п. 1; ст. 29, п. 2е). Эта тенденция прослеживалась и в утвержденном Министерством образования в 1993 г. базисном учебном плане. Усилившаяся к 1996 году стандартизация образования вызвала сопротивление педагогической общественности, выразившееся в забастовках и акциях протеста работников системы образования.

В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:

  • цели образования на каждой ступени обучения
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ
  • предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки
  • требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы
  • требования к условиям образовательного процесса

Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).

В результате этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:

  • из стандартов исчезал целевой блок;
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем; в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ;
  • исчезало понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
  • из стандарта исчезли требования к условиям образовательного процесса.

Оставшаяся в законе указанная трехмерность федерального компонента образовательного стандарта, по мнению Э. Д. Днепрова, «уже вскоре оказалась явно недостаточной, не адекватной ни потребностям образовательной практики, ни запросам развития самого законодательства об образовании. Именно поэтому уже при принятии в 1996 году Федерального закона „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ произошел слом этой узкой законодательной нормы и частичный возврат к исходному замыслу Закона Российской Федерации „Об образовании“. В пункте 2 статьи 5 вузовского закона вновь появились „требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ“ и „условиям их реализации“. Таким образом, возвращаясь к истокам, этот закон делал два существенных шага вперед в трактовке образовательного стандарта. Вновь обращалось внимание на условия реализации образовательных программ и вводились требования к их обязательному минимуму, что уже не позволяло свести этот минимум к банальному перечню предметных тем».

Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.

В 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

В истории разработка государственных стандартов общего образования имеет четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.

С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральными государственными образовательными стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.

Критика образовательных стандартов

Открыто критикует идеи, воплощенные в образовательных стандартах, бывший министр образования РФ Э. Д. Днепров, посвятивший вопросу стандартизации образования книгу «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки».

Критически относится к проблеме стандартизации образования И. И. Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы.

Имеется ряд публикаций, в которых отмечается, что заявленные разработчиками стандартов идеи и подходы фактически в них не реализованы. Особенно это касается ФГОС среднего профессионального образования, в основу которых положен компетентностный подход.

См. также

  • Государственные образовательные стандарты
  • Государственный стандарт общего образования (Россия)
  • Учебно-методический комплекс
  • Учебное пособие
  • Универсальные учебные действия
  • Компетенции и компетентностный подход — новая черта УМК (начиная с ФГОС 3-го поколения)
  • Знания, умения, навыки — прежний подход к разработке УМК
  • Профессиональный стандарт

Примечания

  1. Пункт 6 Статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Портал «Российское образование»
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации
  4. 1 2 Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Архивировано 17 сентября 2013 года.
  5. Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. Портал «Российское образование»
  7. Министерство образования и науки Российской Федерации
  8. Портал «Российское образование»
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940
  10. Министерство образования и науки Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения 23 октября 2019. Архивировано 17 декабря 2017 года.
  11. Министерство образования и науки Российской Федерации
  12. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов
  13. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
  14. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя
  15. 1 2 Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-7897-0241-2
  16. 1 2 3 Э. Д. Днепров. Образовательный стандарт — инструмент обновления содержания общего образования
  17. Статья 43 Конституции Российской Федерации
  18. Майоров А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» Электронный ресурс
  19. Деркач А.М. Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного специалиста // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 217-230.

Литература

Ссылки

  • Портал «Российское образование»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ
  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования

  • Среднее профессиональное образование
    • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • программы подготовки специалистов среднего звена
  • Высшее образование
    • программы бакалавриата
    • программы специалитета
    • программы магистратуры
    • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    • программы асситентуры-стажировки
    • программы ординатуры

  • Дополнительное образование детей и взрослых
    • предпрофильные программы
    • общеразвивающие программы
  • Дополнительное профессиональное образование
    • программы повышения квалификации
    • программы профессиональной переподготовки

  • Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
  • Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование Профессиональное обучение Направления образования в России

  • Дошкольная образовательная организация
    • ясли, детский сад
  • Общеобразовательная организация
    • школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус
  • Профессиональная образовательная организация
    • колледж, техникум, профессиональный лицей, профессиональное училище
  • Образовательные организации высшего образования
    • вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет
  • Организация дополнительного образования
    • учреждения дополнительного образования детей
  • Организация дополнительного профессионального образования
    • институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации

  • Органы управления образованием в России
    • федеральный уровень
    • региональный уровень
    • муниципальный уровень
  • ФГОС
  • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям
  • Лицензирование образовательной деятельности
  • Аккредитация
  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Аттестация выпускников
    • ЕГЭ, ОГЭ, итоговая государственная аттестация студентов вузов

Организация образования в России
Типы образовательных организаций Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Реформа образования в России

История образования в России
Этапы

Новые стандарты 2019 года

Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018 г.

В следующем году вступят в силу минимум 5 федеральных стандартов. Разберем, какие требования они предъявляют к учреждениям в целом и бухгалтерам в частности.

Новые федеральные стандарты

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (далее Стандарты) были утверждены приказами Минфина РФ:

  1. №274н от 30.12.2017 – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

  2. №275н от 30.12.2017 – «События после отчетной даты».

  3. №278н от 30.12.2017 – «Отчет о движении денежных средств».

  4. №32н от 27.02.2018 – «Доходы».

  5. №122н от 30.05.2018 – «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Проект еще одного Стандарта «Выплаты персоналу» был размещен на официальном сайте 13 декабря 2017 и до настоящего времени приказом Минфина не утвержден.

Стандарт «Доходы»

Стандарт «Доходы» предусматривает изменение структуры доходов и порядка отражения информации о них в отчетности.

Новый Стандарт коснется изменений не всех видов доходов, в его действия не попадут такие доходы как:

  • инвестиции в форме дивидендов, объявленных (выплаченных) объектом инвестирования и учитываемых по методу долевого участия;

  • продажа запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;

  • продажа основных средств и нематериальных активов;

  • от договоров аренды и безвозмездного пользования;

  • изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытия;

  • изменения обменных курсов;

  • первоначального признания биологических активов и биологической продукции;

  • изменение справедливой стоимости других нефинансовых активов.

Новое в структуре доходов – доходы с похожими принципами оценки и признания в учете объединят в две учетные группы: по необменным операциям и по обменным операциям. Информация о доходах каждой из них в отчетности должна быть раскрыта обособленно. Внутри групп предусмотрено деление доходов на виды (таблица 1).

Таблица 1 «Виды доходов»

По необменным операциям: По обменным операциям:

1. Налоги, сборы, пошлины, таможенные платежи.

2. Страховые взносы.

3. Безвозмездные поступления от бюджетов.

4. Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба.

5. Прочие доходы от необменных операций.

1. Доходы от собственности.

2. Доходы от реализации.

Доходы от реализации будут признаваться на дату, когда выполнены несколько условий:

  • к покупателю перешли существенные риски и выгоды, связанные с владением товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;

  • субъект учета не сохраняет за собой фактический контроль над товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;

  • у субъекта учета возникло право на получение экономических выгод или полезного потенциала, которые связаны с операцией;

  • величина дохода может быть надежно оценена.

Доходы от субсидии на выполнение госзадания будут отражаться в составе доходов будущих периодов на дату возникновения права на получение субсидии. По мере исполнения госзадания доходы будут включать в состав доходов от реализации текущего отчетного периода.

Согласно Стандарту работы и услуги, полученные от необменных операций, не являются доходом и не подлежат учету, если информация об их получении раскрывается в отчетности. Сейчас в инструкциях нет требования учитывать такие операции в бухучете, но есть положения законодательства о бухучете, из-за которых возникают неясности. К примеру, любой факт хозяйственной жизни нужно отражать в регистрах бухучета.

Большинство требований Стандарта как приводить информацию о доходах в отчетности относится к пояснительной записке. В ней при сдаче годовой отчетности потребуется указывать:

  • положения учетной политики, об особенностях признания доходов субъектом учета;

  • доходы в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот и скидок;

  • доходы от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанные в текущем отчетном периоде, и характер этих ценностей;

  • основные виды безвозмездно полученных услуг, работ;

  • дебиторскую задолженность по необменным операциям;

  • суммы изменений доходов будущих периодов по видам доходов;

  • суммы обязательств по авансовым поступлениям.

Информацию о доходах от реализации нужно делить по видам деятельности (КФО 2, 4) и раскрывать отдельно.

Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Рассматриваемый Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

Стандарт раскрывает такие понятия, как перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 Стандарта. Указанный пункт имеет сходства с п.6 Инструкции №157, в связи с чем состав разделов учетной политики пересматривать нет необходимости.

Оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухучета и отражаемого в бухгалтерской отчетности, когда отсутствует точный способ его определения.

К оценочным значениям относятся:

1. Сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.

2. Величины оценочных резервов.

3. Величины амортизационных отчислений.

4. Величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

5. Иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Изменение оценочного значения нельзя признать изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Оно отражается в бухгалтерской отчетности перспективно. Однако изменение метода определения оценочного значения — это уже изменение учетной политики. Его следует раскрывать в отчетности.

Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности

В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.

Корректировать уже утвержденную и сданную отчетность нельзя. Все исправления необходимо вносить в отчет за тот период, в котором была выявлена ошибка. Например, если в III квартале 2019 г. вы обнаружите, что неправильно отразили обороты по счетам в I квартале того же года, то отчетность с исправлениями нужно будет представить за III квартал.

Таблица 2 «Порядок исправления ошибки в бухгалтерской отчетности»

Период обнаружения ошибки

Правила исправления ошибки

Выявлена в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания отчетности, но до предельной даты ее представления.

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на последнюю отчетную дату отчетного периода.

2. Уточнить отчетность.

Выявлена в ходе камеральной проверки отчетности после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.

2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

Выявлена в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения.

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.

2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

Если ошибка, допущенная при отражении операций в учете, обнаружена в текущем году, то ее исправить несложно, необходимо руководствоваться действующими правилами.

Старые ошибки исправить сложнее. Если год закончился и отчетность утверждена, то счета, финансового результата текущего года (401.10 и 401.20), уже сведены на счет 401.30. В течение года счет 401.30 применять для создания корректирующих проводок, относящихся к прошлым отчетным периодам, нельзя.

В зависимости от характера и периода ошибки исправления нужно вносить с использованием специальных новых счетов.

Таблица 3 «Исправление старых ошибок»

Период ошибки

Исправляем

Финансовый результат

Консолидируемые расчеты

Иное

Год, предшествующий отчетному

Более ранние годы

В пояснениях к годовой отчетности необходимо раскрыть:

  • информацию в отношении изменения учетной политики;

  • сведения об изменении оценочного значения;

  • информацию об ошибках предшествующих годов.

Стандарт «События после отчетной даты»

Событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни учреждения, которые:

  • оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения;

  • произошли в период между отчетной датой и датой подписания отчетности.

Поступление после отчетной даты первичных учетных документов по уже возникшим в отчетном периоде фактам хозяйственной жизни не является событием после отчетной даты. Факты хозяйственной жизни признают в бухучете в момент их возникновения. Если эти документы поступили до даты подписания отчетности, зарегистрировать их в отчетном периоде – обязанность учреждения.

Стандарт «События после отчетной даты» устанавливает:

  • классификацию фактов хозяйственной жизни — событий после отчетной даты;

  • правила отражения в бухучете указанных фактов хозяйственной жизни;

  • правила раскрытия информации о событиях после отчетной даты при составлении и представлении отчетности.

События после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно.

События после отчетной даты делятся на два вида:

События, подтверждающие условия деятельности:

  • выявление документов, подтверждающих наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежности к взысканию, если на отчетную дату в ее отношении уже принимались меры по взысканию (смерть физлица-должника или ликвидация организации-должника);

  • завершение после отчетной даты гос. регистрации права собственности, инициированной в отчетном периоде;

  • изменение после отчетной даты кадастровой оценки нефинансового актива.

События, указывающие на условия деятельности, признают:

  • принятие решения о реорганизации или ликвидации учреждения, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;

  • существенное поступление или выбытие активов по операциям, инициированным в отчетном периоде.

События в зависимости от вида отражаются в учете по-разному.

Событие, подтверждающее условия деятельности, показывают последним днем года по правилам отражения исправлений ошибок.

Событие, свидетельствующее об условиях деятельности, – путем выполнения записей в периоде, следующем за отчетным.

Если отчетность сдана, но еще не утверждена, то по решению учредителя обнаруженная ошибка может быть исправлена последним днем отчетного периода.

Стандарт «Отчет о движении денежных средств»

Стандарт устанавливает общие требования, термины и методические основы формирования данного отчета.

Форма отчета и порядок ее заполнения для казенных учреждений (ф.0503123) закреплены в Инструкции № 191н, для бюджетных и автономных учреждений (ф. 0503723) и порядок заполнения – в Инструкции № 33н.

Как и сейчас, отчет необходимо будет составлять в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитики по видам поступлений и выбытий, которые отражены в бухучете.

Поступления и выбытия денег и их эквивалентов разделены на денежные потоки от операций:

  • текущих;

  • инвестиционных;

  • финансовых.

Текущие операции – это операции, связанные с реализацией учреждением возложенных на него полномочий или функций.

Например, денежными потоками учреждения от текущих операций признают:

  • по поступлению – доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, доходы от оказания платных услуг, в том числе субсидии на выполнение государственного или муниципального задания;

  • по оплате – расходы на оплату труда, на приобретение товаров (работ, услуг) и материальных запасов, на уплату налогов, сборов, взносов.

Денежные потоки учреждения от инвестиционных операций:

  • по поступлению – реализация основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, возврат предоставленных займов;

  • по выбытию – приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, предоставление займов.

Финансовые операции – это операции, которые приводят к изменению размера и состава заемных средств учреждения.

Денежные потоки, которые не могут быть однозначно классифицированы, следует признавать денежными потоками от текущих операций.

Денежные потоки от различных типов операций в отчете нужно показывать отдельно друг от друга. Причем, если платеж или поступление от одной хозяйственной операции состоит из денежных потоков от разных типов операций, их тоже надо разделять. Например, если возврат займа и уплата процентов проходят одной суммой, то погашение основного долга отражают в составе денежных потоков от финансовых операций, а процентов — в составе текущих операций.

При формировании отчета необходимо учитывать также следующие особенности:

  • денежные потоки необходимо отражать как чистые поступления или выбытия денежных средств, то есть с учетом возвратов, произведенных в отчетном периоде;

  • величину денежных потоков в инвалюте следует пересчитывать в рубли на дату осуществления или поступления платежа.

Стандарт «Влияние изменений курсов иностранных валют»

Стандарт предусматривает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в инвалюте, в рубли;

  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;

  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета указанных показателей в отчетности учреждений.

Все активы и обязательства учреждений разделены на монетарные и немонетарные.

Валютные монетарные активы – активы, выраженные в инвалюте или в рублевом эквиваленте, подлежащие получению в виде денег или их эквивалентов. Например, финансовые вложения в долговые ценные бумаги, предоставленные кредиты (займы).

Валютные монетарные обязательства – обязательства, выраженные в инвалюте, подлежащие погашению деньгами, их эквивалентами или иными монетарными активами. Например, кредиторская задолженность (за исключением полученных авансов), полученные кредиты (займы).

Остальные валютные активы и обязательства немонетарные. Например, выданные и полученные авансы.

От вида объекта учета зависит порядок его пересчета.

Стоимость валютных монетарных активов и обязательств надо пересчитывать в рубли по курсу:

  • на дату совершения с ними операций;

  • на каждую отчетную дату.

Курсовые разницы от пересчета признают в бухучете в составе финансового результата текущего периода. Учет разниц ведется обособленно.

Стоимость валютных немонетарных активов нужно пересчитывать на каждую дату определения или изменения стоимости. Однако это касается только тех активов, которые учитывают по справедливой стоимости. Курсовые разницы включают в доходы от оценки активов в том периоде, в котором они возникли.

Стоимость других валютных немонетарных активов, а также немонетарных обязательств пересчитывать не нужно.

Следует помнить, что в некоторых случаях (прямо установлены иными нормативными актами) учреждения должны вести учет объектов одновременно в инвалюте и в рублях. Например, учреждение выдало аванс работнику на загранкомандировку в валюте. На дату выдачи денег под отчет оно отразит долг работника одновременно в валюте и в рублях.

В 2019 году вступят в силу минимум пять федеральных стандартов. Разберем, какие требования они предъявляют к учреждениям в целом и бухгалтерам в частности.

Краткая справка: кто разрабатывает бухгалтерскую «нормативку» и осуществляет ее экспертизу?

Новый виток реформы начался с принятия Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ст. 21 этого закона бухгалтерские нормативные документы подразделяются на:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

При этом впервые в новейшей российской истории субъекты регулирования бухгалтерского учета были разделены на государственные (Министерство финансов и Центральный банк Российской Федерации) и негосударственные (некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета). Существенную часть бухгалтерских стандартов теперь разрабатывают негосударственные регуляторы.

Взаимодействие между негосударственными и государственными регуляторами осуществляется через совет по стандартам бухгалтерского учета. Для реализации этой нормы закона был выпущен приказ Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета», утвердивший положение о совете по стандартам бухгалтерского учета.

Основной функцией совета является проведение экспертизы проектов бухгалтерских стандартов. Протоколом № 1 от 18.02.2016 был утвержден регламент Совета по стандартам бухгалтерского учета, в соответствии с которым организуется работа Совета. Таким образом, была создана инфраструктура реализации завершающего этапа реформы бухгалтерского учета в России. С 2016 г. началась, собственно, реализация.

Федеральные стандарты: быстро движемся в сторону МСФО

Перечень федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), разрабатываемых в ближайшие 3 календарных года, определяется программой их разработки. Правила подготовки и уточнения программы установлены приказом Минфина России от 11.03.2013 № 26н.

ФСБУ разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и направляются на экспертизу в совет по стандартам бухгалтерского учета. Если совет одобряет проект стандарта, то Минфин утверждает его к применению. Минфин может разрабатывать ФСБУ самостоятельно, но только если ни один негосударственный регулятор не принял на себя обязательства по его разработке.

За 2019–2021 гг. должны быть приняты 14 ФСБУ. Еще 4 действующих ПБУ будут существенно изменены. Половина новых ФСБУ заменят существующие ПБУ, остальных стандартов в российском нормативном поле раньше не было. Принципиально новой для российского бухгалтерского учета является степень вовлеченности профессионального сообщества в разработку бухгалтерских стандартов. Лишь 3 из 14 проектов новых ФСБУ разрабатываются самим Минфином России. Разработчиками оставшихся проектов назначены 4 негосударственных регулятора.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, планируемые к принятию в 2019–2021 гг.

ФСБУ Предполагаемый год вступления в силу для обязательного применения Разработчик проекта
Запасы 2019 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Нематериальные активы 2019 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Аренда 2020 Минфин России
Основные средства 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Незавершенные капитальные вложения 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020 Минфин России
Бухгалтерская отчетность 2020 СРО «Российский Союз аудиторов»
Некоммерческая деятельность 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Доходы 2020 НП «ИПБ России»
Расходы 2020 НП «ИПБ России»
Финансовые инструменты 2021 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Добыча полезных ископаемых 2021 Фонд «НСФО»
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021 Минфин России

Из негосударственных разработчиков в срок работу выполнил только Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»). Остальные по состоянию на 01.05.2018 не представили в Минфин России уведомления о разработке ФСБУ и не начали процедуру публичного обсуждения текстов проектов.

В проекте программы разработки ФСБУ на 2018-2020 гг. негосударственных регуляторов осталось уже трое – Российский союз аудиторов там не фигурирует.

Состояние работы над проектами ФСБУ, разрабатываемыми Фондом НРБУ «БМЦ» на 01.05.2018

ФСБУ Стадия разработки
Запасы Совет по стандартам бухгалтерского учета:рекомендован к утверждению Минфином России 05.02.2018
Нематериальные активы Совет по стандартам бухгалтерского учета:передан для рассмотрения
Основные средства Совет по стандартам бухгалтерского учета:исправлен по замечаниям Совета
Незавершенные капитальные вложения Совет по стандартам бухгалтерского учета:передан для рассмотрения
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) Общественное обсуждение
Некоммерческая деятельность Общественное обсуждение
Финансовые инструменты Разработка не начата

Таким образом, новый порядок разработки и утверждения ФСБУ в 2016–2017 гг. начал применяться на практике. При этом весьма вероятно вступление в силу нового ФСБУ «Запасы» с 01.01.2019, о чем я уже писал подробно.

Отраслевые стандарты: Центробанк там правит бал

Отраслевые стандарты разрабатываются Центральным банком Российской Федерации и утверждаются им же (в пределах его компетенции) либо Минфином России. До 2016 г. Центральным банком Российской Федерации разработано 20 отраслевых стандартов, которые утверждены в сентябре — декабре 2015 г.. Еще 1 отраслевой стандарт был принят в начале 2016 г. без рассмотрения советом по стандартам бухгалтерского учета. В 2016–2018 гг. советом по стандартам бухгалтерского учета рассмотрено 4 проекта отраслевых стандартов, 2 из которых были одобрены.

Результаты работы над проектами отраслевых стандартов за 2016–2018 гг.

Отраслевой стандарт Результат рассмотрения
Бухгалтерский учет кредитными организациями операций, связанных с выполнением обязательных резервных требований Одобрен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 4 от 26.08.2016), утвержден Банком России 20.10.2016 № 554-П
Учетная политика некредитных финансовых организаций Отклонен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 5 от 21.09.2016)
Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовых компаний, кредитных потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов последующего уровня, жилищных накопительных кооперативов Одобрен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 16 от 09.06.2017), утвержден Банком России 25.10.2017 № 614-П
Бухгалтерский учет в отдельных некредитных финансовых организациях Прекращено проведение экспертизы проекта по инициативе Банка России (протокол № 19 от 21.09.2017)

Отсутствие других разработчиков отраслевых стандартов делает финансовый сектор экономики фактически единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Таким образом, все документы, содержащие отраслевую специфику применения ФСБУ, не относящуюся к финансовому сектору, теперь спущены на уровень рекомендаций.

Рекомендации в области бухгалтерского учета: суждение профсообщества на смену методическим указаниям министерств и ведомств

Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.

Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2018 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.

Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения

Отрасль Количество рекомендаций
Любая 63
Нефтегазовая промышленность 9
Машиностроение 6
Связь 4
Торговля 2
Горнодобывающая промышленность 1
Сельское хозяйство 1
Лизинг 1
Деятельность некоммерческих организаций 1

Еще 2 рекомендации в области бухгалтерского учета были разработаны и утверждены в 2013 г. Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России («Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Альбом форм первичных учетных и иных документов, рекомендуемых ИПБ России для применения экономическими субъектами»). Итого по состоянию на 01.05.2018 в России действуют 90 рекомендаций в области бухгалтерского учета, которые уже можно применять в практической работе.

Еще 2 рекомендации в области бухгалтерского учета были разработаны и утверждены в 2013 г. Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России («Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Альбом форм первичных учетных и иных документов, рекомендуемых ИПБ России для применения экономическими субъектами»). Итого по состоянию на 01.05.2018 в России действуют 90 рекомендаций в области бухгалтерского учета, которые уже можно применять в практической работе.

Зачем это мне?

Бухгалтеру.

Готовимся к изменениям, коллеги. Новые стандарты неотвратимы. Лето – лучшее время, чтобы изучить хотя бы те проектов ФСБУ, которые вступят в силу в ближайшие годы. Да, есть вероятность, что ФСБУ «Запасы» вступит в силу не с 2019, а с 2020 года. Но, я бы не стал на это сильно рассчитывать. И, в любом случае, содержательная часть стандарта уже не изменится – могут поменяться только отдельные термины. А 2020 год обещает быть очень напряженным, если хотя бы половина запланированных ФСБУ будет введена в срок.

При этом каждый из вас может попытаться улучшить будущую «нормативку». Мы сотрудничаем с Фондом «НРБУ «БМЦ» и участвовали в процедуре общественного обсуждения проектов ФСБУ с обеих сторон: как критики и как участники рабочих групп Фонда, которые рассматривают поступившие замечания. Эта процедура является абсолютно прозрачной. Замечания и предложения по текстам проектов ФСБУ принимаются Фондом по электронной почте. Протоколы заседаний рабочих групп по разработке ФСБУ с результатами обсуждения замечаний и предложений доступны на сайте Фонда.

То есть любой критик проектов ФСБУ видит реакцию разработчика на свою критику. Та же история с рекомендациями. Конечно, можно абстрагироваться от этой общественной работы — стандарты в любом случае будут разработаны и утверждены. Но тогда не нужно жаловаться, что стандарты плохие. Вы имели шанс их улучшить.

Директору.

В обучение бухгалтера придется вкладывать деньги. Смиритесь с этой мыслью. Новые стандарты гораздо сложнее существующих. Если он не будет учиться, проблемы возникнут у вас.

Возможно, придется расширять штат бухгалтерии или даже менять существующих специалистов. Многие бухгалтеры, которые справляются со своей работой сейчас, к сожалению, новые стандарты не «вывезут». Думаю, что в ближайшее время крупные бухгалтерские и аудиторские фирмы откроют курсы по обучению бухгалтеров работе с новыми стандартами.

Источник: Гениальный штаб — аутсорсинг бухгалтерии, по материалам статьи Алексея Иванова в №2/2018 журнала «Учет. Анализ. Аудит», актуализированным по состоянию на 01.05.2018.

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *