Соглашение об избежании двойного налогообложения с польшей

Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)

Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

Двойное налогообложение в России

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Договоры об устранении двойного налогообложения

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Итоги

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2016-2018 годы».

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

Еще больше информации о судебной практике по данному вопросу вы найдете в нашей статье «ВС РФ вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода».

О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту, не удержавшему налог с дохода иностранной организации, если справка о местопребывании иностранной организации была представлена налоговому агенту позже произведенных им выплат доходов иностранной».

И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье «Если налоговый агент получил подтверждение резидентства контрагента после выплаты ему дохода, начисление пеней неправомерно».

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

  1. О проставлении апостиля.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

№ п/п

Иностранное государство — партнер по СДН

Вид документа

Дата подписания СДН

Дата вступления СДН в законную силу

Дата начала применения СДН в России

Дата начала применения СДН в стране-партнере

Австрийская Республика

Конвенция

Королевство Бельгия

Конвенция

Республика Болгария

Соглашение

Венгерская Республика

Конвенция

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Конвенция

01–06.04.1998

Греческая Республика

Конвенция

Республика Германия

Конвенция

29.05.1996 (в ред. от 15.10.2007)

Королевство Дания

Конвенция

Итальянская Республика

Конвенция

Ирландия

Соглашение

01–06.04.1996

Королевство Испания

Конвенция

Республика Кипр

Соглашение

05.12.1998 (в ред. от 07.10.2010)

Великое Герцогство Люксембург

Соглашение

28.06.1993 (в ред.от 21.11.2011)

Мальта

Конвенция

Королевство Нидерланды

Соглашение

Португальская Республика

Конвенция

Республика Польша

Соглашение

Румыния

Конвенция

Республика Словения

Конвенция

Словацкая Республика

Соглашение

Французская Республика

Конвенция

Финляндская Республика

Соглашение

04.05.1996 (в ред.от 14.04.2000)

Республика Хорватия

Соглашение

Чешская Республика

Конвенция

17.11.1995 (в ред.от 27.04.2007)

Королевство Швеция

Конвенция

Латвийская Республика

Соглашение

Литовская Республика

Соглашение

Королевство Норвегия

Конвенция

Швейцарская Конфедерация

Соглашение

15.11.1995 (в ред.от 24.09.2011)

Республика Албания

Конвенция

Республика Исландия

Конвенция

Республика Македония

Соглашение

Сербия и Черногория (бывшая Югославия)

Конвенция с Союзной Республикой Югославией

Республика Мали

Конвенция

Мексика

Соглашение

Республика Куба

Соглашение

Федеративная Республика Бразилия

Конвенция

В соответствии с письмом Минфина от 12.02.2014 № 03-08-06/5641 известно, что Конвенция не вступила в силу и не применяется

Аргентинская Республика

Конвенция

Республика Ботсвана

Конвенция

Боливарианская Республика Венесуэлла

Конвенция

Республика Чили

Конвенция

США

Договор

Канада

Соглашение

Катар

Соглашение

Исламская Республика Иран

Соглашение

Арабская Республика Египет

Соглашение

Государство Израиль

Конвенция

Алжирская Народная Демократическая Республика

Конвенция

Государство Кувейт

Соглашение

Ливанская Республика

Конвенция

Королевство Саудовская Аравия

Конвенция

Сирийская Арабская Республика

Соглашение

Турецкая Республика

Соглашение

Республика Индонезия

Соглашение

Республика Индия

Соглашение

Социалистическая Республика Вьетнам

Соглашение

Япония

Конвенция

Королевство Таиланд

Конвенция

Республика Филиппины

Конвенция

Монголия

Соглашение

Королевство Марокко

Соглашение

Китайская Народная Республика

Соглашение

13.10.2014 (в ред.от 08.05.2015)

Республика Корея

Конвенция

КНДР

Соглашение

Малайзия

Соглашение с СССР

Информация отсутствует

Республика Сингапур

Соглашение

09.09.2002 (в ред.от 17.11.2015)

ЮАР

Соглашение

Республика Намибия

Конвенция

Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

Соглашение

Австралия

Соглашение

Новая Зеландия

Соглашение

Республика Узбекистан

Соглашение

Республика Таджикистан

Соглашение

Туркменистан

Соглашение

Республика Молдова

Соглашение

Киргизская Республика

Соглашение

Республика Армения

Соглашение

28.12.1996 (в ред.от 24.10.2011)

Азербайджанская Республика

Соглашение

Украина

Соглашение

Республика Беларусь

Соглашение + Протокол

21.04.1995 (протокол — 24.01.2006)

Республика Казахстан

Конвенция

ОАЭ

Соглашение

Специальный административный район Гонконг КНР

Соглашение

Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.

Итоги

Чтобы снизить налоговое бремя российских коммерсантов, правительство РФ заключает соглашения об избежании двойного налогообложения с руководством других стран. Данные соглашения имеют преимущество над налоговым законодательством РФ. Но чтобы их применять, российским налогоплательщиком и его контрагентом должны быть соблюдены все условия международного договора и предоставлены в ФНС сопровождающие сделку документы.

ФНС разъяснила, как российской организации подтвердить постоянное пребывание в России

Согласно установленному порядку к заявлениям российских организаций о подтверждении статуса налогового резидента РФ прилагаются следующие документы:

  • заявление на бланке организации с указанием:
    • календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента РФ;
    • наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;
    • перечня прилагаемых документов.

    Заявление должно быть подписано руководителем организации или его уполномоченным представителем. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 НК РФ), необходимо дополнительно представить оригинал документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации по данному вопросу;

  • копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве. К таким документам можно отнести:

    • договор (контракт);
    • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов.

    Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации;

  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения);
  • копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

Информация об иных требованиях, которые предъявляются к порядку заполнения и представления документов, необходимых для подтверждения статуса налогового резидента РФ, размещена на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Работаем со странами, с которыми имеются международные соглашения об избежании двойного налогообложения: какими документами подтвердить

ИА ГАРАНТ

Российская организация заключает договоры с резидентами следующих стран: Германия, Италия, Испания, Эстония, Беларусь, Польша. Российская организация при выплате дохода иностранным организациям применяет положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Она требует от резидентов иностранных государств справки о подтверждении статуса налогового резидента соответствующей страны для применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Нужна ли легализация такой справки? В каком виде должна быть легализация? Если данная справка на иностранном языке, как должен быть оформлен перевод на русский язык?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учитывая последние разъяснения Минфина России о том, что требование о проставлении апостиля или иной легализации указанных документов является избыточным и создает дополнительные административные барьеры для ведения бизнеса, подписание Россией международных соглашений в отношении обмена налоговой информацией, а также позицию ВАС РФ о необязательности апостиля на документах, подтверждающих резидентство контрагентов стран, с которыми возможен налоговый обмен (все рассматриваемые в вопросе страны обеспечивают с Россией налоговый обмен), полагаем, что обязательного апостилирования Справок, полученных от рассматриваемых в вопросе контрагентов, не требуется.

Однако, по мнению налоговых органов, справки о постоянном местонахождении иностранной организации, выданные компетентными органами Беларуси и Германии (из рассматриваемого перечня стран) не требуют апостилирования в силу наличия договоренности между Россией и данными странами о взаимном признании официальных документов.

Что касается документов, выданных компетентными органами Италии, Испании, Эстонии и Польши, отметим, что Минфин России неоднократно рекомендовал налоговым органам принимать их без апостилирования. Однако судебная практика до недавнего времени свидетельствовала о том, что налоговые органы игнорировали указанную рекомендацию финансового ведомства и требовали предоставления апостилированных документов как подтверждения правомерности применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения. В некоторых случаях суды принимали доводы налоговых органов.

Что касается перевода на русский язык рассматриваемых документов, то, по мнению контролирующих органов, верность перевода:

  • заверяется консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране;

  • либо перевод осуществляет и заверяет нотариус;

  • либо перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ для правомерного применения положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве (далее — Справка), с которым РФ имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения (далее — Соглашение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений Соглашений подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Нормы НК РФ не содержат конкретных требований к порядку оформления и форме Справок. При этом такой документ:

  • должен подтверждать, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве*(1);

  • должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства;

  • должен быть переведен на русский язык.

Компетентными органами, которые уполномочены выдавать рассматриваемые Справки, являются применительно к*(2):

  • Германии — Федеральное министерство финансов или его уполномоченный представитель (пп. f п. 1 ст. 3 Соглашения с Германией);

  • Италии — Министерство экономики и финансов (абзац (ii) пп. (i) п. 1 Конвенции с Италией);

  • Испании — Министр экономики и финансов или его уполномоченный представитель (пп. «i» п. 1 ст. 3 Конвенции с Испанией);

  • Беларуси — Главная государственная налоговая инспекция или ее уполномоченный представитель (п. 1 ст. 3 Соглашения с Беларусью);

  • Польши — Министр финансов или уполномоченный им орган (пп. «g» п. 1 ст. 3 Соглашения с Польшей).

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована и, следовательно, не вступила в силу и не применяется. Учитывая изложенное, при налогообложении доходов, полученных от источников в Российской Федерации эстонской организацией, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, следует руководствоваться положениями НК РФ (письмо ФНС России от 13.09.2010 N ШС-37-3/11089@). Указанное не касается доходов, связанных с перевозками пассажиров и грузов, осуществляемых перевозчиками — резидентами Эстонии (в силу ст. 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992). В связи с чем Минфин России в письме от 25.05.2017 N 03-08-05/32208 указал, что доходы эстонского перевозчика не подлежат налогообложению налогом на прибыль в РФ при условии выполнения положений ст. 312 НК РФ. Указанным Соглашением не определен компетентный орган, который уполномочен выдавать документ, подтверждающий постоянное местонахождение компании в Эстонии. Например, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 11.05.2016 по делу N А32-7642/2015 налогоплательщик представил Справку, выданную Эстонским налогово-таможенным департаментом.

Форма документов

Соглашения не устанавливают обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), нет таких требований и в российском налоговом законодательстве. Исходя из разъяснений Минфина России и ФНС России Справки, выданные уполномоченными органами, подлежат применению российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат (письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-08-13/40642, ФНС России от 25.02.2016 N ОА-4-17/3030@, от 01.04.2015 N ОА-4-17/5392@, от 24.03.2014 N ОА-4-13/5288@):

  • наименование налогоплательщика;

  • период, за который подтверждается налоговый статус;

  • наименование международного договора, сторонами которого являются Российская Федерация/СССР и соответствующее иностранное государство, в целях исполнения положений которого выдается документ о подтверждении налогового статуса;

  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства.

В письме Минфина России от 09.10.2008 N 03-08-05/1 приведена примерная формулировка документа, который рассматривается в качестве подтверждения постоянного местопребывание иностранной организации: «Подтверждается, что иностранная организация… (наименование организации)… является (являлась) в течение… (указывается период)… лицом с постоянным местопребыванием в… (указывается государство)… в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и… (указывается иностранное государство)».

Легализация

Российская Федерация является участником Гаагской Конвенции от 05.10.1961 (далее — Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов и устанавливающей требования к оформлению официальных документов, выпущенных на территории одного договаривающегося государства и представляемых на территории другого договаривающегося государства.

Единственной формальностью согласно ст. 3 Конвенции является проставление штампа апостиль соответствующим компетентным органом государства, выпустившего официальный документ.

Одновременно абзацем вторым ст. 3 Конвенции установлено, что проставление апостиля на документах не может быть потребовано, если законы, правила, обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В связи с чем, а также с учетом сложившейся международной практики, Минфин России в письме от 05.10.2004 N 03-08-07 рекомендовал принимать неапостилированные официальные документы, выданные на территории иностранных государств, для подтверждения постоянного местонахождения организаций и физических лиц. Более того, Минфин России разъяснил, что в случае отсутствия у МНС России информации о компетентных органах какого-либо из иностранных государств (включая образцы печатей и подписей) Минфин России, являясь компетентным органом в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, в соответствии с положениями по обмену информацией готов оказать содействие в получении данной информации.

Позднее требование об апостиле на Справках было конкретизировано в письме Минфина РФ от 22.02.2006 N 03-08-05, в котором были учтены выводы постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05 (далее — Постановление N 990/05). В письме финансисты разъяснили, что перечень иностранных государств, равно как и формы документов, образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать сертификаты постоянного местопребывания, содержатся в информационной базе ФНС.

Однако налоговые органы придерживаются позиции, что если Соглашения не оговаривают вопрос легализации (апостилирования) документов, выдаваемых компетентными органами, то такие документы должны содержать апостиль. При этом налоговые органы данное требование обосновывают положениями статьи 3 Конвенции, а также выводами, содержащимися в постановлении N 990/05 (письмо УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@)*(3).
ФНС России письмом от 25.10.2005 N ВЕ-6-26/898@ довела до сведения нижестоящих органов список стран, документы из которых принимаются без апостиля. К таким государствам относятся Республика Беларусь, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия (смотрите также письма ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16590@, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@).

При этом судебная практика подтверждает, что налоговые органы не следуют рекомендации финансового ведомства о необязательности апостилирования документов, подтверждающих местонахождение иностранного контрагента при применении Соглашений (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2010 по делу N А32-16895/2009-1/205, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2008 N А56-5119/2008).

Отметим, что Соглашения с рассматриваемыми странами не содержат норм, устанавливающих порядок признания документов, выданных уполномоченными органами. Например, ряд Соглашений с другими государствами содержат положения, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля (смотрите перечень соглашений, приведенный в письме Минфина России от 28.11.2017 N 03-08-05/78765).

В то же время, по нашему мнению, помимо Соглашений могут применяться также и иные соглашения о взаимном признании документов без апостилирования. Например, в постановлении Двадцатого ААС от 17.12.2015 N 20АП-5627/15 суд указал, что с учетом подписанного между Российской Федерации и Эстонской Республикой двустороннего международного Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) не только документы, имеющие прямое отношение к коммерческой операции, но и официальные документы, составленные на территории Эстонской Республики, принимаются на территории Российской Федерации без прохождения консульской легализации и апостиля. Отметим, что в настоящее время также действуют:

— Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам (Рим, 25 января 1979 г.);

— Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам (Мадрид, 26 октября 1990 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.);

— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (участницами которой являются в основном страны — участницы СНГ, смотрите Статус Конвенции).

Однако судебная практика последнего времени показывает, что суды не учитывали указанные соглашения о правовой помощи, и исходят из того, что закрытый перечень государств, документы которых не требуют проставления апостиля либо иного подтверждения, равно как и формы таких документов, образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать сертификаты постоянного местопребывания, содержится в информационной базе ФНС России и отражен в письме ФНС РФ от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 (постановления Одиннадцатого ААС от 25.11.2015 N 11АП-14697/15, АС Поволжского округа от 04.04.2017 по делу N А65-8927/2016 — для документов, выданных в Италии, ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А56-13511/2005 — для документов, выданных в Польше).

В письме Минфина России от 26.07.2016 N 03-08-13/43631, отвергая доводы ФНС России, представленные в ранее отмененном письме ФНС России от 29.01.2016 N ОА-4-17/1265@ (отменено письмом Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009), финансовое ведомство указало, что принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное письмами Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07, от 01.07.2009 N 03-08-13, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты, подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции.

Кроме того, согласно правовой позиции ВС РФ, изложенной в пункте 16 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017 (далее — Обзор Президиума ВС РФ), отсутствие апостиля на имеющемся у налогового агента подтверждении постоянного местонахождения иностранной организации не является безусловным основанием для отказа в использовании этой организацией (налоговым агентом) освобождения от налогообложения, предусмотренного международным договором об избежании двойного налогообложения, если в отношениях с иностранным государством сложилась многолетняя практика обоюдного принятия неапостилированных сертификатов, подтверждающих налоговое резидентство и достоверность подтверждения, выданного уполномоченным органом иностранного государства, может быть подтверждена налоговыми органами в рамках взаимного обмена информацией.

Испания, Италия, Польша, Эстония, Германия и Россия являются участницами Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 г.) (в редакции Протокола от 27 мая 2010 г.).

Для РФ положения Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016 (письмо ФНС России от 22.12.2015 N ОА-4-17/22482@).

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам предусматривает в том числе возможность направления документов компетентным органом одного государства компетентному органу другого государства (п. 2 ст. 1, ст. 17 поименованной Конвенции).

При этом компетентным органом для целей Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам признается, в частности, ФНС России (пп. 2 п. 3 Федерального закона от 04.11.2014 N 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам»).

Минфин России в письме от 28.11.2017 N 03-08-05/78765 указал, что «требование о проставлении апостиля или иной легализации указанных документов является избыточным и создает дополнительные административные барьеры для ведения бизнеса».

С учетом позиции ВС РФ, изложенной в п. 16 Обзора Президиума ВС РФ, а также позиции финансового ведомства, изложенной также в письмах Минфина России от 26.07.2016 N 03-08-13/43631, от 01.07.2009 N 03-08-13, от 05.10.2004 N 03-08-07, полагаем, что обязательного апостилирования Справок, полученных от рассматриваемых в вопросе контрагентов, не требуется.

Перевод на русский язык

Положения ст. 312 НК РФ (и главы 25 НК РФ в целом) не содержат требования о нотариальном заверении перевода на русский язык документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ. Между тем, по мнению Минфина России и федерального налогового органа, перевод, а точнее подлинность подписи переводчика должны быть заверены нотариусом. Официальные органы при этом ссылаются на ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I (письма Минфина России от 26.07.2016 N 03-08-13/43631, ФНС России от 24.03.2014 N ОА-4-13/5288@, от 19.03.2014 N ОА-4-13/4971@).

Причем Минфин России настаивает на заверении перевода или подписи переводчика именно нотариусом. Тогда как п. 7 ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I предусматривает совершение нотариальных действий по свидетельствованию верности перевода документов в том числе и должностными лицами консульских учреждений РФ.

По мнению некоторых специалистов, перевод документов должен быть осуществлен именно сертифицированным переводчиком, о чем говорит, например, госпожа Ю.C. Майорова (референт государственной гражданской службы 1 класса) в журнале «Налоговый вестник», N 5, май 2009 г.

Понятие «сертифицированного переводчика» нормативно не установлено, однако, по нашему мнению, это означает, что переводчик должен обладать квалификацией, подтвержденной соответствующим документом.
Учитывая приведенную позицию официальных органов, если организация примет решение не заверять нотариально перевод на русский язык документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ, сославшись на отсутствие такого требования в главе 25 НК РФ, это с большой степенью вероятности приведет к судебному спору. А в этом случае для приобщения к делу указанных документов в подтверждение своей правоты нотариальное заверение перевода документов на русский язык в любом случае придется представить в ходе судебного разбирательства (п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8, постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.02.2016 N Ф04-117/16 по делу N А27-7091/2015).

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Апостиль.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

14 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Отметим, что документов, подтверждающих регистрацию иностранного контрагента (например, документов, подтверждающих инкорпорацию, внесение компании в торговый реестр и т.п.), недостаточно для применения положений Соглашений, поскольку такие документы не свидетельствуют об их налоговом резидентстве (постоянном местонахождении) (постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2016 по делу N А32-7642/2015).

*(2) Поскольку НК РФ не содержит определения понятия «компетентный орган соответствующего иностранного государства», то в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придают ему нормы международного права (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10).

*(3) В письме от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (доведено для сведения и использования в работе письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097) специалисты финансового ведомства разъяснили, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий должны руководствоваться указанными актами и письмами судов.

Опишу вам процесс заполнения налоговой декларации для микростока Fotolia.

В 2016 году истекли сроки формы, которую авторы заполняли ранее и появилась обновленная форма, которая визуально выглядит иначе, но смысл остался тот же самый, и заполняется она также (просто выглядит страшнее :-)))

Налоговая форма для данного микростока заполняется аналогично другим микростокам.

Для физических лиц, нерезидентов США, проживающих в странах, имеющих налоговое соглашение с США (куда входит Россия, Украина и пр.) существует налоговая форма w-8ben.

Согласно налоговому соглашению с США для резидентов Российской Федерации из дохода, полученного на микростоках на данный момент вычитается 0%, и подоходный налог данным людям необходимо контролировать и выплачивать самостоятельно, исходя из Российского законодательства. Для Украины вычет равен 10%.

Если налоговую форму НЕ заполнить, вычет составит 30% для всех физических лиц.

Подробнее об этом можно прочитать в статьях:

  • Микростоки и налогообложение в России
  • Налоги и микростоки, как заполнять w-8ben
  • Как заполнять налоговую декларацию о доходах с микростоков в России

Требование заполнить налоговую форму может всплыть при попытке вывести средства с микростока (как правило, обновлять ее нужно 1 раз в 1-3 года, в зависимости от микростока) или можно зайти в налоговый центр и заполнить ее.

В налоговый центр (tax center) на Фотолии можно перейти по этой ссылке: налоговый центр

Итак, сам процесс заполнения формы:

В этом списке нажимаем на ссылку «Online w-8 BEN form»:

На открывшейся странице появляется сама форма, в поля которой необходимо вписать Ваши данные.

Вот новая форма, ниже опишу, что куда заполнено. Все заполняется ЛАТИНИЦЕЙ.

Форма представлена на английском. Слева, снизу под формой есть поле выбора языка и там есть русский. Но в результате, это не повлияет практически ни на что, только на кнопки типа «Далее», «продолжить», сам текст формы останется на английском.

Часть 1 — Part1.

  1. Ваши фамилия и имя (латиницей)
  2. Страна в которой вы являетесь резидентом: Россия, Украина и пр.
  3. Улица (проспект, проезд, пр.), дом и квартира. Ниже в поле: город проживания, справа от города: страна проживания.
  4. Адрес для писем. Заполняется только в случае, если адрес реального вашего проживания отличается от адреса заполненного выше (туда могут прийти письма от Fotolia)
  5. Не обязательный к заполнению пункт
  6. Не обязательный к заполнению пункт
  7. Не обязательный к заполнению пункт
  8. Дата рождения (сначала месяц, потом день, потом год) в формате 01-16-1990 (обязательно через черточку, через точку, например, не прошло)
  9. Второй части (в Part 2) обязательным является только в п. 9 указание вашей страны (Россия, Украина, пр.)
  10. Не обязательный пункт, можно оставить пустым. Если хотите заполнить — то в provisions of Article пишем 12(1) — для России, 12(2) — для Украины, 3(1)(a) — для Беларуси или пункт статьи для Вашей страны. Далее % налога (0 для России, 10 — Украина). Далее в type of income (тип дохода) — пишем royalty income. Далее в строке Explain the reasons.. (объясните причину применения данной статьи) — Russian residence (вместо Russian поставьте вашу страну)

Далее нажимаем на поле Sign Here, там нужно будет набрать ваши имя и фамилию латиницей (оно автоматически будет переведено в курсив).

Дата заполнения проставится автоматически.

Ниже вбиваем в строку Print Name of signer ваши имя и фамилию Латиницей

Важно чтобы в каждом поле, где вы ввели свое имя латиницей оно было написано верно и совпадало друг с другом по написанию.

Если все записано верно, под формой появится синяя кнопка «Подписать» (если вы выбрали русский язык для заполнения) или Click to sign, если у вас интерфейс на английском.

После этого вы сможете спокойно выводить ваши заработанные деньги.

Ошибки при заполнении налоговой формы.

Наиболее частой ошибкой является неправильное написание своей фамилии и имени во всех полях налоговой формы (должно совпадать как между собой, так и вашим именем в аккаунте). Проверьте написание во всех полях.

Если при попытке конвертировать баллы вы снова попадаете на страницу налогового центра фотолии проверьте, прошла ли ваша форма. Для этого на странице Tax center (налоговый центр) сверху справа нажмите «Смотреть налоговые формы» (See my tax forms)

В статусе у ваше отправленной формы (верхней, дата должна совпадать с датой, когда вы ее грузили) должна стоять зеленая галочка (налоговая форма подтверждена).

Если стоит серый крестик (эта налоговая форма была отклонена), значит произошла какая-то ошибка, попробуйте заполнить w8ben заново и загрузить ее повторно.

Если все в порядке, а вас все равно перекидывает на страницу налогового центра при попытке вывести деньги, разлогиньтесь и войдите в Ваш аккаунт снова.

Заполнение налоговой формы W-8BEN на Fotolia.com является обязательным ритуалом для всех авторов. При незаполненной форме с вас будет удерживаться налог в размере 30%. Но помните, что это будет касаться лишь продаж на территории США. Чтобы избежать этого нужно заполнить налоговую форму и спать спокойно.

Почему так происходит? Доход, полученный автором микростока может облагаться налогом в обеих странах. В стране налогоплательщика и в стране нахождения компании. Это происходит согласно законодательству этих стран. При заполнении налоговой формы W-8BEN, вступает в силу межстрановый договор об исключении двойного налогооблажения. Благодаря которому, вы платите налог по сниженной ставке. С США заключили договоры многие страны, но процентные ставки могут отличаться. Если у России это 0%. То у Украины — 10%. Как видите, даже если форма заполнена, то с авторов некоторых стран, налог все равно будет удерживаться. В этой статье вы можете ознакомится со списком стран и процентных ставок для каждой.

  • Заполнение налоговой формы W-8BEN на микростоке Shutterstock
  • Заполнение налоговой формы W-8BEN на микростоке 123RF
  • Заполнение налоговой формы W-8BEN на микростоке Dreamstime
  • Заполнение налоговой формы W-8BEN на микростоке Creative Market

Если вы только что стали автором Fotolia.com то вы будете заполнять форму впервые. Если же вы давно заполняли форму, то помните, что налоговую форму необходимо обновлять и отправлять каждые три года.

Форма W-8BEN заполняется на всех микростоках, зарегистрированных на территории США. Процедура это очень простая и отнимет у вас три-четыре минуты. Итак приступим.

Заходим на сайт Fotolia.com и нажимаем Log In чтобы войти в свою учетную запись.

Затем вводим логин и пароль чтобы попасть в панель управления аккаунтом.

В левом меню находим пункт Tax Center и жмем на него.

В налоговом центре вы можете проверить статус как уже ранее отправленной налоговой формы, так и заполнить новую. Чтобы посмотреть свои старые формы жмите на See my tax form.

На данной страничке вы можете увидеть статусы ваших налоговых форм. Если стоит зеленая галочка, то это значит, что с форма заполнена правильно и все с ней хорошо. Если стоит серый крестик, то это знак отклоненной налоговой формы. Необходимо снова заполнить форму и исправить ошибки. Как видно из этого скриншота, у меня было три неправильно заполненных формы. Я неправильно вводил свой адрес, но об этом чуть позже. Две стрелочки в противоположных направлениях означают, что вы повторно подали форму и продлили действие предыдущей. При необходимости вы можете скачать свою заполненную форму W-8BEN, нажав на ссылку слева.

Возвращаясь в налоговый центр нам нужно перейти в раздел 1.you are an individual и нажать Online W-8BEN Form, чтобы заполнить форму. Перейдя по этой вы можете посмотреть налоговые ставки, установленные с различными государствами. Ставка является действительной при заполненной и принятой W-8BEN.

В налоговой форме необходимо заполнить следующие пункты:

  • Пункт 1. Вписываете свое имя и фамилию как указывали в аккаунте.
  • Пункт 2. Выбираете страну гражданства. В моем случае Russian Federation.
  • Пункт 3. Указываете свой адрес проживания, город и страну. Здесь важно указать так, как указывали при регистрации. Если забыли, то эту информацию можно найти, перейдя из бокового меню в раздел My Profile. Если указывали почтовый индекс, то впишите и его рядом с городом.
  • Пункт 8. Укажите дату своего рождения.
  • Пункт 9. Выбираете свою страну. В моем случае Russian Federation.
  • В самом конце подписываете форму, вписав свои имя и фамилию как в пункте 1. Ставите дату заполнения.

Подписать форму можно будет несколькими способами. Можно просто написать свои данные и система переведет их в курсив. Если есть планшет, то можете выбрать второй пункт Draw и расписаться на планшете. Можно также отправить фотографию с подписью.

Когда все заполнено нажимайте Click to Sign.

Появится окно с возможностью скачать свою форму.

Самое главное для нас, это то, чтобы в итоге, форма была принята инспекторами. Следите за статусом поданной формы в налоговом центре. Проверка обычно занимает несколько дней. Но чаще всего, проверяется в течение часа. Если форму приняли, вы получите подтверждающее письмо на электронную почту.

В налоговом центре вы увидите желанную зеленую галочку. Значит заполнили все правильно.

На этом все.

Всего доброго. Ваш MrVector 🙂

Ситуация.

Российская организация оказывает услуги белорусской компании на территории республики Беларусь по диагностическому контролю оборудования.
Российская организация не имеет постоянного представительства на территории республики Беларусь.
Денежные средства за выполненные работы перечислены российской стороне за вычетом налога на прибыль (доходы), удержанного белорусской стороной у источника выплаты дохода.
Белорусский контрагент предоставил Справку налогового органа по месту постановки на учет налогового агента по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам республики Беларусь, подтверждающей сумму удержанного и перечисленного в бюджет Республики Беларусь налога на доходы иностранных организаций.

Вопрос.

Каким образом и на основании чего суммы налога, уплаченные в соответствии с законодательством республики Беларусь российской организацией, засчитываются при уплате налога в РФ либо возвращаются?

Ответ на поставленный вопрос

Ответ на вопрос.

Если на территории иностранного государства при выплате дохода российской организации, которая не имеет там постоянного представительства, удержан налог на прибыль (доходы, подоходный налог с юридических лиц), то существует два механизма учета этого налога российской организацией:

1. зачет уплаченного налога в счет налога на прибыль «российского», исчисленного с тех же доходов,

2. возврат уплаченного налога.

Для того чтобы определить, какой механизм применять, нужно понять, существует ли у Российской Федерации международный договор относительно налогообложения с иностранным государством, резидентом которого является контрагент.

По общим правилам, установленным статьей 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ.

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

Письмом ФНС РФ от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@ утвержден Перечень действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения по состоянию на 01.01.2009 г.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее — Соглашение). При этом для каждого вида доходов Соглашением установлен свой порядок налогообложения. Нас в рассматриваемой ситуации интересует прибыль от предпринимательской деятельности.

Согласно п.1 ст.7 указанного Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.

Если деятельность компании на территории Республики Беларусь не привела к образованию постоянного представительства, то обязанность по удержанию налога с доходов от источника при выплате не возникает и доходы по контракту должны облагаться налогом только в России.

Для устранения двойного налогообложения доходов, которые в соответствии с Соглашением облагаются в РФ, но с которых налог был уплачен в Республике Беларусь, используется механизм возврата налога.

Согласно п.1 ст.22 Соглашения, если лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к налогообложению его не в соответствии с настоящим Соглашением, оно может независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством этих Государств, представить свое заявление компетентному органу того Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором оно является. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему положениям Соглашения.

В случае если по соглашению с иностранным государством доходы российской организации по договору облагаются на российской территории, а налог с них был удержан за рубежом при выплате дохода, то удержание в этом случае незаконно, и российская организация должна обратиться к представителям налоговых структур иностранного государства с требованием вернуть излишне удержанный налог.

Процедура возврата налога может быть осуществлена только в иностранном государстве, в котором произошло налогообложение доходов российской организации, и в соответствии с порядком, установленным внутренним налоговым законодательством иностранного государства, и конкретным международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» № 1330-XII от 22 декабря 1991 г. (с последующими изменениями) (далее – Закон №1330-XII) налог с доходов иностранных организаций из источников в Республике Беларусь удерживается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, (налоговые агенты), с полной суммы дохода. Налог перечисляется в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем начисления платежа иностранной организации.

Сумма удержанного и перечисленного в бюджет Республики Беларусь налога на доходы иностранных организаций подтверждается Справкой налогового органа по месту постановки на учет налогового агента.
Постановлением Министерства по налогам и сборам республики Беларусь от 31 декабря №127 «О некоторых вопросах взимания налогов на доходы и прибыль иностранных организаций» (далее – Постановление №127) утвержден, в том числе, и порядок удержания/возврата налога на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

В соответствии со статьей 11 Закона №1330-XII, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора. В целях применения положений международных договоров Республики Беларусь иностранная организация представляет по форме и в порядке, установленных Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Республика Беларусь имеет международное соглашение по налоговым вопросам (далее – подтверждение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

С 18 февраля 2008 года выдачу справок, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее — МИ ФНС России по ЦОД). См. Информационное сообщение ФНС РФ от 26 февраля 2008 г., которым утвержден Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ.

Почтовый адрес Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД): 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, тел. 913-07-60.

Приемная Федеральной налоговой службы расположена по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д. 23; проезд: станция метро «Кузнецкий мост» или «Охотный ряд».

Часы работы: с понедельника по четверг — с 9.00 до 18.00, пятница — с 9.00 до 16.45, обед — с 12.30 до 13.15.

Подтверждение может представляться в налоговый орган Республики Беларусь как до, так и после уплаты налога. Подтверждение представляется в налоговый орган Республики Беларусь ежегодно и действительно на протяжении финансового года, если иной срок не указан в подтверждении. Подтверждение может применяться также на протяжении двух последующих финансовых лет при осуществлении платежей в пользу иностранной организации по реквизитам и на банковские счета, которые указаны в договоре, заключенном налоговым агентом с этой иностранной организацией.

При представлении в налоговый орган Республики Беларусь подтверждения до даты начисления (выплаты) дохода, в отношении которого международным договором Республики Беларусь по налоговым вопросам предусмотрены иные положения, чем те, которые содержатся в Закон №1330-XII, в отношении такого дохода производятся освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Также в соответствии с Инструкцией «О порядке применения международных договоров республики Беларусь по налоговым вопросам, заполнения и представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство», утвержденной Постановлением №127, для получения освобождения от удержания налога у источника выплаты иностранная организация представляет в налоговый орган Республики Беларусь Заявление о неудержании налога или удержании налога на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, по пониженным ставкам, по форме согласно приложению 1 к Инструкции №127 или по форме, согласованной с компетентным органом государства, с которым Республика Беларусь имеет международный договор Республики Беларусь по налоговым вопросам.
При отсутствии подтверждения, по которому налоговым органом Республики Беларусь вынесено решение о применении международного договора Республики Беларусь по налоговым вопросам, налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.

Возврат ранее удержанного (уплаченного) налога осуществляется налоговым органом Республики Беларусь по месту постановки на учет налогового агента в белорусских рублях после подачи:
— Заявления о возврате (зачете) налога (по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции №127 или по форме, согласованной с компетентным органом государства, с которым Республика Беларусь имеет международный договор Республики Беларусь по налоговым вопросам)**,
— подтверждения,
— копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранной организации,
— иных документов, предусмотренных законодательством.

** Основанием для неудержания налога либо для возврата или зачета удержанных и перечисленных в бюджет сумм налога может также являться справка, составленная в произвольной форме, подтверждающая факт постоянного местонахождения иностранной организации в государстве, с которым Республика Беларусь имеет международный договор Республики Беларусь по налоговым вопросам, заверенная компетентным органом этого государства.

Справка должна иметь следующие обязательные реквизиты:
— дата выдачи (или на какой период действительна);
— полное наименование иностранной организации и ее юридический адрес;
— подтверждение того, что иностранная организация являлась (является) лицом с постоянным местонахождением в государстве (с указанием государства) для целей применения международного договора Республики Беларусь по налоговым вопросам (с указанием названия международного договора) в соответствующем периоде.

Документы представляются в налоговый орган в оригинале вместе с копией, которая должна быть заверена подписью должностного лица и печатью налогового агента (иностранной организации). Налоговый орган рассматривает документы в течение 10 рабочих дней. В случае их соответствия требованиям, установленным Инструкцией №127, налоговый орган выносит решение о применении международного договора Республики Беларусь по налоговым вопросам.

Решение оформляется путем учинения на подлинном экземпляре и копии Заявления записи «Принято для применения соглашения об избежании двойного налогообложения», заверяемой подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печатью налогового органа.

Для возврата или зачета удержанных и перечисленных в бюджет сумм налога на доходы налоговый агент представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, за период, в котором был начислен доход.

Если подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации представлено налоговым агентом после перечисления налога на доходы в бюджет, на налоговой декларации (расчете) налоговым агентом делается пометка: «Налоговая декларация (расчет) с изменениями и дополнениями в связи с последующим представлением подтверждения постоянного местопребывания», должностным лицом налогового органа делается отметка о возврате суммы налога или его зачете.

Для отдельных видов доходов, например дивидендов, Соглашением установлен порядок, в соответствии с которым такие доходы могут облагаться как на территории РФ, таки и на территории республики Беларусь. Для налогообложения таких доходов применяется механизм зачета налога.

В соответствии со ст. 20 Соглашения, если лицо с постоянным местопребыванием в одном государстве получает доход в другом государстве, который в соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогом в другом государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом государстве. При этом такой вычет не должен превышать сумму налога первого государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством.

Статьей 311 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации (Справка): для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.

Подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.
Таким образом, по ряду доходов, налог, уплаченный российской организацией в Республике Беларусь, может быть зачтен при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации.

Российская организация для целей устранения двойного налогообложения доходов, полученных ею вне территории РФ, путем зачета уплаченных ею в иностранных государствах налогов должна отразить такие доходы в составе налоговой базы для исчисления и уплаты налога на прибыль в РФ в соответствии с принятым этой организацией и отраженным ею в учетной политике для целей налогообложения прибыли методом определения доходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли.

При обращении российской организации в налоговые органы в целях зачета в соответствии с налоговым законодательством РФ и соглашениями об избежании двойного налогообложения сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве предоставляется налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, форма которой утверждена Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@.

Для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль доходы, полученные российской организацией от источника выплаты в иностранном государстве, подлежат отражению в полной сумме (до удержания налога в иностранном государстве) в соответствующих строках листа 02 и Приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Пунктом 8 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что, в случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном указанной главой НК РФ, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. В этом случае налог, удержанный и уплаченный российской организацией в иностранном государстве, из бюджета Российской Федерации не возмещается.

Возможности переноса зачета сумм налога, выплаченных в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, при уплате ею налога на прибыль в Российской Федерации на последующие отчетные (налоговые) периоды положениями гл. 25 НК РФ не предусмотрено.

Кроме того, в случае убытка у российской организации не возникает двойного налогообложения полученных ею доходов от источника в иностранном государстве, так как с нулевой налоговой базы, сформированной российской организацией за указанный период, включающей в том числе и доходы, полученные ею на территории иностранного государства, не производится исчисление налога на прибыль в Российской Федерации.

Филичева Марина, генеральный директор компании “Учетные Технологии”

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *