Соглашение о разделе продукции

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Российский бухгалтер, N 7, 2016 год
Ольга Гаврилова,
эксперт журнала

Налоговым кодексом РФ (глава 26.4 Налогового кодекса РФ) предусмотрена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В данном случае речь идет о продукции, которая представляет собой полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (ст.346.34 Налогового кодекса РФ).
Специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции, устанавливается для соглашений (далее — Специальный налоговый режим), которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Закон N 225-ФЗ).
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено, устанавливаются федеральными законами. В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.
Раздел продукции — это раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Законом N 225-ФЗ.
Для применения Специального налогового режима необходимо соблюдение следующих условий (п.1 ст.346.35 Налогового кодекса РФ):
1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п.4 ст.2 Закона N 225-ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся. Напомним, что в соответствии с п.4 ст.2 Закона N 225-ФЗ основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
В случае если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона и условиями аукциона на право заключения соглашения по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.
Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.
В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:
— если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
— если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
— если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.
2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.2 ст.8 Закона N 225-ФЗ, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции.
Так, в отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который установлен в п.1 ст.8 Закона N 225-ФЗ. При этом соглашение должно предусматривать условия и порядок:
— определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
— раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%;
— передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

— получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона.
3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Согласно п.2 ст.346.35 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:
— соглашение о разделе продукции;
— решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Рассмотрим порядок заключения соглашения о разделе продукции.
Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии (п.1 ст.6 Закона N 225-ФЗ). Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.
Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.
В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.
Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.

Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона (п.3 ст.6 Закона N 225-ФЗ).
В состав указанной комиссии входят:
— представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения;
— представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
— представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления (в случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов);
— производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты (привлекаются в случае необходимости).
Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.
Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации. Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона.
Решение о подписании соглашения со стороны государства так же принимается Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности согласно п.1 ст.7 Закона N 225-ФЗ выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции – договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Раздел продукции – раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Инвестор – юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Пункт раздела – место коммерческого учета продукции, в котором государство передает инвестору часть произведенной продукции, причитающуюся ему по условиям соглашения.

Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливается, если: соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами; доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества продукции; соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора.

Данный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, однако инвестор уплачивает следующие налоги: НДС; налог на прибыль организаций; ЕСН; налог на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование природными ресурсами; плату за негативное воздействие на окружающую среду; плату за пользование водными объектами; госпошлину; таможенные сборы; земельный налог; акциз. При этом суммы уплаченных инвестором налогов подлежат возмещению.

Инвестор не уплачивает налог на имущество в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на его балансе и используемых для деятельности, предусмотренной соглашениями.

1) Плательщики: организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Законом «О соглашениях о разделе продукции».

Плательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование по соглашению.

Для целей налогового контроля инвестор по соглашению или оператор соглашения обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в течение всего срока действия соглашения.

2) Объект: определяемый с особенностями, установленными НК РФ, объект соответствующего налога, подлежащего уплате.

3) Налоговая база: определяется отдельно по каждому соглашению. Налоговая база при добыче нефти и газового конденсата – количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

4) Ставка: при добыче нефти и газового конденсата – 340 рублей за тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть – Кц, ежемесячно определяемым плательщиком самостоятельно по определенной НК РФ формуле.
Суперека С.В.
Налоги и налогообложение
2008 год

НК РФ Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

  • Статья 346.34. Основные понятия, используемые в настоящей главе
  • Статья 346.35. Общие положения
  • Статья 346.36. Налогоплательщики и плательщики сборов при выполнении соглашений. Уполномоченные представители налогоплательщиков и плательщиков сборов
  • Статья 346.37. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений
  • Статья 346.38. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений
  • Статья 346.39. Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений
  • Статья 346.40. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений
  • Статья 346.41. Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений
  • Статья 346.42. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений

Открыть полный текст документа

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Введение в налоговую систему данного специального налогового режима при принятии гл. 26.4 НК РФ было призвано стимулировать добычу полезных ископаемых и уменьшить объем расходов государства, связанных с их добычей и разведкой. Следует отметить, что перечень месторождений, которые могут разрабатываться в рамках СРП, ограничен.

Осуществить переход на обложение СРП может инвестор, если добыча полезных ископаемых осуществляется на основе соглашения о разделе продукции, заключенного с учетом требований, установленных Законом о соглашениях о разделе продукции.

СРП – договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск (ст. 2 Закона о соглашениях о разделе).

Продукция – полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.

Раздел продукции – раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции.

Инвестор – юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях СРП.

Произведенная инвестором продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно содержать условия:

  • – определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
  • – определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция);
  • – раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты НДПИ, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;
  • – передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
  • – получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Применение СРП возможно при выполнении следующих требований:

  • 1) СРП заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции, и признания аукциона несостоявшимся;
  • 2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;
  • 3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Для перехода на режим обложения СРП налогоплательщик обязан представить следующие документы:

  • – копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, заверенную в установленном порядке;
  • – уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при выполнении СРП в произвольной форме;
  • – СРП;
  • – решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом о недрах и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Налогоплательщиками СРП признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения согласно Закону о соглашениях о разделе продукции (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей при выполнении соглашений представителю – оператору. На основании п. 4 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции операторами могут являться созданные инвестором для этих целей на территории РФ филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ.

Особенности учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению или оператора соглашения, устанавливаются приказом МНС России от 17 марта 2004 г. № САЭ-3-09/207 «Об утверждении форм документов, используемых при учете налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также особенностей учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения».

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с гл. 26.4 НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной СРП.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей СРП.

Освобождение от уплаты указанных налогов возможно в случае представления инвестором документов, перечень которых определен в постановлениях Правительства РФ от 15 января 2004 г. № 15 «Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции», а также от 15 января 2004 г. № 14 «Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции».

В связи с переходом на уплату налогов в соответствии с СРП у налогоплательщика изменяется порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и НДПИ.

Также инвестор освобождается от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с территории РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому СРП (п. 4 ст. 346.37 НК РФ).

На порядок раздела продукции влияет пункт его осуществления. Пункт раздела – место коммерческого учета продукции, в котором государство передает инвестору часть произведенной продукции, причитающуюся ему по условиям соглашения. При добыче нефти место коммерческого учета продукции определяется в случае транспортировки ее трубопроводным транспортом как место, в которое нефть по трубопроводу поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества, подсчет в качестве произведенной продукции и передача в систему магистрального трубопровода. В случае транспортировки нефти иным транспортом, чем трубопроводный, место коммерческого учета продукции определяется соглашением как место, в которое нефть поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества.

Порядок определения налоговой базы зависит от того, какой из двух способов раздела продукции предусмотрен в рамках соответствующего соглашения.

В первом случае речь идет о том, что продукция делится на две части – прибыльную и компенсационную.

Прибыльная продукция – произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты НДПИ и компенсационной продукции.

Компенсационная продукция – часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы).

Во втором случае – весь объем произведенной продукции делится с учетом долей, которые определяются в рамках соглашения государства и инвестора.

Налогоплательщики, применяющие СРП обязаны осуществлять учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций с учетом положений ст. 346.38 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения. Прибылью при этом признается доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

Доход налогоплательщика от выполнения СРП – стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Стоимость прибыльной продукции – произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, устанавливаемой СРП.

Расходы налогоплательщика – обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении СРП.

При этом в гл. 26.4 НК РФ содержится иная классификация расходов, нежели зафиксирована в гл. 25 НК РФ (расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы); расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу).

Налоговая ставка зависит от того, какое полезное ископаемое добывается. Так, в настоящее время установлена твердая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений (340 руб. за одну тонну). Данная ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть.

При выполнении СРП налоговые ставки, установленные ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата, применяются с коэффициентом 0,5 (ставки для разных видов полезных ископаемых варьируются от 0% до 17,5%).

В том случае, если СРП установлен предельный уровень коммерческой добычи нефти и газового конденсата, то при достижении такого предельного уровня налоговая ставка применяется с коэффициентом 1, который не изменяется в течение всего срока действия соглашения.

Налоговый период зависит от того, какой режим раздела продукции предусматривается в рамках соответствующего соглашения.

Отчетный период и порядок представления налоговых деклараций зависят от налогов и иных обязательных платежей, уплачиваемых при добыче (ст. 346.40 НК РФ). Наряду с декларациями, налогоплательщик ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год.

Налоговые льготы. Как уже отмечалось, инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, то затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту РФ, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.

В ст. 346.42 НК РФ установлены особенности осуществления налогового контроля за деятельностью по добыче полезных ископаемых в рамках СРП.

  • См., например: Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 63-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Наталкинском золоторудном месторождении)».
  • См.: Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 25 «Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также на вывозимую с таможенной территории Российской Федерации продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения».
  • См.: приказ Минфина России от 17 марта 2004 г. № САЭ-3- 09/207 «Об утверждении форм документов, используемых при учете налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также особенностей учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения».

Понятие и сущность соглашения о разделе продукции

Одним из способов привлечения крупных и долгосрочных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс является освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции. Нормы и правила, регулирующие осуществление деятельности на основе соглашения о разделе продукции (далее – СРП), определены уже упоминавшимся выше Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – ФЗ «О СРП»).

Согласно ФЗ «О СРП»,соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями ФЗ «О СРП»., устанавливаются отдельными федеральными законами.

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О СРП».

Сторонами СРП являются:

1) Российская Федерация (т.к. недра находятся в госсобственности) – от имени которой в Соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр, или уполномоченный орган;

2) инвестор (пользователь).

Инвестор – юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О СРП» инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

Передача прав и обязанностей по соглашению совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью соглашения, в порядке и в сроки, определенные соглашением, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта.

СРП заключается по итогам проводимого аукциона на право заключения соглашения. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Так как недра находятся в госсобственности и передаются инвестору в пользование, то результаты, полученные инвестором от использования недр, т.е. продукция, подлежит разделу между инвестором и государством. Далее необходимо разграничить понятия:

· продукция;

· произведенная продукция.

Продукция (согласно ст.346.34 НК РФ) – полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Произведенная продукция – количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия), добытой инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенной на количество технологических потерь в пределах установленных нормативов.

Под разделом продукции при выполнении СРП понимается раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении.

Согласно ФЗ «О СРП» предусмотрено два варианта раздела продукции между государством и инвестором, которые, как правило, называют «традиционный раздел» и «прямой раздел». Соответственно они подразумевают два типа налогообложения при применении СН СРП.

Традиционный раздел продукции. При применении этого способа раздел продукции производится в три этапа.

На первом этапе определяется компенсационная продукция – часть произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению. При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ.

На втором этапе рассчитывается часть продукции, стоимостной эквивалент которой используется инвестором для уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

На третьем этапе определяется прибыльная продукция (общая продукция за вычетом компенсационной и НДПИ), которая разделяется между государством и инвестором.

Прямой раздел продукции. При прямом способе раздела продукции сначала определяется общий объем произведенной продукции и ее стоимость.

Далее происходит раздел между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%;

Следует отметить, что помимо прямого и традиционного способов раздела продукции при выполнении СРП, на практике сложился третий способ, который применяется в соглашениях о разделе продукции, заключенных до вступления в силу ФЗ «О СРП». В настоящее время таких соглашений три: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и соглашение о разработке Харьягинского месторождения. Их особенность заключается в том, что правила исчисления и уплаты налогов регулируется исключительно текстами этих соглашений.

Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1960;

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *