Содержание
- Двойное налогообложение России с другими странами
- Что значит двойное налогообложение
- Что такое договор об устранении двойного налогообложения
- Что нужно для получения льгот на налоги в межгосударственных сделках
- Налогообложение на прибыль от сдачи недвижимости в аренду
- Налог на прибыль с продажи недвижимости
- Соглашение России и Германии
- Двойное налогообложение России и США
- Двойное налогообложение доходов физических лиц: что изменится с 2016 года
- Вводная информация
- Порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом
- Особенности удержания НДФЛ с доходов нерезидентов
- Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)
- Двойное налогообложение в России
- Условия получения налоговых льгот в международных сделках
- Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
- Договоры об избежании двойного налогообложения
- Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)
- Итоги
- Одобрены поправки к соглашению об избежании двойного налогообложения РФ и Швейцарии
Двойное налогообложение России с другими странами
Гражданин, который проживает в России более 183 дней на протяжении года, обязан платить налоги на все доходы, независимо от того, в какой стране мира он их получает. Часто с двойным налогом сталкиваются владельцы недвижимого имущества за рубежом, которое они сдают в аренду или продают.
Двойное налогообложение России со многими странами урегулировано двухсторонними договорами, что значительно облегчает жизнь налогоплательщикам.
На нашем сайте Вы можете ознакомиться со статьей 207 налогового кодекса Российской Федерации.
Что значит двойное налогообложение
Под двойным налогообложением подразумевается обязательная уплата налогов на прибыль в разных государствах. Касается это обычно тех, кто является гражданином одной страны, а получает доход в другой.
Для оптимизации процесса, сокращения и без того немалых расходов на оплату сборов правительство РФ подписывает договора с другими государствами. Это помогает избежать двойной уплаты налогов.
Причины возникновения вопросов о двойном налогообложении
Самые распространенные причины двойных сборов:
- Гражданство и источник прибыли в разных государствах. Человек живет в одной стране, а прибыль получает в другой. В этом случае на доходы налогоплательщика претендуют оба государства. Это касается владельцев недвижимости, тех, кто ведет бизнес за рубежом, приезжает на заработки и т. п. В таких ситуациях одна из двух стран должна освободить человека от уплаты налогов. Если этого не происходит, в силу вступает двойное налогообложение.
- Человек имеет резидентство сразу в нескольких странах. Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом. Например, иностранцы, проживающие на территории РФ более 183 дней, приобретают статус резидента. Если между двумя государствами не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то резидент будет выплачивать налоговый сбор и на родине, и в стране, где получает прибыль. Вследствие этого доход может значительно сократиться или исчезнуть совсем.
Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом.
- Если гражданин России бизнес имеет в Финляндии, а деньги для этого привлекает из Беларуси, то все три страны могут требовать уплаты налоговых сборов. Россия взыщет налог как со своего гражданина, Финляндия — с иностранца, занимающегося предпринимательской деятельностью на ее территории, а Беларусь — с потребителя ее денежных средств. Такие обстоятельства требуют устранения двойного налогообложения, иначе заниматься бизнесом/работой за пределами родины становится нецелесообразным.
- В некоторых случаях, например, при международных грузоперевозках, страны могут выставлять дополнительные требования по налогообложению. Руководствуются они тем, что у человека нет достаточной связи со своей родиной. Несмотря на запрет подобных условий международным правом, тенденция зачастую прослеживается. В таких ситуациях очень важно соглашение об устранении двойных налоговых сборов между Россией и США, так как в Америке недостаточность связей иностранца с родиной — один из их первых аргументов.
- «Треугольные» конфликты часто возникают у юридических лиц, когда представительство находится, например, в Болгарии, филиалы — в Нидерландах, а доход получают в Литве. При отсутствии договора об избежании двойных сборов все три государства будут требовать уплаты налогов.
Скачать бланк 3-НДФЛ можно здесь.
Что такое договор об устранении двойного налогообложения
Согласно межгосударственным соглашениям устанавливаются нормы оплаты налогов с прибыли частных и юридических лиц, чьи доходные активы находятся за пределами страны их гражданства. Договор об устранении двойных налогов регулирует такие ситуации в 2020 году:
- Прописаны типы налогов и перечислены лица, на которые это соглашение распространяется.
- Установлен порядок распределения налоговых сборов от всех доходов между странами.
- Указаны срок действия и условия прекращения соглашения.
Благодаря таким международным договоренностям определенные виды финансовых сделок освобождаются от налогообложения в одной из двух стран. Либо налоги выплачиваются, но на льготных условиях. Это помогает налогоплательщикам в несколько раз сокращать расходы, оптимизировать проведение сделок и развивать отношения с зарубежными странами.
Как работают соглашения об избежании двойного налогообложения в России узнайте из видео, представленном ниже.
Россия заключила 83 договора об избежании двойного налогообложения с другими государствами. В этом списке в 2020 году:
У каждого подписанного соглашения есть свое уникальное содержание, но на сегодняшний день отмечается постепенная унификация текстов договоров.
Российские резиденты, получающие прибыль с активов в государствах, с которыми вопрос о двойном налогообложении не урегулирован, обязаны платить один и тот же налог обеим странам.
Важно! Приоритет имеет международный договор. Если в нем налоговая ставка составляет 5 %, а в отечественном НК — 10, то налогоплательщик имеет право делать выплаты по международной ставке. Но при этом нужно соблюдать строго все сопутствующие условия данного соглашения.
Как получить справку о подтверждении резинденства РФ узнайте на нашем сайте.
Что нужно для получения льгот на налоги в межгосударственных сделках
Применение льготного налогообложения, согласно условиям межгосударственного договора, возможно только при соблюдении некоторых условий.
- Необходимо подтвердить наличие иностранного партнера у российского налогоплательщика, который выплачивает ему прибыль. А также следует подтвердить нахождение партнера за рубежом.
- Зарубежный партнер должен документально подтвердить, что он получает прибыль и находится на территории государства, с которым у России подписано соглашение об отмене двойных налоговых платежей.
- Одно из частых требований к документам — наличие апостиля. Бумаги следует перевести на русский язык и представить до выплаты прибыли. Если они будут предъявлены позже, налог придется оплатить согласно условиям внутреннего НК. Позже сбор можно вернуть, а иностранному партнеру доплатить прибыль.
Размер налога в разных странах
Чтобы обойти двойное налогообложение, зарубежному партнеру необходимо представить:
- Подтверждение постоянного пребывания резидента в стране. Перевод документа на русский язык обязателен.
- Подтверждение права иностранного партнера получать доход.
Налогообложение на прибыль от сдачи недвижимости в аренду
Если резидент РФ имеет прибыль от сдачи объекта в аренду, который находится, например, в Германии, то весь оплаченный там налог вычитается из суммы сбора в РФ. Подоходный налог для резидентов России — 13 %. Если размер выплаченного налога в ФРГ меньше того, что рассчитали в РФ, то необходимо доплатить разницу.
Если человек сдает в аренду объект за границей и получает с этого доход, он обязан этот факт задекларировать в РФ. Представляется декларация в виде 3-НДФЛ. Дополнительно потребуется один из документов:
- Подтверждение размера прибыли и оплаченного налога. В нем указываются тип и размер дохода, год его получения, сумма начисленного сбора и дата его оплаты.
- Нотариально заверенная налоговая декларация на русском языке, которую подали в другой стране. Дополнительно потребуется ксерокопия платежки, свидетельствующей об оплате сбора.
Еще больше информации о налогах узнайте из видео, представленном ниже.
Оплаченный за границей налог засчитывается при представлении декларации. Сообщить о прибыли в налоговую службу и получить зачет налога разрешено на протяжении трех лет с момента получения дохода.
Примеры:
- Гражданин РФ имеет в Германии недвижимость и получает прибыль со сдачи ее в аренду. Налоговая ставка от аренды в Германии составляет 23,4 %, в России — 13 %. Оплачивая сбор в ФРГ, где была получена прибыль, резиденту не придется что-то платить в России, так как подоходный налог в стране ниже.
- Вычеты, предоставленные резиденту за рубежом, не учитываются при начислении налогового сбора в России. Например, у россиянина есть коттедж во Франции, от сдачи в аренду которого его годовой доход составляет 18 000 €. По местному закону собственник может потребовать половину налогооблагаемой суммы в счет содержания своей недвижимости. Следовательно, налогом будут облагаться не 18 тысяч, а — девять. Налоговая ставка нерезидентов составляет 20 %, а значит, 1800 € нужно будет отдать в счет налога.
Система вычетов не работает на территории РФ. Таким образом, резиденту следовало бы платить налоговый сбор с 18 000 €, а это 2340 € в год (13 %). Но благодаря подписанному договору об устранении двойных налогов между странами налогоплательщик доплатит всего лишь 540 €.
График распределения налогов (%)
Внимание! Если налоговый сбор выплачивается в РФ по упрощенной системе, то зачет его в другой стране невозможен.
Налог на прибыль с продажи недвижимости
Российский закон не разграничивает правила на продажу недвижимости внутри страны и за ее пределами. Не платить налог в России и не представлять декларацию можно только в случаях, если:
- Объект был приобретен ранее 1 января 2016 года и до продажи он находился в собственности более трех лет.
- Недвижимость приобретена после 1 января 2016 года и до момента продажи в собственности — пять и более лет. В случаях наследства, дарения, пожизненного содержания с иждивением срок собственности составляет три года и более.
Налог не платят, если недвижимость не использовалась в качестве источника получения прибыли.
Если собственник объекта не подходит под вышеперечисленные требования, он обязан представить налоговую декларацию в виде 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года после продажи объекта. А до 15 июля оплатить налоговый сбор.
Больше информации об уплате налога при продажи квартиры Вы узнаете из видео, представленном ниже.
Налоги на прибыль от аренды и продажи могут засчитываться в РФ, согласно договору об устранении двойных налогов. Ставка для резидентов — 13 %.
Пример. Резидент России приобрел апартаменты в Испании за 400 тысяч евро, а в 2018 году продал — за 450 тысяч. Заработанные 50 000 € будут облагаться налогом (24 % в Испании, или 12 000 €). Период между приобретением и продажей объекта — более трех лет, значит, достаточно оплатить налог только в Испании.
Соглашение России и Германии
Правительства России и Германии более 20 лет назад подписали договор об устранении двойных налогов. Это наладило деловые взаимоотношения и снизило риск потери большей части доходов к минимуму.
Если налоговые сборы оплачиваются в ФРГ, то в России сокращается размер сбора. Происходит это следующим образом:
- Человек имеет доходы на территории Германии и там же платит налог.
- Соответствующие органы представляют эту информацию в Россию.
- Подоходный налог для резидентов в РФ — 13 %.
- Прибыль налогоплательщика умножается на 13 %, это и есть сумма сбора в России.
- Из суммы налога в Германии вычитается налоговый сбор в России, и получается разница, которую и должен оплатить налогоплательщик. Если разницы нет или налог в РФ меньше, чем в Германии, тогда платить российским налоговым службам ничего не нужно. Если больше, чем в ФРГ, то вносится разница.
Структура немецкой налоговой системы
Двойное налогообложение России и США
Договор об устранении двойного налогообложения между Россией и Америкой был заключен в 1992 году. Это было крайне необходимо, так как экономические взаимоотношения стремительно развивались. В России появилась масса американских организаций, как и российских в США.
Выплаты налогов одновременно в двух странах стали не только неудобными, но и отрицательно сказывались на финансовом состоянии компаний и физических лиц. Поэтому лучшим решением сохранить и развивать деловое сотрудничество двух стран стал подписанный договор об избежании двойных сборов.
Американская система налогообложения работает по следующему принципу: и резидент, и гражданин одинаково должны оплачивать налоги в IRS на доходы в любой точке мира.
Налоговые службы США активно контролируют деятельность иностранных организаций на своей территории. Любая махинация, уклонение от уплаты налогов может наказываться не только лишением лицензии и запретом на работу, но и огромными штрафами, уголовным преследованием.
Не платить налоговые сборы дважды вполне можно без нарушения закона:
- Резидент одной из стран, которые подписали соглашение об устранении двойных налогов, платит налог только одному государству.
- Если человек не является резидентом Америки и не собирается в ней жить, он может зарегистрировать организацию с ограниченной ответственностью. Регистрация компании осуществляется на территории США, но экономическая деятельность здесь проводиться не будет. Таким образом, платить налог в Америке не нужно.
- Если зарегистрировать организацию в офшоре, а деятельностью заниматься в США, можно обойти прямое налогообложение.
Как избежать двойного налогооблажения узнайте из видео, представленном ниже.
На сегодняшний день практически все экономически развитые страны уже подписали договор об избежании двойных налогов. Это позволяет развивать внешние торгово-экономические связи, снизить уровень мошенничества, тем самым приумножая свою прибыль.
Двойное налогообложение доходов физических лиц: что изменится с 2016 года
Вводная информация
Проблема двойного налогообложения доходов может коснуться как налоговых резидентов РФ, так и лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Действующая редакция статьи 232 НК РФ не отвечает на все вопросы, которые возникают в таких ситуациях. Приведем несколько примеров.
Налоговые резиденты (то есть физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) платят НДФЛ не только с доходов, полученных от источников в РФ, но и с доходов, полученных за пределами РФ. Это предусмотрено статьей 209 НК РФ. Может случиться так, что налог с полученного за границей дохода нужно заплатить дважды (за рубежом и в России). Соответственно, возникают вопросы: можно ли зачесть налог, уплаченный за рубежом, в счет уплаты НДФЛ в России и какова процедура зачета налога?
Налоговые нерезиденты (то есть физические лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) могут получать в России различные доходы. Например, вознаграждения от российских организаций. Бухгалтер такой компании может столкнуться, в том числе, с такими вопросами: можно ли применить пониженную ставку НДФЛ к доходам нерезидента, если это предусмотрено международным договором, и нужно ли получать разрешение на применение пониженной ставки в налоговой инспекции?
Законодатели сочли, что положения статьи 232 НК РФ требуют уточнений, и изложили ее в новой редакции, которая начет действовать с 2016 года. В ней установлены порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за пределами РФ, и особенности удержания НДФЛ с доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами. Расскажем об этом подробнее.
Порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом
По общему правилу, предусмотренному действующим законодательством, налог, уплаченный налогоплательщиком-резидентом за рубежом с полученных там доходов, не засчитывается при уплате НДФЛ в России. Исключение составляют случаи, когда возможность такого зачета установлена международным соглашением (п. 1 ст. 232 НК РФ).
Пример
Между Россией и Республикой Беларусь заключено Соглашение от 21.04.95 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Данным Соглашением предусмотрено, что если гражданин России (налоговый резидент) получил доходы от работы в Белоруссии и уплатил там подоходный налог, то сумму этого налога можно вычесть из НДФЛ, подлежащего уплате в России (п. 20 Соглашения).
С 2016 года в статье 232 НК РФ по-прежнему будет указано, что уплаченный за рубежом налог можно зачесть, если это предусмотрено международным договором РФ. Порядок проведения такого зачета прописан в новой редакции статьи 232 НК РФ. Рассмотрим его.
Подтверждающие документы
Чтобы зачесть уплаченный за рубежом налог, физическое лицо должно представить в России налоговую декларацию по НДФЛ. В ней, в частности, следует указать подлежащую зачету сумму налога. К налоговой декларации нужно приложить документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с него налога. Такие документы выдаются (заверяются) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В них должна быть отражена следующая информация:
- вид дохода;
- сумма дохода;
- календарный год, в котором был получен доход;
- сумма налога и дата его уплаты в иностранном государстве.
Вместо названных документов гражданин вправе приложить к налоговой декларации по НДФЛ копию налоговой декларации, которую он представил в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога.
Если налог за резидента заплатил иностранный «налоговый агент», то нужно предъявить документ, подтверждающий суммы дохода, полученные в каждом месяце соответствующего календарного года, а также удержанные суммы налога.
Если указанные документы составлены на иностранном языке, то их следует перевести на русский язык и заверить перевод у нотариуса.
Таким образом, с 2016 года для зачета уплаченного за рубежом налога налоговый резидент должен представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие полученный доход и уплаченный налог. Тем самым резидент, по сути, предъявит этот налог к вычету. Заметим, что возможность вернуть налог, уплаченный в иностранном государстве, комментируемым законом не предусмотрена. Также закон не позволяет зачесть налог через налоговых агентов.
Срок представления декларации
Декларацию с заявленной к зачету суммой налога можно представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором получены доходы. Поскольку новая редакция статьи 232 НК РФ вступит в силу с 2016 года, это значит, что налоговые резиденты смогут предъявить к зачету налог, уплаченный за рубежом в 2015 году, в декларации за 2015 год.
Отметим, что ранее для зачета налога нужно было подать заявление о зачете (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 16.10.12 № 03-08-05). Комментируемый закон не содержит такого требования.
Если Россия не имеет с тем или иным иностранным государством действующего договора об избежании двойного налогообложения, то налог с одного и того же дохода придется заплатить дважды: в России и за рубежом (письмо Минфина России от 02.11.11 № 03-04-05/8-852). С перечнем международных договоров об избежании двойного налогообложения можно ознакомиться на сайте ФНС России.
Особенности удержания НДФЛ с доходов нерезидентов
По общему правилу, к доходам нерезидентов применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Но если международным договором РФ установлены иные нормы (в том числе полное освобождение доходов нерезидента от налогообложения в РФ), то действуют положения международного договора (ст. 7 НК РФ).
Пример
С 2015 года НДФЛ с зарплат граждан республик Беларусь, Казахстан и Армения удерживается по ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ. Это связано с началом действия Договора о Евразийском экономическом союзе (см. «Доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов с первого дня их работы в России»).
Таким образом, перед тем как удержать НДФЛ с дохода иностранца, бухгалтер компании должен выяснить, заключила ли Россия соответствующее международное соглашение с государством, гражданином которого является этот работник, а также запросить у него документы, подтверждающие его статус.
Подтверждение статуса нерезидента
Для подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, с которым у России подписан международный договор о полном или частичном освобождении от налогообложения, физическое лицо представляет налоговому агенту документ, удостоверяющий личность (например, паспорт). В общем случае для налогового агента этого должно быть достаточно.
Однако бывают ситуации, когда подтверждение налогового статуса вызывает трудности. Комментируемый закон предусмотрел, что если представленные документы не позволяют подтвердить наличие у гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, то налоговый агент вправе запросить официальное подтверждение его статуса. Оно выдается компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора РФ. Таким документом является, например, сертификат о подтверждении налогового статуса налогоплательщика (письмо ФНС России от 14.01.14 № ОА-4-13/232@).
Срок представления подтверждения
Документ, подтверждающий налоговый статус работника, лучше получить до того, как ему будет выплачен доход. Если же соответствующее подтверждение будет представлено позже даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения, и удержания с него налога, то налоговый агент должен будет вернуть излишне удержанный налог в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 НК РФ. Об этом сказано в новой редакции статьи 232 НК РФ.
Заметим, что комментируемый закон предписал представлять документ, подтверждающий статус нерезидента, именно налоговому агенту. И налоговый агент принимает решение о том, по какой ставке удерживать налог (либо не удерживать вовсе). Ранее встречались разъяснения о том, что налоговый агент должен направить документ, подтверждающий налоговый статус иностранного работника, в налоговую инспекцию, которая примет решение о том, по какой ставке рассчитать и удержать налог. А до этого времени следует применять ставку 30% (письмо УФНС РФ по г. Москве от 04.03.10 № 20-14/3/022678).
Общение с налоговой инспекцией
Возможна ситуация, когда на основании международного договора доход иностранца освобождается от уплаты налога в России. Комментируемый закон обязал налогового агента сообщить о таком иностранном физическом лице и выплаченном ему доходе в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это нужно сделать в тридцатидневный срок с даты выплаты дохода. В этот же срок нужно уведомить инспекцию о суммах налога, которые были возвращены иностранцу (если осуществлялся возврат).
Также в законе предусмотрено, что налоговый резидент иностранного государства вправе обратиться за возвратом налога напрямую в налоговую инспекцию по месту жительства (месту пребывания) в России. Это возможно, если нерезидент получил подтверждение своего статуса (о котором мы говорили выше), а взаимоотношений с налоговым агентом на территории РФ у него уже нет. Если иностранец не имеет места жительства (места пребывания) в России, то документы на возврат налога он может представить в инспекцию по месту учета налогового агента, от которого ранее был получен доход.
Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)
Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.
Двойное налогообложение в России
Условия получения налоговых льгот в международных сделках
Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
Договоры об устранении двойного налогообложения
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)
Итоги
Двойное налогообложение в России
Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.
В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.
В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.
О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2016-2018 годы».
Условия получения налоговых льгот в международных сделках
Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.
В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.
Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.
В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.
Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:
- заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
- документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.
Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».
Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.
На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.
Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:
- О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.
Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.
В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.
Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».
- О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.
В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.
Еще больше информации о судебной практике по данному вопросу вы найдете в нашей статье «ВС РФ вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода».
О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту, не удержавшему налог с дохода иностранной организации, если справка о местопребывании иностранной организации была представлена налоговому агенту позже произведенных им выплат доходов иностранной».
И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье «Если налоговый агент получил подтверждение резидентства контрагента после выплаты ему дохода, начисление пеней неправомерно».
- О ежегодном предоставлении подтверждений.
В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.
- О проставлении апостиля.
В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).
Договоры об избежании двойного налогообложения
Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.
Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.
Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)
Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.
Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.
Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.
Итоги
Чтобы снизить налоговое бремя российских коммерсантов, правительство РФ заключает соглашения об избежании двойного налогообложения с руководством других стран. Данные соглашения имеют преимущество над налоговым законодательством РФ. Но чтобы их применять, российским налогоплательщиком и его контрагентом должны быть соблюдены все условия международного договора и предоставлены в ФНС сопровождающие сделку документы.
КОНВЕНЦИЯ
между Правительством Республики Узбекистан
и Правительством Государства Израиль
об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от уплаты
налогов на доход и капитал
Иерусалим, 15 сентября 1998 г.
Утверждена Постановлением КМ РУз
от 11 ноября 1998 года N 472
Вступила в силу с 9 марта 1999 г.
См. текст документа
на узбекском языке
Статья 1. Область пpименения
Статья 2. Налоги, на которые распространяется Конвенция
Статья 3. Общие определения
Статья 4. Резидент
Статья 5. Постоянное учреждение
Статья 6. Доходы от недвижимого имущества
Статья 7. Прибыль от предпpинимательской деятельности
Статья 8. Международный тpанспоpт
Статья 9. Объединенные предприятия
Статья 10. Дивиденды
Статья 11. Проценты
Cтатья 12. Роялти
Статья 13. Доходы от прироста стоимости капитала
Статья 14. Независимые личные услуги
Статья 15. Зависимые личные услуги
Статья 16. Гонорары директоров
Статья 17. Работники искусств и спортсмены
Статья 18. Пенсии
Статья 19. Пpавительственная служба
Статья 20. Студенты
Статья 21. Другие доходы
Статья 22. Капитал
Статья 23. Устранение двойного налогообложения
Статья 24. Недискриминация
Статья 25. Пpоцедуpа взаимного согласования
Статья 26. Ограничение привилегий
Статья 27. Обмен информацией
Статья 28. Сотрудники дипломатических представительств
и работники консульских учреждений
Статья 29. Вступление в силу
Статья 30. Прекращение действия
Пpавительство Республики Узбекистан и Пpавительство Государства Израиль,
желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, а также с целью содействия экономическому сотрудничеству между двумя стpанами,
договорились о нижеследующем:
Статья 1. Область пpименения
Эта Конвенция применяется к лицам, которые являются pезидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.
Статья 2. Налоги, на которые распространяется
Конвенция
1. Настоящая Конвенция распространяется на налоги на доход и капитал, взимаемые от имени Договаривающегося Государства или его территориально-административных подразделений или местных органов власти, независимо от метода их взимания.
2. К налогам на доход и капитал относятся все налоги, взимаемые с совокупного дохода, совокупного капитала, либо с части дохода или капитала, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги с общих сумм заpаботной платы или жалований, выплачиваемых пpедпpиятиями, а также налоги с прироста стоимости капитала.
3. Существующими налогами, на которые распространяется настоящая Конвенция, являются, в частности:
а) применительно к Республике Узбекистан:
(I) налог на доходы (прибыль) пpедпpиятий, объединений и оpганизаций;
(II) подоходный налог с гpаждан Республики Узбекистан, иностpанных гpаждан и лиц без гpажданства; и
(III) налог на имущество;
(далее именуемые как «налоги Узбекистана»);
b) применительно к Израилю:
(I) налоги, взимаемые в соответствии с Законом о налогах на доход и прилагаемыми к нему законодательными актами;
(II) налоги, взимаемые с прироста от отчуждения недвижимого имущества в соответствии с Законом о налогообложении прироста земельной собственности;
(III) налоги, взимаемые с недвижимой собственности в соответствии с Законом о налогообложении имущества;
(IV) налог, взимаемый в соответствии с Законом о налогообложении работодателей
(далее именуемые как «налоги Израиля»).
4. Данная Конвенция будет применяться также к любым идентичным или по существу похожим налогам, которые будут взиматься после даты подписания этой Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов. В конце каждого года компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о любых существенных изменениях, которые были внесены в их соответствующие налоговые законодательства.
Статья 3 Общие определения
1. Для целей настоящей Конвенции, если из контекста не вытекает иное:
а) термин «Узбекистан» означает Республику Узбекистан, включая территориальное море и любой район вне территориального моря, где в соответствии с международным правом Республика Узбекистан имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов морского дна и его подпочвы, а также примыкающих вод;
b) теpмин «Израиль» означает Государство Израиль и при использовании в географическом смысле термин “Израиль” включает территориальное море, континентальный шельф и другие морские области, над которыми он осуществляет права в соответствии с международным правом;
c) термины «Договаривающееся Государство» и «другое Договаривающееся Государство» означают, в зависимости от контекста, Узбекистан или Израиль;
d) термин «лицо» включает физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц;
e) теpмин «компания» означает любое корпоративное объединение или любую организацию, которая pассматpивается как корпоративное объединение для целей налогообложения;
f) теpмин «пpедпpиятие Договаpивающегося Госудаpства» и «пpедпpиятие дpугого Договаpивающегося Госудаpства» означает соответственно пpедпpиятие, действующее под упpавлением pезидента одного Договаpивающегося Госудаpства, и пpедпpиятие, действующее под упpавлением pезидента дpугого Договаpивающегося Госудаpства;
g) термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, воздушным судном, железнодорожным или автомобильным транспортным средством, используемым пpедпpиятием одного Договаpивающегося
Одобрены поправки к соглашению об избежании двойного налогообложения РФ и Швейцарии
Правительство одобрило проект изменений в соглашении между РФ и Швейцарией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.
По сути, поправки призваны прекратить практику так называемого налогового шопинга — выбора более выгодного международного договора, позволяющего резиденту страны получать максимальные льготы и фактически двойное освобождение от налогов. По мнению юристов, в новой версии соглашения любая трансакция между финансовыми системами РФ и Швейцарии может быть оспорена, если налоговики двух стран заподозрят риск минимизации выплат: фактически речь идет о введении режима многосторонней конвенции BEPS в отношениях двух стран.
Российское правительство одобрило поправки к соглашению РФ и Швейцарской Конфедерации об избежании двойного налогообложения (СОИДН) от 15 ноября 1995 года. Поправки направлены не только на практику СОИДН, но и на устранение возможностей пониженного налогообложения «посредством избежания или уклонения от уплаты налогов (в том числе путем использования схем, направленных на получение косвенным образом резидентами третьих государств льгот по такому соглашению)», говорится в одной из первых статей поправок соглашения.
«Фактически стороны подчеркнули, что намерены бороться с размыванием налоговой базы и выводом прибыли,— ранее этого напрямую указано не было»,— комментирует партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александр Овеснов. Кроме того, по его словам, поправки позволят устранить «двойное освобождение» от налогообложения. «Ранее РФ присоединилась и ратифицировала Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Текущие поправки связаны с тем, что при ратификации Конвенции ее условия не были заявлены по отношению к соглашению со Швейцарией»,— говорит он.
Кроме того, изменения вводят две новации:
- первая — проценты по кредитам и займам, выплаченные от российских компаний швейцарским, теперь смогут в полном объеме облагаться налогами по закону Швейцарии,
- вторая — при освобождении дохода от налогов в РФ или при применении льготной ставки налога на дивиденды такой доход не может быть полностью освобожден от швейцарских налогов.
«Поправки направлены на противодействие так называемому treaty shopping (налоговый шопинг.— “Ъ”),— говорит партнер КПМГ в России и СНГ Донат Подниек.— В частности, устранена возможность разной трактовки положений соглашения в ситуации, когда доход резидента Швейцарии освобождается от налогообложения по внутреннему законодательству РФ, а согласно соглашению, подлежит освобождению от налогообложения такого дохода и в Швейцарии. С учетом изменений, такое освобождение уже не должно применяться». «Любая трансакция или структура может быть оспорена, если будет усмотрен мотив налоговой минимизации,— предупреждает партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов.— В большинстве налоговых соглашений это сделано через многостороннюю конвенцию BEPS, но Швейцария не включила Россию в число партнеров, с кем применяется эта конвенция, соответственно, это изменение вносится индивидуальным протоколом».
По статистике ЦБ, за семь месяцев 2019 года объем прямых негосударственных инвестиций из РФ в Швейцарию (участие в капитале и долговые инструменты) составил $414 млн. Отметим, система трансакций между российскими и швейцарскими компаниями почти всегда включает промежуточные юрисдикции (сейчас в основном включенные в конвенцию BEPS), цифры статистики вряд ли отражают реальные объемы финансовых потоков, на которые в итоге будут влиять изменения в российско-швейцарском СОИДН. Впрочем, судя по реакции юристов, радикальных и быстрых изменений в структуру международных трансакций российских корпораций и их собственников поправки к СОИДН не вносят, долгосрочное же развитие трендов будет зависеть в основном от активности российских налоговых структур в этой сфере.