Сертификат резидентства

Содержание

Сертификат налогового резидентства: подробный обзор

Сертификат налогового резидентства – важный документ, необходимый для практического применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. В настоящем обзоре приводятся наиболее значимые правовые позиции, касающиеся особенностей оформления и использования таких документов в России.

Что такое налоговое резидентство?

Налоговое резидентство – это статус лица (физического или юридического) для целей налогообложения. Статус налогового резидента представляет собой «привязку» лица к определённому государству, которое имеет право на взимание налогов с доходов такого лица, то есть распространяет на данное лицо свою налоговую юрисдикцию.

Налоговое резидентство или его отсутствие определяется по критериям, установленным национальным налоговым законодательством. При этом страна налогового резидентства физического лица может не совпадать со страной его гражданства, а юридического лица – со страной его регистрации.

Например, в России для целей налога на доходы физических лиц налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ).

Что касается юридических лиц, налоговыми резидентами РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 246.2 НК РФ признаются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (для целей применения этого международного договора);
  3. иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация (если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения).

Что такое сертификат налогового резидентства?

Сертификат налогового резидентства (tax residency certificate) – это документ, подтверждающий постоянное местонахождение лица для налоговых целей. Он может иметь различные наименования и особенности формы и содержания в зависимости от правил конкретной страны и своего предназначения (адресата).

Однако, его главная функция неизменна – это официальное (то есть исходящее от компетентных государственных органов) подтверждение того, что конкретное лицо является резидентом того или иного государства в смысле налогового законодательства.

В каких случаях требуется сертификат налогового резидентства?

Основные случаи, в которых может потребоваться документальное подтверждение налогового резидентства лица или организации, следующие:

  • необходимость использования льготных положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) в отношении доходов, выплачиваемых в адрес иностранного лица. В этом случае сертификат должен быть предоставлен источнику выплаты доходов – налоговому агенту (withholding agent);
  • необходимость уточнения наличия/отсутствия или объёма налоговой обязанности лица в той или иной стране;
  • необходимость подтверждения наличия статуса налогового резидента того или иного государства для иных целей (например, для представления в обслуживающий банк в качестве доказательства статуса лица для целей автоматического обмена информацией по стандарту CRS).

Для юридических лиц сертификаты налогового резидентства наиболее востребованы в первом случае – при применении международных налоговых соглашений, предусматривающих освобождения или пониженные ставки налога, удерживаемого у источника выплаты дохода.

Доходы иностранной организации от источников в России

По общему правилу (согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ), исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов. Речь идёт о доходах иностранных организаций от источников в Российской Федерации, к которым относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида;
  • доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках);
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
  • доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иные аналогичные доходы.

Другими словами, при каждой выплате любого из вышеуказанных доходов в пользу иностранной организации российская организация (налоговый агент) должна исчислить и удержать сумму налога по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 310 НК РФ.

Не подлежат обложению налогом у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме недвижимости в РФ и акций компаний с недвижимостью в РФ более 50%), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ.

Если доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, не облагаются налогом (или облагаются по сниженным ставкам) в соответствии с СИДН, соответствующие освобождения или льготы применяются при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, российскому налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ (то есть, сертификата о налоговом резидентстве).

Сертификат налогового резидентства при применении налоговых соглашений

При применении СИДН при различных трансграничных выплатах, сертификат налогового резидентства служит подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, являющейся получателем дохода, выплачиваемого из России.

Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Предоставление иностранной организацией указанного подтверждения (а также подтверждения наличия фактического права на доход) налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Для получения такого подтверждения иностранная компания должна своевременно обратиться в компетентный (обычно – налоговый) орган своей страны в соответствии с процедурой, установленной местным законодательством.

Российская организация (налоговый агент), в свою очередь, должна располагать сертификатом налогового резидентства иностранного получателя дохода как на момент выплаты дохода и удержания налога, так и в последующем, для возможности его представления налоговому органу в случае проверки правильности исчисления и уплаты налога.

Например, российская компания приняла решение о выплате дивидендов своему участнику – люксембургской компании. Если люксембургская компания имеет фактическое право на указанный доход, а также напрямую владеет не менее 10% капитала российской компании и инвестировала в него не менее 80000 евро или эквивалентную сумму в рублях, российская компания вправе удержать налог у источника выплаты по сниженной ставке 5%, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 СИДН, заключенного между Россией и Люксембургом от 28 июня 1993 г. (вместо ставки 15%, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ). Для этого люксембургская компания должна своевременно (до даты выплаты дохода) предоставить дочерней российской компании сертификат, подтверждающий, что она является резидентом Люксембурга в смысле указанного СИДН. К слову, для применения в России такой сертификат не требует апостиля в соответствии с пунктом 3 Протокола к указанному СИДН от 21 ноября 2011 г.

Другой пример: российская компания арендует у нидерландской компании контейнеры для использования в международных морских перевозках. Согласно НК РФ, доход иностранной компании от предоставления в аренду контейнеров, подлежал бы налогообложению у источника в России по ставке 10% (подпункт 2 пункта 2 статьи 284 НК РФ). Однако, СИДН, заключенное между Россией и Нидерландами от 16 декабря 1996 г., допускает налогообложение такой категории доходов только том в государстве, резидентом которого является получатель дохода (пункт 1 статьи 8 СИДН РФ-Нидерланды), без взимания налога в стране источника выплаты. Таким образом, чтобы иметь право не удерживать налог у источника, российская компания должна получить от нидерландской компании подтверждение (сертификат) налогового резидентства последней в Нидерландах.

Прочие виды доходов от источников в РФ (напр., роялти, проценты по займам, доход от продажи недвижимости в РФ и др.) при невозможности применить освобождения, предусмотренные соответствующим СИДН (в том числе по причине непредставления сертификата резидентства получателя дохода), облагаются согласно НК РФ по ещё большей ставке – 20%.

Таким образом, от факта представления или непредставления сертификата о налоговом резидентстве напрямую зависит сумма подлежащего удержанию налога и итоговый размер дохода, который получит на руки иностранный контрагент.

Когда получить сертификат о налоговом резидентстве невозможно?

Несмотря на наличие у России СИДН более чем с 80 странами, далеко не каждый иностранный партнер в состоянии подтвердить российскому налоговому агенту страну своего налогового резидентства.

Если иностранная компания не удовлетворяет (или не полностью удовлетворяет) критериям налогового резидента по законодательству страны своей регистрации, она не сможет получить сертификат налогового резидентства, а российская компания (налоговый агент) будет не вправе применить льготные положения СИДН при исчислении, удержании и уплате в России налога у источника выплаты.

Ситуации, когда иностранная компания или иная структура не сможет получить официальное подтверждение своего налогового резидентства в стране своей регистрации, характерны:

  • во-первых, для компаний, не удовлетворяющих тесту налогового резидентства по законодательству страны своей регистрации. В основном такая ситуация имеет место в тех странах, где критерием резидентства является место «управления и контроля» над компанией. На практике речь идёт как минимум о наличии директора (или определенного числа членов совета директоров), являющихся резидентами страны регистрации компании и фактически (не номинально) управляющих ею с территории данной страны. Помимо указанного признака дополнительно анализируется и целый ряд других;
  • во-вторых, (что является частным случаем первого), для партнёрств, полностью состоящих из партнёров – нерезидентов по отношению к стране регистрации партнёрства. В силу принципа налоговой «прозрачности» такие партнёрства не могут считаться резидентами страны своей регистрации, так как их прибыль облагается налогом на уровне каждого из партнёров в странах их налогового резидентства.

Обязательно ли представление сертификата налогового резидентства до даты выплаты дохода?

В силу прямого указания абзаца 2 пункта 1 статьи 312 НК РФ основанием для освобождения дохода от удержания налога или удержания налога по пониженным ставкам является предоставление иностранной организацией – получателем дохода – сертификата своего налогового резидентства до даты выплаты дохода.

Если на дату выплаты доходов налоговый агент не располагал подтверждением резидентства иностранной организации, однако воспользовался освобождениями или пониженными ставками, предусмотренными СИДН, последнее может быть признано неправомерным, а налог доначислен исходя из ставок, предусмотренных НК РФ, что подтверждается судебной практикой.

Поскольку факт представления (или непредставления) сертификата о налоговом резидентстве российскому источнику выплаты напрямую влияет на размер налога и конечную сумму дохода, которую получит иностранный контрагент, обязанность иностранного контрагента своевременно предоставить сертификат российской стороне можно прописать непосредственно в тексте контракта (там же обозначив сроки, периодичность его предоставления, формальные требования к нему).

Требуется ли представлять сертификат налогового резидентства ежегодно?

В Письмах Минфина России от 19 августа 2015 г. № 03-08-05/47828 и от 2 декабря 2015 г. № 03-08-05/70230 отмечается, что согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 НК РФ, предусматривающей подтверждение постоянного места нахождения иностранной организации, она не содержит норм, ограничивающих период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов). Положением пункта 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено только то, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией «до даты выплаты дохода», а не в каждом налоговом периоде.

Кроме того, суды делают выводы о том, что если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (Определение ВС РФ от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210).

Однако если за период, прошедший с момента выдачи подтверждения постоянное местонахождение иностранной организации изменяется, то согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент.

Нужен ли апостиль на сертификате налогового резидентства?

Ранее российские налоговые органы требовали обязательного проставления апостиля (либо наличия легализации) на сертификатах налогового резидентства иностранных компаний, основываясь на соответствующих методических рекомендациях (См. Приказ МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, отменен Приказом ФНС России от 19 декабря 2012 г. № ММВ-7-3/980@). Арбитражная практика также в целом следовала данной линии. Однако, такое требование являлось избыточным и прямо не основывалось ни на нормах международных соглашений, ни НК РФ.

В середине 2000-х годов ФНС России сообщала о наличии взаимных договоренностей о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, лишь с некоторыми государствами: Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Азербайджан, США, Кипр, Словакия (Письмо ФНС России от 12 мая 2005 г. N 26-2-08/5988).

На сегодняшний день профильное ведомство (Минфин России) в целом признаёт избыточный характер требования апостилировать (легализовать) сертификаты налогового резидентства, которое ещё встречается на практике в силу «инерции» и следования общему принципу, согласно которому официальные документы иностранного происхождения для применения в России (и наоборот) должны быть легализованы или иметь апостиль.

Уже в 2009 году в Письме Минфина России от 1 июля 2009 г. № 03-08-13 указывалось, что «исходя из сложившейся практики, иностранные государства принимают без проставления апостиля официальные документы Российской Федерации, исполненные на официальных бланках компетентных органов и подписанные официальными уполномоченными лицами, в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения», тогда как «требование российской стороны проставления апостиля на вышеуказанных официальных документах иностранных государств может привести к тому, что … к российским официальным документам может быть предъявлено требование обязательного апостилирования, что значительно усложнит процедуру оформления таких документов для российских налогоплательщиков…».

Данный подход основан на положениях Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., согласно которой проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В ряде последних писем 2017-2018 гг. Министерство финансов РФ указывает на то, что принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля на сегодняшний день прямо позволяют СИДН, заключенные между РФ и следующими странами: Гонконг, Казахстан, Китай, Латвия, Люксембург, Мальта, ОАЭ, Сингапур, Швейцария.

Например, согласно пункту 3 Протокола от 20 декабря 2010 г. к СИДН между Россией и Латвией, «компетентные органы обоих Договаривающихся Государств не должны требовать проставления апостиля ни на каких документах, необходимых для применения настоящего Соглашения», к которым, безусловно, относится и подтверждение налогового резидентства.

Кроме того, ведомство отметило, что включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.

На указанном основании Минфин России делает вывод о том, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резидентства.

Несмотря на это, ФНС России в нескольких своих письмах предприняла ещё одну попытку обосновать необходимость апостилирования/легализации сертификатов о налоговом резидентстве, ссылаясь на особенности действия Гаагской конвенции 1961 г. и «отсутствие в действующем законодательстве РФ положений, отменяющих необходимость апостилирования иностранных официальных документов» (см. напр., Письмо ФНС России от 29 января 2016 г. № ОА-4-17/1265@). Минфин России в своем Письме от 21 апреля 2016 г. № 03-08-РЗ/23009 сообщил о том, что указанное письмо ФНС (и другие письма, содержащие аналогичную позицию) не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству РФ о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Минфина России.

Позднее, в Письме от 26 июля 2016 г. № 03-08-13/43631 Минфин России специально отметил, что принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное письмами Минфина России от 05.10.2004 № 03-08-07, от 01.07.2009 № 03-08-13, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты, подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции. Договоры по вопросу отмены апостилирования не требуют ратификации, поскольку не содержат правила иные, чем предусмотренные законом, и не противоречат Гаагской конвенции.

Таким образом, руководствуясь текущей позицией Минфина России, апостиль на сертификате налогового резидентства иностранной организации как правило не требуется. Однако, перед получением от иностранной организации сертификата всё же рекомендуется специально уточнить, имеется ли в тексте соответствующего СИДН (или протоколах к нему) либо на межведомственном уровне письменная договоренность о приеме документов без апостиля. Если такой договорённости нет, то некоторый риск оспаривания налоговым органом правомерности применения российской организацией льготных положений СИДН остаётся.

Допускается ли представление копии сертификата вместо оригинала?

Согласно позиции, выраженной с Письме Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-08-05/7325, нормы НК РФ не содержат прямого запрета на представление иностранной организацией налоговому агенту нотариально заверенной копии подтверждения постоянного местонахождения. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

На практике, в случаях, когда налоговое резидентство иностранного контрагента необходимо подтвердить сразу для нескольких российских организаций – источников выплаты дохода, осуществляется перевод оригинала сертификата на русский язык (с нотариальным свидетельствованием в РФ подлинности подписи переводчика), который подшивается к оригиналу, а затем с такой сшивки делается требуемое количество нотариальных копий.

Подтверждение налогового резидентства российской организации

Возможны и обратные ситуации – когда получателем дохода выступают российские компании. Если требуется подтвердить налоговое резидентство российской организации для применения положений СИДН зарубежным источником выплаты дохода, российская организация получает «документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации» (так официально называется сертификат налогового резидентства в РФ) в ФНС России или уполномоченном ею территориальном налоговом органе.

Форма заявления на получение такого сертификата, форма самого сертификата, а также порядок его представления в электронной форме и на бумажном носителе утверждены Приказом ФНС России от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Форма заявления на получение сертификата является единой для юридических и физических лиц.

К заявлению могут быть приложены копии документов, подтверждающие получение доходов или право на получение доходов в иностранном государстве, владение имуществом в иностранном государстве, иные факты и обстоятельства, требующие подтверждения статуса налогового резидента РФ. К таким документам относятся, в том числе: договор (контракт); документы, подтверждающие право владения имуществом; решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов; копии платежных поручений или кассовые чеки, бухгалтерские справки или иные первичные документы.

К заявлению также могут быть приложены копии документов, подтверждающих пребывание физического лица на территории РФ в период времени, за который необходимо получить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ.

Если к заявлению прилагаются документы на иностранном языке, такие документы должны быть переведены на русский язык и заверены в порядке, установленном законодательством РФ (то есть нотариально).

Заявление подаётся в ФНС России или уполномоченный налоговый орган налогоплательщиком или его представителем на бумажном носителе лично, по почте или в электронной форме через официальный сайт ФНС России.

Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней со дня его поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за один календарный год (предшествующий дню представления заявления в налоговый орган или текущий календарный год).

Для целей применения международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается по каждому источнику дохода, объекту имущества.

Выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, производится по результатам рассмотрения заявления при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента РФ (примеры таких документов – см. выше) и оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в формате pdf.

Факт выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, может быть верифицирован через официальный сайт ФНС России путем ввода проверочного кода, содержащегося в указанном документе.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, оформляется только на русском языке, хотя первоначальный проект формы сертификата предполагал двуязычное исполнение (подстрочный английский текст). Поэтому для использования в иностранном государстве в большинстве случаев потребуется его перевод на соответствующий иностранный язык.

Теги: налоговое резидентство, двойное налогообложение

Справка о резидентстве

Актуально на: 3 апреля 2017 г.

Во избежание двойного налогообложения РФ заключает международные договоры (соглашения, конвенции) с другими государствами. Эти договоры определяют порядок обложения налогом различных объектов (к примеру, дохода или имущества), которые возникают в той или иной стране. При этом международные договоры РФ имеют высшую силу по сравнению с национальным законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ). Налогообложение в соответствии с международными договорами производится в зависимости от того, где объект налогообложения возник, а также от резидентства лица. О налоговом резидентстве организации и справке, его подтверждающей, расскажем в нашей консультации.

Какие организации признаются налоговыми резидентами РФ

Налоговые резидентами РФ являются следующие организации (п. 1 ст. 246.2 НК РФ):

  • российские организации;
  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Как подтверждается налоговое резидентство организаций

Процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ регламентируется Информационным сообщением ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

Для подтверждения статуса налогового резидента РФ организация обращается с заявлением в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). К заявлению необходимо приложить копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве (к примеру, договор, решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов и др.). Копии документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Если резидентский статус подтверждается за период более чем 3-летней давности, потребуются дополнительные документы, доказывающие факт уплаты налогов.

Заявление рассматривается в течение 30 дней. Документом, подтверждающим для организации налоговое резидентство в РФ, является справка о резидентстве РФ, выданная МИ ФНС России по ЦОД.

Однако возможна ситуация, когда в иностранном государстве необходимо подтвердить статус по иной форме. Это значит, что вместо справки о налоговом резидентстве в ФНС необходимо получить другой бланк.

Справкой о резиденстве юридического лица в таком случае будет являться установленная законодательством иностранного государства форма, на которой сотрудник ФНС поставит свою подпись и печать. Иностранный бланк ФНС заверяет в том случае, если компетентные органы такого государства (к примеру, налоговое ведомство) поставили в известность ФНС России о наличии таких форм либо если информация о них размещена на официальных сайтах таких иностранных компетентных органов.

Международным договором могут устанавливаться льготы при выплате доходов иностранному партнеру. Но чтобы воспользоваться ими, нужно подтвердить, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен такой договор.

Налог удерживает агент

Иностранные организации должны уплачивать налог на прибыль, если они (п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ):

  1. занимаются предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство (ст. 307 Налогового кодекса РФ);
  2. получают доход от источников в РФ, но только если этот доход не связан с предпринимательской деятельностью через постоянное представительство в РФ и не приводит к его образованию.

В первом случае исчислять и уплачивать налог на прибыль иностранная компания должна сама (п. 8 ст. 307 Налогового кодекса РФ). Во втором удержать налог обязано российское предприятие (налоговый агент), выплачивающее доход. Основание — пункт 1 статьи 309 и статья 310 Налогового кодекса РФ. 📌 Реклама Отключить

Однако с некоторыми государствами РФ заключила международные соглашения об избежании двойного налогообложения. При выплате дохода организациям, находящимся в таких странах, российская компания вправе не удерживать налог на прибыль или же использовать пониженные ставки (в зависимости от условий международного договора).

Чтобы применить данную льготу, необходимо подтвердить, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения (п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ).

Ставки зависят от видов дохода

В зависимости от видов дохода применяются различные ставки налога на прибыль. В частности, по ставке 20 процентов облагаются доходы: — получаемые в результате распределения в пользу иностранных компаний прибыли или имущества российских организаций; 📌 Реклама Отключить

  • от долговых обязательств;
  • от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности.

По этой же ставке налог рассчитывается и с доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Налоговая база при этом может быть уменьшена на расходы в размере остаточной стоимости недвижимости.

А вот дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику), облагаются по ставке 15 процентов.

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных предприятий, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте Российской Федерации.

Если доход выплачивается в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в виде взаимозачетов, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме. Точно так же нужно поступить, если сумма налога, который необходимо удержать, превосходит сумму дохода иностранной компании, получаемого в денежной форме.

📌 Реклама Отключить

Документ выдает уполномоченная инстанция

Требований к документу, подтверждающему постоянное местопребывание компании, Налоговый кодекс РФ не содержит. Это может быть справка о местонахождении по форме, установленной законодательством иностранного государства, или произвольный документ, в котором указаны все необходимые данные.

Такие бумаги должны быть заверены компетентным органом иностранного государства, уполномоченным на это законодательством своей страны.

Например, в США это подразделение Службы внутренних доходов Минфина США, расположенное в Филадельфии. А в Государстве Катар компетентным органом является Министерство финансов, экономики и торговли или уполномоченный представитель министра финансов, экономики и торговли.

На Кипре выдавать и подписывать сертификаты, подтверждающие постоянное местопребывание компаний в этой республике, вправе директор Министерства финансов, а также служащие местных налоговых офисов (письмо Минфина России от 17 июня 2010 г. № 03-08-13).

📌 Реклама Отключить

В Нидерландах декларации о резидентстве выдают налоговики, однако их подписи нужно заверять в центральном аппарате национального Министерства финансов.

В судебной практике нередки случаи, когда постоянное местонахождение предприятия подтверждается выписками из торговых реестров, регистраторов и других документов.

Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 декабря 2010 г. № 9999/10 разъяснил, что подтверждение должно заверяться компетентным органом, указанным в международном договоре с соответствующим государством.

Но это требование не всегда выполнимо, поскольку у службы, указанной в договоре, может не быть правовых оснований в обязательном порядке выдавать документы, подтверждающие постоянное местонахождение своих налоговых резидентов, или заверять соответствующие документы. Такая обязанность может быть возложена на другие ведомства.

📌 Реклама Отключить

Необходим перевод

Если документ о местонахождении зарубежного предприятия составлен на иностранном языке, его нужно перевести на русский язык.

Верность перевода заверяется консульским учреждением РФ в соответствующей стране (п. 4 ч. 1 ст. 26 Консульского устава РФ).

Если же документ переведен в РФ, подлинность подписи переводчика заверяется нотариусом (ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате). Это подтверждают и налоговики в письмах от 21 марта 2014 г. № ОА-4-13/5288@, от 19 марта 2014 г. № ОА-4-13/4971@.

Однако по мнению судей, удостоверять перевод у нотариуса необязательно (постановление ФАС Поволжского округа от 23 января 2007 г. № А55-6714/06).

В письме № ОА-4-13/5288@ сказано, что документ, подтверждающий местонахождение иностранного предприятия, должен содержать:

  • наименование иностранной организации, получившей доход из источника в Российской Федерации;
  • период, за который подтверждается ее налоговый статус;
  • наименование международного договора об устранении двойного налогообложения, сторонами которого являются Россия (СССР) и соответствующее иностранное государство;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства.

А вот апостиля на подтверждении может и не быть. Он проставляется при условии, что иное прямо не предусмотрено международным договором (письмо ФНС России от 16 сентября 2013 г. № ОА-4-13/16590@). 📌 Реклама Отключить

Чиновники считают, что отсутствие на документе апостиля не может служить основанием для привлечения налогового агента — российской организации к ответственности.

Подтверждение представляется ежегодно

Налоговым законодательством РФ не установлена конкретная дата, когда нужно предъявить подтверждение. Главное требование — оно представляется налоговому агенту до даты выплаты дохода (п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ).

Это подчеркнули и специалисты главного финансового ведомства в письме от 14 апреля 2014 г. № 03-08-РЗ/16905. При этом они сообщили, что подтверждение не имеет срока действия, так как статья 312 Налогового кодекса РФ не содержит соответствующих норм.

То есть документ можно представить единожды, а не в каждом налоговом периоде. Но ежегодно — так считают чиновники (письмо Минфина России от 19 декабря 2011 г. № 03-08-05).

📌 Реклама Отключить

У судей иная точка зрения. Они указывают, что каждый год подтверждать постоянное местонахождение иностранного партнера российскому предприятию не требуется (постановление ФАС Поволжского округа от 30 июля 2013 г. № А12-29089/2012).

Отметим, что налоговый агент обязан запросить у иностранной организации новое подтверждение при изменении ее местонахождения. В противном случае ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести именно российское предприятие (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Таким образом, чтобы исключить налоговые споры, российской компании лучше иметь актуальное подтверждение.

За отсутствие документа грозит штраф

Если агент не исполнил в срок свои обязанности (не удержал либо не перечислил налог с доходов иностранной организации), то ему грозит штраф в размере 20 процентов от суммы налога (ст. 123 Налогового кодекса РФ).
 📌 Реклама Отключить

Согласно позиции чиновников, которая выражена в письме Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-08-05/31625, налоговый агент обязан удержать налог на прибыль по общеустановленной ставке, если на момент выплаты дохода у него нет подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании.

Есть судебные акты, в которых арбитры указывают, что иначе агента привлекут к ответственности (постановления Президиума ВАС РФ от 16 апреля 2013 г. № 15638/12, ФАС Московского округа от 15 февраля 2013 г. № А40-59278/12-91-332, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-30502/2010).

В то же время имеются судебные решения, согласно которым налогового агента нельзя привлечь к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что иностранные организации не являются плательщиками налога на территории Российской Федерации в силу международных соглашений. А соответствующее подтверждение, которого не было на день выплаты дохода, можно представить и позднее, например в момент проведения выездной или камеральной налоговой проверки. К такому выводу пришли судьи в постановлении ФАС Московского округа от 8 апреля 2010 г. № КА-А40/3115-10.

📌 Реклама Отключить

Опубликовано в журнале «Учет в производстве» № 6, июнь 2014 г.

На документе о налоговом резидентстве иностранного контрагента апостиль не нужен

Организации, работающие с иностранными партнерами, могут подтвердить их налоговое резидентство документом без апостиля. При этом неважно, есть ли в соглашении об избежании двойного налогообложения положение об отмене апостилирования. По мнению Минфина, достаточно оригинала документа от компетентного иностранного органа.

Аналогичное разъяснение министерство уже давало.

Напомним, если документ на иностранном языке, то нужен его перевод.

Вопрос: Российская организация заключает сделки с иностранными контрагентами. Для применения положений договоров об избежании двойного налогообложения контрагенты предоставляют организации сертификаты резидентства. Должен ли быть проставлен апостиль на справке о резидентстве для целей налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 апреля 2018 г. N 03-08-05/21444

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 09.02.2018 по вопросу апостилирования документов, подтверждающих статус налогового резидента иностранного государства, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписывающее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Однако выполнение упомянутой функции, то есть проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.

В последнее время для урегулирования вопроса апостилирования или легализации документов, подтверждающих статус налогового резидента, а также учитывая определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2008 N 14556/07, соответствующие положения включаются в международные договоры Российской Федерации в области налогообложения.

В данный момент Российской Федерацией заключены следующие международные договоры в области налогообложения, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля:

  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 20.12.2010 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» и Протокол к нему от 20.12.2010;
  • Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» и Протокол к нему от 24.09.2011;
  • Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» и Протокол к нему от 21.11.2011;
  • Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты от 24.04.2013 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к ней от 24.04.2013;
  • Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» и Соглашение в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках указанной Конвенции от 15.03.2016;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 13.10.2014 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протоколы к нему от 13.10.2014 и от 08.05.2015;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18.01.2016 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к нему от 18.01.2016;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов от 07.12.2011 «О налогообложении дохода от инвестиций договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений»;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» и Протокол к нему от 17.11.2015.

Таким образом, включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание письма Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07, от 01.07.2009 N 03-08-13, считаем, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резидентства.

Директор Департамента

А.В.САЗАНОВ

Что такое справка о резидентстве, и как ее получить?

В соответствии с положениями статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

российские организации;

иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения;

иностранные организации, имеющие постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющие деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации.

С 09.12.2017 года вступил в силу приказ ФНС России «Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе» от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@, зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 27.11.2017 № 49015, опубликован 28.11.2017 (далее — Приказ).

Выдачу документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).

Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации необходимо заполнить и направить заявление о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента.

В соответствии с положениями статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

российские организации;

иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения;

иностранные организации, имеющие постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющие деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации.

С 09.12.2017 года вступил в силу приказ ФНС России «Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе» от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@, зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 27.11.2017 № 49015, опубликован 28.11.2017 (далее — Приказ).

Выдачу документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).

Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации необходимо заполнить и направить заявление о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *