Содержание
- Саморегулируемая организация аудиторов
- Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов и внутренние стандарты
- 1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
- 2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:
- СРО аудиторов
- Рейтинг СРО аудиторов
- СРО содружество аудиторов
- Требования и стандарты СРО аудиторов
- Саморегулируемая организация аудиторов
- Стандарты саморегулируемой организации аудиторов
- Государственный контроль (надзор) деятельности саморегулируемых организаций аудиторов
- Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов
- Саморегулируемая организация аудиторов: требования к членству
- Способы обеспечения дополнительной имущественной ответственности саморегулируемых организаций аудиторов
- Требования, предъявляемые к членству в саморегулируемой организации аудиторов
- Саморегулируемые организации аудиторов
- Принципы создания и функционирования саморегулируемых организаций аудиторов
- Федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты саморегулируемых организаций
Саморегулируемая организация аудиторов
Основные отличия ревизии от аудита
Симуляция психических расстройств
Несовершеннолетних.
Тема 24. Судебно-психиатрическая экспертиза
Исключительных состояний
Понятие исключительных состояний.
Формы исключительных состояний:
— патологическое опьянение;
— патологический аффект;
— сумеречное расстройство сознания.
Их симптомы, синдромы.
Характеристика исключительных состояний.
Вопросы, решаемые экспертами.
Отличие патологического аффекта от физиологического.
Критерии принудительного лечения.
Вопросы вменяемости и невменяемости.
Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
Документы, необходимые для проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
Вопросы вменяемости и невменяемости в экспертизе несовершеннолетних.
Признаки симуляции. Истинная симуляция. Симуляция на психопатологической почве.
Виды экспертизы:
— стационарная;
— амбулаторная.
Вопросы, решаемые экспертами-психиатрами.
Отличительная черта | Аудит | Ревизия |
1. По целям исследования | Выявление недостатков хозяйственной деятельности, оказание услуг, выражение независимого мнения | Выявление и оценка недостатков для их искоренения |
2. По решению практических задач | Оказание помощи клиенту в оптимизации коммерческой деятельности | Задачи по пресечению злоупотребления и сохранности средств |
3. По характеру | Предпринимательская деятельность | Исполнительская деятельность |
4. Правовая основа | Гражданское право на основе хозяйственных договоров | Административное право на основе законов, инструкций, приказов |
5. По принципу оплаты | Платит клиент или тот, кто нуждается в аудиторском заключении | За счет средств бюджета |
6. По результатам | Аудитор выдает аудиторское заключение и рекомендации клиенту | Акт ревизии, взыскание, указание, проверка исполнения |
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членствах в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. При этом некоммерческая организация должна соответствовать следующим требованиям:
1) Объединение в составе саморегулируемой организации аудиторов в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 организаций, соответствующих установленным требованиям к членству в такой организации.
2) Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов.
Саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности, принимает правила независимости аудиторов, кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, организует прохождение аудиторов обучения по программам повышения квалификации.
Саморегулируемая организация аудиторов имеет право устанавливать дополнительные требования, обеспечивающие ответственность аудиторов при осуществлении аудиторской деятельности, устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на своих членов за нарушение ими требований федерального закона «Об аудиторской деятельности», кодекса профессиональной этики, правил независимости аудиторов.
Саморегулируемая организация аудиторов участвует в создании и деятельности единой аттестационной комиссии; представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организации аудиторов требований законодательства; подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этих саморегулируемых организаций аудиторов требований об обучении по программам повышения квалификации.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводится аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.
Согласно новому Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», с 1 июля 2009 года лицензирование в аудиторской деятельности заменено саморегулированием (СРО). Ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности с 1 января 2010 года утратят силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, не вправе будут осуществлять аудиторскую деятельность.
Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов — это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Саморегулирование (СРО) в области аудиторской деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» .
- Постановление Правительства от 16 февраля 2008 года № 80 «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности».
- И другие нормативно-правовые акты.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации (СРО) аудиторов с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:
- Объединение в составе саморегулируемой организации (СРО) в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным законом требованиям к членству в такой организации.
- Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов.
- Обеспечение саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов).
Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации (СРО) перед потребителями и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования, минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Целями деятельности саморегулируемых организаций аудитор (СРО аудиторов) являются:
- Объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью.
- Повышение качества выполняемых аудиторских услуг.
- Информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.
Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов ставятся следующие основные задачи:
- Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
- Установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.
- Разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности.
Преимущества саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:
- Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
- Членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к повышению качества осуществляемых работ;
- Членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к взаимной поддержке членов СРО;
- Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
- Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.
Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными для всех членов саморегулируемой организации аудиторов, и не должны противоречить следующим требованиям:
1. Требования к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:
- коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
- численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента, а численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами.
- безупречная деловая репутация;
- наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы.
2. Требования к членству аудиторов в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:
- наличие квалификационного аттестата аудитора;
- безупречная деловая (профессиональная) репутация.
Аудиторские организации, как и индивидуальные аудиторы, обязаны уплатить взносы в саморегулируемую организацию (СРО) аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею, а также взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации (СРО) аудиторов.
Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов и внутренние стандарты
Аудиторские стандарты – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Аудиторские стандарты, их назначение и виды.
ТЕМА. 4. Стандарты аудиторской деятельности
ПЛАН
1. Аудиторские стандарты, их назначение и виды.
2. Назначение и характеристика федеральных стандартов аудиторской деятельности, принятых Правительством РФ.
3. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов и внутрифирменные стандарты
4. Международные аудиторские стандарты.
Основная литература:
1. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Подольского. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Рогуленко Т.М., Пономарёва С.В. Аудит: учебник. М.: КНОРУС, 2010.
3. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. М.: Аудит, 2010. С. 59.
4. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита. М., 2008. С. 12
5. Приказ Минфина РФ от 17 августа 2010 г. N 90н «Об утверждении Федеральных стандартов аудиторской деятельности» // Российская газета. N 265. 2010.
6. Федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности» (в ред. от 19.11.2010)
Как известно, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года вступил в силу с 1 января 2009.
Давайте вспомним: мы проходили тему «Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности», где было сказано, что Федеральные законы «Об ауд. деят.» и закон «О саморегулируемых организациях» это первый уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности, а вторым уровнем регулирования аудиторской деятельности являются аудиторские стандарты (правила) федерального значения,
Мы знаем, что аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
И важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.
Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются :
§ в первую очередь, качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие международным стандартам аудита.
На слайде можно увидеть и остальные предпосылки:
§ четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
§ непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
§ высокий квалификационный уровень аудитора и т.д.
Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.
Система стандартов аудиторской деятельности в обобщенном виде включает в себя:
международные стандарты;
национальные стандарты (ФПСАД);
стандарты саморегулируемой организации аудиторов;
внутрифирменные стандарты,
Для того чтобы выделить виды аудиторских стандартов необходимо их классифицировать по признакам:
§ По содержанию:
— общие;
— рабочие или специальные;
— стандарты отчетности.
§ По уровню действия:
— национальные правила (стандарты) аудиторской
деятельности;
— стандарты саморегулируемой организации аудиторов;
— внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности
Каждый стандарт соответствует следующей принципиальной схеме,
Общие положении (Цель и основные разработки стандарта; необходимость использования данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами (в том числе с международными) преемственность с ранее действовавшими нормативными документами)
Изложение сущности стандарта (Формулировка проблемы, требующей описания, анализа и решения в данном стандарте; Методология решения указанной проблемы)
Приложения (Практические приложения (при необходимости).
В конечном счете, цель такой системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.
Значение системы стандартов состоит в том, что она:
обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
создает общественный имидж профессии.
2. Назначение и характеристика федеральных стандартов аудиторской деятельности, принятых Правительством РФ.
Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации разрабатывает Правила (стандарты) аудиторской деятельности
Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.
С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности – нормативный акт, разработанный с учетом международных стандартов аудита и устанавливающий единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Они определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г.утверждены 34 Федеральных стандарта аудиторской деятельности.
Их состав следующий:
ФПСАД N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
ФПСАД N 2 «Документирование аудита»;
ФПСАД N 3 «Планирование аудита»;
ФПСАД N 4 «Существенность в аудите»;
ФПСАД N 5 «Аудиторские доказательства»-Утратил силу;
ФПСАД N 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
ФПСАД N 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;
ФПСАД N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
ФПСАД N 9 «Связанные стороны»;
ФПСАД N 10 «События после отчетной даты»;
ФПСАД N 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;
ФПСАД N 12 «Согласование условий проведения аудита»;
ФПСАД N 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
ФПСАД N 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
ФПСАД N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица» (утратило силу);
ФПСАД N 16 «Аудиторская выборка»;
ФПСАД N 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
ФПСАД N 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
ФПСАД N 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
ФПСАД N 20 «Аналитические процедуры»;
ФПСАД N 21 «Особенности аудита оценочных значений»;
ФПСАД N 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
ФПСАД N 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»;
ФПСАД N 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»;
ФПСАД N 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация»;
ФПСАД N 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
ФПСАД N 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»;
ФПСАД N 28 «Использование результатов работы другого аудитора»;
ФПСАД N 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»;
ФПСАД N 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;
ФПСАД N 31 «Компиляция финансовой информации»; (компиляция финансовой информации — сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация;
ФПСАД N 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта»;
ФПСАД N 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
ФПСАД N 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».
В каждом стандарте дается перечень принципов и процедур осуществления аудиторской проверки.
Эти же самые стандарты можно сгруппировать по степени важности или по очереди.
Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит из четырех взаимозависимых последовательных блоков:
1. общие стандарты;
2. рабочие стандарты;
3. стандарты отчетности;
4. прочие стандарты.
Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, единых принципов ведения аудита в России. К ним относятся:
— письмо аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
— понимание деятельности экономического субъекта;
— порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
— права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов и др.
Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов. К ним относятся:
— планирование аудита;
— аудиторская выборка;
— аудиторские доказательства;
— документирование аудита;
— письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
— первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.
Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям. Это:
— порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
— дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
— заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.
Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны. Это:
— особенности аудита малых экономических субъектов;
— аудит в условиях компьютерной обработки данных;
— характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и др.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» должен рассматриваться в контексте ещё и другого важного правового документа: Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 2007 г.
Саморегулируемые организации -этонекоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Квота для создания такой организации включает не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций.
Саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
§ определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
§ не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
§ не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
§ являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов
Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые аудиторской организацией с целью обеспечения соответствия требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов, определен ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».
Все внутренние стандарты должны в совокупности представлять описание комплексного подхода аудиторской организации к организации и технологии проведения аудита.
Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:
целесообразности — иметь практическую пользу;
преемственности и непротиворечивости — каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
логической стройности — обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
полноты и детализации — полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые
принципы и положения;
единства терминологической базы — содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.
Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:
стандарты содержащие общие положения по аудиту;
стандарты устанавливающие порядок проведения аудита;
стандарты устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
специализированные стандарты;
стандарты устанавливающие порядок проведения сопутствующих аудиту услуг;
стандарты по образованию и подготовке кадров.
К внутренним стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации.
Внутрифирменный стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:
1.Регламентирующие параметры (ссылка на российские или международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта);
2.Общие положения (необходимость внутреннего стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации);
3.Цель и задачи стандарта (назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением)
4.Взаимосвязь с другими стандартами (ссылки на соответствующие положения других стандартов);
5.Определение основных принципов и методик (описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом);
6.Оформление (перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта);
7.Перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руководствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта.
Внутренние стандарты аудиторской организации делятся на:
§ Стандарты, содержащие общие положения по аудиту
§ Специализированные стандарты
Стандарты, содержащие общие положения по аудиту это:
— стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
— стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов
Специализированные стандарты — это:
— стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
— стандарты по образованию и подготовке кадров
1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом 307-ФЗ;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита
Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита
Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита
Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите
Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства
Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) N 9. Связанные стороны
Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты
Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита
Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита
Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита
Правило (стандарт) N 15. Понимание деятельности аудируемого лица (утратило силу)
Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка
Правило (стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
Правило (стандарт) N 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
Правило (стандарт) N 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
Правило (стандарт) N 20. Аналитические процедуры
Правило (стандарт) N 21. Особенности аудита оценочных значений
Правило (стандарт) N 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Правило (стандарт) N 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
Правило (стандарт) N 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора
Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации
Правило (стандарт) N 32. Использование аудитором результатов работы эксперта
Правило (стандарт) N 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) N 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях
ФСАД 1/2010. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
ФСАД 2/2010. Модифицированное мнение в аудиторском заключении
ФСАД 3/2010. Дополнительная информация в аудиторском заключении
ФСАД 4/2010. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы
ФСАД 5/2010. Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита
ФСАД 6/2010. Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита
ФСАД 7/2011. Аудиторские доказательства
ФСАД 8/2011. Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам
ФСАД 9/2011. Особенности аудита отдельной части отчетности
При разработке федеральных стандартов было принято решение максимально приблизить их содержание к МСА
Структура федеральных правил аналогична структуре МСА и содержит следующие разделы:
1. Введение. Во введение определяются цель стандарта, основные термины, используемые в стандарте.
2. Параграфы, раскрывающие содержание стандарта.
3. Приложения, в которых приводятся примеры процедур, таблиц и т. д.
4.Критерии обязательности аудита.
Порядок осуществления аудиторской деятельности в РФ регламентируется законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАД -. 34 стандарта и ФСАД 9). (В настоящее время действует 29 стандартов, 5-й, 6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу).
В соответствии с законом аудиторы могут осуществлять два вида деятельности: аудит и аудиторскую деятельность. Под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке годовой бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторская деятельность в отличие от самого аудита включает сопутствующие и прочие услуги связанные с аудитом.
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта и проверке соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Статья 5. Обязательный аудит Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12 2008г. № 307-ФЗ.
1. Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.
СРО аудиторов
Прочитано 3822 раза
Решение о переходе с лицензирования деятельности отдельных компаний на выдачу допусков специально организуемым саморегулирующим организациям начало внедряться в России в 2009 году. Одной из разновидностей новых союзов стали и СРО содружество аудиторов, датой перехода которых на новую систему стало 01.07.2009 – день выхода ФЗ «Об аудиторской деятельности». Еще полгода, в переходной период до 01.01.2010г., старые лицензии сохраняли силу, после чего заниматься аудиторской деятельностью давало возможность только членство в СРО аудиторов. При этом сами вновь образовывавшиеся организации являлись некоммерческими, а их «фиксация» на рынке производилась путем занесения в общегосударственный реестр СРО аудиторов в России.
Рейтинг СРО аудиторов
Учитывая наибольше, определяемое законом, количество членов СРО аудиторов в сравнении с другими подобными организациями, число таких объединений в стране достигло лишь шести. Составляя рейтинг СРО аудиторов по численности участников и по размеру компенсационного фонда, картина получается следующей:
- СРО «Аудиторская Палата России» — почти 39 млн.руб. в КФ при 6700 участниках;
- СРО «Российский Союз аудиторов» — около 35,5 млн. руб. при той же численности;
- СРО «Аудиторская Ассоциация Содружество» — чуть менее 30 млн.руб. и почти 5900 членов некоммерческого партнерства;
- СРО «Российская Коллегия аудиторов» — свыше 17 млн. руб. в фонде и более 4200 партнеров;
- СРО «Институт Профессиональных Аудиторов» — 14,3 млн.руб. при почти 2300 участников.
- СРО «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров».
Деятельность СРО аудиторов вышеперечисленных союзов распространяется на всю страну, однако разнообразием мест регистрации они не отличаются – офисы всей шестерки компаний располагаются в Москве.
СРО содружество аудиторов
Помимо закона о деятельности аудиторов, создание саморегулируемой организации, вступление в СРО аудиторов, численность такого содружества, финансовые и прочие вопросы регулируются рядом других законодательных актов, среди которых следует отметить:
- Гражданский кодекс РФ (ФЗ №51 от 20.11.1994г.);
- Закон о некоммерческих организациях (ФЗ №7 от 12.-1.1996г.);
- Закон о СРО (ФЗ №315 от 01.12.07г.);
- Закон о деятельности аудиторов (ФЗ №307 от 30.12.08г.);
- принятое постановлением Правительства РФ Положение о лицензировании деятельности аудиторов (№80 от 16.02.08г.).
Итогом их принятия стал следующий набор правил создания и функционирования аудиторских партнерств:
- для занесения в реестр СРО аудиторов союз должен включать не менее 500 ЮЛ либо 700 ИП, удовлетворяющих профессиональным качествам, необходимым для данного рода деятельности;
- стандарты СРО аудиторов обязаны предусматривать наличие системы контроля над деятельностью членов организации, а также набор поощрений и наказаний за нарушение внутренних правил;
- некоммерческий характер СРО и предоставление участникам партнерства определенных выгод должен компенсироваться вводом системы финансовой ответственности его членов (в т.ч. вступительного взноса, членских взносов, отчислений в компенсационный фонд и внесения сумм на страхование). При этом в СРО аудиторов вступить, как правило, позволяется и на условиях рассрочки наиболее крупных сумм платежей.
Со стороны государства контроль над функционированием аудиторских СРО возложен на Минфин.
Требования и стандарты СРО аудиторов
Стандартные требования СРО аудиторов предполагают выполнение ряда условий для соискателей членства – будь то компании либо частные лица.
1. Для компаний:
- организационной формой вступающей в СРО аудиторов компании не может быть муниципальная, государственная либо акционерная (открытого типа);
- число работников компании, заключивших с ней трудовые договора, должно быть равно или превышать три человека;
- уставной капитал в общем финансовом объеме обязан составлять более 50%;
- также более 50% обязана составлять численность профессиональных аудиторов, входящих в коллегиальный исполнительный орган – включая управляющего;
- вступление в СРО аудиторов возможно только для компаний с безукоризненной деловой репутацией;
- организация-соискатель обязана гарантировать, что внутренний контроль качества выполняемых работ в ее системе соблюдается безупречно.
2. Для аудиторов:
- аудитор обязан предоставить квалификационный аттестат;
- обладать безукоризненной деловой репутацией.
Стандарты СРО аудиторов также предусматривают необходимость уплаты всеми новыми членами имущественных взносов – в сумме и по правилам, принятых в данной саморегулируемой организации, а также неукоснительно соблюдать внутренние нормы партнерского союза.
Саморегулируемая организация аудиторов
Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита на условиях и в порядке, предусмотренных Законом № 307-ФЗ об аудиторской деятельности и постановлениями Правительства РФ. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
Аудиторская деятельность делится:
- • на банковский аудит;
- • аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования;
- • аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
общий аудит.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации
оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
Аудиторская организация — это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов и получает статус са- морегулируемой организации при условии соответствия ее следующим требованиям:
- 1) объединения в составе СРО в качестве ее членов не менее 10 000 физических лиц аудиторов или не менее 2000 аудиторских коммерческих организаций, соответствующих требованиям к членству в такой организации;
- 2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
- 3) обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов).
Для ведения деятельности в качестве СРО аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами организации требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия.
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты СРО аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
Саморегулируемая организация аудиторов осуществляет права, установленные в отношении нее Законом о саморегулируемых организациях. Она разрабатывает и устанавливает меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Саморегулируемая организация организовывает профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, и проводит повышение их квалификации.
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Законом о саморегулируемых организациях:
- 1) участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной данным Законом;
- 2) сообщает в Министерство финансов РФ об изменениях в сведениях о СРО аудиторов для внесения в государственный реестр саморе — гулируемых организаций аудиторов не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения изменений в сведениях или несоответствия;
- 3) сообщает в Министерство финансов РФ о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
- 4) представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении СРО аудиторов ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
- 5) подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СРО аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;
- 6) не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов;
- 7) оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью СРО аудиторов.
Представители уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов СРО аудиторов, а также на иных проводимых ею мероприятиях.
Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой саморегулируемой организации аудиторов.
Если членами саморегулируемой организации аудиторов являются физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, в деятельности органов управления такой организации должна быть обеспечена независимость аудиторов и аудиторских организаций при осуществлении ими функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью.
Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов СРО аудиторов могут совмещать исполнение этих функций с аудиторской деятельностью (с участием в аудиторской деятельности).
Независимые члены постоянно действующего коллегиального органа управления СРО аудиторов должны составлять не менее 1/5 числа членов этого органа.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.
Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Законом о саморегу- лируемых организациях.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов
- Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный…
(Аудит) -
Государственный контроль (надзор) деятельности саморегулируемых организаций аудиторов
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» государственный контроль (надзор) деятельности саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган. Предметом государственного контроля (надзора) деятельности саморегулируемых организаций аудиторов является…
(Аудит) -
Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов
Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными соответственно для всех аудиторских организаций — членов саморегулируемой организации аудиторов и аудиторов — членов саморегулируемой организации аудиторов….
(Аудит) -
Саморегулируемая организация аудиторов: требования к членству
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Законом об аудиторской деятельности предусмотрены определенные условия, выполнение которых позволяет некоммерческой…
(Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация) -
Способы обеспечения дополнительной имущественной ответственности саморегулируемых организаций аудиторов
Одним из требований для приобретения статуса СРО аудиторов и включения в государственный реестр саморегулируемых организаций является формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) организации в целях обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед…
(Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация) - Саморегулируемая организация аудиторов — это некоммерческая организация, обладающая следующими характерными чертами и компетенциями (рис. 2.4). Основные функции СРО: 1) функции, предусмотренные Федеральным законом «О саморегу- лируемых организациях»; 2) разработка и утверждение стандартов…
(Аудит) -
Требования, предъявляемые к членству в саморегулируемой организации аудиторов
Требования к членству, устанавливаемые СРО, должны быть едиными для всех членов (аудиторских организаций и аудиторов). Для вступления в члены СРО необходимо представить ряд документов в оригинале или надлежащим образом заверенные копии (рис. 2.5). Решение о приеме либо об отказе в приеме в члены СРО…
(Аудит) -
Саморегулируемые организации аудиторов
Саморегулируемые организации аудиторов (СОА) — некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация включается в государственный реестр СОА при условии соответствия ее следующим требованиям: 1) объединения…
(Аудит) -
Принципы создания и функционирования саморегулируемых организаций аудиторов
Законом об аудиторской деятельности предусмотрено функционирование СРО аудиторов — некоммерческих организаций, созданных на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. При этом некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов…
(Аудит)
Федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты саморегулируемых организаций
Федеральные стандарты аудиторской деятельности в Российской Федерации:
- 1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности;
- 2) разрабатываются в соответствии с MCA;
- 3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРОА и их работников.
Аудиторские стандарты федерального уровня, являясь нормативно-правовыми актами, могут быть использованы в суде для доказательства качества проведения аудита, и, в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо федерального стандарта, должен объяснить причину этого.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности в Российской Федерации как правовая категория впервые появились в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с 1 января 2009 г. частично, а с 1 января 2011 г. — полностью указанный Закон утратил силу).
До их появления в России применялись исключительно правила (стандарты) аудиторской деятельности первого поколения, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ в период 1996—2000 гг. Указанная Комиссия была расформирована в 2001 г. Стандарты первого поколения не являлись правовыми актами (что во многом и обусловило переход от них к федеральным стандартам) и обязательному применению подлежали до сентября 2002 г.
С 9 сентября 2002 г. и до 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» за разработку и утверждение федеральных правил (стандартов) (или стандартов второго поколения, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности) отвечало Правительство РФ. В этот период шла постепенная замена стандартов первого поколения на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которая до конца завершена так и не была.
С 1 января 2009 г. и но настоящее время в соответствии с новым Законом об аудиторской деятельности разработкой и утверждением федеральных стандартов аудиторской деятельности (стандартов третьего поколения, федеральных стандартов аудиторской деятельности) занимается Минфин России. Стандарты третьего поколения постепенно должны заместить стандарты первого и второго поколений.
На момент подготовки настоящего учебника в Российской Федерации обязательному применению подлежали федеральные стандарты обоих поколений (второго и третьего). Применение стандартов первого поколения является рекомендательным. Кроме того, в большинстве СРОА на основе правил (стандартов) аудиторской деятельности первого поколения разработаны внутренние стандарты аудита.
Перечни федеральных стандартов аудиторской деятельности второго и третьего поколений приведены в табл. 3.3 и 3.4 соответственно.
Таблица 33
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второго поколения
Номер |
Название |
Статус |
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Действует |
|
Документирование аудита |
||
Планирование аудита |
||
Существенность в аудите |
||
Аудиторские доказательства |
Утратил силу с 10 января 2012 г. |
|
Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Утратил силу с 17 августа 2010 г. |
|
Контроль качества выполнения заданий по аудиту |
Действует |
|
Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности |
||
Связанные стороны |
||
События после отчетной даты |
||
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
||
Согласование условий проведения аудита |
||
Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита |
Утратил силу с 8 февраля 2011 г. |
|
Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита |
То же |
|
Понимание деятельности аудируемого лица |
Утратил силу с 16 декабря 2008 г. |
|
Аудиторская выборка |
Действует |
|
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
Номер |
Название |
Статус |
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
||
Особенности первой проверки аудируемого лица |
||
Аналитические процедуры |
||
Особенности аудита оценочных значений |
||
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника |
||
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
||
Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами |
||
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация |
||
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
||
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
||
Использование результатов работы другого аудитора |
||
Рассмотрение работы внутреннего аудита |
||
Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации |
||
Компиляция финансовой информации |
||
Использование аудитором результатов работы эксперта |
||
Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности |
||
Контроль качества услуг в аудиторских организациях |
Таблица 3.4
Федеральные стандарты аудиторской деятельности третьего поколения
Номер |
Название |
Статус |
Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности |
Действует с 17 августа 2010 г. |
|
Модифицированное мнение в аудиторском заключении |
То же |
|
Дополнительная информация в аудиторском заключении |
То же |
Номер |
Название |
Статус |
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля |
Действует с 9 июля 2010 г. |
|
Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита |
Действует с 8 февраля 2011 г. |
|
Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита |
То же |
|
Аудиторские доказательства |
Действует с 10 января 2012 г. |
|
Особенности аудита отчетности, составленной но специальным правилам |
Действует с 28 октября 2011 г. |
|
Особенности аудита отдельной части отчетности |
То же |
Совет по аудиторской деятельности при Минфине России рекомендовал аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам (протоколом № 68 от 25 сентября 2008 г.) руководствоваться в своей деятельности, помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, правилами (стандартами) аудиторской деятельности первого поколения, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (табл. 3.5).
Таблица 35
Правила (стандарты) аудиторской деятельности, рекомендованные к применению
Правило (стандарт) аудиторской деятельности |
Дата одобрения и номер протокола заседания Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ |
Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям |
20 октября 1999 г., протокол № 6 |
Проверка прогнозной финансовой информации |
20 августа 1999 г., протокол № 5 |
Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций |
20 октября 1999 г., протокол № 6 |
Как было отмечено выше, правила (стандарты) аудиторской деятельности первого поколения постепенно замещались и замещаются стандартами второго и третьего поколений. Перечень правил (стандартов) аудиторской деятельности первого поколения и полностью или частично заместивших их федеральных стандартов аудита приведен в табл. 3.6. Следует отметить, что не все правила (стандарты) аудиторской деятельности имеют эквивалентные федеральные стандарты.
Таблица 3.6
Перечень федеральных стандартов аудита первого поколения
№ п/п |
Правило (стандарт) аудиторской деятельности |
Заменен на ФПС АД/ ФСАД |
Системообразующие стандарты |
||
Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним |
№ 24* |
|
Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций |
||
Ответственность |
||
Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности |
№ 1, 24 |
|
Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита |
№ 12 |
|
Внутрифирменный контроль качества аудита |
№7 |
|
Документирование аудита |
№2 |
|
Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности |
№ 5/2010 |
|
Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита |
№ 6/2010 |
|
Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов |
||
Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг |
№ 12* |
|
Планирование |
||
Планирование аудита |
№3 |
|
Понимание деятельности экономического субъекта |
№8 |
|
Существенность и аудиторский риск |
№ 4, 8 |
|
Внутренний контроль |
||
Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита |
№8 |
|
Аудит в условиях компьютерной обработки данных |
||
Аудиторские доказательства |
||
Аудиторские доказательства |
№ 7/2011, 17, 18 |
|
Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности |
№ 19, 26 |
|
Аналитические процедуры |
№ 20 |
|
Аудиторская выборка |
№ 16 |
№ п/п |
Правило (стандарт) аудиторской деятельности |
Заменен на ФПСАД/ ФСЛД |
Лудит оценочных значений в бухгалтерском учете |
№21 |
|
Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита |
№9 |
|
Дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности |
№ 10 |
|
Применимость допущения непрерывности деятельности |
№ И |
|
Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта |
№ 23 |
|
Использование работы третьих лиц |
||
Использование работы другой аудиторской организации |
№28 |
|
Изучение и использование работы внутреннего аудитора |
№ 29 |
|
Использование работы эксперта |
№32 |
|
Выводы и отчеты в аудите |
||
Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности |
№ 1/2010— 3/2010 |
|
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность |
№27 |
|
Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта но результатам проведения аудита |
№ 22 |
|
Специализированные области |
||
Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям |
№8/2011,
|
|
Проверка прогнозной финансовой информации |
||
Положения по международной практике аудита |
||
Особенности аудита малых экономических субъектов |
||
Общение с руководством экономического субъекта |
№ 22 |
|
Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем |
||
Проведение аудита с помощью компьютеров |
||
Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» |
||
Образование и подготовка кадров |
||
Образование аудитора |
* Частично либо не в полной мере.
Внутренние стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые СРОА, являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРОА. Такие стандарты в обязательном порядке должны:
- 1) определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
- 2) не противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
- 3) не создавать препятствий осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности.
Кроме непосредственно стандартов аудиторской деятельности, каждая СРОА принимает одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России Кодекс профессиональной этики аудиторов, а также Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Кодекс профессиональной этики аудиторов — свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
В настоящее время саморегулируемые организации разрабатывают кодексы этики на основе модельного документа — Кодекса профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 марта 2012 г., протокол № 4, с изменениями, одобренными 27 июня 2013 г., протокол № 9), базирующегося, в свою очередь, на принятом МФБ Кодексе этики профессиональных бухгалтеров (в ред. от 2013 г.).
Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования по сравнению с нормами Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности и Кодексом профессиональной этики МФБ.
Также СРОА разрабатывают и утверждают обязательные для членов такой саморегулируемой организации Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Указанные Правила также подлежат одобрению Советом по аудиторской деятельности при Минфине России. На момент подготовки настоящего учебника в Российской Федерации такие Правила были одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протоколом № 6 от 20 сентября 2012 г., а протоколом № 9 от 27 июня 2013 г. в указанные Правила уже были внесены изменения.