С какого года

Содержание

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Историю формирования нынешнего ПФ РФ можно разделить на 9 этапов:

1 этап: 1990 год. Создание Пенсионного фонда РФ; Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления средствами пенсионной системы.

С созданием Фонда средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определен целевой характер денежных средств ПФР и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФ на другие цели. Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и наемными работниками.

Изначально ключевая функция ПФ заключалась в сборе страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

2 этап: 1992 год. Первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий; В Московской области на базе регионального отделения ПФ РФ впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий.

Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» 2000 года рекомендовано субъектам РФ передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду. По состоянию на 1 июля 2001 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФ РФ со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФ РФ, 71 отдел ПФ РФ и 3 центра по выплате пенсий, в которых уже обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.

3 этап: 1995 год. Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета; Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета (далее — персучета) сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности.

Персональные данные накапливаются и хранятся в Пенсионном фонде Российской Федерации в электронной форме с применением современных средств защиты информации.

Данные персонифицированного учета в «пилотном» режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом. Система персучета стала информационной и технологической платформой всех последующих изменений в пенсионной системе.

Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы — включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или негосударственный Пенсионный фонд.

4 этап: 2002 год. Реформа пенсионной системы России; С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни.

Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам.

5 этап: 2004 год. Создание клиентских служб; Новые принципы работы пенсионной системы потребовали внедрения новых стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальных управлениях — специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе — за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. Первые клиентские службы появились в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФ РФ. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.

6 этап: 2005 год. Новые функции. Социальные выплаты; В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.

Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

7 этап: 2007 год. Новые функции. Материнский капитал; На Пенсионный фонд Российской Федерации возложена выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (далее МСК) и выплата средств капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

8 этап: 2008 год. Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии; В октябре 2008 года ПФ РФ начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирование Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта — предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

9 этап: 2009-2010 гг. Дальнейшее совершенствование пенсионной системы; Летом 2009 года были приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров — валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

С 2006 года бюджет ПФР возрос более чем в 3 раза и в 2011 году составил 4,7 триллиона рублей, а это 10,8% ВВП страны.

На повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы — реформа накопительного компонента трудовой пенсии.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

— добровольные взносы;

— другие поступления.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

  • обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

  • финансирование расходов;

  • капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

  • работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

  • осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

  • Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

  • Подать заявление на получение пенсии.

  • Выбрать способ получения пенсии.

  • Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

  • Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

  • Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

С какого года введен персонифицированный учет?

Понятие персонифицированного учета

Основные цели персонифицированного учета

Изменения в законодательстве по персонифицированному учету

Итоги

Понятие персонифицированного учета

На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.

Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 01.01.1997 началось его повсеместное использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ определяет персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.

У любого застрахованного лица, по которому производятся отчисления в ПФР, имеется собственный лицевой счет с присвоением уникального номера страхования. В случае если вновь принятый работник не зарегистрирован в Пенсионном фонде, работодатель обязан предоставить анкету по нему в территориальное отделение ПФР, на основании которой открывается лицевой счет и выдается свидетельство с уникальным страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Об отмене СНИЛС в апреле 2019 года читайте .

Если у сотрудника нет СНИЛС, то у работодателя возникнут сложности со сдачей на такого работника ежемесячного отчета СЗВ-М.

Наши рекомендации по этому поводу — в данной статье.

Также всю процедуру по оформлению индивидуального страхового номера любой гражданин вправе произвести самостоятельно. Получение СНИЛС на ребенка до 14 лет осуществляется его родителями.

Основные цели персонифицированного учета

Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления пенсии для каждого гражданина на основании сведений о его официальной трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Одновременно для ПФР упростилась процедура назначения страховых пенсий гражданам. Регистрация застрахованных лиц позволяет корректно отобразить все данные по страховому стажу и доходам в лицевых счетах. Также участникам страхования доступна информация о состоянии их лицевых счетов и о принципах формирования будущей пенсии.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Узнать о своем страховом стаже и пенсионных накоплениях можно через сайт «Госуслуги». Для этого потребуется зарегистрироваться на данном сайте, потом перейти в раздел «Каталог услуг», пролистать до категории «Пенсия, пособия и льготы» и кликнуть по ссылке «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР».

Территориальные органы Пенсионного фонда контролируют правильность начисления и предоставления точных сведений по стажу и заработку застрахованных лиц. За нарушение сроков подачи данных по работникам в ПФР для работодателей установлены штрафные меры согласно ст. 17 закона № 27-ФЗ.

Подробнее читайте .

Структура персонифицированного учета, помимо сбора данных по каждому отдельно взятому застрахованному лицу, позволяет получить статистические сведения по отдельным категориям граждан, об их средних заработках и общей численности всего работающего населения.

Изменения в законодательстве по персонифицированному учету

Порядок ведения персучета с 2017 года был обновлен в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов. Содержит его инструкция, прилагаемая к приказу Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и вступившая в силу с 19.02.2017.

Руководствоваться этим порядком нужно только работодателям, имеющим наемных работников. Индивидуальным предпринимателям подавать сведения на самих себя не нужно.

Несмотря на передачу администрирования страховых взносов в ведение ФНС, куда с 2017 года подаются ежеквартальные отчеты о доходах работников и начисленных (уплаченных) взносах, для работодателей сохранилась обязанность по предоставлению некоторых видов отчетности непосредственно в ПФР:

  • Персонифицированной, сдаваемой в отношении каждого работавшего лица один раз за прошедший год до 1 марта следующего года. К этой отчетности относится СЗВ-СТАЖ и сдаваемая вместе с ним ОДВ-1. Эти формы утверждены постановлением правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п (п. 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • Ежемесячной о наличии работавших в прошедшем месяце лиц, сдаваемой до 15-го числа следующего месяца: СЗВ-М. Форма утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п (п. 2.2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • По дополнительным взносам на накопительную часть пенсии за прошедший квартал, представляемой до 20-го числа следующего месяца по форме ДСВ-3, утвержденной постановлением правления ПФ РФ от 09.06.2016 № 482п (п. 2.1 ст. 11 закона № 27-ФЗ).

Помимо этих отчетов, существуют также формы СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ, заполняемые в случаях, если надо исправить данные на лицевом счете за страхованного или внести ранее не указанные сведения.

Итоги

Персонифицированный учет позволяет Пенсионному фонду аккумулировать сведения о заработке застрахованных лиц и начисленных с этих сумм взносах. А получает эти сведения Пенсионный фонд от страхователей, которые обязаны представлять сведения о застрахованных лицах как в фонд (отчеты СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ), так и в ИФНС (расчет по страховым взносам).

С 1 апреля 2016 года вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом № 385-ФЗ от 29 декабря 2015 г. (ст. 2, ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 385-ФЗ от 29 декабря 2015 г.). С указанной даты для работодателей вводится новая форма ежемесячной отчетности в Пенсионный фонд РФ – форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 83п от 1 февраля 2016 г. Установлены сроки и порядок ее представления, а также ответственность страхователей за непредставление либо представление неполных (недостоверных) сведений.

Подтверждение: Информация Пенсионного фонда РФ от 24 марта 2016 г.

Мы предлагаем ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы в связи со сдачей новой отчетности.

С какой целью введена новая форма отчетности?

С февраля 2016 года расчет страховой пенсии у работающих (в т. ч. по гражданско-правовым договорам) пенсионеров производится без учета плановых индексаций стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.). Так, с 1 февраля 2016 года пенсия проиндексирована на 4 процента только неработающим пенсионерам (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 385-ФЗ от 29 декабря 2015 г.). 📌 Реклама Отключить

Для того, чтобы ежемесячно отслеживать факт работы пенсионера, и введена новая форма (Информация Пенсионного фонда РФ от 24 марта 2016 г.).

Форма СЗВ-М обязывает организации (индивидуальных предпринимателей) ежемесячно сообщать сведения по каждому застрахованному физическому лицу (независимо от его возраста и наличия у него права на пенсию) (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.). Это касается:

  • работников организации (по трудовому договору), в том числе тех, кто в отчетном периоде отработал не все дни (в течение месяца был уволен или, наоборот, принят) или фактически не работал ни одного дня (например, в периоде приостановления деятельности) и (или) не получал вознаграждения (например, из-за болезни, нахождения в административном отпуске, отпуске по уходу за ребенком), а также единственных учредителей – руководителей, которые работают на основании заключенных трудовых договоров.

В отношении единственных учредителей, которые работают без трудового договора и (или) выплат, официальных разъяснений нет. Однако в силу положений трудового законодательства даже при отсутствии трудового договора единственный собственник имущества, который возложил на себя функции единоличного органа управления, считается состоящим с организацией в трудовых отношениях и, соответственно, относится к застрахованным лицам по всем видам обязательно страхования (письмо Минтруда России № 17-3/ООГ-330 от 5 мая 2014 г., п. 2 Разъяснения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России № 428н от 8 июня 2010 г.). Поэтому даже на единственного учредителя – руководителя (без трудового договора) сведения по форме СЗВ-М лучше представить. Аналогичное мнение выражено на ряде сайтов территориальных отделений Пенсионного фонда РФ; 📌 Реклама Отключить

  • лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, если с вознаграждений по таким договорам уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (вне зависимости от факта наличия или отсутствия выплат в отчетном периоде).

Однако законодательство о страховых взносах, в частности Федеральный закон № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г., не содержит положений о том, нужно ли подавать сведения по форме СЗВ-М, если у организации (ИП) нет работников (в т. ч. по гражданско-правовому договору) или все работники (исполнители) не являются застрахованными лицами (например, иностранные граждане – временно пребывающие в России высококвалифицированные специалисты или иностранные граждане, выполняющие работу дистанционно за границей).

Исходя из формулировок, содержащихся в п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г., обязанность подавать сведения по форме СЗВ-М возникает у организации (индивидуального предпринимателя) лишь тогда, когда такие сведения у нее есть, а это возможно только в случае, если у нее вообще есть застрахованные лица – работники (в т. ч. граждане, трудящиеся по гражданско-правовым договорам).

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем возможна иная точка зрения. Официальных разъяснений по данному вопросу пока нет. Дополнительно отметим, что, например, расчет по форме РСВ-1 ПФР нужно подавать в любом случае, то есть даже если застрахованных работников у страхователя нет.

Оптимальный вариант

Страхователь может обратиться в Пенсионный фонд РФ или Минтруд России за разъяснениями законодательства, а именно: установлена ли обязанность организаций (индивидуальных предпринимателей) подавать «нулевые» (пустые) сведения по форме СЗВ-М при отсутствии застрахованных лиц – работников (в т. ч. трудящихся по гражданско-правовым договорам). Сделать это нужно письменно, подробно изложив имеющуюся проблему.

Запрос в контролирующие ведомства можно сформировать с помощью сервиса «Моё дело. Бюро» – «Электронная отчетность»/»Написать письмо в гос. орган».

📌 Реклама Отключить

Когда нужно сдать СЗВ-М впервые?

Сдать нужно начиная с отчета за апрель 2016 года.

Сведения по форме СЗВ-М нужно сдавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за вновь введенным с 1 апреля 2016 года отчетным периодом – месяцем (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.). Таким образом, первый раз нужно отчитаться не позднее 10 мая текущего года за апрель (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 385-ФЗ от 29 декабря 2015 г.).

Подтверждение: Информация Пенсионного фонда РФ от 24 марта 2016 г.

Какими способами можно сдавать ежемесячные сведения и куда?

Представлять отчет нужно в общем порядке, действующем в том числе при сдаче персонифицированных сведений в составе расчета РСВ-1 ПФР. То есть сведения необходимо представить в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации страхователя (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.). 📌 Реклама Отключить

Индивидуальным предпринимателям по общему правилу представлять сведения персонифицированного учета, в том числе по форме СЗВ-М, на самих себя не нужно (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.).

Если сведения подаются менее чем на 25 человек, их можно представить на бумажномносителе через представителя страхователя (законного или уполномоченного). В противном случае отчет представляется в электронном виде (в т. ч. через оператора электронного документооборота).
Подтверждение: абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.

Формат сведений утвержден Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ № 70р от 25 февраля 2016 г.

Что собой представляет форма СЗВ-М?

Сведения по каждому работнику в форме СЗВ-М указываются отдельно за каждый месяц и включают:

  • фамилию, имя и отчество (при его наличии) полностью;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Подтверждение: п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г. 📌 Реклама Отключить

По сути эти же данные (за исключением ИНН) содержатся в подразделе 6.1 раздела 6 расчета РСВ-1. Поэтому заполнение новой отчетности – формы СЗВ-М не должно вызвать затруднений.
Что же касается указания ИНН, то данный показатель не является обязательным реквизитом и при отсутствии информации о нем соответствующие графы остаются пустыми.

Также в форме отчетности предусмотрено проставление кода типа формы:

  • «исхд» – исходная форма, содержащая впервые подаваемые сведения за данный отчетный период;
  • «доп» – дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых отделением Пенсионного фонда РФ сведений за отчетный период. То есть дополняющую форму нужно оформить в случае необходимости уточнить (скорректировать) информацию, отраженную в сданной форме СЗВ-М, или если сведения в отношении работника (исполнителя) вовсе не были вовремя представлены (например, из-за несвоевременного оформления СНИЛС);
  • «отмн» – отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений за отчетный период.

Код «отмн» ставится при полной отмене ранее поданной информации о застрахованном лице за указанный месяц. Так, например, если в поданных сведениях о работнике (исполнителе) обнаружена ошибка, то следует заполнить две формы СЗВ-М: с типом «отмн» – отменяющую и «доп» – дополняющую с верными данными работника. 📌 Реклама Отключить

Форму СЗВ-М подписывает руководитель организации, индивидуальный предприниматель либо уполномоченный представитель (с указанием данных доверенности). Оттиск печати проставляется только при ее наличии.

Нужно ли представлять в Пенсионный фонд РФ форму СЗВ-М, если был сдан расчет РСВ-1 ПФР в отношении тех же застрахованных лиц?

Представлять нужно. Несмотря на то, что фамилия, имя, отчество и СНИЛС работников отражаются подразделе 6.1 раздела 6 расчета РСВ-1 ПФР, эти сведения потребуется сообщать дополнительно (ежемесячно) (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.).

Какая ответственность грозит страхователю за опоздание со сдачей сведений по форме СЗВ-М?

Штраф за непредставление отчета по форме СЗВ-М в установленный срок составляет 500 руб. Эту сумму придется заплатить за каждого работника, о котором сведения не сообщались. Такая же сумма штрафа предусмотрена в случае представления неполных и (или) недостоверных сведений в отношении каждого работника.
Подтверждение: п. 4 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г. 📌 Реклама Отключить

Образец заполнения формы СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» см. ниже.

Что такое система индивидуального персонифицированного учета, и что она дает простым украинцам? 13.10.2015

Рrostobank.ua выяснил, что дает украинцам система индивидуального персонифицированного учета. // 13.10.2015

Персонифицированный учет состоит в сборе, обработке, систематизации и хранении сведений о физических лицах, связанных с определением их права на выплаты из Пенсионного фонда, а также их размера согласно общеобязательному государственному пенсионному страхованию.

На каждого заводится персональная учетная карточка, в которую заносятся такие сведения:

  • анкетные данные (фамилия, имя, отчество, идентификационный код, пол, дата и место рождения, гражданство, номер паспорта, адрес, телефон);
  • сумма страховых платежей и стаж;
  • пенсионные начисления и выплаты.

Сведения хранятся в документарной и электронной форме.

Основная выгода для физических лиц от индивидуального персонифицированного учета – это возможность контроля над перечислением работодателем регулярных платежей на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд.

Физическое лицо имеет право:

  • ознакамливаться со сведениями о себе, внесенными в систему персонифицированного учета;
  • в случае несогласия со сведениями, внесенными в систему персонифицированного учета, обращаться с заявлением об их исправлении;
  • требовать от работодателя полного и своевременного предоставления уполномоченному органу сведений относительно персонифицированного учета.

Получить какую-либо информацию из системы персонифицированного учета можно обратившись с письменным заявлением в территориальное управление пенсионного фонда (отдел персонификации) по месту жительства или работы (работодатели подают информацию по месту регистрации юридического лица, но выписки должны направляться также по месту жительства работника).

Смысл всей системы в том, что человек может видеть размеры страховых платежей за период своей трудовой деятельности. В идеале система может поспособствовать упрощению процедуры начисления пенсий и уменьшить количество споров по пенсиям. Каким образом? Согласно действующему Закону Украины «О пенсионном обеспечении» размер пенсии зависит от размера среднемесячного заработка. Для расчета берутся любые 60 календарных месяцев за период трудовой деятельности, а пенсионные отчисления составляют определенный процент от заработной платы. С 1 июля 2003 года заработок пенсионера определяется по данным системы персонифицированного учета, а до этой даты – определялся на основании документов (справок), которые еще нужно было раздобыть. Поэтому теперь, в идеале, пенсионеры не будут бегать по судам, доказывая, что им насчитали пенсию на основании не тех 60 месяцев, в которые заработок был наибольшим. Все данные будут в системе, и они будут доступны.

Услуга Кол-во предложений Средняя цена, грн

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *