Ретроспективно это как

Анализ проектирования рациональных приемов и методов труда

Проектированию рациональных приемов и методов труда предшествует аналитический этап, в процессе проведения которого:

• изучается структура трудового приема на основе его расчленения на трудовые движения и действия;

• оцениваются затраты времени на отдельные элементы трудового процесса и их прогрессивность;

• выявляется нерациональность выполнения отдельных трудовых движений и действий;

• устанавливается возможность совмещения во времени отдельных трудовых действий и движений;

• устанавливается соответствие исследуемых методов психофизиологическим требованиям.

Экономическим критерием выбора операции для рационализации методов труда может служить следующее соотношение:

(4.1.)

где З — затраты на рационализацию трудового процесса;

С — тарифная ставка рабочего;

Тшт1, Тшт2— соответственно нормы времени на операцию до и после рационализации методов труда;

К — повторяемость операции на рабочем месте;

N — количество рабочих, выполняющих данную операцию.

Целесообразно проводить изучение работ, которые длятся более месяца, причем ручная работа составляет не менее 10 % от всей продолжительности операции, а повторяемость изготовления изделий — не менее 500 единиц в год.

Считается выгодным проводить такую работу в отношении операций, выполнение которых полностью загружает рабочее время одного или нескольких человек. Выбор объекта изучения должен определяться тремя основными моментами: повторяемостью работы, затратами труда на ее выполнение и предполагаемой продолжительностью ее осуществления. Частая повторяемость одинаковых и аналогичных процессов характерна не только для массового и крупносерийного, но и для мелкосерийного и даже единичного производства, где при обработке разных деталей (особенно на слесарных операциях) повторяются одинаковые действия.

Изучение и анализ приемов и методов труда осуществляется в следующей последовательности:

а) изучение операции;

б) изучение движений путем анализа и записи в карту организации труда;

в) проектирование рационального трудового процесса.

Изучение операции начинается с укрупненного анализа ее структуры с технологической и трудовой точек зрения, то есть по переходам и трудовым приемам. Определяется число переходов и их очередность, операция расчленяется на приемы, действия и движения. Выясняется целесообразность выполнения видов работ с учетом конечных целей операции — не возникла ли необходимость тех или иных действий из-за каких-либо случайных обстоятельств (неудовлетворительное состояние орудий труда, обрабатываемого материала, низкая квалификация исполнителя, недоработки на предыдущей операции, непродуманность разделения труда в бригаде и т.д.). В процессе анализа самой операции она подвергается критическому рассмотрению с точки зрения ее необходимости, последовательности выполнения, совмещения с другими операциями, упрощения.

При проведении такого анализа необходимо придерживаться определенного порядка. Очевидно, что сначала целесообразно предусмотреть возможность устранения или изменения порядка выполнения отдельных операций, а затем переходить к рассмотрению возможности их совмещения и упрощения.

При анализе трудовых приемов и движений определяют:

• совершаются ли при выполнении операции переходы в пределах рабочей зоны и вне ее;

• совершаются ли в процессе выполнения операции повороты, наклоны, приседания или другие сложные движения;

• можно ли устранить лишние движения, использовать обратные движения рук, изменить загрузку левой и правой руки, использовать специальные приспособления для ликвидации лишних движений, изменить порядок выполнения отдельных приемов либо совместить их выполнение, перекрыть время выполнения отдельных приемов машинным временем работы оборудования;

• позу рабочего при выполнении операции, ее удобство и возможность изменения в процессе работы.

Определение фактических затрат времени на выполнение каждого приема и операции в целом производится путем хронометража.

В результате анализа составляется таблица, характеризующая возможности повышения эффективности выполнения приемов и методов труда и основные направления их рационализации (табл. 4.4.).

Таблица 4.4. Анализ методов и приемов труда

Наименование трудового приема и действия Время выполнения Основные направления рационализации Организационно-технические мероприятия

На основе проведенного анализа проектируются методы выполнения операций, приемов, действий и движений, охватывающие построение трудового процесса во времени и пространстве.

Проектированию рациональных методов выполнения трудовых движений и действий предшествует исследование возможностей совершенствования технологических параметров операции с целью сокращения затрат основного и вспомогательного времени. Проектирование начинается с рационального размещения деталей, заготовок, инструмента, приспособлений на рабочем месте в соответствии с правилами экономии движений. Разрабатывается новая планировка рабочего места и проектируется новое содержание и последовательность выполнения операции с помощью его записей в карте организации труда, фрагмент которой приведен в табл. 4.5.

Оценка спроектированного метода труда основывается на определении степени приближения его результатов к уровню требуемых показателей, норм и нормативов.

Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1438;

Выявление и изучение рациональных приемов и методов труда.

Значение приемов и методов труда.

Лекция 8. Приемы и методы труда, их изучение и рационализация.

Успешность трудового процесса, большая или меньшая экономия материальных и трудовых затрат зависят от применяемых приемов и методов труда. Одни и те же изделия, операции бывают произведены с различными затратами времени, физической и умственной энергии человека, с разным расходом сырья, инструментов, с разным качеством выполняемой работы.

Результат процесса труда в значительной сретении зависит от совершенства применяемых приемов и методов труда.

Основоположники НОТ уделяли большое внимание совершенствованию приемов и методов труда, добиваясь при этом значительного роста его производительности (Тейлор, Гастев). В 30-е годы в СССР прошла волна рекордов производительности труда, в базе которых были новые приемы и методы труда (стахановцы). Достижения стахановцев базировались на использовании новых приемов и методов труда в сочетании, конечно, с большим энтузиазмом, всячески поощряемым руководством правящей партии. Здесь заключался парадокс: люди добивались успехов, используя НОТовский подход к совершенствованию трудовых процессов: изменяли организацию труда, способы его разделœения и кооперации, искали и находили наиболее рациональные приемы и методы труда. саму же науку об организации труда именно в это время начали третировать, доведя дело до ее полного уничтожения.

Приемы и методы труда – не только сфера приложения ручного или машинно-ручного труда. Свои приемы и методы имеют труд умственный, управленческий, научный. Известна наука о решении творческих задач – эвристика. В последние годы получил широкую известность предложенный в 1953 году американским психологом А. Осборном метод форсированного решения творческих задач – мозговой штурм (брейнсторминг).

Современная литература по менеджменту уделяет большое внимание приемам и методам труда руководителœей. Это не что иное как один из вопросов НОТ руководителя.

Сегодня становления рыночных отношений, развития конкуренции между предприятиями, достигнутый кем-то опыт высокопроизводительного труда, вне предприятия не рекламируется, более того, он может составлять даже коммерческую тайну. Но это не снижает важности проблемы совершенствования приемов и методов труда. потому что за счёт этого фактора можно без сравнительно больших материальных или финансовых затрат добиваться на предприятии, в организации существенного роста производительности труда. повышения качества продукции и работы.

Вопрос № 2.

Совокупность приемов и методов труда образует сам процесс труда. При этом структурно данный процесс подразделяется прежде всœего на производственные (технологические) операции, а уже затем в их рамках рассматриваются различные приемы труда.

Производственные операции, так же как и трудовые процессы, по своему назначению подразделяются на:

— основные, связанные с непосредственным преобразованием предмета труда;

— вспомогательные – операции по обслуживанию производства;

— технологические, в процессе которых происходит качественное или количественное изменение предмета труда;

— транспортные, связанные с перемещением предмета труда;

— контрольные;

— складские и др.

В случае если трудовой процесс невозможно разделить на регулярно повторяющиеся операции или когда нецелœесообразно жестко регламентировать ход технологического процесса, а крайне важно предоставить работникам возможность широкого проявления инициативы, то объектом изучения и совершенствования может стать комплекс операций. Признаками комплекса операций служат неизменность коллективного рабочего места͵ предмета труда исполнителœей. Примером комплекса операций может служить работа по ремонту сложного механизма комплексной бригадой рабочих.

Метод труда – способ осуществления процесса труда, определœенная последовательность и состав приемов и операций.

Приемы и методы труда могут считаться лучшими, в случае если работники, их применяющие, имеют устойчивые результаты труда при высокой его производительности, достаточном качестве продукции, рациональном использовании оборудования, экономном расходовании материалов, инструментов при оптимальной интенсивности труда.

Экономическим критерием выбора рационального метода труда может служить следующее соотношение:

, где З – затраты на рационализацию трудового процесса, руб.

С – часовая тарифная ставка рабочего, соответствующая данному разряду работы.

Тшт1 – норма времени на операцию до рационализации приемов и методов труда, ч.

Тшт2 – норма времени на операцию после рационализации приемов и методов труда.

К – повторяемость операции на рабочем месте в расчете на год.

N – количество рабочих, занятых выполнением данной операции, чел.

В случае если рационализация трудового процесса связана с крайне важно стью использования единовременных капитальных затрат, то величина ʼʼЗʼʼ в приведенном соотношении должна быть скорректирована (умножена) на величину нормативного коэффициента эффективности инвестиций Ен, численное значение которого должна быть 0,15.

Экономия времени за счёт применения более совершенных приемов и методов труда не единственный критерий эффективности: для предприятия имеет экономический смысл не всякая экономия времени на выполнение операции, а лишь экономия, которая не идет в ущерб качеству выпускаемой продукции. Необходимо учитывать также улучшение использования оборудования. Экономию затрат материалов, поддержание уровня интенсивности труда в пределах физиологически обоснованной нормы. Только такая рационализация трудового процесса должна быть признана эффективной.

Процесс овладения наиболее целœесообразными приемами и методами труда предполагает последовательное проведение ряда работ, которые можно рассматривать как этапы этого процесса:

— выявление;

Выявление лучшего опыта должно быть целœенаправленным и исходить из потребностей развития предприятия. Определœение объекта – носителя прогрессивного опыта осуществляется разными способами: 1) выявление на предприятии лучшего носителя работы; 2) выявление и сопоставление опыта нескольких работников, успешно выполняющих одни и те же работы; 3) получение сведений из разных источников информации об опыте других предприятий.

Систематизацией сведений о заслуживающих внимания приемах и методах труда и комплектованием справочно-информационных материалов завершается этап выявления лучшего опыта.

— изучение;

При описании опыта рабочих следует давать характеристику производственно-технических и организационных условий, в которых данный опыт зародился, технико-экономические показатели в среднем по производству и у лидеров. Но, самое главное, должны быть подробно описаны применяемые приемы и методы труда, их особенности и новизна. Обязательно необходимы сведения о времени, затрачиваемом рабочим на выполнение тех или иных движений, действий, операций.

Важным моментом изучения является выбор способа наблюдения и соответствующих технических средств. Применяются разные способы наблюдения:

1) непосредственное наблюдение:

а) визуальное изучение без изменения затрат рабочего времени исполнителœем на отдельные элементы трудового процесса. Его применяют при первоначальном ознакомлении с процессом труда для установления содержания труда, перечня и последовательности операций, доля сопоставления плана изучения опыта.

б) наблюдение с помощью телœевизионных камер.
Размещено на реф.рф
Оно дает возможность повысить оперативность наблюдения, осуществлять его без отвлечения внимания работника, быстро просматривать разные рабочие места.

в) наблюдение, сопровождаемое измерениями длительности выполнения отдельных или всœех элементов трудового процесса при помощи часов, секундомеров, хроноскопов и др.

г) беседа с работником, интервью, анкетный опрос и др.
Размещено на реф.рф
как разновидность наблюдения.

2) наблюдение с помощью регистрирующих и фиксирующих приборов и аппаратов. Правильный выбор технических средств для изучения трудового процесса имеет большое значение. Он позволяет выполнять исследование с крайне важно й точностью и минимальной трудоемкостью.

а) фотография – фиксация наиболее характерных положений рабочего и его органов при выполнении тех или иных приемов труда. Разновидностями являются стробофотография (изображение статических и динамических положений), фотоциклография (фотографирование движущегося органа человека с закрепленным на нем источником света), фотохроноциклография (последнее, но с прерывателœем света).

б) киносъемка.

в) видеозапись.

г) осциллографическая установка – для изучения одновременно работы машины и человека, в случае если процесс протекает на высокой скорости и высоком темпе.

д) хронограф – проведение замеров времени, автоматически фиксируя их по нескольким объектам.

— анализ;

Анализ приемов и методов труда крайне важно начинать с установления их целœесообразности. В случае если анализ показывает, что анализируемые действия оправданы с точки зрения их крайне важно сти, то следует установить, насколько они оправданны: время проведения этих действий, место их проведения и персоналии, ᴛ.ᴇ. исполнители работы. Во время этой части анализа рассматривают целœесообразность совмещения работ в пространстве, во времени и передачи работ другому исполнителю. Только при подтверждении правильности времени и места проведения работ, принятого их закрепления за определœенным исполнителœем, следует приступать к анализу способа выполнения работ.

Анализ двигательных элементов приема труда: последовательности и координации движений, их частоты и скорости, способов держания инструментов, рабочей позы и др.

В условиях стационарной работы анализируют содержание, последовательность, скорость и точность движений, связанных с выполнением трудовых приемов.

При анализе приемов и методов труда особое внимание следует обращать на выявление необоснованных простоев, ненужных пауз в работе, соблюдая при их устранении нормы интенсивности труда и рациональный режим труда и отдыха.

Вопрос № 3.

— обобщение;

— проектирование;

Проектированию подлежат не только приемы и методы труда, нуждающиеся по результатам анализа в рационализации, на действующих предприятиях, но и на вновь вводимых производствах, для новых трудовых процессов.

Рационализация приемов и методов труда при их проектировании достигается путем:

— установления наиболее оправданного состава и последовательности действий при осуществлении каждой технологической операции, исключения лишних приемов и действий;

— оптимизации выполнения приемов и действий, исключения из них лишних и совершенствование необходимых движений;

— максимального использования времени работы оборудования в автоматическом режиме для параллельного выполнения ручных работ;

— приспособления рабочего места – такой его планировки, которая позволила бы исключить крайне важно сть движений, не требуемых технологией, обеспечивала бы рабочему удобную рабочую позу, облегчала бы труд;

— другими мерами.

Наукой и практикой накоплен немалый опыт рационализации труда. будучи обобщенным, он формулируется в определœенных принципах экономии движений, в принципах рационализации, которые следует учитывать при проектировании трудовых процессов.

Основные из них следующие:

1. одновременность и симметричность движений – достигаются совмещением движений правой и левой рук. Это позволяет не только повысить производительность труда, но и уменьшить утомление, возникающее от перегрузки мышц одной руки.

2. непрерывность и плавность движений. Плавные движения более естественны для человека и вызывают меньшее утомление.

3. ритмичность движений – позволяет вырабатывать автоматизм в действиях рабочего.

4. простота движений – зависит от количества мышц, участвующих в работе.

Выбранные наиболее целœесообразные движения, действия и приемы и составленный из них метод труда должны быть зафиксированы в специальных документах – картах организации труда, картах приемов и методов труда, в инструкционных картах, в технологических картах. Движения, действия и приемы должны быть указаны в строгой последовательности. По каждому элементу и операции в целом приводятся нормативные затраты времени на их выполнение.

В картах приемов и методов труда приводят также данные о рабочем месте, его оснащении и планировке, системе обслуживания.

— освоение рациональных приемов и методов труда.

использование лучших приемов и методов труда — ϶ᴛᴏ цель, ради которой осуществлялись предшествовавшие ему этапы выявления, изучения. Анализа, обобщения, проектирования и распространения опыта.

Использование рациональных приемов и методов труда осуществляется при:

— реализации типовых проектов организации труда как их составная часть,

— при внедрении новых, технически обоснованных норм,

— при переобучении и повышении квалификации работников.

Одна из форм обучения рациональным приемам труда – производственный инструктаж. Производственный инструктаж бывает устным и письменным, его осуществляет обычно мастер производственного участка.

ретроспективный

Значения в других словарях

  1. ретроспективный — РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна (книжн.). Обращённый к прошлому, в ретроспективу. Р. взгляд. Р. показ фильмов. | сущ. ретроспективность, и, ж. Толковый словарь Ожегова
  2. ретроспективный — -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. книжн. Посвященный рассмотрению прошлого, обращенный назад, к прошлому. Ретроспективный показ кинофильмов. Ретроспективная библиография. Малый академический словарь
  3. ретроспективный — прил., кол-во синонимов: 1 обращенный в прошлое 1 Словарь синонимов русского языка
  4. ретроспективный — орф. ретроспективный; кр. ф. -вен, -вна Орфографический словарь Лопатина
  5. ретроспективный — РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Книжн. Обращённый к прошлому, содержащий рассмотрение прошедших событий. Р. показ кинофильмов. Р-ая библиография. Р. взгляд на кинематографию. Обзор носил… Толковый словарь Кузнецова
  6. ретроспективный — Ретро/спекти́в/н/ый. Морфемно-орфографический словарь
  7. ретроспективный — РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ая, ое. retrospectif, -ive adj. <�лат. retro назад + specio смотрю. Обращенный в прошлое, содержащий рассмотрение прошедших событий. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. ретроспективный — (по времени назад оглядывающийся, касающийся прошлого) Ср. Мои ретроспективные рассказы, напечатанные под заглавием «Юдоль», вызвали у некоторых лиц недоумение. Лесков. О квакереях. Ср. Очень счастливо (вы играли)!… Фразеологический словарь Михельсона
  9. ретроспективный — Ретроспективная, ретроспективное; ретроспективен, ретроспективна, ретроспективно (книжн.). Содержащий изложение или обзор прежнего, переходящий от настоящего к прошлому. Большой словарь иностранных слов
  10. ретроспективный — РЕТРОСПЕКТ’ИВНЫЙ, ретроспективная, ретроспективное; ретроспективен, ретроспективна, ретроспективно (от ·лат. retro — назад и specto — смотрю) (·книж. ). Содержащий изложение или обзор прежнего, переходящий от настоящего к прошлому. Ретроспективный взгляд. Толковый словарь Ушакова
  11. ретроспективный — Ретроспективный, ретроспективная, ретроспективное, ретроспективные, ретроспективного, ретроспективной, ретроспективного, ретроспективных, ретроспективному, ретроспективной, ретроспективному, ретроспективным, ретроспективный, ретроспективную… Грамматический словарь Зализняка
  12. ретроспективный — Обращенный назад или в прошлое, относящийся к прошлому, к прошлым событиям. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь

Функции методологии. Значение методологии для психологии.

Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, то есть функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии . Одно из основных направлений в современной методологии науки – рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого и влияние этих средств на познание им объекта.

Принято выделять два вида методологического знания – дескриптивную и нормативную методологию. Такое деление методологического знания было впервые осуществлено Э.Г. Юдиным (1978) и используется в литературе, посвященной методологическим проблемам психологии (Зинченко В.П., Смирнов С.Д., 1983).

Дескриптивной методологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С.Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания:

1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций.

2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов познания (Юдин Э.Г., 1978, Зинченко В.П. и Смирнов С.Д., 1983).

3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований (В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов, 1983).

В российской философии второй половины ХХ века крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б.М. Кедрова , М.К. Мамардашвили, Хрестомат. 1.6.) П.П. Гайденко, В.С. Степина.

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э.Г. Юдину, оно выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований.

Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г.П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н.Г. Алексеевым, О.С. Анисимовым, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицким и другими.

Значение методологического знания для психологии особенно велико. Можно назвать целый ряд причин, почему это так. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки. Как известно, психология – «наука о самом сложном, что пока известно человечеству» (Гиппенрейтер Ю.Б., 1996), наука, в которой сливаются субъект и объект познания (29). Эти обстоятельства делают психологию наукой, занимающей особое место в системе научного знания. Так, Б.М. Кедров (1965, 1981) (Хрестомат. 1.6.) не относил психологию ни к естественнонаучным, ни к гуманитарным дисциплинам. В предложенной Б.М. Кедровым схеме психология занимает центральное место в треугольнике, образованном естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, которые делятся на социальные и философские. Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методологическим проблемам психологии и методологическим аспектам деятельности ученого и практика.

Психология как наука имеет еще одну особенность, заметно отличающую ее от других наук. М.К. Мамардашвили считал, что наука взаимосвязана с культурой в той мере, в которой она воспринята человеком как феномен культуры: «…есть различие между самим научным знанием и той размерностью (всегда конкретной, человеческой и, теперь замечу, культурной), в какой мы владеем содержанием этого знания и своими собственными познавательными источниками. Вот это последнее, очевидно, и называется культурой, взятой в данном случае в отношении к науке» (Мамардашвили М.К., 1982. С. 41). Культурой он считал науку в той мере, в которой «в ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием универсума и источниками этого знания» (там же, с. 42). И вполне понятно, что в этом смысле психология как наука в гораздо большей степени является (актуально или потенциально) феноменом культуры, чем многие другие науки, поскольку психологическое знание в принципе обладает гораздо большим человекообразующим потенциалом. Становясь явлением культуры, психологическое знание начинает определять представления человека о себе, своем внутреннем мире, мотивах, поступках. Методология позволяет оценить, насколько верным путем получены выводы о человеке и насколько адекватно они переданы в культуре. Поэтому методологическое знание имеет большое значение в процессе превращения тех или иных направлений психологии в явления культуры.

Правда, как неоднократно отмечал В.П. Зинченко (1997) имеется совсем немного направлений психологии, воспринятых культурой, и первым из них можно назвать психоанализ. Как наиболее перспективные в этом плане общепсихологические подходы В.П. Зинченко называет культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и теорию интеллекта Ж. Пиаже. Постепенно становятся достоянием культуры и некоторые направления практической психологии. К ним относятся прежде всего психотерапевтические теории. Среди них можно назвать (в не столь давнем прошлом и в основном на Западе) транзактный анализ, а в наши дни – нейролингвистическое программирование. Одно только упоминание этих направлений психологии позволяет почувствовать, насколько значимо методологическое знание при трансляции в культуру практической психологии и насколько опасна в этом деле методологическая безграмотность и некорректность. Кстати, одна из наименее разработанных проблемных областей психологии – методология практической психологии в целом и психологического просвещения – в частности. Данная область методологических проблем психологии нуждается в подробном анализе и в дальнейшей разработке.

Имеются некоторые обстоятельства исторического характера, в силу которых методологическое знание имеет для психологии особое значение. Во-первых, психология – достаточно молодая наука. Существуют многочисленные попытки ученых построить логическое описание развития науки, выделить общие логико-философские закономерности развития науки. Мы еще вернемся к рассказу об этих попытках и применимости их для психологии. Очевидно, что коль скоро научная психология – молодая наука, в ней особенно необходимы средства, позволяющие оценить, насколько адекватны ее методы и насколько в принципе верны пути развития науки.

Другое историческое обстоятельство, повышающее значение методологии для психологии, относится скорее к истории науки в нашей стране. По меткому выражению В.П. Зинченко (1993), психология в нашей стране развивалась не по естественной логике кризисов, а по безумной логике катастроф. Многие направления отечественной психологии, развивавшиеся в 20-х – начале 30-х годов ХХ века были уничтожены вместе с их создателями. Чтобы проанализировать научное наследие того времени (например, для того, чтобы выделить научные программы с большим эвристическим потенциалом) необходимы специальные средства научного анализа, которыми и является методология.

Нельзя не отметить, что изучение методологии психологической науки для любого психолога является очень актуальным и крайне необходимым. Современная психология представляет собой пеструю картину разнообразных, трудносовместимых а зачастую отрицающих друг друга теорий и подходов. Это вполне справедливо и для отечественной психологии, в которой разнообразие и взаимные противоречия разнородных направлений выражены очень ярко. Такое положение дел вполне естественно для науки, которая совсем недавно вырвалась из жестких рамок государственной идеологии. Методологическое знание необходимо для проведения содержательного анализа разнородных теорий и концепций, поиска идей, которыми одна теория или концепция может удачно дополнить другую, для соотнесения между собой понятийных систем, используемых разными теориями. Кстати, одна из наиболее ярко выраженных в современной психологии тенденций – создание интегративных подходов, совмещающих в себе на новой основе теоретические принципы, сформулированные в предшествующих теориях.

Методологические аспекты отечественной психологии разработаны очень неравномерно. А.П. Стеценко в 1990 г. констатировала неудовлетворительное состояние некоторых направлений методологических исследований и почти полное отсутствие работ, в которых методология рассматривалась бы в связи со спецификой психологии как науки (№). Е.Д. Хомская (1997) отмечает, что в новые постперестроечные времена философские методологические проблемы психологии все меньше интересуют научную общественность. Ситуация стала меняться в последние годы, и внимание наиболее видных отечественных теоретиков психологии привлекают проблемы специфики психологии как науки Хрестомат. 1.4.), перспективы развития психологии на той или иной теоретико-методологической основе, включение в психологические теории философского и духовного наследия прошлого. Чтобы понять, как развивается теоретический базис современной психологии, любому профессиональному психологу крайне необходимы знания методологических основ психологии.

Однако изучение методологических основ психологии в существующих условиях – дело весьма затруднительное. Достаточно сказать, что последняя книга, специально написанная как пособие для студентов по методологическим проблемам психологии, вышла двадцать лет назад мизерным тиражом и давно стала библиографической редкостью (Зинченко В.П., Смирнов С.Д. «Методологические вопросы психологии», М., изд-во МГУ, 1983). Содержание данного курса трактуется разными преподавателями по-разному. Это естественно, поскольку, например, в имеющиеся нормативные документы по вузовскому образованию включено предельно краткое содержание (так называемый «федеральный компонент») данного курса, а в него – методологические принципы отечественной психологии, в то время как многие видные психологи показали их несостоятельность, частичную или полную. В данном пособии нашей задачей было изложение, далеко не полное, но по возможности беспристрастное, различных точек зрения на методологические основы психологии, чтобы у читателя была возможность самостоятельного выбора.

Методология существует не только как абстрактная область рефлексии научной деятельности, но и как область, устанавливающая правила организации деятельности, призванная подвергнуть анализу существующую и будущую практику. Методология — это помощник социолога, который выполняет задачи разгребания завалов на пути к объективному научному знанию.

Социологическая методология выполняет несколько функций: описательную, объяснительную, предсказательную, контрольную, критическую и самокритическую. В этих функциях выражается практическая направленность социологической методологии.

Методология собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной практике. Она также считает своей задачей понять и объяснить, почему и в каких условиях социологи использовали те или иные познавательные средства. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности. Методология, опираясь на анализ прошлого и настоящего в социологии, определяет перспективные пути эффективного использования всей гаммы познавательных средств, которыми располагает современная социология. Методология осуществляет методический контроль за организацией познавательного процесса, в том числе с точки зрения того, насколько правильно в нем используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект. Используя методологические знания, каждый социолог может осуществлять контроль за собственной познавательной деятельностью и за деятельностью предшественников и современников. Рефлексируя над осуществлением научного поиска, методология проводит анализ познавательных действий, дает оценку их правильности, выявляет недостатки, проблемы и трудности познавательного процесса, вырабатывает рекомендации по его улучшению, устанавливает нормы и правила научной деятельности.

>Ретроспективный Анализ

Определение тенденций, диагностика проблем, факторный анализ

Ретроспективный Анализ — это статистическая обработка и экспертный анализ информации о работе персонала за длительные периоды времени (неделю, месяц, год и т.д.). Целями анализа являются:

  1. Определение тенденций (трендов). Как сотрудники работали неделю назад, в прошлом месяце, два года назад, что изменилось?
  2. Диагностика проблем. Что повлияло на ухудшение работы персонала, носят ли эти причины объективный характер?
  3. Факторный анализ. Какие факторы в наибольшей степени влияют на эффективность работы персонала, характеризуемую KPI (Key Performance Indicators)?

Большинство HR-директоров, будучи гуманитариями, при решении таких задач часто полагаются только на интуицию. Хорошая интуиция — это важно, но лучше, если она подкреплена объективными данными. Такие данные могут предоставить, в частности, средства Ретроспективного Анализа.

С помощью средств Ретроспективного Анализа HR-директор сможет:

  • Планировать загрузку (численность) персонала. Если документооборот будет увеличиваться такими же темпами, то через сколько времени потребуется увеличивать численность персонала?
  • Оптимизировать затраты на персонал. Сколько мы сэкономим, если вместо приема новых сотрудников перераспределим обязанности между существующими (увеличив им компенсацию)?
  • Определять степень влияния на производительность труда различных факторов. Как производительность труда зависит, например, от времени суток, наличия кондиционеров, настроения начальника 🙂 и т.п.?
  • Оценивать эффективность управленческих решений. Как изменилась эффективность (производительность) труда в отделе после внедрения гибкого графика, после прихода нового руководителя и т.п.?
  • Отделять настоящие «узкие места», от «узких мест», являющихся следствием плохой организации труда.

Ретроспективный Анализ — это работа с данными, характеризующими работу персонала. Такие данные представляются в виде метрик (значение-время), которые условно можно разделить на две категории:

  1. Метрики, характеризующие результат труда (первая категория).
  2. Метрики, характеризующие процесс труда (вторая категория).

К первой категории относятся, например, KPI. Ко второй категории, например, Относительное Время Продуктивной Работы с Компьютером (ОВПРК).

Ретроспективный Анализ позволяет, во-первых, контролировать динамику изменения всех метрик. Во-вторых, определять, как метрики, характеризующие процесс, влияют на метрики, характеризующие результат. В-третьих, сопоставлять работу сотрудников и/или подразделений (филиалов) друг с другом и т.п.

Для проведения Ретроспективного Анализа используются приложения Trend Viewer.NET и Trend Analyst. Они обрабатывают метрики, хранящиеся в консолидированной базе данных. Приложения Trend Viewer.NET и Trend Analyst входят в состав старших моделей Гамбургского Счета.

Приложение Trend Viewer.NET предназначено, в первую очередь, для отображения метрик. С его помощью очень удобно строить различные графики, накладывать их друг на друга (сопоставлять и сравнивать), усреднять измеренные данные и т.п. Это позволяет определять тенденции и взаимосвязи. Но взаимосвязи, в данном случае, устанавливаются только визуально (не автоматически). Скриншот приложения Trend Viewer.NET показан на Рисунке 1.

Рисунок 1.
Скриншот приложения Trend Viewer.NET.
Увеличить

Приложение Trend Analyst — это инструмент как для отображения измеренных данных, так и для их статистического анализа. Он позволяет проводить корреляционный, регрессионный и вероятностный анализ метрик. Корреляционный анализ метрик, характеризующих процесс и результат, позволяет устанавливать взаимосвязи между ними автоматически, а не вручную, как при использовании Trend Viewer.NET. При больших объемах обрабатываемых данных это существенно упрощает диагностику проблем.

Ретроспективный Анализ «из коробки»

Как было сказано выше, Ретроспективный Анализ позволяет решать три важных задачи:

  • Сопоставлять метрики, характеризующие результат, с метриками, характеризующими процесс.
  • Определять тенденции (тренды) для метрик обеих категорий.
  • Сравнивать работу разных сотрудников и разных подразделений.

В методике измерения метрик первой и второй категории есть несколько различий. Если метрики второй категории вычисляются автоматически, то метрики первой категории, как правило, вручную. Метрики второй категории можно оценивать ежедневно, а метрики первой категории целесообразно оценивать не чаще одного раза в месяц или даже в квартал. Поэтому, для решения первой задачи, как правило, необходимо выполнить дополнительные работы: рассчитать значения KPI, импортировать значения KPI в консолидированную базу данных и т.д. В то время как для решения второй и третьей задач, в частности, когда речь идет только о метриках второй категории, никаких дополнительных работ делать не нужно. Поэтому Ретроспективный Анализ, решающий вторую задачу, можно назвать анализом «из коробки».

В рамках анализа «из коробки» обычно анализируются те же метрики, что и при проведении Оперативного Мониторинга. Наибольший интерес представляют метрики, характеризующие Относительное Время Продуктивной Работы с Компьютером (ОВПРК). Это доля рабочего времени, выраженная в процентах, в течение которого сотрудники выполняют определенные (разрешенные) бизнес-операции. ОВПРК рассчитывается экспертной системой на основе данных, полученных с помощью программы SelfTrace и/или импортированных из внешних систем (ERP, CRM и т.п.). При расчете ОВПРК учитывается эффективность использования рабочего времени, характеризуемая значениями BPI (Basic Performance Indicators). Методика расчета ОВПРК приведена в разделе Применение: Экспертиза Фактических Трудозатрат.

Наряду с ОВПРК, Ретроспективный Анализ «из коробки» позволяет также анализировать «сырые данные», т.е. метрики, на основании которых вычисляется ОВПРК. Это может быть, например, скорость работы офисного работника с клавиатурой и мышью, доля времени другой офисной работы (не связанной с компьютером), а также количественные метрики, импортируемые из внешних систем (ERP, CRM и т.п.). Например, сколько обработано документов, сколько сделано или принято телефонных звонков и т.п.

Слово ретроспективный

Слово состоит из 15 букв: первая р, вторая е, третья т, четвёртая р, пятая о, шестая с, седьмая п, восьмая е, девятая к, десятая т, одиннадцатая и, двенадцатая в, тринадцатая н, четырнадцатая ы, последняя й,

Слово ретроспективный английскими буквами(транслитом) — retrospektivnyi

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква р встречается 2 раза. Слова с 2 буквами р
  • Буква т встречается 2 раза. Слова с 2 буквами т
  • Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
  • Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
  • Буква е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами е
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква п встречается 1 раз. Слова с 1 буквой п
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о

Значения слова ретроспективный. Что такое ретроспективный?

Ретроспективный анализ

Ретроспективный анализ (от лат. retro — назад и specto — смотрю), в шахматах — выясняет объективную оценку позиции на основе оценок всех заключительных позиций, которые могут быть получены из данной.

ru.wikipedia.org

Ретроспективный анализ — (retrospective analysis) – психологическая аутопсия, при которой клиницисты и исследователи собирают полную информацию о личности самоубийцы на основании факто его жизни.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Ретроспективный анализ (retrospective analysis) – психологическая аутопсия, при которой клиницисты и исследователи собирают по возможности полную информацию о личности самоубийцы (или предполагаемого самоубийцы) на основании фактов его жизни и…

vocabulary.ru

Ретроспективный прогноз

Ретроспективный прогноз — имитационный эксперимент, позволяющий прогнозировать данные уже прошедшего периода и сопоставлять полученные значения переменных имитационной модели с известными (фактическими) данными.

slovar-lopatnikov.ru

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ПРОГНОЗ — имитационный эксперимент, позволяющий прогнозировать данные уже прошедшего периода и сопоставлять полученные значения переменных имитационной модели с известными (фактическими) данными.

Лопатников. — 2003

Бред ретроспективный

Бред ретроспективный Б., содержащий ложные суждения о действительных или мнимых событиях прошлого, в том числе предшествующих началу болезни.

Большой медицинский словарь. — 2000

Бред ретроспективный (лат. retro — назад, spektare — смотреть) — бред, мнимые события которого пациент относит в прошлое. Синоним: Бред ретроактивный.

vocabulary.ru

Ретроспективный поиск информации

Ретроспективный поиск информации Ретроспективный поиск информации — информационный поиск, проводимый во всем накопленном массиве документов или фактов по любому запросу, соответствующему тематике и виду информационного массива.

Словарь финансовых терминов

Ретроспективный поиск информации — информационный поиск, проводимый во всем накопленном массиве документов или фактов по любому запросу, соответствующему тематике и виду информационного массива.

Словарь финансовых терминов

Ретроспективный поиск информации — информационный поиск, проводимый во всем накопленном массиве документов или фактов по любому запросу, соответствующему тематике и виду информационного массива.

glossary.ru

Изучение Ретроспективное (Retrospective Study)

Изучение Ретроспективное (Retrospective Study) — изучение каких-либо присущих некоторой группе людей признаков, связанных с развитием у них того или иного заболевания в прошлом…

Медицинские термины от А до Я

Изучение Ретроспективное (Retrospective Study) изучение каких-либо присущих некоторой группе людей признаков, связанных с развитием у них того или иного заболевания в прошлом…

Медицинские термины. — 2000

ИЗУЧЕНИЕ РЕТРОСПЕКТИВНОЕ (retrospective study) — изучение каких-либо присущих некоторой группе людей признаков, связанных с развитием у них того или иного заболевания в прошлом…

vocabulary.ru

Ретроспективная библиография

Ретроспективная библиография, термин, принятый в мировой библиографической практике для обозначения библиографических пособий, учитывающих литературу, изданную за определённый истекший период времени.

БСЭ. — 1969—1978

РЕТРОСПЕКТИ́ВНАЯ БИБЛИОГРА́ФИЯ — вид библиографии, назнач. к-рого — учет и отражение лит-ры (док. потока) за сравнит. большой промежуток времени. Если текущая библ. учитывает произв. печати за неделю, месяц, квартал, год, то Р.

Гуманитарный словарь. — 2002

Ретроспективное комплектование

Ретроспективное комплектование — комплектование фонда документов отсутствующими профильными документами или недостающими экземплярами документов за прошлые годы.

Словарь финансовых терминов

Ретроспективное комплектование — комплектование фонда документов отсутствующими профильными документами или недостающими экземплярами документов за прошлые годы.

glossary.ru

Ретроспективные чувства

Ретроспективные чувства (ретро греч. scopeo – смотреть) – в психопатологии — склонность эмоционально переживать события прошлого в настоящий момент времени не менее интенсивно, чем это было в тот его период, когда они происходили на самом деле.

vocabulary.ru

Ретроспективные чувства — (ретро + греч. scopeo – смотреть) – склонность переживать события прошлого в настоящем времени не менее интенсивно, чем это было, когда они происходили на самом деле.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ЧУВСТВА (ретро греч. skopeo — смотреть). Склонность к переживанию событий прошлого, например, чувство вины, раскаяния, сожаления (часто наблюдается у депрессивных больных).

Толковый словарь психиатрических терминов

Русский язык

Ретроспекти́вный; кр. ф. -вен, -вна.

Орфографический словарь. — 2004

Ретро/спекти́в/н/ый.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова ретроспективный

В дни фестиваля состоится ретроспективный показ фильмов участников и победителей VIII международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча».

Это ретроспективный проект, призванный напомнить о заслугах этого выдающего художника.

Попробуем бросить ретроспективный взгляд и вспомнить, кто что говорил.

Особым событием фестиваля станет специальный ретроспективный показ лучших фильмов мастера польской и мировой кинематографии, классика польского кино Кшиштофа Занусси.

  • Слова из слова «ретроспективный»
  • Слова на букву «р»
  • Слова, начинающиеся на «ре»
  • Слова c буквой «й» на конце
  • Слова c «ый» на конце
  • Слова, начинающиеся на «рет»
  • Слова, начинающиеся на «ретр»
  • Слова, оканчивающиеся на «ный»
  • Слова, заканчивающиеся на «вный»

Ретроспективный анализ – это получение сведений о территории за прошедшие периоды времени. Такой анализ позволяет выявить все изменения в качественном и количественном аспекте за определенные временные срезы, которые могут быть установлены в зависимости от тематики исследования. Ретроспективный анализ применяется при изучении современного состояния территории для оценки динамики ее развития.

Ретроспективный анализ используется для решения следующих основных задач:

  • анализ выбытия земель сельскохозяйственного назначения из оборота;
  • анализ изменения состояния земель лесного фонда, в частности ретроспективный мониторинг рубочной деятельности;
  • определение динамики нарушенных, деградированных и загрязненных земель;
  • определение динамики развития негативных процессов и опасных геологических процессов и явлений.

При решении ряда задач проведение ретроспективного анализа на базе спутниковой съемки является единственным способом получения достоверной информации о местности, по причине отсутствия или неполноты других архивных источников данных (статистической отчетности, описаний местности, результатов проверок). Также при обращении к фондовым данным обследований возникает проблема отсутствия полного покрытия территории интереса сопоставимыми картографическими материалами нужной тематической направленности за различные периоды времени. Применение спутниковой съемки позволяет избежать этих проблем и обеспечить полное покрытие территории достоверными данными за требуемые временные срезы.

Компания «СКАНЭКС» обладает собственным многолетним архивом данных спутниковой съемки, который используется специалистами при проведении ретроспективного анализа. При анализе, как правило, картографирование текущего состояния местности производится на основе материалов съемки высокого пространственного разрешения, а ретроспективное картографирование – на основе материалов съемки высокого и среднего пространственного разрешения.

Специалисты «СКАНЭКС» имеют большой опыт выполнения крупных региональных проектов по ретроспективному анализу состояния сельскохозяйственных угодий в интересах Россельхознадзора, а также проектов по ретроспективному мониторингу лесопокрытых территорий различных регионов страны.

Результатом работ по ретроспективному анализу является комплект картографических материалов, составленный за различные временные срезы и выполненный по единой методологии с учетом правила преемственности контуров. Результатом работ также может являться статистический качественно-количественный анализ динамики изменения территории интереса.

Наверх

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *