Регистрация бюджетного учреждения

>какой список документов необходим для регистрации бюджетного учредения (медицинского)> Вопрос

какой список документов необходим для регистрации бюджетного учредения (медицинского)».

Ответ

: Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Такое определение содержит пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В связи с тем, что учреждение является некоммерческой организацией, на него распространяются положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ»О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:

Правительством Российской Федерации — для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;

местной администрацией муниципального образования — для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного ФЗ»О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Между тем, в п. 4_1 ст.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что действие статьи 13_1, пунктов 1, 1_1-1_3 статьи 15, статей 23 и 23_1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3_1, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения.

Учитывая изложенное, решения о государственной регистрации бюджетных и казенных учреждений принимаются территориальными органами ФНС России. Документы для государственной регистрации бюджетных и казенных учреждений представляются в соответствующие налоговые органы.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (утвержденные приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»).

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

документ об уплате государственной пошлины (из пп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ следует, что за государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 4000 руб.).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Мероприятия по созданию бюджетного учреждения нового типа

Перечень основных мероприятий по созданию федеральных бюджетных учреждений нового типа приведен в Письме N N 02-03-07/4336, 42-7.4-05/5.3-701 <1>. Часть мероприятий должна проводиться главными распорядителями (например, формирование перечня будущих бюджетных учреждений), а часть — непосредственно получателями бюджетных средств. В статье будут рассмотрены мероприятия, которые должны осуществляться получателями бюджетных средств.

<1> Письмо Минфина России N 02-03-07/4336, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-701 от 03.11.2010 «О направлении Памятки по мероприятиям главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета при создании федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, действующих на день официального опубликования Федерального закона N 83-ФЗ».

Переходный период

Мероприятия должны быть осуществлены в два основных этапа:

  • с 01.01.2011 по 01.07.2012 (переходный период) до принятия решения главным распорядителем средств федерального бюджета о предоставлении бюджетному учреждению субсидий из федерального бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
  • после 01.07.2012 или в случае принятия главным распорядителем средств федерального бюджета решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидий из федерального бюджета.

Перед тем как перейти непосредственно к мероприятиям, отметим, что создание бюджетных учреждений нового типа осуществляется на базе действующих учреждений и не является реорганизацией (ст. 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (далее — Порядок).

В соответствии с п. 17 Порядка решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

  • наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
  • информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Проект решения об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подготавливается указанными федеральной службой или федеральным агентством (п. 19 Порядка).

Необходимо отметить, что в случае если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым путем изменения типа федеральным учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в пояснительной записке указывается информация о том, кому будут переданы данные полномочия (п. 23 Порядка).

Устав учреждения. После принятия правового акта об изменении типа федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, утверждает изменения, вносимые в устав этого федерального учреждения.

Таким образом, первоочередной задачей учреждений, создаваемых путем изменения типа существующих учреждений, является разработка проекта устава и представление его на утверждение главному распорядителю.

Согласно п. 33 Порядка устав федерального бюджетного учреждения должен содержать:

  1. общие положения, устанавливающие в том числе:
  • наименование и тип учреждения (федеральное бюджетное учреждение);
  • информацию о месте его нахождения;
  • наименование учредителя и собственника имущества;
  • наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника;
  1. предмет и цели деятельности учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые федеральное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ <2>);
  2. раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждением, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, положения об ответственности руководителя учреждения;
  3. раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:
  • порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества). Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (ч. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);
  • порядок передачи федеральным бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества и недвижимого имущества. Например, для учреждений, подведомственных Минфину, он регулируется Приказом N 112н <3>;
  • порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Крупные сделки могут совершаться исключительно с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Под крупной сделкой понимается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена данной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ч. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);
  • запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ (ч. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);
  • положения об открытии лицевых счетов федеральному учреждению в органах Федерального казначейства, а также иных счетов, открываемых федеральному учреждению в соответствии с законодательством РФ;
  • положения о ликвидации федерального учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
  • указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
  1. сведения о филиалах и представительствах учреждения;
  2. иные разделы — в случаях, предусмотренных федеральными законами.

<2> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
<3> Приказ Минфина России от 29.09.2010 N 112н «Об утверждении Порядка согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества».

Внесение изменений в сводный реестр. Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н (далее — Приказ N 80н).

Напомним, что под сводным реестром главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета понимается структурированный перечень сведений об участниках бюджетного процесса, в том числе получателях бюджетных средств.

Согласно п. 1.4 Приказа N 80н в сводном реестре указываются бюджетные полномочия участников бюджетного процесса. Указание бюджетных полномочий участника бюджетного процесса является необходимым условием открытия ему Федеральным казначейством или его территориальным органом соответствующего лицевого счета.

Для включения в сводный реестр реквизитов или изменения реквизитов сводного реестра учреждению необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства на бумажном носителе (а при изменении реквизитов — в электронном виде) Заявку на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0531664) (далее — Заявка) (п. 3.1 Приказа N 80н).

Если в сводном реестре имеются реквизиты участника бюджетного процесса, то изменение его бюджетных полномочий осуществляется путем внесения изменений в реквизиты сводного реестра. При этом в Заявке указываются все его бюджетные полномочия (п. 3.2 Приказа N 80н).

Согласно п. 3.3 Приказа N 80н вместе с Заявкой необходимо представить следующие документы:

  • копию устава или — для обособленного подразделения — копию положения об обособленном подразделении, заверенную учредителем либо нотариально. Вновь созданные участники бюджетного процесса, не имеющие положения, учредительного документа (устава), представляют копию акта Правительства РФ об их создании (без заверения);
  • копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию (кроме вновь созданных учреждений);
  • копию акта (заверенную в установленном порядке) главного распорядителя, главного администратора доходов или главного администратора источников финансирования дефицита об утверждении перечня подведомственных распорядителей и получателей, администраторов доходов или администраторов источников финансирования дефицита, если в уставе учреждения не указаны его бюджетные полномочия;
  • копию правового акта (заверенную в установленном порядке) главного администратора доходов, в ведении которого находится администратор доходов, наделяющего участника бюджетного процесса бюджетными полномочиями администратора доходов;
  • карточку образцов подписей в одном экземпляре, подписанную руководителем, главным бухгалтером (при необходимости) или уполномоченными руководителем лицами участника бюджетного процесса, заверенную в установленном порядке.

Следует отметить, что из указанного списка необходимо представлять только те документы, которые подтверждают реквизиты (изменения реквизитов) бюджетного учреждения.

Переоформление лицевых счетов. Кроме внесения изменений в сводный реестр, учреждению необходимо принять меры к переоформлению своих лицевых счетов. Согласно п. 2.40 Приказа Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (далее — Приказ N 7н) переоформление лицевых счетов производится по Заявлению на переоформление лицевых счетов (ф. 0531756) с приложением Карточки образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753). Заявление на переоформление лицевых счетов может быть составлено единое по всем лицевым счетам. Переоформление лицевых счетов производится после внесения соответствующих изменений в сводный реестр.

После внесения изменений в Сводный реестр необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства:

  • копию правового акта (заверенную в установленном порядке) главного администратора доходов федерального бюджета с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации (для переоформления лицевого счета администратора доходов бюджета) (п. 2.40 Приказа N 7н);
  • дополнение к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности (п. 2.19 Порядка осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н);
  • договор (дополнение к договору) аренды для осуществления операций по дополнительному бюджетному финансированию (п. 2.14.2.1 Приказа N 7н).

В соответствии с п. 2.45 Приказа N 7н при подтверждении соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета дополнений к сводному реестру, связанных с изменением наименования бюджетного учреждения, не вызванного реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности или организационно-правовой формы, учреждению необходимо в течение пяти рабочих дней после получения вышеуказанной информации представить в территориальный орган Федерального казначейства вместе с заявлением на переоформление лицевых счетов копию документа об изменении наименования, заверенную вышестоящим органом либо нотариально, и карточку образцов подписей.

Мероприятия, осуществляемые после 01.07.2012

Данный этап также подразделяется на несколько взаимосвязанных этапов. Рассмотрим их более подробно.

Утверждение Плана финансово-хозяйственной деятельности. Бюджетное учреждение составляет План финансово-хозяйственной деятельности в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Требования) (вступают в силу с 01.01.2012).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно п. 4 Требований План финансово-хозяйственной деятельности составляется в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Она включает следующие части: заголовочную, содержательную, оформляющую.

Разработанный План финансово-хозяйственной деятельности утверждается учредителем (п. 22 Требований), если указанное право не передано учредителем руководителю бюджетного учреждения.

Представление документов для исключения реквизитов преобразуемого учреждения из сводного реестра. В соответствии с п. 4.1 Приказа N 80н для исключения реквизитов из сводного реестра в территориальный орган Федерального казначейства необходимо представить Заявку на исключение реквизитов участников бюджетного процесса из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0531668) в электронном виде, а при отсутствии технической возможности — на бумажном носителе с приложением документа, являющегося основанием для исключения реквизитов участника бюджетного процесса из сводного реестра (решения об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения).

Указанная заявка может быть представлена как вышестоящим органом, так и самим бюджетным учреждением.

После закрытия в установленном порядке соответствующих лицевых счетов Федеральное казначейство исключает реквизиты участника бюджетного процесса из сводного реестра. Это означает ликвидацию реестровой записи с указанием реквизитов участника бюджетного процесса (п. 4.10 Приказа N 80н).

Открытие лицевого счета федеральному бюджетному учреждению. Согласно п. 2.118 Приказа N 7н для открытия федеральному бюджетному учреждению лицевого счета бюджетного учреждения, отдельного лицевого счета бюджетного учреждения федеральное бюджетное учреждение представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту своего нахождения следующие документы:

  • Заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 0531832);
  • Карточку образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 0531833);
  • копию устава, заверенную учредителем либо нотариально, копию положения об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения), заверенную создавшим его федеральным бюджетным учреждением либо нотариально;
  • копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем федерального бюджетного учреждения или нотариально либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
  • копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения), заверенные нотариально либо выдавшим их налоговым органом.

Обратите внимание! Представляемые документы должны соответствовать следующим требованиям (п. п. 2.120, 2.121 Приказа N 7н):

  • заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса должно содержать в заголовочной части документа дату его оформления с отражением в кодовой зоне этой даты в формате «день, месяц, год» (00.00.0000);
  • наименование органа Федерального казначейства, а также его код по КОФК должны соответствовать полному наименованию и коду по КОФК органа Федерального казначейства по месту представления заявления на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса;
  • наименование федерального бюджетного учреждения (федерального автономного учреждения) должно соответствовать его наименованию, указанному в учредительных документах, положении об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения);
  • карточка образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса для открытия федеральному бюджетному учреждению лицевого счета бюджетного учреждения, отдельного лицевого счета бюджетного учреждения подписывается соответственно руководителем и главным бухгалтером, скрепляется оттиском печати руководителя на подписях на лицевой стороне и заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица), учредителя федерального бюджетного учреждения и оттиском его печати или нотариально.

Представление документов для закрытия лицевых счетов в случае, если исключение реквизитов преобразуемого учреждения из сводного реестра производится по инициативе получателя бюджетных средств. Для закрытия лицевых счетов получателя бюджетных средств необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства:

  • Заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) (п. 2.50 Приказа N 7н);
  • письмо участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, о решении закрыть лицевой счет (п. 2.56 Приказа N 7н);
  • Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) для перечисления остатка средств, отраженных в разделе учета операций по приносящей доход деятельности, оформленный на лицевом счете получателя бюджетных средств (п. 2.61 Приказа N 7н);
  • Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) для перечисления остатка средств, отраженных на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения (п. 2.61 Приказа N 7н).

Представление информации главному распорядителю о реквизитах счета и лицевого счета для перечисления остатков средств, если исключение реквизитов преобразуемого учреждения из сводного реестра производится по инициативе получателя бюджетных средств. Согласно п. 2.61 Приказа N 7н закрытие лицевых счетов осуществляется после передачи показателей, отраженных на лицевых счетах, в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств.

Представление сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными учреждению. Порядок определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов бюджетным учреждениям устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

При выделении бюджетным учреждениям целевых субсидий учреждения должны будут представлять в территориальный орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственным (муниципальным) учреждениям (ф. 0501016) (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Порядок заполнения указанной формы приведен в Приказе Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

А.Гусев

К. п. н.,

консультант

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Государственная регистрация некоммерческих организаций

  • Административный регламент
  • График приема заявителей
  • Перечень и формы документов
    • Формы заявлений
    • Образцы заполнения форм заявлений
    • Перечень документов, предоставляемых на государственную регистрацию некоммерческих организаций
  • Государственная пошлина
  • Требования к оформлению документов
  • Основания для приостановления и отказа в предоставлении государственной услуги
  • Услуги в электронной форме
    • О получении государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций в электронной форме
    • Инструкция по порядку предоставления документов для государственной регистрации некоммерческих организаций в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг
  • В помощь некоммерческим организациям
    • Некоммерческие организации. Особенности, правовое регулирование и порядок создания
    • Методические рекомендации по приведению наименований и уставов некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность в соответствие с федеральным законодательством
    • Устав по-новому. К вопросу об учредительных документах образовательных организаций.
    • Организационно-правовые основы создания и деятельности корпоративных НКО
    • Модельный устав
    • О праве на создание негосударственных центров бесплатной юридической помощи
    • О порядке создания некоммерческих организаций
    • Право инвалидов на создание общественных объединений. Механизм реализации
    • Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Консультации по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций предоставляются:

  • при личном обращении: кабинеты № 2, № 3;
  • посредством интернет-сайта: to19.minjust.ru;
  • телефонной связи: 215-127; 215-122 доб. 215;
  • с помощью автоинформатора: 30-61-10;
  • почты: 655017, г. Абакан пр-т. Ленина, д. 82, ru19@minjust.ru

Порядок получения консультаций по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций

ЗАЯВИТЕЛЯМИ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа регистрируемой некоммерческой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;
  • учредитель (учредители) некоммерческой организации при ее создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой некоммерческой организации;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации некоммерческой организации;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявителем при государственной регистрации политической партии, регионального отделения политической партии является уполномоченное лицо политической партии либо иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным лицом политической партии.

СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

Общий срок предоставления государственной услуги, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать:

33 дней в отношении общественных объединений,

30 дней — политических партий,

одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций

17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций.

При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации течение указанного срока прерывается не более чем на три месяца.

Срок рассмотрения документов религиозной организации может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, иной некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.

Направление документов в регистрирующий орган осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации.

На основании принятого центральным аппаратом Минюста России и его территориальным органом решения о государственной регистрации некоммерческой организации и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган.

Внесение сведений в ведомственный реестр осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов из регистрирующего органа.

Выдача заявителю документов осуществляется в день обращения заявителя, но не позднее трех рабочих дней со дня получения документов из регистрирующего органа.

Предоставление государственной услуги в случае внесения некоммерческой организацией изменений в учредительные документы, внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в сроки, установленные для предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Максимальное время ожидания в очереди при подаче или получении документов заявителем не должно превышать 15 минут.

Документы, представленные в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган лично заявителем (его представителем), а также направленные в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган почтовым отправлением или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, регистрируются в день их получения в соответствующем структурном подразделении центрального аппарата Минюста России или его территориального органа.

ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

Заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

  • государственная регистрация некоммерческой организации;
  • прекращение исполнения государственной услуги по инициативе заявителя.

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием документов от заявителя;

2) рассмотрение представленных документов;

3) принятие решения по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов:

  • о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации;
  • о продлении срока рассмотрения заявления о государственной регистрации религиозной организации (при назначении государственной религиоведческой экспертизы);
  • о государственной регистрации некоммерческой организации;

4) выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию некоммерческой организации (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, документы, подтверждающие факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, полученные из регистрирующего органа).

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по результатам рассмотрения представленных документов при наличии оснований, предусмотренных пунктом 48 Административного регламента.

Заявитель уведомляется об отказе в предоставлении государственной услуги в установленном Административным регламентом порядке.

В случае несоблюдения заявителем требований, предусмотренных пунктами 5 — 7 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части непредставления всех необходимых документов, заявление о государственной регистрации религиозной организации может быть оставлено без рассмотрения.

В сроки установленные законодательством Российской Федерации заявителю по телефону или электронной почте сообщается о готовности документов к выдаче.

Выдача документов осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня получения документов из регистрирующего органа.

Перед выдачей документов проверяется наличие документов, удостоверяющих личность, и полномочия заявителя (иного уполномоченного лица) на получение документов.

Заявителю (иному уполномоченному лицу) под роспись на втором экземпляре расписки выдаются документы, подлежащие выдаче при государственной регистрации некоммерческой организации.

При поступлении документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, и свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации направляются по адресу электронной почты, указанному заявителем в форме электронных документов.

При этом регистрирующий орган обязан выдать предусмотренные настоящим пунктом документы в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

Если заявитель (иное уполномоченное лицо) в течение трех рабочих дней с момента готовности документов к выдаче не явился за их получением, заявителю направляется письменная информация о готовности документов к выдаче.

Порядок создания муниципального учреждения

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию муниципальных учреждений.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение, созданное муниципальным образованием может быть бюджетным либо автономным.

Муниципальное учреждение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» регистрацию юридических лиц при создании осуществляют налоговые органы (отдел регистрации и учета налогоплательщиков инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иванову), далее – регистрирующий орган.

В соответствии со статьей 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого муниципального учреждения в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Подпись уполномоченного лица (заявителя) должна быть заверена нотариально.

Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ утвержден Порядок заполнения формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.

б) решение о создании юридического лица.

Порядок принятия решения о создании муниципального учреждения установлен решением Ивановской городской Думы от 30.05.2007 № 451 «Об определении Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Иванова» (в действующей редакции).

Согласно указанного Порядка учредителем учреждения может являться муниципальное образование городской округ Иваново в лице Администрации города Иванова или уполномоченных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Иванова. Решение о создании бюджетного учреждения принимается Ивановской городской Думой, автономного учреждения – Главой города Иванова, и должно содержать в обязательном порядке наименование, цели и предмет деятельности учреждения, поручения Администрации города Иванова (ее отраслевым (функциональным) органам) о проведении организационных мероприятий по созданию учреждения.

Кроме того, к проекту муниципального правового акта о создании учреждения в обязательном порядке прилагаются:

— заключения финансово-казначейского управления и иных структурных подразделений Администрации города Иванова в соответствии с установленной компетенцией по представленному проекту;
— пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия соответствующего решения, а также прогнозы социальных, экономических и иных последствий его принятия.

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ учредительным документом юридического лица, созданного одним учредителем является устав. Принимая учредительные документы, регистрирующий орган руководствуется прежде всего требованиями п. 2 ст. 52 ГК: в уставе муниципального учреждения должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели деятельности юридического лица.

г) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставляются льготы по уплате государственной пошлины при создании муниципального учреждения. Согласно письма ФНС Российской Федерации от 13.01.2005 № ШС-6-09/5 если уполномоченное лицо (заявитель) действует на основании полномочия, предусмотренного распорядительным актом органа местного самоуправления, то государственная пошлина не взимается.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных указанным Федеральным законом. Указанные документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц (п. 3 ст. 13 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) осуществляется в течение 5-ти рабочих дней.

Госрегистрация бюджетного учреждения – подтверждение факта его создания

Первое, что необходимо сделать вновь созданному бюджетному учреждению, чтобы начать свою деятельность, – это подтвердить факт своего создания как юридического лица (далее – юрлицо) путем государственной регистрации. Подготовиться к такой регистрации поможет данная статья.

Ранее идентификационные номера (восьмиразрядные коды) юрлица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (далее – ЕГРПОУ) присваивались только органами статистики для проведения наблюдений за структурными изменениями в экономике относительно видов деятельности, создания, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) и ликвидации субъектов хозяйство­вания.

На сегодняшний день в соответствии с п. 5 постановления КМУ от 22.01.96 г. № 118 «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» присвоение идентификационных кодов согласно ЕГРПОУ осуществляется:

  • органами государственной статистики и соответствующими центральными органами исполнительной власти – для субъектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
  • государственными регистраторами – для субъектов, на которых распространяется действие Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (далее – Закон № 755).

Код согласно ЕГРПОУ сохраняется за субъектом, которому он присвоен, в течение всего периода существования такого субъекта и является единым. Он обязателен для использования во всех видах отчетных и учетных документов субъекта хозяйствования и указывается на его печатях и штампах, а также во всех документах – административных, финансовых или других, где фигурирует данный субъект.

Правовые основы государственной регистрации юрлиц

Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 80 Гражданского кодекса, далее – ГК).

Юрлица, как предусмотрено ст. 2 ГК, являются участниками гражданских отношений. Общие положения о юридическом лице (понятие, виды юрлиц, их создание, требования к содержанию учредительных документов и т. п.) определены в гл. 7 ГК.

Каждому юрлицу свойственны идентифицирующие признаки участника правоотношений, которые позволяют выделить юрлицо-контрагента среди других юрлиц. На практике широко применяется понятие «реквизиты юридического лица».

Такими основными реквизитами являются: наименование юрлица, местонахождение, идентификационный код согласно ЕГРПОУ. Также важны реквизиты счетов, предназначенные для проведения расчетов в процессе хозяйственной деятельности.

Что касается наименования юрлица или его обособленного структурного подразделения, то Требования к его написанию утверждены приказом Минюста от 05.03.12 г. № 368/5. Ими, в частности, определены: особенности наименования отдельных юрлиц и их обособленных подразделений; порядок использования символов, знаков препинания в наименовании юрлица и т. п. Кроме того, установлено, что: юрлицо может иметь, кроме полного наименования, сокращенное наименование; наименование юрлица не может быть тождественным наименованию другого юрлица.

Юрлица, в зависимости от порядка их создания, подразделяются на юридические лица частного права и юридические лица публичного права (ст. 81 ГК). Обращаем внимание, что юрлица публичного права создаются распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления. Порядок создания и правовой статус юрлиц публичного права устанавливаются Конституцией Украины и законом.

Решения о создании (учреждении) юрлиц принимаются их учредителями. Порядок принятия такого решения зависит от конкретного типа юрлица (его организационно-правовой формы).

Юрлица могут создаваться в таких организацион­но-правовых формах, как общества, учреждения и в других формах, предусмотренных законом. Следовательно, учреждение является одной из организационно-правовых форм юрлиц.

В бюджетной сфере функционируют бюджетные учреждения. Значение этого термина приведено в законодательстве, регулирующем бюджетные отношения. Так, в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) бюджетные учреждения – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Учитывая изложенное выше, бюджетные учреждения являются юридическими лицами публичного права.

После принятия решения и оформления документов, необходимых для осуществления деятельности бюджетных учреждений, эти документы подаются для проведения государственной регистрации (ст. 89 ГК). Отметим, что юридическое лицо (в т. ч. и бюджетное учреждение) считается созданным со дня его государственной регистрации.

Государственная регистрация юрлица заключается в подтверждении факта его создания, которое осуществляется уполномоченным органом государственной власти (на сегодняшний день – государственными регистраторами Государственной регистрационной службы) в порядке, установленном Законом № 755.

Регистрация проводится по местонахождению юрлица или по местонахождению органа, принявшего решение о создании центрального органа исполнительной власти, в случае неопределения местонахождения новосозданного центрального органа исполнительной власти.

Итак, следует отметить, что именно бюджетным учреждением определяется государственный орган, осуществляющий его госрегистрацию.

Сведения о государственной регистрации юридического лица (в т. ч. и бюджетного учреждения) заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР).

В то же время в ЕГР не заносятся сведения, составляющие государственную тайну, поскольку для отдельных категорий юрлиц установлен специальный порядок государственной регистрации.

Следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 755 обособленные структурные подразделения юрлица не подлежат государственной регистрации.

Документы для государственной регистрации бюджетных учреждений

Для государственной регистрации юрлица (бюджетного учреждения) руководитель, учредитель или уполномоченное ими лицо подает государственному регистратору комплект документов, определенный в ст. 24 Закона № 755 (или ст. 241 – для осуществления госрегистрации центрального органа исполнительной власти). Закон № 755 предусматривает три способа представления документов: лично (учредителями, руководителем или уполномоченным лицом), почтовым отправлением или электронным документом. Электронные документы, которые подаются для госрегистрации, оформляются согласно требованиям законодательства в сфере электронных документов и электронного документооборота.

Обращаем внимание, что за проведение государственной регистрации регистрационный сбор не взимается.

Комплект документов, которые подаются для государственной регистрации, зависит от способа создания учреждения. Их можно условно разделить на обязательные и дополнительные.

К обязательным документам относятся:

1. Заполненная Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица по форме 1 или 2 (на порядке ее заполнения остановимся позже). Заметим, что в случае подачи документов почтовым отправлением подлинность подписи заявителя на этой карточке должна быть нотариально заверена.

2. Решение учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица (экземпляр оригинала, ксерокопия, нотариально заверенная копия) – протокол общего или учредительного собрания учредителей или решение учредителя.

3. Два экземпляра учредительных документов. Устав (или положение, или учредительный договор) прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителем (учредителями) или уполномоченными лицами. Заметим, что устав не подается при создании юридического лица на основании модельного устава, утвержденного постановлением КМУ. В таком случае в регистрационной карточке проставляется соответствующая отметка со ссылкой на типовой учредительный документ.

К дополнительным документам относятся:

1. Документ, удостоверяющий полномочия (доверенность, поручение и т. п.), – если документы подаются уполномоченным лицом.

2. Передаточный акт – для создания юридического лица в результате слияния, присоединения или преобразования.

3. Распределительный баланс – для создания юридического лица в результате разделения или выделения.

Что касается форм регистрационных карточек, то во исполнение требований ч. 2 ст. 7 Закона № 755 они утверждены приказом Минюста от 14.10.11 г. № 3178/5 (далее – Приказ № 3178/5). В зависимости от способа создания юридического лица для проведения его государственной регистрации применяется:

  • форма 1 – Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица, созданного путем учреждения нового юридического лица;
  • форма 2 – Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации действующего (действующих) юридического лица (юридических лиц) в результате слияния, разделения, выделения или преобразования.

Пользуясь случаем, обращаем внимание, что приказом Минюста от 10.04.15 г. № 529/5 внесены изменения в Приказ № 3178/5, в частности изложены в новой редакции формы карточек 1, 2 и 4.

Формы регистрационных карточек, которые необходимо заполнить для проведения государственной регистрации юридических лиц, размещены на официальном веб-сайте Государственной регистрационной службы (http://www.drsu.gov.ua). Кроме того, на этом сайте содержится информация об электронной регистрации юридических лиц, административных услугах, предоставляемых через Укрпочту, доступе к ЕГР.

В регистрационной карточке приводятся сведения о:

  • юридическом лице и его учредителях;
  • видах экономической деятельности юридического лица;
  • органах управления юридическим лицом;
  • распорядительном акте, на основании которого создан орган государственной власти, орган местного самоуправления;
  • физических лицах – налогоплательщиках, которые избираются (назначаются) в орган управления юридического лица, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами, о руководителе юридического лица;наличии ограничений в отношении представительства от имени юридического лица;
  • физических лицах – налогоплательщиках, которые имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры и т. п.

Обращаем внимание, что в случае создания обособленных подразделений в соответствии с требованиями ст. 27 Закона № 755 сведения об обособленных структурных подразделениях юридического лица включаются в его регистрационное дело и в ЕГР. При этом исполнительный орган юридического лица или уполномоченное им лицо обязаны подать в установленном законодательством порядке государственному регистратору по местонахождению юридического лица заполненную регистрационную карточку о создании обособленного подразделения (форма 5). В этой карточке приводится информация о: юридическом лице; созданном обособленном структурном подразделении юридического лица (наименование, местонахождение); лицах, имеющих право совершать юридические действия от имени юридического лица на основании доверенности, в том числе подписывать договоры, о руководителе обособленного подразделения юридического лица; наличии ограничений в отношении представительства от имени юридического лица; видах экономической деятельности обособленного подразделения юридического лица и т. п.

Напомним, что исполнительный орган – это орган, который непосредственно действует от имени юридического лица и выполняет решения вышестоящего органа. Исполнительный орган может быть создан как коллегиальный орган и как единоличный. Как правило, единоличный исполнительный орган – это директор, руководитель, председатель и т. п.

Если документы для проведения государственной регистрации юридического лица подаются учредителем или руководителем юридического лица, предъявляется его паспорт гражданина Украины.

Необходимо знать, что государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения государственной регистрации юридического лица, если они не предусмотрены ч. 1–7 ст. 24 Закона № 755.

Кроме того, законодательством определены случаи, в которых поданные документы могут не рассматриваться. Так, государственный регистратор обязан оставить без рассмотрения документы, если они:

  • поданы по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации;
  • не отвечают требованиям, установленным ч. 1, 2, 4–7 ст. 8 и ч. 5 ст. 10 Закона № 755;
  • поданы не в полном объеме;
  • поданы лицом, не имеющим на это полномочий;
  • госрегистратору поступило решение суда о запрете проведения регистрационных действий.

Срок государственной регистрации

Срок государственной регистрации юридического лица не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления соответствующих доку­ментов.

Следует обратить внимание, что государственная регистрация новосозданного и созданного в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования центрального органа исполнительной власти как юридического лица осуществляется в трехдневный срок со дня вступления в силу акта Президента Украины о назначении руководителя этого органа.

Информация о проведении государственной регистрации юридического лица подлежит обязательному обнародованию на официальном веб-сайте Государственной регистрационной службы в течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.

Результатом госрегистрации является получение Выписки из ЕГР и одного экземпляра оригинала учредительных документов с отметкой госрегистратора о проведении госрегистрации юридического лица. Учитывая возможность получения данных в порядке взаимообмена информацией ведомственных реестров органов статистики, фискальных органов, Пенсионного фонда, Выписка из ЕГР содержит информацию об учреждениях и кодах регистрации юридического лица в названных органах.

Выписка может быть получена лично заявителем или уполномоченным лицом по документу, подтверждающему его полномочия. За предоставление Выписки из ЕГР по результатам проведения регистрационного действия плата не взимается (ч. 6 ст. 20 Закона № 755).

В дальнейшем копия Выписки из ЕГР используется при открытии счетов в учреждениях банков, если это предусмотрено законодательством, и регистрации в Едином реестре распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

Выдержка из ЕГР

В случае необходимости бюджетные учреждения могут получать (по запросу) в органах Государственной регистрационной службы Выдержку из ЕГР – документ установленного образца, который выдается юридическому лицу в подтверждение информации, содержащейся в ЕГР, по критерию поиска, указанному в запросе. Критерий поиска формируется лицом, обратившимся за предоставлением выдержки.

Выдержки из ЕГР бывают три видов: базовая, расширенная и выборочная. В зависимости от вида выдержки детализация информации о юридическом лице отличается. Наиболее полная информация о юридическом лице и сведениях, полученных в порядке взаимного обмена информацией из ведомственных реестров органов статистики, фискальной службы, Пенсионного фонда, содержится в расширенной выдержке.

Форма Запроса о предоставлении выдержки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей утверждена в приложении 2 к Порядку предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, утвержденного приказом Минюста от 14.12.12 г. № 1846/5 (далее – Приказ № 1846). Форма запроса также размещена на официальном веб-сайте Государственной регистрационной службы (http://www.drsu.gov.ua).

В соответствии с Приказом № 1846 запрос о предоставлении Выдержки подается запрашивающим лично или через Регистрационный портал либо отправляется почтовым отправлением.

Что касается платы за получение Выдержки, то в соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона № 755 органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы Службы безопасности и их должностные лица безвозмездно получают сведения из ЕГР в целях осуществления ими полномочий, определенных законом, исключительно в электронной форме через веб-сайт Государственной регистрационной службы в порядке, определенном Приказом № 1846.

При предоставлении Выдержки из ЕГР в бумажной форме взимается плата в размере 0,05 минимальной заработной платы в месячном размере, установленной законом на 1 января календарного года, в котором подается запрос о предоставлении соответствующих сведений (ч. 5 ст. 20 Закона № 755). То есть на сегодняшний день сумма оплаты составляет 60,90 грн. (1 218 грн. х 0,05). Однако это не окончательный размер платы, поскольку при осуществлении любых платежей через учреждения банка или терминалы приема платежей дополнительно взимается стоимость услуг за обслуживание.

Печать

Еще одной особенностью правового регулирования юридических лиц в Украине, пришедшей из истории права, является использование печати юридическими лицами.

Обращаем внимание, что в целях упрощения порядка открытия бизнеса Законом от 15.04.14 г. № 1206-VII, который вступил в силу с 30.10.14 г., внесены изменения в ряд кодексов и законодательных актов Украины, в частности относительно перехода на добровольное использование печатей субъектами хозяйствования частного права. Детальная позиция по данному вопросу отражена также в письме Минюста от 14.08.14 г. № 6820-0-4-14/8.1.

Что касается использования печатей бюджетными учреждениями, то нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения и утверждающими формы соответствующих документов, предусмотрено скрепление подписей печатью бюджетного учреждения, что указывает на необходимость наличия печати в бюджетном учреждении.

Кроме того, в соответствии с законодательством, которое определяет статус и атрибуты министерств, других центральных органов исполнительной власти (ст. 4 Закона от 17.03.11 г. № 3166-VI «О центральных органах исполнительной власти»), последние имеют печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием, собственные бланки, счета в органах Государственной казначейской службы Украины. При этом образцы печатей, бланков и табличек (вывесок) министерств, других центральных органов исполнительной власти утверждаются КМУ. Об обязательности наличия печатей в этих учреждениях свидетельствуют нормы Указа Президента от 24.12.10 г. № 1199/2010 «Некоторые вопросы организации работы министерств, других центральных органов исполнительной власти», которым утверждено Типовое положение о Министерстве Украины (п. 14) и Типовое положение о центральном органе исполнительной власти Украины, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующего члена Кабинета Министров Украины (п. 12). Следовательно, министерства, другие центральные органы исполнительной власти должны учитывать указанные требования при утверждении своих положений.

В случае если деятельность бюджетного учреждения осуществляется согласно уставу, при его утверждении также должны быть учтены требования бюджетного законодательства в части применения печати.

На основании проведенного анализа норм законодательства можно прийти к выводу, что каждое бюджетное учреждение должно иметь круглую печать с указанием своего наименования, идентификационного кода согласно ЕГРПОУ и названия административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано это юридическое лицо.

Ввиду того что на печати указывается идентификационный код юридического лица, изготовление печати возможно только после государственной регистрации юридического лица и получения Выписки из ЕГР.

С 2011 года упрощен порядок изготовления печатей – не нужно получать разрешение в разрешительном органе, поскольку утратил силу приказ МВД от 11.01.99 г. № 17 относительно выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов.

На сегодняшний день для изготовления печати достаточно обратиться с соответствующим заказом на специализированное предприятие, которое этим занимается. При этом бюджетные учреждения также должны рассчитывать на проведение соответствующих расходов. Стоимость изготовления печати зависит от срока ее изготовления, сложности защиты, наличия в регионе специализированных предприятий и т. п.

Для изготовления печати специализированным предприятиям, как правило, подается: копия регистрационного документа организации, копия документа, подтверждающего право на гербовую печать, эскиз печати, согласованный руководителем, и доверенность (если печать заказывает уполномоченное лицо по доверенности).

Акцентируем внимание тех, кто впервые будет заниматься подготовкой образца печати для ее последующего изготовления. Существуют установленные законодательством требования к изображению на печати Государственного Герба Украины, а также к форме, размеру, краю печати и шрифту надписей на ней.

В частности, постановлением Верховной Рады от 19.02.92 г. № 2137-XII установлено, что изображение Государственного герба Украины размещается на печатях органов государственной власти и государственного управления с обязательным соблюдением пропорций изображения герба, утвержденного п. 1 данного постановления.

Указанные выше требования получили дальнейшее развитие в соответствующих решениях правительства. Так, например, постановлениями КМУ от 03.08.11 г. № 857 «Об утверждении образцов и описаний печати и таблички (вывески) министерства, другого центрального органа исполнительной власти» и от 23.08.95 г. № 672 «Об утверждении образцов и описаний гербовых печатей, малых гербовых печатей, печатей без изображения Государственного Герба Украины, бланков и табличек областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций» утверждены требования к образцам печатей указанных органов власти.

Обращаем внимание, что в Типовой инструкции по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением КМУ от 30.11.11 г. № 1242 (далее – Типовая инструкция № 1242), содержится отдельный раздел, посвященный оттиску печати.

В соответствии с п. 73 Типовой инструкции № 1242 на документах, удостоверяющих права граждан и юридических лиц, на которых фиксируется факт расходования средств и проведения операций с материальными ценностями, подпись должностного (ответственного) лица скрепляется гербовой печатью учреждения.

Перечень других документов, подписи на которых необходимо скреплять гербовой печатью, определяется учреждением на основании нормативно-правовых актов и примерного перечня документов, подписи на которых скрепляются гербовой печатью. Такой перечень документов приводится в инструкции по делопроизводству учреждения, которая утверждается распорядительным документом.

При этом оттиск печати ставится таким образом, чтобы он охватывал последние несколько букв наименования должности лица, подписавшего документ, но не подпись должностного лица, или на отдельно выделенном для этого месте с отметкой «М. П.».

Кроме того, во исполнение п. 75 Типовой инструкции № 1242 приказом (распоряжением) руководителя учреждения определяются порядок использования, место хранения гербовой печати и должностное лицо, ответственное за ее хранение, а также перечень лиц, подписи которых скрепляются гербовой печатью.

Информация, приведенная в данной статье, поможет бюджетным учреждениям организовать подготовительные мероприятия по обеспечению их государственной регистрации как юридических лиц и изготовлению печати, что позволит в дальнейшем зарегистрироваться в Едином реестре распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, ведение которого осуществляется Государственной казначейской службой.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *