Размер госпошлины арбитражный суд

Статья 102 АПК РФ. Уплата государственной пошлины

Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

См. все связанные документы >>>

1. Государственная пошлина подлежит оплате только в тех случаях, когда указанный вид платежа установлен законом. Например, оплата государственной пошлиной апелляционной, а по существу — частной жалобы на определение арбитражного суда по поводу наложения судебного штрафа за нарушение обязанности, возложенной арбитражным процессуальным законом, не предусмотрена.

Оплата государственной пошлины связана с многочисленными основаниями, поэтому законодателем вполне оправданно используется отсылочная норма. Порядок оплаты государственной пошлины по каждому основанию, а также общий порядок предоставления отсрочки и рассрочки в ее оплате определяются федеральным законодательством о налогах и сборах, поскольку государственная пошлина является одной из разновидностей последних.

На сегодняшний день основной массив отсылочных норм содержится в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, именуемой «Государственная пошлина». С ее введением изменился размер подлежащей оплате государственной пошлины, а также перечень законных к тому оснований. В частности, законодателем введена государственная пошлина за подачу заявления по поводу обеспечения иска, которое может направляться в арбитражный суд неоднократно.

В гл. 25.3 НК определен круг плательщиков (физические лица и организации), которые обращаются с заявлениями в арбитражный суд, а также указаны ответчики по делам, рассмотренным арбитражным судом. Ответчики становятся плательщиками государственной пошлины в том случае, когда решение принято не в их пользу, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден или ему предоставлена отсрочка в ее оплате. Обязанность по оплате государственной пошлины должна быть ими исполнена в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.

Если плательщиком государственной пошлины является организация, то факт ее оплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении.

При обращении в арбитражный суд размер государственной пошлины определяется ст. 333.21 НК. Применительно к искам имущественного характера см. комментарий к ст. 103 АПК.

Если заявление, подаваемое в арбитражный суд, содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то заявитель оплачивает государственную пошлину применительно к каждой разновидности заявленных требований. Принцип поглощения одной пошлины другой здесь не действует.

По общему правилу все исковые заявления неимущественного характера, включая требования о понуждении к исполнению обязанности в натуре, оплачиваются в размере 4000 руб. В таком же размере оплачивается государственной пошлиной иск, подлежащий рассмотрению арбитражным судом в связи с заключением, изменением, расторжением договора либо признанием сделки недействительной.

Если в арбитражный суд подается неисковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим либо ненормативного правового акта (акта индивидуального регулирования) недействительным, а также о признании решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными, то государственная пошлина оплачивается в зависимости от субъектного состава заявителей. Для физических лиц размер государственной пошлины составляет 200 руб., для организаций — 2000 руб.

Специфика в размере государственной пошлины установлена законодателем применительно к заявлениям о признании должника банкротом (4000 руб.), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, об обеспечении иска. Все последние категории обращений оплачиваются государственной пошлиной в размере 2000 руб.

Для внесения изменений в размер государственной пошлины не требуется перекраивать арбитражный процессуальный закон. Достаточно внести изменения в п. 1 ст. 333 НК. Такой возможностью законодатель воспользовался 27 декабря 2009 г. (Федеральный закон N 374-ФЗ), 5 апреля 2010 г. (Федеральный закон N 41-ФЗ).

30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок». Заметим, что во второй части название Федеральному закону не требовалось, поскольку в европейских стандартах правосудия, воспринятых Российской Федерацией, под разумными сроками судопроизводства понимается тот период, который начинается с момента поступления иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд и заканчивается исполнением принятого судебного решения.

Применительно к новой названной категории дел потребовалось установить размер государственной пошлины, который был определен для физических лиц в размере 200 руб., а для организаций — в размере 4000 руб.

Внесение изменений в размер государственной пошлины, вопреки бытующему мнению о компенсации затрат на судопроизводство, производится с учетом изменений экономического состояния общества, но всякий раз исключительно в превентивных, а не фискальных целях.

При подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы на судебное решение государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов от той суммы, которая подлежала оплате при подаче в арбитражный суд первой инстанции искового заявления неимущественного характера.

Аналогичный размер государственной пошлины установлен при подаче жалобы на судебные определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отказе в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.

Следовательно, действующий порядок оплаты государственной пошлины при обращении в проверочную судебную инстанцию не зависит от суммы иска, рассмотренного арбитражным судом первой инстанции. Такой подход является очередным свидетельством отсутствия оснований для оценки государственной пошлины как средства реализации фискальных целевых установок .

Следом за изменениями, вносимыми законодателем, вносятся необходимые изменения и в рекомендации по судебной практике: информационное письмо Президиума ВАС РФ по этому поводу от 25 мая 2005 г. N 91 изменялось и дополнялось информационными письмами Президиума ВАС РФ от 13 марта 1997 г. N 117 и от 11 мая 2010 г. N 139.

Копии судебных актов выдаются лицам, участвующим в деле, безвозмездно. Повторное обращение за выдачей копий судебных решений, определений либо постановлений, а также копий иных документов, выдаваемых арбитражным судом (копий протокола судебного заседания, дубликата исполнительного листа), оплачивается государственной пошлиной исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу копии (дубликата) выдаваемого документа, но не менее 20 руб.

Установленный порядок дисциплинирует лиц, участвующих в деле, но его невозможно признать оптимальным применительно к таким участникам судебного заседания, как арбитражные управляющие. Последние вынуждены заказывать большое количество копий судебных актов, поскольку они необходимы для направления в коммерческие банки по месту открытия должником расчетных счетов, многочисленные государственные учреждения, располагающие информацией по поводу имущества, принадлежащего должнику и подлежащего включению в конкурсную массу.

Оплата государственной пошлины производится в отечественной валюте. По общему правилу обязанность, связанная с ее оплатой, носит личный характер, а потому должна выполняться самим плательщиком (ст. 45 НК). Однако в судебной практике возникло множество к тому препятствий. Они были связаны прежде всего с участием в арбитражном судопроизводстве иностранных лиц, не располагающих счетами в российской валюте. У российских хозяйствующих субъектов также возникали организационные сложности, связанные с наличием необходимых для уплаты государственной пошлины денежных средств, но арестом самого счета по решению налогового органа.

Во избежание нарушений права на судебную защиту Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» признал возможным ее уплату одним лицом за другое лицо по поручению последнего. Поскольку при указанных условиях государственная пошлина в установленном размере зачислена в доход федерального бюджета, основания для оставления искового заявления (заявления, жалобы) без движения и последующего их возврата отсутствуют.

Государственная пошлина за подачу заявлений и жалоб в арбитражный суд подлежит зачислению в федеральный бюджет. В каждом субъекте Российской Федерации имеются свои реквизиты, которые необходимы для правильного оформления платежного документа. Они размещаются на официальном сайте арбитражного суда, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц иными общедоступными средствами.

Если оплата государственной пошлины произведена ошибочно с нарушением банковских реквизитов и она в федеральный бюджет не поступила, то это обстоятельство является основанием для оставления иска (заявления, жалобы) без движения.

При увеличении размера исковых требований доплата государственной пошлины производится в десятидневный срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК. При уменьшении размера исковых требований излишне оплаченная государственная пошлина возвращается в порядке, установленном ст. 333.40 НК.

Калькулятор госпошлины в арбитражный суд

Госпошлина в суд — это обязательный денежный сбор, который нужно заплатить государству при обращении в орган по рассмотрению спора.

Сколько стоит

Государственная пошлина в арбитражный суд при подаче заявления имущественного характера зависит от цены иска и может составлять от 2000 до 200 000 рублей.

Госпошлина при цене иска (в рублях):

  • до 100 000 — 4 процента цены иска, но не менее 2000 руб.;
  • от 100 001 до 200 000 — 4000 руб. плюс 3 процента от суммы, превышающей 100 000 руб.;
  • от 200 001 до 1 000 000 — 7000 руб. плюс 2 процента от суммы, превышающей 200 000 руб.;
  • от 1 000 001 до 2 000 000 — 23 000 руб. плюс 1 процент от суммы, превышающей 1 000 000 руб.;
  • свыше 2 000 000 — 33 000 руб. плюс 0,5 процента от суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб..

Если в суде рассматривается спор о заключении, изменении или расторжении договора либо спор о признании сделки недействительной, — госпошлина составляет 6000 рублей.

Подача заявления о признании недействующим нормативный правовой акт, так же, как и о признании незаконным решение, действие или бездействие госорганов или чиновников, будет стоить 300 рублей — для физических лиц и 3000 — для организаций.

При подаче иных исков неимущественного характера госпошлина в арбитражный суд (2020 год) составляет 6000 рублей, а по заявлениям о банкротстве госпошлина в суд составляет 300 рублей — для граждан и 6000 — для организаций.

Как рассчитать и заплатить

Чтобы правильно рассчитать госпошлину в арбитражный суд, удобнее всего воспользоваться калькулятором, представленным в нашей статье.

Первый шаг — определите истца. Истцом может выступать как физическое лицо, так и организация, и размеры пошлины для них могут отличаться. Отметьте в калькуляторе:

Второй шаг — выберите на калькуляторе общий тип иска. Это может быть имущественный или неимущественный иск, а также обжалование уже вынесенного решения в суде следующей инстанции.

Если вы используете калькулятор для расчета размера иска по имущественному спору, в окошке надо указать сумму иска. Выберите в калькуляторе «тип заявления».

Калькулятор сосчитает размер госпошлины и покажет его в соответствующем окне.

Если же вас интересует размер госпошлины по спорам неимущественного характера или апелляционным и кассационным жалобам, то при выборе соответствующей опции в калькуляторе появится список видов обращений. Выберите нужный — и в окне «Размер госпошлины составит» калькулятора вы увидите искомое значение.

Обратите внимание, что расчет госпошлины в арбитражный суд и итоговые суммы могут значительно отличаться в зависимости от того, кем является истец: физическим или юридическим лицом. Проверьте, правильно ли вы указали в калькуляторе статус истца.

При подаче иска в суд, содержащего одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, нужно одновременно уплатить сумму сбора, установленную как для одних, так и для других требований. Также в цену иска включаются взыскиваемые суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты.

Если вы все же не уверены, какую сумму нужно заплатить в суде — не огорчайтесь. Установив, что к вашему иску не приложен документ об уплате госпошлины либо она уплачена в меньшем размере, чем нужно, судья просто оставит ваше заявление без движения и установит срок для устранения недостатков. В определении суда, которое вы получите, будет указан размер пошлины, которую необходимо уплатить.

Когда деньги можно вернуть

Стороне, в пользу которой состоялось решение, арбитражный суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе и сумму госпошлины, уплаченной при подаче иска. О взыскании судебных расходов можно сразу заявить при подаче иска либо обратиться с таким заявлением в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.

Если же иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Статья 333.21 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;

от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 6 000 рублей;

2.1) при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

2.2) при подаче заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

3) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 3 000 рублей;

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 6 000 рублей;

4.1) при подаче заявления о выдаче судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей;

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 3 000 рублей;

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3 000 рублей;

9) при подаче заявления об обеспечении иска — 3 000 рублей;

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3 000 рублей;

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей;

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

12.1) при подаче кассационной жалобы на судебный приказ — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

12.2) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.22 настоящего Кодекса.

См. все связанные документы >>>

При применении статьи 333.21 НК РФ следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины по делам, которые рассматривают арбитражные суды, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза.

Не изменился размер госпошлины, уплачиваемой при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными.

Уплата государственной пошлины при обжаловании определения о приостановлении производства по делу статьей 333.21 НК РФ не предусмотрена. Также указанной статьей не предусмотрена оплата государственной пошлины за рассмотрение ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов.

Необходимо учитывать положения информационных писем Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Налоговый кодекс РФ

Комментарий к Ст. 333.21 НК РФ

Напомним, что в связи с проведением судебной реформы Верховный Суд РФ стал высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами (п. 1 ст. 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон N 3-ФКЗ)).

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (п. 3 ст. 2 Федерального конституционного закона N 3-ФКЗ).

Согласно п. п. 4, 5 ст. 2 Федерального конституционного закона N 3-ФКЗ Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации,

Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской

Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако согласно действующему АПК РФ установлен круг вопросов, подведомственных арбитражным судам.

Так, согласно ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности

Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов (ч. 1 ст. 34 АПК РФ).

Пункт 1 ст. 333.21 НК РФ предусматривает, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных в пп. 1 — 14 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

К таким делам, за рассмотрение которых в пп. 1 — 11, 14 п. 1 ст. 333.21 НК РФ установлена госпошлина, относятся споры:

а) имущественного характера, подлежащие оценке;

б) возникающие при заключении, изменении или расторжении договоров, а также споры о признании

сделок недействительными;

в) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,

затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

г) о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными;

д) неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении

к исполнению обязанности в натуре;

е) о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

з) о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно

предмета спора;

и) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда; к) об обеспечении иска;

л) об отмене решения третейского суда;

м) о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного

решения;

н) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права

на исполнение судебного акта.

Также согласно пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалоб на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

При применении этого положения следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Об этом свидетельствует содержание пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, предусматривающего освобождение от уплаты государственной пошлины жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, направленных в суды общей юрисдикции и мировым судьям.

Из содержания ч. 2 ст. 329 АПК РФ, кроме того, следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.

В случаях, когда цена иска определяется в соответствии с ч. 1 ст. 103 АПК РФ, государственная пошлина уплачивается в размере, установленном при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска заявителем уплачивается государственная пошлина в размере 3000 руб. Исходя из смысла названной правовой нормы к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в ч. 1 ст. 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.

В связи с этим необходимо учитывать, что за упомянутое в ч. 4 ст. 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в ч. 3 данной статьи и ст. 99 АПК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере 3000 руб.

Государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в ч. 6 ст. 92, ч. 2 ст. 93 АПК РФ.

В силу пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалоб на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска государственная пошлина не уплачивается.

Главой 25.3 НК РФ также не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (ст. ст. 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой, по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (ст. ст. 95, 100 АПК РФ) (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

С 1 января 2015 г. размеры государственных пошлин, указанных в ст. 333.21 НК РФ, были пересмотрены. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй НК Российской Федерации», Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй НК Российской Федерации» в ст. 333.21 НК РФ, по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина должна уплачиваться:

а) при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 2000 руб.;

б) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 3000 руб.;

в) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о

признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 6000 руб.;

г) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 6000 руб.;

д) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 3000 руб.;

е) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования

относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера; по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из

оспариваемой третьим лицом суммы;

ж) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения

третейского суда — 3000 руб.;

з) при подаче заявления об обеспечении иска — 3000 руб.;

и) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3000 руб.;

к) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда,

иностранного арбитражного решения — 3000 руб.;

л) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в

разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6000 руб.

Госпошлина за рассмотрение в арбитражном суде – особенности расчета

Государственная пошлина. Госпошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде. Особенности уплаты пошлины в арбитражных спорах.

Государственная пошлина при обращении в арбитражный суд – необходимый платеж для того, чтобы дело было рассмотрено: для вынесения решения судья осуществляет запросы, рассматривает дело, готовит правовую позицию, оценивает аргументы сторон, за что и получает заработную плату.

Кроме того, необходимо содержать аппарат суда, здание суда и нести иные расходы. В целях компенсации расходов на судебное делопроизводство и был введен институт госпошлины как необходимый шаг при подаче иска либо заявления: государство не в полном объеме содержит судебные органы.

Пошлиной облагаются все обращения в суд: и граждан и компаний, при этом предусмотрена система ее расчета, судья осуществляет проверку полноту уплаты пошлины. Перечисление денежных средств осуществляется непосредственно в бюджет.

Стоит отметить, что «стоимость» рассмотрения спора в арбитражном суде существенно ниже, чем в третейских судах, что обусловлено в первую очередь тем, что государство обязано содержать судебную власть для защиты прав бизнеса.

На сайтах судов размещены калькуляторы госпошлины для минимизации рисков неверного ее расчета, однако даже рассчитывая сумму при помощи такого калькулятора, важно правильно выбрать из предусмотренных категорий.

Механизм формирования пошлины необходимо знать для того, чтобы самостоятельно рассчитывать сумму пошлины, в том числе и в случае расчета посредством калькулятора.

Общие положения о госпошлине

Сумма пошлины зависит от разных обстоятельств: от того, кто выступает заявителем либо истцом; от вида иска либо заявления; от того, в какую инстанцию направляется обращение.

Стоит отметить, что, по общему правилу, от оплаты пошлины не освобождены государственные органы или некоммерческие организации.

Пошлина платится строго по реквизитам суда, в котором рассматривается дело, в связи с чем изначально необходимо определиться, подсудно ли дело именно этому суду, по реквизитам которого планируется оплатить пошлину.

Далее необходимо определиться, от чьего имени подается иск и производится оплата пошлины (гражданина как физического лица либо от имени компании или индивидуального предпринимателя).

Следующим этапом является выбор «темы» общения с судом: какой именно вид иска либо заявления подается. Либо это обжалование судебного акта во второй и последующих инстанциях.

Суд может вернуть документы, если пошлина неверно рассчитана либо неверно оплачена, ввиду чего на повторную подачу документов можно потратить время, отсутствие которого может быть критичным.

Переплаченная сумма пошлины подлежит возврату судом в сумме переплаты, при этом суд выдает соответствующую справку, на основании которой сумму можно вернуть.

При завершении рассмотрения дела пошлина подлежит оплате стороной, проигравшей процесс, а при частичном удовлетворении требований – в соответствующей пропорции.

Как правило, возврат денежных средств из бюджета не быстрый, но возвращать суммы стоит: порой размер пошлины выглядит очень внушительно.

Есть возможность отсрочки либо рассрочки оплаты пошлины при доказанности факта тяжелого финансового положения, либо при наличии иных веских причин. Кроме того, в ряде случае истцы освобождены от уплаты государственной пошлины.

Особенности уплаты госпошлины в арбитражный суд

Арбитражный суд рассматривает в основном так называемые дела из экономических споров: все, что связано с ведением бизнеса, как в отношениях бизнеса с государством, так и с контрагентами, а также собственниками бизнеса.

С недавних пор арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве граждан. Рассмотрение дел, связанных с деятельностью некоммерческих организаций, также рассматривает арбитражный суд.

Сумма пошлины значительно отличается в зависимости от того, кто выступает истцом: гражданин, компания или индивидуальный предприниматель. Обосновано это тем, что компания участвует в деловом обороте и основным видом ее деятельности является извлечение прибыли, чего нельзя сказать о гражданине.

Иски имущественного характера предполагают сумму пошлины большую, нежели иски неимущественного характера.

Иски из имущественных требований оплачиваются исходя из суммы таких требований либо из стоимости имущества, в отношении которого заявлены требования, при этом установлена градация, предполагающая минимальное значение пошлины плюс процент от суммы, превышающей определенный размер.

Отдельным видом пошлины выступает пошлина при обжаловании вынесенных решений либо определений судов, это установленная законом пошлина в твердом размере.

Также определены размеры пошлин по заявлениям о банкротстве, о вступлении в реестр кредиторов, о признании и исполнении решения иностранного суда, по обеспечительным мерам, за выдачу копий судебных актов и многие иные пошлины.

Плательщиками пошлины выступают не только российские компании и граждане, но и иностранные субъекты, а также лица без гражданства.

2 апреля 2019

Елена Миронова

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Share Share Tweet Class Plus

Иные интересные материалы по банкротству и корпоративным спорам:

1) 10 ошибок кредиторов при подаче заявлений о включении в реестр требований кредиторов;

2) основания и случаи исключения требований из реестра требований кредиторов (анализ практики);

3) основные причины отказа в признании должника банкротом и введении наблюдения (также анализ практики);

4) отстранение директора в наблюдении.

5) субсидиарная ответственность вне дела о банкротстве;

6) субсидиарная ответственность в деле о банкротстве (условия, порядок на примере одного дела);

7) ответственность директора: 10 частых ошибок;

8) взыскание убытков с директора (комментарий к Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»);

9) расходы на производственную деятельность в очередности платежей при банкротстве;

10) залоговый кредитор;

11) привлечение арбитражного управляющего к ответственности;

12) оспаривание сделок в банкротстве;

13) о формировании искусственной задолженности банкрота.

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

а) защита и охрана интеллектуальной собственности (от регистрации товарного знака до споров по любым результатам интеллектуальной деятельности, в т.ч. сами товарные знаки, программы для эвм);

б) корпоративные вопросы и споры (от организации и проведения ГОСУ, ВОСУ до оспаривания сделок, взыскания убытков с директора, признания решений органов управления недействительными);

в) ведение судебных споров (споры в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах);

г) налоговые вопросы (от аудита бизнес-процессов на предмет налоговых рисков, сопровождения налоговых проверок до оспаривания результатов проверок, иных актов налоговых органов);

д) коммерческая практика (правовое сопровождение бизнеса по различным вопросам);

е) юридическая помощь по уголовным делам (как правило, связанным с предпринимательской деятельностью);

ж) защита активов компаний и собственников бизнеса.

Рекомендуем почитать наш блог, посвященный юридическим и судебным кейсам (арбитражной практике), и ознакомиться с материалам в Разделе «Статьи».

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com

Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше чем просто юридические услуги

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *