Работа с госконтрактами

Содержание

Особенности работы с государственным контрактом

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Небольшая инструкция по работе и использованию спецсчета для закупок

Для того, чтобы разобраться, как работать и пользоваться спецсчетом, достаточно иметь общее представление о трех вещах, напрямую связанных с этим вопросом:

  1. Для чего спецсчет предназначается в государственных закупках.
  2. Каким образом он задействуется в самой процедуре проведения торгов.
  3. Как пользоваться спецсчетом на практике, сидя непосредственно за компьютером.

Давайте быстро пройдемся по каждому из этих трех пунктов и освежим данную информацию в памяти, тем более, что не так давно были опять приняты новые поправки в 44-ФЗ о госзаказах.

Назначение спецсчетов

Напомним, что участие в государственном тендере можно разделить на два этапа: сначала обеспечение заявки, а затем обеспечение госконтракта.

Необходимо понимать, что специальный счет нужен для обеспечения только первого этапа – заявки. Для второго этапа – контракта специальный счет не применяется, вместо этого поставщик либо перечисляет деньги на счет заказчика, либо использует банковскую гарантию.

Зачем придумали эти два этапа

Первый этап заказчику нужен для того, чтобы у победителя торгов было меньше желания отказаться от дальнейшего заключения госконтракта. Ведь, если он откажется от подписания, заблокированное обеспечение уйдет в пользу заказчика. Это станет компенсацией за потраченное им в пустую время.

Второй этап необходим заказчику, чтобы поставщик-победитель выполнил условия по уже подписанному контракту. В противном случае он также потеряет свое обеспечение контракта. В контексте данной статьи этот этап нас не интересует.

Кто должен использовать спецсчет

1 июля 2019 года опять состоялось очередное изменение законодательства о госзаказах. Однако по существу правила, согласно которым заказчики устанавливают требования к обеспечению заявок, подаваемых поставщиками, практически не поменялись.

Что касается 44-ФЗ, то здесь заказчики по-прежнему ориентируются на два параметра:

  1. Суммы тендера (НМЦК). Согласно обновлённому 44-ФЗ заказчики все также должны устанавливать обеспечение на заявки для торгов с НМЦК от 1 миллиона рублей. Осталось у заказчиков и право (не обязанность) потребовать обеспечение, если НМЦК составляет менее 1 миллиона рублей. Как раз по этому поводу, у экспертов были горячие споры, но большинство придерживаются мнения, что тут все осталось как было и ранее.
  2. Возможного диапазона размера обеспечения заявки. Новые уточнения коснулись как раз этого. Теперь, если сумма НМЦК составляет от 0 до 20 миллионов рублей, то размер обеспечения должен четко вписываться в коридор от 0,5% до 1% от НМЦК. Таким образом, теперь данное правило подходит для большинства случаев.

Для 223-ФЗ пока все осталось как было. Т.е. спецсчет понадобится при участии в торгах только от 5 миллионов рублей.

Подробнее о том, кому нужен спецсчет читайте в подготовленном нами материале.

Схема применения спецсчета в торгах

На наш взгляд, механизм спецсчетов логично вписывается в схему проведения аукционов и конкурсов. Сложного тут ничего нет, нужно только уловить смысл. Предлагаем коротко описать процедуру. Для этого начнем с самого начала по порядку:

  1. Заказчик опубликовывает тендер на одной из электронных торговых площадок, для которого помимо прочих настроек устанавливает: обеспечение заявки (при необходимости), а также срок окончания приема заявок.
  2. Поставщик находит этот тендер и решает принять в нем участие. Для этого у него должен быть рабочий специальный счет. Тут есть интересный момент. Деньги заранее на него можно даже не класть. Связано это с тем, что сумма будет проверяться и блокироваться только тогда, когда наступит срок окончания приема заявок. Из-за этого поставщик может подавать заявку даже с пустым спецсчетом, главное успеть пополнить его до момента окончания их приема. Итак, поставщик подает заявку на участие, указав номер спецсчета (примеры будут далее).
  3. Наступает время окончания срока приема заявок (СПЗ) по данному тендеру. В этот момент электронная площадка посылает запрос в банк, чтобы узнать достаточно ли средств на спецсчете. В течение часа банк производит блокировку необходимой суммы и возвращает площадке положительный ответ. В противном случае, если средств будет недостаточно, банк отправит отрицательный ответ.
  4. Торговая площадка получает ответ от банка. Если все прошло успешно, т.е. средства заблокировались, то поставщик допускается до участия в торгах, иначе его заявка будет автоматически отозвана. В случае его победы, после подписания контракта деньги на спецсчете разморозятся и в следующих торгах их можно будет использовать повторно. Комиссия за победу (1% от стоимости контракта, но не больше 2 000 рублей) также спишется со спецсчета. Если выиграть не удастся, то банк снимет блокировку еще быстрее – в течение 1 рабочего дня. Если поставщик победит, но уклонится от подписания госконтракта, деньги уйдут заказчику.

Как это выглядит на практике

Что должно быть перед началом работы

Перед тем, как приступить к работе со специальным счетом поставщику сперва нужно не мало потрудиться. У него уже должны быть:

  • изготовленная электронно-цифровая подпись (ЭЦП);
  • настроенное на компьютере программное обеспечение для ЭЦП;
  • аккредитация в единой информационной системе (ЕИС);
  • непосредственно сам спецсчет, оформленный в одном из утвержденных банков.

Обратите внимание, что специальным счетом можно будет начать пользоваться без ограничений только после того, как банк отправит информацию о его создании во все электронные торговые площадки для госзакупок. Но отметим, что происходит это не сразу. Как правило, клиенту требуется подождать около одного рабочего дня, пока он станет доступен на всех ЭТП. Однако это может занять и более продолжительное время.

Коротко о настройке рабочего места

Напоминаем, что для корректной работы необходимо правильно настроенное ПО для электронной подписи:

  • Во-первых, необходимо пользоваться только браузером Internet Explorer 8 версии и выше. Пожалуйста, не путайте его с Microsoft Edge, который используется в качестве встроенного обозревателя интернета на Windows 10.
  • Во-вторых, нужно установить для Internet Explorer плагин, который позволит ему взаимодействовать с ЭЦП.
  • В-третьих, нужно добавить домены сайтов ЕИС и ЭЦП (на которых вы планируете работать) в список доверенных источников в настройках того же Internet Explorer.

Если у вас не получается что-то настроить – не переживайте. Уточняйте все технические моменты в службе поддержки изготовителя ЭЦП. Они пошагово проконсультируют вас по телефону, так как у них есть большой опыт в помощи своим клиентам.

Где искать тендеры и участвовать в торгах

Итак, после того, как вышеперечисленные действия выполнены, можно переходить к работе. Для поиска и участия в торгах в распоряжении поставщика находятся 8 утвержденных правительством РФ электронных-торговых площадок:

  • ЕЭТП.
  • РТС-Тендер.
  • Сбербанк-АСТ.
  • ЭТС (Национальная электронная площадка).
  • РАД (Российский аукционный дом).
  • ЭТП ГПБ.
  • АГЗРТ.
  • ТЭК-Торг.

Бесплатно отслеживать появление новых закупок по каждой ЭТП можно сразу в одном месте – на портале Единой информационной системы. Для этого даже не понадобится в личный кабинет. ЕИС регистрирует и хранит историю по всем госзаказам, поступающих со всех ЭТП. Каждому тендеру присваивается уникальный номер, по которому его далее можно легко найти на той площадке, где он был опубликован и, при желании, уже на ней принять в нем участие.

Для более полного и точного отбора тендеров, профессиональными сотрудниками по госзаказам не редко применяются платные программы по поиску торгов. Например, это могут быть: СТАР, СБИС, Контур или другие.

Используем спецсчет для обеспечения

Теперь посмотрим, как проходит работа со спецсчетом для 44-ФЗ и 223-ФЗ непосредственно перед монитором компьютера. Начнем с поиска тендера на ЕИС. Заходим на главную страницу, выбираем раздел «Закупки». Вводим ключевое слово, например, «молоко». Ищем подходящий госзаказ и открываем по нему подробную информацию:

Обращаем внимание, что закупка проводится на Росэлторг (ЕЭТП). Затем пролистываем ниже и видим, что у закупки установлено обеспечение:

Открываем сайт «АО ЕЭТП», осуществляем вход в личный кабинет (мы делаем это через сайт Госуслуг). Откроется личный кабинет. В расширенном поиске уберем галочку «Мои заявки». Далее в строку «Быстрый поиск» вводим номер найденной закупки из ЕИС. Система нашла необходимый тендер:

Нажимаем справа на кнопку «Подать заявку на участие». Появляется подробная информация по аукциону. Видим, в разделе «Обеспечение» подраздел с названием «Специальный счет». Остается выбрать из списка банк, при помощи которого вы хотите внести обеспечение. После этого в поле «Номер счета» автоматически подгрузятся номера всех спецсчетов, оформленных поставщиком в данном банке. В нашем списке он один – выбираем.

Далее прикрепляем необходимые для заказчика документы и в самом конце нажимаем кнопку «Подписать и направить заявку».

Проверяем еще раз указанные сведения и опять жмем «Подписать и направить». Наша операционная система предлагает выбрать ЭЦП.

Собственно, вот заявка и подана. Важно не забыть пополнить спецсчет на необходимую сумму, если этого еще не сделано. Остается дождаться завершения срока приема заявок. Тогда деньги на спецсчете заблокируются и это позволит поставщику поучаствовать в тендере.

Как видно из нашей статьи, пользоваться спецсчетом не трудно. Заметим только, что тут приведен пример по подаче заявки через одну площадку – «ЕЭТП» (Росэлторг). Однако тот же принцип и те же похожие для взаимодействия интерфейсы действуют и на 7 остальных ЭТП.

Приложения к контракту (государственному/муниципальному)

Содержание госконтракта регламентируется Гражданским кодексом РФ, законом 44-ФЗ, а также специализированным законодательством, если услуги, работы и товары подпадают под специальные требования законов. Приложения к государственному контракту оформляются для того, чтобы детализировать условия соглашения. Например, если предметом сделки является товар, не обойтись без спецификации, а к договору подряда обязательно прилагается техническое задание.

Какие приложения к контракту необходимы: образцы документов

Приложения являются неотъемлемой частью договора, ссылка на них обязательно указывается в соответствующем разделе. Среди распространенных приложений к муниципальному контракту можно выделить:

  • дополнительное соглашение – необходимо в том случае, если нужно изменить условия или расторгнуть сделку;
  • протокол разногласий – применяется, если одна из сторон не согласна с условиями контракта и хочет согласовать новые;
  • спецификация – содержит полную характеристику поставляемого товара (наименование, количество, качество, назначение и пр.);
  • график поставок – содержит сведения о том, какой товар, в каких объемах и в какие сроки должен быть поставлен заказчику;
  • счет – документ, содержащий стоимость товаров, услуг, работ и платежные реквизиты получателя денег.

Существуют и другие приложения к госконтракту – график платежей, перечень оборудования, смета и др.

Приложение к муниципальному контракту

К соглашениям с муниципальными органами обычно прилагаются:

  • перечень услуг/работ;
  • акт приема-передачи услуг/работ;
  • отчет исполнителя;
  • счет;
  • спецификация;
  • протокол разногласий;
  • протокол согласования разногласий.

Приложение к муниципальному контракту составляется в той же форме, что основное соглашение, то есть в простой письменной.

Приложения к государственному контракту

К госконтракту прилагаются те же сопроводительные документы, что и к муниципальному, а также:

  • календарный план выполнения работ/предоставления услуг;
  • перечень оборудования;
  • перечень материалов;
  • акты приема передачи оборудования, материалов, документации;
  • регламент проведения работ.

Все перечисленные приложения вы можете составить с помощью нашего онлайн-конструктора.

Типовые контракты по 44-ФЗ: где найти и как использовать

Типовые договоры по 44-ФЗ — это готовые соглашения, которые госзаказчики обязаны использовать, чтобы разработать проект госконтракта в конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.

Постановление Правительства № 606 от 02.07.2014 — это основной документ, который регулирует содержание типовых контрактов по 44-ФЗ и порядок их разработки. Разработчики готовят сам текст, информационную карту и приложения к госконтракту.

Основной текст содержит условия гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Типовые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и состоят из двух частей:

  • неизменной (еще ее называют постоянной);
  • изменяемой (или переменной).

В переменную часть включают сведения об условиях и содержании конкретной закупки.

По состоянию на май 2019 года утверждены типовые формы контрактов по 44-ФЗ на поставку, услуги, работы для таких госзакупок:

  • обучение государственных служащих;
  • медизделий;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, используя итоги интеллектуальной деятельности;
  • организация работы выставок и ярмарок;
  • техобслуживание автомобилей;
  • радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники;
  • переработка отходов атомных подлодок и других судов;
  • медицинские стенты и катетеры;
  • лекарственные препараты;
  • услуги по специальной оценке условий труда;
  • обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

В типовые контракты по 44-ФЗ Постановление Правительства 606 запрещает включать сведения, которые составляют государственную тайну.

20.11.2018 разместили два готовых шаблона госконтрактов, которые разработал Минстрой. Их нужно использовать с 01.07.2019. Первый утвердили Приказом № 397/пр от 05.07.2018 для закупок на выполнение проектных и изыскательских работ. Этот шаблон госконтракта придется использовать для таких ОКПД2:

  • 71.12.3;
  • 71.12.12-71.12.19.

Второй утвердили Приказом № 398/пр от 05.07.2018 для госзакупок на выполнение строительных работ, реконструкцию объектов капстроительства, в частности пусконаладочных и иных работ, неразрывно связанных с объектом строительных работ, а также поставкой материалов и оборудования. Его нужно брать за основу проекта контракта, если проводите закупку по следующим ОКПД2:

  • 41.2;
  • 42;
  • 43;
  • 71.12.20.110.

Шаблоны для закупок строительных, проектных и изыскательных работ нужно использовать при любых показателях начальной (максимальной) цены контракта.

Госзаказчики самостоятельно определяют содержание госконтракта, если приобретают работы для объектов, которые располагаются за границами России, на территории посольств и консульств, а также объектов капитального строительства, в отношении которых ведется работа по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.

Скачать шаблон госконтракта на проектные и изыскательские работы
Скачать шаблон госконтракта на строительство
Скачать шаблон госконтракта на поставку продуктов питания

Как применять

В рамках контрактной системы государственные и муниципальные госзаказчики обязаны применять типовые формы договоров по 44-ФЗ. Главное условие — должно пройти 30 дней после публикации документов в ЕИС, если иной порядок применения не прописан в приказе об утверждении. Пока 30 дней не истекли, заказчики включают типовые контракты по своему усмотрению в закупочную документацию.

Отдельные виды юридических лиц, которые ведут закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ, вправе использовать готовые шаблоны, но не обязаны это делать.

К готовым шаблонам госконтрактов приходится обращаться, когда готовите:

  • извещение о закупке, а также если приглашаете участвовать в закрытых способах определения поставщика;
  • проект договора в составе закупочной документации;
  • договор с ед. поставщиком.

Типовые договоры по 44-ФЗ не используются при осуществлении закупок:

  • за наличный расчет, если другое не прописано в информационной карте;
  • в рамках ст. 75 и 76, п. 2, 3, 5 и 10 ч. 2 ст. 83, а также п. 2, 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Стандартные формы контракта в рамках п. 2 ч. 1 ст. 93 не применяются, если в правовых актах Президента или Правительства указана возможность заключения госконтракта без использования типовых форм.

Как разрабатывают

Их утверждают нормативными правовыми актами, которые разрабатываются по правилам Постановления Правительства № 1009 от 13.08.1997. Проекты проходят согласование с исполнительными органами и ФАС.

В течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта ответственный орган отправляет копию с информационной картой в федеральный исполнительный орган (на основании Постановления Правительства № 663 от 30.05.2017).

В течение 3 рабочих дней после даты, когда орган исполнительной власти получил копию, он включает готовое соглашение в библиотеку в ЕИС.

В библиотеке есть реквизиты нормативного правового акта, текст госконтракта, приложения к нему, а также показатели информационной карты.

Чтобы изменить готовые соглашения нужно провести аналогичную процедуру.

Как найти библиотеку типовых госконтрактов

Библиотека типовых контрактов по 44-ФЗ расположена в ЕИС, поэтому доступна круглосуточно. Чтобы ознакомиться с ней, нужно с главной страницы ЕИС перейти во вкладку «Контракты и договоры».

Затем кликнуть на раздел «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов».

Здесь найдете все формы, которые утвердили.

Где еще найти типовые контракты

Региональные органы исполнительной власти утверждают типовые контракты для закупки разного рода товаров, работ, услуг. Тексты таких документов размещают на официальных сайтах.

Например, 25.03.2019 Распоряжением № 19РВ-12 Министерство потребительского рынка и услуг Московской области утвердило типовой контракт на поставку продуктов для организации гарантированного питания в государственных образовательных организациях Московской области. Он опубликован на сайте mosreg.ru. Скачайте и используйте его как образец договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ до 100 000.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа
О правилах разработки и применения Постановление Правительства № 606 от 02.07.2014
Об утверждении условий для госконтрактов, которые предусматривают привлечение к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016
О требованиях к контракту для закупок лекарств для медицинского применения Приказ Минздрава № 870н от 26.10.2017

>Контрактуемые лимиты бюджетных обязательств

Вопрос

Что означает понятие «контрактуемые лимиты бюджетных обязательств»? Подпадают ли под это определение лимиты, выделенные на командировочные расходы, на заключение договоров гражданско-правового характера (например, на выполнение работ по статистическим обследованиям и иным работам и услугам)?

Ответ

Из норм приказа Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н (с учетом изменений) следует, что под контрактуемыми лимитами бюджетных обязательств понимается объем доведенных главным распорядителем средств федерального бюджета в отчетном периоде лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд.

Так как в формуле, использующей показатель контрактуемых лимитных обязательств, используется и показатель общего объема принятых бюджетных обязательств, можно сделать вывод, что под данное определение подпадают операции, в отношении которых необходимо соблюдение процедур, предусмотренных Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, – то есть проведение конкурсов и аукционов.

Случаи, когда контракты могут заключаться без проведения соответствующих процедур, перечислены в статье 93 Закона № 44-ФЗ. Командировочные расходы указаны в подпункте 25 пункта 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, услуги по статистическим обследованиям в этом перечне не указаны.

Методика раздельного учета затрат по госконтрактам

Раздельный учет затрат по госконтрактам позволяет определить финансовый результат по каждому контракту. На что обратить внимание при разработке методики раздельного учета — узнаете из нашей статьи.

Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов

Как оформить положение по раздельному учету затрат?

Элементы организации раздельного учета по госконтрактам

Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты

Итоги

Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов

Для грамотного построения учета при исполнении госконтрактов их исполнителям необходимо учитывать требования следующей «контрактной» нормативки:

  • кодексов РФ — бюджетного, гражданского, налогового;
  • федеральных законов (от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами и др.);
  • нормативных правовых актов (НПА) в сфере госзакупок (Президента и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» и т. д.);
  • НПА в сфере бухучета (ПБУ 9/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, и др.);
  • нормативных актов, учитывающих отраслевые и иные особенности деятельности организаций (порядок ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими госзаказ за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, порядок раздельного учета затрат организаций водоснабжения, утв. приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 25.01.2014 № 22/пр и др.).

Изучайте положения по бухучету, не покидая нашего сайта:

  • «ПБУ 4/99 — бухгалтерская отчетность организации (нюансы)»;
  • «Бухгалтерский учет финансовых вложений — ПБУ 19/02».

Как оформить положение по раздельному учету затрат?

Положение по раздельному учету затрат при исполнении госконтрактов является элементом учетной политики организации и может быть составлено в следующих формах:

  • в виде раздела учетной политики;
  • в форме приложения к учетной политике (например, с названием «Методика раздельного учета при выполнении госконтрактов»);
  • в качестве самостоятельного внутрифирменного учетного положения по раздельному учету;
  • отдельной инструкцией;
  • в иной, удобной для организации форме.

Независимо от способа оформления разработанный организацией порядок раздельного учета подлежит:

  • обязательному утверждению приказом (распоряжением) руководителя (п. 4 ПБУ «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
  • безусловному применению в рамках учетных процедур организации начиная с даты, указанной в распорядительном документе, утвержденном руководителем.

Знакомьтесь с алгоритмами оформления учетной политики с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

  • «Как составить учетную политику организации (2015)?»;
  • «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».

Элементы организации раздельного учета по госконтрактам

Для разработки методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам требуется введение дополнительных счетов аналитического учета. При этом необходимо:

  • закрепить в учетной политике порядок кодировки счетов аналитического учета — данный аспект законодательством не регламентирован и разрабатывается организацией самостоятельно исходя из требуемой степени детализации с учетом отраслевой специфики (например: субсчет первого порядка включает наименование госконтракта, субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д.);
  • счета аналитического учета, введенные специально для цели раздельного учета, необходимо включить в рабочий план счетов — неотъемлемый элемент учетной политики каждой организации.

За основу разработки раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам берутся специализированные методики и инструкции (в том числе отраслевые) — это позволяет учесть особенности деятельности организации и специфичные требования в учетных «контрактных» вопросах.

Например, правила ведения раздельного учета по госконтрактам, финансируемым за счет средств федерального бюджета (постановление № 47), предусматривают следующие требования:

  • общеорганизационные — учет затрат по каждому госконтракту осуществляется раздельно;
  • оформительно-документальные — первичка составляется на предусмотренное в госзаказе отдельное изделие (или группу изделий), работу, услугу;
  • группировочно-аналитические — фактические затраты отражаются в специальных аналитических регистрах;
  • методические — содержат перечень включаемых в себестоимость продукции затрат и порядок их учета;
  • итогово-отчетные — финансовый результат по госконтракту исчисляется в виде разницы между договорной ценой и фактическими затратами, сформированными в соответствии с п. 3 указанного порядка.

О требованиях к учету затрат по госконтрактам согласно п. 3 постановления № 47 узнайте из следующего раздела.

Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты

Фактические затраты по госконтракту, выполняемому за счет средств федерального бюджета группируются на (постановление № 47):

  • прямые (МПЗ, услуги производственного контракта и др.) — они включаются непосредственно в себестоимость продукции, выпускаемой по госзаказу;
  • накладные (управленческие, общезаводские и др.) — их включение в себестоимость производится пропорционально прямым затратам, количеству продукции и иным показателям, характеризующим продукцию, изготовляемую по госзаказу, и иную продукцию, выпускаемую предприятием;
  • коммерческие (сбытовые) — они включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции (прямые затраты + накладные расходы).

В положении о раздельном учете также должны найти отражение и иные важные аспекты:

  • формы применяемых учетных документов (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров учета (ведомость затрат на производство, карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат и др.);
  • описание технологии документооборота, связанного непосредственно с исполнением госконтракта;
  • сроки и формы отчетности по гособоронзаказу;
  • порядок контроля выполнения алгоритмов раздельного учета при исполнении госконтракта;
  • иные аспекты.

С разработанным порядком раздельного учета по госконтрактам необходимо ознакомить всех причастных исполнителей и должностных лиц организации.

Итоги

Методика раздельного учета затрат разрабатывается самостоятельно организацией и утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При ее разработке необходимо учитывать общие требования законодательства в учетных вопросах исполнения госконтрактов, а также специфические аспекты (особенности деятельности организации, отраслевые нюансы и др.).

Как вести раздельный учет в 2020 году

Скачать проект приказа Минфина о новом порядке раздельного учета

Скачать постановление правительства РФ 47 о раздельном учете

Скачать приказ Минфина 4н от 10.01.2019

Скачать письмо № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019

ВАЖНО! Правила раздельного учета результатов ФХД перестали работать для соглашений, которые оплачиваются деньгами, подлежащими казначейскому сопровождению. Минфин и Казначейство считают, что обязанность вести такую регистрацию результатов следует из закона о бюджете и подзаконных актов.

Новый порядок раздельного учета

Новый порядок находится в стадии проекта, но обновленные правила уже доступны для получателей целевых средств. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения действующего приказа № 4н. Вот что ждет организации в следующем году, если Минфин примет новый порядок:

  1. Разделение учетных операций и фиксация результатов финансово-хозяйственной деятельности касается юридических лиц, получивших средства на основании госконтрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.
  2. Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ, источником финансирования которых являются субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и проч.
  3. Разделение не только доходов, но и расходов, активов и обязательств.
  4. Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
  5. Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и других.
  6. Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
  7. Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
  8. Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
  9. Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.

В п. 12 нового порядка указано, какие документы подтверждают раздельный учет по госконтракту: бухгалтерская справка по форме ОКУД 0504833 (утверждена Приказом Минфин № 52н от 30.03.2015) и выписка из регистров аналитического учета (рекомендуемый бланк утвердили в приложении № 2 к новому Порядку). Выписка подписывается руководителем получателя целевых средств или уполномоченным лицом, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и даты составления. К этим документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов

ВАЖНО! Подтверждающие документы (и их копии) не предоставляют, если они ранее передавались в казначейство!

Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.

Раздельный учет результатов ФХД

До вступления в силу поправок раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ведут получатели целевых средств. Вот что обязаны выполнять организации:

  • вести раздельный учет всех операций;
  • распределять накладные расходы;
  • раскрывать структуру цены госконтракта;
  • осуществлять корректный аналитический учет;
  • предоставлять документы на проверку в органы ФК.

Помимо обязательств по ведению раздельного учета, для получателей целевых средств в рамках госзаказа вводятся и другие требования. Таким организациям и индивидуальным предпринимателям надлежит утвердить порядок его ведения в учетной политике и вести аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.

Вот основной порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для получателей целевых средств (приложение к приказу № 4н):

  1. Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам.
  2. Аналитика расходов по статьям затрат.
  3. Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
  4. Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
  5. Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
  6. Подготовка и ведение первичной документации.
  7. Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.

Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление осуществляется по особым требованиям.

Раздельный учет гособоронзаказа

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ обязаны вести головные исполнители и исполнители по каждому контракту (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ). Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками.

Вот что надлежит сделать головным исполнителям и исполнителям для организации раздельного учета:

  • открыть специальные счета в ФК (инициировать казначейское сопровождение);
  • создать отдельные аналитические счета бухгалтерского учета для регистрации расходов по каждому контракту;
  • раскрывать структуру цены по статьям калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции гособоронзаказа ведется в форме приложения № 1 к порядку, утвержденному приказом Минпромэнерго № 200 от 23.08.2006);
  • составлять перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения № 5, 6 к приказу № 200);
  • фиксировать другие расходы в отдельных калькуляциях.

Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации.

ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных результатов контрольных мероприятий.

Когда не ведут учет

В п. 4 ПП № 47 прописано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения — да, надо.

Но есть исключение. Правила, которые установлены ПП 47 о раздельном учёте не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федбюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.

Поставщики продолжают вести раздельный учет

На сайте Казначейства опубликовали совместное письмо Минфина и Казначейства № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019. В нем раскрываются правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

В письме органы власти делают вывод, что при казначейском сопровождении целевых средств юрлица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по правилам, которые утверждены приказом Минфина № 4н от 10.01.2019.

Такие выводы делают, несмотря на изменения, внесенные в постановление правительства № 47 от 19.01.1998 о правилах ведения организациями, которые исполняют госзаказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Суть изменений в том, что правила перестали работать для юрлиц, которые пользуются деньгами, полученными на основании госконтрактов и подлежащими казначейскому сопровождению по правилам бюджетного законодательства.

Логика ведомств

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 459-ФЗ от 29.11.2018 о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

В положениях пп. «в» п. 6 постановления правительства № 1765 от 30.12.2018 предусмотрено, что при казначейском сопровождении целевых средств надлежит прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса, по правилам, установленным приказом Минфина № 4н от 10.01.2019. Это делается для:

  • соглашений;
  • госконтрактов;
  • договоров о капвложениях;
  • контрактов учреждений;
  • договоров о проведении капремонта.

В пп. «ж» п. 36 постановления правительства № 1702 от 28.12.2018 об утверждении правил казначейского сопровождения средств гособоронзаказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 459-ФЗ от 29.11.2018, установлена обязанность головного исполнителя (исполнителя) вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения в порядке, установленном приказом Минфина № 4н от 10.01.2019.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *