Содержание
- Особенности организации бухгалтерского учета в профсоюзных организациях
- Как учитывать расходы общественной организации, не занимающейся предпринимательской деятельностью и существующей только на целевые средства
- Создается профсоюз: что нужно знать работодателю
- Мнение эксперта
- Толковый словарь
- Смета доходов и расходов некоммерческой организации
- Что такое «некоммерческая организация»
- Что входит в понятие смета, как ее составить и для чего она нужна
- Кто составляет смету
- Особенности составления сметы, общие моменты
- Образец документа
- После составления сметы
Особенности организации бухгалтерского учета в профсоюзных организациях
Деятельность профессиональных союзов вообще и профсоюзных комитетов в частности регулируется положениями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально — трудовых прав и интересов.
В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно — курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно — просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.
Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно — просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.
Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.
Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.
Нормативного документа, который регулировал бы организацию бухгалтерского учета в профсоюзных комитетах, на уровне Минфина России или ФНПР не разработано.
Представление об источниках доходов профкомов и направлениях их использования можно составить исходя из Отчета о доходах и расходах (далее — Отчет), который составляется и представляется профсоюзными комитетами в соответствии с Распоряжением Совета ФНПР от 29 декабря 1992 г. N 675 «Об объемах типовых форм, сроках и порядке представления бухгалтерской отчетности в профсоюзных организациях ФНПР».
Как можно заключить из состава Отчета, все операции профсоюзных комитетов отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 96 «Целевые финансирование и поступления». При этом по дебету счета отражаются расходы, а по кредиту — доходы профсоюзных организаций.
Доходы могут включать в себя:
- членские взносы членов профсоюза. Этот вид поступлений является основным.
В бухгалтерском учете начисление и поступление членских взносов оформляется проводками:
дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредит счета 96 — на сумму начисленных (ожидаемых к получению) взносов;
дебет счета 50 «Касса» (51 «Расчетный счет») — на сумму фактически поступивших взносов.
Членские профсоюзные взносы члены профсоюза могут вносить лично в кассу данной организации, перечислять на счет в банке, если организация имеет банковские реквизиты или (при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза) членские профсоюзные взносы ежемесячно и бесплатно перечисляются на счет профсоюза их работодателем.
В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов;
- вступительные взносы. Этот источник доходов также будет достаточно стабильным. Но объемы поступления по сравнению с членскими взносами будут несопоставимо меньшими. Это объясняется тем, что это разовые платежи. Последнее обстоятельство обусловливает и несколько отличную схему отражения поступления вступительных взносов в кассу или на расчетный счет организации:
дебет счета 50 (51) кредит счета 96 — на сумму поступивших взносов.
Использование счета 76 здесь не представляется правомерным, так как взносы должны вноситься единовременно при вступлении работника в профсоюз. Хотя в тех случаях, когда профессиональный союз создается при организации, которая осуществляет сбор и перечисление членских взносов, возможно и отнесение сумм вступительных взносов в дебет счета 76 на период между зачислением работника в профсоюз и поступлением вступительных взносов, удержанных с сумм начисленной ему заработной платы. Разумеется, такая схема допустима в случаях, когда это не противоречит уставу профсоюза. Аналитический учет поступивших взносов должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить раздельный учет членских и вступительных взносов;
- добровольные взносы. Данный вид доходов может поступать как от членов профсоюза, так и от других физических лиц и организаций. В данном случае использование счета 76 полностью исключено. То есть добровольные взносы могут зачисляться в доход профсоюзов проводкой:
дебет счета 50(51) кредит счета 96;
- доходы от предпринимательской деятельности объединения, доходы от платных мероприятий, прибыль от промышленных и других видов деятельности.
В любом случае при организации предпринимательской деятельности, по нашему мнению, бухгалтерский учет должен быть организован аналогично учету в коммерческих организациях — то есть, как минимум, с использованием счетов 20 «Основное производство» (для формирования себестоимости продукции, работ или услуг), 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» (для учета реализационных операций), 80 «Прибыли и убытки» (для учета финансовых результатов деятельности), 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (для учета использования сумм полученной прибыли), 81 «Использование прибыли» и 68 «Расчеты с бюджетом» (для отражения налоговых платежей), а также счетов учета производственных затрат — 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.;
- прочие доходы и поступления. В принципе, здесь имеются в виду те же доходы, что и в предыдущем абзаце. В то же время нельзя исключать возможность получения профорганизацией внереализационных доходов.
В этом случае поступление средств будет отражаться проводкой:
дебет счета 51 (50) кредит счета 80 (но не кредит счета 96), так как понятие «прибыль» предполагает и иное использование полученных средств и их налогообложение;
- дотации от вышестоящего органа и отчисления от нижестоящих органов. Учет таких поступлений организуется в зависимости от того, какие требования предъявляются к отчетности различных звеньев структуры профсоюзных организаций. Если сторона, передающая средства, включает данные нижестоящей профсоюзной организации в свою отчетность, то целесообразным представляется использование счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты»:
дебет счета 51 кредит счета 79 — на сумму полученных средств;
дебет счета 79 кредит счета 51 — на сумму переданных средств.
При составлении сводной отчетности дебетовые и кредитовые обороты взаимопогашаются. Отнесение перечисленных сумм на счет 79 позволяет обеспечить контроль за своевременностью их поступления и целевым характером использования.
Профсоюзные образовательные и научно — исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.
Прежде чем перейти к характеристике расходов профсоюзных организаций, уместно напомнить направления распределения членских взносов. Взносы распределяются в установленной пропорции между:
- профкомами;
- отраслевыми комитетами профсоюзов;
- Советом Федерации профсоюзов;
- ЦК профсоюзов;
- Советом ФНПР.
Самым распространенным направлением расходования средств профсоюзных комитетов являются организационные расходы и расходы на содержание аппарата управления. В целях формирования отчетности и контроля за расходованием средств целесообразно затраты, относящиеся к этому виду расходов, предварительно аккумулировать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
К организационным расходам относятся:
заработная плата с начислениями освобожденным работникам профкомов.
Бухгалтерские проводки:
дебет счета 26 кредит счета 69, 70;
расходы на проведение конференций, совещаний, семинаров; расходы на подготовку кадров и курсовые мероприятия.
Осуществление расходов оформляется проводкой:
дебет счета 96 кредит счетов учета затрат или
дебет счета 26 кредит счетов учета затрат.
Использование счета 96 в данном случае обусловлено тем, что некоторые расходы носят единовременный характер, производятся единовременно и в пределах утвержденных ассигнований;
социально — бытовые расходы и хозяйственные расходы.
Расходы оформляются проводками:
дебет счета 26 кредит счетов учета затрат (10 «Материалы», 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов» и т.п.);
содержание легкового автотранспорта. В том случае, когда при профсоюзном комитете организуется собственное транспортное хозяйство, расходы следует учитывать на счете 23 «Вспомогательные производства»;
расходы на командировки. Данный вид расходов по-прежнему нормируется.
В учете командировочные расходы оформляются проводкой:
дебет счета 26 кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
износ основных средств, износ МБП, износ нематериальных активов начисляется по нормам и в порядке, установленном для коммерческих организаций. То есть могут быть оформлены проводки:
дебет счета 26 кредит счета 02;
дебет счета 26 кредит счета 13;
дебет счета 26 кредит счета 05.
При отражении в учете данного вида расходов следует иметь в виду, что большая часть имущества, используемого профсоюзными организациями, относится к социальной сфере и, следовательно, не амортизируется. Начисленный износ учитывается за балансом. Таким образом, наиболее вероятными будут проводки, при которых стоимость амортизируемого имущества будет списываться в дебет счета 20 — при организации предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство не исключает возможности отнесения произведенных расходов к организационным;
капитальные вложения — учет осуществляемых капитальных вложений регулируется Положением по учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160. Отличие данного вида расходов от прочих состоит в том, что суммы финансирования капитальных вложений должны списываться не в конце отчетного периода, а по вводу приобретенных или законченных строительством объектов в эксплуатацию;
капитальный, средний и текущий ремонт. Специализированные ремонтные предприятия при профкомах не создаются. Следовательно, расходы списываются на счет 26. Списание расходов непосредственно за счет источников финансирования (счет 96), по нашему мнению, нецелесообразно, так как ремонтные работы занимают сравнительно большой промежуток времени;
потери и списания — до принятия решения суммы потерь следует относить в дебет счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей». После принятия решения о списании эти суммы относятся либо за счет виновных лиц:
дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба», кредит счета 84;
либо, при отсутствии виновных лиц или отказе во взыскании судом, за счет источников:
дебет счета 96 кредит счета 84;
взносы в уставные фонды других предприятий. Такие взносы могут, в принципе, осуществляться и за счет членских взносов и иных поступлений, учитываемых на счете 96. Однако, по нашему мнению, наиболее правомерной такая операция представляется тогда, когда имеются альтернативные источники финансирования (средства прибыли). В учете использование источников не отражается.
При перечислении взносов оформляется бухгалтерская проводка:
дебет счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» кредит счета 51.
При получении извещения о суммах причитающейся прибыли по результатам деятельности организаций, в уставный капитал которых внесены взносы:
дебет счета 76 кредит счета 80;
При фактическом получении сумм прибыли:
дебет счета 51 кредит счета 76.
Профсоюзы имеют право:
- на паритетных началах участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов;
- участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
- создавать образовательные и научно — исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
Расходы, связанные с осуществлением этих прав, также относятся на статью «Организационные расходы».
По окончании отчетного периода собранные расходы следует списать за счет поступивших или образованных источников:
дебет счета 96 кредит счета 26 (23, 88).
Другим крупным направлением расходования средств профкомов являются расходы на социально — культурную сферу.
Данный вид расходов также целесообразно собирать на одном из калькуляционных счетов. По экономическому содержанию наиболее подходит счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»:
дебет счета 29 кредит счетов учета затрат (02, 05, 10, 13, 69, 70 и т.д.) и
дебет счета 96 кредит счета 29 — по окончании отчетного периода.
К расходам на социально — культурную сферу относятся:
- заработная плата с начислениями персоналу по культработе;
- расходы на физкультуру и спорт;
- материальная помощь членам профсоюзов;
отчисления в фонды:
- в фонд солидарности;
- в фонд социального назначения.
Разумеется, в последнем случае произведенные расходы списываются за счет полученной прибыли от предпринимательской деятельности и прочих расходов:
дебет счета 80 кредит счета 88.
Помимо прочего профсоюзы осуществляют:
- организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов. Если путевки покупаются за наличные, то расходы по приобретению отражаются по дебету счета 56 «Денежные документы» и кредиту счета 50 с последующим списанием суммы стоимости путевок при их выдаче проводкой: дебет счета 96 кредит счета 56; в случае же оплаты всей или частичной стоимости путевок через специальные фонды, создаваемые профсоюзной организацией, — дебет счета 88 кредит счета 56;
- взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно — курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта. Денежные расчеты между ними оформляются через дебет счета 96 и кредит счета 51.
Профессиональные союзы, их ассоциации, отделения, другие профессиональные организации приобретают права юридического лица с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.
Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в реестр общественных объединений.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) и первичные профсоюзные организации освобождаются от уплаты регистрационного сбора на основе законодательства о профсоюзах и соответствующего федерального закона.
Существует порядок постановки на учет в налоговые органы первичных профсоюзных организаций, по которому данная организация обязана заполнить Карту постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий и представить в налоговый орган следующие документы:
- копию устава, разработанного самостоятельно, заверенную в установленном порядке, или копию типового устава (положения);
- копию протокола учредительного съезда (конференции, собрания), заверенную в установленном порядке;
- копию информационного письма, выданного вышестоящей профсоюзной организацией в органах статистики, либо справку (другой документ) от вышестоящей профсоюзной организации с указанием идентификационных кодов, присвоенных этой вышестоящей организации.
Профсоюзные организации, не имеющие доходов от реализации основных средств, материалов и другого имущества, а также от внереализационных операций и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, от представления отчетов в органы налоговой инспекции освобождаются.
Однако в соответствии со ст.7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» госналогинспекция имеет право на проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов организации, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет. В случае обнаружения объекта налогообложения профсоюзная организация подлежит постановке на налоговый учет в общеустановленном порядке.
Как учитывать расходы общественной организации, не занимающейся предпринимательской деятельностью и существующей только на целевые средства
ИА ГАРАНТ
Как в 2015 году учитываются расходы общественной организации, не занимающейся предпринимательской деятельностью и существующей только на целевые средства (профсоюзный комитет)? Какие проводки при этом используются?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон N 10-ФЗ) профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
На основании ст. 117 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) общественные организации (объединения) являются одной из форм некоммерческой организации (НКО).
Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях (п. 4 ст. 24 Закона N 10-ФЗ).
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ). Смета некоммерческой организации может быть составлена на выполнение определенной программы, проекта или мероприятия. Проект сметы обсуждается и утверждается высшим руководящим органом в соответствии с уставом организации.
На основании п. 1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» профсоюзы обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством, в частности в соответствии с действующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов) (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 18.09.2012 N 07-02-06/228).
Система бухгалтерского учета некоммерческой организации, в том числе и профсоюза, должна содержать информацию о наличии и объеме имущества организации, а также об использовании целевых средств и направлении их на финансирование уставной деятельности НКО.
В процессе осуществления уставной деятельности профсоюз может осуществлять расходы на:
— приобретение активов (основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА), иных материальных ценностей (МПЗ), путевок (денежных документов) и др.);
— проведение культурных и спортивных мероприятий;
— содержание самой организации (заработная плата сотрудников, страховые взносы, аренда помещений, коммунальные услуги, услуги связи и др.).
Расходы на приобретение имущества и НМА формируют их учетную стоимость (п.п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), п.п. 6, 7 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (далее — ПБУ 14/2007)).
Расходы на проведение мероприятий и содержание организации учитываются при соблюдении положений п.п. 2, 3, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Поскольку в рассматриваемой ситуации коммерческой деятельности профсоюз не осуществляет, то единственным источником покрытия всех расходов, связанных с осуществлением его уставной деятельности, являются поступающие средства целевого финансирования.
Планом счетов для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, предназначен счет 86 «Целевое финансирование».
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств.
Аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления.
Таким образом, для контроля за использованием целевых средств необходимо организовать такое количество субсчетов к счету 86, чтобы можно было четко определить за счет каких поступлений (взносов членов профсоюза, поступлений на проведение определенных мероприятий, пожертвований и др.) производилось приобретение активов, осуществлялось проведение мероприятий и т.д.
Учитывая изложенное, операции по получению средств целевого финансирования отражаются в учете следующими записями:
Дебет 51 (50) Кредит 76
— получены денежные средства, например членские взносы;
Дебет 76 Кредит 86
— полученные денежные средства учтены профсоюзом в качестве целевого финансирования;
Дебет 08, 10, 50-3 Кредит 60 (76)
— отражены приобретение ценностей и дебиторская задолженность перед поставщиками;
Дебет 01 (04) Кредит 08
— основное средство (нематериальный актив) введено в эксплуатацию.
Отметим, что в бухгалтерском учете по ОС и НМА некоммерческими организациями амортизация не начисляется (п. 17 ПБУ 6/01, п. 24 ПБУ 14/2007):
Дебет 010
— отражен износ по ОС.
Поскольку в рассматриваемой ситуации организация не ведет коммерческую деятельность, использование средств целевых поступлений на приобретение внеоборотного актива для осуществления уставной деятельности отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» (смотрите письма Минфина России от 19.02.2004 N 16-00-14/40, от 31.07.2003 N 16-00-14/243и, дополнительно письмо Минфина России от 31.03.2009 N 07-02-06/94, п. 11 Особенностей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности автономных учреждений):
Дебет 86 Кредит 83
— отражено использование целевого финансирования для приобретения ОС (НМА);
Дебет 86 Кредит 50-3
— приобретенные за счет целевых средств путевки переданы членам профсоюза;
Дебет 26 Кредит 10, 60, 69, 70, 76
— учтены расходы на содержание профсоюза (канцелярские товары, коммунальные услуги, аренда, услуги связи, заработная плата сотрудников с обязательными отчислениями во внебюджетные фонды и др.);
Дебет 86 Кредит 26
— средства целевого финансирования направлены на содержание профсоюза;
Дебет 20 Кредит 10, 60, 76
— учтены расходы на проведение спортивного или культурного мероприятия по видам затрат, предусмотренным сметой на это мероприятие (призы, подарки, иные материальные ценности, услуги и работы сторонних организаций);
Дебет 86 Кредит 20
— целевые средства направлены на проведение спортивного или культурного мероприятия.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
Создается профсоюз: что нужно знать работодателю
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах) профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Свобода создавать или вступать в профсоюзы по своему выбору является одним из фундаментальных прав человека, закрепленных как международными нормами, так и национальным законодательством. Никто не может быть подвергнут взысканиям и преследованиям за профсоюзную деятельность. Более того, законы предписывают не только не чинить препятствий, но и формировать нормальные условия для работы профессиональных союзов.
Общепризнанные принципы и нормы международного права при создании профсоюзов восприняты Конституцией РФ, ст. 30 которой провозглашает:
«1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
Обратите внимание!Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность имеет право создавать профсоюз для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов
Указанные конституционные нормы явились основой для разработки и принятия Закона о профсоюзах, который устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами. Кроме того, необходимо учитывать Федеральные законы от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях), так как профсоюз является некоммерческой организацией, созданной в форме общественного объединения, а также Трудовой кодекс РФ.
Как мы уже сказали, работодатель не имеет права препятствовать объединению работников в профессиональный союз и даже более того, обязан создавать условия для осуществления профсоюзом его деятельности. Тем не менее существует ряд вопросов, на которые кадровикам следует обратить внимание в случае, когда у работников возникла идея создать профсоюз.
Мнение эксперта
Н. О. Тодэ,
канд. экон. наук, старший научный сотрудник Института управления социальными процессами Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ — ВШЭ)
Работодатель обязан создавать выборному профоргану необходимые для его деятельности условия, которые определены в ст. 377 ТК РФ. Прежде всего, работодатель обязан безвозмездно предоставить выборному профоргану помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах). Причем это требование закон предъявляет к работодателю независимо от числа работающих на предприятии и численности профсоюзной организации.
В тех же организациях, где численность работников превышает 100 человек, работодатель обязан безвозмездно предоставить в пользование выборным профорганам как минимум одно благоустроенное помещение (оборудованное, отапливаемое, электрифицированное). Кроме того, на работодателя возлагается обязанность безвозмездно обеспечить выборный профорган необходимыми нормативными правовыми документами, оргтехникой и средствами связи. Более детально эти условия можно оговорить в коллективном договоре.
Какое минимальное число работников может выступить с инициативой по созданию профсоюза и кто правомочен принимать решение о его создании?
В инициативную группу по созданию профсоюза (первичной профсоюзной организации) должно входить не менее трех человек. Это вытекает из ст. 18 Закона об общественных объединениях, которая устанавливает, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.
Закон о профсоюзах не содержит статей, прямо регулирующих порядок создания профсоюзов. Вместе с тем, как следует из контекста ч. 3 п. 1 ст. 8 Закона, решение о создании профсоюза, первичной профсоюзной организации, утверждение уставов и положений относятся к компетенции общих собраний, конференций или съездов.
Закон об общественных объединениях дает определение порядка их создания. Он относит к компетенции общего собрания, конференции или съезда утверждение устава, формирование руководящих и контрольно-ревизионных органов. Съезд (конференция) или общее собрание граждан с целью учреждения профессионального союза созывается его учредителями, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица (ст. 6 и 18 Закона об общественных объединениях).
Общественное объединение считается созданным с момента принятия вышеназванных решений. С этого же момента общественное объединение вправе осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права и принимать на себя обязанности (за исключением прав и обязанностей юридического лица). Учредители профсоюза — физические и юридические лица — имеют равные права и равные обязанности.
Далее инициаторам создания профсоюза необходимо будет решить, в состав какого уже действующего профсоюза, объединяющего работников аналогичной отрасли, их первичная профсоюзная организация хотела бы войти.
Организационное строение общероссийских профсоюзов, как правило, трехуровневое:
1) общероссийский профсоюз, коллегиальным руководящим органом которого является центральный комитет профсоюза, избираемый на съезде;
2) территориальная организация профсоюза, действующая, как правило, в одном или нескольких субъектах РФ либо в городе или районе; ее коллегиальный орган — территориальный комитет (совет) профсоюза, избираемый на конференции территориальной организации;
3) первичная профсоюзная организация, действующая у конкретного работодателя; коллегиальный орган — профсоюзный комитет, избираемый на собрании (конференции) первичной профсоюзной организации.
Работники одного работодателя, являясь членами профсоюза, создают первичную профсоюзную организацию. Несколько первичных профсоюзных организаций общероссийского профсоюза, которые располагаются на территории района, города или области, объединяются в территориальную организацию профсоюза.
Если такие территориальные профсоюзные организации действуют более чем в 50 % субъектах РФ или они объединяют более 50 % работающих в отрасли, создается общероссийский профсоюз.
Обязательно ли первичная профсоюзная организация должна входить в уже существующий профсоюз?
Действующее законодательство позволяет создавать отдельный профессиональный союз, не входящий ни в одно действующее объединение. При этом члены такого профсоюза самостоятельно, в соответствии с собственными решениями расходуют средства, определяют направления своей работы. Однако при этом им самим придется решать и все проблемы.
Длительное время прослеживалась тенденция резкого возрастания количества «карликовых», маловлиятельных профсоюзов, которые нередко на производстве ведут борьбу за влияние на работников и право выступать от их имени. Российское трудовое законодательство до 2002 г. не содержало норм, определяющих представительность профсоюза и его представительские права в сфере трудовых отношений. Это приводило к многочисленным конфликтным ситуациям. Трудовой кодекс РФ, и особенно его новая редакция 2006 г., определил понятия представительности профессиональных союзов (гл. 4). Одним из косвенных последствий этого может явиться сокращение количества малочисленных профсоюзов, поскольку их влияние на процессы управления трудом в организации и участие в процедурах социального партнерства весьма незначительно.
Поэтому объединение профсоюзных организаций разных предприятий одной или нескольких отраслей в территориальную организацию или общероссийский профсоюз — это естественное желание укрепить свои позиции.
Обратите внимание! Согласно ст. 3 Закона о профсоюзах профсоюз может создаваться не только у работодателя — юридического лица, но и в случаях, когда работодателем является физическое лицо
Если учредители остановили свой выбор на каком-либо уже действующем в отрасли профсоюзе, им необходимо провести переговоры с представителями территориальной организации профсоюза о вступлении в этот профсоюз и создании первичной профсоюзной организации у своего работодателя.
Решение о создании первичной профсоюзной организации принимается физическими лицами и органом профсоюза соответствующего уровня. Поэтому при наличии трех человек, пожелавших создать профсоюз либо вступить в действующий, можно проводить учредительное собрание. Учредительное собрание обычно готовит инициативная группа, которая сначала проводит агитационно-пропагандистскую работу. Для этого, как правило, работникам рассказывается о преимуществах и возможностях профсоюза, чего и как может добиться профсоюзная организация. И работодатель не вправе воспрепятствовать данной агитационной деятельности.
Если в организации создается профсоюз, обязательно ли его регистрировать?
Согласно ст. 8 Закона о профсоюзах государственная регистрация профсоюза осуществляется в уведомительном порядке.
Если профсоюзная организация желает иметь свой расчетный счет в банке, иметь право осуществлять сделки, заключать договоры, приобретать и распоряжаться имуществом, представительствовать в судах без дополнительной на то доверенности, то она должна быть зарегистрирована как юридическое лицо. Но в таком случае она должна будет ежеквартально отчитываться в налоговых органах и во внебюджетных государственных фондах.
Обратите внимание! Отказ в государственной регистрации (или уклонение от нее) может быть обжалован первичной профсоюзной организацией в суде
При желании приобрести статус юридического лица профсоюзы должны в течение месяца после проведения учредительного собрания (съезда, конференции) представить в Федеральную регистрационную службу или ее территориальные органы в субъектах РФ ряд документов, установленных Правилами рассмотрения заявлений и принятия Минюстом России и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий, утв. приказом Минюста России от 25.03.03 № 68.
Государственная регистрация профсоюза служит основанием для включения его в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (ст. 21 Закона об общественных объединениях). Регистрация первичных профсоюзных организаций может осуществляться как ими самими, так и представителями профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
Закон о профсоюзах не содержит положений, регламентирующих основания для отказа в государственной регистрации. Более того, согласно ч. 8 п. 1 ст. 8 данного Закона Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах РФ и уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации без мотивации.
Профсоюзная организация имеет право не регистрироваться. В этом случае она не будет пользоваться правами юридического лица, что, однако, не влечет за собой ограничения в правах, которыми наделены профсоюзы; необходимо будет лишь принять решение о финансовом обслуживании в территориальной организации профсоюза.
Соответствующий орган территориальной организации общероссийского профсоюза на основании решения учредительного собрания (конференции) должен принять собственное решение о принятии первичной профсоюзной организации на финансовое обслуживание. Причем все операции с финансовыми средствами первичной организации будут производить только согласно решениям профсоюзного комитета.
Трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий как для всех членов профсоюза, так и для его руководящего состава. Как определяется структура органов профессионального союза?
Закон о профсоюзах устанавливает, что профсоюзы самостоятельно и независимо определяют свою структуру, порядок формирования и действия их органов и закрепляют эти нормы в уставных документах.
Толковый словарь
Юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, распоряжается им по своему усмотрению и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Обратите внимание! Статьей 19 Закона об общественных объединениях установлено: при создании общественного объединения в форме общественной организации его учредители автоматически становятся членами общественной организации, приобретают соответствующие права и обязанности
В соответствии с Уставом профсоюза и законодательством об общественных объединениях и некоммерческих организациях высшим органом профсоюзной организации является собрание членов профсоюза или конференция. Периодичность проведения собраний и конференций определяют Устав профсоюза и Положение о первичной профсоюзной организации. В период между собраниями (конференциями) руководство деятельностью профсоюзной организации осуществляет профсоюзный комитет — выборный орган. Порядок голосования по выборам профсоюзного комитета (тайное или открытое) определяет собрание (конференция), подсчет голосов производится по каждой кандидатуре. Избранными считаются те, за кого проголосовало более половины участников собрания (конференции).
После проведения профсоюзного собрания оформляется его протокол. Документы о создании первичной профсоюзной организации представляются в территориальную организацию профсоюза. Если организация будет пользоваться правами юридического лица, то документы необходимы и для регистрации в органах Федеральной регистрационной службы, налоговых органах и во внебюджетных фондах.
Организационной основой любых профсоюзов либо их объединений является первичная профсоюзная организация. Закон определяет первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии и действующих на основании принятого положения либо типового положения.
В профсоюзах традиционно создаются коллегиальные и единоличные исполнительные органы в лице выборных профсоюзных работников. Профсоюзные руководители являются полномочными профсоюзными представителями.
Каков порядок вступления в профсоюз и в какой момент работодатель получает возможность узнать о том, что работник стал членом профсоюзной организации?
Порядок перечисления профсоюзных взносов оговаривается коллективным договором. Но в связи с тем, что в недавнем прошлом были широко распространены случаи несвоевременного перечисления работодателями профсоюзных членских взносов на счета профсоюзных организаций, письмом ЦБ РФ от 27.05.97 № 456 «О порядке перечисления на счета профсоюзов денежных средств (взносов) из заработной платы работников» был установлен порядок расчетов и проведения банковских операций, связанных с перечислением на счета профсоюза этих денежных средств.
Перечисление производится работодателем на банковский счет профсоюза, открытый по решению постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа профсоюза, осуществляющего права юридического лица. Задерживать перечисление профсоюзных членских взносов работодатель не имеет права.
На условиях, предусмотренных коллективным договором, работодатель также обязан перечислять по письменным заявлениям работников, не являющихся членами профсоюза, их добровольные взносы на счет профсоюзной организации за представительство их интересов при заключении и контроле коллективного договора. Данная норма предусматривает для работников, не являющихся членами профсоюза, возможность поучаствовать в формировании материальной базы профсоюзов, что позволяет профсоюзам осуществлять свою представительскую деятельность. Однако никто не может быть принужден к уплате таких взносов. Данные платежи производятся только по личному заявлению работника и в соответствии с положениями коллективного договора.Н.О. Тодэ
Закон об общественных объединениях устанавливает: для учета членов общественного объединения (в нашем случае — профессионального союза), с целью обеспечения их равноправия как членов данного объединения и для подтверждения заинтересованности в совместном решении задач в соответствии с нормами его устава, прием в члены этого объединения осуществляется на основании индивидуальных заявлений.
Таким образом, работники, выражая свое желание вступить в профсоюз, должны написать заявление о вступлении в профсоюз и заявление об уплате членских взносов.
Трудовое законодательство (ст. 377 ТК РФ) обязывает работодателя, при наличии личных письменных заявлений от членов профсоюза, ежемесячно перечислять на счет профсоюза безналичным путем членские профсоюзные взносы из заработной платы работников.
Вместе с тем следует отметить, что законодательство ни на работника — члена профсоюза, ни на саму профсоюзную организацию не возлагает обязанности ставить работодателя в известность о вступлении работника в профсоюз.
Что должно быть предусмотрено в уставных документах профсоюза? Есть ли законодательно определенные требования к их содержанию или профсоюз полностью свободен в своем выборе?
А. В. Селютина,
канд. экон. наук, заместитель генерального директора ООО «БИТ: Центр развития бизнеса»
Наличие профсоюзной организации на предприятии налагает на работодателя ряд обязанностей, часть из которых прямо установлена в Трудовом кодексе РФ: предоставление помещения, обеспечение оргтехникой, средствами связи и т. д., а другая часть принимается работодателем на себя в добровольном порядке.
Так, в соответствии с положениями ст. 377 ТК РФ в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
Возможность поступления денежных средств от предприятий в профсоюзные организации должна быть определена не только в коллективном договоре конкретного предприятия, но и обозначена как источник формирования имущества профсоюза в его уставе или положении о первичной профсоюзной организации (п. 4 ст. 24 Закона о профсоюзах).
При этом следует обратить внимание на то, что указанные отчисления не относятся к членским взносам.
Согласно ч. 5 и 6 ст. 377 ТК РФ, а также п. 3 ст. 28 Закона о профсоюзах работодатель обязан перечислять на счет профсоюза членские взносы. Однако происходит это перечисление не из фондов предприятия, а из заработной платы работников при наличии их письменного заявления. При этом работники могут и не являться членами профсоюза.
Деление денежных средств, принадлежащих профсоюзам, на членские взносы и целевые денежные средства, перечисляемые предприятиями в первичные профсоюзные организации на содержание и ведение ими уставной деятельности, имеет принципиальное значение с точки зрения налогообложения выплат и предоставления различных социальных льгот физическим лицам — членам профсоюза.
В соответствии с п. 31 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в т. ч. материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
Таким образом, основным критерием для начисления и удержания налога на доходы физических лиц с выплат, производимых профсоюзами, следует признать наличие трудовых отношений или отношений на основании договоров гражданско-правового характера у данного физического лица с профсоюзной организацией.
Выплаты, производимые членам профсоюзов, могут быть как в денежном, так и в натуральном выражении (например, оплата стоимости подарков, путевок, оказание материальной помощи на лечение, улучшение жилищных условий и т. д.).
Если профсоюзная организация не ведет раздельного учета членских взносов и целевых поступлений денежных средств от предприятия на ведение уставной деятельности, при осуществлении указанных выплат членам профсоюза они должны включаться в доход получивших их физических лиц и подлежать обложению НДФЛ на общих основаниях.
Выплаты, производимые членам профсоюза профсоюзной организацией за счет членских взносов по любым основаниям, не связанным с наличием трудовых или гражданско-правовых отношений, не подлежат обложению единым социальным налогом (ЕСН).
Законодательно не ограничивается размер предельных максимальных выплат, которые могут быть произведены в пользу конкретного члена профсоюза. Решение о размере различных выплат и их периодичности каждая профсоюзная организация принимает самостоятельно.
До 1 января 2005 г. налоговым законодательством использовался косвенный механизм регулирования выплат, производимых профсоюзной организацией в пользу конкретного физического лица — члена профсоюза. Согласно подп. 13 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежали обложению ЕСН выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год. С принятием Федерального закона от 20.07.04 № 70-ФЗ указанный пункт утратил силу, и теперь никаких ограничений, даже косвенных, по сумме и периодичности выплат не существует.
Предприятия перечисляют денежные средства на ведение уставной деятельности профсоюзных организаций из собственных средств, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, и в частности налога на прибыль. Налог на прибыль в настоящее время при обычной системе налогообложения составляет 24 %. Следовательно, каждый рубль, перечисленный профсоюзной организации, будет стоить для предприятия 1,32 рубля, но подобная ситуация имела бы место и в случае прямых социальных выплат в пользу работников.
Закон о профсоюзах закрепляет за ними право самостоятельной разработки и утверждения уставных документов, определения собственной структуры, включая создание различных профсоюзных органов и наделение их определенной компетенцией. Профсоюзы также самостоятельны и независимы в своей деятельности.
Хотя Закон о профсоюзах и регламентирует основные элементы содержания уставов профсоюзов и их объединений (ассоциаций), однако право определять содержание положений о первичных и территориальных профсоюзных организациях оставлено за профсоюзами.
Обратите внимание! Основные профсоюзные права и права юридического лица закрепляются не за выборным профсоюзным органом, а за профсоюзной организацией в целом
Устав профсоюза должен предусматривать следующие обязательные положения:
1) наименование, цели и задачи профсоюза;
2) категории и профессиональные группы объединяемых граждан;
3) условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;
4) территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;
5) организационную структуру;
6) порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;
7) порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;
8) источники образования доходов и иного имущества профсоюза, порядок управления имуществом профсоюзов;
9) местонахождение профсоюзного органа;
10) порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в данных случаях;
11) другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.
Есть ли у работодателя возможность приостановить деятельность профсоюза?
Деятельность профсоюза может быть приостановлена в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, федеральных законов на срок до шести месяцев либо запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта РФ по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается (п. 3 ст. 10 Закона о профсоюзах).
Обратите внимание! В случае если профсоюз препятствует устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, указом Президента РФ может быть приостановлена деятельность этого профсоюза
Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Порядок приостановления деятельности профсоюзных организаций в случае введения чрезвычайного положения на территории страны определяется Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ.
Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности профсоюзная организация устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления, то профсоюз возобновляет свою деятельность по решению суда, приостановившего эту деятельность.
Решение о приостановлении деятельности или ликвидации профсоюзной организации может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Отмена решения о ликвидации профсоюзной организации влечет возмещение государством всех убытков, понесенных профсоюзной организацией в связи с ее незаконной ликвидацией.
* * *
Смета доходов и расходов некоммерческой организации
Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк сметы доходов и расходов некоммерческой организации .docСкачать образец сметы доходов и расходов некоммерческой организации .doc
Что такое «некоммерческая организация»
К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.
Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).
Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.
Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.
Что входит в понятие смета, как ее составить и для чего она нужна
Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств.
Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты. Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи.
Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности.
Кто составляет смету
Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).
В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.
Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.
Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации.
Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.
Особенности составления сметы, общие моменты
Если вы являетесь членом НКО или вам просто поручили составить смету, а у вас для этого не хватает опыта, воспользуйтесь приведенными ниже советами и посмотрите образец документа. На его основе вы с легкостью сможете создать свою индивидуальную смету, учитывающую особенности именно той организации, в отношении которой она составляется.
Итак, для начала общая информация.
- Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее. Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше.
- Смету можно составлять на простом обычном листе любого удобного формата. Если листов несколько (т.е. смета длинная и детальная), все листы нужно скрепить между собой при помощи суровой нити (степлер использовать не рекомендуется), указав на последней странице количество листов и поставив подпись ответственного за составление сметы сотрудника.
- Смета может быть составлена как от руки, так и напечатана в электронном виде (с последующей распечаткой).
- Данный документ, как любой другой бланк, имеющий отношение к деятельности организации, по структуре условно можно разделить на три части. Первая — это «шапка», т.е. вводный раздел, затем идет основная часть (ее обычно оформляют в виде таблицы) и, наконец, заключение. Последовательность этих частей нарушать не следует.
В готовую, утвержденную смету вносить правки крайне нежелательно, однако, если это предусмотрено в учетной политике организации, в течение отчетного периода некоторые статьи корректировать допускается.
Образец документа
В начале документа следует написать:
- название некоммерческой организации;
- дату составления сметы;
- период, на который она рассчитана.
Затем идет таблица:
- сначала вписываются средства, оставшиеся с прошлого периода;
- потом по порядку вносятся стандартные статьи доходов, свойственные именно для этой НКО – напротив каждой пишется приблизительная, ожидаемая цифра;
- далее таким же образом отражаются расходы;
- в конце подводится итог.
После составления сметы
В течении года руководство и финансовая администрация НКО должны стремиться к реализации сметы в максимальном объеме.
По окончании отчетного периода составляется анализ, который показывает уровень исполнения сметы.
В нем отражаются фактические цифры по каждой статье доходов и расходов, прописанной в смете.
Сопоставление планируемых и реальных данных дает возможность проанализировать отклонения и недостатки в разработке бюджета и избежать их при составлении сметы на следующий год (или иной период отчета).