Приобретение непубличным обществом публичного статуса

Содержание

О порядке приобретения непубличным акционерным обществом публичного статуса (Вавулин Д.А., Матвеев В.В., Симонов С.В.)

Вступившая в силу с 01.09.2014 редакция Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) ввела новую типологию акционерных обществ, исходя из которой акционерные общества теперь могут быть публичными и непубличными.
Согласно пункту 2 статьи 66.3 ГК РФ непубличным акционерным обществом признается акционерное общество, которое не отвечает квалифицирующим признакам публичного акционерного общества, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, к числу которых относятся:
— публичное обращение ценных бумаг <1>;
———————————
<1> Акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции.
— публичное (путем открытой подписки) размещение ценных бумаг;
— наличие в фирменном наименовании акционерного общества маркера «публичное акционерное общество» или «ПАО».
В части 11 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также в пункте 1 письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 уточнено, что к непубличным следует относить акционерные общества, устав и наименования которых не приведены в соответствие с требованиями ГК РФ и продолжают сохранять указание на тип акционерного общества (закрытое или открытое), если они, несмотря на наличие квалифицирующих признаков публичного акционерного общества, на 01.09.2014 являлись:
1) закрытыми акционерными обществами;
2) открытыми акционерными обществами, которые до 01.09.2014 в установленном статьей 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон «О рынке ценных бумаг») порядке получили освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную статьей 30 Закона «О рынке ценных бумаг». При этом необходимо отметить, что открытые акционерные общества, которые были освобождены от обязанности раскрывать информацию в период с 01.09.2014 и до 01.07.2015, признаются публичными акционерными обществами;
3) открытыми акционерными обществами, которые до 01.09.2014 погасили, в том числе в результате конвертации, все ценные бумаги, которые публично размещались или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон «Об акционерных обществах») предоставляет возможность непубличным акционерным обществам приобрести публичный статус и воспользоваться преимуществами, которые такой статус предоставляет акционерному обществу.
Бесспорно, что одним из основных экономических преимуществ публичного акционерного общества является возможность широкого доступа к финансовым рынкам посредством эмиссии акций, размещаемых путем открытой подписки среди неограниченного круга потенциальных инвесторов. Считается, что, осуществляя эмиссию акций и размещая их на открытом рынке, акционерные общества получают возможность привлекать необходимые им финансовые ресурсы на значительно более выгодных по сравнению, например, с банковским кредитом условиях (с точки зрения «длины» и «стоимости» денег). Это достигается за счет того, что число инвесторов (кредиторов), готовых предоставить эмитенту взаймы денежные ресурсы, потенциально ничем не ограничено, а также за счет отсутствия обязательных выплат по акциям их владельцам (инвесторам). Если долговые ценные бумаги (облигации, биржевые облигации и т.п.) непубличное акционерное общество вправе публично размещать, то привлекать капитал путем публичного размещения акций не может. Такое право Закон «Об акционерных обществах» предоставляет только публичным акционерным обществам (пункт 2 статьи 7). Поэтому у непубличного акционерного общества может возникнуть потребность изменить свой статус и стать публичным акционерным обществом.
Процедура приобретения непубличным акционерным обществом публичного статуса регулируется статьей 7.1 Закона «Об акционерных обществах».
Рассматривая ее нормы, прежде всего, необходимо отметить, что непубличное акционерное общество приобретает публичный статус путем внесения в свой устав изменений, содержащих указание на то, что акционерное общество является публичным акционерным обществом. Таким образом, вновь создаваемое путем учреждения акционерное общество не может сразу являться публичным. Новое акционерное общество может быть только непубличным и только в дальнейшем вправе приобрести публичный статус. Также в публичное акционерное общество не может быть преобразовано общество с ограниченной ответственностью. Такое ограничение корпоративным законодательством Российской Федерации возможности создания публичных акционерных обществ представляется вполне обоснованным и отвечает общемировой практике. Ведь публичное акционерное общество является наивысшей и наиболее сложной организационно-правовой формой юридического лица, что предполагает достижение юридическим лицом, претендующим на публичный статус, и его участниками определенного уровня «зрелости». А это, строго говоря, возможно только на основе эволюционного развития юридического лица от частной неакционерной компании через непубличное акционерное общество к публичной акционерной компании.
Решение о внесении в устав непубличного акционерного общества изменений, содержащих указание на то, что акционерное общество является публичным, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров — владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного акционерного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов.
Одновременно с указанным выше решением общим собранием акционеров могут быть приняты решения:
1) о внесении в устав акционерного общества изменений в части его приведения в соответствие с требованиями, установленными для публичных акционерных обществ;
2) решение о размещении посредством открытой подписки дополнительных акций акционерного общества.
Если одновременно с решением о внесении в устав непубличного акционерного общества изменений о том, что акционерное общество является публичным, принимается решение о внесении в устав непубличного акционерного общества изменений в части его приведения в соответствие с требованиями, установленными для публичного акционерного общества, то первое решение вступает в силу со дня государственной регистрации изменений в устав непубличного акционерного общества в части его приведения в соответствие с требованиями к публичным акционерным обществам. Указанные решения принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров — владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного акционерного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов, а при наличии у непубличного акционерного общества привилегированных акций, которые помимо или вместо общих прав, предоставляемых привилегированными акциями, предоставляют право голоса по всем или некоторым вопросам компетенции общего собрания акционеров, также единогласно всеми владельцами таких привилегированных акций.
Непубличное акционерное общество вправе представить для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) сведения о фирменном наименовании акционерного общества, содержащем указание на то, что такое акционерное общество является публичным акционерным обществом, при одновременном соблюдении двух условий:
1) регистрации проспекта акций акционерного общества.
Регистрация проспекта акций может осуществляться одновременно с государственной регистрацией их выпуска.
Документы для регистрации проспекта акций, а если его регистрация осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций, также документы для государственной регистрации выпуска акций, представляются в Банк России до внесения в ЕГРЮЛ сведений о публичном статусе акционерного общества.
Решение о регистрации проспекта акций, а если его регистрация осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций, также решение о государственной регистрации выпуска акций принимаются Банком России до внесения в ЕГРЮЛ сведений о публичном статусе акционерного общества и вступают в силу со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
Основаниями для отказа в регистрации проспекта акций, государственной регистрации выпуска акций также являются:
— несоответствие размера уставного капитала и размещенных акций акционерного общества, положений устава, состава и структуры органов акционерного общества требованиям ГК РФ и Закона «Об акционерных обществах» для публичного акционерного общества;
— отсутствие заключенного договора о листинге акций. Процедура регистрации проспекта акций регламентируется Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также Положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
Для регистрации вносимых в устав изменений, связанных с приобретением статуса публичного акционерного общества, в ФНС РФ представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций;
2) заключения договора с организатором торговли о листинге его акций.
Процедура заключения договора об оказании услуг листинга (далее — договор листинга) с ПАО «Московская Биржа» для непубличных обществ планирующих регистрацию проспекта акций, состоит из следующих этапов:
1) представления документов для проведения экспертизы общества, в том числе:
— сопроводительного письма, содержащего цель заключения договора об оказании услуг листинга и предварительного плана корпоративных действий организации, связанных с включением ценных бумаг организации в список ценных бумаг, допущенных к торгам (оригинал письма, подписанный руководителем организации);
— справки, содержащей информацию об организации (оригинал документа, подписанный руководителем организации), включая в том числе:
— описание деятельности эмитента;
— текущую структуру акционерного капитала;
— планируемую структуру акционерного капитала и планируемую долю акций, находящихся в свободном обращении (free-float) после получения листинга;
— письмо от консультанта (организатора), сопровождающего процедуру (этапы процедуры) по приобретению статуса публичности организации, содержащего информацию об организации/длительности и характере взаимоотношений с организацией/целей организации, связанных с допуском акций организации к публичному обращению (при наличии консультанта (организатора) (оригинал документа, подписанный руководителем консультанта (организатора));
— устав организации в действующей редакции со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями (электронная копия документа);
— иные документы (информация), уточняющие информацию, указанную в представляемых документах организации (также по запросу Биржи) (оригинал документа, подписанный руководителем организации).
Документы предоставляются по адресу электронной почты: issuersconsulting@moex.com;
2) проведения экспертизы акционерного общества на предмет возможности заключения договора листинга в течение 14 рабочих дней;
3) после принятия положительного решения о заключении договора листинга, предоставления дополнительных документов, в том числе:
— договора об оказании услуг листинга (по типовой форме) в количестве 2 экземпляров (предоставляются оригиналы договора, подписанные руководителем организации);
— устава организации в действующей редакции со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями (нотариально удостоверенная копия документа либо копия документа, заверенная уполномоченным лицом организации и скрепленная печатью организации (с приложением документа, подтверждающего полномочия лица, заверившего копию или выписку);
— решения уполномоченного органа (в соответствии с уставом организации) об обращении с заявлением о листинге акций организации (нотариально удостоверенная копия документа либо копия документа, заверенная уполномоченным лицом организации и скрепленная печатью организации (с приложением документа, подтверждающего полномочия лица, заверившего копию или выписку);
— документа, содержащего решение уполномоченного органа организации о назначении (избрании) единоличного исполнительного органа или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему) (протокол общего собрания акционеров, протокол заседания совета директоров и т.п.) (нотариально удостоверенная копия документа либо копия документа, заверенная уполномоченным лицом организации и скрепленная печатью организации (с приложением документа, подтверждающего полномочия лица, заверившего копию или выписку);
— сопроводительного письма, содержащего детальный план корпоративных действий с указанием сроков их реализации, связанных с включением ценных бумаг организации в список ценных бумаг, допущенных к торгам (оригинал письма, подписанный руководителем организации).
Договор листинга заключается биржей с непубличными обществами сроком до 6 месяцев с возможностью последующей пролонгации (при представлении организацией обновленного плана корпоративных действий).
После приобретения публичного статуса / регистрации проспекта акций, акционерное общество направляет на биржу заявление о включении ценных бумаг в список ценных бумаг, допущенных к торгам биржи.
Процедура листинга ценных бумаг осуществляется в соответствии с правилами листинга биржи (с тарифами за листинг ЗАО «ФБ ММВБ» можно ознакомиться на сайте ПАО «Московская Биржа» по адресу: http://moex.com/s21).
Непубличное акционерное общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в ЕГРЮЛ сведений о публичном статусе акционерного общества. С этой же даты вступает в силу и решение Банка России о регистрации проспекта акций. При этом важно отметить, что в соответствии с пунктом 4.1 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг» после этого у акционерного общества возникает обязанность раскрывать информацию, установленную в пункте 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг». Помимо того, такое акционерное общество обязано раскрывать информацию, установленную в пункте 1 статьи 92 Закона «Об акционерных обществах», а также в Положении Банка России от 30.12.2014 N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Письмо Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Положение Банка России от 30.12.2014 N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Официальный сайт ПАО «Московская Биржа» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // http://www.moex.com/.

>Нужно ли уведомлять Центральный банк РФ о ликвидации акционерного общества?> Вопрос

Если планируется ликвидация акционерного общества, нужно ли уведомлять Центральный банк РФ?

Ответ

Нет, не нужно.

Ликвидируемое АО не имеет обязанности уведомлять ЦБ РФ о погашении акций в связи с ликвидацией общества (гл. 58 – 59 Положения ЦБ РФ от 11.08.2014 № 428-П).

Дополнительно см. Полномочия Банка России в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года и материал в обосновании.

Как зарегистрировать ликвидацию АО

Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации АО

«Завершающий этап процедуры ликвидации – подача в инспекцию комплекта необходимых документов.

Документы надо представить:

  • после того, как общество составит и утвердит окончательный ликвидационный баланс, но
  • в любом случае не ранее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Обоснование

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе составить окончательный ликвидационный баланс только после того, как завершит расчеты с кредиторами (п. 7 ст. 22 Закона об АО, п. 6 ст. 63 ГК РФ).

В свою очередь, расчеты нужно провести на основании промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет его после того, как истечет срок для предъявления требований кредиторами (п. 4 ст. 22 Закона об АО, п. 2 ст. 63 ГК РФ, подп. «а» п. 4 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Этот срок начинает течь с момента опубликования в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации и не может составлять менее двух месяцев (п. 1 ст. 22 Закона об АО, п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Таким образом, даже если предположить, что у ликвидируемого общества нет кредиторов, временной разрыв между публикацией в журнале и составлением окончательного ликвидационного баланса все равно не может быть менее двух месяцев. На практике такой разрыв обычно в несколько раз больше.

Кроме того, закон прямо предусматривает, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе уведомить налоговую инспекцию о завершении процесса ликвидации не ранее чем через два месяца с момента, когдаАО опубликовало сообщение о ликвидации (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации).

В инспекцию нужно подать четыре документа (п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, п. 29, 41, 47 Административного регламента).

1. Заявление о государственной регистрации АО в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@ (см. пример заполнения). Документ подписывает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор.

2. Ликвидационный баланс.

Внимание! Если ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, то налоговая инспекция посчитает, что он не представлен, и откажет в регистрации

Когда ликвидационный баланс, по мнению инспекции, содержит недостоверную информацию, в регистрации отказывают. Основанием этого еще в 2011 году стало постановление Президиума ВАС РФ № 7075/11, в котором он указал: «…представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации».

При этом инспекция может сравнивать сведения ликвидационного баланса с балансом за прошлый год. В них возможны расхождения, так как за прошедшее время компания могла проводить хозяйственные операции. Такие расхождения не могут быть основанием для отказа, если у компании нет задолженности перед бюджетом.

Если инспекция считает сведения недостоверными, она должна обосновать это или оспорить доводы компании (п. 1.5 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2016) в письме ФНС России от 28 декабря 2016 г. № ГД-4-14/25209).

Однако если ООО не рассчиталось с бюджетом, то оспорить в суде решение об отказе не удастся (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2016 г. № Ф09-329/16 по делу № А60-22812/2015, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2015 г. № Ф07-5936/2015 по делу № А13-1457/2015).

3. Подтверждение того, что общество представило в территориальный орган Пенсионного фонда РФ необходимые сведения о застрахованных лицах.

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Если инспекция не получила ее от заявителя, то должна самостоятельно запросить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «г» п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, п. 41 Административного регламента).

Однако все же имеет смысл подать справку в инспекцию.

4. Документ об оплате госпошлины.

Его размер составляет 800 руб.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Взаимодействие с ЦБ РФ

Начните работать с профессионалами по вопросам взаимодействия с ЦБ РФ

— сделайте звонок по номеру: +79255467550 либо оставьте заявку и мы с Вами свяжемся!

В ранее опубликованной статье мы рассматривали вопрос связанный с ответственностью акционерного общества за нераскрытие обязательных сведений в виде годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности и порядка устранения следующих за этим последствий.

В данном же материале мы уделим внимание не менее важному обязательству акционерного общества – это уведомление Банка России (ЦБ РФ) о смене организационно-правовой формы с закрытого акционерного общества на акционерное общество.

Несмотря на то, что внесенные поправки в законодательство уже достаточно давно исключило понятие «закрытое акционерное общество» таковые по-прежнему продолжают существовать. В первую очередь это связано с тем, что законодательство не обязывает менять ЗАО на АО и предоставляет такую возможность сделать тогда, когда будет удобно компании.

Тем не менее, в случае если Вы внесли соответствующие изменения в устав, актуализировав организационно-правовую форму, что в обязательном порядке следует учесть? Обратимся к нормативам ЦБ РФ.

Так, из п. 58.1. Положение Банка России от 11.08.2014 № 428-П (далее «Положение») следует, что эмитент (правопреемник эмитента, деятельность которого прекращена в результате реорганизации) обязан уведомить регистрирующий орган об изменении предусмотренных настоящим разделом Положения сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента.

Пунктами 59.1.2.,59.1. Положения, установлена обязанность эмитента ценных бумаг уведомлять регистрирующий орган, в том числе об изменении его полного или сокращенного фирменного наименования.

Согласно п. 58.2.-58.3., 59.5.1., указанного Положения, порядок оформления такого уведомления Банка России заключается в следующем:

  • уведомление направляется в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих изменений (обязательно ценным письмом с описью вложения либо через канцелярию ЦБ РФ);
  • к уведомлению прилагается документ подтверждающий возникновение соответствующих изменений (лист регистрации о внесении в ЕГРЮЛ соответствующей записи и протокол-основание (выписка из него) для внесения изменения в ЕГРЮЛ);
  • уведомление оформляется строго по форме приложения №26 к указанному Положению;
  • текст уведомления представляется также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа (перед отправкой уведомления рекомендуем уточнить формат у сотрудника ЦБ РФ).

Также стоит учесть, что 30-ти дневный срок начинает течь с момента получения эмитентом документа подтверждающего возникновение соответствующих изменений (см. п. 59.4. Положения).

Вместе с этим, особое внимание заслуживает ответственность за несоблюдение приведенных требований Положения. Собственно из-за чего следует сделать вывод об обязательном и неукоснительном выполнении вышеприведенных требований Положения.

Так, ст. 19.7_3 КоАП РФ, устанавливает, что непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством в обязательном порядке влечет за собой ответственность в виде выплаты штрафа для юридических лиц в размере от 500 000 до 700 000 рублей для юридических лиц.

Таким образом, прежде чем сменить ЗАО на АО либо ООО следует заблаговременно позаботиться о соответствующем порядке и процедуре уведомления ЦБ РФ и избежать существенного денежного штрафа. Уведомление Банка России о переименовании следует досконально проработать.

Юридическая компания «Миралс» рада предоставить Вам услугу по исследуемому вопросу в настоящей статье!

Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:

+79255467550

Вместе с этим рекомендуем почитать:

Статья на тему «Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации»
Статья на тему «Преобразование акционерного общества в ООО с одним участником»
Статья на тему «Особенности оформления обществами документов для регистрации в ЕГРЮЛ»

Смотреть Отзывы о работе Юридической компании «Миралс»

Наши контакты

Непубличное акционерное общество (три акционера) планирует увеличить уставной капитал путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке.
Каковы последствия неполной оплаты приобретаемых акций некоторыми акционерами в срок, определенный решением об увеличении уставного капитала, и для общества, и для акционеров, не оплативших акции? Возможно ли в таком случае увеличение уставного капитала только на номинальную стоимость оплаченных акций или увеличение уставного капитала будет считаться полностью несостоявшимся? Не допускается ли такая возможность в силу п. 24.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг, утвержденных Положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П?

24 августа 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Неоплата части предполагавшихся к размещению акций не препятствует регистрации отчета об итогах выпуска акций, а следовательно, и увеличению уставного капитала общества. Отказ акционеров (части акционеров) от приобретения подлежащих размещению акций должен быть зафиксирован в специальном акционерном соглашении. Увеличение уставного капитала в таком случае производится пропорционально количеству фактически размещенных (оплаченных) акций.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) размещение дополнительных акций акционерного общества может быть осуществлено только в пределах установленного уставом общества количества объявленных акций. В силу п. 2 ст. 12 этого же Закона при увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 39 этого Закона) уставный капитал увеличивается на сумму номинальной стоимости размещенных дополнительных акций, а количество объявленных акций определенных категорий и типов уменьшается на число размещенных дополнительных акций определенных категорий и типов. Внесение в устав АО изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании решения общего собрания акционеров или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций.
Следовательно, увеличение уставного капитала акционерного общества возможно только после того, как будет зарегистрирован отчет об итогах выпуска акций — последний из этапов процедуры эмиссии ценных бумаг, которая регламентирована нормами Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ), а также Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П (далее — Стандарты эмиссии).
2. Первым этапом дополнительной эмиссии акций является принятие решения об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных акций (ст. 2, п. 1 ст. 19 Закона о РЦБ, п. 1.1, п. 14.1 Стандартов эмиссии). На основании и в соответствии с таким решением не позднее 6 месяцев с момента его принятия (пп. 3.2 и 3.3 Стандартов эмиссии) утверждается решение о дополнительном выпуске акций (второй этап эмиссии). Далее в трехмесячный срок с даты утверждения соответствующего решения в регистрирующий орган*(1) представляются документы для государственной регистрации дополнительного выпуска акций (третий этап эмиссии). В соответствии п. 5.2 Положения такая регистрация осуществляется на основании заявления эмитента и иных документов, перечисленных в данной норме, среди которых документа об оплате дополнительных акций не названо.
Размещение дополнительных акций АО (четвертый этап эмиссии) допускается только после государственной регистрации выпуска, а если выпуск сопровождается регистрацией проспекта — не ранее даты, с которой АО-эмитент предоставляет доступ к проспекту ценных бумаг (ч. 2 и ч. 4 ст. 24 Закона о РЦБ, п. 7.3 Стандартов эмиссии). Размещение акций*(2) должно осуществляться в соответствии с условиями, определенными решением о дополнительном выпуске в течение срока, указанного в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг (п. 7.4 Стандартов эмиссии). Этот срок не может составлять более 1 года с даты государственной регистрации выпуска — эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в указанный срок, который, вместе с тем, может продлеваться путем внесения соответствующих изменений в решение о выпуске каждый раз не более чем на 1 год, а общий срок размещения с учетом его продления не может быть более 3 лет с даты регистрации выпуска (ч. 5 ст. 24 Закона о РЦБ, п. 23.2 Стандартов эмиссии).
Общество обязано завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, определенный решением об их выпуске (дополнительном выпуске) (п. 5 ст. 24 Закона о РЦБ). При этом в силу прямого указания абзаца шестого п. 1 ст. 34 Закона об АО, п. 8 ст. 24 Закона о РЦБ необходимым условием размещения дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества путем подписки является их полная оплата приобретателями. Конкретный срок оплаты, порядок оплаты дополнительных акций могут определяться соответствующим решением об увеличении уставного капитала АО (абзац шестой п. 20.2 Стандартов эмиссии), которым может быть установлено размещение акций и в несколько этапов (смотрите, например, постановление АС Дальневосточного округа от 05.05.2017 N Ф03-1435/17, постановление Пятого ААС от 25.01.2017 N 05АП-9784/16). В отсутствие условий об оплате акций в решении об увеличении уставного капитала такая оплата производится в сроки и порядке, определенные договором о приобретении акций.
3. В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о РЦБ не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в Банк России отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (пятый и заключительный этап эмиссии), утвержденный уполномоченным органом эмитента и подписанный лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента (п. 6 той же статьи). В числе документов, дополнительно предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных путем подписки, должна быть предоставлена справка АО об оплате акций (приложение N 24 к Стандартам эмиссии) за исключением случаев размещения ценных бумаг на организованных торгах (абзац шестой п. 24.1 Стандартов эмиссии). Справка подписывается руководителем АО. В справке указываются, в частности, сведения об имуществе, которым производилась оплата акций (деньгами или иным имуществом), об оплате путем зачета встречными требованиями, о приобретателях таких акций. Таким образом, необходимым условием государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций является документальное подтверждение оплаты таких акций.
Вместе с тем указанное правило не означает, что размещены (оплачены) должны быть 100% изначально предполагавшихся к размещению акций. Напротив, Стандарты эмиссии прямо предусматривают возможность ситуации, когда акционеры (их часть) отказываются от приобретения части подлежавших размещению путем закрытой подписки акций. Такой отказ должен быть оформлен специальным акционерным соглашением*(3) (также в него включается информация, позволяющая идентифицировать акции дополнительного выпуска, от приобретения которых отказываются стороны соглашения (п. 24.7.1 Стандартов эмиссии). Копия такого соглашения наряду с другими документами представляется в регистрирующий орган для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций.
Указаний на то, что состоявшееся размещение только части акции препятствует государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, законодательство не содержит. Более того, в соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, одним из оснований для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска). Соответственно, при размещении любого количества акций данное основание для признания выпуска несостоявшимся «не работает».
Пунктом 24.8 Стандартов эмиссии прямо указывается, что в течение срока размещения ценных бумаг может быть размещено меньшее количество ценных бумаг, чем предусмотрено решением об их выпуске (дополнительном выпуске). В этом случае количество ценных бумаг этого выпуска (дополнительного выпуска) уменьшается на число неразмещенных ценных бумаг на основании данных отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска). Увеличение уставного капитала в такой ситуации производится пропорционально количеству фактически размещенных (оплаченных) акций. Внесение в устав акционерного общества соответствующих изменений и их государственная регистрация осуществляются на основании решения о размещении акций и зарегистрированного отчета об итогах их выпуска.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Увеличение уставного капитала АО;
— Энциклопедия решений. Эмиссия дополнительных акций АО путем подписки;
— Энциклопедия решений. Оплата акций АО, размещаемых путем подписки;
— Энциклопедия решений. Регистрация отчета об итогах выпуска акций АО, размещаемых путем подписки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

3 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии со ст. 20 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация дополнительного выпуска акций, размещаемых путем закрытой подписки, осуществляется Банком России.
*(2) В соответствии с п. 3.1 ст. 8 Закона об АО держатель реестра акционеров (регистратор АО) проводит операции, связанные с размещением акций, на основании распоряжения АО. Как таковое размещение дополнительных акций в данном случае заключается во внесении соответствующих приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) акционеров АО. Дополнительные акции распределяются среди всех акционеров. Каждому акционеру распределяются акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций (абзац третий п. 5 ст. 28 Закона об АО).
*(3) В соответствии с ст. 32.1 Закона об АО, п. 1 ст. 67.2 ГК РФ акционерным соглашением признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. Такое соглашение является разновидностью корпоративного договора об осуществлении корпоративных прав, который вправе заключить участники хозяйственного общества. Смотрите об этом подробнее материал: Энциклопедия решений. Акционерное соглашение (корпоративный договор в АО).

В данной статье речь пойдет о размещении акций посредством закрытой подписки, которое может быть осуществлено без предоставления акционерам, голосовавшим против принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки или не принимавшим участия в голосовании по данному вопросу, преимущественного права. Такое размещение дополнительных акций возможно в случае, если акции размещаются только среди акционеров общества с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа).

В соответствии с п.3 ст.39 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО») размещение дополнительных акций осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки (далее – решение о размещении дополнительных акций), принятому большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Принятие решения о размещении дополнительных акций является первым этапом процедуры эмиссии акций. Таким решением должны быть определены:
— количество размещаемых дополнительных акций;
— способ размещения дополнительных акций: закрытая подписка;
— круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение акций;
— цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения;
— перечень имущества, которым могут оплачиваться акции, и наименование оценщика (перечень возможных оценщиков), привлекаемого (которые могут быть привлечены) для определения рыночной стоимости такого имущества (указывается в случае оплаты дополнительных акций неденежными средствами);
— форма оплаты размещаемых дополнительных акций.

Также могут быть определены иные условия размещения дополнительных акций, включая:
— срок размещения дополнительных акций или порядок его определения;
— порядок и срок оплаты размещаемых дополнительных акций;
— порядок и условия заключения договоров в ходе размещения дополнительных акций;
— информацию о том, кто несет расходы, связанные с внесением приходных записей о зачислении размещаемых ценных бумаг на лицевые счета приобретателей (если данное условие не предусмотрено, то такие расходы несет эмитент).

Принимая общим собранием акционеров решение о размещении дополнительных акций только среди акционеров общества с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), важно правильно определить количество размещаемых акций, так как при этом необходимо соблюсти одновременно два условия, при которых такое размещение будет возможным:

  • предоставить акционерам возможность приобрести целое число размещаемых акций, так как при размещении дополнительных акций по закрытой подписке образование дробных акций в соответствии с ФЗ «Об АО» не допускается. Количество размещаемых акций должно быть кратно количеству ранее размещенных акций соответствующей категории (типа) по данным реестра акционеров на дату составления списка лиц, среди которых будут размещаться дополнительные акции;
  • количество размещаемых акций должно быть пропорционально количеству ранее размещенных акций соответствующей категории (типа) по данным реестра акционеров на дату составления списка лиц, среди которых будут размещаться дополнительные акции.

Пример: АО «А» планирует к размещению посредством закрытой подписки 156 200 штук акций. Акции будут размещаться только среди акционеров общества с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа). Общее количество ранее размещенных акций той же категории (типа) составляет 200 000 штук. Учитывая, что общество должно предоставить акционерам возможность приобрести целое число размещаемых акций (то есть на одну ранее размещенную акцию той же категории (типа), что и размещаемые акции, должна приходится, как минимум, одна размещаемая дополнительная акция), к размещению должно предлагаться как минимум 200 000 штук акций. Следовательно, планируя к размещению 156 200 штук дополнительных акций, общество не предоставит акционерам возможность приобретения целого количества дополнительных акций, пропорционального количеству ранее размещенных акций той же категории (типа). Минимальное количество акций, которое общество вправе размещать дополнительно в рассматриваемом нами примере, должно составить 200 000 штук акций.

Определяя порядок и условия размещения дополнительных акций в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг для удобства акционеров можно предусмотреть порядок расчета максимального количества акций, которое каждый акционер может приобрести в процессе размещения.
Так, например, максимальное количество дополнительных акций, которое каждый акционер имеет право приобрести, может быть рассчитано по формуле:
X=А * коэффициент, где:
А – количество акций той же категории (типа), что и подлежащие размещению, принадлежащих акционеру по данным реестра акционеров на дату составления списка акционеров, имеющих право приобрести размещаемые акции.
Коэффициент – число, соответствующее числу раз, в которое увеличивается уставный капитал.
Коэффициент должен быть выражен целой цифрой. Если коэффициент будет выражен дробным числом, то возможно образование дробных акций.

Данная формула позволяет при расчете количества акций, подлежащих размещению, соблюсти оба условия, при которых описываемый вариант размещения акций по закрытой подписке может быть использован.
Максимальное количество дополнительных акций можно также рассчитать по формуле, которая используется при расчете пропорционального количества акций, размещаемых лицам, имеющим преимущественное право приобретения дополнительных акций:
X=А/В * С, где:
А – количество акций той же категории (типа), что и подлежащие размещению, принадлежащих акционеру по данным реестра акционеров на дату составления списка акционеров, имеющих право приобрести размещаемые акции;
В – количество ранее размещенных акций той же категории (типа);
С – количество подлежащих размещению акций той же категории (типа).
Однако данная формула не всегда соблюдает первое условие – предоставление акционерам возможности приобрести целое число размещаемых акций, поэтому если при расчете количества приобретаемых акций хотя бы у одного акционера возможно образование дробной акции, использование такой формулы невозможно.

Следующим, после принятия решения о размещении дополнительных акций, этапом процедуры эмиссии является утверждение Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг.
Решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки только среди всех акционеров с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), должно содержать:

  • дату составления списка акционеров, имеющих право приобретения размещаемых акций, или порядок определения такой даты в соответствии с решением о размещении акций;
  • порядок уведомления акционеров о возможности приобретения ими размещаемых акций;
  • срок или порядок определения срока, в течение которого акционерам предоставляется возможность приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа);
  • порядок заключения договоров, направленных на приобретение размещаемых акций.

Дата составления списка акционеров

Список акционеров, среди которых будут размещаться дополнительные акции, и количество принадлежащих им акций определяются по данным реестра акционеров — владельцев акций той же категории (типа) что и размещаемые акции, на дату принятия решения о размещении акций, если указанным решением не установлена иная дата или порядок ее определения. Какая же иная дата или порядок ее определения могут быть установлены решением о размещении акций?

Дата составления списка акционеров, среди которых предполагается размещение дополнительных акций, может совпадать, например, с датой, на которую составлен список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, так как решение о размещении акций посредством закрытой подписки может быть принято только общим собранием акционеров. Либо такой датой может быть дата непосредственно проведения общего собрания акционеров, на котором принято решение о размещении дополнительных акций.

В свою очередь порядок определения даты составления списка акционеров может предусматривать, например, что такой датой будет дата государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, или порядок определения может быть привязан к любой другой дате или событию. Важно, чтобы перед началом размещения акций такой список был составлен, так как в соответствии с этим списком до начала размещения акций акционеры общества должны быть уведомлены о возможности приобретения размещаемых акций.

Порядок уведомления акционеров о возможности приобретения ими размещаемых акций

Порядок уведомления акционеров о возможности приобретения ими размещаемых акций предусмотрен п.6.2.7 Приказа ФСФР России от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее – Стандарты эмиссии), в соответствии с которым акционеры должны быть уведомлены о возможности приобретения ими целого числа размещаемых акций, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), в порядке и сроки, предусмотренные ФЗ «Об АО» и указанными Стандартами эмиссии для уведомления акционеров о возможности осуществления ими преимущественного права приобретения размещаемы акций.

Итак, обобщив положения законодательства о порядке и сроках уведомления акционеров, предусмотренные ФЗ «Об АО» и Стандартами эмиссии, мы получим следующий порядок и сроки уведомления акционеров о возможности приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа): уведомление осуществляется после государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг и не позднее начала срока их размещения, в порядке, предусмотренном уставом акционерного общества для сообщения о проведении общего собрания акционеров, или путем вручения такого уведомления под роспись каждому акционеру, включенному в список акционеров, имеющих право приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа).

Если уставом общества порядок уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров не определен, то следует руководствоваться нормами ФЗ «Об АО» (п.1 ст.41, п.1 ст.52), в соответствии с которыми сообщение о проведении собрания должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в собрании, заказным письмом или вручено каждому из указанных лиц под роспись.
Уведомление должно содержать сведения о:
— количестве размещаемых акций;
— цене размещения дополнительных акций или порядке определения цены размещения;
— порядке определения количества акций, которое вправе приобрести каждый акционер, включенный в список акционеров, имеющих право приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа);
— порядке, в котором заявки акционеров о приобретении акций должны быть поданы в общество;
— сроке, в течение которого такие заявки должны поступить в общество.

Срок или порядок определения срока, в течение которого акционерам предоставляется возможность приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа). Срок, в течение которого акции, размещаемые путем закрытой подписки только среди всех акционеров – владельцев акций определенной категории (типа), могут быть приобретены этими акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций этой категории (типа), должен составлять в соответствии с законодательством не менее 45 дней и не более одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.

Требование к минимальному сроку не применяется для акционерных обществ, состоящих из одного акционера, а также в случае, если решение о размещении дополнительных акций принято единогласно всеми акционерами акционерного общества – владельцами его голосующих акций и содержит срок (порядок определения срока) их размещения, то есть срок размещения в данном случае может быть менее 45 дней.
Определяя срок или порядок определения срока размещения, порядок и условия размещения, следует помнить, что порядок и условия размещения путем подписки ценных бумаг, установленный Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, не должны исключать или существенно затруднять приобретателям возможность приобретения этих ценных бумаг.

В понятие «приобретение» в данном случае включается весь порядок размещения акций, начиная с заключения договора (подачи заявки на приобретение дополнительных акций) и заканчивая внесением приходной записи о зачислении размещаемых акций на лицевые счета приобретателей.

К порядку и условиям размещения дополнительных акций, затрудняющих приобретателям возможность приобретения этих акций, можно отнести, например, установление Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг такого порядка подачи в общество заявок на приобретение дополнительных акций и такого порядка заключения договоров купли — продажи акций, при котором заявки принимаются от акционеров общества лично по месту нахождения общества и договоры заключаются между акционерами и обществом также только по месту нахождения общества, при этом многие акционеры находятся (проживают) в других городах, районах, областях Российской Федерации.

Порядок заключения договоров, направленных на приобретение размещаемых акций.
Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг может быть определен любой удобный для акционеров и общества порядок заключения договоров, не противоречащий действующему законодательству. Как правило, порядок заключения договоров содержит: порядок и условия подачи и удовлетворения заявок на приобретение дополнительных акций, порядок и срок направления эмитентом договора приобретателю, порядок и срок направления подписанного приобретателем договора в общество.

Размещение акций начинается в срок, предусмотренный зарегистрированным Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг после уведомления акционеров о возможности приобретения ими целого числа размещаемых акций пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа). Размещение акций должно осуществляться строго в соответствии с порядком, установленным Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг.

Зачисление акций на лицевые счета в реестре владельцев именных ценных бумаг осуществляется только после полной оплаты соответствующих акций и не позднее последнего дня срока размещения акций, установленного в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг. Итак, мы рассмотрели особенности размещения дополнительных акций только среди акционеров с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа). Как правило, при принятии решения о размещении дополнительных акции только среди акционеров общества, основной целью общества является увеличение уставного капитала. Для достижения указанной цели необходимо, чтобы все акции, подлежащие размещению, были размещены в полном объеме. Но общество редко заранее может прогнозировать, какое количество акций будет акционерами приобретено. И тогда встает вопрос: как же разместить все акции дополнительного выпуска? Такой вариант есть!

Пункт 6.4.8 Стандартов эмиссии предусматривает, что в случае, если кто–либо из акционеров общества отказался от приобретения причитающихся ему ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки среди всех акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, такие акции остаются неразмещенными, если иное не предусмотрено решением об их размещении. Что же можно предусмотреть решением о размещении дополнительных акций, чтобы дополнительные акции не остались неразмещенными? Решением о размещении дополнительных акций можно предусмотреть, что неразмещенные среди акционеров акции будут размещены на следующем этапе размещения — назовем его вторым этапом.

Сначала рассмотрим, в каких случаях акционеры могут считаться отказавшимися от приобретения дополнительных акций (этот перечень можно указать в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг):
— акционер не подал заявку на приобретение акций или заявка подана с нарушением установленных сроков;
— акционер в установленный Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг срок не заключил договор купли – продажи акций;
— акционер в установленный Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг срок не произвел оплату приобретаемых акций.
В круг лиц на втором этапе размещения могут входить также только акционеры общества (все акционеры, ограниченный круг акционеров или акционеры – владельцы акций определенной категории (типа)). При этом необходимо предусмотреть количество акций, размещаемое каждому лицу, входящему в круг приобретателей на втором этапе или указать порядок определения количества акций, например можно предусмотреть, что акции размещаются указанным лицам в любом количестве согласно поданным заявкам.

В случае если порядок определения количества акций, размещаемого каждому лицу, входящему в круг лиц на втором этапе, не будет предусмотрен решением о размещении указанных акций, такое размещение будет осуществляться пропорционально количеству принадлежащих акционеру акций соответствующей категории (типа) (п.6.4.8 Стандартов эмиссии). Срок размещения акций на втором этапе не должен затруднять приобретателям возможность приобретения этих акций, и должен закончиться не позднее последнего дня срока размещения акций, установленного в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг.

В случае двухэтапного размещения дополнительных акций в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг дополнительно раскрываются сроки (порядок определения сроков) размещения дополнительных акций по каждому этапу. То есть, в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг можно дополнительно указать дату начала (порядок определения даты) и дату окончания (порядок определения даты) размещения дополнительных акций по каждому этапу размещения.

Рассмотрим подробнее порядок двухэтапного размещения дополнительных акций.
Порядок размещения дополнительных акций на первом этапе размещения.
После государственной регистрации дополнительного выпуска акций и до начала размещения дополнительных акций, акционеры общества, включенные в список акционеров, имеющих право приобрести целое число размещаемых акций, пропорциональное количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), уведомляются о возможности такого приобретения.
После уведомления и начиная с даты начала размещения указанные акционеры подают заявки на приобретение дополнительных акций (если подача заявок предусмотрена Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг), заключают договор, оплачивают приобретаемые акции. Акции считаются размещенными с даты внесения приходной записи о зачислении размещаемых акций на лицевые счета приобретателей.

Подведение итогов размещения дополнительных акций на первом этапе размещения акций.
По истечении срока размещения дополнительных акций только среди акционеров общества с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), общество подводит итоги размещения и определяет количество акций, оставшихся неразмещенными на первом этапе.

Порядок подведения итогов определяется Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг. Так как порядок подведения итогов размещения дополнительных акций только среди акционеров с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа) законодательством не предусмотрен, то Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг можно предусмотреть порядок, аналогичный порядку подведения итогов осуществления преимущественного права приобретения дополнительных акций — в течение 5 дней с даты истечения срока размещения акций на первом этапе. Также Решением о дополнительном выпуске определяется лицо или орган эмитента, который в соответствии с внутренними документами общества уполномочен осуществлять подведение итогов размещения акций. Таким лицом (органом) эмитента определяется количество акций, размещенных среди акционеров и количество акций, оставшихся неразмещенными и подлежащими размещению на первом этапе.

Уведомление лиц, входящих в круг приобретателей дополнительных акций на втором этапе размещения акций.
После подведения вышеуказанных итогов общество уведомляет потенциальных приобретателей дополнительных акций, входящих в круг приобретателей на втором этапе. Порядок направления данного уведомления законодательством не предусмотрен, поэтому он определяется обществом самостоятельно (должен быть предусмотрен в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг). Данное уведомление должно содержать сведения о количестве акций, оставшемся к размещению на втором этапе после размещения акций на первом этапе и цену их размещения.

Порядок размещения дополнительных акций на втором этапе размещения.
После уведомления лиц, входящих в круг потенциальных приобретателей акций на втором этапе размещения, дополнительные акции размещаются среди указанных лиц в том же порядке, что и на первом этапе.
Порядок размещения акций, размещаемых путем закрытой подписки только среди всех акционеров с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), похож на порядок размещения дополнительных акций, когда акционерам, голосовавшим против или не принимавшим участие в голосовании по вопросу повестки дня собрания об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки, предоставляется возможность преимущественного права приобретения, однако есть несколько различий.

При осуществлении акционерами преимущественного права

При размещении акций только среди акционеров с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа)

Допускается образование дробных акций (ст. 25 п.3 ФЗ «Об АО»), поэтому количество размещаемых акций может быть не кратно количеству ранее размещенных акций. При размещении акций путем закрытой подписки образование дробных акций не допускается.
К сделкам, совершаемым в процессе осуществления акционерами преимущественного права, не применяются положения главы XI ФЗ «Об АО», то есть сделки, совершаемые в процессе осуществления акционерами преимущественного права, не признаются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность. К сделкам, совершаемым в процессе размещения акций путем закрытой подписки могут применяться положения главы XI с ФЗ «Об АО» и указанные сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
Возможность сохранить свою долю в уставном капитале имеют только те акционеры, которые голосовали против или не принимали участия в голосовании по вопросу повестки дня собрания об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки, что значительно сокращает круг потенциальных приобретателей дополнительных акций по закрытой подписке. Возможность сохранить свою долю в уставном капитале имеют все акционеры общества.
Размещение акций осуществляется на основании поданной заявки и приложенного к ней документа об оплате акций. Оплата производиться на основании заключенного договора купли – продажи акций.
Цена размещения акций для лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций, может быть меньше, чем для лиц, приобретающих акции по закрытой подписке (не более чем на 10%, но не ниже их номинальной стоимости). Акции на обоих этапах размещения дополнительных акций будут размещаться по одинаковой цене.

Описываемый вариант размещения дополнительных акций все чаще используется акционерными обществами при увеличении уставного капитала общества посредством закрытой подписки. Это связано со многими факторами, например: при размещении акций определенному кругу лиц (например, определенному кругу акционеров), возможность сохранить свою долю посредством осуществления преимущественного права приобретения размещаемых дополнительных акций предоставляют только тем акционерам, которые либо не участвовали в голосовании по вопросу повестки дня об увеличении уставного капитала посредством закрытой подписки, либо проголосовали «против» такого решения. Поэтому акционерам, желающим сохранить свою долю в уставном капитале общества, приходиться голосовать «против» либо не присутствовать на соответствующем собрании. В некоторых случаях это может привести к тому, что кворум, необходимый для проведения собрания, набран не будет, или решение по данному вопросу не будет принято. При пропорциональном размещении возможность сохранить свою долю имеют все акционеры общества вне зависимости от их участия на собрании и результатов их голосования, поэтому у Общества появляется больше шансов набрать необходимый кворум.

Правильно выбранный порядок размещения акций, будь то размещение акций с предоставлением акционерам преимущественного права приобретения или размещение акций только среди акционеров с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), способствует наиболее точному достижению целей и задач, поставленных эмиссией акций, размещаемых посредством закрытой подписки.

>Приобретение непубличным акционерным обществом публичного статуса

Порядок, предусмотренный законом

Непубличные акционерные общества приобретают публичный статус по правилам, зафиксированным в статье 7.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ (в его современной редакции). В соответствии с ней необходимо обратиться в регистрирующий орган (им в данном случае является налоговая инспекция) и представить новые сведения об акционерном обществе для внесения в ЕГРЮЛ. Они должны содержать информацию о фирменном наименовании общества и указание на то, что оно является публичным. Вносятся соответствующие изменения в устав НАО. Решение о получении публичного статуса должно приниматься общим собранием акционеров компании большинством, составляющим три четверти от общего количества голосов. Устав НАО может содержать и другое требование о количестве голосов, необходимых для принятия решения.

Налоговый орган в установленный законом срок рассматривает представленные сведения и принимает решение о придании акционерному обществу публичного статуса или отказывает заявителю. Со дня государственной регистрации нового устава и внесения новых сведений в ЕГРЮЛ НАО считается публичным акционерным обществом.

Обязательные условия

Изменить устав и подать сведения в налоговую инспекцию для получения обществом публичного статуса недостаточно. Должны быть соблюдены ещё два условия.

Первое. Нужно зарегистрировать проспект акций ПАО. Для этого в Центробанк РФ подаются документы, необходимые для регистрации проспекта, причём сделано это должно быть до внесения сведений о публичном статусе общества в ЕГРЮЛ. Регистрировать проспект акций можно одновременно с регистраций эмиссии (выпуска) этих ценных бумаг. Перед регистрацией проспект должен быть утверждён советом директоров или наблюдательным советом акционерного общества.

Второе. ПАО должно заключить договор с профессиональным организатором торговли, в соответствии с которым будет осуществляться листинг акций. Листингом называется совокупность процедур, посредством которых ценные бумаги (в данном случае – акции) допускаются до торгов на той или иной фондовой бирже. Эти процедуры и другие аспекты деятельности организаторов торговли регламентируются отечественным законодательством о рынке ценных бумаг. Кроме того, в законе содержатся и требования к акциям и другим бумагам, которые должны быть соблюдены для допуска к торгам.

Почему стоит обратиться к профессионалам?

Юристы компании «Консалт-групп» в совершенстве знают нормы законодательства, регламентирующие приобретение непубличным обществом публичного статуса. Кроме того, они имеют большой опыт практического применения этих знаний. Благодаря этому мы можем гарантировать:

  • безупречное юридическое качество всех процедур, направленных на получение статуса ПАО;
  • максимальную оперативность выполнения этих процедур.

Обратившись в юридическую компанию «Консалт-групп», вы избавите себя от необходимости изучать законодательство – а значит, сможете сэкономить массу времени и потратить его на свою основную деятельность.

Публичная компания

Публичная компания — акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений.

Как правило, национальное законодательство по регулированию фондового рынка накладывает определённые требования по раскрытию информации на компании, акции которых могут предлагаться к приобретению неограниченному кругу лиц и/или обращаться на фондовом рынке.

Компании, выполняющие эти требования, называются публичными компаниями.

К публичным компаниям предъявляются требования обязательного раскрытия информации о собственниках и аффилированных лицах, а также о существенных фактах, способных повлиять на деятельность эмитента.

Это необходимо в интересах потенциальных акционеров для повышения прозрачности процесса инвестирования в ценные бумаги фирмы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.

Согласно Гражданскому кодексу РФ:

  1. Такая форма юридических лиц, как ЗАО, отныне упразднена.

  2. Все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные компании.

Публичные и непубличные акционерные общества

Публичное акционерное общество считается публичным, если его акции и ценные бумаги публично размещаются или обращаются на рынке ценных бумаг. Акционерное общество считается также публичным, если устав и фирменное наименование указывают на то, что общество является публичным.

Все остальные акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) являются непубличными.

Признаки публичных компаний

Публичные общества характеризуются следующими признаками:

-акции компании могут приобретаться и свободно продаваться неограниченным кругом лиц;

-информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;

-ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы;

-данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.

Условия отнесения общества к публичным компаниям

Акционерное общество признается публичным в 2 случаях:

1.Компания выпускает свои акции в свободное обращение путём открытой подписки или размещения на бирже, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг».

2.В наименовании и уставе указывается, что организация является публичной.

Если уже действующая фирма имеет признаки открытого АО, она получает публичный статус, независимо от того, упоминается ли это в названии компании.

ЗАО и другие организации, не имеющие указанных признаков, признаются непубличными.

Последствия приобретения публичного статуса

Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.

1. Открытые акционерные общества должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.

2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг

3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.

4 .Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.

5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.

6. Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:

  • годовой отчёт;

  • годовую бухгалтерскую отчётность;

  • список аффилированных лиц;

  • устав АО;

  • решение об эмиссии акций;

  • сообщение о проведении собрания акционеров;

  • другие данные, предусмотренные законодательством.

Информационные сообщения по вопросам эмиссии ценных бумаг, корпоративного управления и раскрытия информации эмитентами

Найдено документов: 7

  1. Об отказе в освобождении ОАО «ИТКОР» от обязанности осуществлять раскрытие информации

    Банк России 20.12.2019 принял решение об отказе в освобождении Открытого акционерного общества «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ОГРН: 1027700461645) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Центральный федеральный округ (г. Москва)

  2. Об освобождении ОАО ОТЗ от обязанности осуществлять раскрытие информации

    Банк России 18.12.2019 принял решение об освобождении Открытого акционерного общества «Опытно-технологический завод» (ОГРН: 1025004860990) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Центральный федеральный округ (г. Москва)

  3. Почернин Виктор Иванович

    Банк России 17.12.2019 принял решение о направлении в адрес Почернина Виктора Ивановича (Псковская область) Предписания о приведении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества «Псковский хлебокомбинат» в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)

  4. О направлении Иорданиди Анатолию Харламповичу предписания в рамках осуществления государственного контроля за приобретением акций

    Банк России 17.12.2019 принял решение о несоответствии представленного Иорданиди Анатолием Харламповичем обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг Акционерного общества «Стекломонтаж» требованиям законодательства Российской Федерации и направлении предписания.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Центральный федеральный округ (г. Москва)

  5. АО «База общепит»

    Дальневосточным ГУ Банка России принято решение: 17.12.2019 освободить от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Дальневосточный федеральный округ (г. Владивосток)

  6. Открытое акционерное общество «Голубая Нива»

    Банк России 16.12.2019 принял решение об отказе в освобождении Открытого акционерного общества «Голубая Нива» (ИНН 2347003749) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)

  7. Измалкова Елена Викторовна

    Банк России сообщает о направлении 13.12.2019 в адрес Измалковой Елены Викторовны предписания о приведении требования о выкупе эмиссионных ценных бумаг Публичного акционерного общества «Развитие» (ИНН 3025014191), поступившего в Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Основанием для направления предписания является нарушение требований статьи 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *