Содержание
Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (с изменениями и дополнениями)
- Приложение. Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции
- Приложение N 1. Требования, предъявляемые к участковому пункту полиции
- Приложение N 2. Акт приема-передачи служебной документации на административный участок
- Приложение N 3. Паспорт на административный участок
- Приложение N 4. Журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений
- Приложение N 5. Визитная карточка участкового уполномоченного полиции
- Приложение N 6. Паспорт на жилой дом (жилые дома) участкового уполномоченного полиции (утратило силу)
- Приложение N 7. Рапорт о проверке лица, состоящего на профилактическом учете
- Приложение N 8. Рапорт о проверке условий хранения оружия и боеприпасов
- Приложение N 9. График отчетов перед населением участковых уполномоченных полиции участкового пункта полиции о проделанной работе
- Приложение N 10. Примерное содержание объявления о предстоящем отчете перед населением участковых уполномоченных полиции о проделанной работе
- Приложение N 11. Протокол проведения собрания по вопросу отчета участкового уполномоченного полиции перед жителями административного участка
- Приложение N 12. Книга отзывов и предложений граждан
- Приложение N 13. Книга замечаний и предложений проверяющих
- Приложение N 14. Рапорт о проверке несения службы участковым уполномоченным полиции
Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166
«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»
С изменениями и дополнениями от:
8 сентября 2016 г.
В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений, повышения их роли в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции*(1).
Информация об изменениях:
Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 пункт 2 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции может привлекаться к выполнению служебных обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), в порядке, установленном частью 8 статьи 31 и статьей 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».*(7) При этом возложение на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.
3. Утратил силу.
См. текст пункта 3
4. Утратил силу.
См. текст пункта 4
5. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне:
5.1. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Наставлением.
5.2. Обеспечить в первоочередном порядке: участковых уполномоченных полиции — автомототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции — мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности).
5.3. Обеспечить в системе профессиональной служебной и физической подготовки изучение и выполнение личным составом подразделений органов внутренних дел Российской Федерации*(2) настоящего приказа и Наставления.
5.4. Исключить привлечение участковых уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.
Министр |
В. Колокольцев |
______________________________
*(1) Далее — «Наставление».
*(2) Далее — «органы внутренних дел».
*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2002 г., регистрационный N 3936.
*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4538.
*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2006 г., регистрационный N 7849.
*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9437.
МВД усложнит жизнь участковым
МВД подготовило проект приказа по организации деятельности участковых уполномоченных полиции. В новой версии содержится ряд существенных изменений, которые могут привести к резкому увеличению нагрузки на участковых и укреплению палочной системы. Эксперты и сами полицейские выступили с резкой критикой в адрес проекта, в то время как в МВД пообещали выслушать все замечания и устроить публичный разбор приказа. В противном случае полицейские могут начать массово писать рапорта об увольнении на гражданку.
В целом документ, занимающий более сотни страниц текста, сохранил практически все старые положения. Однако в отдельных новых формулировках работающие «на земле» сотрудники полиции сразу же увидели указания на грядущие перемены. В частности, в проекте приказа больше не оговаривается, какое именно количество жителей должен «прикрывать» участковый. В отличие от установленной прежде для городов цифры в 3,5 тыс. человек здесь сказано устанавливать нагрузку «с учетом норм населения».
— А подобных норм не существует, — поделился с «Известиями» столичный участковый Сергей Соколов, изучивший документ. — Если раньше на 4 тыс. человек назначали уже двух участковых, то теперь приставить к ним могут одного человека.
Также руководитель участкового отныне может на свое усмотрение перекраивать участки, а также направлять подчиненных на работу в чужие участки, если там не хватает рук. Эксперты считают, что новая норма родилась из общей нехватки кадров в МВД после реформы и сокращения штатов (до него в системе работали более 50 тыс. участковых), а также 20-процентного урезания финансирования ведомства, из-за которого приходится экономить на сотрудниках.
— Этот приказ рассчитан на то, чтобы заткнуть участковыми дыры, возникшие после реформы, — считает председатель полицейского профсоюза Москвы Михаил Пашкин.
Также опасения у сотрудников МВД вызвала формулировка, согласно которой размер вознаграждения за сверхурочную работу вместо заболевшего или ушедшего в отпуск коллеги определяет начальник участкового.
— Из приказа следует, что теперь я не могу отказаться подменять коллегу и работать придется за ту сумму, которую озвучит шеф, — говорит Сергей Соколов.
Также критику экспертов вызвала норма, снижающая минимальный срок закрепления участка за полицейским, с трех до одного года. За это время, считают ветераны полиции, невозможно познакомиться с вверенными участковому гражданами и начать эффективно работать на участке.
— Судя по этому пункту, проект явно писали люди, которые мало работали «на земле», — уверен генерал полиции в отставке и член рабочей группы при Владимире Колокольцеве по реформированию МВД Александр Гуров. — Даже в гражданской сфере считается, что лишь за три года выпускник становится специалистом.
Помимо этого, по его мнению, в проекте содержится ряд установок, которые из-за расплывчатости формулировок могут стать источником постоянных взысканий участковым со стороны проверяющих. К примеру, участковым предлагается постоянно владеть информацией о перемещении полицейских патрулей и экипажей на своем участке. Кроме того, тот обязан посетить все (об исключениях не сказано) квартиры подопечных жильцов.
— Невозможно отслеживать перемещения экипажей в течение дня, если участкового не будут специально о них информировать, — делится Сергей Соколов. — А никто не будет этим заниматься. Что касается квартир, то некоторые подолгу из них пустуют и попасть туда невозможно. В старом приказе это учитывалось, и в таком случае предписывалось просто знать, кто прописан в квартире.
Наконец, эксперты опасаются, что новый приказ будет поощрять палочную систему среди участковых. Согласно новым правилам, эффективность деятельности полицейского будет оцениваться, в частности, по количеству вынесенных представлений и количеству должностных лиц, привлеченных к административной ответственности.
— Это неизбежно породит план, и участковые будут выносить представления и штрафовать за все подряд, ведь все равно обжаловать штрафы вряд ли кто-то будет, — говорит Соколов.
В МВД, однако, «Известия» заверили, что вариант приказа пока не окончательный и уже в сентябре Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ намерено устроить пресс-конференцию, посвященную проекту, и привлечь общественность к доработке приказа.
— Нам помогают ветераны МВД, и в приказ обязательно будут вноситься изменения, — пообещал официальный представитель ГУОООПа Вячеслав Голубев.
В настоящее время МВД опубликовало приказ для ознакомления всем желающим на своем официальном сайте. Правда, отзывы принимаются весьма ограниченное время и срок заканчивается уже на этой неделе.