Приемка коммунальных услуг по 44 ФЗ

Содержание

>Закупка и возмещение коммунальных услуг по 44-ФЗ

Основания закупки

Закупка коммунальных услуг – это закупка у единственного поставщика. Основания могут быть разные в зависимости от того, какие услуги закупаем. Все случаи приведены в таблице ниже.

Предмет

Основание

Водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, газоснабжение (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Расходы по содержанию многоквартирного дома, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.

п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Расходы по содержанию нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в этом же здании.

п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Энергоснабжение с гарантирующим поставщиком.

п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Все вышеуказанное, если цена контракта не более 100 тыс. руб. (с 1 июля 2019 года не более 300 тыс. руб.).

п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Все вышеуказанное, если цена контракта не более 400 тыс. руб. (с 31 июля 2019 года не более 600 тыс. руб.).

п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Новый способ переоформить переходящие на 2020 год коммунальные контракты
Есть два варианта завершить контракты на коммуналку в конце года — с перебором полученных услуг или с недобором. Смотрите в статье готовые решения, как закрыть контракт правильно в обоих вариантах и как подготовиться к предложению поставщика заключить после праздников контракт-2020 задним числом. А еще уникальное допсоглашение, которое поможет легально перенести срок исполнения контракта по новым правилам.

Читать про изменения

Извещение на коммунальные услуги по Закону № 44-ФЗ в 2019 году

До 31 июля 2019 года извещения необходимо готовить на закупки по п. 8. По остальным основаниям закупки коммуналки извещения делать не нужно.

С 31 июля 2019 года извещения готовить не нужно вообще (пп. «б», «в» п. 62 ст. 1 Закона № 71-ФЗ от 01.05.2019). Соответственно и по п. 8 тоже.

Таким образом, заключение договора на коммунальные услуги по Закону № 44-ФЗ по п. 8 должно предварительно (за 5 дней до заключения контракта) сопровождаться размещением извещения в ЕИС. Также не нужно забывать, что не позднее чем за 1 день до момента размещения извещения, заказчик должен внести информацию в ПГ и разместить его (ч. 14 ст. 21 Закона о КС).

Договор о предоставлении коммунальных услугскачать форму

Отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента по Закону № 44-ФЗ на коммунальные услуги

До 31 июля 2019 года заказчик обязан готовить такой отчет при закупках по п. 22 и п. 23. В этих случаях заказчик также должен включить в контракты расчет и обоснование цены контракта.

С 31 июля такие отчеты делать будет не нужно (пп. «в» п. 62 ст. 1 Закона № 71-ФЗ). А вот по цене контракта обязанность заказчика остается и даже дополняется. Необходимо определить и обосновать цену контракта по нормам ст. 22, а также включить в сам контракт обоснование его цены (пп. «г» п. 62 ст. 1 Закона № 71-ФЗ).

При обосновании цены нужно применять тарифный метод. Водоснабжение и водоотведение – п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 Закона № 416-ФЗ, для тепловой энергии – ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ, для электрической энергии – п. 3, 4 ст. 23.1 Закона № 35-ФЗ.

Важно

Заказчику стоит проверять контрагента по поставке электроэнергии, так как по п. 29 такой поставщик должен быть гарантирующим поставщиком. На сайте ФАС России есть реестр гарантирующих поставщиков. Если заключите контракт при отсутствии контрагента в этом реестре, контрольный орган может признать это нарушением (акт плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2018 № 04/01-19/2018).

Как правильно закрыть контракты на коммунальные услуги по Закону № 44-ФЗ

Приемка коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ производится на основании ежемесячных актов. Они являются теми документами, которые размещаются в реестре контрактов согласно требованиям ПП РФ № 1084.

Оплата коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ подтверждается платежными поручениями с отметкой банка, которые также размещаются в реестре контрактов.

Если объем поставленных услуг совпадет с объемом по контракту, то после полной оплаты происходит закрытие контракта. Он переходит в статус исполненных. Если по окончанию срока действия контракта по его условиям остается не выбранный объем, то необходимо сделать расторжение на остаток и закрыть контракт этим расторжением. В данном случае контракт перейдет в статус прекращенных.

Что заранее проверить в техзадании и документации на очистку крыш, уборку снега и проверку отопления
Закупки на зиму планируйте так, чтобы между извещением и началом снегопадов оставалось минимум 30 дней на конкурентную процедуру и подписание контракта. Читайте в статье, что проверить, прежде чем размещать закупку. Редакция составила пять чек-листов для проверки техзадания, проекта контракта и документации на реагенты, очистку крыши, проверку отопления и другие зимние закупки.

Смотреть чек-листы

Возмещение коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ

Важный, сложный и неоднозначный вопрос. Если заказчик находится в нежилых помещениях, которые переданы ему безвозмездно на основании договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями между ним и балансодержателем, как проводить заказчику возмещение коммунальных расходов балансодержателю?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Одни заказчики проводят возмещение коммунальных услуг как закупку по нормам Закона № 44-ФЗ, другие – нет.

Первый вариант – закупка. Эта точка зрения поддерживается МЭР (письма от 30.05.2016 № Д28и-1399 и 06.12.2016 № Д28и-3339). Министерство указывает, что контракт по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о КС может быть заключен в любой форме. Об этом говорит ч. 15 ст. 34 Закона. Таким образом, делает вывод МЭР, заказчики вправе осуществлять оплату коммунальных услуг (компенсировать соответствующие расходы балансодержателя) на основании выставленного счета, в соответствии с п. 23 Закона № 44-ФЗ. При этом суммы компенсации коммунальных услуг подлежать включению в ПЗ и ПГ.

Таким образом, возмещение коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ – по какой статье проводить? По мнению МЭР, по п. 23 ч. 1 ст. 93. Считаю, что нельзя согласиться с этим мнением ввиду нижеследующего.

Второй вариант – не закупка. ГК РФ определяет услугу, как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика, которые заказчик обязан оплатить (п. 1 ст. 779).

Таким образом, по контракту, заключенному по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, исполнитель должен по заданию заказчика совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность. Понятно, что речь идет о непосредственном исполнителе услуг. А уточнение в п. 23 «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление» – указывает на то, что по этому пункту заключать можно договор с исполнителем, который уже оказывает услуги другим лицам, которые пользуются нежилыми помещениями в этом же здании.

Например, МУП «К» получил на праве безвозмездного пользования два помещения в нежилом здании. В этом же помещении уже есть ряд организаций. Этим организациям оказывает услуги по энергоснабжению АО «Т». В данном случае МУП «К» в рамках Закона № 44-ФЗ может либо заключить договор энергоснабжения с любым гарантирующим поставщиком по п. 29 ч. 1 ст. 93, либо заключить такой договор с АО «Т» по п. 23.

Если же допустить, что такой договор должен заключаться с балансодержателем, то заключен он должен быть с учетом специальных требований законодательства в области оказания соответствующих коммунальных услуг. Например, согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ у абонента (потребителя) энергоснабжения должно быть установлено энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации и другое оборудование. По факту данное требование может быть выполнено далеко не всегда, а значит и такой договор можно заключить не всегда. Вместе с тем, ссудополучатель должен возмещать затраты балансодержателя на коммунальные услуги вне зависимости от того, заключен между ними договор или нет (ст. 695 ГК РФ). Для этого может быть заключено соглашение о возмещение затрат на коммунальные услуги.

Как закупить коммунальные услуги и оплатить содержание помещений

Закон № 44-ФЗ позволяет закупить воду, тепло, электричество, газ у единственного поставщика. Приобретать коммуналку конкурентными способами зачастую бессмысленно, поскольку услуги оказывает конкретный исполнитель. За содержание арендованных помещений платят как собственники, так и пользователи. Чтобы избежать конфликта, предусмотрите в контракте, кто оплатит коммунальные счета.
Расскажем, на каких условиях покупать коммунальные услуги и как возместить расходы на содержание помещений.

Пошаговая инструкция

Как пример, можно рассмотреть постановления АС Волго-Вятского округа от 20.09.2010 по делу N А39-6139/2009. Собственник здания – Республика Мордовия – передала помещения в безвозмездное пользование шести юрлицам, в том числе МУК «Центр Культуры». При этом МУК должно было заключить договор на предоставление и оплату коммунальных услуг, а на иных арендаторов (ссудополучателей) помещений была возложена обязанность возмещать данные расходы МУК. Таким образом был заключен договор теплоснабжения.

За 4 месяца тепловая энергия была поставлена на сумму более 500 тыс. руб. МУК отказался ее оплачивать и энергоснабжающая организация обратилась в суд. При этом МУК ссылался на то, что собственником здания является Республика Мордовия, а МУК, заключая указанный договор, действовало лишь по ее поручению. Вставая на сторону энергоснабжающей организации суд указал, что согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров, МУК заключало договор от своего имени, в своих интересах и за свой счет, что было подтверждено материалами дела.

К данному делу необходимо дополнение, которое представит читателю общую картину. Согласно п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66, заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения. Суть дела была такой.

Собственник здания получал электроэнергию для снабжения принадлежащего ему здания на основании договора с энергоснабжающей организацией. Организация арендовала у собственника несколько нежилых помещений, заключив при этом соглашение о возмещение расходов на потребленную электроэнергию. Таким образом, арендатор пользовался получаемой арендодателем электроэнергией в связи с арендой помещений. При этом арендодатель не являлся энергоснабжающей организацией. Данное соглашение фактически устанавливало порядок определения расходов на электроэнергию в арендуемых помещениях и являлось частью договора аренды, а не самостоятельным договором.

То есть соглашение о возмещение расходов по коммунальным услугам – это не отдельный договор, так как ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг, и заказчик в принципе не может определить иного поставщика данных услуг. Поэтому заключение договора на возмещение данных расходов с балансодержателем по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в принципе невозможно. Необходимо заключать соответствующее соглашение, которое, не являясь самостоятельным договором, не регулируется нормами Закона о КС.

Как один из «свежих» примеров – решение АС Оренбургской области от 14.06.2019 по делу № А47-10602/2018. УМВД (ссудодатель) и ФГКУ (ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования помещениями в здании. Ссудодатель понес определенные расходы на электроэнергию и выставлял счет-фактуру об их возмещение ссудополучателю. ФГКУ отказалось их возмещать, указывая на то, что контракта на оплату коммунальных услуг у него заключено не было, а значит и оплачивать их оно не имеет права.

Суд установил, что согласно со ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. С учетом указанных норм, обязанность по содержанию спорного имущества в силу прямого указания ст. 695 ГК РФ возложена на ссудополучателя как безвозмездного пользователя. Следовательно, переложение на собственника спорного помещения платы за электроснабжение, теплоснабжение и водоснабжение фактически направлено на освобождение ссудополучателя, использующего помещения, от несения соответствующих расходов по содержанию имущества, что не предусмотрено ст. 695 ГК РФ.

Кроме того, и самим договором безвозмездного пользования установлено, что ссудополучатель обязуется возмещать потребленные коммунальные ресурсы.

Таким образом, оснований для освобождения ФГКУ от возмещения затрат, связанных с содержанием переданных помещений, не имеется. Важно – суд отметил – факт незаключения контракта на возмещение соответствующих затрат не влечет невозможность бюджетного финансирования, так как обязанность ссудополучателя по несению данных расходов возникает в силу прямого указания статьи 695 ГК РФ. А положения БК РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них ЛБО и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23).

Данное решение еще раз подтверждает необязательность заключения контракта на возмещение расходов по коммуналке, так как такое возмещение – это не закупка коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ.

>Как закупать коммунальные услуги: подробная инструкция

Что понимается под закупкой коммунальных услуг

Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и электрической энергией. Согласно ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать коммунальные услуги у субъектов естественных монополий, выступающих в роли единственного поставщика, в том случае, если:

  • приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа), п. 8 ст. 93 44-ФЗ;
  • заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

На основании положений ФЗ 147 от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии, а также обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры предполагаются как закупка ТРУ у субъектов естественных монополий.

В случае приобретения электроэнергии заказчик должен помнить, что во исполнение п. 29 ст. 93 44-ФЗ договор должен заключаться только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:

  • непосредственно покупает электроэнергию и уровень мощности на оптовых и розничных рынках соответствующих услуг;
  • подписывает соглашение о передаче электроэнергии и мощности с локальными сетевыми компаниями;
  • производит взаиморасчеты с потребителем — выставляет счета и счета-фактуры, производит прием оплаты и взыскание образовавшейся потребительской задолженности.

Определение цены на закупку коммунальных услуг

В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 100 000 руб., то заказ можно провести в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 (Письма Минэкономразвития № Д28и-3554 от 07.12.2015, № Д28и-91 от 21.01.2016).

Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по коммуналке применяется тарифный метод обоснования цены: для водоснабжения и водоотведения расчет регламентируется п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ, для электрической энергии — п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость договора также рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта

ВАЖНО! 26.02.2018 Федеральное казначейство растолковало противоречия бюджетного законодательства и правовых актов в области отдельных коммунальных ресурсов. Подробнее вы можете прочитать в статье «Казначейство разрешило проблему с авансами».

Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

Рассмотрим поэтапно:

  1. 1 этап — планирование. В план закупок и план-график вносятся сведения о планируемом контракте в течение 10 рабочих дней после доведения до учреждения лимитов на последующий финансовый период.
  2. Сведения вносятся в план-график не позднее десяти дней до формирования извещения. Если извещение размещаться не будет, то не позже 10 дней до дня заключения договора.
  3. Создание и публикация извещения производятся не позже пяти дней, предшествующих дате заключения.
  4. Составление обязательного отчета о закупке у единственного поставщика. Размещать данный отчет в ЕИС не требуется.
  5. Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в трехдневный срок (рабочие дни) при заключении договора и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа.
  6. Отчет об исполнении договора (п. 9 ст. 94) создается и публикуется в течение семи рабочих дней с момента его исполнения либо расторжения. Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.

Обязательные условия

В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть указаны наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте поставки (передачи), период поставки, источник финансирования и цена контракта.

В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.

>Пример контракта

Закрытие контракта

Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.

В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. В разделе № 3 отчета указываются только реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой договора на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного договора.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать:

  1. Продовольствие для жизнеобеспечения граждан.
  2. Продукты питания.
  3. НИОКР.
  4. Вывоз мусора.
  5. Лекарственные средства.
  6. Мебель.
  7. Недвижимость.
  8. Электроэнергию.
  9. ОСАГО.
  10. Результаты интеллектуальной деятельности.
  11. Расходные материалы.
  12. В аварийных ситуациях.
  13. Иностранным поставщикам.

В 2017 году в законодательство о закупках отдельными юридическими лицами 223-ФЗ были внесены изменения через принятие №505-ФЗ «О внесении изменений…». В числе прочих изменений серьезным коррективам подверглась процедура заключения договоров электроэнергетики.

Процедура закупки энергоносителей

Под энергоснабжением понимается реализация организационных, экономических и технических мер, которые направлены на уменьшение объема энергоресурсов при одновременном сохранении эффекта от их использования. Это определение приведено в ФЗ-261 «Об энергосбережении…».

В соответствии с принятым ФЗ-505 «О внесении изменений…» в 223-ФЗ была внесена норма, которая выводит из-под сферы регулирования 223-ФЗ обязательные для субъектов оптового рынка электроэнергии договоры об энергоснабжении и все отношения, связанные с их заключением и исполнением.

Прошлая редакция п. 8 ч. 4 ст. 1 223-ФЗ регулировала вопросы подписания такого рода договоров. До введения изменений заказчики по 223-ФЗ должны были определиться со способами закупки электроэнергии и прописать их в Положении о закупках. Например, указать, что такие закупки проводятся неконкурентным способом у единственного поставщика.

Ранее заказчикам было нецелесообразно приобретать электроэнергию через конкурентные способы закупки и они предпочитали заключать договоры с единственным поставщиком. Но такая форма закупки должна была быть указана в Положении. Если заказчик указал там любую конкурентную форму (например, конкурс), то ему следовало применять исключительно его.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Согласно обновленной редакции п. 8 ч. 4 ст. 1 223-ФЗ, действие закона не распространяется на отношения, которые связаны с заключением и исполнением договоров, обязательных для рынка электроэнергии.

Указанная правовая норма не содержит детализации по вопросу того, какие именно участники рынка электроэнергии имеются в виду: оптового или розничного. Поэтому подразумевается, что исключение распространяется на участников розничного рынка, к которым относятся все потребители электроэнергии.

По новым правилам заказчики должны руководствоваться ФЗ-35 «Об электроэнергетике», который содержит правовые основы работы оптовых и розничных рынков. Также им следует учитывать 6 параграф «Энергоснабжение» Гражданского кодекса.

В ч. 1 ст. 37 35-ФЗ перечислены субъекты розничного рынка энергоснабжения. Это:

  1. Потребители электроэнергии (в данном случае это заказчики, которые работают по 223-ФЗ).
  2. Поставщики электроэнергии (энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики, производители электроэнергии по ст. 35 35-ФЗ).
  3. Территориальные организации, которые оказывают услуги по передаче электроэнергии.
  4. Субъекты оперативно-диспетчерского управления.

Согласно п. 32 Положения Правительства от 2012 года №442, гарантирующий поставщик реализует электроэнергию на территории своей зоны деятельности в рамках публичных договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор поставки с любым обратившимся к нему потребителем.

Таким образом, с конца 2017 года договоры энергоснабжения и поставки электроэнергии, подписываемые с гарантирующими поставщиками, выведены из действия 223-ФЗ. Поэтому у заказчиков теперь не возникает вопросов, какую процедуру они могут выбрать для закупки электроэнергии: конкурентную или закупку у единственного поставщика.

Теперь они работают по общим правилам гражданского права и вправе заключать прямые договоры с поставщиками, исключая торги.

Как заключить договор энергоснабжения

Договор энергоснабжения не имеет установленной формы, а его условия определяются по усмотрению сторон. Главное, чтобы он содержал все существенные условия. Законодательство не содержит единой позиции относительно того, что можно считать существенными условиями. Согласно гражданскому законодательству, одним из существенных условий является предмет договора.

Понятие предмета договора содержится в Гражданском кодексе. Согласно ст. 539 Гражданского кодекса, энергоснабжающая организация, которая подписала договор с потребителем, предполагает передачу ему энергии, а в обязанности покупателя входит оплата принятого объема энергоносителя, соблюдение режима ее потребления и обеспечение безопасности энергосетей.

Некоторые специалисты относят к существенным условиям цену договора, количество и качество поставленной энергии, режим ее потребления, обеспечение безопасной эксплуатации.

В сложившейся судебной практике преобладает мнение, что договор энергоснабжения выступает разновидностью договора купли-продажи и его существенными условиями является наименование товара и его количество.

Согласно ст.19 закона «Об энергоснабжении…», в таком договоре должны быть указаны:

  • сведения о размерах экономии, которые должны быть обеспечена исполнителем при реализации госконтракта;
  • о сроках действия энергосервисного договора;
  • иные условия.

Стороны вправе подписать только рамочный договор или договор с открытыми условиями. В таком договоре может быть не указана цена, а поставщику будут оплачиваться его услуги по выставленным им счетам в пользу заказчика.

В целом подписание контракта на поставку электроэнергии производится по общему алгоритму:

  1. Поставщик направляет в адрес заказчика образец договора.
  2. Тот в установленные сроки знакомится с договором и подписывает его либо передает поставщику электроэнергии протокол разногласий.
  3. Договор подписывается поставщиком электроэнергии.
  4. После того как договор был подписан обеими сторонами, он приобретает юридическую силу.

При подготовке контракта стороны могут ориентироваться на готовый образец. Образец договора энергоснабжения по 223-ФЗ можно скачатьздесь.

Договор надо составить в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Документ не подлежит регистрации в контролирующих инстанциях.

Размещение сведений в ЕИС

Информация о договорах энергоснабжения с конца 2017 года не передается в ЕИС. Такие закупки не включаются в закупочные планы заказчиков на следующий год и в план по закупкам инновационной продукции на долгосрочный период.

План-график по 223-ФЗ не составляется. По ним не нужно размещать извещения, так как торги не предполагаются. Соответственно, по таким договорам не готовится отчетность об их исполнении, расторжении, пролонгации и пр., а результаты не перенаправляются в реестр договоров по 223-ФЗ.

Таким образом, закупки в сфере энергоснабжения по новым правилам теперь не регулируются нормами 223-ФЗ. Они производятся в общем порядке, который предусмотрен гражданско-правовым законодательством. Сведения о закупках электроэнергии не передаются в ЕИС, по ним не нужно проводить закупочных процедур конкурентным и неконкурентным способом. По таким договорам нет необходимости составлять отчеты и передавать их в реестры договоров.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьи Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок.

Организация учета энергоносителей в экономической службе

Одна из важнейших задач планово-экономического отдела — организация участков учета фактических затрат. Учет организуют для следующих целей:

  • контроль за выдерживанием установленных лимитов (нормативных, бюджетных);
  • планирование и бюджетирование на следующий период;
  • формирование отчетов для руководства о потреблении ресурсов;
  • анализ результатов хозяйственной деятельности;
  • своевременное принятие мер реагирования на изменение в потреблении (рост тарифов, снижение потребления в натуральных показателях и др.).

В данной статье рассмотрим, как организовать учет энергоносителей в Excel-модели.

ЖУРНАЛ УЧЕТА

Учет фактического потребления энергоносителей организуют в Журнале учета энергоносителей (табл. 1). При организации учета принимают во внимание следующие факторы:

  • действующую в компании систему бюджетирования;
  • структуру предприятия, необходимость вести учет потребления ресурсов по отдельным подразделениям, цехам, филиалам и т. д.;
  • особенности снабжения энергоресурсами каждого выделенного подразделения (централизованное теплоснабжение или собственная котельная, электрокотел, собственная скважина вместо центрального водопровода и т. д.);
  • перечень поставщиков энергоносителей;
  • порядок расчетов;
  • подтверждающие документы и оперативность их поступления в экономическую службу для отражения факта.

Важные факторы формулируют в виде справочников (рис. 1), которые используют при заполнении Журнала учета энергоносителей.

Рассмотрим положение дел в условной компании ООО «Галактика».

Швейное производство сформировано производственными мощностями по основному адресу (ул. Садовая, 5), цех № 5 является территориально обособленным подразделением.

Цех № 5, который расположен в регионе, имеет собственную скважину, поэтому централизованное водоснабжение отсутствует.

Данный цех потребляет тепловую энергию от поставщика ООО «Энерго-сервис» (Счет № 101 от 03.02.2019 и т. д., табл. 1).

У компании ООО «Галактика» есть два склада-магазина.

Склады не имеют поставщиков тепловой энергии, так как теплоснабжение в первом магазине обеспечивает электрокотел (Счет № 81 от 01.02.2019), во втором — угольный котел (Акт списания № 1 от 31.01.2019, табл. 1). Закупку угля компания планирует на август.

ООО «Галактика» имеет арендаторов помещений по основному адресу и складу-магазину № 1, которые возмещают затраты на энергоносители.

Для целей контроля и планирования реактивную электроэнергию учитывают только в стоимостном выражении (Счет № 81 от 01.02.2019, статья бюджета 4130).

Продолжение табл. 1

Журнал учета энергоносителей организуют поэтапно:

Этап 1. Прорабатывают справочники (см. рис. 1). Каждый справочник форматируют как умную таблицу (вкладка Главная → Стили → Форматировать как таблицу). Таблицам-справочникам присваивают имена.

Этап 2. Чтобы получать в дальнейшем систематизированные данные, к графам табл. 1 подключают созданные справочники в качестве списков: вкладка Данные → Проверка данных (рис. 2). Это следующие графы: Тип, Статья бюджета, Поставщик_Арендатор, Подразделение, Услуга, Ед. изм., Период потребления, Период расчетов.

Журнал учета создают на один год. За этот период справочники могут пополняться новыми поставщиками или видами услуг. Чтобы справочники автоматически расширялись, вместо диапазона данных задают в Источнике ссылку: =ДВССЫЛ (рис. 2). Важная деталь: название графы Журнала учета и название умной таблицы-справочника должны совпадать.

Этап 3. В Журнал учета включают служебные столбцы, которые в режиме ввода данных скрыты. Их заполняют автоматически с помощью формул и используют для построения сводных таблиц. В таблице 1 это следующие графы:

  • «Полное наименование бюджетной статьи» (табл. 2):

=ВПР(];Статья_бюджета;3).

Здесь применена функция «ВПР», которая ищет значение в крайнем левом столбце таблицы-справочника и выводит значение ячейки, находящейся в указанном столбце той же строки. По умолчанию таблица должна быть отсортирована по возрастанию, как это выполнено в справочнике (см. рис. 1);

Таблица 2. Служебный столбец

Полное наименование бюджетной статьи

4110 Теплоснабжение

4120 Водоснабжение и водоотведение

4140 Газ

4150 Твердое топливо

4130 Электроэнергия

  • «Услуга + Ед. изм. + Тариф» (табл. 3):

=&», «&]&» # «&]&»руб.».

В одной графе сцеплено содержание нескольких граф, для удобства чтения добавлены разделители # и пробелы (в кавычках).

Таблица 3. Столбец для сводной таблицы

Услуга + Ед. изм. + Тариф

Тепловая энергия, Гкал # 510руб.

Тепловая энергия, Гкал # 840руб.

Нагрузка(абонплата), 100ккал # 17руб.

Водоснабжение, м.куб. # 21руб.

Водоотведение, м.куб. # 16руб.

Водоснабжение, м.куб. # 44руб.

Водоотведение, м.куб. # 25руб.

Газ, м.куб. # 11руб.

Уголь, т # 2100руб.

Эл.эн.активная, кВт-ч # 2,7руб.

Эл.эн.реактивная, # руб.

Ввиду ограниченности формата статьи мы привели только два примера служебных столбцов, а на практике их может быть больше. Все зависит от параметров, которые нужно вывести в сводную таблицу одной строкой, и от исходных данных в Журнале учета энергоносителей.

Таблицу 1 заполняют на основании подтверждающих первичных учетных документов — счетов поставщиков, актов списания на твердое топливо и др. Обратите внимание, что в Журнале учета энергоресурсы привязаны к двум разным периодам — потребления и расчетов. Так, Счет № 15 от 01.02.2019 за тепловую энергию за январь будет оплачен ООО «Комфорт» в феврале.

После того как в Журнал учета энергоносителей внесен факт, экономисты могут использовать накопленную аналитику. Как это сделать, рассмотрим ниже.

АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ

На основании данных Журнала учета в табл. 4 составлен отчет о потреблении энергоносителей по месяцам. Отчет сформирован с помощью инструмента «Сводная таблица»: вкладка Вставка → Таблицы → Сводная таблица.

Список полей сводной табл. 4:

  • фильтр отчета — графы Тип, Поставщик_Арендатор;
  • названия столбцов — Период потребления;
  • названия строк — Статья бюджета и служебный столбец «Услуга + Ед. изм. + Тариф»;
  • значения — Сумма.

Анализ потребления энергоресурсов должен содержать расчеты и выводы об отклонениях фактических показателей отчетного периода от:

  • аналогичного периода прошлого года или предшествующих 3–5 лет;
  • плана или бюджетных лимитов;
  • нормативов.

Для этого в планово-экономической службе должны быть систематизированы фактические данные за прошлый год и плановые на текущий год. В рассматриваемой ситуации таких данных нет, поскольку учет факта на организационной стадии. Имеются только данные о потреблении энергоносителей за полугодие с разбивкой по месяцам за текущий год.

Несмотря на то что данных для анализа недостаточно, можно сделать следующие выводы по потреблению ресурсов (см. табл. 4):

  • потребление энергоносителей за первое полугодие текущего года составило 3502 тыс. руб. Основная статья — 4130 «Электроэнергия» (2724 тыс. руб.), на втором месте — статья 4110 «Теплоснабжение» (461 тыс. руб.);
  • повышений тарифов за анализируемый период не было (услуга с новым тарифом в сводной таблице была бы представлена новой строкой);
  • в феврале отчетного года температура была ниже, чем в январе и марте. Это вызвало более высокое потребление тепловой энергии — 107,62 тыс. руб. (январь — 92 тыс. руб.), газа — 25,52 тыс. руб. (январь — 23,43 тыс. руб.), угля — 7,35 тыс. руб. (январь — 6,3 тыс. руб.);
  • снижение потребления в апреле (25 274 руб.) по статье 4120 «Водоснабжение и водоотведение» связано с нестабильной подачей воды ООО «Водоканал»;
  • несмотря на завершение отопительного сезона в апреле (газ, уголь, тепловая энергия) компания согласно договору с ООО «Комфорт» по основным производственным площадям оплачивает тепловую нагрузку (абонентскую плату) в сумме 28,9 тыс. руб. ежемесячно.

При анализе потребления энергоносителей запрашивают сведения о проведенных мероприятиях по энергосбережению (как собственными службами, так и арендаторами).

Экономия ресурсов начинается с анализа энергоносителей.

Способы экономии потребления энергоносителей:

  • ввод в штатное расписание новой должности, отвечающей за энергохозяйство предприятия. Специалист должен заниматься разработкой и внедрением мероприятий по рациональному потреблению энергоносителей;
  • установка счетчиков по подразделениям компании, чтобы знать, какой цех потребляет больше или не экономит ресурсы (электроэнергию, воду и т. д.);
  • своевременное отключение электрооборудования, в том числе на время обеденного перерыва;
  • модернизация оборудования, замена устаревшего на новое (энергосберегающее);
  • использование энергосберегающих ламп;
  • максимальное использование естественного освещения;
  • обеспечение надежной теплоизоляции окон, стен, полов, входных дверей;
  • замена обветшалых деревянных окон на новые металлопластиковые энергосберегающие стеклопакеты, в том числе использование стеклопакетов со светоотражающими пленками, которые снижают нагрев помещения в летнее время (позволяет снизить нагрузку на кондиционер);
  • развитие культуры энергосбережения в коллективе компании — беседы, обучение сотрудников использованию электрооборудования, памятки в рабочих кабинетах. Это позволит сформировать бережливую модель поведения сотрудников;
  • правильная эксплуатация компьютерной техники. Например, настраивают выключение монитора и последующий переход в спящий режим при простое, неиспользуемое периферийное оборудование отключают. При возможности заменяют настольные компьютеры ноутбуками, которые потребляют энергии в несколько раз меньше. Если в офисе используют настольные компьютеры и сетевое подключение к сети, добиться экономии энергии позволяет сокращение длины сетевых кабелей. Для этого нужно грамотно расставить рабочие столы и правильно расположить коммутатор;
  • регулярная чистка, обслуживание, обследование системы вентиляции и кондиционирования;
  • содержание в чистоте окон, стен, потолков, полов помещений, осветительной арматуры;
  • окрашивание стен помещений в светлые тона для увеличения освещенности;
  • использование секционного освещения (позволяет осветить только те участки помещений, которые в этом нуждаются);
  • уборка помещений не в темное время суток, а сразу после того, как сотрудники покинут свои рабочие места.

Вернемся к анализу потребленных энергоносителей. Кроме фильтров, в информационном окне по потребленным ресурсам вставлены срезы (вкладка Вставка → Фильтр → Срезы) (рис. 3). Это позволяет получать ответы на актуальные вопросы, связанные с планированием и контролем затрат.

Вопрос № 1

Какая сумма затрат по энергоносителям оплачена по основному производству за счет возмещений от арендаторов? Согласно учетным фактическим данным (см. рис. 3) — 14 839 руб. Сумма незначительная. Кроме того, в случае расторжения договора с арендатором Дубравиным М. И. эти затраты по статье 4110 компания будет гасить за свой счет, так как отопление в здании централизованное и теплоснабжение не зависит от наличия арендаторов. Это нужно учитывать при планировании затрат на тепло на следующий год

Обоснование закупки у единственного поставщика в 2019 году

О выборе поставщика неконкурентным способом мы писали ранее. Также обратите внимание на статью о способах выбора победителя по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В нашей статье затронем тему обязательного обоснования, а также приведем пример и образцы, которые помогут в работе.

Сейчас рассматривается проект закона об отмене обоснования закупок у единственного поставщика. Подробнее читайте в статье «7 новых правил в закупках у единственного поставщика».

Когда необходимо обосновать

Перечень случаев, когда госконтракт можно заключить с единственным исполнителем, установлен в ст. 93 Закона о контрактной системе. Договор должен содержать отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя контракта, а также расчет и объяснение цены при осуществлении следующих закупок (ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ № 44):

  • по мобилизационной подготовке;
  • печатных или электронных изданий;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме вследствие аварии или других чрезвычайных ситуаций;
  • поставка культурных ценностей;
  • произведений литературы и искусства.

От работника контрактной службы требуется «доказать» уникальность выбранного исполнителя или товара (работы или услуги) или возникновение непредвиденной ситуации. При этом законодательно сумма контракта не ограничивается. Пользуясь этим правилом, ряд регионов России создали специальные учреждения и наделили их соответствующими полномочиями. Это позволяет им подпадать под действие п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 и осуществлять заказ товаров без проведения конкурсных процедур, тем самым существенно сокращая временные затраты. Как правило, это заказ лекарственных средств и медикаментов.

Документ с объяснением цены должен быть неотъемлемой частью договора, расчет должен быть прописан в самом договоре либо оформлен в виде приложения и подписан обеими сторонами. В то время, как отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается только представителем заказчика.

Требования к документу

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования заказа у прямого подрядчика. Однако в документе необходимо отразить:

  • соответствие выбранного исполнителя требованиям ФЗ № 44;
  • обоснование НМЦК;
  • причины, по которым невозможно провести госзакупку иным способом.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

Образец соответствия исполнителя требованиям 44-ФЗ

Образец обоснования цены контракта с единственным поставщиком

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *