Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
Комментарий к статье 47
§ 1. Статья устанавливает право на предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, а также правила реализации этого права, конкретизирует право образовательного учреждения, установленное в ст. 32 настоящего Закона.
Предпринимательская деятельность, в отличие от платных образовательных услуг, осуществляется образовательным учреждением с одной целью — получить дополнительный доход.
§ 2. Разрешение на реализацию своего права на предпринимательскую деятельность образовательному учреждению не требуется. Виды деятельности обязательно должны быть указаны в уставе. Этот перечень можно изменять, изменяя устав.
Предпринимательская деятельность образовательного учреждения — это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск. Она направлена на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).
§ 3. Виды предпринимательской деятельности названы в ст. 2 ГК. Это: пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ст. 2 ГК РФ предприниматель должен быть зарегистрирован в этом качестве.
Регистрация образовательного учреждения дает ему право заниматься предпринимательской деятельностью.
Виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения перечислены в ст. 47 Закона.
§ 4. Нередко органы управления образованием, общественность с осуждением оценивают предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, что является большой ошибкой. Закон наделил образовательное учреждение таким правом в целях восполнения им недостатка финансовых средств для реализации различных педагогических проектов.
§ 5. Образовательное учреждение может использовать для осуществления предпринимательской деятельности свои помещения, а также арендовать другие помещения. Например, в школе открыли три магазина, а также арендовали еще пять помещений для осуществления торговли в разных районах города.
§ 6. Реализацию своего права на предпринимательскую деятельность образовательному учреждению целесообразно самоурегулировать, разработав положение о предпринимательской деятельности. В положении можно дать определение предпринимательской деятельности, перечислить их цели, порядок распределения полученных доходов.
§ 7. Предпринимательская деятельность требует определенной подготовки и способностей, поэтому нередко во многих образовательных учреждениях принимают на работу заместителя руководителя по предпринимательской или коммерческой деятельности. Такое право есть у образовательного учреждения, согласно ст. 32 настоящего Закона оно самостоятельно устанавливает штатное расписание. Оплата работы этого заместителя осуществляется из полученных доходов. Таких заместителей может быть несколько, по разным направлениям коммерческой деятельности. Нередко на эту должность принимаются профессионалы, имеющие опыт и успехи в этой деятельности. В этом случае педагогический персонал не участвует в предпринимательской деятельности.
§ 8. Учредитель или органы местного самоуправления имеют право приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения своим предписанием при условии, что она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом. Например, образовательное учреждение сдало в аренду столько помещений, что в результате ухудшились условия обучения.
Приостанавливая деятельность образовательного учреждения, следует учитывать его обязательства и имущественную ответственность по договорам.
Образовательное учреждение имеет право обжаловать предписание о приостановлении его деятельности в суд.

>Предпринимательская деятельность школ

Сущность предпринимательской деятельности

Определение 1

Предпринимательская деятельность представляет собой зарегистрированную в установленном законом порядке самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность экономических субъектов, направленную на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ и пользования имуществом.

Предпринимательство выступает важнейшим драйвером развития рыночной экономики, а ее осуществление регулируется действующим законодательством. Основные признаки, характеризующие сущность предпринимательской деятельности, представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Признаки предпринимательской деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Признаки предпринимательской деятельности отражают ее сущность. Все они тесно взаимосвязаны между собой.

Замечание 1

Основополагающей целью предпринимательской деятельности выступает получение прибыли посредством максимального удовлетворения общественных потребностей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными функциями предпринимательской деятельности принято считать:

  • новаторскую функцию;
  • организационную функцию;
  • ресурсную функцию;
  • социальную функцию;
  • личностную функцию.

Комплексное сочетание признаков и функций предпринимательской деятельности обуславливает особенности ее осуществления.

Особенности функционирования школьных образовательных учреждений

Образовательная среда выступает необходимым элементом становления личности и развития общества. В современном мире функционирует многоступенчатая система образования, начиная от дошкольного и заканчивая академическим. Особая роль отводится общеобразовательной ступени развития, которая закладывает фундамент для последующего обучения и профессионального становления подрастающего поколения.

Согласно Конституции все граждане Российской Федерации имеют право на получение образования. Общее образование осуществляется в стенах школьных учебных заведений.

Школа представляет собой основной тип общеобразовательных учреждений, способствующий укреплению физического и психического здоровья детей. Основные виды общеобразовательных учреждений представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Основные виды общеобразовательных учреждений в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Несмотря на различия в специфике образовательных учреждений, все они имеют общую цель — воспитать полноценного человека и гражданина.Одним из важнейших условий ее достижения выступает создание воспитательной системы. При этом каждоеобщеобразовательное учреждение имеет свои отличительные особенности.

Замечание 2

Хотя основной целью деятельности школ является не извлечение прибыли, а воспитание и обучение детей, она, также как и многие некоммерческие организации, вправе осуществлять коммерческую и предпринимательскую деятельность. В современном мире школы этим правом активно пользуются.

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений

Согласно действующему законодательству образовательные учреждения, в том числе школы, имеют право на привлечение дополнительных финансовых средств посредством оказания на коммерческой основе дополнительных и иных, предусмотренных в уставе образовательного учреждения, услуг.

Государственные и муниципальные школы могут оказывать на платной основе дополнительные образовательные услуги населению, предпринимателям, организациям и учреждениям. При этом эти услуги могут быть не предусмотрены государственными образовательными стандартами и соответствующими образовательными программами. В качестве примера таких услуг можно привести занятия с обучающимися углубленным изучением предметов,репетиторство, преподавание специальных курсов и циклом дисциплин и т.п.

Негосударственные образовательные учреждения могут взимать плату с воспитанников и обучающихся за оказание образовательных услуг, включая обучение в пределах государственного образовательного стандарта. При этом коммерческая образовательная деятельность такого образовательного учреждения не считается предпринимательской в том случае, если полученный от нее доход всецело направляется на покрытие затрат, связанных с обеспечением образовательного процесса (оплату труда сотрудников школ), его развитием и совершенствованием.

Взаимоотношения негосударственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений в рамках оказания платных услуг, и обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) регулируются договором, который определяет уровень образования, сроки и стоимость обучения, а также иные условия.

Основными целями осуществления предпринимательской деятельности школ являются:

  • извлечение дополнительных доходов, необходимых для успешного проведения учебной деятельности;
  • содействие материальному обеспечению образовательного учреждения в условиях неполного финансирования.

Непосредственно организацией и осуществлением предпринимательской детальности школы, как правило, занимается ее директор. Именно ему предоставлено право на заключение договоров с физическими и юридическими лицами, открытие расчетных счетов и совершение прочих операций.

Одной из особенностей ведения предпринимательской деятельности школ выступает тот факт, что доходы, полученные от ее осуществления, учитываются на отдельном балансе и за вычетом налогов реинвестируются в деятельность школы.

Виды предпринимательской деятельности школ

Сегодня школы имеют право на осуществление предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, предусмотренной Уставом общеобразовательного учреждения. Основными видами осуществления предпринимательской деятельности школ выступают:

  • оказание посреднических услуг;
  • торговля покупными товарами и оборудованием;
  • информационное обслуживание населения;
  • оказание дополнительных платных образовательных услуг;
  • долевое участие в деятельности иных учреждений и организаций, включая образовательные и т.п.

Помимо этого школьные образовательные учреждения могут осуществлять иную предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. При этом предпринимательская деятельность школ должна осуществляться в пределах основных задач и компетенций образовательных учреждений и ни в коем случае не приносить ущерба их основной деятельности, обозначенной в Уставе

Главная | Закон РФ «Об образовании», последняя редакция 2011, Закон РФ «Об образовании» | Статья 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения

Статья 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3 — 4. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

оглавление |

Статья 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения

1.Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

2.К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3.Утратил силу по ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ.

4.Утратил силу по ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ.

5.Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.

3.Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики в области предпринимательской деятельности.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Понятие предпринимательства в образовании;

Переход экономики страны на рыночные условия хозяйствования привел к появлению предпринимательства в системе образования.

Предпринимательство в системе образования – это инновационная, креативная, инициативная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества, и достижение тем самым социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях . Основой предпринимательской деятельности в образовании является согласова­ние экономических интересов всех участников и обеспечение движения услуг от производителя к потребителю.

Предпринимательство, определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, имеет ряд общих признаков, которые отражены в п.1 ст.2 части первой Гражданского кодекса РФ. Основные признаки предпринимательской деятельности представлены на схеме (рис. 8.8).

Рисунок 8.8 — Необходимые признаки предпринимательской деятельности

Главным признаком среди них является самосто­ятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не противоречащих законодательству. В области производства образовательных программ и услуг этот признак несет определенную долю условности, так как полная самостоятельность образовательного учреждения при отсутствии контролирующих органов может в перспективе породить фрагментарность и бессистемность полученных знаний. Поэтому свобода предпринимательства в сфере образования должна сопровождаться аккредитацией и лицензированием, а также проведением независимых экспертиз.

Необходимо отметить, что предпринимательство в образовании связано не только с деятельностью самих образовательных учреждений, но и иных организаций, которые оказывают консалтинговые, информационные, методические, учебные услуги в системе образования. И поэтому они необходимы развивающемуся рынку образовательных услуг.

В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность в системе образования проявляется во всех направлениях данной деятельности: от оказания собственно образовательных услуг до обеспе­чения эффективного функционирования отрасли в целом.

Закон РФ «Об образовании» в ст.47 «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения» определяет права на осуществление такой деятельности, предусмотренной его уставом.

Следует отметить, что учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом этого учреждения, до решения суда по этому вопросу.

Согласно закону РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

Ø торговля покупными товарами, оборудованием;

Ø оказание посреднических услуг;

Ø долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Ø приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ø ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Таким образом, образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства. Эти средства поступают образовательному учреждению за счет оказания платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

В обобщенном виде некоторые направления деятельности образовательного учреждения можно представить на следующей схеме (рис. 8.9).

Рисунок 8.9 — Предпринимательская деятельность учреждения среднего профессионального образования

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. К ним можно отнести:

Ø обучение по дополнительным образовательным программам;

Ø обучение по действующим учебным планам лиц, зачислен­ных сверх контрольных цифр приема на договорной основе;

Ø обучение на подготовительных курсах;

Ø преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

Ø занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;

Ø занятия в спортивных секциях сверх учебной программы в помещениях образовательного учреждения;

Ø профессиональная переподготовка и повышение квалифи­кации работников других организаций и обучающихся в других образовательных учреждениях;

Ø платные целевые тематические курсы и семинары;

Ø консультирование по определенным проблемам.

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений

В соответствии с Законом об образовании 92 года образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность (П.Д.) предусмотренную его уставом. П.Д.:

1. Реализация и сдача в аренду основных фондов и имущество ВУЗа.

2. Торговля покупными товарами и оборудованием.

3. Оказание посреднических услуг.

4. Деловое участие деятельности других учреждений и предприятий.

5. Приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним.

6. Ведение других операций, приносящих доход.

В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и попадает под действие налогового законодательства. Признаки предпринимательской деятельности.:

— регулярность (систематичность, постоянность) самостоятельность осуществления деятельности

— осуществление деятельности на свой риск

— направленность на систематическое получение прибыли

П.Д. — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность.

В соответствии с Законом об образовании образовательное учреждение освобождено от уплаты всех видов налога ( и за землю).

В связи с принятием нового налогового кодекса применяется налоговый кодекс и многие нормы Закона об образовании в области налогов не работают.

В соответствии с п.З ст.47 Закон об образовании дает образовательному учреждению по реализации предусмотренных уставом работ и услуг относятся к предпринимательской деятельности в той части в ** получаемой от этой деятельности доход не реинвестируется в данное образовательное учреждение на нужды обеспечения, развитие и совершенствования образовательного процесса, в том числе на заработную плату (в части образовательной деятельности свободно от налогов).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *