Поручение экспедитору и экспедиторская расписка разница

Обязательно ли наличие экспедиторских документов для признания расходов?

ИА ГАРАНТ

Приказом Минтранса от 11.02.2008 N 23 утверждены формы экспедиторских документов. Поручение экспедитору и расписка содержат множество сведений, таких как код товара и страна происхождения, не имеющих отношения к внутрироссийским перевозкам. Каковы последствия, если эти графы не заполнять? Какова позиция налоговых органов относительно необходимости экспедиторских документов для целей налогового учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Экспедиторские документы не являются исключительными документами, дающими право налогоплательщику на признание соответствующих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ненадлежащим образом заполненные экспедиторские документы, и даже полное их отсутствие, не препятствует признанию в целях налогообложения прибыли расходов по экспедированию груза.

Считаем, для документального подтверждения затрат по договору транспортной экспедиции для целей налогообложения прибыли в общем случае достаточно акта оказанных услуг, если он содержит всю необходимую информацию об оказанных экспедиторских услугах.

При этом свою позицию в споре с налоговыми органами в случае ненадлежащего оформления первичных документов по оказанию экспедиторских услуг организации, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.

Обоснование вывода:

Одним из обязательных условий признания расходов для целей формирования налогооблагаемой прибыли является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом нормы главы 25 НК РФ не содержат конкретного перечня документов, необходимых и достаточных для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции.

Из ст. 313 НК РФ следует, что подтверждением данных налогового учета являются первичные документы.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Согласно информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например кассовые документы) (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что факт оказания экспедиторских услуг может быть подтвержден любым документом, отвечающим требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, например актом.

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются главой 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Правила).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 87-ФЗ экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Статьей 805 ГК РФ предусмотрено, что, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Законом N 87-ФЗ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом) (п. 1 ст. 1 Закона N 87-ФЗ).

Пункт 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ устанавливает обязанность экспедитора при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг и порядок оказания экспедиционных услуг определяются Правилами (ст. 2 Закона N 87-ФЗ).

На основании п.п. 5 и 7 Правил неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. Такими документами являются:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок).

При этом в соответствии с п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.

Между тем Порядок предъявляет ряд требований к экспедиторским документам. Например, согласно п.п. 15 и 25 Порядка бланки «Поручение экспедитору» и «Экспедиторская расписка» должны содержать определенный перечень реквизитов из 22 и 16 строк соответственно. Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) таких документов, является обязательным (п.п. 16, 26 Правил). В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе (п.п. 17, 27 Правил).

Таким образом, указанные выше экспедиторские документы подтверждают заключение договора транспортной экспедиции и не являются первичными учетными документами. Соответственно, ненадлежащим образом заполненные экспедиторские документы, и даже полное их отсутствие, не препятствует признанию в целях налогообложения прибыли расходов по экспедированию груза.

К сожалению, по данному вопросу нам не удалось найти каких-либо разъяснений контролирующих органов.

Что же касается арбитражной практики, суды, рассматривая вопросы о правомерности учета расходов на транспортно-экспедиционные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль, прежде всего исходят из доказательств реальности заключения и исполнения договоров транспортной экспедиции.

Например, как указал ФАС Центрального округа в постановлении от 26.03.2012 N Ф10-366/12 по делу N А08-1409/2011 со ссылкой на положения п.п. 5, 12 Правил, неисполнение экспедитором обязанности по выдаче клиенту экспедиторского документа само по себе не опровергает факта принятия груза экспедитором. С учетом положений названных норм суд пришел к выводу о том, что отсутствие экспедиторской расписки не может служить обстоятельством, исключающим возможность установления факта действительного исполнения договора транспортной экспедиции, при наличии других достоверно свидетельствующих об этом доказательств.

В постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 N 05АП-1134/11 судом также указано: то обстоятельство, что у налогоплательщика отсутствуют поручения экспедитору, оформленные в соответствии с п. 5 Правил, квитанции о приёме груза, документы о получении груза клиентами, железнодорожные накладные, само по себе при наличии других доказательств не свидетельствует о том, что услуга не была отказана. Вместе с тем отметим, что в рассматриваемом случае все необходимые сведения, отражаемые в поручении экспедитору, квитанциях о приёме груза, были отражены сторонами в товарно-транспортных накладных.

На необходимость подтверждения реальности заключения и исполнения договора транспортной экспедиции указано также в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011 N 07АП-10911/10. В частности, суд исходил из того, что сами по себе акты выполненных работ без соответствующих экспедиторских документов, заявки клиента и (или) транспортной накладной, содержащих сведения о характере груза и субъектах, вступивших в правоотношение по его перевозке (хранению), не могут служить достаточным документальным подтверждением отраженных в них операций.

Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15.12.2008 N 05АП-1955/2008 отметил, что непредставление налогоплательщиком товаросопроводительных документов, подтверждающих факт перевозки товаров, не может являться основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку Общество представило документы, подтверждающие его оплату, получение и оприходование.

Таким образом, в большинстве случаев судебная практика сводится к тому, что факт отсутствия транспортных документов, подтверждающих доставку товара, сам по себе не может являться основанием для отказа принятия расходов в целях налогового учета или предоставлении налогового вычета по НДС. Значимость данного факта необходимо оценивать с учетом конкретных обстоятельств доставки товара. На это указали и высшие судьи — например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10 по делу N А63-10110/2009-С4-9.

А вот в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2012 N Ф07-1242/12 по делу N А05-5441/2011 суд поддержал выводы нижестоящих судебных инстанций о том, что представленные налогоплательщиком в подтверждение факта оказания услуг договоры и акты выполненных услуг не содержат необходимой информации о перевозке груза, а потому не могут восполнить отсутствие экспедиторских расписок и товарно-транспортных накладных. То есть из этого можно сделать обратный вывод о том, что если в актах выполненных услуг содержатся все необходимые данные, в частности, предусмотренные п.п. 15 и 25 Порядка, этих документов достаточно для документального подтверждения понесенных расходов.

В постановлении от 17.12.2009 N Ф04-7728/2009 по делу N А45-9446/2009 ФАС Западно-Сибирского округа, отменяя решение суда нижестоящей инстанции, отклонил его ссылку на то, что доказательствами, обязательными для договора товарно-транспортной экспедиции, являются только экспедиторские и складские расписки, указав на положение п. 6 Правил ТЭД.

С учетом проанализированной нами арбитражной практики полагаем, что для документального подтверждения затрат по договору транспортной экспедиции для целей формирования налогооблагаемой прибыли достаточно акта, соответствующего требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Однако для избежания разногласий с налоговым органом и минимизации налоговых рисков организации следует иметь и надлежащим образом оформленные экспедиторские документы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Синельникова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Договор транспортной экспедиции

Транспортная экспедиция

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК).

Данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и

Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

транспортно-экспедиционного обязательства составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг.

К обязанностям экспедитора также относятся:

  • выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
  • сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;
  • предоставление по требованию клиента, приобретающего услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информации, предусмотренной законодательством РФ о защите нрав потребителей.

Круг обязанностей клиента установлен ст. 5 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». К их числу относятся:

  • уплата экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им в интересах клиента расходов;
  • своевременное представление экспедитору полной, точной и достоверной информации, а также документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Одна из особенностей транспортно-экспедиционного обязательства заключается в возможности его прекращения в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Нарушение экспедитором или клиентом обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции, влечет наступление юридической ответственности стороны, совершившей такое нарушение. Ответственность экспедитора и клиента определяется по правилам гл. 25 ГК РФ. Однако для экспедитора законодатель предусматривает одно исключение. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности — один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.


Договор транспортной экспедиции (образец)

Договор

транспортной экспедиции

г. ______________ «___» ___________ 20__г.

________________________________________________________________________,

(наименование организации, Ф.И.О. гражданина-предпринимателя)

именуем __ в дальнейшем «Экспедитор», в лице ___________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ______________________________________________,

(устава, положения, доверенности)

с одной стороны, и _____________________________________________________,

(наименование организации, Ф.И.О. гражданина)

именуем __ в дальнейшем «Клиент», в лице _______________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ________________________, с другой стороны,

заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанность за

вознаграждение и за счет Клиента организовать выполнение следующих услуг,

связанных с перевозкой груза:

организовать перевозку грузов транспортом Экспедитора по маршруту

заключить от имени Клиента договоры перевозки грузов;

обеспечить отправку и получение грузов;

получать и оформлять необходимые для перевозки грузов документы;

проверять количество и состояние грузов;

организовать погрузку и выгрузку грузов;

выполнять таможенные и иные формальности;

уплачивать за счет Клиента пошлины, сборы и другие расходы,

связанные с перевозкой грузов;

(перечень других необходимых для перевозки операций и услуг).

1.2. Клиент выдает Экспедитору доверенность на совершение действий,

необходимых для оказания Экспедитором услуг, указанных в п.1.1

настоящего договора.

1.3. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую

информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную

информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей,

указанных в п.1.1 настоящего договора.

1.4. В случае отказа Клиента от заявленной экспедиции он обязан

уведомить об этом Экспедитора с возмещением последнему фактически

понесенных расходов и уплатой штрафа в размере ____________ рублей.

Вознаграждение, предусмотренное в п.2.1 настоящего договора, в таком

случае не выплачивается.

1.5. В случае отказа Экспедитора от договора он обязан предупредить

об этом Клиента в _________________ (срок) и возместить Клиенту все

убытки, вызванные расторжением договора.

2. Вознаграждение экспедитора

и порядок расчетов

2.1. За оказание услуг, указанных в п.1.1 настоящего договора,

Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение в размере _________

рублей.

2.2. Не позднее __________ срока со дня подписания договора Клиент

обязан уплатить Экспедитору аванс в размере __% от суммы, указанной в

п.2.1 договора, т.е. _______________ рублей.

2.3. Последующие платежи производятся в следующем порядке:

2.4. Оплата вознаграждения производится Клиентом по безналичному

расчету, платежными поручениями.

3. Срок действия договора

3.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания

сторонами.

3.2. Настоящий договор заключен на срок до ________________________.

3.3. До завершения сторонами исполнения своих обязательств,

вытекающих из настоящего договора, соответствующие условия договора

сохраняют свою силу.

4. Ответственность сторон

и порядок разрешения споров

4.1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору

в связи с нарушением своей обязанности по предоставлению информации,

указанной в п.1.3 настоящего договора.

4.2. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом за неисполнение

или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору по

основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами

гл.25 ГК РФ. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства

вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то его

ответственность перед Клиентом определяется по тем же правилам, по

которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

4.3. Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем

договоре, определяются в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

4.4. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении

настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров

между сторонами.

4.5. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров

стороны передают их на рассмотрение в ____________ (указать место

нахождения арбитражного суда).

5. Дополнительные условия

5.1. Права и обязанности сторон, прямо не предусмотренные в

настоящем договоре, определяются в соответствии с ГК РФ и другими актами

гражданского законодательства Российской Федерации.

​Договор экспедитора с клиентом

Договор экспедитора с клиентом

Работа транспортно-экспедиторской компании рассматривается в настоящей главе, в основном на примере перевозки контейнеропригодных экспортных грузов. Это обусловлено тремя факторами:

• во-первых, транспортно-экспедиторское обслуживание этих грузов включает в себя наиболее широкий перечень обязанностей экспедитора;

• во-вторых, при выборе транспортно-технологической схемы доставки контейнеропригодных грузов необходимо оценить наибольшее количество различных вариантов;

• в-третьих, значительная часть контейнеропригодных грузов перевозится (и еще больше будет перевозиться) мультимодально, т. е. с использованием наиболее современной системы организации и коммерческой практики доставки грузов.

Транспортный экспедитор — это юридическое лицо, действующее в интересах и по поручению своего клиента для организации доставки принадлежащего ему (клиенту) груза. В РФ деятельность, связанная с транспортной экспедицией грузов, регламентирована главой 41 ГК РФ. Транспортно-экспедиторская компания должна иметь лицензию уполномоченного органа государственной власти.

В соответствии с требованиями ГК РФ, договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, условия договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Транспортный экспедитор заключает обычно со своим клиентом рамочный договор транспортной экспедиции, содержащий общие условия и порядок взаимодействия сторон, а вид и количество груза, направление, сроки перевозки и сквозная ставка провозной платы по каждой заявке оговариваются дополнительным соглашением или приложением, которые являются неотъемлемой частью договора. Ниже кратко рассматриваются статьи рамочного договора.

Преамбула. В ней указываются дата и место подписания договора; полное наименование и местонахождение (страна, город) компаний, между которыми заключен договор (в дальнейшем клиент и экспедитор); фамилии, имя и должность представителей компаний, подписавших договор, и основание, по которому они пользуются правом подписи, — устав либо доверенность.

При организации международных перевозок клиентом экспедитора может быть:

• покупатель товара, если сделка купли-продажи заключена на условиях базы поставки групп E и F (Incoterms-90);

• продавец, если купля-продажа товара осуществлена на условиях базы поставки C и D (Incoterms-90).

Продавец и покупатель, в зависимости от условий запродажного контракта, могут поручить экспедитору организовать полную мультимодальную перевозку «от двери до двери» либо только часть перевозки, т. е. ту часть, которая, согласно условиям запродажного контракта, лежит на ответственности клиента.

Клиентами экспедитора могут также выступать перевозчик (океанский, железнодорожный) либо транснациональная транспортно-экспедиторская компания, которые заключили договор мультимодальной перевозки с торговцем и затем, для выполнения отдельных видов работ и услуг, нанимают экспедитора в качестве своего субподрядчика. В настоящее время около 50% контейнерных перевозок выполняются океанскими линиями по мультимодальному коносаменту и предусматривают обязанность перевозчика полностью или частично организовать наземную доставку.

Предмет договора. В этой статье указано, что договор регулирует порядок взаимодействия сторон при выполнении экспедитором поручений клиента (заявок) на организацию перевозок грузов клиента. Здесь также устанавливается, что экспедитор при заключении договоров с субподрядчиками может выступать от своего имени, но по поручению и за счет клиента или от имени, по поручению и за счет клиента. Часто предусматривается использование обеих форм: договоры с наземными перевозчиками, стивидорными или иными компаниями подписываются экспедитором от своего имени, а договор морской перевозки — от имени клиента.

Обязанности экспедитора. Договором предусматриваются обязанности экспедитора по организации доставки груза. В частности, при мультимодальной перевозке контейнеропригодных экспортных грузов от склада предприятия экспедиторская компания разрабатывает транспортнотехнологическую схему доставки груза, организует и контролирует весь транспортный процесс, выполняет ряд работ и услуг собственными силами и средствами.

Разработка транспортно-технологической схемы доставки груза включает:

• выбор варианта перевозки: в прямом железнодорожном или автомобильном сообщении; мультимодальная перевозка с перевалкой груза на морские суда или суда «река-море», включая выбор порта перевалки;

• выбор технологии перевозки: в контейнерах, в пакетах или брейк-балком;

• выбор вида транспорта, типа транспортных средств и контейнеров: железная дорога с использованием вагонов на 122 или 138 м3 автотранспорт: фуры, тягачи и контейнерные трейлеры различных типов, морские или речные суда или суда «река-море» различных типов, контейнеры 20’ или 40’; обычные или OT (Open Top — контейнер с открытым верхом), HC (High Cube — контейнер высотой 8,5—9 фут), RC (рефрижераторный контейнер), TC (танкконтейнер для наливных грузов) и др.

В результате экспедитор представляет обоснованный вариант перевозки с указанием сквозной ставки и транзитного времени и с оценкой других показателей качества транспортных услуг: возможные задержки, сохранность груза, регулярность информации о местонахождении груза и т. д.

Обязанности экспедитора по организации и контролю транспортного процесса предусматривают: выбор и заключение договоров с субподрядчиками; подачу заявок на порожние контейнеры, средства транспорта, организацию подачи порожних контейнеров на склады клиента под затарку грузом, приема груза в порту; контроль состояния порожних контейнеров, вагонов, платформ, автофур, судовых грузовых трюмов; контроль работы стивидоров по погрузке и разгрузке транспортных средств, по размещению и креплению грузов в контейнерах, вагонах; организацию внутрипортового экспедирования и таможенного оформления грузов. По специальной заявке клиента — организацию страхования и охраны груза на время перевозки.

Как уже отмечалось, ряд работ и услуг экспедитор может выполнять собственными силами и средствами: перетарка, крепление груза, пакетирование, подработка дефектных грузовых мест; декларирование и таможенное оформление грузов; внутрипортовое экспедирование информирование клиента о движении груза; оплата в установленные сроки за счет клиента работ, выполненных субподрядчиками, фрахтование трамповых судов или бронирование вместимости на судах линейного плавания; получение от морского перевозчика сквозного коносамента и направление его клиенту, по заявке клиента — выпуск мультимодального экспедиторского коносамента FIATA (Приложение № 18).

Обязанности клиента. В соответствии с условиями договора, клиент:

• выдает доверенность экспедитору на право совершения транспортно-экспедиторских операций;

• предоставляет экспедитору в письменной форме поручение с указанием всего перечня работ и услуг; в случае возникновения любых изменений в составе поручения либо при возникновении изменений в графике завоза груза, его количества, номенклатуре, а также при возникновении любых других обстоятельств, которые могут повлиять на ход исполнения сторонами своих обязательств по договору, клиент обязан немедленно сообщить об этом экспедитору в письменной форме;

• предоставляет экспедитору груз в соответствии с предварительной информацией, согласован с экспедитором дату и место предоставления груза;

• в случае затарки груза в контейнеры на складах отправителя она должна производиться в соответствии с международными требованиями укладки и крепления груза в контейнерах;

• своевременно предоставляет всю необходимую документацию на груз и инструкцию по изданию коносамента;

• оплачивает счет экспедитора в согласованные сроки и способом, который оговорен в договоре.

Ответственность сторон. Каждая из сторон должна исполнить свои обязательства надлежащим образом, оказывая другой стороне всевозможное содействие в исполнении ею своих обязательств.

Стороны несут ответственность за неисполнение или небрежное исполнение своих обязательств по договору в соответствии с законодательством РФ.

Если в случае небрежного исполнения экспедитором поручений клиента и своих обязательств по договору у клиента возникают убытки, такие убытки подлежат возмещению.

Экспедитор не несет ответственности за качество и соответствие принятых к перевозке грузов документам, удостоверяющим их ассортимент, тип, марку и т. п., что является неотличимой особенностью груза и может быть определено исключительно путем экспертизы или анализа с выдачей сертификата качества или соответствия.

Экспедитор не несет ответственности за неисполнение контракта в целом или его отдельных условий, если это произошло из-за невыполнения клиентом своих обязанностей по контракту.

В случае, если из-за невыполнения клиентом своих обязательств или, в соответствии с его инструкциями, у экспедитора возникнут расходы, связанные с простоем вагонов, хранением груза и т. д., эти расходы должны быть возмещены экспедитору и включены в сумму окончательной оплаты. Такие расходы и убытки экспедитора должны быть подтверждены предоставлением соответствующих документов.

Если экспедитор, согласно договору, выполняет функции подрядчика на одном или нескольких звеньях транспортно-технологической цепи, например, автоперевозчика, стивидорной или складской компании, на него возлагается ответственность, предусмотренная ГК РФ для соответствующего подрядчика.

Расчеты между сторонами. Стороны оговаривают в данной статье договора порядок и сроки выставления счетов экспедитора клиенту, сроки их оплаты клиентом, валюту платежа. В тексте договора ставки оплаты за выполнение транспортных услуг обычно не указываются, однако оговаривается, что они согласовываются отдельно по каждой конкретной перевозке (заявке), оформляются в виде приложения к договору и являются его неотъемлемой частью.

Срок действия договора. Срок действия договора может быть указан двумя способами. В первом случае он указан явно, например:

«действие данного договора распространяется на заявки Клиента, полученные Экспедитором, до… (обычно до 31 декабря текущего года). Настоящий договор действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств». В этом случае в договор вносится условие о его пролонгации, например: «Если за один месяц до окончания срока действия договора ни одна из Сторон письменно не заявит о его прекращении, то срок его действия пролонгируется на новый календарный год»; и об одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции: «Любая из Сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую Сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением договора». Во втором случае срок действия договора не указан, но внесено условие о расторжении договора, например: «Каждая из Сторон может расторгнуть настоящий договор, проинформировав другую Сторону письменно за 30 дней до фактического расторжения».

Форс-мажор. При наступлении обстоятельств невозможности полного или частичного исполнения любой из сторон обязательств по договору, например, пожара, стихийных бедствий, забастовки, военных операций любого характера, распоряжения властей, блокады, срок исполнения сторонами их обязательств по договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства.

Сторона, для которой выполнение обязательств по данному договору стало невозможным, должна уведомить другую сторону о начале и окончании действия обстоятельств, препятствующих исполнению ею своих обязательств по договору.

В качестве доказательства, что форс-мажорные обстоятельства имели место в течение указанного срока, соответствующая сторона договора (клиент или экспедитор) должна представить подтверждение Торгово-промышленной палаты, В договоре может быть установлено, что в случае, если форс-мажор будет длиться сверх оговоренного срока, каждая из сторон имеет право заявить о его канцеллировании. Кроме того, определяется перечень форс-мажорных обстоятельств, при наступлении которых действие договора прекращается: запрет властей на определенные виды деятельности, стихийное бедствие, которое привело к уничтожению средств производства одной из сторон, и т. п.

Споры. Стороны устанавливают, что они примут меры к урегулированию споров путем прямых переговоров, оговаривают законодательство, по которому рассматриваются споры, и в каком арбитражном суде должны рассматриваться споры в случае их неурегулирования мирным путем. Иногда стороны оговаривают регламент арбитражного процесса, например, каждая из сторон в течение определенного периода времени назначает своего арбитра, назначенные арбитры выбирают суперарбитра, который рассматривает спор; в случае, если в согласованный срок только одна сторона назначила своего арбитра, он является единственным и рассматривает спор.

Прочие условия. В данной статье обычно оговариваются условия правового характера, относящиеся к договору в целом. Например: «Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны Лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами «Все условия договора, противоречащие императивным статьям ГК и других нормативных актов РФ, являются ничтожными. Если в результате изменения действующего законодательства какое-либо положение настоящего договора становится недействительным, это не должно затрагивать другие положения настоящего договора; недействительное положение заменяется положением, близким по смыслу с заменяемым, и допустимым в правовом отношении»; «Любые документы, связанные с настоящим договором, подписанные уполномоченными лицами Сторон и направленные Сторонами друг другу с использованием средств факсимильной связи, имеют юридическую силу»; «Все предварительные переговоры между Клиентом и Экспедитором становятся недействительными после подписания настоящего договора»; «Настоящий договор составлен на русском и английском языках, подписан обеими Сторонами на — листах в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: один — Клиенту, один — Экспедитору» и т. п. Крупная транспортно-экспедиторская компания обычно разрабатывает типовой договор с клиентом (раздельно по экспорту и импорту), в котором детально изложены обязанности, которые принимает на себя экспедитор, и указаны работы и услуги, которые он будет выполнять своими силами и средствами. При предварительных переговорах с новым клиентом этот типовой договор совместно с другими информационными материалами представляется на рассмотрение клиента. Такой типовой договор позволяет судить о профессиональном уровне экспедитора и одновременно является базой для заключения контракта.

При работе с крупными и постоянными клиентами один рамочный договор используется для организации перевозок грузов клиента на различных направлениях и в течение длительного периода.

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ №

г. «» г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1.1. Согласно настоящему договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза.

1.2. Срок действия настоящего договора: с «» года до «» года.

1.3. Стоимость оказываемых Экспедитором услуг составляет: рублей.

1.4. Клиент обязуется оплатить:

  • сумму, указанную в п.1.3., не позднее «» года г;
  • расходы, связанные с исполнением настоящего договора, не позднее дней с момента предоставления Экспедитором калькуляции затрат.

1.5. Денежные суммы, указанные в п.1.3. настоящего договора и в калькуляции затрат, выплачиваются в следующем порядке: .

2. ОБЯЗАННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА

2.1. Экспедитор обязуется:

  • организовать перевозку груза транспортом по следующему маршруту: ;
  • заключить от имени Клиента на основании доверенности договор перевозки груза;
  • обеспечить
  • обеспечить получение документов, требующихся для экспорта или импорта груза;
  • обеспечить выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверить количество и состояние груза;
  • обеспечить погрузку и выгрузку;
  • уплатить пошлины, сборы, произвести другие необходимые платежи, возложенные на Клиента;
  • обеспечить хранение груза и его получение в пункте назначения;

2.2. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего договора.

3. ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ

3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить – у Клиента необходимые дополнительные данные.

3.3. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

3.4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п.3.1.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА ПО НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору Экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК.

4.2. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность Экспедитора перед Клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий Перевозчик.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Любая из Сторон вправе отказаться от настоящего договора, предупредив об этом другую Сторону в разумный срок.

5.2. При одностороннем отказе от исполнения настоящего договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением договора.

5.3. Договор составлен в экземплярах.

6. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Клиент

  • Юридический адрес:
  • Почтовый адрес:
  • Телефон/факс:
  • ИНН/КПП:
  • Расчетный счет:
  • Банк:
  • Корреспондентский счет:
  • БИК:
  • Подпись:

Экспедитор

  • Юридический адрес:
  • Почтовый адрес:
  • Телефон/факс:
  • ИНН/КПП:
  • Расчетный счет:
  • Банк:
  • Корреспондентский счет:
  • БИК:
  • Подпись:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *