Положение по бухгалтерии

Положение о главных бухгалтерах

Интересные пункты 7 и 15
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 1980 г. N 59
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПОВЫШЕНИИ ЕГО РОЛИ
В РАЦИОНАЛЬНОМ И ЭКОНОМНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ,
ТРУДОВЫХ И ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
(с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002)
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 24 января 1980 г. N 59
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНЫХ БУХГАЛТЕРАХ
(с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение распространяется на главных бухгалтеров объединений, предприятий, организаций, учреждений, ведущих бухгалтерский учет и составляющих законченную бухгалтерскую отчетность, а также на главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий.
Особенности применения Положения в колхозах определяются Союзным советом колхозов.
2. Главные бухгалтеры обеспечивают организацию бухгалтерского учета в объединениях, на предприятиях, в организациях, учреждениях и контроль за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью социалистической собственности.
3. Главные бухгалтеры назначаются на должность и освобождаются от должности органами, назначающими руководителей объединений, предприятий, организаций, учреждений, по представлению руководителей этих объединений, предприятий, организаций, учреждений и начальников управлений (отделов) бухгалтерского учета и отчетности (главных бухгалтеров) вышестоящих органов.
Назначение на должность и освобождение от должности главных бухгалтеров предприятий и организаций потребительской кооперации, а также общественных организаций утверждаются вышестоящим органом в порядке, установленном в соответствии с их уставами.
Возглавляемые главными бухгалтерами бухгалтерии объединений, предприятий, организаций, учреждений являются их самостоятельными структурными подразделениями (службами) и не должны входить в состав какого-либо другого подразделения (службы).
4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю объединения, предприятия, организации, учреждения, а по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, порядка и методики осуществления контроля — начальнику управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности (главному бухгалтеру) вышестоящего органа.
5. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование.
В необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.
6. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Копия этого акта направляется в вышестоящий орган. В необходимых случаях прием и сдача дел главным бухгалтером производятся при участии представителя вышестоящего органа.
7. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему запрещается получать непосредственно по чекам и другим документам денежные средства и товарно — материальные ценности для объединения, предприятия, организации, учреждения.
8. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего — к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по объединению, предприятию, организации, учреждению.
9. В производственных (структурных) единицах объединений с разрешения министерства, ведомства может сохраняться должность главного бухгалтера.
II. Обязанности главных бухгалтеров
10. Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:
а) широкое использование современных средств механизации и автоматизации учетно — вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;
б) полный учет поступающих денежных средств, товарно — материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
в) достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно — монтажных и других работ, составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;
г) точный учет результатов хозяйственно — финансовой деятельности объединения, предприятия, организации, учреждения в соответствии с установленными правилами;
д) правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений; погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы;
е) участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно — материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб — непосредственное осуществление этих функций;
ж) проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;
з) составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;
и) осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно — финансовой деятельности объединения, предприятия, организации, учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
к) необходимую помощь постоянно действующим производственным совещаниям, общественным группам (бюро) экономического анализа и органам народного контроля в использовании учетных данных для работы по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов;
л) активное участие работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепления хозяйственного расчета;
м) своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий и подготовку предложений по улучшению их работы;
н) сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.
11. Главный бухгалтер совместно с руководителем соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать:
а) соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно — материальных ценностей;
б) правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;
в) соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно — материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;
г) взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;
д) законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
12. При наличии в составе объединения, предприятия, организации, учреждения самостоятельной финансовой службы на главного бухгалтера возлагаются обязанности по учету финансовых, расчетных и кредитных операций и контролю за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций.
13. Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно — материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.
В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю объединения, предприятия, организации, учреждения для принятия мер.
14. Документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно — материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Предоставление права подписания документов этим лицам должно быть оформлено приказом по объединению, предприятию, организации, учреждению.
Указанные выше документы без подписи главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально — ответственными лицами и работниками бухгалтерии данного объединения, предприятия, организации, учреждения, а также учреждениями банков.
Пункт 15 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002.
15. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно — материальных и других ценностей.
В случаях получения от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения, который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме сообщить руководителю вышестоящего органа.
Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения.
Разногласия между главным бухгалтером и руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются руководителем вышестоящего органа.
III. Права главных бухгалтеров
16. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение. Работники других подразделений и служб, занятые бухгалтерским учетом, по вопросам организации и ведения учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру.
17. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию или на вычислительные установки необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб объединения, предприятия, организации, учреждения.
За невыполнение или нарушение указаний главного бухгалтера, вытекающих из осуществления возложенных на него обязанностей, виновные могут лишаться по распоряжению руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения премий полностью или частично, а в необходимых случаях привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.
Подразделения и службы объединения, предприятия, организации, учреждения:
несут полную ответственность за законность совершаемых операций и правильность их оформления;
обязаны своевременно передавать в бухгалтерию или на вычислительные установки необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы — приказы, постановления, распоряжения, а также договоры, соглашения, сметы, нормативы и другие материалы.
За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером.
18. Назначение, увольнение и перемещение материально — ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других) производятся по согласованию с главным бухгалтером.
19. Договоры и соглашения, заключаемые объединением, предприятием, организацией, учреждением на получение или отпуск товарно — материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.
20. Главный бухгалтер имеет право:
а) требовать от руководителей бригад, участков, цехов, отделов и других подразделений и служб, а в необходимых случаях и от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения принятия мер к повышению эффективности использования государственных средств, к усилению сохранности социалистической собственности, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля, и в частности:
пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм;
улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованности отпуска этих ценностей для нужд производства, обслуживания и управления;
проведения мероприятий по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов, организации правильного первичного учета выработки продукции и движения деталей и полуфабрикатов, организации количественного (натурального) учета использования сырья и материалов в цехах, на производственных участках и т.п.;
б) проверять в структурных подразделениях и службах объединения, предприятия, организации, учреждения соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно — материальных и других ценностей;
в) подготавливать предложения о снижении размеров премий или лишении премий руководителей цехов, участков, бригад, отделов и других подразделений и служб, а также прорабов и мастеров, не обеспечивающих выполнения установленных правил оформления первичной документации, ведения первичного учета и других требований по организации учета и контроля;
г) вносить предложения в соответствующие комитеты народного контроля о производстве денежных начетов на должностных лиц, причинивших своими неправильными действиями или нераспорядительностью материальный ущерб государству, кооперативным и другим общественным предприятиям и организациям.
21. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны оказывать всемерное содействие главным бухгалтерам в исполнении ими обязанностей и использовании прав, предусмотренных настоящим Положением.
Любые попытки преследования главного бухгалтера за исполнение этих обязанностей и использование прав должны решительно пресекаться, а виновные в этом лица — привлекаться к строгой ответственности.
IV. Ответственность главных бухгалтеров
22. Главный бухгалтер несет ответственность в случаях:
а) неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;
Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству подпунктов б, в, г пункта 23 см. Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2002.
б) принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно — материальных и других ценностей;
в) несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
г) нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
д) несвоевременного проведения в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий;
е) составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии;
ж) других нарушений положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.
23. Главный бухгалтер несет наравне с руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения ответственность:
Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству подпункта а пункта 23 см. Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2002.
а) за нарушение правил и положений, регламентирующих финансово — хозяйственную деятельность;
Подпункт б пункта 23 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002.
б) за несвоевременное взыскание денежных начетов с должностных лиц на основе постановлений комитетов народного контроля;
Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству подпункта в пункта 23 см. Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2002.
в) за нарушение сроков представления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.
24. Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность главных бухгалтеров определяется в соответствии с действующим законодательством.
При этом дисциплинарное взыскание на главного бухгалтера налагается в порядке подчиненности соответствующим вышестоящим органом.
* * *
На предприятиях, в организациях и учреждениях, где должность главного бухгалтера не предусмотрена, старшие бухгалтеры пользуются правами и несут обязанности в соответствии с настоящим Положением.

Положение о главном бухгалтере

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО «Бета»
___________________ А.И. Петров

10.02.2014

ПОЛОЖЕНИЕ
о главном бухгалтере

10.02.2014 № 10-П

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета в ООО «Бета», контроль за рациональным, экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью собственности.
1.2. Возглавляемая Главным бухгалтером бухгалтерия ООО «Бета» является самостоятельным структурным подразделением.
1.3. Главный бухгалтер Общества назначается или освобождается от должности генеральным директором ООО «Бета» и подчиняется непосредственно генеральному директору ООО «Бета».
1.4. Главный бухгалтер руководствуется законодательством РФ, нормативными актами государственных органов, установленными в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета.
1.5. На должность Главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (экономическое) и стаж финансово-хозяйственной работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.
1.6. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех проводимых хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, ведение (совместно с финансово-экономическим отделом) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности.
1.7. Главный бухгалтер подписывает совместно с генеральным директором документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением генерального директора.
1.8. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах Главный бухгалтер письменно сообщает генеральному директору. При получении от генерального директора письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету Главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет генеральный директор.
1.9. С Главным бухгалтером согласовываются назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц.
1.10. На время отсутствия Главного бухгалтера его обязанности выполняет заместитель главного бухгалтера, который пользуется правами и несет ответственность согласно настоящему Положению.
1.11. На Главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему запрещается получать непосредственно по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для ООО «Бета».
1.12. При увольнении Главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному Главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего – работнику, назначенному приказом генерального директора), в процессе которой производится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого генеральным директором.

3. ПРАВА

3.1. Главный бухгалтер имеет право:
– составлять должностные инструкции для подчиненных ему работников, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение;
– требовать от всех подразделений, служб и работников ООО «Бета» надлежащего оформления финансово-хозяйственных операций первичными документами и их представления в бухгалтерию для ведения первичного учета;
– согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц;
– рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключаемые ООО «Бета», а также приказы, распоряжения и другие документы по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

4. ОБЯЗАННОСТИ

4.1. Главный бухгалтер обязан обеспечивать:
– полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
– достоверный учет себестоимости продукции (работ, услуг), исполнения смет расходов, реализации продукции (работ, услуг);
– точный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бета» в соответствии с установленными правилами;
– правильное начисление и своевременное перечисление платежей в федеральный и местный бюджет, взносов во внебюджетные фонды, погашение в установленные сроки задолженности по ссудам и кредитам; отчисление средств в различные фонды и резервы;
– составление бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета, первичных документов, предоставление ее совместно с генеральным директором в установленном порядке и сроки на рассмотрение совета директоров Общества, а также соответствующим органам;
– ведение совместно с финансово-экономическим отделом экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бета» по данным бухгалтерского учета в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
– сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.
4.2. Главный бухгалтер обязан контролировать:
– соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;
– правильность расходования фонда оплаты труда, строгое соблюдение финансовой и кассовой дисциплины;
– соблюдение установленных правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, внеоборотных активов, расчетов и платежных обязательств;
– контроль за взысканием в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;
– контроль за законностью списания с бухгалтерского баланса недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
4.3. Главный бухгалтер обязан вести учет финансовых, расчетных и кредитных операций и контроль законности, своевременности и правильности их оформления.
4.4. В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписок, использования средств не по назначению и других нарушений и злоупотреблений) главный бухгалтер обязан доложить об этом генеральному директору.
4.5. Главный бухгалтер обязан соблюдать установленные правила оформления должностными лицами первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.
Документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются генеральным директором и Главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Предоставление права подписания этими лицами оформляется приказом по ООО «Бета». Указанные документы без подписи Главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально ответственными лицами и работниками бухгалтерии Общества, а также учреждениями банков.
Другие документы подписываются должностными лицами, на которых возлагается обязанность их составления. Списки указанных лиц согласовываются с Главным бухгалтером и утверждаются генеральным директором.
4.6. Главный бухгалтер обязан регулярно информировать генерального директора, совет директоров Общества и общее собрание участников о результатах финансово-хозяйственной деятельности, проведенных ревизий, выявленных нарушениях, виновных в этом лиц, а также путях устранения недостатков финансово-хозяйственной деятельности и укрепления финансового положения ООО «Бета».

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Главный бухгалтер несет ответственность в следующих случаях:
– неправильное ведение бухгалтерского учета, следствием чего явились недостатки в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;
– принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат законодательству или установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
– несвоевременная и неправильная выверка операций по расчетным и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
– составление недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии;
– другие нарушения положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.
5.2. Главный бухгалтер несет наравне с генеральным директором ответственность за нарушение:
– правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
– сроков предоставления бухгалтерской отчетности соответствующим органам.

Положение составила:

Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева

ПОЛОЖЕНИЕ

о бухгалтерской службе

1. Общие положения

1.1. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением организации на правах службы и подчиняется непосредственно руководителю организации.

1.2. Структуру и штаты бухгалтерии утверждает руководитель организации с учетом объемов работы и особенностей финансово-хозяйственной деятельности.

1.3. В штатный состав бухгалтерской службы входят главный бухгалтер, ведущий бухгалтер и кассир. Дополнительно могут вводится другие должности.

1.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации.

1.5. Бухгалтерская служба в своей деятельности руководствуется: действующим законодательством, другими нормативными правовыми актами, утверждаемыми в установленном порядке, регулирующими бухгалтерский и налоговый учет, приказами, распоряжениями и указаниями руководителя организации по основной деятельности и по личному составу, настоящим положением.

1.6. Основными задачами бухгалтерской службы являются ведение бюджетного учета финансово-хозяйственной деятельности, осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей.

2. Функции

2.1. Организация бухгалтерского учета основных фондов, материальных запасов, денежных средств и других ценностей организации.

2.2. Организация расчетов с контрагентами по хозяйственным договорам,

с бюджетом и внебюджетными фондами.

2.3. Начисление и выплата заработной платы, своевременное проведение расчетов с сотрудниками организации.

2.4. Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходования полученных в учреждениях банков (кредитных организациях) средств по назначению.

2.5. Осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций.

2.6. Применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этих документов.

2.7. Обеспечение своевременного и правильного отражения на счетах бюджетного учета и в отчетности хозяйственных операций.

2.8. Организация контроля за сохранностью нефинансовых активов и денежных средств.

2.9. Составление и представление в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетности, отчетности в государственные социальные внебюджетные фонды, налоговых деклараций и пояснений к ним.

2.10. Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений.

2.11. Проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

2.12. Осуществление контроля за своевременным проведением и участие в проведении инвентаризации активов и обязательств организации, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

2.13. Составление и согласование с руководителем организации (при отсутствии плановых отделов и иных аналогичных подразделений) плановых калькуляций, смет расходов и расчетов к ним.

2.14. Участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности организации с целью выявлений внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов.

2.15. Осуществление мероприятий по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных работ.

2.16. Систематизированный учет положений, инструкций, других нормативных актов по вопросам организации и ведения бюджетного учета.

2.17. Обеспечение хранения бухгалтерских документов, регистров учета, иных документов, связанных с деятельностью бухгалтерской службы и бухгалтерского архива.

3. Права и обязанности

3.1. Требовать от подразделений и сотрудников организации представления материалов (планов, отчетов, справок и т.п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию бухгалтерской службы.

3.2. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей.

3.3. Представлять руководству организации предложения о наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных.

3.4. Осуществлять связь с другими организациями и государственными органами по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерии.

3.5. Указания бухгалтерии в пределах функций, предусмотренных настоящим положением, являются обязательными к руководству и исполнению всеми подразделениями и сотрудниками организации.

4. Ответственность

4.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на бухгалтерскую службу задач и функций несет главный бухгалтер организации.

4.2. Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности работников бухгалтерии в должностных инструкциях, утверждаемых руководителем организации по представлению главного бухгалтера.

5. Взаимоотношения, служебные связи

Структурные подразделения, сторонние организации

Бухгалтерская служба получает документы

Бухгалтерская служба передает документы

5.1. Взаимоотношения со структурными подразделениями

Кадровая служба

— приказы по личному составу; — табели учета рабочего времени сотрудников;

— больничные листы;

— отчеты о расходовании бланков трудовых книжек и вкладышей к ним.

— ведомости использования очередных отпусков;

— бланки трудовых книжек и вкладышей к ним.

Коммерческий отдел

— хозяйственные договоры, сметы, акты и другие материалы по вопросам выполнения договорных обязательств;

-счета на приобретение

товарно-материальных

ценностей;

— авансовые отчеты сотрудников

  • — сведения о нормах расхода денежных средств и материалов;

  • — сведения о затратах по видам деятельности и отдельным договорам;

— сведения об оплате счетов, дебиторах и кредиторах;

— указания по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений.

Секретариат

— копии приказов и распоряжений директора по основной деятельности

— корреспонденция в адрес бухгалтерии

— проекты приказов и распоряжений по вопросам финансовой деятельности;

— сводки, справки, сведения по запросам руководства;

— отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности

5.2. Взаимоотношения со сторонними организациями

Банк

— выписки по счетам и прилагаемые к ним документы;

— письменные разъяснения по вопросам взаимодействия с банком

— расчетно-платежные банковские документы; — чеки на получение денежных средств и объявления на взнос наличными; — сведения по вопросам работы с денежной наличностью.

Государственная налоговая инспекция

— акты и документы по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов в бюджет;

— письменные разъяснения по налогообложению.

— приказы, документы и пояснения, необходимые для правильного исчисления налогов; — расчеты по налогам (налоговые декларации);

— бухгалтерская отчетность.

6. Организация работы

6.1. Бухгалтерская служба работает в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации.

    1. Реорганизация и ликвидация бухгалтерской службы проводится на основании приказов директора учреждения.

Новый закон «О бухгалтерском учете»: права и обязанности главного бухгалтера

В предлагаемой статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) продолжает знакомить наших читателей с содержанием предписаний нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный материал посвящен рассмотрению определяемых новым Законом прав и обязанностей главного бухгалтера организации в части устанавливаемых квалификационных требований к его должности, а также порядку решения противоречий и споров между руководителями и главными бухгалтерами организаций.

Рассматривая положения нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 2011 года), мы подошли к нормам с наиболее волнующим содержаниям — предписаниям, определяющим права и обязанности главного бухгалтера.

Их важность и степень вносимых в соответствующие положения изменений требуют отдельного рассмотрения данных предписаний Закона 2011 года.

Если в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 1996 года) нормам о главном бухгалтере была посвящена отдельная статья 7 «Главный бухгалтер», то в Законе 2011 года положения, определяющие права и обязанности главного бухгалтера, квалификационные требования к этой должности, представлены в рамках статьи 7 «Организация ведения бухгалтерского учета».

Квалификационные требования

Закон 2011 года впервые на уровне федерального законодательства определяет обязательные квалификационные требования к главному бухгалтеру. Предписания Закона 1996 года таких требований не не выдвигали. Однако их существование далеко не ново для практики бухгалтерского учета.

Требования относительно необходимой квалификации главного бухгалтера содержит формально не утратившее силу до настоящего времени «Положение о главных бухгалтерах», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59, согласно пункту 5 которого «на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование». «В необходимых случаях, — устанавливает пункт 5 Положения, — по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет».

Уже после выхода в свет Закона 1996 года, в котором, как мы уже сказали, отсутствовали какие-либо требования к квалификации главного бухгалтера организации, Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 был утвержден «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (далее — Справочник), раздел 1 которого содержал перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера. В Справочнике относительно «требований к квалификации» главного бухгалтера указывается следующее: «высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет».

Говоря о данных требованиях, следует отметить, что данный Справочник является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России, однако, он лишь «рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики». При этом, согласно пункту 10 раздела «Общие положения» «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Таким образом, до выхода Закона 2011 года квалификационные требования к должности главного бухгалтера носили не более чем рекомендательный характер.

Возможность установления квалификационных требований к отдельным типам должностей устанавливается действующим трудовым законодательством. В соответствии со статьей 6 ТК РФ «к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих» в частности «особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников».

Следует отметить, что уже сам Трудовой кодекс содержит ряд предписаний относительно специфики трудовых отношений лиц, занимающих должность главного бухгалтера.

Так, согласно статье 70 ТК РФ, определяющей порядок проведения испытаний при приеме на работу, «при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе». При этом, согласно общему правилу, «срок испытания не может превышать трех месяцев, а для… главных бухгалтеров и их заместителей… — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом».

Статьей 75 ТК РФ предусмотрено, что «при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с… главным бухгалтером».

Согласно статье 81 ТК РФ, устанавливающей правила расторжения трудового договора по инициативе работодателя, основанием для такового может служить принятие «необоснованного решения… главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации».

Статья 145 ТК РФ специально определяет правила оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно статье 243 ТК РФ, «материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с… главным бухгалтером».

В соответствии со статьей 59 ТК РФ по соглашению сторон трудовой договор, заключаемый с главным бухгалтером, может быть срочным, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заключающей его организации.

Все приведенные нормы ТК РФ дают основание утверждать, что должность главного бухгалтера с точки зрения трудового законодательства имеет совершенно определенную специфику регулирования связанных с ее исполнением трудовых отношений. Этому общему посылу ТК РФ полностью соответствуют и рассматриваемые нами нормы статьи 7 Закона 2011 года, согласно которой,

Выдержка из документа

«в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики» (п. 4 ст. 7).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами» (п. 5 ст. 7).

Специально пунктом 6 статьи 7 Закона 2011 года определяется, что физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать всем вышеуказанным (п. 4 ст. 7 Закона) квалификационным требованиям. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего таким требованиям (п. 6 ст. 7 Закона).

Отдельно устанавливается, что «главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации» (п.7 ст. 7 Закона 2011 года).

Знакомство с рассматриваемыми положениями Закона 2011 года естественно вызывает вопрос о применимости их к лицам, уже работающим главными бухгалтерами и/или в организациях, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета на момент вступления Закона в силу. Ответ на него дает пункт 2 статьи 30 Закона 2011 года, согласно которому «положения частей 4 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возложено ведение бухгалтерского учета».

Квалификационные требования и аттестация профессиональных бухгалтеров

При рассмотрении норм Закона 2011 года, определяющих квалификационные требования к должности главного бухгалтера экономического субъекта, обращает на себя внимание, что данный Закон ничего не говорит о профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по определенной должности.

Здесь следует вспомнить о том, что уже 14 лет назад утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, определяя основные направления реформы учета в России, определяла, что «по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет». Это предполагает «создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др». Также в Программе говорилось о том, что в ходе ее реализации «будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций».

На основании данной Программы в том же 1998 году Институтом профессиональных бухгалтеров России (протокол № 14 от 29.09.1998) было утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, которое было одобрено Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (протокол № 8 от 30.09.1998). Данное Положение определило «порядок аттестации профессиональных бухгалтеров — главных бухгалтеров, бухгалтеров — консультантов (экспертов), бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами».

При этом, в пункте 1.5 Положения говорилось о том, что «в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера рекомендуется производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера».

Эта рекомендация получила отклик, и вот уже в 2000 году в Указаниях об объеме форм отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н в реквизитах бухгалтерского баланса (формы № 1) появляется указание номера «квалификационного аттестата профессионального бухгалтера», что вызывает бурные волнения в профессиональном сообществе, особенно среди наших коллег, не имевших на тот момент такого аттестата.

Разъяснило создавшуюся ситуацию письмо МНС России от 20.04.2001 № АС-6-16/332@ «О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера», в котором говорилось:

Выдержка из документа

«в связи с поступившим обращением первого заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова, содержащим информацию о фактах предъявления отдельными налоговыми органами требований об обязательном наличии в бухгалтерской отчетности данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее:… до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование налоговых органов об обязательном наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера при представлении налогоплательщиком отчетности в налоговые органы является неправомерным. В то же время, в соответствии с установленным порядком заполнения форм бухгалтерской отчетности при составлении отчетности по установленным формам, организация должна заполнять все предусмотренные указанными формами реквизиты либо проставлять прочерки при отсутствии соответствующих показателей».

Шло время, многие наши коллеги стали членами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), сдача ими квалификационных экзаменов повышала уровень их профподготовки, однако, необходимость профессиональной аттестации так и не получила законодательно определенного статуса. При этом формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, указания на номер квалификационного аттестата главного бухгалтера, составившего отчетность, уже не содержат.

Порядок урегулирования возможных разногласий между руководителем и главным бухгалтером

Мы подошли к рассмотрению очень важной нормы закона, иногда приобретающей решающее значение в работе главного бухгалтера организации — это предписания Закона относительно порядка урегулирования возможных разногласий между главным бухгалтером и руководителем экономического субъекта относительно осуществления хозяйственных операций компании и/или отражения их в бухгалтерском учете.

У этой нормы долгая история, восходящая к упоминавшемуся выше Положению о главном бухгалтере. Мы не случайно упоминаем об этом, давнем для современной учетной практике, документе. Именно его содержание в соответствующей части повлияло на процедуру принятия и содержание положений Закона 1996 года, и отразилось в новых предписаниях Закона 2011 года.

Пунктом 15 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59 устанавливалось следующее:

Выдержка из документа

«главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

В случаях получения от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения, который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме сообщить руководителю вышестоящего органа.

Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения.

Разногласия между главным бухгалтером и руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются руководителем вышестоящего органа».

Правильное понимание данных предписаний возможно только в контексте общей системы норм советского законодательства и определяемой им роли бухгалтерского учета и бухгалтера по обеспечению «контроля за сохранностью социалистической собственности и выполнением плановых заданий» (Постановление Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59).

Однако, несмотря на это, процитированные нами предписания Положения о главных бухгалтерах нашли отражение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, а затем и в содержании Закона 1996 года.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 7 Закона 1996 года «в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

В чем же состоит смысл указанной нормы Закона 1996 года? По содержанию она напоминает пункт 25 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, который устанавливал, что «главному бухгалтеру (бухгалтеру) запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер (бухгалтер) письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя организации письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету, главный бухгалтер (бухгалтер) исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации». И действительно, соответствующая статья Проекта Закона РФ «О бухгалтерском учете», принятого Государственной Думой 14.07.1995, одобренного Советом Федерации 03.09.1995, фактически повторяла смысл указанных предписаний Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. В пункте 4 статьи 7 Проекта Закона говорилось: «документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству, либо нарушающим договорную или финансовую дисциплину, принимаются главным бухгалтером к исполнению только с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

Однако именно включение в текст Проекта Закона указанной нормы явилось одной из главных причин отклонения его Президентом РФ. В письме Президента РФ от 20.10.1995 № Пр-1561, обосновывающем причины отклонения Проекта Закона говорилось следующее: «Согласно п. 3 ст. 7 Федерального Закона, одной из основных задач главного бухгалтера является обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации. А в соответствии с п. 4 этой же статьи, главный бухгалтер сознательно по письменному распоряжению руководителя может нарушать законы, принимая к исполнению документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную и финансовую дисциплину…. Данная норма — указывалось в письме — не отвечает здравому смыслу и противоречит ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Таким образом, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 года в действующей редакции получил значение нормы, уточняющей содержание пункта 3 статьи 1 Закона 1996 года, одной из основных задач учета определявшей «предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации». С этой точки зрения, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 касается разногласий по вопросам экономической целесообразности (эффективности) осуществляемых организациями хозяйственных операций, но никак не соблюдения законодательства.

В подтверждение этому рассматривавшийся нами выше пункт 15 Положения о главных бухгалтерах был признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002. Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2002 № КАС 02-331 указанное решение было оставлено без изменения.

Новый Закон «О бухгалтерском учете» также не обошел вниманием вопрос разногласий между руководителем организации и ее главным бухгалтером. Пункт 8 статьи 7 Закона 2011 года гласит следующее:

Выдержка из документа

«в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период».

Здесь, учитывая все вышесказанное, хочется обратить самое пристальное внимание читателей на то, что, хотя речь в данной норме закона идет о противоречиях «в отношении ведения бухгалтерского учета», «ответственности за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период», то есть «за созданную в результате этого информацию», никакое распоряжение руководителя никогда не освободит бухгалтера от ответственности за нарушение действующего законодательства, а обращение к руководителю и получение от него письменных распоряжений в соответствующих случаях будет лишь указывать на понимание бухгалтером и его руководителем фактического содержания отражаемых в учете хозяйственных фактов.

Вопросы, регулируемые трудовым законодательством

Статья 7 Закона 1996 года, согласно которой главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации (п. 1 ст. 7 Закона 1996 года), «подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности» (п. 2. ст. 7 Закона 1996 года), а также предписание Закона, по которому «требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации» (п. 3 ст. 7 Закона 1996 года) в Законе 2011 года отражения не нашли. То есть данные вопросы, не являясь предметом Закона «О бухгалтерском учете», регулируются в порядке, определяемым действующим трудовым законодательством.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *