Плановая проверка трудовой инспекции

Содержание

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

— задержка выплаты или невыплата заработной платы;

— неверный расчет компенсаций при увольнении;

— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

— коллективный договор;

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться?

Какими бывают трудовые проверки? Основания для проверок ГИТ

Плановая проверка ГИТ — что проверяют инспекторы

План проверок Роструда в 2020 году — где взять?

Виды документов, интересующие инспекторов при плановом контроле

Границы внепланового контроля Роструда

Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок

Как ответить на запрос трудовой инспекции?

Права инспекторов ГИТ при выездной проверке

Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться и как?

Итоги

Какими бывают трудовые проверки? Основания для проверок ГИТ

Проверочные мероприятия ГИТ бывают плановые и внеплановые. Первые из них носят профилактический характер и не зависят от действий работодателя и третьих лиц.

Ранее предприятия проверялись инспекцией не чаще чем 1 раз в 3 года — по общей норме ч. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Ныне частота планового контроля ГИТ зависит от категории риска, присвоенной работодателю. Так, проверки работодателей с высокой категорией проводятся не чаще 1 раза в 2 года, а с низкой — не проводятся вообще (см. пп. 17–24 Положения о надзоре по труду, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

Истечение указанных сроков с окончания последнего планового контроля или регистрации предприятия само по себе уже является основанием для новой проверки.

Для внепланового контроля установлены специальные основания (ч. 7 ст. 360 ТК РФ):

1. Истечение срока устранения нарушений, установленного в ранее выданном работодателю предписании.

2. Поступление в инспекцию:

  • информации о нарушениях на предприятии, которые повлекли угрозу жизни и здоровью людей, невыплату зарплаты или выплату ее ниже МРОТ;
  • информации о не оформленных надлежащим образом трудовых отношениях;
  • жалобы на нарушение трудовых прав или заявления о проверке условий охраны труда от сотрудника.

3. Приказ руководителя инспекции, изданный в соответствии с поручением Президента, Правительства или требования прокуратуры.

Плановая проверка ГИТ — что проверяют инспекторы?

Цель плановых проверок любого из контролирующих органов — выяснить, соблюдают ли хозяйствующие субъекты обязательные требования закона в той или иной сфере. Соответственно, предмет планового контроля ГИТ — соблюдение работодателями законодательства о труде и об охране труда.

Также в рамках планового контроля проверяют соответствие обязательным требованиям сведений, указанных в уведомлениях о начале определенных видов деятельности.

Напомним, что о начале деятельности в некоторых сферах должны обязательно уведомляться надзорные органы. Так, Роструд уведомляется о таких видах деятельности, как уход с обеспечением проживания и соцуслуги без обеспечения проживания (п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Методические рекомендации (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 №455) выделяют проверки комплексные и тематические (подп. 2.6 п. 2). Первые направлены на проверку соблюдения трудового законодательства в общем (по главным институтам трудового права).

Тематические проверки трудовой инспекции касаются отдельных институтов трудового права, например:

  • надлежащее оформление трудовых отношений;
  • обучение по охране труда;
  • своевременность и полнота оплаты труда;
  • предоставление компенсаций и гарантий и т. д.

На практике в планах ГИТ в графе «Предмет проверки» указывается стандартная фраза о проверке соблюдения законодательства о труде. Поэтому узнать, что проверит при проверке трудовая инспекция, заранее нельзя.

План проверок Роструда в 2020 году — где взять?

Информация о запланированных проверках Роструда находится в открытом доступе. Так, инспекции в регионах обязаны публиковать план на своих официальных порталах в интернете до 1 декабря года, предшествующего году проверки.

Кроме того, сведения о проверках трудовой инспекции включаются в единый сводный план проверок предпринимателей, формируемый Генеральной прокуратурой РФ. С помощью соответствующего сервиса на сайте органа можно узнать, какие плановые проверки ждут предприятие в текущем году.

ВАЖНО! Если организацию не включили в план, хотя срок очередной проверки подошел, в течение года этого сделать уже не могут. Исчерпывающий перечень оснований для изменения плана закреплен в п. 41 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент).

План поможет определить предполагаемый месяц проверки, но не ее конкретную дату. О начале плановой проверки инспектора ГИТ обязаны уведомить работодателя минимум за 3 рабочих дня до контрольного мероприятия путем вручения ему распоряжения на проверку (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

Виды документов, интересующие инспекторов при плановом контроле

Как правило, ГИТ требует при плановых проверках следующий перечень документов:

1. Документы, подтверждающие трудовые отношения:

  • трудовые книжки и вкладыши;

ВНИМАНИЕ! Если сотрудник выбрал электронный вариант ведения трудовой книжки, работодатель больше не отвечает за сохранность бумажного документа. Подробности см. в материале .

  • трудовые договоры и дополнительные соглашения.

2. Книга учета движения трудовых книжек.

3. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек.

4. Приказ о возложении обязанности по ведению трудовых книжек.

5. Обязательные локальные нормативные акты:

  • правила трудового распорядка;
  • положение о защите персональных данных;
  • положение, устанавливающее оплату труда, доплаты, надбавки и премии.

6. Коллективный договор (при наличии).

7. Обязательные кадровые документы:

  • штатное расписание;
  • табель учета рабочего времени;
  • личные карточки;
  • должностные инструкции;
  • график отпусков;
  • график сменности.

8. Форма расчетного листка.

9. Медицинские книжки.

10. Кадровые распорядительные документы и основания к ним (служебные записки, заявления и т. д.)

11. Журналы регистрации и учета (больничных, трудовых договоров, приказов, несчастных случаев на производстве и т. д.).

12. Инструкции и иные документы по охране труда (состав зависит от направления деятельности предприятия).

13. Документы, относящиеся к оплате труда (зарплатные ведомости, записки-расчеты и т. д.).

14. Журнал учета мероприятий по контролю.

Отметим, что большая часть нарушений связана с отсутствием каких-либо документов по охране труда.

Границы внепланового контроля Роструда

В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).

Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.

Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше. Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:

  • сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
  • данные о состоянии травматизма на предприятии;
  • акты о расследовании несчастных случаев и т. д.

ВАЖНО! На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.

В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.

Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок

Любая проверка ГИТ (как плановая, так и внеплановая) может проводиться в документарной или выездной форме. Форма контроля указывается в плане и распоряжении на ее проведение (по внеплановым проверкам — только в распоряжении).

ВАЖНО! Фактические действия инспекторов должны соответствовать форме проверки. Они не вправе явиться на предприятие, если проверка определена в распоряжении как документарная.

Осуществляемая Рострудом проверка по документам состоит из нескольких этапов:

  • Инспекция направляет в адрес предприятия письменный запрос с указанием перечня требуемых документов.
  • В течение 10 рабочих дней работодатель исполняет запрос.
  • При выявлении в документах ошибок, неточностей, противоречий ГИТ предлагает работодателю предоставить пояснения и дополнительные документы.
  • Если выявленные ошибки, неточности и противоречия не устранены, проверка трансформируется в выездную.

Как ответить на запрос трудовой инспекции?

Все документы работодатель предоставляет в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя организации или предпринимателя (либо иного уполномоченного на такие действия доверенностью лица), а также печатью (при наличии).

Трудовая инспекция не вправе требовать:

  • оригиналы документов и их нотариально заверенные копии;
  • документы, которые она может получить в порядке межведомственного взаимодействия.

В законе нет ограничения в отношении периода, за который ГИТ может потребовать документы. Не указывается проверяемый период деятельности и в распоряжении на проверку. Поэтому запрос может поступить в отношении любых документов, в том числе касающихся уже уволенных работников.

Объективно представить документы не всегда возможно из-за того, что срок их хранения истек и они были уничтожены. В такой ситуации работодателю следует в ответе на запрос пояснить причину отсутствия документов. См. также «Уничтожение документов с истекшими сроками хранения (акт)».

Напомним, что при уничтожении относящихся к трудовым отношениям документов нужно руководствоваться перечнем, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Обратите внимание! Приказ Росархива утвердил новые сроки хранения некоторых документов. Приказ действует с 18.02.2020 года. Подробности см. .

Непредставление документов в срок или представление их в неполном объеме без уважительной причины может повлечь для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Права инспекторов ГИТ при выездной проверке

Выездные проверки трудовая инспекция проводит по месту нахождения предприятия. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ ее проводят, если по документам оценить соответствие деятельности работодателя закону не представляется возможным.

Мнение о том, что ГИТ всегда обязана начинать только с документарной проверки, ошибочно. Однако если инспектора могли оценить отсутствие или наличие нарушений по документам, выездную проверку можно признать неправомерной через суд. В основном это касается внеплановых проверок по жалобам работников, то есть проверок, имеющих узкий предмет. В ежегодных планах обычно все проверки определены как выездные, оспорить их на этом основании невозможно.

При выездной проверке инспектора вправе (ст. 357 ТК РФ, ст. 12 Конвенция МОТ от 11.07.1947 №81 «Об инспекции труда…»):

  • при наличии распоряжения на проверку и служебных удостоверений в любое время беспрепятственно проходить на территорию предприятия и проверять состояние используемых зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т. д.;
  • запрашивать для ознакомления документы (причем инспектора вправе просить изготовить для них копии на безвозмездной основе), иную информацию;
  • беседовать с сотрудниками предприятия;
  • на месте выдавать предписания;
  • запрещать использование средств индивидуальной защиты, не соответствующих нормативам;
  • расследовать несчастные случаи на производстве и т. д.

Препятствование проверке будет расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться и как?

Подготовка к любой проверке ГИТ заключается:

  • в ознакомлении с нормативными актами, регламентирующими проведение проверок, уяснении прав и обязанностей — как своих, так и контролеров;
  • определении соответствия деятельности предприятия трудовому законодательству (в том числе в изучении документов на предмет согласованности между собой, наличия ошибок, соответствия их содержания закону);
  • оперативном устранении нарушений.

С 2018 года при плановом контроле ГИТ применяет проверочные листы (ч. 11.1–11.5 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Причем проверка должна ограничиваться вопросами чек-листов. Правда, до 01.07.2018 листы применяют только в отношении работодателей с умеренной категорией риска, а после указанной даты — в отношении любых работодателей.

Ответы на проверочные листы могут существенно помочь работодателю при подготовке к проверке, так как:

  • листы разработаны по большинству аспектов трудовых отношений;
  • контрольные вопросы сформированы исходя из наиболее типичных нарушений;
  • ответы на вопросы однозначно позволяют установить, есть ли нарушения.

Любой работодатель может скачать листы на официальном портале Роструда. Но мы рекомендуем воспользоваться расположенным там же сервисом «Электронный инспектор». Ответить на контрольные вопросы из всех разработанных чек-листов можно онлайн, а по завершении сервис дает рекомендации по устранению нарушений. Сервис бесплатный, доступен в любое время, а факт выявления нарушений никаких последствий для работодателя не повлечет.

Итоги

Конечно, возможность подготовиться к проверке трудовой инспекции есть не всегда. Ведь о некоторых проверках (например, по жалобам работника) инспектора даже не обязаны предварительно уведомлять работодателя. Рекомендуется держать кадровые документы в порядке и периодически проводить самопроверку с помощью чек-листов.

Документарные проверки

Их проводят в офисе трудовой инспекции. Инспектор к вам не поедет, но запросит документы, изучит акты предыдущих проверок и уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Ч. 3 ст. 11 ФЗ-294

Вы должны предоставить копии или электронные версии запрашиваемых документов в течение 10 рабочих дней (ч. 4 и 5 ст. 11 ФЗ-294). Если в процессе проверки инспектор нашёл ошибки или несоответствия, он запросит пояснения. Их нужно сдать в те же сроки.

Выездные проверки

Назначают, если инспектору необходимо лично убедиться в достоверности сведений о предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 12 ФЗ-294).

Во время выездной проверки смотрят:

  • документы юрлица или ИП;
  • состояние работников;
  • состояние имущества: территории, зданий, строений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров.

Ч. 1 и 5 ст. 12 ФЗ-294

Выездную проверку проводят так же, как и внеплановую: только при предъявлении инспектором служебного удостоверения и в присутствии руководства компании.

Как подготовиться к визиту трудовой инспекции

К визиту трудового инспектора нельзя подготовиться за сутки. Занимайтесь охраной труда систематически: проводите аудиты, инструктажи, медосмотры сотрудников и оценку условий труда.

Наймите специалиста по охране труда или научитесь сами

Если в штате менее 50 человек, охраной труда может заниматься руководитель. Для этого нужно пройти платное обучение в центре, аккредитованном Минтрудом России, получить диплом и удостоверение. Те же самые правила действуют и для индивидуальных предпринимателей.

Если в штате более 50 сотрудников, нужно нанять специалиста.

Проводите инструктажи

Для всех новых сотрудников, с которыми вы заключаете трудовой договор, нужно проводить вводный инструктаж (в том числе если вы ИП). Дату, время и результат инструктажа записывайте в специальном журнале. Попросите сотрудников оставить подпись рядом с этой записью и подтвердить, что они прошли проверку.

Инспектор захочет посмотреть этот журнал, когда приедет с визитом. Если обнаружит, что инструктаж не провели, оштрафует.

Организуйте медосмотры для сотрудников

Медосмотр — это не самостоятельная диспансеризация в поликлинике. Работодатель организует и оплачивает медосмотр, а медицинский центр, у которого есть лицензия на такой вид деятельности, его проводит.

Кому и как часто нужно проходить медосмотр, разъясняет закон. Регулярность зависит от должности и условий работы. Например, работник общепита посещает врачей один раз в год, машинист крана — один раз в два года. Есть исключения: сотрудников младше 21 года, занятых на любой работе, нужно отправлять на медосмотр раз в год.

По поводу офисных сотрудников, работающих за компьютерами (бухгалтеров, операторов, менеджеров), в законе конкретных указаний нет. Общая практика такова: если условия труда в норме, отсутствуют вредные и опасные факторы, медосмотр проводить необязательно.

Проводите специальную оценку условий труда (СОУТ)

Это нужно делать в любой компании и любому ИП с наёмными работниками раз в пять лет. Спецоценкой занимаются организации, аккредитованные министерством труда. Они смотрят на условия работы и вредные факторы (количество света, шума и пыли в помещении) и проверяют их соответствие нормам.

После проверки эксперт всё описывает в отчёте, а вы подаёте об этом декларацию в Роструд и знакомите сотрудников под подпись с результатами проверки их рабочих мест.

Когда в трудовой инспекции назначают внеплановую проверку?

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях возможна?

Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля

Границы и сроки незапланированных проверок государственной инспекцией труда (ГИТ)

Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?

Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки

Выездные проверки. Права и обязанности государственных инспекторов труда

Права работодателей при проведении проверок ГИТ

В каких случаях можно не пускать проверяющих

Возможна ли проверка в отсутствие руководителя предприятия

Итоги

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях возможна?

Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:

  1. Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
  2. Поступление в ГИТ:
  • информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
  • жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
  • заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
  • информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2018 году).

  1. Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.

Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.

Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля

Жалобы сотрудников являются наиболее распространенной причиной внеплановых проверок ГИТ. Работодателю следует знать следующее:

  1. Ст. 360 ТК РФ напрямую не предусматривает в качестве основания для проверки жалобу бывшего работника. Но кодекс вообще не знает такого понятия, как «бывший работник», и не разделяет права действующих и бывших работников на защиту своих интересов. Поэтому проверка, проведенная по заявлению уволенного сотрудника, правомерна.
  2. Если подавший жалобу работник пожелал остаться неизвестным, инспекторы ГИТ не вправе знакомить работодателя с ее содержанием, а также сообщать Ф.И.О. этого работника (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). В то же время инспекторы обязаны сообщить о предмете, целях и задачах проверки, об ее основании.
  3. Отзыв работником жалобы не является основанием для прекращения проверки (если на момент ее подачи имело место нарушение его прав), так как трудовые отношения носят частно-публичный характер. Оперативное устранение работодателем нарушений может учитываться при назначении административного наказания в качестве смягчающего обстоятельства.

Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ

В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).

Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.

Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Обратите внимание! Приказ Росархива №236 действует с 18.02.2020 года. Как изменились сроки хранения документов читайте .

При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.

Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.

Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?

Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:

  • берутся пояснения у заявителя;
  • изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
  • могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.

На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:

  • не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
  • установлено, что полученная информация не соответствует действительности.

В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

О предстоящем внеплановом контроле предприятие уведомляется не позднее чем за 24 часа до его начала. Уведомление не производится, если основанием для проверки выступили:

  • информация об угрозе жизни и здоровью людей;
  • жалоба работника на нарушение его трудовых прав.

Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки

Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).

Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.

Документарный контроль проходит в следующем порядке:

  1. Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
  2. При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
  3. Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.

Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.

При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.

Выездные проверки. Права и обязанности государственных инспекторов труда

Выездные контрольные мероприятия начинаются с предъявления инспекторами своих служебных удостоверений и копии приказа на проведение проверки (ч. 4 ст. 12 Закона 294-ФЗ). Последняя вручается представителю организации под расписку.

Права инспекторов ГИТ закреплены в ст. 357 ТК РФ. Они могут:

  • присутствовать на территории предприятия в любое время суток;
  • требовать документы, относящиеся к предмету проверки, иную информацию;
  • брать объяснения у представителя предприятия;
  • проводить изъятие используемых на предприятии веществ и материалов и т. д.

Ограничений по времени нахождения инспекторов на предприятии в рамках периода проверки нет. Хотя законодательство РФ напрямую не говорит об этом, согласно ст. 12 Конвенции МОТ «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 проверяющие могут беседовать с сотрудниками компании. Из ч. 6 ст. 12 Закона 294-ФЗ следует, что к проверке могут привлекаться эксперты, не состоящие в отношениях с проверяемой организацией.

ВАЖНО! Инспекторы ГИТ не вправе изымать оригиналы документов. Они могут запросить лишь заверенные представителем предприятия копии. Эти копии независимо от объема передаются на безвозмездной основе.

В то же время проверяющие должны строго следовать законодательству РФ (ст. 358 ТК РФ) и не выходить за пределы ограничений, установленных ст. 15 Закона 294-ФЗ. Например, они не вправе требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, и документы, которые имеются в распоряжении иных государственных или местных органов.

Права работодателей при проведении проверок ГИТ

Представители работодателей имеют право (ст. 21–22 Закона 294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • знакомиться со служебными удостоверениями инспекторов, с приказом на проведение проверки;
  • получать информацию о целях, основании, предмете проверки, о составе экспертов и т. д.;
  • быть ознакомленными с административным регламентом по данному виду контроля;
  • давать устные и письменные пояснения по предмету проверки;
  • по своей инициативе представлять документы;
  • знакомиться с результатами контроля и обжаловать его;
  • получать возмещение вреда, причиненного инспекторами в результате неправомерных действий.

При выездном контроле работодатель может позвонить в ГИТ и уточнить, действительно ли к нему были направлены проверяющие. Не будет лишним снять копии всех представленных инспекторами документов.

ВАЖНО! Работодателю не рекомендуется предоставлять документы, не относящиеся к предмету проверки. Следует помнить, что за его рамки выходить контролеры не вправе.

Отметим, что при передаче в ГИТ документов, содержащих персональные данные работников, согласие на обработку таковых брать не требуется (п. 2 ч. 1 ст. 6 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

В каких случаях можно не пускать проверяющих

В следующих ситуациях отказ работодателя представить документы (полностью или частично) и пустить проверяющих на свою территорию будет правомерен:

  • отсутствует приказ о проведении проверки и/или служебные удостоверения явившихся инспекторов;
  • приказ оформлен ненадлежащим образом: нет необходимых сведений (основание, цель, предмет, срок и т. д.), не подписан уполномоченным лицом, не удостоверен печатью;
  • указанный в приказе срок проверки не наступил или уже истек (даты начала и окончания должны быть указаны в приказе);
  • в приказе указаны не те проверяющие, которые фактически прибыли на предприятие;
  • указан иной вид контроля (например, документарный, при этом проверяющие явились на предприятие лично);
  • запрашиваемые документы не относятся к предмету проверки полностью или частично.

В иных ситуациях препятствовать проверяющим не следует, в противном случае работодатель будет привлечен к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Возможна ли проверка в отсутствие руководителя предприятия?

Если проверка документарная, то исполнить запрос ГИТ придется в любом случае. А при выездной проверке, согласно п. 2 ст. 15 Закона 294-ФЗ, нужно, чтобы присутствовало одно из следующих лиц:

  • руководитель организации/предприниматель;
  • уполномоченный представитель организации или ИП (по доверенности; как работник, так и стороннее лицо);
  • другое должностное лицо (имеются в виду лица, помимо руководителя имеющие право действовать без доверенности от имени организации).

Только лишь в присутствии рядовых работников ГИТ не вправе провести проверку. Некоторые работодатели используют это в качестве возможности для уклонения от проверки. Однако им нужно иметь в виду следующее:

  1. С 2017 года контролирующие органы получили право явиться для проверки повторно через 3 месяца в случае, если проверка не удалась по причине отсутствия представителя компании, причем без предупреждения (ч. 7 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
  2. Обеспечить присутствие своего представителя при выездной проверке — обязанность проверяемого (ст. 25 Закона 294-ФЗ).
  3. Ссылаясь на отсутствие представителя, нужно заручиться документальным подтверждением: приказом на отпуск, на командировку и т. д.
  4. Регулярное отсутствие представителя организации по прибытии проверяющих может быть расценено как уклонение от проверки, а это влечет ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Перечень оснований для незапланированной проверки ГИТ закрыт, но достаточно обширен. Предмет такой проверки будет зависеть от ее основания. Работодателю не рекомендуется уклоняться от оформленной надлежащим образом проверки.

Проверки государственными органами компаний различных форм собственности на предмет соответствия их деятельности нормам трудового права, закреплены законодательством РФ в сфере надзора. Для подобных действий государственных структур имеются соответствующие основания, регламенты и процедуры. Главной целью проверок трудовой инспекции является контроль за соблюдением должностными лицами, предпринимателями и организациями норм и требований трудового законодательства (статьи 353 и 356 ТК РФ).

Проведение трудовыми инспекциями (территориальными подразделениями Роструда) проверок организаций регулируется Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ № 875, закрепившем Положение о надзоре в сфере трудового законодательства и иными нормативными актами. На региональном и местном уровнях также имеются регламентирующие такие проверки законы.

Проверки трудовой инспекции – непростой период в жизни любого предприятия, огромная физическая и моральная нагрузка на руководство, финансовую и кадровую службы.

Поэтому, так важно знать характерные особенности таких мероприятий, и быть готовым к ним заблаговременно.

Основания для проведения проверок

Проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен строго законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие даже одного основания, из называемых Законом № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Для проведения внеплановой проверки нужен определенный повод, исходящий, как правило, от сотрудников предприятия и сигнализирующий о различного рода нарушениях (часть 7 статьи 360 ТК РФ):

  • обращение работника с заявлением в трудовую инспекцию о нарушении его трудовых прав со стороны работодателя;
  • поступление запроса о ревизии условий труда на рабочем месте от сотрудника какой-либо организации;
  • получение заявления от физических лиц, организаций, работодателей, органов государственной власти, СМИ о случаях нарушения норм трудового права. Эти действия должны нести угрозу нанесения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • завершение срока исправления работодателем нарушений по предписанию трудовой инспекции;
  • издание приказа (распоряжения) руководителя подразделения государственной трудовой инспекции об осуществлении внеплановой проверки по запросу прокурора, поручению Президента или Правительства.

Полезная информация руководителю о данной процедуре

Анонимные обращения трудовой инспекцией, как и другими государственными органами, не рассматриваются. В РФ это правило закреплено на законодательном уровне. В заявлении работника в трудовую инспекцию в обязательном порядке указывается его основные данные: ФИО, адрес и номер телефона.

Если жалоба подана сотрудником на работодателя, то последний, как правило, желает владеть информацией, от чьего имени было заявлено о факте нарушений. Однако, сотрудник может сохранить данные о себе в тайне (обязательно упомянув об этом в заявлении), тогда инспекторы должны действовать строго конфиденциально (статья 358 ТК РФ).

Закон не предусматривает обязательного уведомления работодателей о проведении внеплановых проверок. Если предупреждение о дате начала инспекции не способно повлиять на качество проверки в целом, то трудовой инспектор может предупредить работодателя не позднее, чем за сутки до прихода проверяющих на предприятие, что чаще всего и происходит на практике.

Если имеет место не комплексная, а тематическая проверка выполнения требований законодательства в сфере труда, то инспекторы в своих действиях не имеют права выходить за рамки обозначенных вопросов, требовать сведения вне предмета ревизии. Так, если тема проверки – документы по охране труда, то проверяющие не могут касаться вопросов деятельности кадровой службы.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

При выявлении нарушений административная ответственность (штраф) может быть наложена не только на руководителя организации, но и на ее отдельных работников, к примеру, начальника отдела кадров, бухгалтера. Однако рядовых сотрудников оштрафовать нельзя.

Документация для ревизии инспекцией

Официально утвержденного состава и порядка документов, которые необходимо проверить инспекции, не существует. Неважно, какого рода проверки проводятся в организациях, – плановые или внеплановые, трудовая инспекция вправе затребовать любые документы, касающиеся деятельности организации в сфере труда. Особенно, если речь идет о комплексных проверках. Предъявляются как оригиналы документов для инспектирования, так и подтверждения того, что работники были ознакомлены с ними (росписи в журналах). С полученных оригиналов допустимо делать копии и выписки.

Весь массив инспектируемых документов можно разделить на три большие группы:

  • Документы кадровой службы: Устав и Учредительный договор, коллективный договор, трудовые договоры, трудовые книжки с вкладышами, личные карточки работников, различные должностные инструкции (например, инженеров ПТО, менеджеров по работе с клиентами, бухгалтеров, делопроизводителей и др.) и штатное расписание, многочисленные приказы по кадрам (о приеме, об увольнении, о переводе, об отпуске, о поощрениях, о командировках и др.), больничные листы, графики отпусков и соответствующие извещения, табель учета рабочего времени, положение об оплате труда и премировании, журналы и книги учета и ознакомления (книга учета движения трудовых книжек и вкладышей, журнал регистрации входящих и исходящих документов, журнал ознакомления с локальными нормативными актами и др.).
  • Документы бухгалтерии: многочисленные документы, связанные с оплатой труда – платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и др.
  • Документы по охране труда: ПВТР, положение о персональных данных, инструкции, связанные с охраной труда, положения об аттестации, документы об обучении и медосмотрах граждан, журнал инструктажа по технике безопасности, журнал регистрации несчастных случаев, соответствующие приказы (распоряжения) работодателя и др.

Проведение проверки в бухгалтерии и в отделе кадров

Бухгалтерский отдел и отдел кадров – ключевые участки ревизионных действий уполномоченных органов. Именно в этих местах на предприятии и сосредоточено основное количество необходимой документации.

В бухгалтерии осуществляется проверка соответствия системы оплаты труда на предприятии действующему законодательству, выявляются, не нарушены ли экономические права работников. Проверяющими могут быть затребованы: платежные ведомости, расчетные листки работников, лицевые счета сотрудников, касса, чековые книжки.

Частыми нарушениями на этом участке работы могут быть:

  • игнорирование оповещения работников о зарплате при помощи расчетных листков;
  • неправильное оформление платежных ведомостей;
  • отсутствие подписей работников на документах, ошибки в лицевых счетах сотрудников и др.

Предметом проверки в отделе кадров являются: учредительные документы организации, коллективный и трудовые договора, трудовые книжки и их вкладыши, документы по отпуску и выплате заработной платы, локальные акты организации, документы, связанные с охраной труда, приказы и распоряжения работодателя, извещения и уведомления, заявления и справки, журналы и книги учета с подписями ознакомленных с правилами и событиями сотрудников.

Изучаются кадровые приказы: приказы о приеме на работу, о переводе, об отпусках, об увольнении, о командировке, о поощрении, по формам, утвержденным Госкомстатом РФ от 2004 года. Также ревизоров могут заинтересовать приказы о дисциплинарных взысканиях, о сверхурочных работах, об отстранении от работы, о временном переводе из-за производственной необходимости и т.п.

Локальные нормативные акты должны иметь форму и содержание в строгом соответствии с законом, не должны допускать противоречий по отношению друг к другу, а также к трудовым договорам и штатному расписанию (разный рабочий график, различные системы оплаты труда и др.).

Частые документальные нарушения в кадровой службе:

  • отсутствие трудовых договоров, либо неверное их оформление (не указаны какие-либо из существенных условий, отсутствует размер заработной платы или ее сумма меньше МРОТ, нет подписей работников о получении экземпляра договора и др.);
  • ошибки при оформлении графика отпусков (отсутствие самого графика, подписей работников об ознакомлении с периодом отпуска, нарушение сроков выплаты отпускных и др.);
  • неправильные записи в трудовых книжках, личных делах, личных карточках сотрудников;
  • отсутствие правил внутреннего трудового распорядка, других локальных актов, документов по охране труда, либо работники с ними не ознакомлены;
  • неверное оформление данных по зарплате (не обозначено время и место выдачи денег в ПВТР, коллективном договоре, трудовых договорах), не оговорена величина надбавок;
  • ошибки в документах по учету рабочего времени и штата: табеле учета рабочего времени, штатном расписании.

По результатам плановой проверки составляется специальный акт, а если имели место нарушения, – соответствующий протокол. Работодателю выдается предписание об их устранении в определенный срок.

Если этого не последовало, то вступает в силу административная ответственность по отношению к руководителю на основании Кодекса об административных правонарушениях. Проверка предприятия трудовой инспекцией может быть обжалована либо главному госинспектору труда РФ, либо с помощью подачи искового заявления в суд.

Период проведения плановых проверок

Плановая проверка надзорного органа в сфере труда инспектирует трехлетний период деятельности предприятия. При этом в настоящее время на сайте Генпрокуратуры РФ можно узнать о графике плановых проверок организаций на определенный год. Такой план в обязательном порядке размещается на сайте до конца следующего перед проверочным года.

Роструд должен за три дня до начала уведомить организацию о проведении на ее территории плановой проверки. Проведение проверки, не включенной в общегодовой график, запрещается, ее результаты аннулируются.

Сроки проведения проверок трудовой инспекцией

Несмотря на то, что плановые проверки положено производить не чаще одного раза в три года, из этого правила имеются исключения. В отношении образовательных, медицинских организаций и предприятий социальной сферы проверяющие мероприятия осуществляются два раза и более в течение трех лет.

Внеплановая проверка может быть проведена в любой момент. Даты проверок фиксируются в журнале учета мероприятий по контролю.

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок – не выше 60 рабочих дней. Однако, если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Как правильно подготовиться к проверке

Проверка организации трудовой инспекцией является масштабным мероприятием, к которому невозможно подготовиться одномоментно. Поэтому, рекомендуется периодическое проведение внутреннего аудита документации предприятия, чтобы была полная готовность даже к внеплановой ревизии.

Лучше правильно оформлять документы сразу, «по факту», не откладывая «на потом», а также периодически приводить их в порядок, проверять на соответствие трудовому законодательству. У работодателя все обязательные документы по труду должны присутствовать в наличии и быть надлежащим образом оформленными.

В первую очередь, специалисты трудовой инспекции обращают внимание на наличие и правильное оформление различных правоустанавливающих документов в организации. Все типовые распоряжения и приказы должны составляться по специальным формам; под заявлениями и расписками работников – стоять их подписи; журналы – иметь твердые обложки, быть переплетены и прошиты, с нумерацией страниц, указанием общего количества листов, подписями ответственных лиц и печатью организации.

Также при проведении любого вида проверок во избежание штрафа, следует максимальное внимание уделить подготовке недостающих документов. Таковыми часто оказываются локальные нормативные акты, которыми любят пренебрегать небольшие фирмы. Проверяется не только их наличие, но и структура оформления, соблюдение их на практике.

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

Для удобства работы кадровой службы рекомендуется поместить отдельно перечень особых категорий работников: несовершеннолетних, находящихся в декретном отпуске, занятых на вредном производстве, сотрудников с особенностями возрастного развития, иностранных граждан, и др. В случае проверок трудовая инспекция уделяет соблюдению их трудовых прав повышенное внимание.

О правилах и особенностях проведения проверок трудовой инспекцией смотрите в следующей видеолекции:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *