Перечень обязательных учебных предметов

Содержание

7 предметов, которые дополнили бы школьную программу

Набор предметов в школьной программе никогда не был застывшей формой. Что-то появлялось под влиянием моды, что-то уходило вместе с политическим строем. Самое свежее и нашумевшее изменение — повсеместное внедрение «основ светской этики и религиозной культуры». Максим Макаренков задумывается о том, каких еще предметов не хватает в школьной программе.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Частное мнение родителя. Я постоянно слышу от своих знакомых, что современные дети подвергаются невыносимой нагрузке. И в школе, и дома без перерыва что-то учат, переписывают, зубрят (как я понимаю, готовятся к ЕГЭ). А школьную программу, по мнению многих родителей, давно пора проредить — слишком много лишнего. Чиновники от образования тоже заботливо советуют сократить учебную нагрузку и подумать лучше о здоровье детей. Я же, наоборот, вернул бы несколько предметов в школьную программу. Потому что дело не в количестве часов и нагрузке, а в подходе. На мой взгляд, задача школьного образования — подготовить всесторонне развитого гражданина, готового ответственно подойти к выбору своего дальнейшего пути в жизни. Готового, опять-таки ответственно, принимать и обосновывать самостоятельные решения. Все это требует изменения самой структуры преподавания и подготовки учителей.

Но давайте начнем хотя бы с возвращения (или внедрения) в школу нескольких очень важных предметов. Или, если угодно, помечтаем об этом.

ЛОГИКА

Чему учит: основам самостоятельного связного мышления. Умению не пугаться сложных задач. Навыкам разностороннего обоснования различных фактов, ситуаций и поступков. Логика — это предмет, который учит думать самостоятельно.

Именно логика позволяет решать сложные задачи и искать неочевидные решения. Она учит сосредоточенности, умению воспринимать большие объемы информации и делать выводы из внешне абсолютно разнородных данных.

Интересно, что непродолжительное время логика преподавалась в СССР. В 1947 (!) году она была введена во многих советских школах, а вывели ее за штат лишь в 1959-м, причем далеко не все педагоги были согласны с этим решением.

Почему надо преподавать: именно качественное обучение логике может стать серьезным подспорьем в борьбе с бедой XXI века — клиповым мышлением, при котором дети (да и взрослые тоже) не могут устанавливать взаимосвязи между фактами и событиями, а воспринимают лишь готовые сюжеты со сделанным за них выводом. Наконец, логика может сделать процесс размышления интересным и увлекательным.

РИТОРИКА

Чему учит: если логика учит думать, то риторика — говорить, договариваться и отстаивать свою точку зрения с помощью слов. Говорить так, чтобы тебя не просто услышали, а поняли; воздействовать на аудиторию силой слова. Огромное значение этому предмету придавал еще Ломоносов, написавший труд «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».

Почему надо преподавать: значение риторики для российского общества сильно недооценивается. Между тем, в паре с логикой это именно тот предмет, знание которого позволило бы избежать огромного количества конфликтных ситуаций. Сегодня в отдельных школах предпринимаются робкие попытки ввести риторику в качестве факультативного предмета. Я бы сделал этот предмет обязательным, а в старших классах ввел бы еще и экзамен. Причем в виде диспута.

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

Чему учит: история родного края, или же краеведение, учит любви и уважению к родной земле. Краеведение — увлекательное (таким оно по идее должно быть) путешествие по малой родине. Это сплав истории, этнографии, природоведения, географии, культурологии и других смежных дисциплин, который хороший педагог может сделать по-настоящему интересным.

Почему надо преподавать: человек, не знающий историю своей малой родины, всегда оторван от нее, его связь с окружающими людьми слабее. Даже к природе и своему дому он относится уже не так бережно, как тот, кто знает историю своего района, села, города. Чувство сопричастности к тому месту, где ты живешь, помимо прочего, прекрасный способ снизить уровень конфликтов в сложной среде российского общества.

АСТРОНОМИЯ

Чему учит: наука об устройстве вселенной, о том, насколько мал человек и как неизмеримо могуч его разум, способный объять и изучить бесконечность. Наука, дающая прекрасное представление о месте человека во вселенной.

Почему надо преподавать: отличный способ вложить детям в голову научный взгляд на мир, вселенную и человека в мироздании. Может послужить хорошей прививкой от религиозного фанатизма и мракобесия.

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Чему учит: основам взаимоотношений полов, нормам, правилам и психологическим приемам, позволяющим создавать крепкую дружную семью. В подростковом возрасте этот предмет должен был учить разумной осмотрительности и сдержанности, умению осмысливать свои чувства. Он должен был показать юношам и девушкам завтрашний день их безоблачной любви (а такой всем нам в 16 лет видится каждая влюбленность) и объяснить, что и совместная готовка ужина, и планирование расходов на месяц, — все это тоже любовь.

Увы, в советской школе «этике и психологии» категорически не повезло. Было понятно, что предмет, объясняющий детям, что же такое крепкая социалистическая семья, нужен, но на излете советской эпохи к делу подошли спустя рукава, и кадры для этого предмета готовились по остаточному принципу. Возможно, это была одна из самых больших ошибок советского руководства.

Почему надо преподавать: для подготовки граждан демократического светского государства. Для того, чтобы люди учились строить гармоничные, здоровые личные отношения вне зависимости от принадлежности к этническим группам и религиозным конфессиям. Именно поэтому преподавать этику и психологию семейной жизни следует как светский предмет.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА

Чему учит: к сожалению, такого предмета нет даже в планах и прожектах. Да и сам термин мало кому знаком. Между тем учить правилам информационной гигиены надо не только детей, но и взрослых. В первую очередь эта дисциплина должна ознакомить со способами определения вредной информации и обучать методам очистки от этого яда. Понимание того, что компьютерный вирус может быть гораздо менее опасен для жизни, чем необдуманно опубликованное фото, сомнительный рекламный ролик или очередной маркетинговый конкурс, также является ее задачей. Фактически это курс выживания в диких джунглях общества потребления.

Почему надо преподавать: мы и наши дети живем в крайне агрессивной информационной среде, постоянно воздействующей на наше сознание. С помощью множества каналов до нас доносят свои «сообщения» рекламные агентства, маркетологи, политики и множество других людей и организаций. Цель этих сообщений в конечном итоге одна: с помощью токсичной информации сформировать инфантильного послушного потребителя. Противопоставить этому общество может лишь методику обучения здравомыслию.

ТРИЗ (ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

Чему учит: эта прекрасная методика, разработанная советским изобретателем, педагогом и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером, и сегодня используется в самых разных компаниях при решении сложных технических задач. Учит она, как следует из названия, грамотно справляться со сложными изобретательскими задачами, прогнозировать развитие технических систем (ТС) и получать перспективные решения (в том числе и принципиально новые). Также она способствует развитию качеств творческой личности.

Почему надо преподавать: в школьной программе практически нет предметов, обучающих самостоятельному мышлению. Система тестов и экзаменов прекрасно справляется с обучением использованию определенных шаблонов и правил, но не в состоянии научить рациональному использованию мышления; она в принципе не может обучить тому, как создать что-то новое. ТРИЗ учит творческому использованию полученных знаний. По сути эта методика может стать краеугольным камнем системы обучения. Ведь она наглядно показывает, ради чего нужно учиться.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

В царской России в перечне учебных дисциплин на первом месте стоял Закон Божий. Его осваивали в течение всего периода обучения. Закон Божий как предмет преподавания слагался в низших школах — из церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения и катехизиса, а в средних учебных заведениях к этому присоединялась история христианской церкви. Правом преподавания Закона Божия, на основании церковных канонов и действующего тогда законодательства, обладали исключительно священнослужители и лица, окончившие духовные школы не ниже семинарии. Кроме преподавания Закона Божия законоучитель руководил ещё и молитвой учеников, чтением ими Священного Писания и религиозных книг.

Помимо общеизвестных учебных дисциплин, имела место космография — учебный предмет, преподававшийся в средних учебных заведениях и содержавший краткие сведения по астрономии, геодезии, физической географии и метеорологии. Термин «космография» ввёл Клавдий Птолемей (IV век до н. э.). Считалось, что космография — та отрасль познаний, которую особенно необходимо постичь юноше, причем одной из первых. Космография существовала до начала XX века.

ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН

Израиль. «Теория и практика кибервойн»

Определенную, и достаточно большую, часть нашей жизни мы проводим в интернете. Это ли не повод позаботиться о ее безопасности? На уроках теории и практики кибервойн старшеклассники Израиля будут учиться бороться с компьютерными вирусами и правильно вести себя в социальных сетях и блогах. Согласитесь, этот навык им еще как пригодится!

Армения. «Народные танцы»

У каждого танца Армении своя история и свой особый смысл. Поэтому армянские учителя решили сделать обучение народным танцам обязательным школьным предметом, посчитав, что обычных уроков родной культуры не достаточно. Чем не альтернатива обычной физкультуре?

Япония. «Любование природой»

На обычную прогулку этот урок похож только на первый взгляд. На деле школьников учат восхищаться красотой природы, а главное, радоваться общению с ней и удивляться ее причудам. Для этого необходимо уметь внимательно наблюдать за всем, что происходит вокруг.

ОПЫТ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Башкирия. «Пчеловодство»

Настоящая пасека с живыми пчелами — это диковинка! Такое можно увидеть разве что при школах Башкирии. Здесь уже больше сотни школ с собственными пасеками. Ведь башкирский мед считается одним из лучших в стране. На уроках пчеловодства дети изучают, как правильно ухаживать за пчелами, обрабатывать ульи, собирать мед и разбираться в нем. Работа на пасеке приучает человека быть аккуратным и терпеливым — а эти качества обязательно пригодятся в жизни.

Калмыкия. «Уроки шахмат»

Шахматный спорт всегда был популярен среди взрослых и детей Калмыкии. В 1998 году здесь построили даже Город шахмат (Сити-Чесс-холл), в котором проходят шахматные олимпиады. Неслучайно раньше всех уроки шахмат ввели в школьную программу именно в этой республике. Целью занятий является не обучение спортивной игре, а последовательное развитие мышления. Уроки строятся таким образом, чтобы не было проигравших.

Сегодня, спустя десять лет после введения предмета в сетку дисциплин, все дети Калмыкии умеют не только играть в шахматы, но и достойно проигрывать.

Ефим Рачевский,

директор ЦО «Царицыно» № 548

Я слышал о предложении вернуть в сетку дисциплин черчение (в классическом варианте), несмотря на то, что сейчас никто так уже не чертит, и этот предмет далеко не всем нужен. Как правило, такие предложения выдвигают те, кто считает, что вместе с СССР ушла самая лучшая в мире школа.

Меня удивляет, что сегодня, если в какой-то сфере нашей жизни что-нибудь не так, сразу «лезут» в школу. Появились обманутые дольщики — нужно придумать финансовое право; открыли целлюлозный комбинат — срочно ввести экологию и так далее. Существует наивное представление, что если ввести какой-то новый школьный предмет, жизнь сразу изменится. По ряду причин это заблуждение. В школе и так присутствует многопредметность. Есть классическая формула: треть предметов детьми изучается основательно; треть — время от времени; а изучение последней трети и вовсе имитируется. Поэтому я убежден в том, что с появлением новых предметов количество объектов имитации возрастет.

С 2020 года обязательными для изучения в школах оставят 6 предметов

Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2012 года) утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования.

Одним из новшеств является введение профильного образования. Теперь школьники смогут выбрать, по какому из профилей им обучаться: естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому или универсальному.
В рамках каждого из профилей изучается 9-10 дисциплин. При этом шесть предметов являются обязательными: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Остальные 3-4 предмета ученики могут выбрать. При этом в рамках каждого профиля необходимо изучить хотя бы по одной дисциплине из каждой обязательной предметной области (их перечень установлен ФГОС).
Также вводится двухуровневая система изучения предметов, то есть практически все предметы можно изучить либо базово, либо углубленно. При этом 3-4 профильные дисциплины осваиваются углубленно (однако это не касается универсального профиля). В то же время ученик может выбрать и другие дополнительные предметы. Например, такие как «Астрономия», «Психология», «Дизайн» и другие (в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения).
Установлено максимальное число учебных занятий — не более 37 часов в неделю.
Еще одним новшеством является индивидуальный проект, который каждый школьник должен выполнить под руководством своего наставника (тьютора). Срок его исполнения — 1-2 года. Проект готовится по одному или нескольким предметам в познавательной, практической, художественно-творческой или иной области деятельности. В результате должны получиться завершенное исследование или разработанный проект (инженерный, конструкторский, инновационный, социальный и другие).
Кроме того, все одиннадцатиклассники кроме математики, русского языка и литературы должны будут сдавать ЕГЭ по иностранному языку.
На основе ФГОС школы/лицеи/гимназии совместно ос органами местного самоуправления должны будут разработать свои основные общеобразовательные программы. Они должны состоять из двух частей — обязательной и «произвольной» (соотношение — 2 к 1) и трех разделов — целевого, содержательного и организационного.
Добровольно ФГОС можно применять уже с 1 сентября 2013 года. Повсеместно стандарт будет введен с 1 сентября 2020 года.

Список предметов в школе

В таблице приведены основные предметы школьной программы, изучаемые в начальной, средней и старшей школе. Галочкой отмечены в соответствующих графах предметы, преподающиеся в соответствующих классах.

Если галочки нет, то предмет не преподается в этом классе. Некоторые дисциплины могут изучаться в разных классах как факультативы, например риторика.

Предмет Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Чтение 12345 6 7 8 9 10 11 Труд 1234 5 6 7 8 9 10 11 Природоведение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Математика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Музыка (Пение) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Изобразительное искусство (Рисование) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Русский язык 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Родной язык 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Основы религиозных культур и светской этики 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Иностранный язык 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Граждановедение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Краеведение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 История 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Технология 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 География 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Биология 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Информатика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Обществознание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Черчение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Алгебра 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Геометрия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Физика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Химия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Естествознание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Основы экономики 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Правоведение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Философия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Экология 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Астрономия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Начальная военная подготовка (НВП) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Мировая художественная культура (МХК) факультативно Риторика факультативно

Кроме того, в некоторых школах производится обучение по углубленным и cпециализированным программам. Соответственно, в этих школах возможно и изучение английского с первого класса, и отсутствие или объединение некоторых предметов. Например, в физматклассах часто МХК и философию преподают совместно с историей и литературой.

Таким образом, данный список предметов отображает некоторую идеальную усредненную ситуацию в школах, а на самом деле в каждой конкретной школе есть небольшие отличия от этого списка предметов.

Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)

Математические

Матема́тика: 1—6 класс.
Алгебра: 7—11 класс.
Геометрия: 7—11 класс.
Статистика: 7(10-11) класс (не везде).
Экономика: 9(10)-11 класс
Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).

Естественно-научные

Окружающий мир: 1-4 класс

География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)

Гуманита́рные

Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:

«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»

Филологи́ческие

Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс

Трудовое обучение

Труд: 1-4 класс.
Технология : 5—11 класс.
Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.

Физкультура

Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.

Искусство в школе

Изобразительное искусство и художественный труд: 1—2 класс (иногда, за счёт объединения учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология (Труд)»
Музыка (Пение): 1—7 класс
Изобразительное искусство (Рисование): 1—11 классы не во всех школах (обязательно обучение до 7 класса)
Мировая художественная культура (Искусство): по БУП 2004 года в 8-9 классах, по БУП 2011 года — в 8 классе.
Гитара: 5—8 класс. Обычно как факультатив.

Прочие (факультативы)

Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.

Рабочая программа по Основам проектной деятельности рабочая программа (5 класс) по теме

Оглавление рабочей программы по ОПД учителя Дусмухамбетовой Х.А

Номер страницы

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Описание места учебного предмета в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Планируемые результаты изучения учебного предмета

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе Программ учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.

Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с социальным заказом участников образовательного процесса на изучение предмета ОПД выделено по 1 часу в 5-6 классах из части формируемой участниками образовательного процесса. Предмет ОПД изучается с 5-го класса.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Важнейшие личностные результаты обучения предмета: –гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; -уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Метапредметными результатами изучения курса «Основы проектной деятельности» является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД :

— Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и средства достижения цели. -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. -В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. -Выявлять причины и следствия простых явлений. -Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли и т.д.).

-Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

ПредметныеУУД::

-самостоятельная работа с каталогами в библиотеке; — поиск информации по заданному параметру; — работа со справочной литературой ; — нахождение информации в справочной литературе -работать с текстом при помощи разных приемов; -комбинировать разные способы первичной обработки информации; -работать с понятиями;

5.Содержание учебного предмета «Основы проектной деятельности»(5-6 классы)

-Модуль «От проблемы к цели» . Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов.

-Модуль «Работа с каталогами». Модуль ориентирован на развитие умений работать с каталогами.

-Модуль «Работа со справочной литературой. Модуль ориентирован на развитие умения находить информацию в справочной литературе;

-Модуль «Способы первичной обработки информации» (6 часов). Модуль ориентирован на развитие информационной компетентности.

-Модуль » Вместе к одной цели» (8 часов). Модуль ориентирован на развитие коммуникативной компетентности.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Условные обозначения:

Личностные УУД

Л-1– гармонично развитые социальные чувства и качества: Л-2-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; Л-3-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Л-4-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; Л-5-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Регулятивные УУД:

Р-1-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Р-2-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Р-3-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Р-4-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Р-5-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

П-1-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. П-2-Выявлять причины и следствия простых явлений. П-3-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; П-4-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

К-1- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). К-2-Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. К-3-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; К-4-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения(если оно таково) и корректировать его. К-5-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы, факты, гипотезы, теории) К-6-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

ПредметныеУУД::

Пр-1 -самостоятельная работа с каталогами в библиотеке; Пр-2- поиск информации по заданному параметру; Пр-3- работа со справочной литературой ; Пр-4- нахождение информации в справочнике: Пр-5-работать с текстом при помощи разных приемов; Пр-6-комбинировать разные способы первичной обработки информации; Пр-7-работать с понятиями;

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Основы проектной деятельности»5 класс

Предполагаемая дата проведения урока

>Корректиров ка

Фактическая дата проведения урока

>урока

п/п а

урока

в теме

Тема урока

Пункт учебника

ЭОР

Используемые технологии и методы

УУД

От проблемы к цели. (10 часов).

Описание ситуации.

п..1

личностно-ориентированное обучение: исследовательские методы в обучении;здоровьесберегающие технологии;.

Р-1-3; П-3;

Л-1-4

Пр-8

Определение признаков ситуации.

п..2

ИКТ; игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и технологии продуктивного чтения;

Р-1,2; П-1;

Л-1,4 Пр-8

Желаемая ситуация. Признаки желаемой ситуации.

п.3

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76567/?interface=catalog&class=47&subject=26&subject=28

ИКТ:

игровые; личностно ориентированные, здоровьесберегающие и технологии продуктивного чтения;

Р-1,3,4; П-3

Л-1-4

Пр-8

Пр-9

Анализ реальной ситуации. Постановка проблемы.

п.4

ИКТ; личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и технологии продуктивного чтения;

Р-1,2; П-1;

К-1; Л-1,4

Пр-8

Анализ реальной ситуации. Постановка проблемы.

П.5

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76567/?interface=catalog&class=47&subject=26&subject=28

ИКТ; игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и технологии продуктивного чтения

Р-1,3; П-2

Л-1,4

Пр-8

Пр-9

Постановка цели.

П.6

ИКТ; метод проектов;игровые технологии; здоровьесберегающие и технологии продуктивного чтения

Р-1-3,5; Л-1-3 П-2-4; К-1

Способ достижения цели.

П.6

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76567/?interface=catalog&class=47&subject=26&subject=28

ИКТ; личностно-ориентированные,

Р-1,2; П-2,4

Л-1-3

Постановка задач.

П.7

личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и

Л-1-4

Р-1,5; П-3

Урок-проект.Составления графика деятельности.

П.7

ИКТ; метод проектов; личностно- ориентированные, здоровьесберегающие технологии.

Р-1,4,5; П-3

Л-1,7

Урок рефлексии. От проблемы к цели

П1-7

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76567/?interface=catalog&class=47&subject=26&subject=28

ИКТ; метод проектов; здоровьесберегающие и технологии продуктивного чтения:

З-1,4,5; П-4; К-1; Л-1-3,7

Пр-8

Планирование деятельности (3 часа)

Планирование деятельности.

П.8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

личностно-ориентированные, здоровьесберегающие

Л-1-4; Р-1,2; П-3

Упражнения по освоению планирования деятельности.

П.8

ИКТ; личностно-ориентированные, здоровьесберегающие

Л-1-4,7; Р-1,5; П-2

Ресурсы (3 часа).

Виды ресурсов.

П.9

ИКТ; метод проектов: личностно-ориентированные,

Р-1,4,5; П-1;

К-1; Л-1-3

Планирование ресурсов.

Урок-проект. Ресурсы.

П.9

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

ИКТ; метод проектов;игровые технологии; личностно-ориентированные,

Р-1,4; П-1,2;

К-1; Л-1-3,7

Пр-7

Работа с каталогами.

(5 часов)

Организация информации в каталоге.

П.10

ИКТ; личностно-ориентированные,

Р-1,4; П-1,2;

К-1; Л-1-3,7

Пр-4

Виды информации.

П.11

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

ИКТ; технологии; личностно-ориентированные,

Р-1,4,5; П-1;

К-1; Л-1-3

Пр-4

Поиск информации в каталоге.

П.12

ИКТ; игровые технологии; личностно-ориентированные

Р-1,3-5; П-3,4

Л-1-3

Пр-1

Поиск информации по заданному параметру.

П13

ИКТ; метод проектов: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие

Р-1,4; П-1,2;

К-1; Л-1-3,7

Пр-2

Поиск информации в электронном каталоге

П.13

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

ИКТ; здоровьесберегающие: личностно-ориентированные

Р-1,4; П-1,2;

К-1; Л-1-3,7 Пр-2

Работа со справочной литературой.

(5 часов)

Виды справочной литературы.

П.14

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

ИКТ: здоровьесберегающие и технологии продуктивного чтения

Р-1,3-5; П-3,4

Л-1-3

Работа со справочной литературой.

П.15

ИКТ: и технологии продуктивного чтения личностно-ориентированные

Р-1-3; П-1,6,7

Л-1-4; К-1 Пр-6,7

Составление справочника по проекту.

П.16

ИКТ; метод проектов: личностно-ориентированные, технологии продуктивного чтения

Р-1,3; П-2-5

К-1; Л-1-3

Рефлексия. Работа со справочной литературой.

П14-16

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

личностно-ориентированные, технологии продуктивного чтения

З-1,3,4 П-6,7

Л-1-4,7:К-1

Способы первичной обработки информации. (7 часов)

Чтение текста с маркированием.

П.17

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

ИКТ; метод проектов: личностно-ориентированные,

Р-1,2; П-3-7;

Л-1-3

Пр-4-5

Презентация работы в паре «Чтение с маркированием».

П.18

ИКТ; метод проектов;игровые технологии; личностно-ориентированные,

Р-1,2; П-3-7

К-1; Л-1-4

Денотатный граф

П.19

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a60095858bc-11dbb66-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

ИКТ; личностно-ориентированные, технологии продуктивного чтения

Р-4,5 П-6,7

Л-1-4; К-1 Пр-4-5

Денотатный граф

П.19

ИКТ; личностно-ориентированные, технологии продуктивного чтения

Р-1; К-1

Л-1-4

Работа с терминами и понятиями.

П.20

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76565/?interface=catalog&class=47&subject%5b%5d=26&subject%5b%5d=28

ИКТ; личностно-ориентированные, технологии продуктивного чтения

Р-1,2; П-3;

К-1; Л-1-4,

Урок-проект. Коллажирование.

П.21

ИКТ; метод проектов;игровые технологии; личностно-ориентированные,

Р-1;

К-1 Пр-3

Л-1-4

Урок рефлексии. Проектная деятельность.

П.17-21

ИКТ, личностно-ориентированные, метод проектов

Р-1,2; П-3-7 Пр-6

К-1; Л1

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Основы проектной деятельности» 6 класс

Предполагаемая

дата

Корректировка

Фактическая дата

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Пункт учебника

ЭОР

Используемые технологии и методы

УУД

Модуль «От проблемы к цели» (3 урока).

Введение

Стр.3-4

Деятельностный м-д

Постановка проблемы.

П.1

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/81638/?interface=teacher&class=48&subject=26&subject=28&subject=29

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах;

Р-1-3,5; Л-1-3 П-2-4; К-1

Постановка цели.

П.2

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах;

Р-1,2; П-2,4

Л-1-3

Планирование.

П.3

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах;

Л-1-4

Р-1,5; П-3

Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8 уроков).

обучение на коммуникативно- познавательной и проблемно-поисковой основах;

Р-1,4,5; П-3

Л-1,7

Наблюдение.

П.4

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=teacher&class=48&subject=26&subject=28

личностно-ориентированное, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах; исследовательские методы в обучении; здоровьесберегающие технологии;

З-1,4,5; П-4; К-1; Л-1-3,7

Статистическое наблюдение.

П.5

личностно-ориентированные,

Р-1-3,5; Л-1-3 П-2-4; К-1 Пр-9 Пр-9

Динамическое наблюдение.

П.6

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=teacher&class=48&subject=26&subject=28

ИКТ; личностно-ориентированные, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах; исследовательские методы в обучении; здоровьесберегающие технологии;

Р-1,2; П-2,4

Л-1-3

Эксперимент, его особенности.

П.6

ИКТ; личностно-ориентированные, метод проектов

Л-1-4

Р-1,5; П-3

Краткосрочный эксперимент.

П.6

ИКТ; метод проектов; личностно-ориентированные,

Р-1,4,5; П-3

Л-1,7 Пр-9

Длительный эксперимент.

П.7

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/81638/?interface=teacher&class=48&subject=26&subject=28&subject=29

ИКТ; личностно-ориентированное, метод проектов;

З-1,4,5; П-4; К-1; Л-1-3,7 Пр-9

Выбор способа сбора данных.

П.8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=teacher&class=48&subject=26&subject=28

ИКТ, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах; исследовательские методы в обучении;

Р-3,4

Пр-6

Рефлексия. Наблюдение. Эксперимент.

П.4-8

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах; исследовательские методы в обучении;

Р-3,4

Пр-9

Модуль «Сам себе эксперт» (5 уроков).

Л-1-4; Р-1,2; П-3 Пр-9

Оценка по эталону.

П.9

рейтинговая технология

Л-1-4,7; Р-1,5; П-2, Пр-9

Критерии оценки.

П.10

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах

Р-1,4; П-1,2;

К-1; Л-1-3,7, Пр-9

Оценка продукта деятельности.

П.11

рейтинговая технология

Р-1,4,5; П-1;

К-1; , Пр-9 Л-1-3

Самооценка.

П.12

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах

Р-1,4; П-1,2; , Пр-9

К-1; Л-1-3,7

Рефлексия. Сам себе эксперт.

П.9-12

рейтинговая технология

Р-1,4; П-1,2;

К-1; Л-1-3,7, Пр-9

Модуль «Как работать вместе» (5 часов).

Кто со мной.

П.13

рейтинговая технология

Р-1,4,5; П-1;

К-1,3,4; Л-1-3

«За» и «против».

П.14

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах

Р-1,4; П-1,2;

К-1,2,3; Л-1-3,7

Как работать вместе.

П.15

рейтинговая технология

Р-1,4; П-1,2;

К-1,5,6; Л-1-3,

Как работать вместе.

П.15

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах

Р-1,4; П-1,2;

К-1,5,6; Л-1-3,7

Рефлексия. Как работать вместе

П.13-15

рейтинговая технология

Р-1,4,5; П-1;

К-1,5,6; Л-1-3

Модуль «Основы риторики и публичного выступления» (10 часов).

Как выступать успешно.

П.16

рейтинговая технология

Р-1,3-5; П-3,4

Л-1-3 Пр-7-К-2,3

Планирование выступления.

П.17

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах

Р-1-3; П-1,6,7

Л-1-4; К-1

Отличие устной речи от письменной.

П.18

П.19

ИКТ рейтинговая технология

Р-1,3; П-2-5

К-1; Л-1-3 Пр-7-

Как наше слово отзовется».

П.20

рейтинговая технология

З-1,3,4 П-6,7

Л-1-4,7:К-1

Урок рефлексии. Публичное выступление.

П.16-20

обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах

-1,3; П-2-5

К-1; Л-1-3

Урок рефлексии. Проектная деятельность.

Главы 1-4.

личностно-ориентированное обучение;

Р-1,2; П-3-7;

Л-1-3

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

-Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.

-Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

-Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.

-Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

-Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.

Электронные пособия:

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.

Модуль «От проблемы к цели» .

В результате освоения модуля обучающиеся:

1. научатся: а) обозначать проблему б) формулировать цель на основании проблемы; в) формировать план деятельности.

2. получат возможность научиться:

а) составлять описание и анализ ситуаций, в которых возникают проблемы; б) ставить задачи; в) планировать ресурсы.

Модуль «Работа с каталогами».

В результате изучения модуля обучающиеся:

2. получат возможность научиться: а) определять структуру каталогов; б) оформлять карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки; а) самостоятельно работать с каталогами в библиотеке; б) искать информацию по заданному параметру;

Модуль «Способы первичной обработки информации»

В результате изучения модуля обучающиеся:

1.научатся:

способам первичной обработки информации.

2 . получат возможность научиться: а) работать с текстом при помощи разных приемов; б) комбинировать разные способы первичной обработки информации; в) работать с понятиями;

Модуль » Вместе к одной цели»

В результате изучения модуля обучающиеся:

1.научатся: а) выполнять различные роли в команде; -б) б) согласовывать процедуры совместного действия, в) распределять зоны ответственности за коллективный продукт:

2. получат возможность научиться: -правилам командного поведения; -роли участников группового взаимодействия; -основным причины возникновения конфликта и способам продуктивного выхода из него.

Что такое проект в школе: работа над ученическим проектом от А до Я

Что такое проект в школе? Это метод, который включает в себя исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка, учит самостоятельно работать с информацией, уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы. Всё это очень важно знать и уметь применять в жизни.

Определение проекта в школе

Профессор Е.С. Полат под методом проектов рассматривает способ достижения познавательной цели через детальное изучение проблемы (технологию), которая в итоге будет иметь реальный, практический, соответствующе оформленный результат.

По его мнению, это также совокупность приёмов, действий проектантов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, которая имеет особое значение для всех участников процесса и должна быть выражена в виде определённого продукта.

Американские педагоги В. Килпатрик и Ф. Паркер сформулировали своё определение: проект – это акт практической деятельности, в основу которого положен целевой интерес ребенка, последовательное решение учениками жизненных ситуаций и проблем.

Таким образом, работа над проектом – это практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика, на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.

История возникновения

Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.

Школьные проекты появились в США

Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:

  • проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность;
  • участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности;
  • каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы.

В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».

В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных.

Виды школьных проектов

Существует множество разнообразных классификаций проектов. Большинство учёных разделяют школьные проекты по форме проведения, по продолжительности, по дисциплинам, по основной деятельности.

По форме проведения:

  • групповой;
  • индивидуальный.

По продолжительности:

  • мини-проект (урок или часть урока);
  • краткосрочный (4-6 уроков);
  • недельный (30-40 часов);
  • долгосрочный (годичный).

По дисциплинам:

  • монопредметный (в пределах изучения одной дисциплины);
  • междисциплинарный (интеграция разных дисциплин, их логическое совмещение).

По основной деятельности:

  • исследовательские;
  • поисковые, творческие;
  • информационные;
  • ознакомительно-ориентировочные проекты.

Исследовательский проект наиболее приближён к научному исследованию. Его цель – найти наиболее правильное решение поставленной проблемы, обосновать её актуальность, чётко и лаконично обозначить цель, основные задания, предмет и объект исследования, выбрать наиболее подходящие методы исследования, варианты решения проблемы, доказать и оформить полученные результаты.

Исследовательские проекты можно проводить как во время уроков, так и во внеклассной работе. К ним относится проведение социологических исследований, актуальных и интересных для населения, нахождение наиболее эффективных вариантов решения экологических проблем своего города, изучение традиций своего народа.

Творческие проекты интересны тем, что проектанты имеют неограниченные возможности для его реализации. Дидактическая цель творческого проекта – научить детей неординарно подходить к решению поставленного задания, выполняя задачи. Конечным продуктом такого проекта могут стать проведение праздника, выпуск газеты, организация выставки, монтирование видеофильма.

Информационный проект характеризуется наибольшей степенью точности, логичности. Он направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью обобщения и представления информации широкой аудитории. Результатом работы в этом виде деятельности будут научно-популярные статьи, схемы, алгоритмы, доклады, карты местности, сообщения, сценарные модели.

Ознакомительно-ориентировочные проекты сосредоточены на изучении социальных вопросов, интересующих собственно участников проекта. Продукт, полученный в результате деятельности, может быть использован в повседневной жизни класса, школы, города, страны.

Как видим, в основе классификаций проектов лежат совершенно разные принципы, что позволяет всесторонне изучить данный вопрос.

Этапы работы: от выбора темы до презентации

Работа над проектом состоит из трёх основных этапов:

I этап – подготовительный. На первом этапе участники выбирают тему, обосновывают её актуальность, формулируют проблему своего исследования. Нет проблемы – нет проекта.

II этап – основной. Непосредственная реализация проекта:

  • формирование групп, выбор тем исследований;
  • планирование работы, распределение обязанностей;
  • выбор основных источников информации, самостоятельная поисковая работа проектантов;
  • работа членов группы над реализацией проекта, выбор наиболее результативных способов презентации готового продукта. Определение основных критериев оценивания учеников.

III этап – заключительный. Защита проектов, рефлексия.

Условно работу над реализацией проекта можно назвать «5 П»:

  1. Проблема.
  2. Планирование.
  3. Поиск.
  4. Презентация.
  5. Продукт.

Таким образом, работа над проектом должна быть чётко структурирована, логично продумана и поэтапно реализована.

Что такое индивидуальный проект

По форме проведения проекты бывают индивидуальные и групповые. Вид каждого зависит от количества его участников.

Особенность индивидуального проекта заключается в том, что работа полностью выполняется одним участником в соответствии с его знаниями, желаниями, потребностями, творческим видением. Ученик свободен в выборе основных принципов и методов решения поставленной проблемы.

Ребёнок использует индивидуальные тип и стиль работы, активно формируются навыки самообучения, способности к самостоятельной
исследовательской работе, а также ответственность, поскольку выполнения проекта зависит исключительно от одного ученика.

Ученик приобретает опыт выполнения всех этапов проекта – от рождения замысла до конечной рефлексии. Знания, полученные в этих условиях, отличаются большей обоснованностью, их положение лучше аргументированы.

Принципиальное отличие индивидуального образовательного проекта – это свобода. Проектанту предоставляется возможность самостоятельно
заниматься проблемой, которая заинтересовала его, поэтому он пытается справиться с трудностями, возникающими в процессе работы над проектом.

Важным является тот факт, что из индивидуальных проектов начинается знакомство с методом проектов в классе: на одном из уроков в начале года ученикам необходимо рассказать о методе проектов, о том, что такое проект, какие существуют виды проектов, каким образом возможно представить результат работы над проектом, и предоставить возможность сделать творческий проект.

Групповые проекты

Групповые проекты также имеют свои преимущества. Во время выполнения таких проектов формируются умение достигать общей цели, понимать партнера, осознавать свою роль в группе, решать противоречия внутри мини-коллектива, договариваться с другими и отстаивать собственное мнение.

Группы самостоятельно определяют, над какой темой они будут работать. Каждая творческая группа получает карточки, где представлена необходимая информация, определенная проблема и основные вопросы к теме.

Члены группы самостоятельно распределяют задачи, определяют, что будет конечным продуктом проекта. Складывается график консультаций с учителем, который выполняет координирующую роль, направляет работу группы.

Создается ситуация успеха, что способствует формированию желания работать дальше. Таким образом, именно групповые проекты учат детей работать единой сплочённой командой, поддерживать друг друга и во всём помогать.

Как правильно оформить проект

Проектная деятельность сопровождается оформлением документации, которая является обязательной составляющей. Она условно называется «Паспорт проекта». Основные составляющие Паспорта проекта:

Название проекта

Вид проекта

  • по форме;
  • по продолжительности;
  • по дисциплине;
  • по основной деятельности.

Команда проекта

Куратор, члены команды.

Описание проекта, проблема

Проблемный вопрос. Актуальность выбранной темы исследования.

Идеальный образ

Краткое описание того, что в идеале должно получиться.

Цель данного проекта

Задания

  • рассказать о…
  • выделить…
  • доказать, что…

Ожидаемые результаты

Отчётная документация:

  1. Ключевой вопрос (проблема).
  2. Тематические вопросы.
  3. Теоретический материал по теме.

Планирование работы

Направления деятельности: 1, 2, 3

Контролирование, промежуточные отчёты.

Индивидуальные беседы, промежуточные отчёты в виде домашних заданий, письменные проверочные работы.

Презентация готового продукта.

Мультимедийная презентация результатов, научное выступление, видеоролик.

Наличие документации – основная составляющая, отличающая обычное творческое задание от проекта.

В чем польза проектов для школьников

Школьные проекты имеют очень много достоинств:

  • кардинально изменяется подход к процессу обучения и его участникам: в данном виде деятельности именно ученик, а не преподаватель является ключевым фигурантом;
  • на первое место выходит исследовательская деятельность детей, а не формальное заучивание и репродуктивное воспроизведение информации;
  • ставки делаются на сам процесс, приобретение и применение полученных знаний;
  • обязательно берутся во внимание особенности физического, духовного, нравственного, умственного развития личности ребенка.

Кроме этого, в соответствии со статьёй 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть «свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка». Проектная деятельность — прекрасный способ реализации этого права.

Ещё одним достоинством метода проектов является то, что результат своей деятельности ученики могут применить в реальной жизни, найти им практическое предназначение.

Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проектов в школе позволяет одновременно использовать исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка.

Дети учатся самостоятельно работать с информацией. Это очень важно сегодня, поскольку информационные ресурсы сейчас во всеобщем пользовании. Поэтому сейчас очень важно уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы.

В этом видео вы узнаете о проектной деятельности школьников:

Обязательные предметы в школе по новому закону об образовании

Новый закон об образовании был принят в конце прошлого года и вступил в силу 1 сентября 2013 года. Закон внес в систему образования некоторые изменения и закрепил несколько новшеств. В том числе, по новому закону об образовании, изменились обязательные предметы в школе.

Изменения затронули дошкольное, среднее (полное), начальное профессиональное, высшее и семейное образование. Сегодня родители в детских садах платят 20 процентов от общей суммы содержания детей в дошкольном учреждении. По новому закону, образовательные услуги будут предоставляться бесплатно, а дополнительные станут платными. В список платных услуг входит присмотр и уход за ребенком, питание, расходы на связь, имущество и так далее.

Самые серьезные опасения у родителей вызывает положение о новых государственных стандартах об образовании. Данные стандарты предполагаются для каждой образовательной ступени. Новые федеральные стандарты образования в начальных классах уже действуют, а с 2013 года будут запущены в среднем звене. Что касается ЕГЭ, новым будет то, что появится еще один обязательный предмет – иностранный язык. Его должны будут сдавать все старшеклассники с 2014 года.

Очень важно, что законодатели обратили свое внимание на негосударственный сектор в образовании. Теперь государственные и негосударственные учреждения стали равными в правах, что позволяет надеяться на развитие частной инициативы в образовании. Также закон допускает домашнее образование.

В соответствии с новым законом об образовании, концепцией обучения в старших классах является профильное образование. Две трети плана будут составлять обязательные предметы. Их учащиеся должны выбирать из восьми предметных областей (математика и информатика, филология и иностранный язык, общественные науки, естественные науки, искусство, ОБЖ и физическая культура, технология). Из каждой предметной области ученик должен выбирать не менее чем по одной учебной дисциплине. Всего таких предметов должно быть 9-10. Остальные учебные дисциплины ученик будет выбирать, исходя из профиля обучения.

Как полагают специалисты в области образования, благодаря новой системе, нагрузка на детей должна снизиться. Теперь у школьников появится возможность изучать те предметы, которые им особо не нужны, лишь на базовом уровне. Некоторые из родителей, в свою очередь, уверены, что понизится и уровень подготовки школьников. Особенно катастрофичной можно считать ситуацию, когда старшеклассник в школе занимается углубленным изучением физики и математики, а в итоге принимает решение поступать на гуманитарный факультет. В этом случае базовые знания гуманитарных предметов не дадут возможности поступить в ВУЗ, а родители будут вынуждены нанимать репетиторов.

Коммунисты во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение проект поправок в основной закон «Об образовании», согласно которому в законе должен быть прописан единый учебный план для всех субъектов Российской Федерации, содержащий перечень обязательных предметов, курсов и дисциплин, а также их предельный объем. Коммунисты предлагают шестнадцать предметов в качестве обязательных. Обязательными предметами в школе по новому закону об образовании, полагают коммунисты, должны стать русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, обществознание, история, география, физика, основы естествознания, биология, химия, технология, искусство, ОБЖ и физкультура. Авторы уверены, что нововведение решит проблему «рассогласованности учебных планов».

С 1 сентября 2013 года изменились и условия поступления в ВУЗ. Теперь в университет без экзаменов смогут поступить лишь победители всероссийских школьных олимпиад, члены сборных российских команд, принимающие участие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, чемпионы или призеры олимпийских и паралимпийских игр. Инвалиды зачисляются в ВУЗ вне конкурса, сдав вступительные испытания. Остальные категории льготников имеют право воспользоваться двумя мерами поддержки: бесплатно пройти подготовительные курсы в учебном заведении и получить преимущество при зачислении при равном количестве баллов.

Родителей очень волнует вопрос: не станет ли обучение в школе платным, ведь новый закон допускает развитие платных услуг в школе. Необходимо понять, что государство дает гарантию доступного и качественного бесплатного образования в рамках государственного стандарта. Стандарт дает школьнику обширные знания, позволяющие поступить в высшее учебное заведение. В то же самое время новый закон об образовании предполагает также и рост платных образовательных услуг в школе. За те знания, которые выходят за рамки образовательных стандартов, родителям придется платить. Входят ли те или иные знания в образовательный стандарт, проверить достаточно легко. Что касается стоимости услуги, ее определяет школа, а экономически обоснованный расчет данной стоимости вместе с проектом договора по услуге размещается на сайте учреждения.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *