Пени по взносам проводки

Содержание

Основные проводки при уплате пени по страховым взносам

Видеоинструкцию по заполнению платежки на уплату пени смотрите на нашем канале YouTube.

Что такое пени и как они рассчитываются

Методы взыскания пеней и отрицательные последствия их несвоевременной уплаты

Отражение пеней по страховым взносам в учете

Итоги

Что такое пени и как они рассчитываются

Страховые взносы с 2017 года разделены по отношению к законодательным нормам, устанавливающим правила работы с ними:

  • основная масса взносов (на ОПС, ОМС, ОСС по нетрудоспособности и материнству) стала подчиняться НК РФ и тем требованиям, которые применяются к налоговым платежам;
  • взносы на травматизм остались под нормами закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Однако требования к их оплате сохранились неизменными: страховые взносы должны быть уплачены плательщиком в необходимый срок и в полной мере. Если в силу каких-либо обстоятельств они не уплачены или оплачены не полностью, с плательщика взыскивается не только недоимка, но и санкция за просрочку оплаты, которая называется пеней.

Основанием для уплаты пеней (если они не уплачены добровольно) являются требования, выставленные плательщику органом, курирующим соответствующие взносы (ИФНС или ФСС). Таким образом, пени — это расчетная сумма, которую должен уплатить плательщик, нарушивший сроки уплаты взносов. Их расчет осуществляется в процентах за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за крайним сроком оплаты, который установлен законодательно.

Посчитать пени вы можете с помощью нашего калькулятора.

Об особенностях расчета пени читайте в материале «Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)».

Методы взыскания пеней и отрицательные последствия их несвоевременной уплаты

Если плательщик пренебрег возможностью добровольно исполнить требование об уплате пеней, их взыскивают, используя следующие методы:

  • направление инкассового поручения в банк плательщика;

О том, с каких счетов могут быть взысканы пени, читайте в статье «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

  • взыскание за счет имущества.

К тому же при нарушении сроков и полноты уплаты страховых взносов, речь идет не только о санкциях, но и о нарушении пенсионных прав застрахованных лиц.

Отрицательными последствиями неуплаты взносов являются:

  • снижение возможности получения инвестиционного дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • уменьшение суммы пенсионных накоплений при их индексировании.

О последствиях неуплаты страховых взносов из-за их неотражения в расчете читайте в статье «Какова ответственность за неуплату страховых взносов?».

Отражение пени по страховым взносам в учете

В п. 7 ПБУ 1/2008 говорится о том, что предприятие само имеет возможность выбрать способ отражения расходов в учете, если он прямо не установлен законодательством. В ПБУ 10/99 отражение пеней по налогам и сборам конкретно не прописано, в нем указаны только пени за нарушение условий договоров.

Причем обращаем внимание на то, что суммы дополнительно начисленных при проверке налогов и взносов можно относить к прошедшим периодам, а штрафы и пени — к периодам принятия решения по акту проверки (решения суда). Что касается счетов, на которых их следует учитывать, то Минфин России в своих последних разъяснениях (письмо от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) рекомендует относить пени, начисленные по платежам, отличающимся от налогов на прибыль и УСН, на счета учета затрат:

Дт 26 (44) Кт 69.

Подробнее о последней точке зрения Минфина читайте в материале «Пени и штрафы по налогам — какой счет в бухучете?».

В более ранних рекомендациях Минфин предлагал использовать для отражения пени счет 99 (письмо от 15.02.2006 № 07-05-06/31).

В инструкции по применению плана счетов бухучета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, счет 99 используется для отражения налоговых санкций. Пени к налоговым санкциям не относятся, но в инструкции сказано, что счет 99 может использоваться и для отражения пеней за нарушение сроков оплаты взносов в корреспонденции со счетом 69.

На практике используют также вариант с отнесением пеней на прочие расходы:

Дт 91 Кт 69.

Сумма перечисленных пеней отражается проводкой: Дт 69 Кт 51.

Также подчеркнем, что сумма пеней по взносам не участвует в расчете базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ), поэтому в отношении них возникают постоянные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом (п. 4 ПБУ 18/02). Этим разницам соответствуют постоянные налоговые обязательства, начисляемые проводкой: Дт 99 Кт 68.

Итоги

Пени за несвоевременную уплату страховых взносов, не погашенные в срок, указанный в требовании налогового органа, взыскиваются в принудительном порядке за счет денежных средств страхователя или за счет его имущества при недостаточности средств на счетах. Страхователю рекомендуется самостоятельно выбрать способ отражения пени в бухгалтерском учете и отразить его в учетной политике.

Законодателями разработана система контролирующих мер за своевременностью уплаты налогов и страховых отчислений. С 2017 года взыскание основного объема страховых взносов (кроме взносов по травматизму) стало прерогативой ФНС. Но требования по их уплате сохранились неизменными: уплачиваться они должны в установленные сроки и в полном размере, а при отсутствии платежа или его части, к плательщику применяются нормы законодательного права, диктующие обязательную уплату недоимки и пеней, рассматриваются которые как штрафные санкции за несвоевременность внесения взносов.

Как правильно учесть начисление и уплату пеней в бухгалтерском учете компании, расскажет эта публикация.

Пени по страховым взносам: понятие и особенности расчета

Пени представляют собой расчетную сумму, обязательную к уплате. Исчисляют их в процентах к сумме просроченного платежа в размере 1/300 ставки рефинансирования (СР), приравненной с 2016 года к ключевой ставке ЦБ, за каждый просроченный день. Это общая формула, однако, законодатели внесли некоторые изменения в расчет, и с 01.10.2017 (исключительно для юридических лиц!) пени компаниям рассчитывают так:

  • 1/300 СР на сумму задолженности, образованной на 01.10.2017;
  • 1/300 СР на сумму задолженности, образовавшейся после 01.10.2017, за просрочку длительностью не более 30-ти календарных дней;
  • 1/150 СР на сумму недоимки, образованной после 01.10.2017, за просрочку, продолжительность которой составила более 30 дней.

Т.е. пени будут рассчитывать по ставке1/300 СР за первые 30 дней просрочки, с 31-го дня в расчете применяется 1/150 СР. Общий размер пени рассчитывают суммированием полученных значений, если наступает необходимость исчисления пени за период более 30 дней.

Начисление пени в ПФР: проводки

Пени могут быть насчитаны и уплачены компанией добровольно либо по извещениям, которые плательщику выставляются курирующей инспекцией ФНС после проведенной проверки. Для учета пеней по страховым отчислениям к счету 69 обычно открывают субсчета по каждому виду начисленных санкций.

В бухучете фирмы операции по пеням в ПФР отражаются такими записями:

Операция

Д/т

К/т

Начислены/доначислены пени в ПФР

Произведена уплата

Существуют особенности времени отражения операции по начислению пени. Это зависит от двух факторов:

  • если начислены пени бухгалтерией фирмы самостоятельно, то проводка пени в Пенсионный фонд датируется так же, как и составленная справка-расчет;
  • если начисление пени явилось результатом проверки, учетная запись производится на дату вступления в силу решения по итогам этой проверки.

Пени по взносам в ФСС: проводки

В недавних разъяснениях Минфина РФ (письмо № 07-04-09/78875 от 28.12.2016) прописаны рекомендации по отражению пеней, начисленных по не относящимся к налогу на прибыль платежам, на счета учета производственных затрат. Поэтому начисление и уплата пени по страховым взносам в ФСС проводки имеет следующие:

Операция

Д/т

К/т

Начислены пени в ФСС

26 (44)

Произведена уплата с расчетного счета

Как считать число дней просрочки

Период образовавшейся просрочки для исчисления пени по страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (ОМС, ОПС, ВНиМ), считается немного иначе, в сравнении с тем, как он определялся ранее и считается в настоящее время пени по взносам «на травматизм».

Так, пени по взносам считают за отрезок времени, начиная со дня, наступившего за установленным днем уплаты взноса, до дня, предшествующего факту уплаты. К примеру, фирма, просрочив платеж 15 апреля, уплатила их 20-го апреля. Пени будут рассчитаны с 16-го по 19-е апреля включительно. А если уплачены взносы были 16-го апреля, то начислять пени и вовсе не придется.

Что касается количества дней просрочки по «травматическим» взносам, то они засчитываются, начиная со дня за установленным сроком уплаты взноса, по день произведенной уплаты включительно.

Штрафы и пени по страховым взносам в 2020 году

С 2017 года страховые взносы, включая пени и штрафы по ним, перечисляются в Налоговую службу. Внебюджетные фонды больше не занимаются их администрированием. Мы расскажем, каковы штрафы за просрочку и неуплату, как рассчитать и куда платить пени по страховым взносам.

Штрафы и пени по страховым взносам, а также сами страховые суммы нужно перечислять на счет территориальной ИФНС. Разъяснения о порядке перечисления и уплаты дают Минфин и ФНС — на эти органы возложена обязанность информировать плательщиков о вопросах применения законодательства.

Согласно главе 34 НК РФ, Налоговая служба контролирует уплату отчислений на:

  • ОПС (обязательное пенсионное страхование);
  • ОМС (обязательное медицинское страхование);
  • социальное страхование в связи с материнством.

Исключение — отчисления на травматизм (страхование от несчастных случаев на производстве), их по-прежнему администрирует ФСС.

Величина штрафов по страховым взносам в 2020 году

Просрочка уплаты влечет штраф, а за намеренную неуплату компанию оштрафуют в двойном размере. За несвоевременную сдачу отчетности также придется дополнительно платить.

Штрафы грозят в следующих случаях:

  • неуплата начисленных сумм, грубые нарушения в учете доходов и расходов, которые повлекли занижение расчетной базы — 20 % от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
  • умышленная неуплата и занижение базы — 40 % от суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
  • непредоставление в положенный срок расчета по страховым взносам — 5 % от неуплаченных вовремя сумм, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1 ст. 119 НК РФ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи по статье 15.5 КоАП РФ;
  • подача расчета в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ). Электронный расчет сдают компании с численностью сотрудников более 100 человек;
  • несвоевременная сдача СЗВ-М или подача недостоверных (неполных) сведений — 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Для больших компаний сумма окажется существенной;
  • подача СЗВ-М в бумажном виде вместо электронного — 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Электронно сдают СЗВ-М организации, в которых трудятся больше 25 человек;
  • непредоставление, в том числе в установленный срок, сведений в ПФР или их предоставление в неполном (искаженном) виде — от 300 до 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
  • несдача 4-ФСС — 5 % от суммы отчислений на травматизм, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (пункт 1 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи 4-ФСС по статье 15.33 КоАП РФ;
  • подача расчета 4-ФСС в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (пункт 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Как рассчитать пени по страховым взносам, формула

Кроме штрафов, за каждый календарный день опоздания с уплатой начисляются пени.

Пени по страховым взносам в 2020 году рассчитываются по тем же правилам, которые действовали ранее. Однако при расчете в 2020 году есть одна особенность: ЦБ РФ утвердил ключевую ставку, используемую для расчетов, в размере 7,75 % с 17.12.2018. До этой даты необходимо было пользоваться ставкой в размере 7,5 % (с 17.09.2018). Если период задолженности захватывает время до и после 17.12.2018, то при подсчете используются разные ставки. Как это происходит, покажем далее на примере.

Формула расчета осталась неизменной (такая же используется для расчетов по налогам):

Такая формула подходит для расчета пени, начисляемой физическим лицам, в том числе ИП, а также организациям при просрочке до 30 календарных дней. Если уплата обязательных платежей задерживается на больший срок, то с 31-го дня просрочки применяется иная формула:

Напомним, что пени за неуплату страховых взносов в ПФР больше не уплачивается и перечислять ее нужно на новые КБК в ФНС. Актуальные КБК можно посмотреть .

Расчет пени по страховым взносам на примере

Приведем пример: ООО «Компромисс» согласно установленным срокам должно было перечислить в ИФНС за ноябрь 2018 общую сумму в 10 000 руб. до 15.12.2018. Допустим, заплатила их компания 10.01.2019. Рассчитаем общую сумму.

Учтем при этом, что до 17.12.2018 ставка рефинансирования составляла 7,5 %, а после этой даты — 7,75 %. Поскольку крайний срок уплаты взносов (15 декабря) и сам день уплаты (10 января) не учитывают, общее количество дней просрочки для ООО «Компромисс» составит 32. Из них 2 дня приходится на период до повышения ставки (с 16 по 17 декабря) и рассчитываются по значению 7,5 %, за оставшиеся — по ставке 7,75 %. Кроме того, обратите внимание, что за первые 30 дней надо считать с учетом 1/300 ставки, а с 31-го дня — уже 1/150 ставки.

Посчитаем, сколько должно ООО «Компромисс»:

(10 000 × 2 × 7,5 % / 300) + (10 000 × 28 × 7,75 % / 300) + (10 000 × 2 × 7,75 % / 150) = 5 + 72,33+ 10,33 = 87,66 рубля

Произвести подсчет автоматически вам поможет калькулятор пеней на нашем портале.

Проводки по начислению пени по страховым взносам в бухучете

Проводки по пеням по страховым взносам бухгалтер отражает:

  • на дату расчета (она отражена в справке-расчете), если компания начисляет их самостоятельно;
  • на дату вступления в силу решения проверяющего органа, если суммы начислены по итогам проверки.

Пени по страховым взносам, проводки, отражают по дебету и кредиту следующих счетов:

Отражение операции в бухгалтерском учете Дебет Кредит
Начислены пени по страховым взносам, проводка 99 69
Уплачены пени по страховым взносам, проводка 69 51

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, которая утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, гласит, что для отражения операций по начислению допустимо использовать счет 99 в корреспонденции с 69, а при уплате — счета 69 и 51.

Подробнее о СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ

  • рекомендации и помощь в решении вопросов
  • нормативные документы
  • формы и образцы их заполнения

При уплате налогов, страховых взносов, формировании отчетности могут возникнуть риски, которые приводят к наложению штрафных санкций и начислению пени. Как отразить данные операции в учете и сформировать бухгалтерские проводки по начислению пеней по налогам на прибыль, НДС, НДФЛ и страховым взносам рассмотрим далее.

Пеня по налогам и ее расчет

За несвоевременную подачу отчетов или представление учетной информации, например при открытии текущего счета, уплату налогов позже установленного срока предусмотрено наложение штрафных санкций, размер которых регламентируется соответствующими статьями Налогового кодекса.

Пеня же – это нечто иное, нежели штрафные санкции. Она является неким средством обеспечения, которое стимулирует к своевременному исполнению своих обязанностей относительно уплаты соответствующих налогов и сборов.

Размер начисленной пени регламентируется статьей 75 НК России, которая гласит, что ее начисление происходит со дня, следующего за сроком уплаты и заканчивается днем погашения недоимки.

Согласно этой статье Налогового кодекса размер пени зависит от трех параметров:

  1. Сумма просрочки;
  2. Количество дней просрочки;
  3. От процентной ставки рефинансирования ЦБ России.

Этот показатель имеет процентное выражение, который считается от ставки рефинансирования ЦБ России умноженный на 1/300. Таким образом, расчет пени можно представить следующим образом:

Какие бывают методы взыскания пени и какие бывают последствия

Если в установленные сроки суммы налоговой задолженности и начисленной пени не были уплачены самостоятельно, то возникает право на взыскание. Уплата налогового долга и начисленной пени может происходить как добровольно, так и через суд. В случае пренебрежения добровольной уплаты используются следующие методы взыскания:

  • В банк плательщика направляется инкассовое поручение;
  • По решению суда судебные приставы могут взыскать необходимую сумму долга за счет имущественных активов должника;
  • Если должником является физ.лицо, то взыскание задолженности может происходить за счет конфискации активов плательщика.

Кроме того, нарушение сроков и сумм уплаты страховых взносов чреваты не только начислением пени, но и отрицательно сказывается на инвестировании средств пенсионных накоплений.

Особенности отражения пени по налогам в учете

Для отображения пени в учете можно использовать два счета – 91 или 99.

Для отображения начисленной пени рекомендуется использовать счет 99, что позволяет избежать постоянного налогового обязательства, поскольку при формировании декларации по налогу на прибыль, начисленная пеня по страховым взносам не входит в расчете базы налогообложения. Использование счета 99 рекомендуется закрепить в учетной политике предприятия.

Перечень возможных проводок по начислению пеней по налогам на прибыль, НДС, НДФЛ и страховым взносам

Какие категории попадают под списание долгов по налогам и страховым взносам в рамках налоговой амнистии у ИП, применяющего УСН?
Долги каких периодов попадают под амнистию?
Как правильно составить запрос в налоговый орган, чтобы узнать, почему долги налогоплательщика не были списаны в рамках этой амнистии?

25 апреля 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая амнистия предусматривает списание недоимки по страховым взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также предусматривается списание задолженности по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Кроме того, предусматривается списание недоимки по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2017, если сроки принудительного взыскания, установленные НК РФ, в отношении указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами.
В рамках налоговой амнистии также предусмотрено списание недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам, образовавшихся за ИП на 01.01.2015.

Обоснование позиции:
Налоговая амнистия предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 436-ФЗ).

Задолженность по страховым взносам

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (ИП), адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус ИП или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Как разъясняет финансовое ведомство в письме Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-11/4394, установленная для списания задолженность возникла не вследствие уклонения от обложения страховыми взносами, а из-за особенностей законодательства о страховых взносах, которое предусматривало, что в случае непредставления налоговой отчетности ИП (то есть даже если он не вел никакой деятельности и не получал никаких доходов) сумма страховых взносов рассчитывалась в повышенном размере — как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам и активизации работы по взысканию задолженности многие предприниматели, которые уже давно не вели никакой деятельности, обнаружили за собой долги по взносам в сотни тысяч рублей.
В целях списания, в том числе, упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда, был принят Закон N 436-ФЗ.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч. 2 ст. 11 Закона N 436-ФЗ) (смотрите также письма Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-05/7506, от 07.02.2018 N 03-15-05/7145, от 06.02.2018 N 03-15-05/6891).
По нашему мнению, из прямого прочтения положений ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ и представленных разъяснений Минфина России следует, что безнадежной может быть признана только недоимка по страховым взносам, исчисленным ПФР в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
В отношении же недоимки по страховым взносам, исчисленным самим предпринимателем в общеустановленном Законом N 212-ФЗ порядке (взносы которые ИП начислял на заработную плату своих сотрудников или фиксированные взносы (за себя), рассчитанные исходя из однократного размера МРОТ или 1% от 300 000 рублей и т.д.), но по каким-то причинам не уплаченным в бюджет (частично неуплаченным) до 2017, положения ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ не применяются.
Данный вывод подтверждается и тем, что решение о признании недоимки безнадежной принимается, в том числе, на основании сведений из ПФР, подтверждающих основание возникновения недоимки и задолженности.
Фраза «В целях списания, в том числе упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда…», приведенная в разъяснении финансового ведомства, на наш взгляд, означает, что Законом N 436-ФЗ установлен еще ряд оснований для списания задолженностей по налогам и взносам.
В связи с этим, по нашему мнению, ИП может рассчитывать на списание по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ, только недоимки по взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также подлежит списанию задолженность по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Подтверждается наше мнение и информацией, размещенной сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/).
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (ИП) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (ч. 3 ст. 11 Закона N 436-ФЗ).
Иными словами, решение о списании недоимки и задолженностей принимает налоговый орган без участия плательщика страховых взносов. Каких-либо заявлений предпринимателю для этого подавать не требуется. Однако сроки принятия решений о признании рассматриваемых недоимок и задолженностей безнадежными и сроки их списания нормы Закона N 436-ФЗ не устанавливают.
Отметим также, что, статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон N 243-ФЗ) с 29.01.2018 дополнена частью 3.1 (п. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 14 Закона N 436-ФЗ) следующего содержания: «В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета ИП) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Из прямого прочтения нормы ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, на наш взгляд, следует, что недоимки по взносам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшиеся до 01.01.2017 и переданные фондами налоговикам, будут признаны безнадежными и списаны только в том случае, если установленные ст.ст. 46, 47 НК РФ сроки принудительного взыскания указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами (ч. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ), так как в этом случае налоговый орган утрачивает право взыскать недоимки, пени и штрафы (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Как следует из проекта Приказа ФНС России «Об утверждении Порядка списания налоговыми органами недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи» (подготовлен ФНС России 16.03.2018), решение о признании недоимки и задолженностей, указанных в ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, будет принимать налоговый орган по месту учета ИП, на основании протокола комиссии налогового органа об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам и справки налогового органа по месту учета ИП о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, подлежащих списанию.
Положения ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, по нашему мнению, приняты в связи тем, что налоговый орган должен был уже с 01.01.2017 предпринимать попытки взыскать недоимки и задолженности по пеням и штрафам в принудительном порядке, но не мог этого сделать ввиду отсутствия у налогового органа соответствующей информации до подписания акта приема-передачи сальдо.
Что же касается иных сумм недоимок по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам (не указанным в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ и ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ), в том числе образовавшихся до 01.01.2017, то безнадежными они могут быть признаны только по основаниям, предусмотренным ст. 59 НК РФ, даже если налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание этих недоимок (ч. 3 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, постановление Девятого ААС от 16.03.2018 N 09АП-5268/18, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Обратите внимание, что сроков исковой давности для уплаты налогов и взносов НК РФ не установлено.
Одним из оснований для списания задолженностей по взносам и налогам является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Инициировать судебное разбирательство, по итогам которого может быть принят необходимый судебный акт, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке, установленном главой 26 АПК РФ, с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик (плательщик страховых взносов), в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление плательщика страховых взносов подлежит рассмотрению судом по общим правилам искового производства (постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12, Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-13462/15, Третьего ААС от 27.08.2015 N 03АП-4178/15, Десятого ААС от 04.09.2013 N 10АП-7188/13 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 11.11.2013 N Ф05-14349/13 по делу N А41-6350/2013), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N Ф02-2259/12 по делу N А78-8254/2011, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 N Ф07-1486/11 по делу N А21-3041/2011, решение АС Свердловской области от 10.03.2011 N А60-43724/2010).
После вступления в силу решения суда налоговый орган должен немедленно исключить суммы задолженности из лицевого счета плательщика страховых взносов (абзац 4 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Задолженность по налогам

Статьей 12 Закона N 436-ФЗ установлено, что:
— признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии со ст. 12 Закона N 436-ФЗ решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (ч. 1 ст. 12 Закона N 436-ФЗ);
— признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01.01.2015, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии со ст. 12 Закона N 436-ФЗ решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за ИП, а также за лицами, утратившими статус ИП до даты принятия такого решения (ч. 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона N 436-ФЗ решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета ИП) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию (ч. 4 ст. 12 Закона N 436-ФЗ).
Таким образом, могут быть признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся за ИП на 01.01.2015.
Положения Закона N 436-ФЗ не конкретизируют, что следует понимать под днем образования недоимки по налогам, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам.
В силу п. 1 ст. 1 НК РФ Закон N 436-ФЗ входит в состав законодательства РФ о налогах и сборах. В свою очередь, п. 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под недоимкой понимается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (письмо Минфина России от 08.07.2015 N 03-03-06/1/39307).
Статус недоимки задолженность приобретает после наступления срока уплаты налога (смотрите также п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Налог по УСН уплачивается ИП не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
В связи с этим полагаем, что положения ч. 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ могут распространиться на суммы Налога по УСН, подлежащие уплате за 2013 год (срок уплаты не позднее 30.04.2014) и ранее (2012, 2011 и т.д.).
Сроки принятия решений о списании недоимок по налогам Законом N 436-ФЗ также не установлены.
На сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/) сказано, что решение о списании недоимки, пеней и штрафов в указанных в Законе N 436-ФЗ случаях будет приниматься налоговым органом самостоятельно без участия налогоплательщика после реализации соответствующего порядка списания.
При этом несмотря на то, что Законом N 436-ФЗ установлено, что налоговые органы принимают решение о списании недоимки без участия налогоплательщика (плательщика страховых взносов), ИП вправе обратиться в налоговый орган с запросом о разъяснении причин несписания рассмотренных выше задолженностей.
Данное право установлено пп. 1 п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 21 НК РФ, согласно которым налогоплательщик (плательщик взносов) вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Кроме того, налогоплательщик (плательщик взносов) имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах (к которым относится, в том числе, Закон N 436-ФЗ) при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (пп. 10 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 21 НК РФ) и обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (пп. 12 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 21 НК РФ).
Указанным правам налогоплательщиков (плательщиков взносов) корреспондируют обязанности налоговых органов, предусмотренные пп. 1 и пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Налогоплательщик (плательщик взносов) имеет право направить в налоговый орган письменный запрос, который может быть представлен непосредственно в налоговый орган, направлен по почте, передан в электронной форме без электронной подписи через сеть «Интернет», например через личный кабинет налогоплательщика (п. 90 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, далее — Регламент).
Форма письменного запроса приведена в приложении N 6 к Регламенту. Индивидуальное информирование на основании письменного запроса осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в инспекции ФНС России (п. 93 Регламента).
При обращении по ТКС или через личный кабинет с использованием электронной подписи запрос подается по форме, приведенной в приложении N 7 к Регламенту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *