Ответственность за искажение бухгалтерской отчетности

Содержание

Новые виды ответственности за бухгалтерские нарушения

Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Должностным лицам государственных и муниципальных учреждений надо учитывать новые виды административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения. С июня 2019 года изменилась система штрафов за несоблюдение требований к представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к бюджетному (бухгалтерскому) учету. К чему готовиться главным бухгалтерам и руководителям учреждений?

Поправки в ст. 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ введены Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ и начали действовать 09.06.2019. С этого момента нарушения должностных лиц учреждений в области бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности проверяющие станут квалифицировать иначе, чем раньше, а составов правонарушений будет уже не три, а десять. То есть если завтра контролеры придут в учреждение с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности или иным образом обнаружат «бухгалтерские» ошибки, уполномоченным лицам учреждений будут грозить штрафы более широкого диапазона – от 1 тыс. до 50 тыс. руб.

Старая и новая система штрафов

Раньше существовало три состава правонарушений, действующих в отношении органов власти и организаций госсектора. Бюджетные и автономные учреждения привлекались к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) – за нарушение требований к бухучету и отчетности. К казенным учреждениям применялись ст. 15.15.6, 15.15.7 КоАП РФ (в прежней редакции), под которые подпадали нарушения требований к бюджетной отчетности и бюджетным сметам.

Обобщим эти нормы в схематичном виде.

Теперь правила изменились. Все нормы, адресованные органам власти, казенным, бюджетным и автономным учреждениям, объединены в ст. 15.15.6 и ст. 15.15.7 КоАП РФ, а ст. 15.11 КоАП РФ распространяется на остальные экономические субъекты. Составы правонарушений дифференцированы: появилась специальная норма для органов власти (главных распорядителей бюджетных средств), а суммы штрафов в большинстве случаев поставлены в зависимость от тяжести проступка.

Например, несоблюдение требований к документам, используемым в бюджетном процессе (ст. 15.15.7 КоАП РФ), как и раньше, влечет штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., но в данное понятие сейчас входит не только нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Согласно п. 1 и 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в эту группу также включены:

  • нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований;

  • нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет обязательство.

Аналогичные штрафы предусмотрены за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Но основные изменения касаются содержания бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности – искажения ее показателей. Остановимся на этом подробнее.

Искажение показателей отчетности

Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции). В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности). Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.

Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Признаки искажения в отчетности

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Незначительное

– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– до 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму до 100 тыс. руб.

Значительное

– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– до 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Грубое

– более чем на 10%;
– от 1% до 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Установлены и дополнительные признаки, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

  • искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

  • отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

В зависимости от степени искажения показателей отчетности установлены и меры ответственности:

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Ответственность за проступок

Совершенный впервые

Совершенный повторно

Незначительное

Предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Значительное

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Грубое

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Кто ответит за нарушения?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена для должностных лиц организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений. Но кто именно понимается под должностными лицами?

Как показывает судебная практика, сложившаяся в части применения ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции), административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности). На это указывают, например, решения Приморского краевого суда от 02.03.2017 по делу № 7-21-177/2017, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018. Правда, в последнем случае производство по делу было прекращено, поскольку судьи признали нарушение малозначительным.

Но отвечать за «бухгалтерские» нарушения приходится и руководителям (хотя подобная практика все же не так обширна). Например, судьи признали, что:

  • начальник управления (органа власти) был правомерно оштрафован за представление бюджетной отчетности с нарушением установленного срока (Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 по делу № 7/1-294/2017);

  • начальник казенного учреждения виновен в направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве позднее установленного срока (Решение ВС Республики Коми от 22.11.2017 по делу № 21-909/2017);

  • глава исполкома муниципального района допустил искажение строк в бухгалтерском балансе более чем на 10% (Решение Альметьевского городского суда № 12-596/2018 от 12.11.2018 по делу № 12-596/2018).

А вот директора бюджетного учреждения, привлеченного к ответственности за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности, судьи поддержали. Они выявили несоблюдение контролерами процессуальных требований (в выписанном протоколе об административном правонарушении те не указали конкретную норму, по которой квалифицированы действия должностного лица учреждения), в связи с чем производство по делу было прекращено (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.06.2017 № 4а-377/2017).

Вероятно, практика привлечения к ответственности как главных бухгалтеров, так и руководителей учреждений продолжится. Косвенно это подтверждает и Минфин. Не так давно представители ведомства заявляли, что за достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности все равно отвечает руководитель учреждения – независимо от того, кто составляет и подписывает данные документы (письма от 28.02.2019 № 02-07-05/13459, от 17.05.2019 № 02-07-10/35722).

За чужие ошибки не накажут

Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок. Такое возможно в случаях, когда первичные документы, составленные другими работниками, не соответствуют свершившимся фактам хозяйственной жизни или когда сотрудники не передали (несвоевременно передали) первичные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.

Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.

1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.

2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:

  • до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).

Отметим, что перечисленные послабления не распространяются на должностных лиц, которые привлекаются к ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ. То есть если, например, получатель бюджетных средств (а им может быть не только казенное учреждение, но и бюджетное, автономное учреждение, которому орган власти передал полномочия государственного (муниципального) заказчика) вовремя не поставил на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, на должностное лицо учреждения будет наложен штраф. Избежать административной ответственности здесь не получится.

Теперь в отношении органов власти, казенных, бюджетных и автономных учреждений действуют две статьи, по которым проверяющие могут привлечь к административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения, – ст. 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ. Вместо трех составов правонарушений законодатели предусмотрели десять – увеличение произошло прежде всего из-за того, что нарушения дифференцированы по степени искажения отчетности. Диапазон сумм штрафов стал шире.

Но введены и послабления. Должностным лицам во многих случаях удастся избежать ответственности. Их не накажут за чужие «бухгалтерские» ошибки и при исправлении своих.

25 Сентября 2018Нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

С. Павлова
эксперт журнала «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных муниципальных учреждений»

О нарушениях в области бухгалтерского (бюджетного) учета мы писали неоднократно. По просьбам читателей вновь обращаемся к этой теме, тем более что по актам проверок выявляются как типовые нарушения норм законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета, так и нарушения, характерные для конкретных учреждений. Основой для написания статьи послужили акты проверок 2018 года. Рассмотрим, какие нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета отражаются в актах проверок.

Нарушения относительно формирования и утверждения учетной политики

Работники учреждения, в отношении деятельности которых проводится проверка, предоставляют проверяющему учетную политику – документ, отражающий совокупность способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности учреждения. При изучении этого документа проверяющие обращают внимание на следующие моменты:

– соответствует ли представленная к проверке учетная политика особенностям структуры, отраслевых и иных моментов деятельности учреждения, выполняемых в соответствии с законодательством РФ;

– отвечает ли представленная к проверке учетная политика требованиям Закона о бухгалтерском учете, Инструкции № 157н (с 1 января 2019 года при проведении проверки учетной политики будет обращаться внимание на соответствие положений учетной политики требованиям ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

По результатам проверок правильности формирования и утверждения учетной политики обычно выявляются следующие недостатки, требующие уточнения и внесения изменений в учетную политику:

1. Состав учетной политики учреждения не соответствует требованиям, установленным п. 6 Инструкции № 157н (с 1 января 2019 года должны выполняться требования п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», которые схожи с положениями п. 6 Инструкции № 157н). Названным пунктом инструкции установлено, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

– рабочий план счетов субъекта учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств в случаях, предусмотренных Инструкцией № 157н и федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

– порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

– порядки проведения инвентаризаций активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

– формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ФСБУ «Концептуальные основы»;

– порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

– иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

2. Учетной политикой определено, что данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций и отражаются накопительным способом в регистрах учета:

– в журналах операций;

– в главной книге.

При такой формулировке получается, что в учетной политике приведен исчерпывающий перечень и не установлены иные регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, что противоречит нормам п. 11 Инструкции № 157н. (При этом в приложении 3 к учетной политике учреждения имеется развернутый перечень регистров бухгалтерского учета.)

3. Имеются неточности в цифирном обозначении разделов (одни разделы обозначены арабскими цифрами, тогда как другие – римскими).

4. Положения применяемой учреждением учетной политики не соответствуют нормам п. 87 Инструкции № 174н. В нем сказано, что выдача из кассы денежных документов под отчет должна осуществляться в порядке, установленном распорядительным актом бюджетного учреждения в рамках формирования его учетной политики. В нарушение этого пункта распорядительный акт, устанавливающий порядок осуществления выдачи из кассы денежных средств под отчет, отсутствует.

5. Положения учетной политики противоречат информации, изложенной в приложении к учетной политике. Так, п. 19 Инструкции № 157н установлено, что формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета. Например, в самой учетной политике учреждения было указано, что в учреждении бухгалтерские регистры, журналы, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажном носителе по итогам календарного месяца (это положение вполне отвечает нормам п. 19 Инструкции № 157н). В то же время в приложении к учетной политике «Периодичность формирования регистров бухгалтерского учета на бумажных носителях» были установлены иные сроки формирования регистров учета на бумажном носителе. Такое противоречие является недопустимым. В качестве другого примера наличия противоречия информации, изложенной в самой учетной политике и приложении к нему, можно назвать срок представления авансового отчета по расходам, связанным с приобретением товаров работ, услуг. Как было выявлено в ходе проверки, в тексте учетной политики учреждения было установлено, что подотчетные лица, получившие наличные денежные средства под отчет на расходы, не связанные с командировкой, обязаны не позднее трех рабочих дней с даты их выдачи представить в бухгалтерию учреждения авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет. А в приложении к учетной политике (Положении о выдаче под отчет денежных средств, составлении и представлении отчетов подотчетными лицами) было установлено, что такие авансовые отчеты представляются в бухгалтерию учреждения не позднее трех рабочих дней со дня истечения срока, на который были выданы денежные средства и который определяет руководитель учреждения. Поэтому во избежание подобных нарушений рекомендуем вам внимательно прочитать текст учетной политики и приложений, разработанных к ней; при выявлении несоответствия положений стоит произвести исправления.

Обращаем ваше внимание на то, что изложенное выше основано на актах проверок, произведенных за период 2015 – 2017 годов. С 1 января 2018 года вступили в силу федеральные стандарты, поэтому учетная политика учреждения должна соответствовать положениям федеральных стандартов, вступивших в силу с названной даты. В помощь субъектам учета Минфин в Письме от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237 указал, какую информацию субъект учета вправе, а также должен предусмотреть при формировании учетной политики в части применения ФСБУ «Основные средства». В частности, из письма следует, что при формировании учетной политики субъекту учета нужно предусмотреть методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах, например:

– по остаточной стоимости (при наличии);

– в условной оценке «один объект – один рубль» – при полной амортизации объекта (при нулевой остаточной стоимости).

Также субъект учета самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет:

– состав инвентарного объекта с учетом положений ФСБУ «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– метод начисления амортизации по объекту основных средств;

– другие положения (см. Письмо Минфина РФ № 02‑07‑07/84237).

Поэтому для того, чтобы не оправдываться перед проверяющими, рекомендуем вооружиться названным письмом, ФСБУ «Основные средства», «Концептуальные основы» и просмотреть положения свой учетной политики, применяемой в 2018 году, на предмет соответствия содержащейся в ней информации требованиям действующего законодательства РФ. Отдельное внимание рекомендуем обратить на рабочий план счетов. Из материалов проверки 2018 года следовало, что проверяющими был установлен факт применения учреждением при отражении фактов хозяйственной жизни счетов, отсутствующих в рабочем плане счетов, являющемся приложением к учетной политике. Как это получилось? Вспомните период (январь – март 2018 года), когда были внесены изменения в порядок применения кодов КОСГУ (Указания № 65н), а Планы счетов, содержащиеся в инструкциях № 157н, 162н, 174н, 183н, были скорректированы позднее (поправки были внесены приказами Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, 65н, 66н, 67н). После вступления в силу названных приказов положения учетной политики следовало также скорректировать. Если учреждение этого не сделало, произойдет расхождение между счетами, которые утверждены к работе учетной политикой, и счетами, фактически используемыми при отражении бухгалтерских записей (программный продукт, используемый при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета, регулярно обновляется и приводится в соответствие нормам действующего законодательства РФ).

Нарушения требований к оформлению первичных учетных документов

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности первичные учетные документы проверяются всегда. Просматривая журналы операций, к которым в хронологическом порядке подшиты и подобраны первичные учетные документы, проверяющие обращают внимание:

1) на соответствие бухгалтерских записей, отраженных в журнале операций, требованиям инструкций № 157н и 162н;

2) на соблюдение рекомендаций Минфина, изложенных в письмах ведомства, по отражению на счетах бухгалтерского учета операций, показанных в первичных учетных документах, приложенных к проверяемому журналу операций;

3) на наличие первичных учетных документов, операции по отражению которых содержатся в журнале операций;

4) на соответствие первичных учетных документов, приложенных к журналу операций, требованиям, установленным законодательством РФ (либо первичный учетный документ должен быть оформлен по унифицированной форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, либо, если документ оформлен не по унифицированной форме, он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых представлен в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Нарушения относительно оформления первичных учетных документов являются типовыми и характерны для большинства государственных (муниципальных) учреждений. Практически в любом акте проверки (причем за любой период проведения контрольного мероприятия) встречается одно из следующих нарушений оформления первичного учетного документа:

1) отсутствуют первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Документами, отражающими прием работ, услуг, являются акты выполненных работ, оказанных услуг, которые составляются в произвольной форме, но должны сдержать перечень обязательных для первичного учетного документа реквизитов, установленных ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы». Поставка товаров оформляется накладной, которая составляется поставщиком и также должна содержать все необходимые для первичного учетного документа реквизиты. Здесь же отметим, что в соответствии с Приказом Минфина РФ № 52н приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в частности, основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом Минфина РФ № 52н. По мнению финансистов, изложенному в Письме от 07.12.2016 № 02‑07‑10/72795, наличие при поступлении в учреждение материальных ценностей первичных учетных документов – предусмотренных условиями договора (контракта) отгрузочных документов, оформленных надлежащим образом, – является достаточным основанием для принятия к учету данных материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) не требуется;

2) приняты к бухгалтерскому учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни;

3) несвоевременно составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Напомним, что первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после их окончания (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 ФСБУ «Концептуальные основы»). Более позднее составление первичного учетного документа является нарушением вышеназванных норм законодательства РФ;

4) недостоверно отражена в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге. Такие действия учреждения квалифицируются как нарушение п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и являются недопустимыми. Кроме того, в нарушение требований, закрепленных в п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, отдельные учреждения несвоевременно регистрируют и накапливают данные, содержащиеся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета. Напомним, п. 29 ФСБУ «Концептуальные основы», как и ранее (до вступления в силу названного стандарта) п. 11 Инструкции № 157н, установлено, что принятие первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету производится не позднее следующего дня после их получения (составления);

5) графы первичного учетного документа заполняются частично. Например, в соответствии с п. 32, 33 Инструкции № 174н перемещение продуктов питания со склада на пищеблок и списание продуктов питания происходят ежедневно по меню-требованию на выдачу продуктов питания (ф. 050402) согласно данным табеля учета посещения. В нарушение п. 8 Инструкции № 174н у учреждения за весь проверяемый период в меню-требовании на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) не заполняются графы «Плановая себестоимость», «Фактическая себестоимость дня».

Нарушения относительно полноты и точности отражения записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета

Проверяющими в ходе контрольных мероприятий проводится выборочная проверка своевременности, полноты и точности отражения бухгалтерских записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета в главной книге, а также их соответствие показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. Обычно в ходе этой части проверки выявляются настолько разнообразные нарушения, что отразить все в рамках данной статьи не представляется возможным. Поэтому осветим лишь некоторые.

Нарушения при отнесении объектов основных средств к категории особо ценного движимого имущества. В ходе проверки ряда бюджетных учреждений было выявлено, что на счете 101 24 «Машины и оборудование – особо ценное движимое имущество» учитывались объекты, не являющиеся в соответствии с нормативно-правовыми актами особо ценным движимым имуществом. Согласно п. 3 Порядка отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538, перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Согласно ведомственным нормативным актам аппарат для получения дистиллированной воды путем тепловой перегонки, газонокосилка, глюкометр не являются объектами особо ценного движимого имущества. Таким образом, в нарушение п. 37 Инструкции № 157н, п. 8 Инструкции № 174н на счете 101 24 учитывалось имущество, не являющееся особо ценным. Такие объекты согласно правилам, установленным п. 9 Инструкции № 174н, подлежат переводу в состав иного движимого имущества, и их учет организуется на счете 101 34 «Машины и оборудование – иное движимое имущество».

Нарушения при отнесении расходов по подписке на расходы текущего периода. Пунктом 302 Инструкции № 157н предусмотрено, что затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям. В нарушение требований этого пункта расходы на подписку периодических изданий не учитывались на счете 401 50 «Расходы будущих периодов». Такие расходы включались учреждением в расходы текущего периода, что является нарушением методологии бюджетного учета.

Казенное учреждение имеет в своем составе подразделение – библиотеку. После проведения соответствующих закупочных мероприятий для библиотеки в ноябре 2017 года была приобретена подписка на журнал на 2018 год на 12 000 руб. Расходы по договору были отнесены на счет 1 401 20 226. Нарушение требований п. 302 Инструкции № 157н при отражении этой операции было выявлено в марте 2018 года в ходе проверки.

Нарушение было устранено следующим образом:

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практикаВсе организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Бухгалтеры знают, что ответственности за налоговые правонарушения в НК РФ посвящены несколько глав, в том числе касающиеся ведения бухгалтерского учета, в случаях, если соответствующие ошибки повлияли на налоговые обязательства.

Но многие забывают, что за нарушения в области бухучета, вне зависимости от их влияния на налогообложение, предусмотрены существенные административные штрафы.

Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ порядок применения этих штрафов изменен: для кого-то в сторону смягчения, а для кого-то — наоборот. Статья 15.11 КоАП РФ устанавливает перечень наказаний за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Частью 1 этой статьи предусмотрено, что нарушение названных требований влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10000руб. В данную часть будет добавлено исключение. Теперь указано, что она не распространяется на случаи, перечисленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Названная статья до сих пор содержала наказание за нарушение порядка представления бюджетной отчетности. Но теперь предмет ее действия расширен и включает в себя санкции за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть это изменение (а также поправка в ст. 15.15.7 КоАП РФ) касается бюджетных, автономных и казенных учреждений.

В примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ поясняется, что понимается под грубым нарушением требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. В новой редакции перечень названных нарушений таков:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация в регистрах бухучета мнимого объекта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если аудит отчетности обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В данном перечне сделано уточнение: неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни теперь относятся к мнимым объектам бухгалтерского учета. К сведению:

Согласно ст. 170 ГК РФ мнимой признается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях.

Оба вида сделок являются ничтожными и признаются судами недействительными.

Законодатели решили конкретизировать применение ст. 15.11 КоАП РФ, чтобы отчасти исключить ее формальное использование. В новом примечании 1.1 к ней говорится, что предусмотренная ею административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицам:

  • на которых возложено ведение бухгалтерского учета;
  • с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В связи с этим напомним, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухучета организует руководитель экономического субъекта. Он же обязан возложить ведение такого учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо данного субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Вот эти лица и освобождаются от административной ответственности, но при определенном условии — если их вины в таком искажении нет. То есть если свершившимся фактам хозяйственной жизни не соответствуют первичные документы, составленные не этим лицом, а иным.

Может оказаться, что именно другое лицо несвоевременно передало первичные учетные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета. За это лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета или с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, тоже не несет ответственности.

Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Должностным лицам государственных и муниципальных учреждений надо учитывать новые виды административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения. С июня 2019 года изменилась система штрафов за несоблюдение требований к представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к бюджетному (бухгалтерскому) учету. К чему готовиться главным бухгалтерам и руководителям учреждений?

Поправки в ст. 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ введены Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ и начали действовать 09.06.2019. С этого момента нарушения должностных лиц учреждений в области бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности проверяющие станут квалифицировать иначе, чем раньше, а составов правонарушений будет уже не три, а десять. То есть если завтра контролеры придут в учреждение с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности или иным образом обнаружат «бухгалтерские» ошибки, уполномоченным лицам учреждений будут грозить штрафы более широкого диапазона – от 1 тыс. до 50 тыс. руб.

Штрафы за ошибки в бухгалтерской отчетности

В законе не существует понятия штрафа за ошибки в бухотчетности, но при этом предусмотрены санкции за:

  • неправильное ведение (или не ведение) учета;
  • последствия, которые наступили из-за допущенных ошибок и выразились в искажении реальной картины финансового состояния компании.

Важен результат, поэтому речь в законодательстве идет не об ошибках в учете, а о том, к чему они приводят. Но если бухгалтер, сдав отчетность, обнаружил неточность и, как следствие, искажение данных, то исправив ситуацию подачей уточненного отчета по установленному порядку, он избавит себя от наложения штрафных санкций.

Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность

Невыполнение требований ведения учета предполагает наказание, предусмотренное НК РФ и КоАП РФ. Речь идет не об одиночных или несущественных ошибках, а серьезных нарушениях, влекущих значительные искажения.

Статья 15.11 КоАП РФ перечисляет ряд последствий, которые повлекло грубое нарушение требований бухучета. К ним относятся:

  • ведение счетов бухучета без отражения хозопераций в регистрах синтетического учета;
  • принятие к учету фиктивных первичных документов, оформленных по несуществующим операциям, отражение в учетных регистрах нереальных объектов учета;
  • формирование отчетности не на базе данных бухучета;
  • занижение сумм налогов на 10% и более;
  • искажение любого показателя в бухотчетности на 10% и более;
  • отсутствие в компании регистров бухучета, отчетности и обязательного заключения аудитора на протяжении всего периода хранения, установленного для подобных документов.

Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета и остальные нарушения, указанные выше, для должностного лица (главного бухгалтера или руководителя, если он сам ведет учет) составляет от 5 до 10 тыс. руб. Если в течение года подобные инциденты выявлены вновь, то повторный штраф составит уже от 10 до 20 тыс. руб. В особо серьезных случаях бухгалтер может быть дисквалифицирован на срок от 1-го до 2-х лет.

Кроме того, за непредставление в ИФНС в установленные сроки бухотчетности предусмотрены санкции для:

  • должностных лиц – штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ);
  • компаний – штраф 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).

Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета: налоговая ответственность

Ст. 120 НК РФ определяет ответственность компании за грубое нарушение правил учета доходов/расходов. Под этой формулировкой понимаются:

  • отсутствие первичных документов, учетных регистров;
  • повторяющееся дважды и более раз некорректное или несвоевременное фиксирование в учете и отчетности операций или объектов учета – ОС и НМА, финансов и ТМЦ, инвестиций и резервов.

Подобные нарушения, установленные впервые, повлекут штраф 10 тыс. руб. При повторении такой ситуации более чем в одном периоде компания обязана будет уплатить 30 тыс. руб. Если из-за нарушений в учете произошло занижение налоговой базы – фирме насчитают штраф в размере 20% от суммы невыплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Ст. 126 НК РФ предусматривает штраф 100 000 руб., если компания, выступающая контролирующим лицом иностранной фирмы, отказывается от сдачи отчетности или представила ее с заведомо недостоверными сведениями.

Статья 15.11. КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Его основные задачи определены указанным выше Законом.

Порядок ведения бухгалтерского учета как система внутрихозяйственного финансового контроля в деятельности организации составляет предмет посягательства рассматриваемого правонарушения.

2. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что все проводимые организацией хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Указанная статья Закона содержит требования к оформлению таких документов: они должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. К учету принимаются только те первичные учетные документы, которые составлены по установленной форме.

Оформляемые ими хозяйственные операции, имущество и обязательства отражаются в регистрах бухгалтерского учета и учитываются при составлении бухгалтерской отчетности организации, которая состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения (при обязательном аудите), пояснительной записки (ст. 10 и ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

При этом бухгалтерская отчетность за один отчетный период объединяет все указанные документы, входящие в ее состав. Таким образом, установлена однократно исполняемая обязанность по представлению единого пакета документов бухгалтерской отчетности за определенный отчетный период, которую необходимо выполнить в пределах установленного срока. Соответственно, неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности должно квалифицироваться как одно нарушение, и штраф должен применяться один раз в отношении всех документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности, а не за каждую непредставленную либо представленную с нарушением установленного срока либо иным ненадлежащим образом представленную форму либо иной документ, которые входят в состав бухгалтерской отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России (см. Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина России.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и срока хранения учетных документов составляют объективную сторону данного правонарушения. При этом обязательным дополнительным признаком состава является признание нарушения грубым. В примечании к данной статье законодатель расшифровывает понятие «грубое нарушение» применительно к данной статье: искажение (уменьшение или увеличение) сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение (уменьшение или увеличение) любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, если даже это искажение не повлияло на размер исчисленных налогов и сборов.

Данный дополнительный признак в соответствии с принципом справедливости назначения наказания исключает возможность назначения административного наказания за любую, даже техническую, ошибку в бухгалтерских проводках.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности или главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (см. ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 5 комментария к ст. 15.6). Организация как юридическое лицо несет ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок ведения такого учета установлен законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. 120 НК РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 предусмотрено, что если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. ст. 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

4. Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *