ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 июля 2013 г. N 1510р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И РЕГЛАМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОГО ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЖД» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
В целях организации информационного обеспечения процессов управления ОАО «РЖД» с использованием ключевых показателей:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации и регламент формирования ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» с использованием ключевых показателей.
2. Начальнику Управления по управленческому учету и отчетности Гапонько В.В. обеспечить:
актуализацию методических рекомендаций и регламента формирования ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» с использованием ключевых показателей в соответствии с требованиями руководства и рабочих органов ОАО «РЖД»;
внесение изменений в Порядок мониторинга и оценки результатов работы филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» на основе ключевых показателей деятельности, утвержденный распоряжением от 20 марта 2012 г. N 545р, с изменениями от 13 декабря 2012 г. N 2557р.
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Илларионов
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 5 июля 2013 г. N 1510р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОГО ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЖД» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации являются частью системы мониторинга результатов работы подразделений производственного блока ОАО «РЖД», определяют рекомендуемый порядок, формат и методические основы анализа результатов хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» за квартал с использованием ключевых показателей и формирования на их основе ежеквартального отчета с целью информационного обеспечения руководства и рабочих органов ОАО «РЖД».
1.2. В настоящем документе использованы следующие термины и определения:
Результативный показатель: Показатель, величина которого определяется действием причин, обусловливающих изменения факторных показателей.
Факторный анализ: Метод, применяемый для оценки и анализа влияния факторных показателей на результативный показатель.
Факторный показатель: Показатель, отражающий причину (причины) изменения анализируемого показателя.
2. Структура и формат ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» с использованием ключевых показателей
2.1.Отчет содержит следующие разделы:
основные показатели ОАО «РЖД»;
разделы анализа показателей.
2.2.Раздел «Основные показатели ОАО «РЖД» представляет собой панель показателей, содержащую краткую информацию о фактических значениях показателей в отчетном периоде, а также величине отклонений от плановых значений и/или значений аналогичного периода прошлого года в абсолютном и относительном выражении, с использованием правил цветовой индикации отклонений показателей, представленных в Таблице 1.
Таблица 1. Правила цветовой индикации отклонений показателей
Критерий |
Цветовая |
Выполнение плана и положительная динамика относительно |
зеленый |
Невыполнение плана и положительная динамика относительно |
желтый |
Невыполнение плана и отрицательная динамика относительно |
красный |
2.2.1. Сравнение с аналогичным периодом предыдущего года должно выполняться в трех вариантах:
«как есть» — отражает эффект от организационных и технологических изменений;
с учетом организационной, а также технологической сопоставимости (для показателей, по которым изменение методики расчета вызвано организационными, технологическими изменениями).
2.3. Результаты факторного анализа показателей раздела «Основные показатели ОАО «РЖД», разъяснения по выявленным отклонениям и тенденциям, а также предложения по мероприятиям, направленным на их устранение либо недопущение в дальнейшем, представляются в соответствующих разделах анализа показателей.
3. Состав показателей ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»
3.1. Состав показателей раздела «Основные показатели ОАО «РЖД» представлен в Приложении N 1.
3.1.1. Состав показателей раздела «Основные показатели ОАО «РЖД» ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» подлежит пересмотру и актуализации на периодической основе с учетом происходящих структурных изменений в ОАО «РЖД», изменений конъюнктуры рынка и приоритетов развития компании.
3.2. Состав показателей, отражаемых в соответствующих разделах факторного анализа основных показателей ОАО «РЖД», определяется по итогам отчетного периода на основании анализа фактических значений основных показателей ОАО «РЖД». В данные разделы включаются факторные показатели, изменение которых обусловило существенное изменение рассматриваемых ключевых показателей в отчетном периоде.
4. Подход к реализации факторного анализа показателей и визуализации результатов анализа
4.1. Факторный анализ показателей
4.1.1. Анализ результатов хозяйственной деятельности должен иметь комплексный характер и учитывать взаимосвязь показателей.
4.1.2. Факторный анализ показателей осуществляется в разрезах:
регионов железных дорог;
исходных показателей, используемых для расчета анализируемого показателя;
влияющих показателей, в частности: собственных (иных показателей рассматриваемого подразделения, являющихся вспомогательными для анализа ключевых), нижестоящих (показателей подведомственных подразделений более низкого уровня управления), смежных (показателей других подразделений, влияющих на анализируемый показатель);
уровней управления: центральный (сетевой), территориальный и уровень структурных подразделений.
4.1.3. Варианты факторного анализа:
факторный анализ фактического значения показателя;
факторный анализ изменений или динамики показателя относительно аналогичного периода предыдущего года либо предыдущих периодов текущего года;
факторный анализ отклонений относительно планового или нормативного значения показателя.
4.1.4. Возможные варианты проведения факторного анализа показателей в зависимости от рассматриваемого разреза представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Возможные варианты проведения факторного анализа показателей в зависимости от рассматриваемого разреза
Разрезы |
Вариант факторного анализа |
|||
Фактические |
Динамика по |
Динамика с |
Отклонения от |
|
Регионы |
Требуется |
Требуется |
||
Исходные показатели |
Требуется |
Требуется |
Требуется |
При наличии плана |
Влияющие показатели |
Требуется |
Требуется (при |
При наличии плана |
|
Влияющие показатели |
Требуется |
При наличии плана |
||
Влияющие показатели |
Требуется (при |
При наличии плана |
4.2. Основные способы визуализации результатов анализа показателей:
4.2.1. Поверхностный график («радар») — основной, применимый для факторного анализа всех показателей, отражает:
динамику отклонения данного показателя относительно прошлого периода, относительно плана и сравнение плана с аналогичным периодом прошлого года, в разрезе:
регионов железных дорог;
филиалов;
составляющих показателя.
4.2.2. Гистограмма, отражающая:
изменение в абсолютных значениях и в процентном отношении по каждому фактору относительно прошлого периода. Также график может быть совмещен с линией, отражающей изменение по всей сети;
вклад каждого фактора в суммарное изменение данного показателя по территории дороги/филиалу, а также относительно среднего/общего по сети. В качестве факторов используются составляющие расчета показателя, использованные для сравнения весов факторов за текущий и прошлый период.
4.2.3. Пузырьковая диаграмма. Отражает вклад объекта (например, на уровне региона железной дороги) в общее значение, а также изменения относительно аналогичного периода прошлого года (размеры объектов являются абсолютным значением показателя в текущем периоде в масштабе данного графика).
4.2.4. Гистограмма с накоплением. Используется для анализа вклада конкретного фактора в общее значение показателя по ОАО «РЖД». Каждый фактор представляется частью столбца на гистограмме.
4.2.5. Возможно применение других способов визуализации, в зависимости от того, какие факторные показатели обуславливают существенное изменение рассматриваемых ключевых в отчетном периоде.
Приложение N 1
Основные показатели ОАО «РЖД»
Наименование |
Полное |
данных |
Единица |
N показателей в |
|
Финансовый результат |
Финансовый результат по |
АСБУ, 7-р |
млн.руб. |
(1.1), (1.4) |
|
Доходы |
Доходы по перевозкам + |
АСБУ, 7-р |
млн.руб. |
(1.1) |
|
Расходы |
Расходы по перевозкам + |
АСБУ, 7-р |
млн.руб. |
(1.4) |
|
Доходная ставка на |
Доходная ставка |
ЦО-12 |
коп. /10 ткм |
, |
|
Приведенная работа |
Приведенная работа для |
ЦО-12, ЦО-32, |
млн. тн-км. |
||
Пассажирооборот |
Пассажирооборот |
ЦО-32, |
млн. пасс-км |
(2.7) |
|
Грузооборот |
Грузооборот |
ЦО-12 |
млн.тн-км. |
(2.6) |
|
Погрузка грузов |
Погрузка грузов |
ГО-10 |
тыс.тн |
(3.4) |
|
Оборот вагона |
Среднее время оборота |
ЦО-1 |
сут. |
(2.25) |
|
Производительность |
Среднесуточная |
ЦО-1 СБПР |
тонно-км брутто |
(5.8) |
|
Производительность |
Приведенная работа для |
ЦО-12, ЦО-32, |
тыс. привед. т- |
, |
|
Участковая скорость |
Средняя участковая |
ЦО-1 |
км/ч |
(5.7) |
|
Скорость доставки |
Фактическая скорость |
ЦО-31 |
км/ч |
||
Доля отправок, |
Количество отправок с |
ЦО-31 |
% |
(5.14) |
|
Выполнение графика |
Процент поездов, |
ДО-14 ВЦ |
% |
||
Выполнение расписания |
Процент станций посадки |
ДО-13 ВЦ |
% |
, |
|
Выполнение расписания |
Процент прибытия на |
ДО-11 |
% |
, |
|
Отказы технических |
Отказы технических средств |
КАСАНТ ЦОТС-1 |
ед. |
||
Коэффициент внутренней |
1 — (Суммарное время |
АСУТ ЦТ |
% |
, |
|
События |
Количество нарушений |
АСРБ |
ед. |
||
Аварии |
Количество аварий поездов |
АС РБ НБД |
ед. |
||
Крушения |
Количество крушений |
АС РБ НБД |
ед. |
||
Укомплектованность |
(Списочная численность |
ССО (СКО) 1- |
% |
(1.11) |
|
Текучесть кадров |
(Число уволенных по |
ССО (СКО) 1- |
% |
(1.10) |
|
Среднесписочная |
Среднесписочная |
ССО (СКО) 1- |
чел. |
||
Численность штатная |
Количество штатных единиц |
ССО (СКО) |
чел. |
———————————
<1> (1.1) — номер ключевого показателя в соответствии с Приложением N 2 Порядка мониторинга и оценки;
— номер исходного показателя в соответствии с Приложением N 3 Порядка мониторинга и оценки.
Приложение N 2
Макет раздела «Основные показатели ОАО «РЖД»
См. макет
Макет раздела анализа показателя
┌───────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────┐
│ Выполнение показателя по │ │ Выполнение показателя по составляющим │
│ территориальным подразделениям │ │ (анализ факторов) │
│ (территориальный анализ) │ │ │
└───────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────┐
│ Влияние выполнения факторов на общий │ │ Выполнение показателей, косвенно влияющих │
│ результат │ │ на показатель (анализ факторов) │
└───────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────────────────┘
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 5 июля 2013 г. N 1510р
РЕГЛАМЕНТ
ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОГО ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЖД» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент определяет сроки, порядок формирования и предоставления ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» с использованием ключевых показателей (далее — отчет).
1.2. Основными участниками порядка формирования и предоставления Отчета являются:
Аналитик АУ — работник Управления по управленческому учету и отчетности, ответственный за проведение предварительного анализа результатов хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» с использованием ключевых показателей, а также за формирование отчета и предоставление его Пользователям отчета.
Причастные подразделения ОАО «РЖД» — подразделения аппарата управления, а также филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», в соответствии с Приложением 1 к Порядку мониторинга и оценки результатов работы филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД» на основе ключевых показателей деятельности.
1.3. Настоящий регламент является частью системы мониторинга и оценки ключевых показателей деятельности ОАО «РЖД».
Термины, определения и сокращения
1.4. В настоящем регламенте используются следующие термины, их сокращения и определения:
Информационное обеспечение: подготовка и предоставление на регулярной основе информационно-аналитических материалов с данными по показателям, характеризующим оперативные и итоговые результаты деятельности ОАО «РЖД» и структурных подразделений за определенный период.
Ключевые показатели: наиболее существенные финансовые, производственные, кадровые и иные показатели управленческой отчетности, используемые для оценки деятельности ОАО «РЖД», его филиала или структурного подразделения.
Методические рекомендации: Методические рекомендации по формированию ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» с использованием ключевых показателей.
Ссылки на нормативные документы
1.5. Порядок мониторинга и оценки результатов работы филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД» на основе ключевых показателей деятельности, утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 20 марта 2012 г. N 545р.
1.6. Стандарт регламентов ОАО «РЖД», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 31 октября 2011 г. N 2338р.
Порядок внесения изменений в регламент
1.7. Внесение изменений в регламент осуществляет Управление по управленческому учету и отчетности.
1.8. Изменения, вносимые в регламент, оформляются в виде дополнений или путем издания новой редакции регламента.
1.9. Изменения, вносимые в регламент, указываются в Разделе 4 «Контроль версий регламента».
2. Порядок формирования и предоставления Отчета
2.1. Аналитик АУ в срок до 7 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным, формирует проект отчета в соответствии с Методическими рекомендациями.
2.2. При необходимости, Аналитик АУ в установленном порядке (по ЕАСД, с использованием факса или электронной почты) направляет в причастные подразделения ОАО «РЖД» запросы о предоставлении детализации данных, не имеющих установленной статистической отчетности, а также разъяснений по выявленным отклонениям показателей и предложений по их устранению.
2.3. Причастные подразделения ОАО «РЖД» в течение 5 (пяти) рабочих дней проводят анализ показателей, готовят и направляют в установленном порядке (по ЕАСД, с использованием факса или электронной почты) Аналитику АУ аналитическую записку, содержащую запрошенную информацию, разъяснения по отклонениям ключевых показателей деятельности в отчетном периоде, а также предложения по их устранению.
2.4. Аналитик АУ в срок до 21 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным, обобщает полученную от причастных подразделений ОАО «РЖД» аналитическую информацию и формирует отчет.
2.5. Сформированный отчет Аналитик АУ размещает в Системе информационного сервиса «Эффект» в разделе «Корпоративная управленческая отчетность — отчеты о выполнении ключевых показателей деятельности», а также направляет его в установленном порядке в бумажном виде руководству ОАО «РЖД».
3. Порядок пересмотра состава ключевых показателей ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»
3.1. Внесение изменений в состав ключевых показателей ежеквартального отчета о результатах хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» осуществляется Управлением по управленческому учету и отчетности в соответствии с Методическими рекомендациями.
4. Контроль версий регламента
Номера листов (страниц) |
Всего |
N |
Входящий N |
Подпись |
Дата |
||||
Измененных |
Замененных |
Новых |
Аннулированных |
||||||
Основные показатели деятельности ОАО «РЖД»
Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения
Кафедра «Экономика транспорта»
Курсовая работа
По дисциплине «Финансы предприятия железнодорожного транспорта»
На тему: «Анализ финансового состояния и финансовых результатов ОАО «РЖД» за 2007-2010 гг.»
Выполнили студенты
Группы ЭУТ-703
Никитинская И.С.
Привалова Ю.В.
Ратина И.М.
Санкт — Петербург
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1.Характеристика компании. 4
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ БАЛАНСА.. 8
2.1 Горизонтальный анализ баланса. 18
2.2 Вертикальный анализ баланса. 25
Вывод по разделу. 32
3. АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ.. 33
3.1. Анализ постоянных активов предприятия. 33
3.2. Анализ текущих активов. 47
3.3 Анализ движения денежных средств. 52
3.4 Анализ финансового цикла. 53
3.5 Модели финансирования оборотного капитала. 55
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. 59
ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.. 59
5. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 78
Библиографический список. 83
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных на будущее.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Целью данной курсовой работы является анализ финансового состояния и финансовых результатов компании ОАО «РЖД» по российским стандартам финансовой отчетности.
Основными задачами исследования являются:
· Общая характеристика компании ОАО «РЖД»
· анализ динамики и структуры баланса
· анализ имущественного положения ОАО «РЖД»;
· расчет и анализ показателей ликвидности и финансовой устойчивости;
· анализ формирования и использования финансовых результатов компании
Характеристика компании
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Датой начала деятельности ОАО «РЖД» является 1 октября 2003 года.
Учредителем и единственным акционером компании является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 31.12.2009 г. в собственности компании находятся 385 тыс. объектов недвижимости (включая земельные участки).
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества — обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Стратегические цели компании:
увеличение масштаба транспортного бизнеса;
повышение производственно-экономической эффективности;
повышение качества работы и безопасности перевозок;
глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Виды деятельности:
грузовые перевозки;
пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
предоставление услуг инфраструктуры;
предоставление услуг локомотивной тяги;
ремонт подвижного состава;
строительство объектов инфраструктуры;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
предоставление услуг социальной сферы
прочие виды деятельности.
Динамика роста уставного капитала ОАО «РЖД»
Размер уставного капитала (в руб.) | Размер уставного капитала (в акциях) | |
01.01.2007 г. | 1 535 700 000 000 | 1 535 700 000 |
01.01.2008 г. | 1 541 697 819 000 | 1 541 697 819 |
01.01.2009 г. | 1 583 197 189 000 | 1 583 197 189 |
07.07.2009 г. | 1 583 197 189 000 | 1 583 197 189 |
01.01.2011 г. | 1 698 128 067 000 | 1 698 128 067 |
Технические характеристики ОАО «РЖД»
Эксплуатационная длина железных дорог | 85,2 тыс. км |
Протяженность электрифицированных линий | 43,1 тыс. км |
Доля в грузообороте транспортной системы России | 42,3% |
Доля в пассажирообороте транспортной системы России | 32,7% |
Парк подвижного состава
Вид | Количество |
Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы) | 11 191 |
Грузовые вагоны всех типов (с учетом дочерних обществ) | 518 792 |
Маневровые локомотивы (тепловозы) | 6 016 |
Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) | 3 020 |
Пассажирские вагоны дальнего следования | 24 100 |
Пассажирские вагоны пригородных поездов | 15 600 |