Содержание
- Когда возникает необходимость предупреждающих действий?
- Санация как инструмент восстановления платежеспособности
- Прочие варианты восстановления платежеспособности
- Стратегические предприятия и организации
- Кредитные организации
- Финансовая помощь собственникам и учредителям
- Меры по предупреждению банкротства
- 24. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
- Статья 62. Введение наблюдения
- Комментарий к Ст. 62 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
- Для чего подается объявление
- Порядок подачи
- Как проверить сведения о несостоятельности юрлица в газете
- Стадия наблюдения в несостоятельности юридического лица
- Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве предприятия?
- Как проводится наблюдение при несостоятельности юридического лица?
- Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия
- Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации?
- Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности юридического лица
- Последствия процедуры наблюдения при банкротстве предприятия
- Сообщение о введении процедуры наблюдения
>Меры для предупреждения несостоятельности и банкротства
Когда возникает необходимость предупреждающих действий?
Нормальная деятельность любого субъекта подразумевает получение прибыли, однако в силу разных обстоятельств предприятие может терпеть убытки, получить отказ от должников в возврате средств или из-за других факторов терять свою платежеспособность. Если такой процесс затягивается во времени, то можно смело начинать предупреждение банкротства, иначе компании может грозить финансовая гибель.
К мерам по предотвращению несостоятельности относят ряд превентивных действий, которые могут оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы и помочь ей избежать банкротства.
Возможные меры по предупреждению банкротства регулируются ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
В частности, при возникновении признаков банкротства, описанных в п. 2 ст. указанного закона, когда юридическое лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов по уплате обязательных платежей и (или) денежным обязательствам с задержкой в 3 и более месяца, руководитель такого юридического лица обязан направить участникам (учредителям), унитарному предприятию-собственнику имущества должника сведения о наличии признаков банкротства. Закон обязывает указанных адресатов, а в отдельных случаях и федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принять своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
В п. 3 ст. 30 Федерального закона №127-ФЗ предусмотрено, что участник (учредители) предприятия-должника должны принять меры для предупреждения банкротства и по возможности восстановить платежеспособность должника до момента подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Предупреждение банкротства включает меры, принятые кредиторами или другими лицами на основе соглашения с предприятием-должников. Такие меры в первую очередь должны быть направлены на восстановление платежеспособности организации.
Санация как инструмент восстановления платежеспособности
Предупреждение банкротства в законодательстве сводится к призыву к собственнику имущества и учредителям принять своевременные меры. И хотя такая норма сформулирована как обязательная, однако ее не подкрепляют никакие меры государственного воздействия на указанный круг лиц, если норма не будет соблюдена. Поэтому предупреждение банкротства участниками и собственниками имущества является декларативным.
В ст. 31 Федерального закона установлена возможность оказания безвозмездной финансовой помощи должнику. Такая мера называется санация, она выделяется только при наличии определенных законодательно признаков банкротства и только в размере, достаточном для восстановления платежеспособности. Санацию как вариант меры по предупреждению банкротства вправе проводить унитарные предприятия-собственники имущества должника, участники (учредители), кредиторы и иные лица для восстановления платежеспособности и предупреждения банкротства.
Санация может быть применена и на любой стадии рассмотрения дела про банкротство. Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона санация предоставляется в размере, достаточном для погашения обязательных платежей и денежных обязательств и восстановления платежеспособности предприятия. Санация может предоставляться как на безвозмездной основе, так и сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу оформивших финансовую помощь.
Не следует считать санацию беспроцентным займом. Последний может оформляться в любой период деятельности предприятия, тогда как санация только во время банкротства. Средства, полученные в результате санации, вовсе не обязательно должны возвращаться. Таким образом, санация является исключением из правил, закрепленных ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые запрещают дарение между коммерческими организациями.
Прочие варианты восстановления платежеспособности
Помимо законодательного попущения в виде санации, дозволенной организациям, пребывающим на грани банкротства, существуют и другие меры. Меры по предупреждению банкротства в зависимости от организационно-правовой формы и совокупности других причин в рамках досудебной стадии могут носить разный характер, как:
- получение финансовой помощи;
- заключение соглашения об отступном, новации или прекращение обязательств другим способом;
- взыскание дебиторской задолженности;
- частичная продажа имущества;
- увеличение уставного капитала за счет дополнительных взносов участников или третьих лиц;
- исполнение собственником имущества, третьими лицами или участниками (учредителями) обязательств должника;
- дополнительный выпуск акций;
- продажа предприятия;
- другие меры.
Участники (учредители), собственники имущества самостоятельно определяют предпочтительность тех или иных мер для предупреждения банкротства. В зависимости от их решения выбранные варианты воплощаются в жизнь. Существуют некоторые нюансы для нерядовых организаций относительно банкротства. Если предприятие трудится в специфической отрасли, например стратегического направления для страны или является банком, для него могут быть применены дополнительные меры для предупреждения банкротства, недоступные другим предприятиям.
Стратегические предприятия и организации
Для предупреждения банкротства стратегических организаций и предприятий предусмотрена ст. 191 Федерального закона, которая регламентирует особенные меры. Для таких предприятий при угрозе банкротства правительство Российской Федерации в установленном законом порядке выполняет следующие действия:
- организовывает проведение анализа и учета финансового состояния и платежеспособности в частности;
- проводит реорганизацию;
- если в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа возникла задолженность федерального бюджета перед стратегическими организациями и предприятиями, которые исполняют работу по государственному оборонному заказу, то осуществляет погашение такой задолженности;
- обеспечивает проведение реструктуризации задолженности перед государственными внебюджетными фондами и федеральным бюджетом;
- содействует достижению соглашения между стратегическими организациями и предприятиями и их кредиторами о реструктуризации задолженности, в частности предоставляя государственные гарантии оплаты;
- проводит досудебную санацию;
- осуществляет иные меры.
Все меры для предотвращения банкротства стратегически важных для государства предприятий и организаций направлены на поддержку и выведение последних из условий несостоятельности и кризиса, чтобы такие юридические лица не исчезли с экономического пространства государства.
Кредитные организации
Ввиду специфики своей деятельности особый статус для государства и кредитные организации, меры по предупреждению банкротства которых установлен ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Несостоятельность кредитных организаций подтверждается отзывом лицензии на осуществление банковских операций. До этого момента реализуются следующие меры недопущения банкротства:
- назначение временной администрации;
- финансово оздоровление кредитных организаций;
- реорганизация.
В случае возникновения угрозы банкротства участники (учредители) кредитной организации, члены наблюдательного совета (совета директоров), единоличный исполнительный орган кредитной организации и коллегиальный исполнительный орган обязаны принять своевременные и необходимые меры по финансовому оздоровлению и, в случае необходимости, реорганизации организации.
Банк России вправе потребовать от кредитной организации в случае возникновения предусмотренных ст. 4 Федерального закона №40-ФЗ оснований осуществления мер по финансовому оздоровлению, реорганизации и даже назначить временную администрацию. Такими основаниями являются:
- неоднократное неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам на протяжении 6 месяцев;
- неисполнение обязанности по уплате в срок до 3 дней обязательных платежей со дня наступления даты их исполнения из-за недостаточности или полного отсутствия денежных средств;
- допущение снижения абсолютной величины собственных средств более 20% по сравнению с их максимальной величиной, что была достигнута за последние 12 месяцев с одновременным нарушением обязательных нормативов;
- нарушение норматива текущей ликвидности больше чем на 10% за последний месяц;
- допущение уменьшения величины собственных средств ниже размера уставного капитала по итогам отчетного месяца.
Последнее положение не является признаком банкротства для кредитных организаций, которые получили лицензию на осуществление банковских операций менее 2 лет назад. Мерам по предотвращению банкротства для кредитных организаций уделяется большое внимание на законодательном уровне, особенно в свете мировых финансовых кризисов. Поэтому в РФ разрабатываются специальные программы по предотвращению банкротства.
>Предупреждение банкротства
Финансовая помощь собственникам и учредителям
В соответствии со статьей 9 Закона N 127-ФЗ, в случае появления признаков несостоятельности предприятия, руководителю необходимо направить учредителям и собственнику соответствующие сведения.
На данном этапе возможно принять меры, которые предоставляют возможность восстановления платежеспособности должника и вывести предприятие из кризисного состояния.
Финансовая помощь должнику может быть оказана собственником имущества (муниципальное предприятие) или учредителями (юридическое лицо) до того момента, когда поступило заявление в арбитраж. Финансовая помощь может быть оказана следующим образом:
- Выдача займа, который может быть как процентным, так и беспроцентным;
- Оказание безвозмездной помощи;
- Проведение реструктуризации долга;
- Принятие постановления о размещении векселей или облигаций;
- Принятие решения о наращивании уставного капитала, путем выпуска дополнительных акций или увеличения их стоимости;
- Сокращение или полный отказ от уплаты дивидендов по акциям;
- Привлечение новых кредиторов.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 1
Самым простым способом оказания финансовой помощи банкроту является предоставление возвратного или безвозвратного денежного поступления.
Меры по предупреждению банкротства
Предупреждение банкротства юридического лица может быть проведено при участии следующих сторон:
- учредителей (участников) юридического лица,
- собственников имущества МУП,
- федеральных органов исполнительной власти,
- органов исполнительной власти субъектов РФ,
- органов местного самоуправления.
Меры по предупреждению банкротства могут быть:
- экономические (модернизировать, перепрофилировать производство, повысить квалификацию персонала, изменить управленческую политику и др.),
- юридические (получить кредит или заём, заключить выгодный контракт, взыскать дебиторскую задолженность и др.).
Данные мероприятия должны быть направлены на повышение платежеспособности должника и обеспечение его экономическими ресурсами. В дальнейшем это даст возможность избежать наступления банкротства и даст возможность проведения восстановительных процедур.
После того, как возбуждено производство по делу о банкротстве, также существует ряд мер, которые могут восстановить жизнедеятельность и платежеспособность предприятия. Такими процедурами являются процедура финансового оздоровления и внешнего управления. Они могут быть реализованы только в рамках производства по делу о несостоятельности.
Еще одной мерой предупреждения несостоятельности предприятия считается санация, представляющая собой меры, которые предпринимаются собственниками или учредителями, как до судебного решения, так и после.
С помощью санации должнику может быть оказана финансовая помощь, размер которой должен быть достаточным для того, что бы ликвидировать денежные обязательства и обязательные платежи, а также восстановить платежеспособность должника.
Участниками санации, которые предоставляют помощь должнику, могут являться:
- учредители (участники) предприятия-должника;
- собственник (собственники) имущества муниципального унитарного предприятия-должника;
- кредиторы должника;
- государство (как Российская Федерация в целом, так и субъекты Российской Федерации), а также муниципальные образования.
Замечание 2
Посредством соглашения о предоставлении финансовой помощи должнику предусматривается принятие им или иными лицами (к примеру, собственника имущества должника-унитарного предприятия) обязательств в пользу лиц, которые предоставили данную финансовую помощь.
24. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
Статья 27. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.
По мере развития законодательства о несостоятельности растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и мировое соглашение. Федеральный закон 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» содержал положения о четырех процедурах банкротства — наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.
В действующем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» закреплены уже известные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также новая для российского законодательства процедура — финансовое оздоровление.
Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, к числу которых относятся:
— требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику;
— по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
— не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
— не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» очередность удовлетворения требований кредиторов;
— не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
— не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.
Одновременно с введением наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего.
Временный управляющий имеет право:
— предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
— заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
— принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
— обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
— обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
— получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
— осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.
Временный управляющий обязан:
— принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
— проводить анализ финансового состояния должника;
— выявлять кредиторов должника;
— вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
— уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
— созывать и проводить первое собрание кредиторов;
— представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
Однако следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника.
Статья 62. Введение наблюдения
1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.
2. Утратил силу.
3. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона.
Комментарий к Ст. 62 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
1. Наблюдение — это одна из процедур банкротства, которая в соответствии с ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 г. вводилась с момента принятия заявления о признании должника банкротом, за исключением отдельных случаев, установленных этим Законом. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П <*> данное правило было изменено. Автоматическое введение наблюдения на основании одного лишь заявления кредитора без проведения судебного заседания, без вызова сторон было признано неконституционным, поскольку при этом нарушался принцип состязательности. Имущественные права должника после введения наблюдения существенно ограничивались, тогда как ему не предоставлялась даже возможность представить свои возражения на заявление кредитора. Более того, исходная норма Закона о банкротстве 1998 г. не предусматривала также возможность обжалования определения о введении наблюдения. Такое положение было признано нарушающим конституционное право на судебную защиту и соответственно отменено. В п. 2 мотивировочной части названного Постановления сказано, в частности, что для приведения действующего порядка возбуждения производства по делам о банкротстве в соответствие с Конституцией РФ необходимо нормативное закрепление как права должника обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию определение о принятии заявления о признании должника банкротом, так и его возможности представить суду в той или иной процессуальной форме свои разъяснения и возражения по требованиям заявителя до принятия арбитражным судом решения о введении наблюдения. Исключение могут составлять ситуации, например, когда должник скрывается от кредиторов или местонахождение его неизвестно.
———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1138.
При этом возник определенный правовой пробел, наличие которого в числе прочих причин явилось побудительным мотивом для скорейшего завершения работы над новой редакцией Закона о банкротстве.
2. В новом Законе о банкротстве вышеуказанные конституционные принципы нашли свое закрепление: заявление о признании должника банкротом теперь принимается к производству арбитражным судом на основании формальной проверки соблюдения требований, предъявляемых к его форме и содержанию, а также при наличии необходимых документов, которые должны быть приложены к нему (см. комментарий к ст. 42). При соблюдении этих условий выносится определение о принятии данного заявления. После этого у должника имеется возможность представить в суд свои возражения в связи с поступившим заявлением. Вопрос же о введении наблюдения решается единолично судьей арбитражного суда в результате рассмотрения обоснованности требований кредитора в судебном заседании (см. комментарий к ст. 49 Закона). Такое заседание проводится по общим правилам, установленным АПК, с особенностями, определенными Законом о банкротстве (ст. 48 Закона). В частности, о времени и месте проведения заседания судья уведомляет заявителя, должника, а также СРО и регулирующий орган, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.
Определение о введении наблюдения выносится в случае, если суд установит, что требования заявителя не удовлетворены на дату судебного заседания, превышают установленный законом минимум, не исполнены в течение более чем трех месяцев, а меры по взысканию задолженности в принудительном порядке в течение не менее 30 дней оказались безрезультатными.
Если хотя бы одно из указанных условий будет не выполнено, суд отказывает во введении наблюдения. При этом, если было принято одно заявление о признании должника банкротом, производство по делу прекращается, а если имеются принятые заявления о банкротстве данного должника других кредиторов, выносится определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения. В последнем случае Законом установлено дополнительное к ст. 148 АПК РФ основание для вынесения данного судебного акта.
Процедура наблюдения вводится на основании первого из принятых заявлений. Соответственно арбитражный управляющий назначается из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, указанной в этом заявлении. В таком случае остальные заявления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов рассматриваются в качестве заявлений о вступлении в дело и проверке обоснованности требований этих кредиторов для целей их внесения в реестр требований кредиторов.
3. Процедура наблюдения с позиции гражданского законодательства является одной из процедур банкротства из числа указанных в ст. 27 Закона. Вместе с тем с точки зрения арбитражного процессуального законодательства это стадия арбитражного процесса, подготовка дела к рассмотрению судом.
Общий порядок подготовки дела к рассмотрению определяется нормами гл. 14 АПК РФ, которые должны применяться в части, не противоречащей нормам ст. ст. 48 — 51 Закона о банкротстве. Соответственно общий срок подготовки дела к рассмотрению, установленный ст. 152 АПК РФ, увеличен в Законе до семи месяцев (ст. 51). В течение указанного срока должны быть проведены все мероприятия, составляющие данную процедуру банкротства.
В отдельных случаях, установленных законодательством о банкротстве, допускается отложение дела (продление срока наблюдения) сверх установленного срока его рассмотрения (например, п. 3 ст. 207 Закона).
В практике применения Закона о банкротстве 1998 г. было выработано правило, согласно которому допускалось отложение дела на срок, превышающий предельный для процедуры наблюдения, на основании общих норм АПК РФ (п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43). В новом Законе срок наблюдения значительно увеличен, тем не менее в исключительных случаях представляется возможным отложение рассмотрения дела по существу сверх предельного срока на основании ст. 158 АПК.
4. Цели введения данной процедуры обозначены в ст. 2 и раскрываются в главе IV Закона. Это, во-первых, обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Данная цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить его финансовое положение.
Второй важной целью этой процедуры является проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы: какое имущество должника имеется в наличии, достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплату вознаграждения арбитражному управляющему, в чем причина возникшей неплатежеспособности, имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства, а также существует ли возможность восстановления платежеспособности?
Помимо указанных целей, перешедших из Закона о банкротстве 1998 г., добавлены составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов (третья и четвертая цели данной процедуры). Данные цели, безусловно, всегда были в центре внимания при проведении наблюдения, и законодатель лишь формально закрепил сложившиеся на практике приоритеты. Кроме того, можно отметить, что указанные цели предполагают более активный характер деятельности временного управляющего, с тем чтобы он не ограничивал свою деятельность лишь изучением документации и согласованием определенных сделок.
Информация о том, что компания находится в процессе банкротства, является общедоступной для всех желающих. Это является способом защиты интересов кредиторов и потенциальных партнеров должника. Публикация сообщений по закону о банкротстве 127-ФЗ является обязательной и за несоблюдение данного требования управляющего могут привлечь к ответственности.
Для чего подается объявление
Официальным печатным источником информации сообщений о банкротствах является газета «Коммерсантъ». Издание публикует все объявления о банкротствах должников, обо всех важнейших этапах признания несостоятельности.
Данное издание закреплено в качестве официального издания для публикации сообщений о банкротствах, согласно следующим нормативно-правовым актам:
- Распоряжение Правительства РФ №1049-р от 2008 года.
- Договор с ФРС РФ №25 от 2008 года.
По указанным нормативно-правовым актам газета «Коммерсантъ» является единственной в стране, которая наделена исключительным правом на публикацию сообщений о банкротствах.
«Коммерсантъ» выходит ежедневно в печатном и электронном вариантах. В электронной версии газеты предусмотрен отдельный раздел, который посвящен публикации сведений о банкротстве. Он доступен для общего ознакомления по .
Сведения о банкротствах публикуются в газете «Коммерсантъ» еженедельно в субботнем выпуске.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
Целями публикации сообщений о банкротстве являются:
- Предоставление возможностей кредиторам своевременно узнать о кризисной ситуации должника, чтобы выдвинуть финансовые требования, отказать в предоставлении товарной отсрочки или кредита, не заключать с должниками контракты и пр.
- Предоставление кредиторам информации о сроках и порядке предъявления требований для включения их в реестр.
- Предоставление заинтересованным лицам информации о проводимых торгах.
Также с даты публикации сообщения в газете начинают отсчитываться сроки для предъявления претензий кредиторов и включения требований кредиторов в реестр.
Помимо газеты «Коммерсантъ», сведения о банкротствах публикуются на специализированном портале Федреестр.
Порядок подачи
Перечень информационных поводов, которые подлежат публикации, прописан в 127-ФЗ. В газету «Коммерсантъ» в обязательном порядке передаются сообщения:
- о введении процедуры наблюдения;
- о введении финансового оздоровления или внешнего управления;
- о признании компании-должника банкротом и открытии конкурсного производства;
- о прекращении производства по делу о несостоятельности;
- об утверждении, отстранении, освобождении арбитражного управляющего;
- о проведении торгов в отношении имуществ должника;
- об отмене судебных актов и размещенных ранее сведениях.
Какие сведения содержит объявление
Содержание сообщений о банкротствах регламентируется ст. 28 127-ФЗ. В тексте объявления должны содержаться следующие сведения:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
- Реквизиты компании-должника: ОГРН, ИНН, наименование и юрадрес.
- Наименование арбитражного суда и его адрес.
- Дата поступления заявления о признании финансовой несостоятельности.
- Дата принятия судебного акта о начале процесса несостоятельности.
- ФИО управляющего и его контактные данные.
- Наименование СРО, из состава которой был избран управляющий.
- Дата первого судебного заседания.
Все это сведения позволяют четко идентифицировать дело о банкротстве и должника, в отношении которого такое дело ведется.
Этапы подачи объявления
Публикация сообщений в газете «Коммерсантъ» происходит по следующему алгоритму:
- Заполняется специальная форма для подачи сообщения. Определяется площадь в квадратных сантиметрах, которая зависит от объема текста. Сейчас каждому этапу банкротства (наблюдению, финансовому оздоровлению, конкурсному производству и пр.) соответствует своя форма, что весьма удобно.
- Выбирается способ оплаты сообщения.
- При успешном заполнении появляется форма-подтверждение предстоящей публикации.
Подать сообщение можно по факсу, через специальную электронную форму или по электронной почте.
После проверки сообщения оно будет опубликовано. Ответственность за недостоверные сведения возлагается на арбитражного управляющего.
Какие документы нужно предоставить
Подать заявку на публикацию сообщения о банкротстве можно в электронном виде. Для этого нужно направить на адрес электронной почты pb@kommersant.ru:
- Заявку с подписью арбитражного управляющего в формате Word.
- Документы, которые подтверждают полномочия управляющего в отношении должника (копию постановления арбитражного суда о назначении управляющего по делу о банкротстве).
- Копию судебного постановления о введении процесса признания финансовой несостоятельности.
- Договор-поручение (если подаются сообщения о банкротствах).
- Квитанцию, подтверждающую оплату счета за оказанную услугу.
- Подтверждение полномочий лица-подписанта.
Сроки и стоимость
Сроки подачи сообщений о банкротствах зависят от этапа данной процедуры и регламентированы 127-ФЗ. Так, уведомления о признании должника банкротом и введении этапа конкурсного производства должны публиковаться в течение 10 дней после признания компании финансово несостоятельной.
Сроки публикации сообщений о наблюдении прямо законодательно не установлены. При этом стоит ориентироваться на аналогию с конкурсным производством при установке сроков. Согласно п. 1 ст. 128 127-ФЗ, устанавливаются 10-дневные сроки для публикации с момента вынесения судом постановления о введении конкурсного производства. Соответственно, о введении наблюдения стоит заявить в те же сроки.
Ответственность за соблюдение сроков публикации сообщений возлагается на финансового управляющего. При нарушении требований 127-ФЗ управляющему грозит ответственность в виде штрафа.
Публикация сообщений о банкротствах в газете «Коммерсантъ» осуществляется на платной основе за счет должника (если иное не предусмотрено по решению собрания кредиторов) либо кредитора, который инициировал процесс (при недостаточности средств у должника). Стоимость публикации ежегодно пересматривается. По состоянию на 2019 год сведения о банкротствах публикуются с ценой 225,54 р. за кв. см. С учетом примерной площади сообщения в 30 кв. см цена одной публикации составляет 6800 р.
Счет можно оплатить:
- С помощью расчетного счета заказчика публикации.
- В безналичной форме (для юрлиц).
- В Сбербанке по квитанции.
- В любом коммерческом банке в наличной форме.
- Посредством Почты РФ.
До того как было вынесено судебное решение о банкротстве юрлица, разглашение каких-либо сведений запрещено законодательно.
Как проверить сведения о несостоятельности юрлица в газете
Для поиска сведений о банкротствах нужно перейти на вкладку «Банкротства» в электронной версии газеты в раздел «Поиск объявлений о банкротстве».
Поиск сообщений о банкротстве можно вести по . Для этого указывается известный лицу номер объявления с учетом всех нулей. Для повышения эффективности при поиске объявлений можно указать ИНН, ОГРН или прочие.
Далее нужно подтвердить, что пользователь не является роботом, и нажать кнопку «Найти». После этого будет открыта расширенная форма для поиска сведений о банкротствах.
Здесь нужно указать наименование компании и пользователь получит весь спектр необходимой ему информации о субъектах банкротства с таким наименованием. Если таких компаний оказалось слишком много, то допускается установить дополнительные фильтры, например, указав регион или ограничив временной интервал.
Таким образом, все сообщения о ходе процесса признания должника финансово несостоятельным, которые обязательно публикуются по закону, должны передаваться управляющим в газету «Коммерсантъ». Данное издание обладает исключительными правами на публикацию сведений о банкротстве. Сообщения публикуются на платной основе за счет должника. Правовая норма об обеспечении информационной открытости процесса банкротства направлена на защиту интересов кредиторов.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьи Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.
Стадия наблюдения в несостоятельности юридического лица
Законом Российской Федерации «О несостоятельности(банкротстве)» определен четкий механизм и последовательность введения этапов банкротства юридических лиц. Самым важным из пяти законодательно установленных стадий процедуры является наблюдение, результаты которого определяют дальнейшую судьбу организации. Наблюдение является подготовкой для запуска процесса ликвидации либо оздоровления компании и носит обязательный характер, что нельзя сказать о других этапах банкротства предприятия.
Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве предприятия?
Введению стадии наблюдения при банкротстве предприятия предшествует принятие арбитражным судом ходатайства об инициировании процесса и проведение проверки на соответствие организации критериям банкротства:
- сумма долга перед кредиторами составляет более 300 000 рублей;
- просрочка по выплатам кредитору составила более 90 дней.
Организация может самостоятельно подать заявление о несостоятельности и признать свою неплатежеспособность или же инициатором процесса может выступать кредитор, желающий погасить свою дебиторскую задолженность.
К сведению Следует знать, что провоцирование процедуры о несостоятельности в корыстных целях, таких как сокрытие фактов хищения имущества и средств юридического лица или уклонение от обязательств перед контрагентами, является незаконным. Фиктивная несостоятельность может обернуться для руководителя компании уголовным наказанием, если его действия либо бездействие повлекли за собой долги или иной ущерб.
Проверка обоснованности заявления о банкротстве предприятия требует изучения судом финансовой отчетности компании. Бланки отчетности на дату, предшествующую текущему отчетному периоду, организация-должник как ответчик обязана предоставить в обязательном порядке в пятидневный срок после требования суда.
Информация Всего от подачи заявления до внедрения судом стадии наблюдения процедуры несостоятельности может пройти не более 30 дней, если решение не было обжаловано компанией-ответчиком.
Запуская процедуру наблюдения, суд преследует следующие цели:
- анализ исков кредиторов, подсчет общего размера задолженностей и формирование списка;
- обеспечение максимальной сохранности имущества юридического лица;
- определение дальнейшего направления деятельности компании либо ее прекращение.
При незаконном привлечении денежных средств в отношении юридических лиц применение стадии наблюдения, как и само банкротство невозможно. Также вводить наблюдение как этап банкротства нельзя, если организация запустила процесс ликвидации.
Как проводится наблюдение при несостоятельности юридического лица?
Статья 28 ФЗ 128 обязывает информировать действующих и потенциальных контрагентов юридического лица об инициировании стадии наблюдения путем опубликования соответствующих данных в газете “Коммерсантъ”, которую Правительство определило официальным изданием. О начале процедуры несостоятельности предприятия также должны быть уведомлены банки, в которых имеется действующий расчетный счет должника, налоговый орган по месту регистрации, судебные приставы и иные контролирующие органы.
В период процедуря наблюдения деятельность организации осуществляется в прежнем режиме, за исключением некоторых ограничений:
- юридическое лицо не вправе проводить реорганизацию либо открывать дополнительные филиалы;
- запрещен выпуск ценных бумаг и перепродажа акций компании;
- состав учредителей не может быть изменен;
- запрещено перечисление дивидендов владельцам акций;
- имущественные сделки ограничены суммой, равной не более 5% от балансовой стоимости активов юридического лица.
Информация Наблюдение в банкротстве как оценочный этап не лишает руководителей должности и основных полномочий, но ограничивает их в принятии решений по вопросам, касательно выдачи займов, кредитов, предоставления поручительств. В перечисленных случаях руководителю придется согласовывать свои решения и предпринимать любые действия только с письменного разрешения независимого участника процесса — временного управляющего.
Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия
Руководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом — временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:
- контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
- анализ финансовых показателей организации;
- формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
- подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.
Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.
Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса. Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.
Дата проведения собрания с целью совместного определения дальнейшей деятельности юридического лица назначается временным управляющим не позднее 10-ти дневного срока до окончания процедуры. На собрании управляющий озвучивает результаты собственной финансовой проверки и рекомендует варианты выхода из сложившейся ситуации, которые могут быть приняты либо оспорены кредиторами. Решение по каждому из выдвинутых вопросов принимается путем голосования. Результаты голосования и перечень вопросов фиксируется в протоколе процедуры наблюдения, который временный управляющий должен в пятидневный срок передать в арбитражный суд. К основным рассматриваемым вопросам относятся:
- определение дальнейших действий относительно должника — введение следующего этапа банкротства либо полное прекращение процедуры, что снимает все ограничения с деятельности организации и восстанавливает полномочия руководителя;
- если не было принято мировое соглашение и процесс признания несостоятельности перешел на следующий этап, большинством голосов назначается ответственный за его проведение арбитражный управляющий. Кроме того из числа присутствующих на собрании определяется кредиторский комитет, который будет представлять интересы всех кредиторов и назначается держатель реестра.
По завершении наблюдательного этапа формируется пакет документов, который временный управляющий должен передать в арбитражный суд для принятия окончательного решения о прекращении процедуры банкротства либо введении следующего этапа. Пакет документов включает отчет о деятельности управляющего, его экспертное заключение и рекомендации, а также протокол собрания кредиторов.
К сведению Что касается вознаграждения временного управленца, то его размер определяется в арбитражном суде при назначении его на должность в соответствии со статьей 20.7 закона о банкротстве. Вознаграждение выплачивается за весь срок процедуры, обязанность по его уплате ложится на должника.
Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации?
Максимальный срок с момента принятия арбитражным судом заявления до передачи результатов наблюдения временным управляющим составляет 7 месяцев. Из этого срока месяц уходит на обоснование заявления и назначение судом управляющего и полгода непосредственно на его работу. На практике длительность этапа в среднем составляет 4-5 месяцев.
Если во время наблюдения юридическое лицо и его кредиторы сумели найти выход из ситуации и заключили мировое соглашение, по ходатайству кредиторов процедура наблюдения прекращается досрочно.
Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности юридического лица
На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:
- юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
- кредиторы организации;
- временный управляющий.
Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения
Субъект | Имеет право: | Обязан: |
Должник |
|
|
Кредиторы |
|
|
Временный управляющий |
|
|
Соблюдение прав и обязанностей участниками процесса установления несостоятельности юридического лица сокращает его длительность, исключая возникновения спорных ситуаций и дополнительных судебных разбирательств.
Последствия процедуры наблюдения при банкротстве предприятия
Этапу наблюдения не случайно отводится большая доля от общей длительности процесса банкротства юридического лица. Опираясь на последствия работы временного управляющего и протокол первого собрания, арбитражный суд определяет дальнейшие действия в отношении должника. Последствия полугодового наблюдения в зависимости от принятого в суде решения могут нести как негативный, так и позитивный посыл.
При заключении мирового соглашения между юридическим лицом и его кредиторами стороны самостоятельно оговаривают условия погашения долгов, такие как выплата долга частями, поставка дополнительного объема продукции или услуг или передача кредитору имущества, эквивалентного размеру задолженности, и возможности дальнейшего сотрудничества. В этом случае процесс признания несостоятельности юридического лица прекращается, и организация получает право осуществлять прежнюю деятельность. Однако несвоевременная выплата долгов и иски кредиторов негативно отражаются на репутации компании, что может привести к недостатку контрагентов для осуществления дальнейшей деятельности.
Если же к мирному соглашению прийти не удалось, на основании предоставленных документов о результатах наблюдения по решению суда осуществляется переход к одной из возможных стадий банкротства:
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство.
Следует отметить, что переход к следующему этапу не всегда означает крах компании и признание его полной несостоятельности. Напротив, если наблюдение было направлено на анализ текущей ситуации и разработку мероприятий, направленных на решение проблем, то последующие стадии включают конкретные действия, направленные на стабилизацию платежеспособности организации, возврат существующих долгов и преодоление кризисного периода.
Информация Что касается последствий процедуры наблюдения для сотрудников организации, то на данном этапе они продолжают выполнять свои обязанности и работают в прежнем режиме. Но это не лишает их права при желании поменять место работы.
Банкротство является весьма сложным и дорогостоящим процессом, требующим четкого соблюдения действующего закона “О банкротстве” в последней редакции. Особое внимание требуется уделить этапу наблюдения как основополагающему при определении дальнейшей стратегии деятельности юридического лица.
Сообщение о введении процедуры наблюдения
Так подавайте заявление о включени ив реестр требований кредиторов. После публикации объявления. Вам следует подождать
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)»Статья 16. Реестр требований кредиторов
1. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.
Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 27.07.2010 N 219-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
2. Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается временным управляющим.
Решение собрания кредиторов о выборе реестродержателя должно содержать согласованный с реестродержателем размер оплаты услуг реестродержателя.
В случае, если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, превышает пятьсот, привлечение реестродержателя обязательно. (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
3. Не позднее чем через пять дней с даты выбора собранием кредиторов реестродержателя арбитражный управляющий обязан заключить с реестродержателем соответствующий договор.
Договор с реестродержателем может быть заключен только при наличии у него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Информация о реестродержателе должна быть представлена арбитражным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты заключения договора.
Оплата услуг реестродержателя осуществляется за счет средств должника, если собранием кредиторов не установлен иной источник оплаты услуг реестродержателя.
4. Реестродержатель обязан возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если ведение реестра требований кредиторов передано реестродержателю, арбитражный управляющий не несет ответственность за правильность ведения реестра требований кредиторов и не отвечает за совершение реестродержателем иных действий (бездействие), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам.
5. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в порядке, установленном статьей 4 настоящего Федерального закона.6. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований — на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, исключаются из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, судебные акты, устанавливающие размер требований кредиторов, направляются арбитражным судом реестродержателю для включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов.
7. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
При заявлении требований кредитор обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).
В случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов — владельцев облигаций представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций, в реестре требований кредиторов указываются сведения об общем размере требований указанных кредиторов и сведения о таком представителе владельцев облигаций. Сведения о каждом кредиторе — владельце облигаций при этом не указываются. (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
7.1. Требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди. (п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)
8. Лицо, требования которого включены в реестр требований кредиторов, обязано своевременно информировать арбитражного управляющего или реестродержателя об изменении сведений, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления арбитражный управляющий или реестродержатель и должник не несут ответственность за причиненные в связи с этим убытки.9. Арбитражный управляющий или реестродержатель обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования направить данному кредитору или его уполномоченному представителю выписку из реестра требований кредиторов о размере, о составе и об очередности удовлетворения его требований, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную арбитражным управляющим копию реестра требований кредиторов.
Расходы на подготовку и направление такой выписки и копии реестра возлагаются на кредитора.10. Разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, о размере и об очередности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.11. Разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим и связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством.
Статья 71. Установление размера требований кредиторов
1. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)2. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)3. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
4. Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
В случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов — владельцев облигаций представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций, в определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются общий размер требований указанных кредиторов и очередность удовлетворения таких требований в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также очередность удовлетворения требований в соответствии с условиями соответствующего выпуска облигаций. (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
По возражению временного управляющего требования кредитора — владельца облигаций определением арбитражного суда исключаются из реестра требований кредиторов в случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов — владельцев облигаций соответствующего выпуска представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций. (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)5. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.6. При необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения дела, обязывающее временного управляющего отложить проведение первого собрания кредиторов.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)7. Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
8. Требования кредиторов, предусмотренные пунктами 1 — 6 настоящей статьи, рассматриваются судьей арбитражного суда в течение месяца с даты истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока предъявления возражений относительно требований кредиторов.