Особо ценное имущество

1.2.1. Недвижимое и особо ценное движимое имущество бюджетного и автономного учреждений

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также к объектам недвижимого имущества относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Другие объекты имущества, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Распоряжаться недвижимым имуществом бюджетное и автономное учреждения могут с учетом ограничений, установленных законодательством:

— бюджетное учреждение не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);

— автономное учреждение не может распоряжаться без согласия собственника только тем недвижимым имуществом, которое было закреплено за учреждением собственником или приобретено учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Кроме того, бюджетные и автономные учреждения не могут самостоятельно распорядиться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.

В соответствии с данным Постановлением в перечни особо ценного движимого имущества включается:

1. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

— для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 000 руб. до 500 000 руб.;

— для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ,- размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 000 руб.

до 500 000 руб.;

— для муниципальных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 000 руб. до 200 000 руб.

2. Иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества.

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Заметим, что имущество, приобретенное бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, также может быть включено в перечень особо ценного движимого имущества (Письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026).

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).

Перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются в порядке, определенном соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) (ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Органами государственной власти (органами местного самоуправления) утверждены перечни особо ценного имущества в отношении учреждений, находящихся в их ведении, например:

1. Приказ Минфина России от 28.02.2011 N 25н «Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации».

2. Приказ Минсельхоза России от 07.12.2010 N 427 «Об определении видов особо ценного движимого имущества, в отношении подведомственных Минсельхозу России федеральных бюджетных учреждений».

3. Приказ Минкомсвязи России от 10.03.2011 N 31 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минкомсвязи России, Роскомнадзору, Россвязи и Роспечати».

4. Приказ Минрегиона России от 28.02.2011 N 66 «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации».

5. Приказ Ростехнадзора от 25.02.2011 N 80 «Об определении Перечня особо ценного движимого имущества организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.02.2011 N 152н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

7. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2011 N 73 «Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, подведомственных ФСТЭК России».

8. Приказ Минтранса России от 08.02.2011 N 37 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных и бюджетных учреждений в сфере транспорта».

9. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2010 N 2261 «Об определении видов особо ценного движимого имущества».

10. Приказ МЧС России от 30.12.2010 N 701 «Об определении видов особо ценного движимого имущества в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России».

11. Приказ Минпромторга России от 30.12.2010 N 1331 «Об определении видов и перечней особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации».

12. Приказ Минюста России от 30.12.2010 N 413 «Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений Минюста России».

13. Приказ МИД России от 28.12.2010 N 23068 «Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации».

14. Приказ Минспорттуризма России от 28.12.2010 N 1436 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

15. Приказ Минэнерго России от 28.12.2010 N 642 «Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных или автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, и порядка определения перечней такого имущества».

16. Приказ Департамента образования г. Москвы от 08.04.2011 N 265 «Об определении видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Департамента образования города Москвы».

Особо ценное имущество в бюджетных учреждениях

А. Гусев

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 7/2015

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.05.2014 № 02-07-07/27504.

Бюджетные учреждения при ведении финансово-хозяйственной деятельности обязаны учитывать различные ограничения, связанные с отчуждением или приобретением имущества, возникновением или прекращением различных обязательств. Одним из таких ограничений является необходимость обязательного согласования с соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, возможности совершения «крупных сделок».

Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.

Под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), с его передачей в пользование или залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Напомним, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). В силу ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух (двусторонняя сделка) либо трех сторон или более (многосторонняя сделка).

Исходя из ч. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним названный лицом или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему указанным лицом на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом.

Остальным имуществом (особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, и иным движимым имуществом) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Однако, как мы отмечали выше, если стоимость данного имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, сделка по его отчуждению, передаче в пользование (например, в аренду) или залог подлежит обязательному согласованию с учредителем.

В соответствии с п. 2 Инструкции № 157н бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет согласно требованиям Бюджетного кодекса, Закона о бухгалтерском учете, Инструкции № 157н и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих названный учет.

В силу п. 4 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается исходя из бюджетного законодательства РФ.

Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н), определен соответствующий порядок, предусматривающий представление в составе годовой отчетности баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)). Согласно п. 13 Инструкции № 33н баланс (ф. 0503730) формируется учреждением (его обособленными структурными подразделениями (филиалами), ведущими бухгалтерский учет) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Исходя из п. 14 Инструкции № 33н показатели отражаются в балансе (ф. 0503730) в разрезе:

1) видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения:

  • субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (графы 3, 7). Напомним, что ранее по данным графам отражались субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции;
  • субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (графы 4, 8). Ранее в этих графах указывались субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, собственные доходы учреждения, средства по обязательному медицинскому страхованию. Изменения вступают в силу с отчетности за 2015 год;
  • собственных доходов учреждения, в том числе доходов от оказания услуг (работ), средств по обязательному медицинскому страхованию, средств во временном распоряжении (графы 5, 9). Ранее здесь отражались средства во временном распоряжении. Изменения вступают в силу с отчетности за 2015 год;

В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать информации граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года сведений о реорганизации (в случае ее проведения) или изменения типа учреждения в целях создания бюджетного (автономного) учреждения, иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.

В графах «На конец отчетного периода» отражается информация о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.

В комментируемом Письме от 14.05.2014 № 02-07-07/27504 «Об определении размера балансовой стоимости активов для определения размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году» Минфин отмечает, что к активам учреждения относится в том числе дебиторская задолженность (задолженность перед учреждением, включая задолженность по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).

Инструкцией № 33н с учетом изменений внесенных Приказом № 172н, предусмотрено отражение дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе баланса (ф. 0503730), а кредиторской задолженности по доходам, по расчетам с подотчетными лицами – в пассиве баланса (ф. 0503730) начиная с отчетности за 2015 год.

При формировании баланса (ф. 0503730) в составе отчетности за 2015 год отражение дебиторской задолженности по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты») в активе баланса (ф. 0503730), кредиторской задолженности по доходам (счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам») и расчетам с подотчетными лицами (счет 0208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами») приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 года).

Согласно положениям п. 72 Инструкции № 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Исходя из вышеизложенного в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773). То есть для целей определения размера крупной сделки на 2015 год необходимо сформировать указанные формы отчетов за 2015 год.

В соответствии с ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Напомним, что согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от подобного признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и обладает данным статусом с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).

Однако надо учитывать, что руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной (ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем указанные доходы.

Необходимо отметить, что, поскольку полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст. 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с данным лицом положение о полной материальной ответственности (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Напомним, что порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетной организации (п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения»). Для примера рассмотрим Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Минздравсоцразвития РФ, крупных сделок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1123н (далее – Порядок № 1123н).

В силу п. 4 Порядка № 1123н в целях предварительного согласования совершения крупной сделки учреждение направляет в Департамент имущественного комплекса Минздрава следующие документы:

  • обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им подобной сделки;
  • технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
  • мотивированное обоснование выбора контрагента;
  • проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
  • подготовленный согласно законодательству РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, по которому предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
  • сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и отражением статуса данных задолженностей (текущие или просроченные).

Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения.

В представленных документах исправления, подчистки и помарки не допускаются.

Департамент имущественного комплекса Минздрава в течение одного месяца со дня получения обращения о предварительном согласовании совершения учреждением крупной сделки:

а) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к обращению;

б) изучает основания целесообразности совершения данной сделки;

в) подготавливает проект решения о предварительном согласовании совершения указанной сделки или мотивированного решения об отказе в таком согласовании.

Решение об отказе в предварительном согласовании совершения крупной сделки может быть принято в следующих случаях:

  • в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;
  • в результате совершения названной сделки осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет значительно затруднено или невозможно.

Для муниципальных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ порядок согласования крупной сделки (в том числе срок и форму согласования сделки) должен установить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Например, порядок предварительного согласования санкт-петербургским государственным бюджетным учреждением совершения подобных сделок установлен Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2012 № 48-р.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказ Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *