Оптимизация налогов

Налоговая оптимизация

Налоговая оптимизация – это комплекс методов и подходов к эффективному планированию (минимизации) налогов, перечисляемых в бюджет.

Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств путем осуществления законных действий, включающих в себя использование всех предоставленных действующим законодательством льгот, налоговых освобождений и других приемов и способов в рамках законодательства.

Цели налоговой оптимизации

Целью налоговой оптимизации является снижение размера всех налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности, сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков.

Наряду с этим целью налоговой оптимизации может являться отсрочка налоговых платежей, т. е. перенос их уплаты на более поздний срок.

Виды налоговой оптимизации

Можно выделить следующие виды оптимизации налогообложения:

1) оптимизация по видам налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и другие налоги);

2) оптимизация налогообложения у организаций в зависимости от их принадлежности к той или иной сфере финансово-хозяйственной деятельности (например, банки, страховые организации, организации торговли и т. д.);

3) оптимизация налогообложения по категориям налогоплательщиков (организации, индивидуальные предприниматели, крупные, средние и малые предприятия).

Налоговую оптимизацию в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно подразделить на перспективную (долгосрочную) и текущую налоговую оптимизацию.

Если целью налогоплательщика является уменьшение налогообложения в процессе его повседневной (текущей) деятельности, то имеет место текущая налоговая оптимизация.

Текущая налоговая оптимизация заключается в применении совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Деятельность налогоплательщика, позволяющая уменьшить налогообложение с учетом его деятельности в будущем, рассматривается, как перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация.

Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика.

Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений.

Используя следующие критерии разграничения видов налоговой оптимизации:

  • законность действий налогоплательщика (налогоплательщик нарушает закон или нет);

  • степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налог.

  • получим такие виды налоговой оптимизации:

  • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. В этом случае осуществляется классическая налоговая оптимизация;

  • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются. В этом случае осуществляется минимизация налогов;

  • действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся. В этом случае осуществляется противозаконная налоговая оптимизация.

Элементы налоговой оптимизации

Элементами налоговой оптимизации являются:

  • система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;

  • оптимизация налоговых обязательств;

  • точное исполнение налоговых обязательств;

  • недопущение возникновения дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сроки, которые превышают срок исковой давности;

  • система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.

Этапы налоговой оптимизации

В процессе налоговой оптимизации можно выделить ряд этапов.

Такими этапами являются:

  • первый этап — непосредственно создание коммерческой организации;

  • второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.;

  • третий этап — выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица;

  • четвертый этап — анализ и максимально правильное использование всех предоставленных налоговым законодательством преимуществ и льгот по каждому из налогов при осуществлении текущей предпринимательской деятельности;

  • пятый этап — анализ всех возможных форм сделок, которые будут осуществляться в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации налогов;

  • шестой этап — решение вопроса о надлежащем размещении активов и прибыли организации с целью получения дохода от инвестиций.

Кто осуществляет налоговую оптимизацию

Непосредственно действия, позволяющие в результате минимизировать налоговые платежи организации, могут совершаться её работниками: бухгалтерами, финансистами, юристами.

Однако налоговая оптимизация может осуществляться по поручению налогоплательщика также на основе соответствующего договора консалтинговыми компаниями, юридическими фирмами, аудиторами и налоговыми консультантами.

Зачем нужна налоговая оптимизация бизнесу

Отвечаем на самые распространенные вопросы об оптимизации налогов, поговорим о том, почему оптимизировать важно сейчас и чем отличается законная оптимизация от незаконной.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое налоговая оптимизация?
Цели налоговой оптимизации
Как проводится налоговая оптимизация
Почему мероприятие по ОНО так актуальны
Незаконная ОНО
Риски и последствия незаконной ОНО
Примеры законной ОНО
ВЫВОДЫ
ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ?
Оптимизация налогообложения (ОНО) — это комплекс мер по уменьшению размера налоговой нагрузки компании. Она выполняется путем целенаправленных и правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя использование всех предоставленных действующим законодательством льгот, инструментов и других законных преимуществ.
Иными словами, налоговая оптимизация компании — это комплекс способов, позволяющих законно снизить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и страховые взносы.
ЦЕЛИ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ
Оптимизацию налогообложения внедряют для следующих целей:

  • снижение налоговых платежей на 30-40% в зависимости от размеров бизнеса и его сферы;
  • обеспечение безопасности бизнеса, собственника, директора и бухгалтера от доначислений, штрафов, субсидиарной ответственности и внимания ФНС при работе «в серую».

Достичь этих целей можно только в том случае, если соблюдать правила оптимизации:

  • снижать налоги нужно грамотно, тщательно подготовив к этому себя, компанию, сотрудников;
  • использовать только законные способы;
  • учитывать методики, подходящие именно к вашему бизнесу.

Таким образом, оптимизация налогов бизнеса — это важная часть налогового планирования компании в современных условиях.
КАК ПРОВОДИТСЯ НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ
ОНО — процесс сложный, налоги не снижаются по щелчку пальцев. Для внедрения новой структуры уплаты налогов необходимо провести комплекс мер, которые включают себя:

  1. Анализ действующей системы в компании. Тщательное изучение фактических данных и документов компании. Анализ текущей структуры, сбор всей необходимой информации для оптимизации.
  2. Оценка рисков. Анализ административных, налоговых и уголовных рисков компании. Подготовка плана мероприятий по устранению рисков и легализации бизнеса.
  3. Разработка безопасной структуры бизнеса. На основании данных, полученных на первых этапах, подбирается комплекс методов налоговой оптимизации, создается безопасная структура, позволяющую максимально снизить налоги и защитить активы.
  4. Внедрение ОНО. Составление и подача необходимых документов, регистрационные действия, обучение персонала, внедрение в компанию новой структуры.

Подробнее об услуге по ОНО вы можете узнать .
ПОЧЕМУ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОНО ТАК АКТУАЛЬНЫ?
Вопрос снижения налогов всегда стоит остро перед бизнесменами. Но в последнее время экономическая ситуация в России изменила «правила игры». И теперь ОНО является одним из главных источников экономии и стабильности бизнеса. У этого есть несколько причин:

  • собираемость налогов выросла в 2018 году на 70%, что говорит об усилившемся налоговом контроле;
  • увеличивается количество неналоговых платежей («Платон» и т. д.)
  • система АСК НДС-2 сделала полностью прозрачной схему начисления НДС
  • ФНС полностью контролирует связи с «однодневками» и «обналом»
  • банки массово блокируют счета при любом «подозрительном» действии
  • участились случаи ответственности за «дробление»
  • суммы налоговых доначислений выросли на 86% в СФО
  • количество действующих организаций в Сибири уменьшилось на 59 000 за последние три года
  • все больше дел возбуждается по статье 199 УК РФ — бизнесмены получают реальные сроки до 6 лет
  • собственники, директора, главные бухгалтера все чаще несут субсидиарную ответственность своим имуществом по долгам компании.

Налоговая оптимизация наиболее актуальна для крупного, среднего бизнеса, и малого бизнеса.
Важно! Налоги нельзя оптимизировать «один раз и навсегда». Необходимо периодически проводить аудит внедренной системы и, при необходимости, вносить изменения под меняющееся законодательство.
НЕЗАКОННАЯ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Незаконная ОНО — очень рискованный процесс, который грозит не только штрафами и доначислениями, но и потерей бизнеса, и даже свободы. Тем не менее, многие бизнесмены по-прежнему используют «серые схемы».

Например, связи с «фирмами-однодневками». Их используют для увеличения расходов, создания фиктивных договоров и т. д. И не смотря на многочисленные случаи уголовной ответственности, вплоть до заключения, бизнесмены продолжают связываться с ними. Законная ОНО не допускает таких рисков!
Подробнее об этом вам расскажут наши налоговые юристы.
РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ОНО
Если налоговики заподозрят вас в «серых» схемах оптимизации, они проведут налоговую проверку. И в 99% случаев ее результатом станет что-то из нижеперечисленного:

  • налоговые доначисления, которые исчисляются в миллионах рублей;
  • денежные штрафы и пени за их неисполнение;
  • уголовное преследование по статье 199 УК РФ;
  • арест имущества, счетов компании;
  • обеспечительные меры, включая арест личного имущества и счетов;
  • банкротство и потеря бизнеса, в случае, если компания не может выплатить доначисления;
  • ответственность собственников, директоров, главного бухгалтера личным имуществом по долгам компании.

Чтобы избежать такого сценария, достаточно пересилить себя перейти с привычных «серых» методов оптимизации на законные.
ПРИМЕРЫ ЗАКОННОЙ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Всего существует более 49 способов законного снижения налогов и страховых сборов. Вот примеры применения некоторых их них.
1. Производственный кооператив (ПК). Часть персонала регистрирует ПК на УСН 6%. В ПК не выплачивается зарплата, а распределяется прибыль. Она распределяется на три части: трудовое участие, долевое участие и иное участие. НДФЛ уплачивается в старом формате, а вот страховые взносы по долевому и ному участию не выплачиваются, согласно НК РФ.
Таким образом, происходит экономия на страховых взносах (порядка 70-80%), а оставшиеся взносы снижают ставку УСН с 6 до 3%.
2. Холдинг. Внутри холдинга формируется организация на УСН для взаимодействия с клиентами, которым не нужен НДС к вычету. Основная компания продолжает работать на «классике» с партнёрами на КСН. А компания на УСН с покупателями, которым не нужен НДС к вычету. Пример:
Поставщик поставляет товар на сумму 100 000 руб. + НДС 20 000 руб. Мы продаём его по цене в 1.5 раза больше закупочной и получаем 150 тыс. руб. + 30 тыс. руб. НДС.
При работе с клиентами НДС «на выходе» (30 000) можно компенсировать за счёт «входящего» (20 000).
Таким образом чистая прибыль равна 40 000 руб .:

  • 150 000 (выручка) — 100 (затраты) = 50 000 руб.
  • 50 000 руб.*20% = 10 000 руб. (Налог на прибыль к уплате).
  • 50 000 руб. — 10 000 руб. = 40 000 руб. (чистая прибыль) .

Итого налоги 20 000 руб. : 10 000 руб. (НДС) + 10 000 руб. (налог на прибыль).
Продавая товар клиентам не на КСН, мы искусственно начисляем себе НДС к уплате и платим его полную ставку — 20%.
Создав холдинговую структуру, этот недостаток мы превращаем в преимущество, потому что вместо части НДС и НП платим налог УСН.
Итого чистая прибыль 51 000 руб. :
180 000 руб. (доход) — 120 000 руб. (расход) = 60 000 руб.
60 000 руб.*15% = 9000 руб. (упрощенный налог 15%)
60 000 руб. — 9 000 руб. = 51 000 руб.
Итого налоги, применяя ОНО: 9000 руб.
3. Толлинг для производственной компании.
Создается организация (лучше всего производственный кооператив) или ИП на УСНО 15%.
Она берет помещение в аренду у хранителя активов, в неё заводится производственное оборудование и делается всё, чтобы она соответствовала всем признакам самостоятельного и добросовестного лица.
Далее, фирма на ОСН (давалец) закупает сырье и передает его по договору толлинга на переработку в производственную компанию (переработчик), выплачивая ей за работу необходимое вознаграждение.
Таким образом, давалец полностью использует НДС к вычету по передаваемому в переработку сырью. При этом происходит экономия налога на прибыль 5% (20%-15%).
Помимо этого, компания-переработчик, изготавливая собственную готовую продукцию из собственного сырья и продавая ее покупателям, которым не нужен НДС к вычету, дополнительно экономит на налоге на прибыль и НДС, вместо которых она платит налог УСН 15% (принцип расчета экономии аналогичен указанному в примере №2). При этом компания-переработчик соответствует признакам самостоятельного и добросовестного лица (наличие сторонних покупателей).
4. ИП-управляющий. Компания переводит генерального директора из штата на ИП и заключает с ним договор, согласно которому, он становится единоличным исполнительным органом — управляющим.
Например, его зарплата составляла 100 000 рублей. При такой сумме компания ежегодно платила 308 000 рублей страховых взносов, и 1 200 000 зарплаты, из которых директор получал только 1 044 000 (после уплаты им НФДЛ).
После перехода на ИП компания не платит взносы, управляющий сам выплачивает налоги и взносы по УСН 6%. Таким образом, компания экономит 308 000 на взносах, а из оставшихся 1 200 000 ИП получает 1 128 000 — выгода и ему, и компании.
Важно! Внедряя любой из методов оптимизации, важно не только на 100% соблюдать законность, но и отвечать признакам добросовестности, а также не вызывать подозрения у ФНС. Только так получится минимизировать риски оптимизации налогообложения.
Проводить оптимизацию налогов самостоятельно получится не всегда — некоторые способы довольно сложны и требуют комплексных знаний и опыта. Поэтому, если хотите быть уверены в успехе ОНО, обратитесь к специалистам.
ВЫВОДЫ
На основании всего вышесказанного, сделаем несколько выводов об ОНО.
1. Налоговая оптимизация нужна не всем. Многие сферы микро-бизнеса вполне могут обойтись без снижения налогов, так как они и так платят минимум (ЕНВД, патент). А вот малый, средний и крупный бизнес в России серьезно страдает от высоких налогов, поэтому, оптимизация для них — это реальный шанс сделать бизнес эффективнее и защитить свои активы.
2. Бизнесу может помочь только законная оптимизация. Связи с «однодневками» и прочие «серые» схемы сейчас раскрываются налоговиками очень легко. И последствия таких схем еще хуже высоких налогов — доначисления, арест имущества, лишение свободы.
Поэтому, если и снижать налоги, то только легальными путями. Законодательство предусматривает более 49 способов законной оптимизации.
3. Самостоятельно оптимизировать налоги очень сложно. Снижение налогов и страховых взносов — процесс трудоемкий, который требует не только времени, но и высокого уровня знаний в экономике, юриспруденции и менеджменте. Перед внедрением схемы необходимо провести аудит бизнеса, оценить все риски и подобрать подходящие способы. И после внедрения структуры процесс не закончен. Законодательство постоянно меняется, поэтому, необходимо периодически корректировать и подстраивать свой бизнес под новые требования, а также проводить аудит на предмет новых рисков.
Не у каждого бизнесмена есть ресурсы, которые позволят выполнить все перечисленные действия самостоятельно, поэтому, если хотите платить меньше налогов и быть уверенными в завтрашнем дне, лучше обратитесь к профессионалам.

Оптимальное налогообложение

Основное отличие налогообложения от всех остальных платежей заключается в том, что уплата налогов носит не добровольный, а обязательный характер. Законодательное распределение налоговых обязательств не всегда соответствует тому, кто реально несет налоговое бремя. Общеизвестно, что часть налогоплательщиков старается полностью или частично уклониться от уплаты налогов, пытаясь скрыть истинные размеры своих доходов, либо переместить налоговое бремя на других лиц.

Распределение налогового бремени между налогоплательщиками имеет большое значение как с точки зрения справедливости, так с точки зрения эффективности формирования общественных доходов.

Необходимо заметить, что распределение налогового бремени при общем равновесии может отличаться от его распределения на равновесия отдельных сегментов общественного сектора (например, в сегментах чистых общественных благ, социально значимых благ и т.д.). Распределение налогового бремени может быть неодинаковым в долгосрочном и краткосрочном периодах.

Принято выделять несколько факторов, которые необходимо принять во внимание при анализе распределения налогового бремени:

  • 1) определенные свойства спроса и предложения;
  • 2) природа рынка (конкурентный, монополистический, олигополи- ческий).

Потери благосостояния общества от налогообложения связаны с искажающим действием налогообложения.

Дж. Ю. Стиглиц считает, что искажающий налог связан с попытками индивидуума уменьшить свои налоговые обязательства. Фактически все налоги являются искажающими. Любой налог на товар — искажающий: человек может изменить свои налоговые обязательства, просто сократив покупки соответствующего товара. Таков же и любой налог на доход: сократить его можно, просто меньше работая или сберегая.

Неискажающий налог — налог, который каждый платит независимо от дохода и состояния. Налог является неискажающим, если индивидуум не может предпринять что-либо, чтобы изменить свои налоговые обязательства. В основу взимания неискажающего налога положены неизменяемые характеристики. Неискажающие налоги получили название паушальных налогов.

Влияние любого налога может быть разложено на эффект дохода и эффект замещения. Исключение составляет неискажающий налог (паушальный налог), с которым связан только эффект дохода.

Эффект дохода означает, что после уплаты налога в распоряжении индивидуума остается меньший доход и он вынужден сократить свое потребление (прямое налогообложение).

Эффект замещения возникает тогда, когда индивидуум замещает потребление одного товара, который облагается высоким налогом (влияющим на цену товара), другим. Чем больше эффект замещения, тем значительнее чистые потери от налогообложения (косвенное налогообложение).

Количественный характеристикой искажающего действия налога является избыточное налоговое бремя, т.е. чистые потери от налогообложения, имеющие денежное измерение.

На рис. 8.4 изображены чистые потери от налога, который частично ложится на потребителей, частично — на производителей, а также их суммарные чистые потери.

Рис. 8.4 иллюстрирует избыточное налоговое бремя, которое несут частично производители (чьи цены падают с Р до Ps ), а частично — потребители (чьи цена растут с Р до Рс). Эффект дохода от налога — движение от Q к Q’. Эффект замещения налога — движение от Q’ к Q*, выражается в том, что потребители замещают потребление налогооблагаемых товаров вдоль кривой компенсированного спроса.

Чистые потери (избыточное налогообложение) потребителей представлены треугольником ABD, производителей — ВСЕ. Если компенсированная и некомпенсированная кривые спроса совпадают, что происходит, если кривая спроса не чувствительна к небольшим изменениям дохода, то суммарные чистые потери потребителей и производителей представлены большим треугольником АСЕ.

Рис. 8.4. Избыточное налоговое бремя, которое ложится на потребителей и производителей товаров1

Избыточное налоговое бремя обусловливает потери эффективности общественных доходов и, как следствие, снижение уровня благосостояния общества. Анализ возможностей минимизации избыточного налогового бремени (чистых потерь от налогообложения) очень важен при совершенствовании налоговой системы общества, главной задачей которого является обеспечение оптимальной структуры налогообложения.

В экономической литературе дается определение, согласно которому «оптимальная структура налогов — это та, которая максимизирует общественное благосостояние, в которой выбор между справедливостью и эффективностью наилучшим образом отражает отношение общества к этим конкурирующим целям» .

Немалый вклад в формирование современного представления о налоговых доходах общества и принципах его распределения внесли утилитаристское учение и теория предельной полезности.

Традиционно считается, что утилитаризм является основой существования прогрессивного налогообложения, т.е. для доходов состоятельных людей устанавливаются более высокие налоговые ставки, чем для бедных. Согласно этому учению «налоги должны быть такими, чтобы предельная полезность дохода, то есть потеря полезности от лишения индивидуума одного доллара, была одинаковой для всех людей.

Но этот довод не принимает во внимание, что доходы людей зависят от их работы (усилий), и увеличение налогов на тех, кто получает большие доходы, может привести к уменьшению их работы (усилий). Следовательно, возможно, что увеличение налога в действительности сократит налоговые поступления государства». Именно утилитаристское учение обязывает сравнивать потери полезности от увеличения налога с ростом поступлений в бюджет. Основная задача — ориентация на максимизацию суммарной полезности общественных доходов.

Отдельные экономисты полагают, что утилитаристский подход к формированию налоговых доходов общества не учитывает проблемы социального неравенства. Роулсианская точка зрения исходит из того, что изменение налоговых ставок должно быть направлено на максимизацию благосостояния индивидуума, находящегося в наихудшем положении.

Роулсианский подход предполагает увеличение налоговых ставок на каждого, кроме наиболее нуждающегося до уровня, при котором налоговые поступления в бюджет максимизируются.

Экономисты отмечают, что роулсианская позиция не предполагает достижения наибольшего социального равенства. В отдельных случаях могут существовать изменения, которые несколько улучшат положение наименее обеспеченного индивидуума и существенно улучшат положение более богатого. Кроме того, может улучшиться положение наименее обеспеченного и ухудшиться положение богатого. Таким образом, ни один индивидуум не улучшает своего экономического положения без ухудшения положения кого-то другого.

Следующий подход, используемый в формировании налоговых доходов, характеризуется максимизацией благосостояния одного индивидуума (группы лиц), подчинен получению государственных поступлений в бюджет и соответствует достижению заранее оговоренного уровня полезности для других. Этот подход получил в экономической литературе название эффективность по Парето, или оптимум Парето. Однако критерий оптимальности Парето не является критерием социальной оптимальности. Преимущество этого подхода заключается в том, что в нем разграничиваются понятия эффективности и справедливости.

В экономической литературе подчеркивается, что различие между справедливостью и эффективностью в определенном смысле искусственно, так как и то и другое входит в цель максимизации общественного благосостояния. Тем не менее обе концепции заметно выделяются в политических решениях.

Центральным моментом достижения оптимальной структуры налогообложения является то, что государственные решения по этому вопросу сталкиваются с необходимостью обеспечения и справедливости, и экономической эффективности налогообложения.

Теоретически решение этой проблемы может быть получено на основе нормативного подхода, в рамках которого соображения справедливости и эффективности могут быть сбалансированы друг с другом.

В рамках позитивного подхода оптимальное налогообложение зависит от функции благосостояния общества (утилитаристской, роулси- анской), и от структуры налоговой системы, вводимой государством, стремящегося к сокращению потерь эффективности и достижению справедливости в налогообложении. «Оптимальная структура налогов определяется как такая структура, которая максимизирует благосостояние общества, где равновесие между чистым грузом потерь и неравенством отражает отношение к равенству и эффективности. Различные общества могут выбирать различные налоговые системы, если у них различное мнение относительно неравенства».

Оптимизация налогообложения может достигаться с помощью проведения налоговых реформ, основной целью которых является ослабление искажающегося действия налоговой системы и более равномерное распределение налоговой нагрузки.

Важный фактор оптимизации налогообложения — это сокращение масштабов уклонения от налогообложения. Наличие проблемы широкомасштабного уклонения от уплаты налогов свидетельствует либо о завышенное™ налоговых ставок, либо о мягкости штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

Для достижения в налогообложении оптимума по Парето необходимо учитывать количественное соотношение между прямыми и косвенными налогами. Оптимизация налогообложения в Российской Федерации направлена на обеспечение сбалансированности бюджетной системы, сокращение совокупного налогового бремени при повышении налоговой дисциплины налогоплательщиков.

  • Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. С. 405.
  • Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. С. 371.
  • Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. С. 425.
  • Там же. С. 448.
  • Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. С. 384.
  • Там же. С. 385.
  • Там же. С. 386.
  • Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж. Ю. Лекции по экономической теории государственного сектора. М. : Аспект-Пресс, 1995. С. 487.
  • Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. С. 449.

Второй раздел посвящен методическим вопросам формирования налогооблагаемой базы и исчисления налогов. Методика формирования налогов дана в виде блок-схем, обеспечивающих их наглядность и ясность понимания. Схемы сопровождены материалом, характеризующим тенденции развития российского налогообложения, проблемы формирования и распределения налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Затрагиваются также наиболее острые проблемы современной практики налогообложения в России, анализируются позиции теоретиков и практиков относительно дальнейшего развития налоговой системы. Рассматриваются зарубежный опыт налогообложения и наиболее типичные концепции становления оптимального налогообложения. При рассмотрении методик формирования налогов особое внимание уделено элементам построения налога объекту и субъекту налоговых отношений ставкам, льготам, санкциям, срокам уплаты налоговых платежей особенностям контроля за полнотой их исчисления и своевременностью внесения в бюджет.  

По своей экономической природе оптимальное налогообложение основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования земли, недр, труда или капитала.  
В связи с этим важен другой вывод. Можно сколько угодно дискутировать об оптимальности налогообложения, но не прийти к логическому завершению дискуссии, потому что сделать налогообложение оптимальным можно лишь при условии достаточности доходов у государства и у граждан для покрытия всех их потребностей. Именно данное условие является определяющим для того, чтобы утвержденные в законе налоговые формы (виды налогов и условия их сбора) были истинными носителями сущностного содержания экономических категорий налог и налогообложение , реализовали свой потенциал. Налоговые категории, используемые подобным образом на практике, способны( ) быть методом управления воспроизводственными пропорциями. Конструируемые вне связи с базисом налоговые формы превращаются в волюнтаристский диктат со стороны государства, становятся в конечном счете препятствием на пути экономического и социального прогресса.  

Установление оптимального налогообложения может быть ориентировано на соотношение суммы налогов и величины ВВП. По их соотношению (при отсутствии в нем повторных счетов) можно судить о рациональности налогообложения. Долю налогов в ВВП можно рассчитывать как в разрезе налоговых групп, пользуясь их классификацией, так и в разрезе отдельных налогов. Этот индикативный показатель должен быть введен в официальную финансовую статистику и использоваться в бюджетных прогнозах.  
Проблемы формирования оптимального налогообложения в системе ценового равновесия.  
При выборе той или иной формы неденежных расчетов организации должны исходить из оптимальности налогообложения, так как налоговое законодательство пусть еще недостаточно четко, но уже сформулировало порядок налогообложения при использовании таких форм расчетов. Особенности неденежных форм расчетов и их возможные последствия представлены в Приложении К.  
Налоговое планирование и консалтинг Планирование операций по оптимальному налогообложению прогнозирование налогооблагаемой базы, подготовка для ее уменьшения, а также для применения налоговых льгот, документов, оформление и расчеты, финансовый инжиниринг, инвестиционное консультирование, аудиторский консалтинг и т.п. Оптимизация денежных потоков клиента, разработка индивидуальных банковских продуктов и финансовых технологий, финансовый инжиниринг, оптимизация хозяйственных операций клиента, консультации по конкретным вопросам налогового учета и налогообложения, разработка схем оптимизации инвестиций.  
Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях российского законодательства.  
Тем временем появились разработки в области экономической теории государственного сектора. Некоторые из последних публикаций посвящены анализу государственных расходов. Экономисты сейчас много могут сказать по поводу того, как государство тратит свои средства, начиная с анализа издержек и выгод и теории общественного выбора. Большая часть последних публикаций по экономике государственного сектора отражает создание новых и более сложных моделей, таких как теория оптимального налогообложения. Я решил изложить современный взгляд на экономику государственного сектора в простом, доступном виде, чтобы адресовать наиболее важные выводы этой, быстро количественно растущей, литературы студентам, впервые изучающим курс государственных финансов.  
Глава 20. ОПТИМАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  
ОПТИМАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ДОХОДЫ  
Перераспределение и налоги Рамсея. В анализе Рамсея есть одно слабое место. Основной причиной, по которой государство использует чаще искажающие налоги, чем единые паушальные налоги, является стремление к перераспределению доходов, которое невозможно достичь другим путем. И кажется странным, что в прежних дискуссиях об оптимальном налогообложении все люди рассматривались как одинаковые (а в таком случае естественно было предположить, что государство должно бы использовать единое паушальное налогообложение).  
ОПТИМАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА  
Если существуют группы людей, которые отличаются эластичностью предложения своего труда, они должны облагаться налогом по различным ставкам». Объясните это в категориях теории оптимального налогообложения и обсудите их значение для налогообложения работающих супругов.  
Ранее мы отметили, что потребление в различное время может интерпретироваться точно так же, как потребление различных товаров (в одно и то же время). Какие выводы следуют из оптимального налогообложения относительно желательности налогов на процентный доход (Советуем вспомнить, что цена потребления завтра относится к цене потребления сегодня как 1/1 + г, где г — ставка процента.)  
Опросы общественного мнения Оптимальное налогообложение  
Важно также добиться законодательного обеспечения оптимального налогообложения недропользователей, которое стимулировало бы нефтяные компании вкладывать собственные средства в открытие и освоение новых месторождений, создание опытных полигонов по отработке инноваций.  
Классификация налогов. Переложение налогового бремени. Избыточное налоговое бремя. Оптимальное налогообложение. Правило Рамсея.  
Седьмая глава, Налоги , анализирует искажения, связанные с налогами, и проблему минимизации этих искажений (теорию оптимального налогообложения). В ней вводится ряд понятий, используемых в последующих главах второй части.  
Вклад Миррлиза в экономическую науку связан в основном с его исследованиями в области экономики общественного сектора. Совместно с П. Даймондом он провел анализ оптимального налогообложения товаров, в соавторстве с Я. Литтлом разработал основные подходы к оценке общественных проектов в экономике развивающихся стран, но наиболее значимыми считаются его работы в области экономики информации. Именно Миррлиз первым провел анализ оптимальной экономической политики в условиях асимметричной информации на примере подоходного налогообложения. Решая проблему оптимального подоходного налога, он разработал методологию, ставшую впоследствии основой практически всех исследований в области экономики информации.  
Налоговая оптимизация путем подмены гражданско-правовых договоров отрицательно сказывается на реальности и надежности хозяйственных связей. Зачастую, сэкономив незначительные средства на оптимальном налогообложении операции, предприниматель рискует полностью лишиться права в законом порядке взыскать с контрагента убытки или каким-то иным способом защитить свои права.  

Последнее время часто приходится сталкиваться с одним и тем же вопросом от собственников бизнеса и предпринимателей: как законно можно не платить налоги, где брать «наличку»?

С учётом сложившейся экономической ситуации и нехваткой денежных средств это наиболее актуальные вопросы на сегодня. Государство стало использовать все возможные рычаги, чтобы вывести из тени «черно-серые» зарплаты и легализовать доходы бизнеса.

Существенная доля российского бизнеса находится в тени, чтобы платить меньше налогов. Чтобы снизить свои затраты, многие выплачивают зарплаты «в конвертах». Это чревато ответственностью не только по статьям НК РФ, но и по УК РФ (ст. 199, 199.1).

Эксперты настаивают на том, что бороться с зарплатой в «конвертах» нужно одновременно с разных сторон:

  • требовать от банков, чтобы они принимали в расчет при принятии решения о выдаче кредита только официальный заработок человека;
  • изменить правила контроля за соблюдением законодательства на предприятиях;
  • ужесточить наказания за нарушения в оплате труда.

Одновременно с этим вводится контроль за цепочкой контрагентов. Если раньше в декларациях по НДС не было видно, у кого купили и кому продали, в декларациях стояли обезличенные суммы, то сейчас налоговая инспекция видит всю цепочку контрагентов и проверяет до 6-7 звена включительно, а где-то даже и дальше.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми фирмами-«однодневками».

И самым неприятным для бизнесменов окажется то, что претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и, с большей вероятностью, к той компании, у которой есть что взять (имущество, транспорт и т. д.). И даже в тех случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а та, в свою очередь, — с «серой» или «черной» компанией.

Следовательно, проходят те времена, когда можно было не платить налоги. Государство заставляет российский бизнес работать легально. И преуспевающим бизнесом будет тот, который начнет осваивать непростые методы легальной работы с одновременной оптимизацией налогов.

Так что же делать бизнесу? Ответ один: выходить из тени и грамотно организовать учёт на предприятии.

Оптимизация — это не значит не платить налоги, это значит знать законодательство и умело им пользоваться.

Давайте рассмотрим всего несколько возможных вариантов оптимизации налогообложения

  1. Самое первое, что необходимо сделать собственнику бизнеса, — это провести анализ своего бизнеса на состав доходов и затрат. Отдельно выделить поставщиков и покупателей с НДС и без НДС (контрагенты на спецрежимах, льготники и т. д.). Данные потоки разумно разделить путем выделения отдельного юридического лица, что приведет к экономии НДС.
  2. Проанализировать структуру затрат своего бизнеса. Для этого необходимо сверить свои расходы и расходы, которые признаются в целях налогообложения. В главе 25 НК РФ подробно написано, что признается расходом в целях налогообложения налогом на прибыль организаций. Постараться исключить или минимизировать те расходы, которые не попадают под гл. 25 НК РФ.
  3. Также в качестве директора можно нанять ИП-управляющего, применяющего УСН 6%. Дело в том, что закон об ООО и АО не делает никакого различия между работником-директором и ИП-управляющим. Налицо экономия на налогах, уплачиваемых с ФОТ директора в бюджет, так как ИП сам платит налоги за себя, это 6% с дохода и фиксированные платежи в фонды.
  4. Вывести весь непрофильный персонал из компании. Для этого можно создать аутсорсинговую (обслуживающую) компанию. Аутсорсинговая компания может оказывать юридические, бухгалтерские и прочие услуги. В данном случае разумнее открывать ООО на системе налогообложения УСН (доходы-расходы), т. к. у ИП присутствуют фиксированные платежи в фонды, не зависящие от того, ведет он деятельность или нет.
  5. Аутстаффинг — это не что иное, как привлечение стороннего персонала через специализированную фирму. Другими словами, это «аренда» сотрудников. Но с 2016 года ужесточилось законодательство, и теперь далеко не каждая компания сможет заниматься аутстаффингом. Предоставлять персонал в аренду смогут лишь частные агентства, которые прошли специальную аккредитацию в Федеральной службе по труду и занятости. Поэтому данная схема, конечно, может иметь место, но с определенными ограничениями.
  6. Определиться с имуществом, с которого уплачивается налог на имущество. Налог на имущество не платят организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Основные средства желательно аккумулировать в собственность компании, которая находится на УСН. Далее их арендует компания, которая находится на общей системе налогообложения. Формально у схемы есть одно ограничение — остаточная стоимость основных средств у компании на УСН не должна превышать 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Также стоит учесть, что ИП при работе на УСН освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Данная льгота действует в отношении строений, сооружений, помещений или их части, которые:

    • находятся в собственности индивидуального предпринимателя;
    • используются им для предпринимательской деятельности.

    Основания — абз. 1 п. 3 ст. 346.11, ст. 400, 401 НК РФ.

    С 1 января 2015 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны уплачивать налог на имущество, если они владеют объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    Налогообложение имущества торгово-офисного назначения на основе кадастровой стоимости введено в 28 субъектах РФ, в которых приняты особенности определения налоговой базы, а также утверждены соответствующие перечни объектов недвижимого имущества (письмо ФНС России от 29.05.2015 № ГД-2-3/647@).

    Таким образом, «упрощенцам», которые владеют недвижимым имуществом в указанных регионах, необходимо изучить региональное законодательство на предмет необходимости уплаты налога на имущество.

  7. Ну и, конечно, обязательно вести на предприятиях управленческий учет. Налоговым законодательством это не предусмотрено, но для собственников бизнеса это необходимый учет, так как данный учет подразумевает оперативное управление бизнесом. Для каждого собственника необходимо абсолютно точно знать, сколько он зарабатывает. Для этого следует планировать бюджет, составлять бюджет доходов и расходов (БДР), планировать свою маржу, составлять бюджет о движении денежных средств и по окончании каждого отчетного периода составлять отчет о фактически, произведенных доходах и расходах. К сожалению, на основании своего практического опыта могу сказать, что данный учет далеко организован не у всех. Очень часто расходы (канцелярия, хозрасходы и проч.) производятся неконтролируемо. Суммы вроде бы каждый раз получаются небольшими, но если их пересчитать на годовые затраты, то суммы могут оказаться приличными и не всегда оправданными. Необходимо на своем предприятии регулярно проводить инвентаризацию с целью контроля и выявления недостач. А иначе можно тратить деньги «на обналичку» и в то же время, что называется, «у себя под носом» просто их терять благодаря неорганизованному учету и контролю.

Конечно, рассуждать о легальных способах оптимизации можно бесконечно долго. Следует отметить, что существует еще немало законных способов оптимизации налогообложения, однако это предмет отдельного разговора. Для каждого бизнеса необходим свой анализ и свои схемы.

И напоследок хотелось бы напомнить о том, что последнее время налоговая инспекция все чаще проверяет компании на реальность операций и их деловой характер. В обиход вошло такое понятие, как «деловая цель». При этом получение налоговой выгоды (уменьшение налоговых обязательств) не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. А отсутствие деловой цели может привести к признанию необоснованной налоговой выгоды и, как следствие, к отказу в уменьшении налоговых обязательств в результате сделки.

Стоит ли платить проценты за «обналичку»

Пока автор писала данную статью, на почту пришло письмо с темой «Услуги по обналичиванию денежных средств», где за неприлично низкий процент предлагают полный пакет документов, что называется, «под ключ». А стоит ли все-таки платить проценты неизвестно кому за наличку и нести риски?

За последние два года выявлено множество схем обналички, доначислены миллиарды рублей налогов к уплате, не говоря уже о пенях и штрафах. Игра с «обналом» может привести как к административной ответственности так и к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ, а сотрудничество с непорядочными контрагентами принесет лишь кратковременный положительный результат.

Не существует больше 100%-ых способов защитить себя и свой бизнес, если ваша компания связана с «обнальными» конторами и «фирмами-одноневками». Конечно, можно выиграть арбитражный суд, но это не избавит вас от личной материальной ответственности в связи с выходом закона 401-ФЗ. Также весьма вероятно привлечение к уголовной ответственности.

Вывод напрашивается только один: пришла пора российскому бизнесу полностью поменять свой образ мыслей и выйти из сумрака.

Схемы оптимизации налогов

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем оптимизировать налоги
  • Можно ли законно оптимизировать налоги
  • Как режим налогообложения может повлиять на снижение налогового бремени
  • Как можно использовать аутсорсинг и аутстаффинг для оптимизации налогов

В процессе своей деятельности многие предприниматели сталкиваются с проблемой непомерной налоговой нагрузки. В этом случае они могут использовать методы налоговой оптимизации, которая представляет собой целый набор различных способов, позволяющих сократить размер налоговых платежей. Существует большое количество схем налоговой оптимизации. Сегодня их число превышает 150, однако не все из них соответствуют нормам российского законодательства.

Зачастую налогоплательщики, стремясь сократить налоговое бремя, начинают скрывать свои истинные доходы, занижают стоимость активов и даже подписывают сомнительные договоры. Если сотрудники налоговых органов смогут доказать факт незаконного снижения налоговых платежей, они произведут в адрес предпринимателя (организации) доначисления и привлекут его к ответственности. В сегодняшней статье мы рассмотрим законные схемы оптимизации налогов и способы их применения.

Почему не стоит уклоняться от налоговых выплат

Сегодня все больше предпринимателей задаются вопросом: есть ли законный способ не платить налоги? Где взять наличные денежные средства?

Современные реалии таковы, что государственные органы всячески стараются выявить предпринимателей, выплачивающих своим сотрудникам зарплату в конвертах, и замотивировать их легализовать доходы от предпринимательской деятельности.

Теневой бизнес составляет значительную часть современной экономики. Это обусловлено желанием бизнесменов отдавать как можно меньше денег в виде налогов. Например, некоторые до сих пор платят серую зарплату, даже несмотря на то, что такие действия грозят привлечением к ответственности согласно нормам налогового и уголовного права.

Справиться с проблемой выплаты серых зарплат можно, только применяя совокупность мер:

  • Обязать банковские организации принимать решение о кредитовании физического лица исходя исключительно из его официальной заработной платы.
  • Скорректировать нормы, согласно которым в организациях осуществляется контроль за соблюдением законодательства.
  • Разработать более жесткие меры по привлечению предпринимателей к ответственности при несоблюдении ими законодательства в области оплаты труда.

Кроме того, целесообразной мерой является и введение контроля за посреднической цепочкой. До недавнего времени налогоплательщики не вносили в декларацию по НДС своих контрагентов, а указывали в документе только обезличенные суммы. Сегодня ситуация иная: сотрудники ФНС отслеживают всю цепочку контрагентов. При необходимости они могут проверить до 6-7 звена и даже дальше.

Это стало возможно благодаря введению автоматизированной системы контроля за НДС. Налоговый контроль позволяет выявить выгодоприобретателя в сделках с фирмами-однодневками.

Чем же это чревато для добросовестных предпринимателей? В настоящее время именно они могут быть привлечены к ответственности за нарушения, которые были допущены третьими лицами, особенно в том случае, если у них достаточно хорошее финансовое положение. Такая ситуация возможна даже, когда организация сотрудничает с такой же добросовестной компанией, а та имеет серого или черного контрагента.

Отсюда можно сделать вывод, что времена, когда предприниматели имели возможность не платить налоги, остаются в прошлом. Российское законодательство направлено на легализацию бизнеса. Сегодня намного больше шансов добиться успеха у тех бизнесменов, которые ведут свою деятельность законным способом и используют легальные схемы оптимизации налоговых платежей.

Что значит оптимизация налогов и в чем ее плюсы

Оптимизация налогов представляет собой легальные методы использования фискального законодательства с целью минимизации налоговых платежей. Она не имеет ничего общего с попытками полностью уклониться от уплаты обязательных взносов в бюджет и внебюджетные фонды.

Законные схемы оптимизации налогов преследуют следующие цели:

  • Сокращение величины налоговых отчислений.
  • Минимизация штрафов.
  • Минимизация налоговых рисков бизнеса.
  • Применение отсрочки по уплате налогов.

Основные схемы оптимизации налогов в 2019 г. предполагают:

  • мероприятия, проводимые исходя из вида налога;
  • мероприятия, проводимые в зависимости от категории налогоплательщика (его организационно-правовой формы);
  • выстраивание процесса налогообложения, исходя из типа компании — страховщик, банк или др.

Самой распространенной схемой налоговой оптимизации является использование льготной системы налогообложения. Конечно, она не единственная. Современное предпринимательство также прибегает к дроблению бизнеса, использованию услуг ИП, налоговым льготам и многому другому.

Оптимизация налогов представляет собой ключевой момент налогового планирования. Каждая организация создается исключительно для того, чтобы приносить предпринимателю доход, а не для того, чтобы он платил налоги. Именно поэтому оптимизация налогов – это главный пункт налогового планирования.

Любой предприниматель, решивший заняться бизнесом, должен осознавать, что уплата налогов – это его прямая обязанность. Если он от нее уклоняется, то государственные органы могут применять к нему различные санкции. При этом каждый предприниматель, независимо от его размера и рода деятельности, вправе применять любые легальные схемы налоговой оптимизации с целью минимизации налоговых платежей.

Другими словами, когда предприниматель уклоняется от внесения налоговых платежей в бюджет, это может быть квалифицировано как нарушение закона. Тем не менее использовать легальные схемы оптимизации налоговой нагрузки законно.

Схемы оптимизации и минимизации налоговых платежей должны соответствовать принципам легальности и законности и основываться на прогнозировании, эффективном исчислении и уплате.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как выбрать систему налогообложения, чтобы сэкономить на платежах
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Как создать электронную подпись быстро и без проблем

Будущие предприниматели должны задуматься о возможности снижения налогового бремени еще до того, как их организации будут официально зарегистрированы. Это позволит выбрать оптимальный для будущего вида деятельности налоговый режим, проанализировать возможность применения специальных режимов и использования налоговых льгот.

Однако приступить к мероприятиям по оптимизации налогов никогда не поздно.

Начинать необходимо с анализа существующих нормативных актов, позволяющих применить налоговые льготы, исходя из налоговой нагрузки компании:

  • уменьшение налоговой ставки;
  • освобождение от внесения налоговых платежей отдельных категорий юридических лиц;
  • применение целевых льгот по программам государственной поддержки;
  • использование отсрочки платежей.

Проведя всесторонний анализ полученной информации, нужно сформировать эффективную, с точки зрения налогообложения, учетную политику организации. Как правило, основные мероприятия по оптимизации налогов направлены в первую очередь на снижение НДС и налога на прибыль.

Легальные схемы оптимизации налогов в 2019 году

Оптимизация налогов (методы и схемы) в 2019 г., согласно письму Минфина РФ, основывается на распространении федеральных льгот для предпринимателей на региональный уровень. Начиная с этого года государство определило пятилетний срок для перехода, который зависит от категории льгот предпринимательской деятельности. В это время все преференции по льготам сохраняются.

Органы местной власти самостоятельно решают, пролонгировать ли возможность применения льгот предпринимателям по истечении срока переходного периода для льготников. Эксперты склоняются к мнению, что в большинстве случаев льготные режимы в отношении предпринимателей будут отменены. Основным мотивом введения таких мер является необходимость заставить территориальные органы эффективнее искать источники финансирования предпринимательской деятельности, налаживать взаимодействие с бизнесменами, а не рассчитывать на государственные дотации.

Существует мнение, что эффективность процесса оптимизации налоговых платежей в организации будет максимальной при условии использования комплексного подхода в долгосрочном периоде. Другими словами, применение одноразовых схем не даст необходимый эффект.

Далее познакомимся с некоторыми из возможных схем оптимизации налогов.

1. Использование налоговых режимов

Применение данной схемы целесообразно в том случае, когда у организации есть покупатели, не использующие НДС. Это могут быть физические лица, компании, индивидуальные предприниматели на УСН.

Каким образом оптимизируются налоговые платежи? Необходимо распределить потоки реализации: либо зарегистрировать организацию, которая будет применять один из спецрежимов налогообложения (УСН, ЕНВД), либо работать с ИП на патенте. Таким образом, все контракты с контрагентами, не использующими НДС, будут направлены ИП (организации) на спецрежиме, остальные останутся в ведении основного юридического лица. Как результат – минимизация НДС, который компания должна платить с наценки, и уменьшение налога на прибыль.

Не стоит забывать и том, что каждый год субъектами РФ вводятся в действие нормативные акты, позволяющие предпринимателям, занимающимся определенными видами деятельности и ИП на УСН, применять пониженные ставки.

Оптимизация налогов. Применение ИП:

2. Использование давальческой схемы (толлинг)

В данном случае происходит изготовление продукции из давальческих материалов, то есть полученных от организации-заказчика (давальца). Такие материалы перерабатываются фирмой-производителем без оплаты их стоимости. В дальнейшем они полностью возвращаются давальцу в переработанном виде или в виде готовой продукции.

Территориальные органы власти для производств и некоторых других видов деятельности, в отношении которых применяется упрощенный режим налогообложения, устанавливают пониженную налоговую ставку. Так, в Тульской области ставка снижена с шести до трех процентов для организаций, занимающихся производством. Стоит отметить, что это не отменяет право производителей на возможность снизить налоговые платежи на 50 % за счет уплаченных страховых взносов. Таким образом, получается, что эффективная налоговая ставка в Тульской области равна 1,5 %.

Каким образом оптимизируются налоговые платежи? Предприниматель может перевести все активы компании на «упрощенца». Для этого существуют следующие способы: выделение, разделение. Кроме того, при определенных обстоятельствах владелец бизнеса может подать заявление о переходе на УСН в ФНС.

Кроме того, необходимо создать еще одну компанию, которая будет применять общую систему налогообложения. Она будет взаимодействовать с покупателями, которые платят НДС. Эта же фирма будет заниматься закупкой сырья с НДС. На нее будут оформляться все расходы с НДС, в том числе транспортные.

Далее алгоритм действий следующий: компания на ОСНО производит закупку сырья и передает его на переработку в производственную компанию. Обратно она получает уже готовую продукцию, которая и будет ею реализована (продана). Таким образом, весь НДС, который сопровождается производственной деятельностью (сырье, транспорт, аренда, маркетинг и т. д.), аккумулируется в компании на ОСНО.

Фирма-упрощенец, в свою очередь, может продавать часть готовой продукции покупателям, работающим без НДС. Правда, это потребует составления особого договора на переработку, который будет заключен с фирмой-упрощенцем. Условия такого договора будут отличаться от положений типовых соглашений, найти которые можно в справочных системах.

Тридцать четвертая глава Налогового кодекса РФ регулирует процесс уплаты страховых взносов. Согласно положениям данного документа многие организации на УСН могут применять пониженную ставку страховых взносов. Например, производство пищевых продуктов, швейное производство, текстильное производство могут использовать ставку 20 %. В 427 статье Налогового кодекса РФ содержится перечень всех организаций, которые вправе применять пониженную ставку.

3. Дробление бизнеса: риски и нюансы

Все вышеперечисленные методы относятся к схемам дробления бизнеса, то есть разделения компании, находящейся на основном режиме налогообложения, на несколько более мелких хозяйствующих субъектов. Таким образом, можно отделить производство, оптовую и розничную торговлю и т. д. Кроме того, возможно использование аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского учета, кадрового производства, маркетинга и др.

Такая схема оптимизации налогов, как дробление бизнеса, получила широкое распространение. Это обусловлено тем, что она позволяет снизить налоговые платежи, использовать все возможности УСН или ЕНВД. Подконтрольные организации и ИП позволяют минимизировать НДФЛ и страховые взносы.

Для применения этой схемы предусмотрены следующие варианты:

  • Реорганизация компании методом разделения или выделения. В первом случае вместо одного юридического лица создаются два новых. Во втором – из юридического лица выделяется новая организация.
  • Создание новой компании.
  • Регистрация доверенного лица в качестве предпринимателя. Зачастую таким лицом становится родственник, друг, директор фирмы или один из учредителей.

Для того чтобы у сотрудников ФНС не возникло претензий к предпринимателю, ему надо учесть несколько моментов. Это необходимо, поскольку в судебном порядке налоговая выгода может быть признана необоснованной.

Допустим, существует единая производственная база, однако у подконтрольной организации нет собственных производственных мощностей. Если при этом сотрудниками являются одни и те же люди, наблюдается согласованность действий и исключительность отношений, при которых вновь созданные юридические лица выполняют те же операции, что и до момента преобразования, а также не имеют внешних заказчиков, то это может способствовать признанию налоговой выгоды необоснованной. (Письмо ФНС от 19.01.2016 № СА-4-7/465@).

Обоснованность дробления юридического лица основывается, прежде всего, на наличии деловой цели.

Если таковая прослеживается, то предприниматель сможет дать четкий ответ на следующие вопросы:

  • Какие изменения произошли в организации после проведенной реорганизации?
  • Почему деятельность предприятия не могла быть осуществлена в прежнем режиме?

Единственно правильного ответа на эти вопросы нет. Это может быть и повышение эффективности деятельности фирмы, и совершенствование бизнес-процессов, и минимизация затрат, и расширение сети сбыта, а также попытка избежать банкротства, снижение рисков.

Обосновать наличие деловой цели можно, сформировав заключение об экономическом эффекте, полученном в результате дробления организации, и направив этот документ в ФНС (ст. 31,32 Налогового кодекса РФ). Однако следует учесть, что сотрудники налоговых органов не рассматривают обращения, в которых нет конкретики или данных отправителя.

В результате дробления бизнеса должны быть созданы обособленные налогоплательщики с разными юридическими адресами и счетами, открытыми в разных банковских организациях. Кроме того, каждое вновь созданное юридическое лицо должно иметь свою материальную базу и своих сотрудников, финансовую независимость. Ценовая политика должна быть обоснована, а документооборот грамотно выстроен.

4. Оптимизация зарплатных налогов

Сократить финансовые расходы организации можно, проведя оптимизационные мероприятия касательно налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

Первая схема – применение льгот и налоговых послаблений, которые введены в конкретном регионе.

Полный список всех видов деятельности, в отношении которых могут быть применены пониженные ставки страховых взносов, приведены в 427 статье Налогового кодекса РФ. При этом в 88 статье содержится указание на то, что сотрудники ФНС вправе запросить у организации документацию, подтверждающую право юридического лица применять пониженную ставку.

Вторая схема – заключение с ИП договора ГПХ вместо трудового договора с сотрудником. Однако применение этой схемы целесообразно только в том случае, когда в компании есть и другие сотрудники, а индивидуальный предприниматель ведет дела с несколькими компаниями. В иной ситуации применение такой схемы может быть признано незаконным.

Третья схема: можно назначить управляющим ИП. При этом необходимо проследить, чтобы отсутствовали признаки трудового договора. Индивидуальный предприниматель должен получать обоснованное вознаграждение за свои услуги, которые могут быть отслежены (присутствие на рабочем месте, участие в совещаниях, командировки и т. д.).

Заключая гражданско-правовой договор с ИП, необходимо исключить из документа некоторые условия. Например, место работы, наименование должности согласно штатному расписанию, режим рабочего дня, условия предоставления отпуска, заработная плата и др. При обнаружении перечисленных сведений в контракте сотрудниками налоговых органов договор может быть признан трудовым.

5. Освобождение от НДС

Организации и индивидуальные предприниматели на ОСНО вправе не платить НДС в отношении неподакцизных товаров. Но стоит помнить, что выручка от реализации товаров без учета налога за 3 последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. Использование привилегии возможно начиная с месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно 149 статье Налогового кодекса РФ предприниматели могут быть освобождены от уплаты НДС как по видам деятельности, так и по отдельным операциям. При этом период освобождения составляет двенадцать месяцев, в течение которых не предусмотрено право отказа от привилегии. Тем не менее налогоплательщик может быть принудительно лишен освобождения в том случае, когда выручка от реализации товаров, работ или услуг (без НДС) за 3 любых последовательных календарных месяца составит более 2 млн руб. или если предприниматель начнет реализовывать подакцизные товары.

От уплаты НДС освобождаются только те предприниматели, которые работают на внутреннем рынке. Исходя из 145 статьи Налогового кодекса РФ, нельзя освободить от НДС операции по ввозу товаров в Россию.

Другая схема оптимизации налогов предусматривает работу с контрагентами, применяющими систему налогообложения с НДС.

Рассмотрим пример. Допустим, юридическое лицо на ОСНО закупает у поставщика товар на сумму 100 тыс. р., а реализует его за 200 тыс. р. НДС рассчитывается по ставке 18 %: 200 000 * 18 / 100 = 36 000 руб. Данная сумма будет выплачена в бюджет в том случае, если поставщик не является плательщиком НДС. При приобретении товара у плательщика НДС сумма налога составит (200000 — 100000) * 18 / 100 = 18 000 руб.

6. Проанализировать структуру затрат своего бизнеса

Анализ структуры затрат начинается со сверки расходов и доходов, которые могут быть признаны в налоговом учете. Подробный перечень расходов, которые признаются в налогообложении при расчете налога на прибыль, содержится в 25 главе Налогового кодекса РФ. Схемы оптимизации налога на прибыль предусматривают необходимость минимизации тех затрат организации, которые не входят в этот перечень, а при возможности полное их исключение.

Еще одна схема оптимизации налогов – наем на должность управляющего ИП-«упрощенца» (6 %).Такой метод оптимизации целесообразен, поскольку закон об ООО и АО не делает никакого различия между работником-директором и ИП-управляющим. Следовательно, организация может сэкономить на платежах, которые выплачиваются с ФОТ директора, ведь индивидуальные предприниматели самостоятельно вносят платежи в бюджет.

Следующая схема предусматривает вывод из штата организации всех непрофильных сотрудников. Сделать это можно, организовав аутсорсинговую (обслуживающую) фирму. Такой фирме можно делегировать юридические, бухгалтерские и другие услуги. Целесообразно регистрировать для этих целей ООО на УСН (15 %), поскольку ИП должен вносить в фонды платежи независимо от того, осуществляет он деятельность или нет.

Еще одна легальная схема оптимизации – аутстаффинг, то есть привлечение (аренда) нужного сотрудника через специализированную организацию. Однако не все организации вправе заниматься аутстаффингом в силу изменений, произошедших в законодательстве в 2016 г. Теперь предоставлять персонал в аренду имеют право частные агентства, получившие аккредитацию в Роструде. Соответственно, применение данной схемы доступно не всем.

Оптимизировать налоги можно за счет снижения налога на имущество. Согласно второму пункту ст. 346.11 Налогового кодекса РФ от уплаты этого налога освобождены организации на УСН. Следовательно, целесообразно держать основные средства на балансе компании-«упрощенца». Организация на ОСН просто будет брать их в аренду. Однако стоит учесть, что стоимость ОС организации-«упрощенца» не должна превышать 100 млн руб. Данный момент регламентируется подп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.

7. Ввести на предприятиях управленческий учет

Закон не обязует организации вести управленческий учет, однако для предпринимателя он необходим, поскольку позволяет осуществлять оперативное управление бизнесом.

Каждый бизнесмен должен иметь точное представление о суммах, которые он зарабатывает. Поэтому необходимо планировать бюджет, составлять бюджет доходов и расходов (БДР), прогнозировать маржу, формировать план о движении денежных средств. По итогам отчетного периода необходимо составлять фактический отчет о доходах и расходах.

Управленческий учет ведут далеко не все предприниматели. И это печально. Многие расходы осуществляются бесконтрольно, например расходы на хозяйственные нужды. С одной стороны, суммы на такие расходы небольшие, с другой – за год набегают приличные цифры. И не всегда они оправданны.

Организация должна регулярно проводить инвентаризацию и выявлять недостачи. Это поможет сократить количество необоснованных трат.

52. Пути оптимизации налогообложения организаций

Оптимизация налогообложения — это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений.

Целью оптимизации является:

Снижение налоговой нагрузки;

Оптимизация налогового календаря (сдвигать платежи на более поздние сроки).

Оптимизация налогообложения включает в себя:

1) анализ схем налогообложения;

2) устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов;

3) разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики;

4) экспертные заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам налогообложения.

Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше — до создания предприятия, так как будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.

На практике выделяют основные принципы налогового планирования, которых должен придерживаться любой налогоплательщик. Их можно образно представить следующими высказываниями и положениями:

1. «Налоговое планирование, не нарушающее закон, — обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве»

2. «Платить налоги нужно. Но с умом». А именно, платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов. Полноценно использовать всю совокупность налоговых льгот. Платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока. Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.

3. Налоги нельзя просто «механически» минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

сокращение одних налоговых платежей может привести к увеличению других;

минимизация налогов путем отнесения расходов на себестоимость уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

механическое сокращение налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4. «Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации.

5. «…Бороться надо не против налогов как таковых, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности»

6. Налоги не должны руководить всей деятельностью предприятия, то есть главной целью предпринимателя не должно стать снижение до минимума налоговой нагрузки и как следствие изменение тактики финансово-хозяйственной деятельности.

Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения:

Метод замены отношений:

Обычно одна и та же цель предпринимательской деятельности может быть обеспечена разными путями. Речь может идти о получении прибыли или дохода, о приобретении в собственность недвижимости и т.д. Законодательство практически не ограничивает предпринимателя в выборе условий и формы сделки, выборе контрагента. Операция, предусматривающая высокое налогообложение, заменяется другой хозяйственной операцией, позволяющей обеспечить достижение той же или близкой к желаемой цели, но при этом применить льготный режим налогообложения.

Метод разделения отношений:

Он близок к вышеописанному методу замены отношений, но отличается тем, что заменяется не вся операция, а какая-то ее часть. Или одна хозяйственная операция разделяется на несколько последовательных хозяйственных операций. Речь идет о случаях, когда замена договора не позволяет достичь поставленных первоначально целей.

Типичным случаем метода разделения отношений является разделение договора купли-продажи имущества на два самостоятельных договора. Первый из них — это собственно договор купли-продажи. А второй — договор на оказание информационно-консультационных услуг. При этом сумма по второму договору относится на расходы, налог на добавленную стоимость, уплаченный продавцу услуг, идет на расчеты с бюджетом. По первому договору снижается стоимость приобретаемого имущества, а как следствие уменьшается налог на имущество предприятия. В части услуг расходы учитываются сразу, а не путем амортизации имущества в течение многих лет.

Метод оффшора:

К специальным методам налоговой оптимизации относится и метод оффшора. Оффшорная зона — это юридически обособленная территория с установленными там налоговыми льготами. Речь идет о переносе объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогов.

Метод отсрочки платежа:

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период. Отсрочка уплаты налога в бюджет может возникнуть в случаях взаимной задолженности (по разным договорам) – до погашения этой задолженности (в том числе и путем зачета взаимных требований).

Метод прямого сокращения объекта налогообложения:

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочего могут использоваться: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем занижения (завышения) стоимости товаров (работ, услуг); сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом на прибыль).

Метод принятия учетной политики:

Положениями учетной политики бухгалтер будет руководствоваться при исчислении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. В ней должны быть отражены такие аспекты как метод определения выручки от реализации (по оплате, по отгрузке), метод амортизационных отчислений, решение о создании резерва по сомнительным долгам для минимизации негативного влияния использования метода начисления, так же организация самостоятельно принимает решение о создании резерва на предстоящие расходы по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту и определяет предельный размер отчислений в данный резерв. Создание такого резерва позволяет оптимизировать платежи по налогу на прибыль.

Метод применения законодательно установленных льгот и преференций (УСН, ЕНВД, ЕСН);

Оптимизация налогообложении – это более широкое понятие, чем минимизация налогообложения. Помимо минимизации, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие. Все они выгодны с точки зрения финансового менеджмента: денежные средства остаются в распоряжении предприятия и дают прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, когда их не хватает), что также содействует увеличению прибыли, и т. п.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *