Описать порядок ввода ККТ в эксплуатацию

Содержание

Как работать на кассе: инструкция для кассира

С принятием новых требований по установке и применению кассовой техники, изменились и правила ее эксплуатации. Теперь для правильной работы и избежания наказания от налоговой, кассиру и руководителю компании нужно знать принцип работы онлайн-кассы и особенности ее использования. Мы расскажем, как работать на кассе в магазине, что нужно знать кассиру и как не попасть под штрафы от инспекции.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес. Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Работа на ККМ: изучение работы кассы, требования к аппарату

Для начала разберемся, что представляет из себя новая контрольно-кассовая машина (ККМ). Это аппарат, который предназначен для взаимодействия с налоговой в онлайн-режиме. Требования к технике можно свести к нескольким пунктам:

  1. В аппарат должен быть встроен фискальный накопитель — чип, предназначенный для передачи данных о продажах в налоговую. Устройство меняют раз в 13, 15 или 36 месяцев (сроки зависят от конкретной модели и производителя).
  2. Касса должна быть обеспечена бесперебойным подключением к интернету, так как передача данных должна осуществляться беспрерывно. Если в помещении нет интернета, с кассой работать можно, после подключения вся информация отправится в налоговую (однако, если это не произошло в течение 30 дней, ФН блокируется). Для выхода в сеть используются интерфейсы: Wi-Fi, Ethernet, SIM-карты.
  3. Теперь кассовые аппараты должны печатать чеки нового образца. Число необходимых реквизитов увеличилось, в том числе добавилось новое поле — QR-код, который клиент может отсканировать с помощью специальной программы и посмотреть чек на сайте ФНС. (О подробном перечне реквизитов мы писали в этой статье). Также у аппарата должна быть возможность отправки электронной версии чека на телефон или e-mail клиента.
  4. Передача информации о расчетах осуществляется через оператора фискальных данных (ОФД). Это компании, которые подписывают соглашение на обслуживание предпринимателя и обеспечивают своевременное взаимодействие с инспекцией.
  5. Также касса должна соответствовать физическим и техническим характеристикам, обозначенных в 54-ФЗ (к примеру, иметь заводской номер на корпусе, встроенные часы и прочее).

Подробнее со всеми требованиями можно ознакомиться в ст.4 54-ФЗ. Перед использованием аппарата или фискального накопителя предпринимателю нужно проверить, соответствует ли касса всем пунктам закона. Для этого можно воспользоваться электронными сервисами «Проверка ККТ» и «Проверка ФН» на сайте налоговой.

  • Техническое сопровождение 1 950₽ 1 950₽ 1950 https://online-kassa.ru/kupit/tehnicheskoe-soprovozhdenie/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии
  • Установка кассы 2 000₽ 2 000₽ 2000 https://online-kassa.ru/kupit/ustanovka-kassy/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

Как происходит взаимодействие между клиентом, кассиром и кассовым аппаратом?

  1. Покупатель оплачивает продукцию наличными или платежной картой.
  2. Данные о покупке отправляются в фискальный накопитель.
  3. ФН шифрует чек, сохраняет и отправляет его ОФД.
  4. Оператор проверяет поступившую информацию и отправляет ее в инспекцию, которая подтверждает получение.
  5. Кассир печатает чек и отправляет электронную версию по просьбе клиента на телефон или e-mail.

Кассиром может стать сотрудник, получивший подробный инструктаж, включающий ознакомление с требованиями законодательства по работе на ККМ и изучение правил работы с конкретной моделью кассы. Также руководителю рекомендуется заключить с работником договор о полной материальной ответственности для избежания неприятных инцидентов с налоговой и последующего возмещения ущерба за счет работника.

Зарегистрируем и подключим кассу за 1 день! Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Как работать на кассе в магазине

Перед началом работы на кассе кассир проходит обучение и получает доступ к денежному ящику, а также разменные деньги и чековую ленту. Первым действием в начале дня является открытие смены. Для этого кассир печатает отчет об открытии смены, который отправляется оператору фискальных данных и включает в себя информацию об аппарате, смене и кассире. В тех случаях, когда неизвестно, будут ли в этот день покупатели в магазине, лучше открывать смену с первым клиентом. Закрытие смены происходит в конце дня, кассир сдает наличность и формирует отчет о закрытии.

Обучение работе на кассе кассира является обязанностью руководителя. С кассиром необходимо разобрать различные ситуации и порядок последующих действий. К таким ситуациям относятся:

  1. В магазине отключили электричество во время приема платежа или в конце смены в кассе появился излишек средств. В этом случае кассиру необходимо сформировать чек коррекции (подробнее читайте в этой статье).
  2. Покупатель возвращает товар в магазин или в чеке была пробита лишняя продукция. Обязанность кассира — сформировать чек «возврат прихода». Для этого нужно принять заявление от клиента на возврат товара, сделать накладную и пробить на кассе чек, реквизиты такие же, как и в обычном за одним исключением: на позиции «признак расчета» ставится «возврат прихода».
  3. Покупатель внес аванс. В этом случае в поле «признак расчета» должно быть значение «аванс/предоплата» (данный пункт разъясняется в письме ФНС РФ №АС-4-20/21345@ от 11.11.2016 г.)

В остальных случаях действия кассира соответствуют вышеописанному алгоритму. Работа на ККМ не так сложна как кажется.

Обучение работе на кассе: как избежать наказания от налоговой

Чтобы не нарушить требования законодательства, кассиру следует соблюдать следующие правила:

  1. Не работать во время отключения электроэнергии (иначе в кассовом аппарате не будет информации для передачи в ФНС).
  2. Если нет подключения к интернету, чеки пробивать можно только в течение 30 дней, по истечении этого срока фискальный накопитель блокируется и последует штраф от инспекции.
  3. Продавцу нельзя покидать рабочее место (если касса находится в рабочем состоянии) и допускать к нему посторонних людей.
  4. Кассир обязан предоставить электронную версию чека, если клиент предоставил QR-код из приложения ФНС или сказал свой номер телефона или e-mail.

Вам будет интересно: Штраф за отсутствие онлайн-кассы

Специализированные организации занимаются установкой и настройкой кассовой техники, а также обучением персонала работе на кассе. Чтобы научиться правильно использовать аппарат, установить ПО или выбрать ОФД, обращайтесь к специалистам.

Переходите на онлайн-кассу? Подберем ККТ для вашего бизнеса. Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут. Оцените, насколько полезна была информация в статье?

Общие правила эксплуатации контрольно- кассовых машин

К работе на кассовой машине допускаются лица, знающие правила эксплуатации кассовых машин и прошедшие инструктаж по технике безопасности. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности. В эксплуатацию допускаются машины, внесённые в Государственный реестр к/кассовых машин, используемых на территории РФ.

ККМ, используемые для денежных расчётов подлежат регистрации в налоговых органах и находятся на техническом обслуживании в ЦТО (центр технического обслуживания).

Запрещён допуск к машине посторонних лиц. Каждая машина, поступающая в магазин должна иметь паспорт, в котором указаны основные технические характеристики. Заносятся: дата введения в эксплуатацию, данные о техническом обслуживании и ремонтах, реквизиты данного предприятия и номера кассы.

На боковой стороне поддона машины должна быть маркировочная табличка с указанием заводского номера, который обязательно указывается во всех документах, относящихся к данной машине (кассовом чеке, отчётах, паспорте, книге кассира- операциониста и др.)

К применению допускаются только исправные ККМс долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (т.е. контрольной) памяти которые:

  • Соответствуют техническим требованиям

  • Допущены к использованию в соответствии с реестром

  • Зарегистрированы в ЦТО и налоговых органах(использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, рассматривается как осуществление денежных расчётов с населением без применения ККМ. Постановка на учёт в ЦТО обеспечивает технически грамотную эксплуатацию кассовых машин в течение всего срока их использования. Торговое предприятие заключает с ЦТО договор на техническое обслуживание и ремонт ККМ).

  • Оснащены средствами визуального контроля (должны иметь 2 голограммы: «Государственный реестр» и «Сервисноеобслуживание»)

ККМ должны приходить проверку исправности ежегодно в ЦТО в январе- феврале месяце.

Не допускаются к применению ККМ, на которых отсутствует либо повреждена пломба ЦТО, отсутствует маркировка предприятия- изготовителя или одно из средств визуального контроля

Неисправной считается ККМ, которая:

  • Не печатает, печатает неразборчиво или не полностью реквизиты на чеке или на контрольной ленте

  • Не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ

  • Не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом.

Организация, осуществляющая денежные расчёты с населением обязана выдавать покупателям чек, напечатанный на ККМ. На чеке должны отражаться следующие реквизиты:

  • Наименование организации или фамилия ЧП

  • Идентификационный номер организации- налогоплательщика (ИНН)

  • Порядковый номер чека

  • Дата и время покупки

  • Стоимость покупки

  • Признак фискального режима ( SRи др)

  • Заводской номер ККМ (цифры после SR)

Выдаваемые покупателям счета, квитанции, товарные чеки и др. документы не освобождают организации от применения ККМ. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путём надрыва

За нарушение требований «Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением» применяются следующие штрафные санкции:

  1. Предприятие, ведущее денежные расчёты с населением без применения ККМ подвергается штрафу в 350- кратном размере минимальной месячной оплаты труда. Применение ККМ с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению кассовой машины.

  1. предприятие, использующее неисправную кассовую машинуподвергается штрафу в200-кратном размере м.м.о.т.

  1. предприятие, осуществляющее торговые операции после приостановления его деятельности налоговыми органами в 700-кратном размере м.м.о.т.

  1. предприятие, не установившее ценник на товар – в 100-кратном размере м.м.о.т.

  1. не выдача чека покупателю или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной наказывается штрафом в 10-кратном размере м.м.о.т, но не мснее 20% от стоимости покупки

Контроль за соблюдением правил использования ККМ, за полнотой учёта выручки осуществляет налоговая служба.

Учёт денежных поступлений ведётся суммирующими счётчиками нарастающим итогом. Перевод показаний суммирующих денежных счётчиков на нули, составление акта при осуществлении ремонта и внесение изменений в программу работы контрольно- кассовых машин возможно только по согласованию с налоговой инспекцией. Правилами предусмотрено, что перевод показаний денежных счётчиков на нули (гашение) может производиться при вводе в эксплуатацию новой машины и при инвентаризации, а при необходимости, в случае ремонта денежных счётчиков в мастерских, только по согласованию с налоговой инспекцией с обязательным участием её представителя.

Перевод показаний денежных счётчиков на нули оформляется актом в 2-х экземплярах, один из которых- контрольный- передаётся в налоговую инспекцию, а второй остаётся на данном предприятии. Документ подписывается представителем налоговой инспекции, руководителем, главным бухгалтером, старшим кассиром и кассиром – операционистом.

Показания счётчиков недействующих кассовых машин, находящихся в запасе, на ремонте актируются и заверяются подписями механика и администратора.

При передаче контрольно- кассовой машины в мастерскую для ремонта или при ремонте денежных счётчиков непосредственно на предприятии, а также передаче в другую организацию также составляется акт с записью показаний денежных счётчиков до и после ремонта за подписью директора, кассира- операциониста, специалиста ЦТО и представителя налоговой инспекции. При этом в акте обязательно указывается причина технической неисправности и был ли затронут фискальный блок. ( Это необходимо потому, что при замене блока фискальной памяти ККМ требует нового введения налогового пароля или уточнения, что пароль и накопленная сумма сохранились для последующего финансового контроля).

Порядок применения контрольно-кассовых машин. Расчеты с населением без применения ккм

Порядок применения контрольно-кассовых машин регулируется ФЗ РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Контрольно-кассовые машины, используемые для расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятий и включению в Государственный реестр. Заявлению на регистрацию по установленной форме подается по месту нахождения ККМ. К заявлению прилагается паспорт ККМ, а также договор на техническое обслуживание и ремонт в техническом сервисном центре. Технические центры подлежат регистрации в органах исполнительной власти субъектов РФ и действуют на основании лицензии. Регистрация производится в течение пяти дней с момента подачи заявления в налоговые орган. В случае реорганизации, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета ККМ.

ККМ применяются в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продажи товаров. При этом организация обязана выдавать покупателям чек или вкладной документ на котором должны отражаться следующие реквизиты: наименование и ИНН организации, заводской номер ККМ, порядковый номер чека, дата и время покупки, ее стоимость и признак фискального режима. Кроме того, на чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККМ, с учетом особенностей сфер их применения. Счета, квитанции, товарные чеки и другие документы, выдаваемые покупателям, не освобождают организации от применения ККМ.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. Чеки ККМ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю. Кассир – операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только при наличии на чеке подписи директора.

К работе на кассовой машине допускаются материально ответственные лица, освоившие правила по эксплуатации в объеме технического минимума.

На кассовую машину администрация заводит Книгу кассира – операциониста по форме N24. В книгу вписываются отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня. Она должна быть прошнурована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера предприятия и печатью.

При установке кассовых машин на прилавках магазинов Книга кассира – операциониста ведется по сокращенной форме N24-а. В этом случае на продавца распространяются обязанности кассира – операциониста. Допускается ведение общей книги на все машины. В этом случае записи производятся в порядке нумерации всех касс с указанием в числителе заводского номера налоговой машины.

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККМ. Это организации и ИП, осуществляющие следующих видов деятельности: продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ). Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; продажи ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других территориях, отведенных для осуществления торговли (за исключением находящихся в них магазинов, павильонов, киосков, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами и пр.); разной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин и лотков; продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; продажи в сельской местности лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома; реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ; продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Порядок использования ККТ

Разделы:

  • История вопроса
  • Новый порядок применения контрольно-кассовой техники
  • Современные требования
  • Требования к фискальным документам
  • Порядок регистрации
  • Порядок использования ККТ
    • Подготовка к работе
    • Работа с ККТ
    • Ошибки и неисправности при работе с ККТ
    • Окончание работы с ККТ
  • Порядок перерегистрации и снятия с учета ККТ
  • Кто освобожден от применения ККТ

Marius Pirvu / Shutterstock.com

Подготовка к работе

Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентирован ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ, а также письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее – типовые правила), которое применяется в части, не противоречащей Закону № 54-ФЗ. При этом, согласно разъяснениям Минфина России и ФНС России типовые правила не подлежат обязательному применению организациями и ИП, перешедшими на новый порядок применения ККТ (письмо Минфина России от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413).

ККТ применяется на месте осуществления расчета с покупателем в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем, за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в Интернете. При этом ККТ, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа, применяется только при таких расчетах. А автоматизированные системы для БСО применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг (п. 1 ст. 4.3 Закон № 54-ФЗ).

Так, в соответствии с п. 2.1 типовых правил, к работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие типовые правила. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности. Таким образом, до допуска кассира к работе с контрольно-кассовой техникой, он должен быть ознакомлен с правилами ее эксплуатации и с ним должен быть заключен договор о материальной ответственности.

Вы уже подключили онлайн-кассу в соответствии с 54-ФЗ?
Заключите договор на обработку фискальных данных с ОФД Электронный Экспресс в составе ИПО ГАРАНТ.

Оставить заявку

До начала работы с кассовым аппаратом, кассиру руководителем выдаются ключи от ККТ и от денежного ящика (если таковые наличествуют), разменные монеты и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины. Для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег используется Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

При необходимости, следует дать указание кассиру о мерах по предупреждению подделки чеков (шифровка чеков, определенный цвет используемой чековой ленты, предельная сумма чека и т. п.).

Убедившись в исправности машины, можно дать указание кассиру о начале работы.

Перед началом работы кассиру формируется отчет об открытии смены. Отметим, кассовый чек не может быть выдан позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены. А при корректировке расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены (п. 2, п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

Кассир при начале работы обязан:

  • проверить наличие чековой ленты и при необходимости заправить новую;
  • включить машину и получением нулевого чека проверить ее работу;
  • напечатать два-три чека без обозначения суммы (нулевых) с целью проверки четкости печатания реквизитов на чековой ленте и правильность установки даты и нумерации (нулевые чеки прикладываются в конце смены к кассовому отчету;
  • протереть кожух сухой тряпкой и установить со стороны покупателя (клиента) табличку со своей фамилией;
  • разместить необходимый для работы инвентарь.

Работа с ККТ

    ВАЖНО

    Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

В течение рабочего дня кассир-операционист или другое материально-ответственное лицо (контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов и др.) обязаны:

  • обеспечить тщательный уход и бережное обращение с машиной, содержать ее в чистоте и порядке;
  • осуществлять операции ввода сумм в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип кассовых машин;
  • для одного покупателя (клиента) определить общую сумму покупки, услуги по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и назвать ее покупателю (клиенту);
  • получить от покупателей (клиентов) деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в предприятиях общественного питания обозначенной в меню или ценниках в следующем порядке:
  • четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
  • распечатать чек;
  • назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).

    ВАЖНО

    Следует обратить внимание, что предварительное распечатывание чеков, применявшееся в интернет-магазинах, запрещается, поскольку выдаваемый покупателям кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. Одними из таких реквизитов являются дата и время расчета.

    В соответствии с письмом МНС России от 20 июля 2000 г. № ВНК-6-16/549 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г.», дата и время на пробитом кассовом чеке не должны отличаться от реального времени получения денег более чем на 5 минут. Аналогичный вывод содержится и в постановлении заместителя Председателя ВС РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4.

    Если же чек пробит раньше чем за 5 минут до реального времени получения денег либо покупателю выдана копия кассового чека, то это может быть расценено как неприменение ККТ. Таким образом, курьеры интернет-магазинов обязаны иметь при себе и применять ККТ в момент получения денежных средств от покупателя (письмо ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406@).

ФОРМЫ И БЛАНКИ
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам)

Другие документы

Кассиру-операционисту запрещается:

  • снимать кассу без разрешения администрации;
  • не выдавать кассовый чек покупателям;
  • допускать посторонних лиц в помещение кассы к кассовой машине, кроме руководителя, бухгалтера, дежурного администратора и с их разрешения технического специалиста или контролирующее лицо для проверки кассы;
  • покидать кассовую кабину без уведомления администрации и не отключив кассовую машину, не закрыв на ключ кассовую кабину, кассовую машину. В случае необходимости покинуть кассовую кабину все ключи (от кабины, рабочий ключ от кассовой машины и денежного ящика) должны находиться у кассира;
  • самостоятельно вносить изменения в программу работы кассового терминала;
  • иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме разменных денег, выданных перед началом работы).

Кассир имеет право:

  • в течение смены по указанию руководителя изменять шифр, применять штампы и оттиски;
  • получать распечатки по кассовой машине.

Ошибки и неисправности при работе с ККТ

В случае ошибки кассира-операциониста:

  • при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;
  • в выдаче сдачи покупателю (клиенту) при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы;
  • составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию;
  • записать в «Книгу кассира-операциониста» суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков.

Следует отметить, что кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только при наличии на чеке подписи руководителя и только по чеку, выданному в данной кассе.

ПРИМЕР

При смене оператора фискальных данных или внесении изменений в сведения, введенные в ККТ при формировании отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации, пользователь посредством программного обеспечения ККТ должен сформировать отчет об изменении параметров регистрации. При этом все сформированные фискальные документы, по которым не были получены подтверждения оператора фискальных данных, передаются оператору фискальных данных (п. 5 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

При возникновении неисправностей, кассир обязан:

  • выключить кассовую машину;
  • вызвать с помощью установленной в кабине сигнализации представителя администрации;
  • совместно с представителем администрации определить характер неисправности;
  • в случае неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека совместно с представителем администрации подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли прописью, копейки цифрами);
  • в случае невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассовой машины кассир совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на данной кассовой машине так же, как при окончании смены, с отметкой в «Книге кассира-операциониста» на данную кассовую машину время и причину окончания работы.

Администрация при невозможности устранения неисправности силами кассира вызывает технического специалиста, сделав соответствующую запись в журнале вызова технического специалиста и регистрации выполненных работ.

Окончание работы с ККТ

При закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:

  • посредством ККТ сформировать отчет о закрытии смены (п. 2 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ);
  • подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
  • составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной-двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания счетчиков, получает распечатку. Представитель администрации подписывает распечатку, указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

По показаниям счетчиков на начало и на конец смены определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте (при ее наличии). Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

По результатам проверки администрация предприятия в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

Закончив оформление кассовых документов, кассир производит межремонтное обслуживание машины и готовит ее к следующему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации на данный тип кассовой техники.

После проведения технического обслуживания кассир:

  • закрывает кассовую машину чехлом, предварительно отключив от питающей сети;
  • сдает ключи от кассовой машины, кассовой кабины директору (заведующему) предприятия, дежурному администратору или старшему (главному) кассиру на хранение под расписку.

Использованные кассовые чеки и копии товарных чеков хранятся у материально-ответственных лиц не менее 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  • Письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»
  • Письмо МНС РФ от 20 июля 2000 г. № ВНК-6-16/549 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г.»
  • Постановление заместителя Председателя ВС РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4

Какими документами регламентируется применение ККТ?

Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из Конституции РФ, Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и иных федеральных законов.

Порядок применения ККТ также регламентируется Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014–2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения».

Cо вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ ранее действующие нормативные акты признаны или утратившими силу или применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ). К таковым, в частности, относятся «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104, которые применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Теперь актуальные сведения о моделях кассовых аппаратов размещены в Государственном реестре контрольно-кассовой техники, который опубликован на официальном сайте ФНС России в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».

Напомним, что с 1 июля 2017 года вводится новый порядок применения ККТ. Он обязывает организации и индивидуальных предпринимателей применять онлайн-кассы, которые будут передавать информацию о расчётах в адрес налоговых органов через операторов фискальных данных в режиме реального времени. Это установлено Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, который внес масштабные изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

С 31 марта 2017 года онлайн-кассы обязаны применять продавцы пива и алкоголя обязаны применять онлайн-кассы. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ, который внес поправки в статью 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, и обязал розничных продавцов алкогольной продукции, в том числе в сфере общественного питания, применять ККТ.

С 1 июля 2017 года онлайн-кассы обязаны будут применять индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков).

Планируется, что полностью бизнес перейдет на новые онлайн-кассы к 1 июля 2018 года.

Для налогоплательщиков, применяющих ПНС и ЕНВД, планируется предоставление налогового вычета до 18 000 рублей за приобретение одной ККТ. Такой законопроект № 18416-7 уже принят Госдумой в первом чтении.

Какими нормативными актами регламентируется порядок применения ККТ?

Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из Конституции РФ, Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и иных федеральных законов.

Порядок применения ККТ также регламентируется:

  • Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014–2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения»;
  • Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;
  • Указом Президента РФ от 16.02.1993 № 224 «Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением»;
  • Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104);
  • Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации (утв. решением ГМЭК от 06.03.1995, протокол № 2/18-95 (доведено письмом Госналогслужбы РФ от 16.05.1995 № ЮБ-6-14/276 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам»).

Законы и нормативные документы, регламентирующие работу с ККТ, реестр ККМ допущенных к применению на территории РФ. Обязанности предприятий, применяющих контрольно-кассовые машины.

Обязательное применение контрольно-кассовых машин было предусмотрено Указом Президента РФ от 16 февраля 1993 г. N 224 «Об обязательном применении контрольно — кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением». В настоящее время применение ККМ регулируется следующими законами и подзаконными актами.

· Федеральный закон №54-ФЗ от 22 мая 2003 года
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

· Кто обязан применять ККМ (выдержка из Федерального закона №54-ФЗ от 22 мая 2003 года).

· Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными ( Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. №470).

· Государственный реестр контрольно-кассовой техники (по состоянию на 16 апреля 2008 года). Содержит перечень моделей и версий моделей контрольно-кассовых машин разрешённых в настоящее время к регистрации в налоговых органах. (1,11 Mb)

· Порядок активизации, замены и хранения ЭКЛЗ.
Письмо Управления ФНС России по г.Москве от 20 декабря 2005г. №22-08/94593.

· Порядок оформления возврата товара в день покупки (до закрытия смены и снятия Z-отчета).
Письмо Управления ФНС России по г.Москве от 2 ноября 2005 г. N 22-12/80195.

· Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

· ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. 30 августа 1993 года № 104

Это краткий перечень законов, регламентирующий эксплуатацию ККТ на территории РФ. Именно им руководствуются проверяющие лица и организации, поэтому предприниматель также должен знать эти законы.

Необходимо ознакомится и с унифицированными формами используемые при работе на кассовом аппарате. (приложение№1)Для ужесточения борьбы с злоупотреблениями в сфере применения кассовых аппаратов, появилась идея оснащать ККТ, помимо фискальной памяти, еще и устройством позволяющим контролировать неизменность информации о полученной наличности. Поскольку предотвратить «обнуление» практически невозможно, нужно иметь возможность регистрации факта нарушения.

Реализация этой идеи велась специалистами ФАПСИ и Федеральной налоговой службы России, которые разработали средство криптографической защиты фискальных данных или официально ЭКЛЗ (Электронная Кассовая Лента Защищенная). ЭКЛЗ представляет собой небольшой электронный блок, которым комплектуется каждый кассовый аппарат или фискальный регистратор непосредственно во время сборки на заводе изготовителе. Принцип работы этого устройства основывается на применении уникального криптографического ключа, записываемого в ЭКЛЗ на стадии производства. Каждая операция, проведенная на кассовом аппарате, сопровождается вычислением криптографического проверочного кода (КПК). Представляющего собой функцию нескольких переменных, (криптографического ключа, суммы текущей операции, текущего значения счетчика числа кассовых операций, даты и времени совершения кассовой операции и еще ряда параметров).

Применение специальных проверочных терминалов позволяет в считанные секунды проверить корректность информации хранящейся в памяти кассового аппарата. Достаточно просто ввести исходные данные в терминал и сравнить сгенерированный КПК с КПК, распечатанным на чеке при проверке. Скрыть факт нарушения при такой проверке абсолютно невозможно. Замена ЭКЛЗ производится ЦТО в установленном порядке и за счет средств организации или частного предпринимателя, которым принадлежит ККМ.

Рассмотрим порядок, сроки и причины замены ЭКЛЗ.

Поскольку технические характеристики и принцип работы блока ЭКЛЗ схожи с компьютерной памятью, то в процессе использования закономерно возникает вопрос о необходимости замены ЭКЛЗ в связи с её заполнением и в ряде других случаев.

Итак, плановая или гарантийная замена ЭКЛЗ производится в следующих случаях.

1. Плановая замена ЭКЛЗ проводится, в случае, когда ККМ выдает сообщение о заполнении электронной памяти блока ЭКЛЗ более, чем на 90 процентов. В такой ситуации организация или ЧП, владеющий ККМ, направляет в центр технического обслуживаний ККМ (ЦТО) соответствующую информацию о факте заполнении памяти ЭКЛЗ и Гарантийное письмо-заявку, которым подтверждает свое согласие на замену ЭКЛЗ и активизацию нового блока ЭКЛЗ.

2. Плановая замена ЭКЛЗ также осуществляется, когда заканчивается 12-ти месячный срок с момента активизации блока ЭКЛЗ, по закону ограничивающий срок его эксплуатации. При этом владелец ККМ, заранее, не позднее одного месяца до истечения данного срока уведомляет ЦТО аналогичным Гарантийным письмом-заявкой на установку и активизацию новой ЭКЛЗ.

3. Гарантийная замена ЭКЛЗ выполняется ЦТО в случае отказа или неисправности в работе блока ЭКЛЗ в течение установленного срока эксплуатации.

Гарантийное обслуживание осуществляется только если:

— причиной неисправности ЭКЛЗ не стала недобросовестность обслуживающего персонала

— не нарушались правила эксплуатации ЭКЛЗ в составе ККМ

— не допускалось самостоятельное вскрытие блока ЭКЛЗ и попытки его ремонта

— неисправность ЭКЛЗ была выявлена в течение гарантийного срока эксплуатации

— ресурс памяти ЭКЛЗ не исчерпан

— параметры активации ЭКЛЗ были безошибочны

4. Кроме того, внеплановая замена ЭКЛЗ проводится по причине перерегистрации ККМ на другую организацию или частного предпринимателя.

Замена ЭКЛЗ производится исключительно центром технического обслуживания (ЦТО) контрольно-кассовой техники. Самостоятельная замена ЭКЛЗ исключается.

Плановая замена ЭКЛЗ производится в установленном порядке:

— Гарантийное письмо-заявка владельца кассового аппарата в ЦТО служит основанием для выставления счета за замену и активизацию новой ЭКЛЗ.Владелец ККТ оплачивает выставленный счет и получает от ЦТО необходимые документы для предоставления в инспекцию МНС России (карточку регистрации ККТ, техническое заключение о причине замены блока ЭКЛЗ, журнал кассира — операциониста, акт формы № КМ-2, заверенный ЦТО и составленный в трех экземплярах)

— специалист налогового органа после изучения вышеперечисленных документов, визирует акт формы № КМ-2, что является разрешением на произведение замены ЭКЛЗ и активизации новой ЭКЛЗ. При этом журнал кассира — операциониста и карточка регистрации ККТ остаются в ИМНС

— ЦТО после проведения последовательной процедуры замены ЭКЛЗ формирует пакет необходимой документации с целью предоставления в налоговый орган:

а) в техническом паспорте контрольно-кассовой машины делается отметка о дате замены и активизации новой ЭКЛЗ. Дата замены и регистрационный номер ЭКЛЗ заверяется подписью специалиста ЦТО, осуществившего замену, и печатью ЦТО

б) в дополнительном вкладыше к Паспорту версии фиксируется дата активизации ЭКЛЗ и указывается её регистрационный номер. Заверяется печатью ЦТО и подписью специалиста-исполнителя

в) специалистом центра технического обслуживания, проводившим процедуру ввода в эксплуатацию новой ЭКЛЗ составляется Акт ввода в эксплуатацию ЭКЛЗ по форме приложения А к тех. паспорту ЭКЛЗ, заверяемый его подписью и печатью ЦТО

г) запись о проведенной процедуре замены и активизации заносится в Журнал КМ-8 и наклеивается отрывная часть контрольного талона самоклеящейся пломбы с идентификационным номером, соответствующим номеру на пломбе

д) оформляется акт по форме № КМ-2.

Владелец ККТ представляет вышеуказанную документацию в налоговый орган и, после проверки правильности оформления данных документов, получает назад вместе с ними от налогового органа карточку регистрации ККТ. С отметкой об активизированной ЭКЛЗ и журнал кассира- операциониста с учетной записью о произведенной замене ЭКЛЗ.ЭКЛЗ, выработавшие ресурс или снятые и замененные по истечении срока эксплуатации, подлежат обязательному хранению в организации или у частного предпринимателя в течение 5 лет. (Cм.Приложение №5)

С 1 октября 2004 года в России регистрируют контрольно-кассовые машины только с ЭКЛЗ, о чем свидетельствует наличие буквы «К» в конце названия кассового аппарата. Блок ЭКЛЗ является дополнительным фискальным устройством защищающим кассовую технику от несанкционированного доступа. Независимо от частоты использования кассового аппарата и пробиваемых сумм заводом изготовителем ЭКЛЗ предусмотрена обязательная замена ЭКЛЗ через каждые 13 месяцев с момента активизации ЭКЛЗ в налоговой инспекции. Если ККМ была исключена из Реестра, то, как правило, ее можно эксплуатировать какое-то время (год — два). Об этом ГМЭК принимает соответствующее решение. ГМЭК была расформирована. А ее функции по ведению реестра ККТ переданы Федеральному агентству по промышленности. Такие ККМ можно применять при выполнении каких-либо условий (дата импортирования, дата регистрации, наличие модернизации и т.д.) в течении определенного срока. Такие ККМ часто называют «продленными».

Полный реестр ККМ приведен в приложении №2. Список нормативных документов и законов постоянно обновляется и дополняется.

Предприятия, применяющие контрольно-кассовые машины, обязаны:

заключать договоры купли-продажи ККМ с продавцами и договоры на техническое обслуживание, и ремонт ККМ с центрами технического обслуживания (ЦТО). Договор и техническое обслуживание, и ремонт ККМ заключается с ЦТО, в котором приобретены ККМ или который имеет соответствующий договор с продавцом ККМ. Регистрировать в налоговых органах приобретенные ККМ;

использовать ККМ только после их принятия на техническое обслуживание в ЦТО и регистрации в налоговых органах;

проводить работы, связанные с распаковкой ККМ от заводской упаковки только при участии представителя ЦТО;

не пользоваться в целях технического обслуживания и ремонта ККМ услугами каких-либо предприятий или физических лиц, кроме ЦТО, где ККМ находятся на техническом обслуживании;

не использовать ККМ не зарегистрированные в налоговых органах;

оборудовать рабочие места для ККМ в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на них и действующими нормативными актами;

участвовать в пусконаладочных работах и оформлении акта ввода ККМ в эксплуатацию;

организовать ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом ККМ и назначать лиц, несущих персональную ответственность за их хранение;

обеспечивать эксплуатацию ККМ в соответствии с эксплуатационной документацией на них;

выполнять указания работников ЦТО и налоговых органов;

обеспечивать обучение работе на ККМ своего персонала;

представлять налоговым органам и работникам ЦТО по их требованию документацию, связанную с приобретением, техническим обслуживанием и ремонтом ККМ;

обеспечивать доступ работников налоговых органов и ЦТО к используемым ККМ;

обеспечивать работникам ЦТО возможность проведения плановых мероприятий по техническому обслуживанию ККМ;

прекращать использование ККМ в случае нарушение пломбы, выявление других неисправностей ККМ;

незамедлительно ставить в известность ЦТО в любых неисправностях, включая повреждения пломбы;

выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный ККМ чек за покупку.

Ответственность за нарушение правил применения ККМ предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административные нарушения в сфере использования ККМ и порядок привлечения к ответственности за их совершение приведены в таблице. Ответственность за продажу каких-либо товаров (оказание услуг) без применения ККМ предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ. Дела о таких нарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей (ст. 23.49 КоАП РФ) и налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).Наказать могут и за невыдачу кассового чека, и за невывешивание ценника на продаваемый товар (ст. 14.15 КоАП РФ).Согласно абзацу 5 статьи 6 Закона о ККМ правильность выдачи чеков и документы, связанные с применением ККМ (а значит, и ценники на продаваемые товары), проверяют налоговые органы. Однако налоговые органы не вправе составлять протоколы и рассматривать дела о названных выше нарушениях. Выявленные нарушения налоговые органы фиксируют в акте проверки. Затем акт направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для дальнейшего производства по делу составления протокола и рассмотрения дела. Если проверка проводилась совместно налоговыми органами и органами внутренних дел, протокол составляется должностным лицом органа внутренних дел, который затем направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для рассмотрения дела. Окончательное решение по делам о «контрольно-кассовых» административных правонарушениях выносят суды общей юрисдикции или арбитражные суды (по организациям) (ст. 23.1 КоАП РФ).Согласно статье 6 Закона о ККМ налоговые органы при повторном нарушении правил применения ККМ вправе обратиться в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается его деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде приостановления операции по счетам в банках. Итак, если организация или индивидуальный предприниматель работает без ККМ, штрафа не миновать. Однако к ответственности за работу без кассового аппарата могут привлечь и при его наличии. Например, когда он неисправен

Неисправной считается машина, которая:

— не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке следующие реквизиты: наименование организации; ИНН; заводской номер ККМ; порядковый номер чека; дату и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима;

— не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;

— не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;

— не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые налоговой инспекции для осуществления контроля.

Кроме того, к неисправной приравнивается контрольно-кассовая машина, в которой используются прикладные программы, не допущенные Государственной межведомственной комиссией по ККМ к применению в конкретной модели.

Как неприменение ККТ рассматриваются следующие ситуации:

1) в магазине или иной торговой точке есть ККТ, но она не зарегистрирована в налоговой инспекции;

2) на используемой ККТ отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Это свидетельствует о возможном несанкционированном доступе к фискальной памяти;

3) ККМ используется, но чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и распечатываемые машиной в фискальном режиме, не имеют отличительных признаков, указанных в технических требованиях к фискальной памяти;

4) применяется ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

5) ККМ используется при наличии перечисленных выше признаков неисправной контрольно-кассовой машины.

Во всех перечисленных выше случаях считается, что денежные расчеты с населением ведутся без применения ККМ, и к нарушителю применяется административная ответственность, предусмотренная статьей 14.5 КоАП РФ. N

В соответствии со статьей 4 Федерального закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке.

Оригинальный размер пломбы должен составлять 62х100 мм. Размер части, которая вклеивается в паспорт контрольно-кассовой техники, должен быть 60х20 мм. Размер же частей, наклеиваемых на саму кассовую машину — 60х14 мм, а части, которая вклеивается в учетный талон ККТ — 60х16 мм.

Также у пломбы должны быть отличительные особенности:

— изображение в виде кассового аппарата.

— учетный номер марки-пломбы.

— индивидуальный номер марки-пломбы и надпись «РФ» в поле нанесения номера.

— поле, в котором наносится дата изготовления марки-пломбы.

— линии просечки для защиты от переклеивания.

— поле для нанесения линейного штрих-кода.

— поле для нанесения контрольно-учетной информации и двухмерного штрихового кода.

— поле для указания даты установки марки-пломбы и подписи специалиста организации, которая осуществляет техническую поддержку контрольно-кассовой техники.

— надпечатка надписи «Россия».

— обозначение кода региона.

— поле для нанесения контрольно-учетной информации и двухмерного штрихового кода.

— микротекст «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» в позитивном исполнении.

— микротекст «РОССИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЛОМБА» в негативном исполнении.

— микротекст с наименованием организации, а также уровнем защиты марки-пломбы в позитивном и негативном исполнении.

— надпечатка «СП», сделанная специальной краской (светится в инфракрасном диапазоне).

— надпечатка «ПЛОМБА», сделанная специальной краской (светится в ультрафиолетовом диапазоне).

— гильоширная фоновая композиция (в виде наложения двух нерегулярных сеток, бордюра и розетты.

— защитный голографический элемент и рельефная печать металлизированными красками.

Использование неопломбированного кассового аппарата, с пломбой поврежденной или неустановленного образца, приравнивается к неприменению ККТ со всеми вытекающими последствиями.

Нарушение (статья КоАП РФ)

Штраф

Кто выявляет нарушение и возбуждает производство по делу об администра тивном правонарушении (составляет протокол)

Кто рассматривает дело о правонарушении (налагает штраф)

с организации

с должностного лица организации

с физического лица

Продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг без применения ККМ, когда она требуется (ст. 14.5)

30 000 — 40 000 руб. (300—400 МРОТ)

3000 — 4000 руб. (30—40 МРОТ)

1500 — 2000 руб. (15—20 МРОТ), платит продавец

Налоговые органы (только в части неприменения ККМ); должностные лица органов МВД; государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей или налоговые органы

Продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг без выдачи чека, когда он требуется (ст. 14.15)

10 000— 30 000 руб. (100—300 МРОТ)

1000—3000 руб. (10—30 МРОТ)

300—1500 руб. (3—15 МРОТ), платит продавец

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; должностные лица органов МВД (в том числе по актам проверок, которые им направляют налоговые органы)

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

Неповиновение законным действиям органов, контролирующих применение ККМ (ч. 1 ст. 19.4)

1000—2000 руб. (10—20 МРОТ), в том числе к должностным лицам приравнен индивидуальный предприниматель

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; должностные лица органов МВД; налоговые органы

Суды

Невыполнение в срок законных предписаний контролирующих органов (ст. 19.5)

5000 — 10 000 руб. (50—100 МРОТ)

500—1000 руб. (5—10 МРОТ), в том числе к должностным лицам приравнен индивидуальный предприниматель

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; должностные лица органов МВД; налоговые органы

Суды

Непринятие законных мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений в сфере ККМ (ст. 19.6)

300—500 руб. (3—5 МРОТ), в том числе к должностным лицам приравнен индивидуальный предприниматель

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; должностные лица органов МВД; налоговые органы

Суды

Закон 54-ФЗ – краткое обозначение закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (сокращенно – ККТ) при наличных и безналичных расчетах. Это один из ключевых правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность. За нарушение установленных законом правил коммерсантам грозят большие штрафы, дисквалификация, приостановление бизнеса (статья 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Закон № 54-ФЗ о применении кассовой техники первые шесть лет работал без изменений, но затем неоднократно редактировался. В 2019 году данный нормативный документ уже претерпел две редакции, а в прошлом году его текст обновлялся три раза. Последним, наиболее значимым изменениям закона об использовании ККТ в сфере бизнеса посвящен наш материал.

ФЗ-54 о применении контрольно-кассовой техники: основные положения

Закон 54-ФЗ регламентирует процедуру применения кассовых аппаратов на территории России при проведении безналичных и наличных расчетов. На основе его положений принимаются подзаконные нормативные акты, которые не должны противоречить 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике.

В частности, данный закон определяет:

  • условия, правила, порядок, особенности применения онлайн-касс (статьи 1.2, 2, 4.3);

  • требования, предъявляемые к фискальному накопителю и кассовому аппарату (статьи 4, 4.1);

  • каким должен быть выдаваемый чек, а также заменяющие его бланки строгой отчетности (статья 4.7), и т.д.

Федеральный закон 54-ФЗ предписывает ставить на учет в налоговом ведомстве только онлайн-кассы. Если раньше ККТ дублировали каждый пробитый чек на контрольной ленте, то теперь данные о совершенной продаже передаются непосредственно в налоговый орган. Для этого кассовые аппараты подключаются к Интернету и ОФД (оператору фискальных данных).

Положение о переходе индивидуальных предпринимателей и предприятий по закону № 54-ФЗ на онлайн-кассы действует с 1 февраля 2017 года (п. 4, 6 статьи 7 закона № 290-ФЗ от 03.07.2016, п.4, 6). С этой же даты применяется п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающий ответственность за использование кассового аппарата, который не соответствует требования закона. Для организаций максимальный штраф достигает 10 000 рублей, для ИП и должностных лиц – 3000 руб.

Закон № 54-ФЗ: редакции 2019 года

Как уже отмечалось, закон о применении кассового оборудования при проведении денежных расчетов в 2019 году менялся дважды. Кроме того, в текущем году вступили в действие некоторые прошлогодние поправки, внесенные в закон № 54-ФЗ о применении кассовой техники. Ниже рассмотрены основные изменения, которые следует учесть хозяйствующим субъектам.

54-ФЗ: последняя редакция 2019 года

Последний раз закон о применении ККТ редактировался в июле 2019 года (закон № 238-ФЗ от 26.07.2019). Внесенные поправки, в основном, касаются новых требований к использованию онлайн-касс при продаже продукции, подлежащей обязательному маркированию. В частности, ст.2 закона 54-ФЗ дополнена положением (п.8.1) о том, что на маркированные товары не распространяются послабления, позволяющие не использовать онлайн-ККТ при торговле:

  • на выставках и ярмарочных мероприятиях;

  • на открытых прилавках;

  • на рынках, где торгуют в розницу;

  • при разносной торговле (например, в поезде), и т.д.

На продавцов возлагается обязанность проверять достоверность нанесенных на товары кодов (4.1 статья 54-ФЗ от 22.05 2003). Большинство поправок закона № 238-ФЗ от 26.07.2019 вступили в силу с 6 августа 2019 года.

54-ФЗ: изменения 2019 года, вступившие в силу летом

Наиболее существенны и многочисленны новеллы, вступившие в законную силу с 7 июня и с 1 июля 2019 года. Большая часть изменений закона № 54-ФЗ в 2019 году пришлась именно на эти даты. В основном, они были внесены федеральным законом № 129-ФЗ от 06.06.2019. Отдельные положения введены законом № 192-ФЗ от 03.07.2018.

Среди ключевых поправок закона о ККТ 54-ФЗ следует отметить следующие:

  1. Индивидуальные предприниматели, которые не нанимают на работу сотрудников по трудовым договорам, вправе не применять контрольно-кассовую технику до 1 июля 2021 года, но только если они занимаются продажей продукции собственного производства, самостоятельно оказывают услуги / выполняют работы для населения (ст. 2 закона № 129-ФЗ).

Если ИП нанимает хоть одного работника, ему дается 30 дней (календарных), чтобы приобрести кассовое оборудование и зарегистрировать его в налоговой службе.

  1. Законодатели расширили список привилегированных лиц, имеющих право функционировать без онлайн-касс (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ, редакция от 06.06.2019). С 1 июля 2019 года в него попали:

  • продавцы, реализующие в розлив молоко, питьевую воду;
  • розничные торговцы бахилами;
  • ИП, сдающие жилье в многоквартирном доме в аренду вместе с машино-местами (если предприниматель является их собственником).
  1. При безналичных расчетах — через терминал, онлайн-банк или операциониста — ККТ имеют право не применять (п. 13 ст. 2 закона 54-ФЗ):

  • физкультурно-спортивные и образовательные организации, оказывающие платные услуги;
  • товарищества собственников жилья, садоводческие (огороднические) некоммерческие товарищества, жилкооперативы (при оказании услуг своим членам, приеме платы за жилье и коммунальные услуги);
  • образовательные организации (при оказании услуг образования);
  • культурно-досуговые центры (дворцы и дома культуры, ремесел, народного творчества, клубы по интересам, и т.д.), оказывающие населению услуги в области культуры;
  • ИП, реализующие с рук (или с лотка) театральные абонементы и билеты (в государственные и муниципальные театры).
  1. Выдаваемые в соответствии с законом № 54-ФЗ чеки и БСО (бланки строгой отчетности) дополнились новыми реквизитами, которые указываются при наличном расчете между организациями и / или ИП — например, теперь нужно проставлять на чеке ИНН покупателя и данные о стране происхождения продаваемого товара (п. 6.1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ). А при выплате выигрышей, получении страховых премий, и при страховых выплатах в чеке следует указывать наименование/ФИО клиента, его ИНН или реквизиты паспорта (п. 6.2 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ).

Курьерам, доставляющим товары, которые приобретены через интернет-магазин, теперь необязательно выдавать покупателям привычный напечатанный чек — у удаленных торговцев появилась альтернатива: выдать платежный документ в виде QR-кода, либо скинуть его на электронную почту или телефон клиента (п.5.7 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ).

54-ФЗ от 2003 года: иные поправки

Одной из новелл, действующей с 1 января 2019 года, стало дополнение, внесенное в статью 2 закона № 54-ФЗ о применении контрольно-кассового оборудования. Оно освобождает от обязательного использования ККТ «самозанятых» индивидуальных предпринимателей, перешедших на спецрежим «Налог на профессиональный доход» – в отношении получаемых доходов, которые могут им облагаться (ст.4 закона № 425-ФЗ от 27.11.2018, п. 2.2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Кто освобожден от применения онлайн-касс до 01.07.2021 и кто – бессрочно. Ответственность за нарушение законов о ККТ. Ограничение ответственности до 01.07.2020.

  1. Освобождены от онлайн-касс до 01.07.2021
  2. Освобождены от применения ККТ бессрочно
  3. Обязанность покупателей пробивать чек
  4. Ответственность за нарушение законов о ККТ
  5. Ограничение ответственности до 01.07.2020

Правила применения контрольно-кассовой техники на территории России регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Освобождены от онлайн-касс до 01.07.2021

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»:

Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года.

Освобождены от применения ККТ бессрочно

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:

  1. Кредитные организации.
  2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажа газет и журналов на бумажном носителе;
    • продажа ценных бумаг;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
    • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
    • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
    • вспашка огородов и распиловка дров;
    • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
    • розничная продажа бахил.
  3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
  6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
  7. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
  8. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
  9. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
    • товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
    • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
    • домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
  10. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.

* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.

Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Обязанность покупателей пробивать чек

Обязаны ли организации и ИП применять ККТ при оплате товаров и услуг наличными или корпоративной картой, привязанной к расчетному счету?

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ «Контрольно-кассовая техника … применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.»

Расчеты по статье 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ – это «… прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги …»

Согласно определению понятия «расчеты», пункту 1 статьи 1.2. и пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги наличными деньгами и (или) в безналичном порядке с предъявлением электронного средства платежа.

Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек … покупателю (клиенту) …» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.

Кроме того, в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты кассового чека, среди которых есть «признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) — приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, — возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) — расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, — возврат расхода)». Упоминания о выдаче средств продавцу нет.

Будут ли на практике эти два аргумента учтены налоговиками в пользу организаций и ИП – неизвестно. Но есть вариант, подтвержденный пунктом 2 Письма ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, когда покупатель и продавец могут оформить расчет одним чеком, пробитым продавцом товаров, работ, услуг. Это возможно при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.

В кассовом чеке, выданном подотчетному лицу, с 01.07.2019 должен быть указан ИНН покупателя. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@.

Ответственность за нарушение законов о ККТ

Ответственность за нарушение законодательства о применении онлайн-касс регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Ограничение ответственности до 01.07.2020

Статья 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ отменяет штрафы для общественного транспорта и сферы ЖКХ до 1 июля 2020 года:

«Приостановить до 1 июля 2020 года действие частей 2 — 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях … в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).»

Представителей общественного транспорта и сферы ЖКХ не будут штрафовать до 1 июля 2020 года за следующие нарушения:

  • Неприменение контрольно-кассовой техники.
  • Повторно зарегистрированное неприменение ККТ.
  • Применение онлайн-кассы, не соответствующей установленным требованиям.
  • Применение онлайн-кассы, соответствующей установленным требованиям, с нарушениями.
  • Непередача клиенту бумажного или электронного чека по его требованию.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *