Охранная деятельность без лицензии

Содержание

Статья 20.16. КоАП РФ. Незаконная частная детективная или охранная деятельность

1. Комментируемая статья административными мерами обеспечивает охрану отношений, возникающих при реализации Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Федеральными законами от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ, от 15 ноября 2010 г. N 298-ФЗ, от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ в указанный Закон РФ и иные законодательные акты, регулирующие частную детективную и охранную деятельность, были внесены существенные изменения. В соответствии с ними осуществление этой деятельности происходит исключительно на основании названного Закона РФ имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел частными детективами или частными охранными организациями. Статья 1.1 Закона определяет понятия частной охранной деятельности, частного охранника, частного детектива, объектов охраны и др.

В ст. 3 указанного Закона РФ приведен исчерпывающий перечень видов услуг, предоставление которых разрешается в целях сыска или охраны.

Статья 12.1 указанного Закона определяет права и обязанности частного охранника при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых денежных средств и иного имущества.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризует осуществление организациями незаконной частной охранной деятельности. Под таковой для организаций должна пониматься деятельность без необходимой лицензии. Другие нарушения раздела III и требований, установленных в ст. 15.1 указанного Закона РФ, по смыслу комментируемой статьи будут составлять объективную сторону ее ч. 4. Как представляется, это не вполне отвечает целям охраны правоотношений в сфере правопорядка, так как оказание частной охранной организацией охранных услуг, не предусмотренных лицензией, или вооруженной охраны без договора по своим последствиям для прав и свобод граждан несет не меньшую опасность, чем эта деятельность без лицензии.

Основным критерием объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является незаконное осуществление частной охранной деятельности в нарушение требований упомянутого выше Закона. Это же касается частного детектива (ч. 2 данной статьи).

Частным детективом может быть гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в соответствии с упомянутым выше Законом лицензию на осуществление частной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные ч. 2 ст. 3 Закона. Указанная деятельность исключает ее совмещение с государственной службой или с муниципальной службой (ст. 7 Закона).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, также выражается в оказании гражданином сыскных услуг без лицензии, выдаваемой органами внутренних дел. Нарушение иных положений раздела II указанного Закона РФ частными детективами, в том числе совершение частным детективом в ходе оказания сыскных услуг действий, которые повлекли за собой нарушение прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; оказание сыскных услуг с использованием запрещенных к применению технических средств; оказание частным детективом в целях сыска услуг, не предусмотренных частью второй статьи 3 указанного Закона РФ, то есть нарушение прямых запретов, установленных законодательством, будет составлять объективную сторону только ч. 4 комментируемой статьи. Это обусловлено тем, что вышеуказанные нарушения перечислены в Законе РФ среди нарушений правил и требований к детективной деятельности. Следует учитывать, что в настоящее время право на осуществление частной детективной деятельности у организаций отсутствует.

4. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, составляет подготовка и переподготовка частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций негосударственными образовательными учреждениями без лицензии на образовательную деятельность, выдаваемой органами управления образованием, или в нарушение требований, установленных ст. ст. 15.2, 15.3 указанного Закона РФ.

5. Объективную сторону по ч. 4 комментируемой статьи составляет оказание частным охранником или частным детективом услуг, не предусмотренных Законом РФ «О частной детективной или охранной деятельности», либо с нарушением требований Закона.

6. Субъектами административной ответственности по ч. ч. 1 и 2 являются гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо и юридическое лицо; по ч. 3 — должностное лицо, являющееся руководителем негосударственного образовательного учреждения; по ч. 4 — частные детективы (индивидуальные предприниматели, должностные лица — руководители частных охранных организаций).

7. С субъективной стороны вина юридического лица признается в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, а нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется умышленной формой вины.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Сторожевые услуги: нужна ли лицензия?

Частная охранная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для ответа на поставленный вопрос следует разобраться в том, какая деятельность охватывается понятием «охранная деятельность» и что представляют собой сторожевые услуги.

Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 2487-1) содержит совокупное понятие частной детективной и охранной деятельности. Под такой деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1 Закона № 2487-1).

В статье 3 Закона № 2487-1 указано, какие виды услуг разрешается предоставлять в целях охраны. C 1 января 2010 г. Федеральным законом от 22.12.2008 № 272-ФЗ в перечень таких услуг были включены услуги по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (п. 6 ч. 3 ст. 3). Одновременно были внесены изменения в ст. 11 Закона № 2487-1, согласно которым оказание услуг, перечисленных в указанной выше ч. 3 ст. 3, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

Таким образом, включение в Закон № 2487-1 услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах сделано в целях включить их в исключительную компетенцию организаций, занимающихся охранной деятельностью на основании лицензии. При этом законодатели сразу не определи, что является внутриобъектовым и пропускным режимами.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находятся законопроекты, которыми предлагается включить в Закон № 2487-1 понятия «частная охранная организация», «внутриобъектовый режим», «пропускной режим», определить права охранной организации по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов. Законопроекты уже прошли второе чтение, поэтому вероятность их принятия высока.

Согласно законопроектам частной охранной организацией является организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Под внутриобъектовым режимом подразумевается порядок на объекте охраны, обеспечиваемый в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности лицами, находящимися на объектах охраны.

Пропускной режим — порядок на объекте охраны, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) имущества на объекты охраны.

Понятия «сторожевые услуги» действующее законодательство не содержит. При этом об их содержании дает представление профессия «сторож», определение которой указано в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.84 № 58/3-102 и действующем на территории России в соответствии с постановлением Минтруда России от 12.05.92 № 15а (далее — Квалификационный справочник).

Согласно Квалификационному спра-
вочнику в обязанности сторожа, в частности, входят дежурство на проходной, пропуск на территорию предприятия и обратно работников, посетителей и транспорта по предъявлении соответствующих документов, сверка сопроводительных документов с фактическим наличием груза, совместно с представителем администрации или сменяемым сторожем проверка целостности охраняемого объекта. В случаях обнаружения взломанных дверей, окон, стен, замков, отсутствия пломб и печатей, возникновения сигнала тревоги на объекте сторож немедленно сообщает представителю администрации и дежурному по отделению милиции и осуществляет охрану следов преступления до прибытия представителей милиции. При возникновении пожара на объекте он поднимает тревогу, извещает пожарную команду, сообщает о происшествии дежурному по отделению милиции, принимает меры по ликвидации пожара.

Очевидно, что это соответствует обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов. Поэтому если услуги, аналогичные перечисленным в перечне обязанностям сторожа, оказывает сторонняя организация, то их следует считать услугами по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов.

Таким образом, если в договоре организации с клиентом предоставляемые ей сторожевые услуги подразумевают оказание услуг, содержание которых состоит в обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, то для их предоставления организации в силу указанных положений Закона № 2487-1 и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует получить лицензию.

3. Проблемы лицензирования предпринимательства

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства – сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования. Законодательство не содержит пока легального определения понятия лицензирования предпринимательства, что позволяет рассматривать его или как особый правовой режим, или как своеобразный способ публичного регулирования предпринимательства, или как вид государственной деятельности.

По своей природе лицензирование — это достаточно простая форма государственного регулирования предпринимательства, а по существу — юридический запрет заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения.

По способу воздействия на хозяйствующего субъекта лицензирование следует признать административным инструментом. В отличие от таких экономических регуляторов, как налоги или таможенный тариф, косвенно влияющих на поведение субъекта через его интересы, лицензионно-правовые нормы прямо обязывают лицо действовать в определенном направлении. Режим прямого регулирования создает известную зависимость субъектов предпринимательства от органов, которые выдают соответствующие лицензии. На основании ст. 49 ГК РФ лицензии определяют не только момент возникновения у заявителя права на занятие лицензируемой деятельностью и сроки его действия, но и саму возможность наделения конкретного лица таким правом.

Лицензирование способно оказывать значительное, в том числе негативное, воздействие на темпы и направления развития предпринимательства в России. Детальная правовая регламентация указанного явления исключительно важна, так как весьма остро стоит проблема единого законодательного подхода к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.

В Российской Федерации практически все основные виды предпринимательства требуют получения специального разрешения, чему в немалой степени способствовало действовавшее ранее правило (п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности») , относившее вопросы лицензирования как к компетенции федерального Правительства, так и правительств республик в составе Российской Федерации, а также уполномоченных ими органов. На практике это привело к изданию федеральными министерствами, ведомствами и субъектами Федерации правовых актов о лицензировании той или иной деятельности. В итоге образовался обширный, разрозненный и противоречивый нормативный материал, трудно поддающийся единому учету. При этом нормы о лицензировании оказались как бы «растворены» во всем законодательстве: их можно встретить в документах любого уровня — от федерального закона до акта органа местного самоуправления.

Первая и несколько запоздалая попытка систематизировать лицензионное законодательство была предпринята постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором утвержден перечень видов лицензируемой деятельности, а также единый порядок выдачи лицензий. Вместе с тем принятое решение касается только уровня самого Правительства РФ и не затрагивает, согласно п. 15 Постановления, «особого порядка лицензирования видов деятельности, установленного законодательными актами РФ и нормативными актами Президента РФ». Между тем по таким актам, в том числе по постановлениям бывшего Верховного Совета РФ и его Президиума, лицензируется еще значительное их количество.

Таким образом, в Российской Федерации пока отсутствует полный и единый официальный перечень лицензируемых видов деятельности.

Чтобы избежать этого в дальнейшем, необходимо издать специальный Федеральный закон «О лицензировании» , в котором должны быть исчерпывающим образом определены виды лицензируемой деятельности и распределена компетенция органов государственной власти в вопросах правового регулирования в этой сфере. В таком законе надо также закрепить научно обоснованные критерии для объявления того или иного вида деятельности лицензируемым. Например, излишним было введение лицензирования деятельности по производству продукции общественного питания, поскольку в данной сфере уже существовал вполне эффективный механизм контроля — через обязательную сертификацию этой продукции и систему санитарно-эпидемиологического надзора. То же следует сказать и о деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, лицензирование которой при наличии государственных контрактов и возможности применения правовых санкций за нарушение их условий представляется необоснованным.

Таким образом, в основу решения вопроса о применении рассматриваемого государственного инструмента должен быть положен принцип — лицензировать только то, что нельзя не лицензировать. Такой вывод вытекает и из основного назначения лицензирования, состоящего в установлении особого государственного контроля за осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией публичных интересов. При этом существенное значение приобретает не столько первоначальный (при выдаче разрешения), сколько последующий контроль за соблюдением субъектами условий, на которых оно выдано.

Вторая стадия контроля является сегодня наиболее слабым звеном лицензионного механизма, хотя именно она позволяет оперативно реагировать на допущенные лицензиатом нарушения, так как лицензирующие органы имеют возможность использовать властные полномочия: аннулирование или приостановление действия выданной лицензии. Отсутствие по каким-либо причинам последующего контроля лишает лицензирование роли государственного регулятора и придает ему фискальный характер.

Рассматривая лицензирование как вид государственной деятельности, следует отметить, что возникающие при этом правоотношения между предпринимателями и лицензирующими органами являются правоотношениями по вертикали, так как складываются в порядке государственного регулирования экономики. Для оптимизации указанной деятельности весьма важно выявить ее основные принципы. Действующее законодательство не содержит какого-либо о них упоминания. Вместе с тем практикой лицензирования выработаны некие общие подходы, которые лежат в основе осуществления лицензионной деятельности любого уполномоченного органа. Они в известной степени закреплены в самом законодательстве без указания на них как на исходные начала такой деятельности.

Первым и, пожалуй, единственным принципом лицензирования, не требующим какого-либо пояснения, является принцип возмездности (платности). Нормы об установлении платы за выдачу лицензий или за их переоформление содержатся во всех без исключения положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных на федеральном уровне.

Вторым основным принципом следует признать непередаваемость права на занятие видом деятельности, предоставленного лицензией. Чаще всего он сформулирован в нормативных актах в виде запрета передавать лицензию другому лицу. В то же время сама по себе фактическая передача (вручение) лицензии еще не означает нарушения указанного запрета. Оно могло бы иметь место при ее передаче другому субъекту в целях осуществления им лицензируемой деятельности от своего имени.

Третьим основным принципом лицензирования является его публичный характер. Он проявляется в том, что лицензии выдаются только специально уполномоченными органами государства в порядке осуществления им своих функций по регулированию экономической деятельности. В силу данного начала специальные разрешения могут выдаваться только публичными органами.

Далее стоит обратить внимание на такую проблему лицензирования предпринимательства, как пробелы в правовом регулировании ответственности за деятельность без лицензий. Безлицензионная деятельность предполагает применение уголовных, административных или хозяйственно-правовых санкций. Первый вид ответственности установлен ст. 1624 «Незаконное предпринимательство» и ст. 1625 «Незаконное предпринимательство в сфере торговли» УК РСФСР. Субъектами такой ответственности могут быть только граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом привлечение индивидуальных предпринимателей к уголовной ответственности за безлицензионную деятельность возможно только после применения к ним мер административного взыскания за такие нарушения. Само же законодательство об административных правонарушениях не содержит пока общей нормы об административной ответственности за деятельность без лицензий.

Таким образом, в настоящее время отсутствует четкий и всесторонний механизм юридической ответственности за безлицензионную деятельность, что провоцирует уклонение предпринимателей от получения необходимых разрешений. Устранение законодательных пробелов в этой сфере, равно как и решение других правовых проблем лицензирования, является важной предпосылкой эффективного функционирования данной формы государственного регулирования предпринимательства в России.

3.1. Проблемы системы лицензирования банковской деятельности в РФ

В связи с тем, что система лицензирования отдельных видов деятельности постоянно развивается, возникновение различного типа изменений неизбежно. В том числе, анализируя ФЗ от 4.05.2011г. N 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», можно выделить следующие существенные проблемы системы лицензирования:

Привязка к месту осуществления лицензируемого вида деятельности;

2. Неопределенность форм и методов проверки соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований;

3. Отсутствие взаимодействия между лицензирующими и налоговыми органами.

4. Отсутствие в законодательных актах понятия банковской деятельности, государственного регулирования банковской деятельности и банковского регулирования.

5. Федеральный закон от 04 мая 2011г. №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» условно ставит выше лицензии в бумажном варианте, чем в электронном.

6. В связи с изменениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности увеличен срок предоставления лицензии.

7. Традиционные методы банковского надзора, принятые в России, не всегда влияют на соблюдение законодательства соответствующими субъектами. Существующие на данный момент методы не всегда позволяют в полной мере организовать контроль за деятельностью организаций, осуществляющих банковскую деятельность.

8. Реформирование банковской деятельности в Российской Федерации, по сути, начинается на практике и лишь потом закрепляется на законодательном уровне.

Рассмотрим их более подробно.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» продолжает практику привязки осуществления лицензируемых видов деятельности к определенным местам. Это значит, что решающее значение имеет то, что место осуществления лицензируемого вида деятельности (объект — помещение, здание, сооружение, иное), которое предназначено для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные60.

Соответственно, в заявлении, предоставляемом организацией в целях получения лицензии в соответствующие органы, обязательно должно быть указано соответствующее место осуществления деятельности, куда лицензирующий орган должен будет совершить выездную проверку. Недостатком такого положения в данном случае является то, что лицензиат не вправе осуществлять лицензируемую деятельность в других местах, не пройдя процедуру переоформления лицензии и не включив указание на новое место в бланк лицензии.

Следующая проблема — неопределенность форм и методов проверки соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований. Здесь следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о получении лицензии, или лицензиата, подавшего заявление на переоформление лицензии, лицензирующим органом могут проводиться также документарные проверки и внеплановые выездные проверки. Однако при этом нигде в Законе не определено, в каких именно случаях нужно проводить выездную проверку, а в каких достаточно ограничиться документарной.

Между тем именно в ходе выездной проверки есть возможность проверить помещения, здания, сооружения, технические средства, оборудование, а также иные объекты, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Еще одна проблема, выявленная при анализе существующей системы лицензирования — это отсутствие взаимодействия между лицензирующими и налоговыми органами. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с пп. «м» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о лицензиях, которые получены юридическим лицом. Аналогичная норма предусмотрена и в отношении Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Однако в действующем Законе о лицензировании отсутствует какое-либо регулирование порядка передачи сведений из реестров лицензий в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Не предусмотрена и обратная связь ЕГРЮЛ и ЕГРИП с реестрами лицензий. Между тем в отношении определенных сведений, учитываемых в реестрах лицензий, ЕГРЮЛ и ЕГРИП являются базовыми государственными информационными ресурсами.

Следующая не менее важная проблема — это отсутствие в законодательных актах понятия банковской деятельности, государственного регулирования банковской деятельности и банковского регулирования. Недостаточно разъясненная терминология может привести к непониманию, а также неоднозначному восприятию данных терминов. В связи с тем, что эти термины достаточно часто упоминаются в нормативно-правовых актах, необходимо закрепить их толкование на законодательном уровне.

Недостатком существующей системы лицензирования банковской деятельности является и то, что Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» условно ставит выше лицензии в бумажном варианте, чем в электронном. Здесь имеется в виду, что определение лицензии (п. 2 ст. 3) в данном законе и определение момента принятия решения о представлении лицензии (ч. 3 ст. 14) связывают возможность осуществлять лицензируемую деятельность с моментом выдачи лицензии, а не с моментом внесения соответствующей записи в реестр лицензий. Это создает впечатление того, что бумажные варианты имеют приоритет по сравнению с электронными, что ставит под вопрос целесообразность электронных документов в принципе.

Также минусом является то, что в связи с изменениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности был

увеличен срок предоставления лицензии. Если ранее он составлял 45

календарных дней, то теперь — 45 рабочих дней, что на практике существенно дольше.

Однозначно важно решить вопрос с тем, что существующие на данный момент методы банковского надзора не всегда позволяют в полной мере организовать контроль за деятельностью организаций, осуществляющих банковскую деятельность. Речь идет о том, что существует множество приемов формального выполнения банками обязательных экономических нормативов, а также искажения данных предоставляемой отчетности. Кроме того, традиционные методы надзора не всегда дают удовлетворительный результат. Существующая отчетность и методы ее анализа не позволяют своевременно выявить проблемы банка.

Наконец, еще одной проблемой является то, что реформирование банковской деятельности в Российской Федерации, по сути, начинается на практике и лишь потом закрепляется на законодательном уровне. С одной

стороны, безусловно, можно говорить, что это явление нормально для экономической сферы. Однако представляется не совсем правильным постоянно на законодательном уровне лишь догонять то, что уже давно реализуется на практике. Необходимо смотреть на несколько шагов вперед и принимать стратегически верные решения, которые не будут противоречить естественному ходу событий, но, тем не менее, будут направлять их, при необходимости, в правильное русло.

Соответственно, можно сделать вывод, что существующая система лицензирования банковской деятельности в Российской Федерации несовершенна, имеет ряд недочетов, на которые необходимо своевременно обращать внимание и вовремя их устранять, для того чтобы соответствующая сфера развивалась дальше.

Я сейчас вам выдержки из Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2007 г. N А05-160/2007

В ходе проведенной с 01.12.2006 по 20.12.2006 прокуратурой общенадзорной проверки установлено, что во время осуществления 16.11.2006 охраны здания «Бизнес Центра» функции охранника Общества выполнял Ряхов Иван Юрьевич.

Вместе с тем согласно должностной инструкции, утвержденной генеральным директором Общества 16.08.2006, помощнику охранника Ряхову И. Ю. вменено в обязанности осуществлять пропускной режим объекта; дежурить на контрольно-пропускном пункте, в проходной объекта; осуществлять пропуск работников, посетителей, транспортных средств на территорию объекта и обратно по предъявлении ими соответствующих документов; проверять состояние охраняемого объекта, замков и других запорных устройств, наличие пломб; производить проверку наличия и исправности средств связи, приборов охранно-пожарной сигнализации, средств пожаротушения и водоснабжения, электронагревательных приборов (печного отопления) ; докладывать администрации о неисправностях, обнаруженных при приеме объекта под охрану и во время несения службы, и вносить предложения об их устранении и др. В пункте 2.2., должностной инструкции помощнику охранника Ряхову И. Ю. вменено в обязанность постоянно требовать от посетителей и работников предприятия соблюдения правил внутреннего распорядка и пожарной безопасности объекта.
Таким образом, Ряхов И. Ю. фактически осуществлял охрану здания «Бизнес Центр». Однако разрешения на выполнение функций охранника у него не имелось
Поскольку Общество 16.11.2006 неправомерно допустило помощника охранника Ряхова И. Ю. к осуществлению охраны объекта здания «Бизнес Центр» (без удостоверения охранника) , прокурор вынес постановление от 21.12.2006 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении. Материалы дела переданы в суд для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество подлежит привлечению к административной ответственности, поскольку им допущено нарушение лицензионных условий, выразившихся в допуске к охране здания «Бизнес Центр» Ряхова И. Ю. , не имеющего статуса и квалификации охранника, а также удостоверения охранника. При этом суд руководствовался Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 2487-1), статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ) , Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 600 (далее — Положение) .

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) , —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В лицензии об охранной деятельности должен быть прописан пункт, согласно которому охранная фирма должна была нанимать на службу только подготовленных сотрудников, а не кабы попало.

Таким образом, получается, что если у вас не было удостоверения охранника, то это нарушение подпадает под статью 14.1 п. 3 КоАП, а нарушители должны нести административную ответсвенность.

Или еще один житейский пример. Может ли человек проводить операции и лечить больных, если у него нет медицинского образования?

Мой ответ не совсем приятный, но таковы наши законы.

Лицензия на частную охранную деятельность: где и как получить в несколько шагов

Хотите узнать о том, подлежит ли лицензированию охранная деятельность? Давайте разберемся вместе.

Вопросы лицензирования охранной деятельности частного порядка регулируются законом от 11-го марта 92-го года за номером 2487-1, который определяет, что организации и физические лица (ЧОП/ЧОО и охранники) должны получать специальные допуски на осуществление возмездной деятельности, связанной с защитой физ. и юр. лиц, имущества, ценностей, грузов при транспортировке и других профильных мероприятий.

Вопрос также регулируется положением о лицензировании частной охранной деятельности, конституцией, правительственными постановлениями, законами России и федеральными и региональными нормативными актами.

Что такое ЧОП/ЧОО

ЧОО (ранее ЧОП) – охранная организация (предприятие) частного характера. Может быть сформирована и учреждена в России исключительно в виде юридического лица, ориентированного на оказание охранных услуг.

Осуществлять деятельность такого рода в рамках правового поля становится возможным только после получения лицензии, которая предоставляется ответственной гос. службой (МВД на 2019 год).

Возможность получения лицензии доступна только юр. лицам, структура, должностные инструкции, уставной капитал и иные характеристики которых обладают четким соответствием указаниям закона, регулирующего вопросы охраны в частном секторе и целевым правительственным постановлениям.

Кто выдает, сроки и основания

По закону вопрос предоставления лицензий на охрану в частном секторе является сферой ответственности уполномоченных исполнительных гос. органов (на федеральном и региональном уровнях), регулирующих это направление. По существующим законодательным нормам и с учетом приказа МВД за номером 1039 от 29-го сентября 2011-го, предоставление соответствующей разрешительной документации – это сфера компетенции федеральных, а также региональных уполномоченных по данному направлению отделов МВД.

Срок действия, на который выдается лицензия, составляет пять лет, перед получением оной нужно предварительно зарегистрировать юр. лицо (ЧОО), руководитель которого обязан обладать профильным образованием (высшим) и завершить квалификационное переобучение.

Через 5 лет, если не возникало причин для досрочного отзыва или переоформления, допуск продляется или переоформляется, также в МВД (в отделах по лицензированию).

Сфера компетенции регулирующих гос. органов включает:

  • непосредственно предоставление лицензионной документации установленного образца;
  • переоформление лицензий;
  • возобновление и остановка лицензий;
  • формирование и поддержка целевых реестров, обеспечение доступа к собираемой в них информации;
  • госконтроль законности действий лицензиатов по охране в частном секторе, обороту спецсредств и вооружения;
  • инициация судебных разбирательств по необходимости;
  • закрытие лицензии по запросу владельца оной.

Виды частной охраны под лицензирование

Отдельное лицензирование необходимо для следующих типов охранных мероприятий:

  • защитные действия по обеспечению безопасности здоровья, а также жизни отдельных граждан, групп граждан, должностных лиц и т.д.;
  • охранные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности в комплексе и при транспортировке различного имущества, а также объектов недвижимости, земли, территории и т.д.;
  • охрана в отношении объектов и ценного имущества с применением техсредств, в отношении которых требуется проектирование расположения, обслуживание, а также своевременное реагирование на получаемые тревожные сигналы (в соответствии с пунктом 7);
  • рекомендации по безопасности и консультирование по вопросам обеспечения безопасности;
  • поддержка правопорядка в ходе массовых мероприятий различного типа;
  • обеспечение внутриобъектного/пропускного режимов охраны на площадках клиента;
  • охрана на площадях, по закону классифицированных как нуждающиеся в устранении антитеррористических угроз.

Важно! В числе обязанностей ЧОО и его сотрудников находится содействие органам правопорядка при необходимости.

Реестр

Формирование реестра ЧОО, актуализация имеющихся в нем данных и обеспечение доступа к оным в нормативно обусловленных объемах – один из вопросов компетенции ответственной за выдачу лицензий гос. службы.

В реестр, по каждой позиции, вносится информация о:

  • наименовании, определяющем конкретный лицензирующий орган (региональный или федерального уровня);
  • полном наименовании лицензиата;
  • форме организации и месторасположения ЧОО/ЧОП;
  • ИНН и классификационном коде юр. лица;
  • учредителях организации;
  • характеристиках лицензии – номер, срок действия, начальная дата;
  • типах допустимых услуг, на которые предоставлено разрешение;
  • сроках и основаниях, если имеются для приостановки/аннулирования, а равно возобновлении разрешений.

Информация, которая содержится в реестре, относится к категории открытой, она может быть, в рамках законных процедур, предоставлена по официальному запросу. Любой желающий может проверить

Какие документы необходимо подготовить

Законом установлен следующий список документов, которые необходимо подготовить и подать для получения разрешения на охранную деятельность (порядок лицензирования рассмотрим ниже):

1. Основные:

  • заявление с запросом на предоставление разрешения;
  • документы, которые необходимы для обоснования возможности заниматься каждым конкретным видом услуг по охране согласно установленным нормативным требованиям;
  • подтверждение выплаты госпошлины;
  • ксерокопии документов о высшем образовании и доп. квалификации руководителя ООО;
  • ксерокопия лицензии частного охранника руководителя ООО;
  • опись предоставляемой документации.

2. Дополнительные:

  • ксерокопии учредительной документации организации;
  • ксерокопия свидетельства, подтверждающего, что юр. лицо должным образом зарегистрировано;
  • ксерокопия свидетельства, подтверждающего постановку на налоговый учет.

Важно! Незаверенные нотариально ксерокопии могут предоставляться только вместе с оригиналом подаваемых документов. Несоответствия в оформлении документации и общее несоответствие заявителя правовым требованиям для лицензиата могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на создание ЧОО или ЧОП.

Требования осуществления лицензирования в РФ

Для формирования ЧОО необходимо располагать соответствующими закону учредителями, оформить регистрацию юр. лица, располагать квалифицированным и обученным штатом, руководством, соответствовать требованиям закона, что предъявляются к организациям, действующим в сфере частной охраны, как комплексным, так и касающимся отдельных типов и направлений охранной деятельности.

Уставной капитал

Единственный законно допустимый формат для юр. лица, что специализируется в области частной охраны – общество с ограниченной ответственностью.

Справка! Охранные и детективные организации/ИП в равной степени не имеют возможности производить мероприятия охранно-розыскного характера.

В качестве минимального уставного капитала ЧОО определена планка в 100 тыс. рублей, при этом отсутствует возможность использовать заемные средства, а имуществом можно подтверждать до 50% общего объема капитала. При этом, если речь идет об услугах, подразумевающих осуществление вооруженной охраны, сумма уставного капитала в минимальном значении увеличивается до 250 тыс. рублей.

Важно! Для ЧОО в отношении уставного капитала наличествует четкий запрет формирования за счет лиц без гражданства, иностранцев и зарубежных организаций. Исключения составляют обстоятельства, обусловленные международными договоренностями РФ. ЧОО также нельзя быть дочерним предприятием другого юр. лица, исключение одно – если это юр. лицо также осуществляет только охранные функции.

Персонал

Частный охранник – это лицо, прошедшее специальное обучение и сдавшее квалификационный экзамен, характеристики, проведение и контроль за которым осуществляется уполномоченными государственными структурами.

Квалифицированный охранник располагает карточкой частного охранника, выдаваемой на 5 лет, и требует переквалификации в отчетный период. Охранники в частном секторе имеют обязательство на прохождение медобследования один раз в год и должны соответствовать правовым требованиям РФ в плане возраста (с 18 лет), здоровья, отсутствия судимостей, наличия гражданства и другим характеристикам.

Руководство ЧОО может осуществлять исключительно квалифицированный действующий частный охранник с высшим образованием.

Сотрудники организации в сфере частной охраны, которые выполняют непосредственные обязанности по осуществлению обеспечивающих различные категории безопасности мероприятия из спектра услуг компании, должны также являться квалифицированными частными охранниками, заключившими с компанией соответствующий трудовой договор.

Для руководителя и сотрудников охранного юр. лица этот род деятельности должен считаться основным, совмещение разрешается исключительно в отношении творческой и преподавательской деятельности.

Внимание! Запрещено совмещать работу охранника и нахождение на государственных должностях, службу в армии или силовых структурах.

При наличии в сфере компетенции ЧОО услуг по техническим направлениям, включая видеонаблюдение, сигнализацию и т.д., в штате должны наличествовать обученные в соответствующих областях специалисты.

Справка! Карточка частного охранника должна иметься у сотрудников организации, непосредственно осуществляющих данные профессиональные функции, прочий персонал ООО, не связанный с охранными мероприятиями напрямую, таким документом располагать не обязан (бухгалтерия, технические специалисты и т.д.).

Дополнительные — в зависимости от вида предоставляемых услуг

Отдельные виды услуг, предоставляемые в рамках ЧОО, могут требовать наличия дополнительной документации и соблюдения отдельных типов рабочих условий, детализации должностных инструкций, наличия специалистов и т.д. По всем требованиям имеется дополнительная документация, которая подается с основным пакетом документов при заявке на лицензию:

  1. Защитные мероприятия, применительно к имуществу и объектам с проектированием, установкой и последующим обслуживанием техсредств, требуют:
    1. в штатном расписании должна иметься дежурная группа, способная осуществлять круглосуточный сбор данных, и обслуживающий специалист для техники;
    2. документы на свои/арендные средства для связи;
    3. разрешение, удостоверяющее возможность пользоваться определенными радиочастотами или договор на предоставление услуг связи;
    4. должны иметься средства защиты пассивного типа и документация на них;
    5. должен наличествовать автотранспорт (свой/арендный) и документация на него.

  2. Консультирование требует, чтобы в штате был утвержден профессиональный юрисконсульт, и создана должностная инструкции по его работе.
  3. Для охраны массовых мероприятий необходимо располагать средствами связи и радиочастотами/услугами связи с легитимной документацией.
  4. Для оказания услуг по режимным мероприятиям необходимо располагать круглосуточной дежурной группой, ее штатным расписанием и инструкцией, средствами связи и доступом к связи со всей документацией.

Пошаговая инструкция для получения лицензии на охранную деятельность

Для получения лицензии необходимо осуществить следующий набор шагов:

  1. Зарегистрировать штатным порядком юридическое лицо по форме ООО.
  2. Сформировать штат, который будет включать всех необходимых специалистов.
  3. Подать заявление и необходимый пакет документов на рассмотрение в федеральный или региональный отдел МВД.
  4. В заявлении необходимо обозначить:
    1. название и форму предприятия;
    2. место расположения;
    3. предположительный набор типов исполняемых услуг;
    4. намерение по использованию спецсредств, техники, оружия и обоснованное наличие потребности в таковых.
  5. Направить заявление можно в форме электронного запроса или посредством личного визита в ответственную службу.
  6. При подаче оплачивается госпошлина объемом 7500 рублей.
  7. Заявление рассматривается в срок 45-ти раб. дней, при этом имеется возможность заморозки рассмотрения, если имеются ошибки в документации, податель запроса будет по ним уведомлен, а ошибки необходимо будет устранить.
  8. Если было принято положительное решение – в течение 3-5 дней об этом будет уведомлен заявитель, и организация получит лицензию.

Справка! Основанием для отказа может оказаться несоответствие требованиям, обозначенным в законе, ошибки в документации или неполный объем предоставленных документов.

При самостоятельном получении стоимость лицензии ЧОП составит 7500 рублей.

Как получить лицензию на детективную деятельность читайте в статье по ссылке.

Продление и переоформление

Продление либо расширение происходит по аналогичному принципу с предоставлением всего необходимого набора документации, как при первичном оформлении.

Если планируется расширить спектр видов услуг – необходимо будет соблюсти требования по нормативам и подать документы, удостоверяющие, что условленные изменения были осуществлены.

Образец заявления на продление лицензии ЧОП можно скачать по ссылке.

Переоформление документа осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Если лицензиат желает объявить о закрытии лицензии, в тот же самый ответственный региональный или федеральный орган направляется заявка о необходимости прекратить охранную деятельность штатным порядком, проходит 45-дневный срок рассмотрения, и документ закрывается.

Последствия работы без лицензии

Охранная деятельность в частном секторе без лицензии или с замороженной, просроченной лицензией может служить поводом для проверки и наложения штрафа, взыскания административного порядка, уголовного преследования, судебного разбирательства.

Охранная деятельность в частном секторе доступна юридическим лицам, оформленным в качестве ООО, подача документов должна производиться в региональные или федеральные ответственные за регулирование данного вопроса органы МВД.

Срок рассмотрения документов на предоставление разрешения – 45 дней. Запрос доступен к подаче в электронной и очной форме через представителя организации. Только лицензированные штатным порядком организации могут осуществлять законную частную охранную деятельность.

Как получить лицензию на охранную деятельность

Ни один человек, владеющий домом, автомобилем, драгоценностями и прочими материальными благами, не в состоянии круглосуточно сидеть над добросовестно нажитыми ценностями и сторожить их.

В связи с этим спрос на охранные услуги возрастает все больше: если раньше ими пользовались только зажиточные граждане, то сегодня даже представители простого народа могут заключить договор и сберечь все, что у них есть. Поэтому предпринимателям, принявшим решение открыть ЧОП, стоит задуматься, нужна ли лицензия на осуществление частной охранной деятельности, или можно обойтись без нее.

Кто может получить лицензию

Лицензия ЧОП может быть получена только в процессе соблюдения определенного перечня условий

Данное направление работы регламентируется нормами законодательства Российской Федерации от №128 1992 г. «О лицензировании отдельных направлений деятельности», з. №2487-1 «Постановление Правительства о частной охранной деятельности».

Согласно этим нормам, лицензирование работы на территории нашей страны осуществляется МВД РФ. Предусмотрено получение специальной разрешительной бумаги, а само направление включает в себя множество пунктов:

  • обеспечение защиты жизни и здоровья частных лиц, организаций, государственных структур и отдельных деятелей;
  • сопровождение охраной и слежение за имуществом в процессе переезда, транспортирования груза;
  • осуществление охраны объектов;
  • обеспечение взаимодействия объекта с сигналом тревоги;
  • услуги по консультированию в отношении незаконных посягательств;
  • регулирование порядков в рамках мероприятий массового характера;
  • формирование пропускного режима на объектах, включая государственные территории.

Лицензия ЧОП может быть получена только в процессе соблюдения определенного перечня условий. Также есть перечень лиц, которые не могут получить этот документ:

  • люди, у которых отсутствует российское гражданство;
  • несовершеннолетние граждане;
  • являющиеся частично или полностью недееспособными;
  • лица, имеющие судимость.

Что касается остальных граждан, то они могут открыть дело и заручиться государственным разрешением, вне зависимости от того, юридическое это лицо или физическое. Положение о лицензировании частной охранной деятельности содержит более обширную информацию по данному вопросу.

Порядок получения

Под лицензией принято принимать специальную разрешительную бумагу, предоставляемую на осуществление частной охранной работы при условии соблюдения ряда требований, установленных в рамках законодательства. Чтобы получить данное разрешение, необходимо следовать простому алгоритму действий:

  1. Подать заявительную бумагу в соответствующую организацию.
  2. Обеспечить оплату государственной пошлины в полной сумме.
  3. С момента принятия лицензирующим органом документов следует выждать 45 дней или более.
  4. Получить лицензию на охранную деятельность сроком действия на 5-летний период.

Важно! Можно заниматься сбором бумаг и подачей заявления самостоятельно, а можно обратиться к специализированной фирме-посреднику, которая окажет помощь в этом вопросе и поможет ускорить процесс.

Требования и условия получения лицензии

Одно из требований — это наем штата специалистов, владеющих техникой, умеющих консультировать по профилю деятельности, имеющих высшее образование

Получение лицензии на охранную деятельность может быть осуществлено только в ходе соблюдения определенного перечня условий:

  1. Присутствие необходимой денежной величины уставного капитала.
  2. Соблюдение ряда правил, связанных с обращением с предметами оружия и специальной техники.
  3. Соответствие руководителей и ряда учредителей перечню определенных условий и требований.
  4. Присутствие утвержденных законодательно инструкций по должностям.

В определенных ситуациях необходимо обеспечить соответствие ряду следующих требований:

  1. Наличие в собственности необходимого оружия и специальных средств.
  2. Присутствие подразделения, работающего на дежурной основе, поддержание непрерывной связи с ним.
  3. Наем штата специалистов, владеющих техникой, умеющих консультировать по профилю деятельности, имеющих высшее образование.
  4. Наличие рабочих транспортных единиц.
  5. Обзаведение средствами для пассивной защиты.

Помимо этого, лицензия на охранную деятельность юридического лица предполагает определенный перечень характеристик уставного капитала. Так, он не может составлять меньше 100 000 рублей, а в случае, если в ходе деятельности используется оружие – не может быть ниже планки 250 000 р.

Есть несколько действующих нюансов формирования этой суммы. Частная организация должна либо выступать в качестве субъекта хозяйствования или в роли дочернего предприятия. Руководящий аппарат предприятия обязуется иметь должный уровень квалификации и ее подтверждение посредством диплома.

Необходимые документы

Лицензия на охранную деятельность МВД подразумевает сбор и подачу со стороны лицензируемого лица / предприятия перечня бумаг:

  1. Заявительная бумага, составленная в рамках установленного образца с приложениями в виде: копий учредительных бумаг; свидетельств о гос. регистрации в органах налогового контроля; документов, подтверждающих факт внесения изменений в ЕГРЮЛ; писем о присвоении кодовых значений.
  2. Документация по каждой разновидности охранных сервисов.
  3. Чековый документ, свидетельствующий об уплате пошлины.
  4. Учредительные бумаги (для обычных граждан – это паспорта, ИНН, для компаний – ОГРН, ИНН, статистические коды, уставные бумаги, договора и решения, предусмотренные законодательством, выписка из ЮГРЮЛ).
  5. Бумаги, характеризующие руководящее звено: диплом о профессиональном образовании; документ, свидетельствующий о факте повышения квалификационных навыков; удостоверение; паспорт; трудовая книга в отксерокопированной форме.
  6. Пояснительная записка о том, что есть нужда в определенном числе охранников и оборудования.
  7. Договор аренды помещения, в котором будет осуществляться работа.

Лицензия на охранные услуги может быть выдана только после того, как все эти документы будут предоставлены и тщательно проверены.

Куда подавать документы

В России в настоящее время выдачей этих бумаг занимается Министерство внутренних дел. Для получения необходимо отправиться в местный лицензирующий орган по месту регистрации будущей организации или по месту прописки физического лица и подать необходимый набор бумаг, а также составить заявление.

В последнее время заказ государственных услуг можно осуществить с применением специального электронного портала в рамках официального ресурса ведомства.

Срок действия и продление

Внимание! Выдача лицензий на охранную деятельность в нашей стране осуществляется на срок в 5 лет.

Переоформление документа требуется в следующих случаях:

  • расширение со стороны учредителя спектра оказываемых услуг;
  • осуществление реорганизации предприятия;
  • смена наименования;
  • внесение изменений в юридический адрес.

Срок действия лицензии на охранную деятельность в РФ составляет 5 лет

Когда срок действия истекает, и вы по-прежнему намерены осуществлять охранную работу, необходимо продление. Заполняется заявление и готовится набор следующих бумаг:

  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • копии ИНН директора и главного бухгалтера;
  • данные об учредительских вкладах.

Что касается остального перечня, то он выглядит так же, как и при открытии организации, поэтому охраннику стоит предоставить те же бумаги.

За что могут аннулировать или приостановить действие лицензии

Еще одним вариантом развития событий является аннулирование документа. Дело в том, что за органом, выдающим бумагу, закреплено право по отзыву и приостановлению действия разрешения.

Если нарушения незначительны, деятельность приостанавливается. Если они серьезные, происходит аннулирование. К таким ситуациям можно причислить нанесение гражданам и их здоровью серьезного вреда, нарушение прав, деяния, предполагающие злой умысел.

Таким образом, лицензия на частную охранную деятельность ( ), представляет собой особое разрешение, обязательное к получению. Для этого нужно обратиться к органам МВД с набором бумаг, а затем выждать время их проверки, принятия решения и изготовления бумаги.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *