Обязательный аудит проводится

Статьёй 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что

обязательная аудиторская проверка проводится в случаях:

  1. Если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (не важно публичного или непубличного);
  2. Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  3. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  4. Если объем выручки организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  5. Если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. А также в иных случаях, установленных отдельными федеральными законами, так, например:
  • ГУПы и МУПы обязаны проводить аудит на основании ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  • застройщики – на основании ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»;
  • микрофинансовые организации – на основании ст. 15 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;
  • И т.д.

Вы понимаете что вашу компанию ожидает аудиторская проверка, но не уверены, что она пройдет успешно? Сотрудники АЦ «Основа Капитал» приведут в порядок бухгалтерию и гарантируют успешное прведение аудиторской проверки!

Обязательная аудиторская проверка

Обязательная аудиторская проверка

Новая бухгалтерия, N 12, 2007 год
Е.Букач,
АКДИ “Экономика и жизнь”

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее — Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п.2 ст.1 Закона N 119-ФЗ).
К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п.1 ст.9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее — Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п.3 ст.9 Закона N 119-ФЗ).
Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п.1 ст.7 Закона N 119-ФЗ).
Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п.2 ст.779 НК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае — аудиторских услуг) (п.1 ст.781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п.1 ст.7 Закона N 119-ФЗ):

1) ОАО;

2) кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;

3) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ* или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ*.
_________________
* В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”, письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 х 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 х 100 руб.).

4) государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п.3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.
Пример.

Энциклопедия решений. Аудиторская проверка АО

Аудиторская проверка АО

Под аудиторской проверкой акционерного общества понимается независимая проверка его бухгалтерской (финансовой отчетности) в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон об аудиторской деятельности).

Аудит отчетности АО может быть обязательным и добровольным.

С 01.09.2014*(1) проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ вне зависимости от их типа, вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, абз. второй п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

Ранее такое требование было обязательным только для ОАО, и лишь в некоторых случаях — для ЗАО, например, для кредитных и страховых организаций, при достижении определённой суммы выручки или активов и пр.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом АО, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности АО должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет 10 и более процентов (абз. второй п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Такая аудиторская проверка может быть проведена в любое время. Объем добровольной проверки определяется договором между аудитором и АО. Аудит может быть выборочным, когда проверяется часть отчетности, например, только по определенным операциям или только по налоговым отчетам, или комплексным, если проверяется вся финансовая отчетность общества.

Внимание

Договор на проведение аудиторской проверки АО, как обязательной, так и добровольной может быть заключен только с тем аудитором (аудиторской организацией), который был утвержден уполномоченным органом АО (п. 2 ст. 86 Закона об АО).

Аудиторская проверка АО должна быть проведена в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

На основании проведённой проверки составляется аудиторское заключение (ст. 87 Закона об АО).

Аудиторское заключение, в том числе, должно содержать (абзацы второй, третий ст. 87 Закона об АО, ч. 2 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности):

— сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе);

— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией (индивидуальным аудитором);

— объем аудита — сведения о работе, выполненной для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

— мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

— информацию о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также иных нарушений при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности АО;

Другие требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (ч. 3 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности).

Если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит опубликованию, аудиторское заключение также должно быть опубликовано вместе с такой отчетностью (п. 10 ст. 13 Федерального закона от 6.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухучете).

Аудиторские заключения АО хранятся в течение установленных сроков (абз. пятнадцатый п. 1 ст. 89 Закона об АО, ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учёте, п. 2.1.10 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. Постановлением ФКРЦБ от 16.07.2003 N 03-33/пс, ст. 408 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558).

Акционеры имеют право знакомиться с аудиторскими заключениями (п. 1 ст. 91 Закона об АО). Аудиторское заключение также относится к обязательной информации, предоставляемой для ознакомления при подготовке к общему собранию акционеров АО (п. 3 ст. 52 Закона об АО).

С 1 октября 2016 г. предусмотрено внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведений о результатах обязательного аудита (ч. 6 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности»).

Данные сведения вносятся заказчиком аудита с указанием в сообщении:

— аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных;

— наименования (ФИО) аудитора, идентифицирующих аудитора данных;

— перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена;

— даты заключения;

— мнения аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

При этом не подержат раскрытию сведения, составляющие государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

______________________________

*(1) Изменения в Закон об аудиторской деятельности были внесены Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ и вступили в силу 02.12.2014. Изменения в ГК РФ вступили в силу 01.09.2014.

Обязательный аудит стал «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ» для всех акционерных обществ, включая ЗАО

В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Таким образом, данная норма носит императивный характер и должна применяться независимо от того, внесено ли аналогичное положение в устав организации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

На первый взгляд данная ситуация вопросов не вызывает, однако пункт 9 статьи 3 Закона N 99-ФЗ содержит указание на то, что положения действующего ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ), касающиеся закрытых акционерных обществ, применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Поэтому совершенно справедливо возникает вопрос — а нужно ли закрытому акционерному обществу до внесения изменений в устав проводить обязательный аудит? Ответ утвердительный — нужно. Данное положение Закона № 99-ФЗ ни в коей мере не ограничивает действия п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, так как Закон № 208-ФЗ не содержит норм, противоречащих этому пункту. Данный закон на сегодняшний день предусматривает обязательный аудит финансовой отчетности только для открытых акционерных обществ (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона № 208-ФЗ), но это не значит, что иными нормативными актами не могут быть установлены соответствующие требования и для закрытых акционерных обществ. Подобное противоречие могло бы возникнуть, если бы Закон № 208 — ФЗ напрямую запрещал бы проведение обязательного аудита в закрытых акционерных обществах или еще каким-либо способом ограничивал круг лиц, подлежащих обязательной проверке финансовой отчетности.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Справка:

С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ были введены понятия публичных и не публичных обществ, а деление акционерных обществ на закрытые и открытые было упразднено. Акционерные общества таких типов с 01 сентября 2014 года созданы быть не могут (п. 5 ст. 3 Закона 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

По смыслу внесенных изменений акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус. Если акционерное общество является публичным, принятие общим собранием его участников решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принятие общим собранием участников не публичного акционерного общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

ЦЕНЫ, АУДИТ

Принимая во внимание вышесказанное, а также то, что проведение аудита требует от организаций дополнительных финансовых расходов, возникает вопрос — как можно избежать соблюдения нормы об обязательном проведении проверки финансовой отчетности? На наш взгляд выйти из сложившейся ситуации можно проведя процедуру реорганизации, преобразовав ЗАО в ООО. В отличие от акционерных обществ, в обществе с ограниченной ответственностью отсутствуют сложные процедуры, связанные с эмиссией акций, необходимостью публиковать отчетность. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников ООО, не является закрытым и может быть расширен. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью содержит много диспозитивных норм, предоставляющих участникам большую свободу в установлении правил и порядка некоторых процедур в уставе.

Что касается обязательности проведения аудиторской проверки ООО, то она необходима в следующих случаях:

  • если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • если объем выручки от продажи продукции ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если ООО является клиринговой организацией;
  • если ООО является кредитной организацией;
  • если ООО представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

С 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако, если отчетность подлежит обязательному аудиту, то представление ее обязательного экземпляра в органы статистики и опубликование (в случаях, установленных федеральными законами) должно осуществляться только вместе с аудиторским заключением (ч. 2 ст. 18 и ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, провести процедуру преобразования ЗАО в ООО целесообразнее всего до 31 марта 2015 года, то есть до последнего дня, когда должна быть составлена годовая бухгалтерская отчетность.

КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены, одновременно в КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.


Минфин России разработал проект дополнений в КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность за непредставление организацией аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью в установленных законодательством случаях. Так, предполагается, что штраф за непредставление юридическим лицом аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в установленном порядке в случаях, когда обязанность по представлению такого заключения установлена законодательством РФ, — будет составлять от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *