Обязательный аудит

Аудит бухгалтерской отчетности

Обновление: 2 августа 2017 г.

Бухгалтерский учет в организации — важная система, позволяющая собственникам и руководителям оперативно получать данные о состоянии дел на предприятии. Ни у кого не вызывает сомнения, что данные в этой системе должны быть верными и актуальными. Именно поэтому предусмотрена аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

Обязательный аудит

В установленных законом случаях такая проверка бухгалтерской отчетности носит обязательный характер. Обязательный аудит бухгалтерской отчетности предприятия предусмотрен, например, для открытых акционерных обществ, банков, бирж, страховых компаний, а также для компаний, объем выручки которых за предшествовавший отчетному год составил более 400 млн руб. или сумма активов по балансу по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, больше 60 млн руб. Таковы требования ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности». В остальных случаях проверка отчетности носит необязательный, но желательный характер. Главная цель аудита отчетности — подтверждение ее достоверности.

Задачи аудита бухгалтерской отчетности

В процессе аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия аудитор должен решить следующие задачи:

  1. Оценка правильности состава и содержания самих форм отчетности предприятия.
  2. Оценка соответствия и взаимоувязки показателей отчетности.
  3. Оценка правильности и соответствия применяемых в организации методик бухгалтерского учета и налогообложения действующему законодательству.
  4. Оценка правильности формирования сводной отчетности.

Как правило, для выполнения указанных задач аудитору для проверки потребуются баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительная записка. Также аудитор запросит оборотно-сальдовые ведомости, главную книгу. В итоге аудитор должен ответить на вопрос, достоверна ли бухгалтерская отчетность и соответствует ли методика ее составления требованиям законодательства.

Основные этапы аудиторской проверки отчетности

В рамках аудиторской проверки бухгалтерской отчетности специалист-аудитор проходит через следующие обязательные ее этапы.

Подготовительный или ознакомительный этап проверки. На данном этапе аудитор знакомится с компанией, получает максимально полную информацию о деятельности компании. На данном этапе аудиторской проверки аудитор изучает региональные, отраслевые особенности компании, степень автоматизации учетных процессов, финансовые обязательства компании, систему организации внутреннего контроля.

Планирование проверки — это второй этап аудиторской проверки бухгалтерской отчетности. Это существенный и по времени, и по объему выполняемых работ этап проверки. Именно на данном этапе составляется график проверки, прописываются детально участки проверки, формируется группа специалистов, участвующих в проверке, проверяемые участки согласовываются с компанией. Подробно об этом этапе указано в п. 9 стандарта № 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. На основе плана формируется программа аудиторской проверки. В дальнейшем по мере необходимости уже в ходе самой проверки план и программа могут пересматриваться.

Третий этап — это собственно проведение самой аудиторской проверки. На данном этапе происходят сбор, оценка и анализ фактов, касающихся деятельности компании. Аудит проводится на основе федеральных и международных стандартов. В процессе аудиторской проверки отчетности используются следующие процедуры:

Процедура Цель процедуры Виды процедур
Сбор информации Получение информации для анализа, формирование профессионального предварительного мнения о деятельности компании Пересчет, осмотр (инвентаризация)
Подтверждение информации Подтверждение доказательствами полученной информации о деятельности компании Устный опрос, непосредственная проверка документов, инспектирование деятельности
Аналитические процедуры Установление достоверности/недостоверности отчетности Сопоставление отдельных показателей бухгалтерской отчетности

Ну и на четвертом заключительном этапе подводятся итоги аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия и составляется аудиторское заключение, в котором аудитор выражает свое профессиональное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности с расчетом уровня существенности.

Каждое акционерное общество обязано ежегодно проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, представлять и раскрывать результаты аудита (аудиторское заключение) в соответствии с требованиями:

Порядок проведения обязательного аудита акционерных обществ в 2020 году
  • С 1 января 2020 года отменена обязанность представлять отчетность в Росстат. Вся годовая бухгалтерская отчетность представляется в ФНС России через операторов электронного документооборота (или в бумажном виде для СМП).
  • При сдаче отчетности за 2019 год акционерным обществам необходимо указать данные об аудиторской организации (наименование, ИНН, ОГРН).
  • Бухгалтерская отчетность за 2019 год и аудиторские заключения к ней будут включаться в Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности ФНС.
  • Аудиторское заключение можно сдать вместе с отчетностью или отдельно через 10 рабочих дней после его получения, но не позднее 31 декабря.
  • Сведения о результатах обязательного аудита подлежатопубликованию в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).
  • Согласно п.3 ст.88 Федерального закона «Об акционерных обществах»: аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности может проводить аудиторская организация, но не индивидуальный аудитор.
  • Согласно п.2 ст.86 Федерального закона «Об акционерных обществах»: общее собрание акционеров утверждает аудитора общества; размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.
  • С 2020 года аудиторская организация должна являться членом СРО Ассоциация «Содружество» (СРО ААС).

Ответственность за непредставление аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Вид нарушения Размеры штрафов
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу)…
от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).
Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности…
от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.
Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 1: Непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг…
от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок до 1 года;
от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей (на юридических лиц).
Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 2: Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг…
от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей (на юридических лиц).

Стоимость аудита и порядок проведения аудиторской проверки
  • Свяжитесь с нами для расчета стоимости, заказа аудиторской проверки и получения подробной информации по вопросам проведения обязательного аудита акционерных обществ в 2020 году.
  • Вместе с нами вы сможете провести КОНКУРС ПО ОТБОРУ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ для обязательного ежегодного аудита.
Наш опыт
  • Сопровождение корпоративных действий акционерных обществ является главным направлением бизнеса с момента основания компании в 1993 году.
  • В составе клиентов более 5000 акционерных обществ, сотни ООО — отраслевые холдинги, национальные и глобальные корпорации, высокотехнологичные предприятия различных секторов экономики, предприятия среднего и малого бизнеса.
Комплексный подход

Наши специалисты обеспечат комплексное сопровождение корпоративных процедур клиентов, в том числе в сфере M&A, корпоративных конфликтов и коммерческих споров, и предоставят экспертизу в области оценки, судебной защиты, охраны интеллектуальной собственности, правового, налогового и финансового Due Diligence. Группа компаний обладает филиальной сетью в 23 регионах.

Профессиональные награды

Входим в ТОП-50 профессионального рейтинга лучших юридическо-консалтинговых компаний по версии Право.ru в практике «Корпоративное право/Слияния и поглощения».

Свяжитесь с нами по любым вопросам проведения аудиторских проверок:

Штрафные санкции за непроведение обязательного аудита

ИА ГАРАНТ

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.

Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Санкция указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.

Срок давности привлечения по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца после наступления последнего дня срока представления аудиторского заключения. В рассматриваемой ситуации последний день срока представления обязательного экземпляра аудиторского заключения — 31 декабря 2019 года.

Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусмотрена.

Налоговые органы при проведении камеральной проверки могут привлечь организацию к ответственности за отсутствие аудиторского заключения (в течение установленных сроков хранения). Должностные лица организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут быть оштрафованы на сумму от 5 000 до 10 000 рублей (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ)*(1).

Обоснование позиции:

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон об аудиторской деятельности).

В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) аудиторская проверка ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности)*(2).

В рассматриваемой ситуации аудиторы в рамках проведения ежегодного обязательного аудита будут исследовать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации за 2018 год.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Действующим законодательством ответственность за непроведение обязательного аудита в настоящее время не предусмотрена, при этом установлена административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения*(3).

В частности, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения (пять лет после отчетного года) таких документов в соответствии с ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ является грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей. Повторное правонарушение может обернуться штрафом на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей или повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Давность привлечения к ответственности за нарушения законодательства в области бухгалтерского учета — два года с момента совершения либо обнаружения правонарушения, если оно будет признано длящимся (части 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Из писем Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 N 13-11/030545, от 20.01.2014 N 16-15/003855 следует, что в налоговые органы аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности организации представлять не обязаны.

Следует отметить, что вступивший в силу с 01.01.2013 Закон N 402-ФЗ не устанавливал обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для одной организации. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми отчетность, подлежащая обязательной публикации, а также обязательному аудиту, должна не только публиковаться вместе с аудиторским заключением, но и представляться вместе с ним. Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее — Закон N 357-ФЗ) эти поправки исключены. С 1 января 2014 года ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ вернулась в прежнюю редакцию. Одновременно Законом N 357-ФЗ с 1 января 2014 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой подписания аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Напомним, что отчетным годом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).

То есть в рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности организации за 2018 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2019 года.

В связи с непредставлением в установленный срок аудиторского заключения организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите письма Росстата от 04.12.2017 N 04-4-04-4/136-СМИ, от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 N 12-824/2012).

Санкция указанной выше статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.

При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней — это два отдельных нарушения, и штраф может быть взыскан за каждое из них (письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ).

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трех месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения). В рассматриваемой ситуации последний день срока представления экземпляра аудиторского заключения — 31 декабря 2019 года.

Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Закон N 402-ФЗ не предусматривает.

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сделать это должен заказчик аудита, т.е. организация.

Несвоевременное представление сведений, а также непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Реестр в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч.ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей; повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет).

Формирование и ведение Реестра осуществляются его оператором, функцию которого на настоящий момент осуществляет ЗАО «Интерфакс» (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов», п. 2 приказа Минэкономразвития России от 21.03.2011 N 121 «Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве»).

С порядком внесения сведений в Реестр Вы можете ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Относительно штрафных санкций в размере семидесяти тысяч рублей отметим следующее.

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 до 70 тыс. рублей (при повторном нарушении — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 до 150 тыс. рублей) предусмотрено ст. 13.19 КоАП РФ. Такое наказание может быть применено к организации за непредоставление первичных статистических данных в органы статистики (или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных данных).

Первичные статистические данные — это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»). Обязанность респондентов по предоставлению первичных статистических данных установлена в ст. 8 Закона N 282-ФЗ.

Заметим, что с 28 ноября 2018 г. вступили в силу поправки в Закон N 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Большинство поправок вступает в силу с 1 января 2020 года. Поэтому бухгалтерскую отчетность за 2018 год следует представлять в прежнем порядке, а за 2019 год — уже по новым правилам. Форматы и порядок представления отчетности и аудиторских заключений (АЗ) в электронном виде будут утверждаться ФНС. Налоговое ведомство также будет обеспечивать доступ заинтересованных лиц к государственному информационному ресурсу.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, наряду с бухгалтерской отчетностью должны будут представлять в налоговый орган аудиторское заключение. Его нужно будет представлять тоже в виде электронного документа в те же сроки:

  • вместе с годовой отчетностью;

  • либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Одновременно с Законом N 444-ФЗ также был принят Федеральный закон от 28.11.2018 N 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой НК РФ», также вступающий в силу с 1 января 2020 г.

Ныне действующий пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ законодатель указанным Законом N 447-ФЗ разделил на две части. Пункт 1 дополнен подпунктом 5.1 с 1 января 2020 г. В нем обособленно закреплены требования к организациям, у которых отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс в соответствии с Законом N 402-ФЗ (в редакции закона N 444-ФЗ). Это организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне, а также другие организации в случаях, установленных Правительством РФ. Они должны подавать годовую бухотчетность как в территориальные органы статистики, так и в ИФНС по месту нахождения организации. При этом сведения из их отчетности налоговики не будут учитывать при формировании государственного информационного ресурса.

Минфин России 28.11.2018 разработал законопроект «О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения к ней» (ID N 02/04/06-18/00081866, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/06-18/00081866&npa=), который содержит положения, изменяющие штрафные санкции.

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше (досье проекта в интернет-версии системы ГАРАНТ смотрите на странице https://base.garant.ru/56774776/). Так, согласно данному проекту несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;

— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;

— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;

— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)

— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Статья 15.11 КоАП дополнена примечанием 1.1 с 9 июня 2019 г. (Федеральный закон от 29.05.2019 N 113-ФЗ):

1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

*(2) Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г. приведен в Информации Минфина России от 15.01.2019 «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (согласно законодательству Российской Федерации)». В Перечне обобщены предусмотренные законодательством РФ случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год. Для каждого случая указано, каким законом установлена обязательность аудита, виды аудируемой отчетности, а также лица, которые вправе провести аудит (смотрите также Информационное сообщение Минфина России от 16.01.2019 N ИС-аудит-27 «О перечне случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г.»).

*(3) По общему правилу общество с ограниченной ответственностью, в отличие, например, от акционерных обществ, не обязано публиковать отчетность о своей деятельности (п. 1 ст. 49 Закона об ООО). Смотрите Энциклопедию решений. Публичная отчетность ООО.

С 2021 года штраф за непредставление юрлицом в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности может составить до 700 тыс. рублей

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)»

Законом о бухгалтерском учете устанавливается обязанность представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в целях формирования государственного информационного ресурса.

Государственный информационный ресурс является важным источником информации, позволяющим получать данные о финансовом состоянии контрагентов, о добросовестности выполнения ими действующего законодательства, а также используется государством в том числе для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики.

В этой связи Минфином России подготовлен проект поправок в КоАП РФ в целях повышения ответственности субъектов экономической деятельности.

В частности, КоАП РФ предлагается дополнить новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб., и до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить 700 тыс. рублей.

Тесты по курсу «АУДИТ»

1. Общий план проведения аудита составляется для:

1) согласования порядка проведения аудиторских процедур;

2) определения уровня существенности и аудиторского риска;

3) для достижения эффективности и результативности аудита;

4) + все ответы правильные.

2. Аудиторский риск – это:

1) опасность необнаружения ошибок системой внутреннего контроля;

2) опасность необнаружения существенных ошибок в процессе проведения выборочной проверки;

3) + опасность составления неверного заключения о результатах финансовой отчетности;

4) риск, присущий бизнесу клиента, обусловленный характером и условиями деятельности организации

3. Укажите верное утверждение:

1) риск внутреннего контроля может быть снижен в результате аудиторской проверки.

2) собственный риск не изменяется в зависимости от вида деятельности компании.

3) + если риск контроля низок, то аудитор может уменьшить объем выборки.

4) нет правильного ответа.

4 — Тест. Наиболее традиционной является следующая методика выполнения аудита:

1) + бухгалтерская;

2) юридическая;

3) отраслевая;

4) нет правильного ответа.

5. Основные положения методики проведения аудита не включают:

1) нормативное обеспечение аудита;

2) предметную область проверки;

3) методику проверки основных разделов учета;

4) + нет правильного ответа.

6 Рабочая документация – это:

1) аудиторский отчет;

2) аудиторское заключение;

3) + записи по время проведения аудиторских процедур;

4) документация по составлению договора на проведение аудита.

7. На количество и состав рабочих документов аудитора не влияет:

1) квалификация аудитора;

2) + квалификация руководства проверяемого предприятия;

3) условия договора на проведение аудита;

4) наличие эксперта.

8. Заключительному этапу проведения аудита не соответствуют такие документы:

1) + план аудита;

2) аудиторский отчет;

3) аудиторское заключение;

4) все ответы не правильные.

9. Аудиторское заключение подписывает:

1) + только руководитель аудиторской фирмы;

2) руководитель аудиторской фирмы и аудитор, которые непосредственно проводил аудиторскую проверку;

3) руководитель аудиторской фирмы и руководитель проверяемого предприятия;

4) все аудиторы, принимающие участие в проверке, и текст заключения утверждается руководителем аудиторской фирмы.

10. К видам аудиторского заключения нельзя отнести:

1) условно-положительное заключение;

2) + условно-отрицательное заключение;

3) безусловно-положительное заключение;

4) отрицательное заключение.

11. При наличии фундаментального несогласия обычно составляется:

1) положительное заключение;

2) условно-положительное заключение;

3) + отрицательное заключение;

4) отказ от выдачи заключения.

12. Система контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля – это:

1) внутренний учет;

2) + внутренний аудит;

3) внутрихозяйственный контроль;

4) нет правильного ответа.

13. Процесс изучения законности, целесообразности и достоверности хозяйственных операций – это:

1) изучение выявленных в операциях нарушений;

2) формулирование аудиторских версий;

3) изучение хозяйственных операций;

4) + сбор аудиторских доказательств.

Тест — 14. Аудиторские доказательства, включающие в себя информацию, полученную от проверяемого субъекта в письменном или устном виде, – это:

1) + внутренние аудиторские доказательства;

2) внешние аудиторские доказательства;

3) смешанные аудиторские доказательства;

4) нет правильного ответа.

15. Проверка арифметической точности первичных документов называется:

1) взаимным контролем;

2) хронологической проверкой;

3) подтверждением;

4) + подсчетом;

5) нет правильного ответа.

16. Сбор информации у работников предприятия или за его пределами называется:

1) наблюдением;

2) + опросом;

3) встречной проверкой;

4) аналитическими процедурами.

17. Какое из нижеследующих утверждений неверно?

1) выборка при осуществлении аудита проводится с целью сокращения объема работ;

2) результаты анализа выборочной совокупности экстраполируются на генеральную совокупность;

3) + формальный подход к выборочному исследованию более предпочтителен, чем неформальный;

4) нет правильного ответа.

18. Какое из нижеследующих утверждений верно?

1) + объем выборки зависит от уровня риска выявления;

2) объем выборки не зависит от уровня существенности;

3) объем выборки зависит от уровня собственного риска;

4) нет правильного ответа.

19. К этапам организации аудиторской выборки не относится:

1) проверка репрезентативности выборки;

2) определение методов отбора;

3) + определение размера совокупности факторов, влияющих на выборку;

4) определение цели выборочной проверки.

20. К функциям внутреннего аудита нельзя отнести:

1. Проверку внутреннего контроля.

2. Проверку всех звеньев управления.

3. Работу над специальными проектами.

4. + Нет правильного ответа.

21. К итоговым документам аудиторской проверки не относятся:

1. Документы по оценке аудиторского риска.

2. Результаты экспертизы привлеченного специалиста.

3. Общий план проведения аудита.

4. + Все ответы правильные.

22. К видам выборочной проверки нельзя отнести:

1. Атрибутивную.

2. + Нормальную.

3. Количественную.

4. Нет правильного ответа.

23.Тест. Аудиторские доказательства, включающие в себя информацию, полученную от третьих лиц в письменно виде:

1. Внутренние аудиторские доказательства.

2. + Внешние аудиторские доказательства

3. Смешанные аудиторские доказательства.

4. Нет правильного ответа

24. К целям составления рабочих документов не относится:

1. + Помощь в привлечении клиентов.

2. Обеспечение юридической обоснованности проведения аудита.

3. Контроль рабочего времени аудита.

4. Обоснование выбора методики и приемов проведения проверки.

25. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности клиента представляет собой:

1. Подтверждение аудиторской фирмой правильности и точности исчисления всех показателей финансовой и статистической отчетности.

2. Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности.

3. + Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности заказчика.

4. Рекомендации по устранению выявленных недостатков в ведении учета.

26. К этапам организации аудиторской выборки не относится

1. + Определение величины оплаты за данный вид работ.

2. Определение единицы наблюдения.

3. Определение порядка распространения данных.

4. Определение единицы отбора

27. Аудиторские доказательства — это

1. Аудиторские версии по фактам проверки.

2. + Информация для формирования мнения о достоверности отчетности.

3. Записи, составленные в ходе проведения аудита.

4. Нет правильного ответа.

28. Основные требования, предъявляемые к рабочей документации не включают:

1. Отражение информации, относящейся к предыдущему и будущему периоду.

2. Оценка финансовой отчетности с установленными признаками и критериями.

3. Содержать используемые сокращения или условные обозначения.

4. Указание фамилии аудитора, даты, подписи.

5. + Нет правильного ответа.

30. Основной целью аудиторской проверки является:

+1. придание бухгалтерской отчетности достоверности

2. выявление скрытых от налогообложения доходов

3. проверка правильности оформления первичных документов по кассе

31. Аудитор это:

1. внештатный бухгалтер, курирующий работу рядовых сотрудников бухгалтерии

+2. независимый эксперт, проверяющий финансовую и налоговую отчетность организации

3. сотрудник налоговой службы, проверяющий правильность начисления налогов организацией

32. Основной целью аудита не является

1. Проверка правильности и достоверности обязательной отчётности организации

+ 2. оказание услуги и получение прибыли за выполнение аудиторской проверки

3. Анализ соблюдения предприятием норм действующего законодательства.

33. Аудит, базирующийся на риске, означает:

— Внеочередную проверку со стороны государственных надзорных органов

— Проверку наиболее экономически неустойчивых видов деятельности предприятия

+ Выборочную проверку работы предприятия, а именно, проверку критических точек

34. Неотъемлемый риск – это:

— Вероятность обнаружения нарушений ведения оборотно-сальдовых ведомостей

+ Явление, которое характеризует вероятность искажения сальдо счета или класса операций

— Риск обнаружения хотя бы одной существенной ошибки в бухгалтерской отчетности при проведении государственной аудиторской проверки

35. Внешний контроль качества аудита осуществляет:

— Министерство финансов РФ

+ Саморегулируемые организации аудиторов по отношению к своим участникам

— Федеральное агентство по контролю за аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

36. Обязательный аудит проводится:

+ Ежегодно

— 1 раз в 3 года

— 1 раз в 5 лет

37. Чем вызвана потребность в аудите?

— Необходимостью получить информацию для разработки стратегических планов

— Желанием руководства предприятия убедиться в его финансовой состоятельности

+ Необходимостью подтвердить достоверность и правдивость документов бухгалтерской и финансовой отчетности

38. По итогам обязательного аудита готовится:

— Финансовый бюллетень субъекта хозяйствования

+ Информационное сообщение аудитора для руководства субъекта хозяйствования и/или аудиторское заключение

— Отчет аудитора и практические рекомендации

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *