Обязательность постановлений пленума верховного суда

Действие закона во времени

Это хронологические аспекты его среды. Оно может быть:

  • (1) немедленным, т.е. направляться на случаи, происходящие непосредственно после введения закона в юридическую силу;
  • (2) перспективным, связанным с определенным сроком его вступления в действие после формального обретения юридической силы;
  • (3) ретроспективным, когда он обретает обратную силу, т.е. способность распространяться на то, что происходило до введения закона в формальное действие. Общая норма чаще всего предусматривается конституционными положениями, которые, не признавая за законом, отягчающим или устанавливающим ответственность, обратной силы, указывают на исключения из правила. Ретроспективность действия закона предусматривается в ряде случаев на основе принципов гуманизма и целесообразности. Так, п. ХЬ ст. 5 Конституции Бразилии гласит: «Наказывающий закон не может иметь обратную силу, за исключением случаев, когда он действует в пользу обвиняемого». Конституция РФ также указывает на возможность обратно силы закона: «…если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»;
  • (4) частичным, связанным с необходимостью его вступления в действие неполностью, частями, по мере готовности всех его положений. Подобные ситуации в законодательстве складываются нередко. Типичный случай — затянувшийся процесс вхождения в силу Гражданского кодекса РФ, который происходил на протяжении 1994—2008 гг. по мере «материализации» его четырех частей;
  • (5) переживанием своей юридической силы, что связано с реальным его действием после формального окончания срока — по специальному указанию нового закона. Так, в заключительных и переходных положениях Конституции РФ указывается на продолжение применения законов и других правовых актов, действовавших на территории России до ее вступления в силу, «в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Вступление в действие закона связано с особенностями национального законодательства либо законодательными традициями. Так, в США закон становится действующим в тот день, когда его подписал президент, или обе палаты преодолели вето президента, или дата вступления в действие определена самим законом, или, если в течение 10 дней (за вычетом воскресных и праздничных) при продолжающейся сессии Конгресса президент не предпримет в отношении закона никаких действий, закон приобретает реальную силу, как если бы он был подписан президентом.

В Великобритании закон вступает в силу в тот же день, когда его подписывает королева, либо в тексте статута указывается, что он вступает в силу «в назначенный день». Статут также может вступать в силу поэтапно, т.е. разные разделы закона могут становиться действующими в разное время.

Во Франции, если закон не содержит специальных положений, указывающих на дату его вступления в силу, то он может применяться на следующий день после его публикации в официальном издании Journal Officiel в Париже. А в других местах — по истечении суток после поступления этого издания в административный центр департамента.

В Основном законе ФРГ прописано следующее правило: «В каждом законе и в каждом правовом постановлении должен быть указан день их вступления в силу. При отсутствии такого указания законы и постановления вступают в силу на четырнадцатый день после выхода соответствующего номера «Бундесгазетблатт» (ч. 2 ст. 82).

В Российской Федерации федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в «Российской газете» и/или «Парламентской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или на официальном электронном портале правовой информации, если самим актом не установлен другой порядок его вступления в силу.

Непосредственно срок действия закона во времени может быть:

  • (1) бессрочным, если иное не оговорено специально;
  • (2) временным, если конкретный срок установлен для всего закона или его составных частей;
  • (3) продлеваемым (продленным), когда до истечения формального срока орган, принявший закон, может вынести решение о его продлении или придания ему бессрочного характера.

Прекращение действия закона означает фактическую утрату им юридической силы.

Обратная сила закона

Обратная сила закона, ретроактивность закона — действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу.

Конституциями многих стран применение обратной силы закона, в первую очередь, в уголовном праве, в случае установления ранее не существовавшей ответственности или ужесточения ответственности, существовавшей ранее, прямо запрещено.

Обратная сила закона, как правило, применяется в отношениях между государством и гражданами, причем делается это в интересах граждан. Примерами применения обратной силы закона являются пенсионное законодательство и нормы уголовного права, которые устраняют или смягчают ответственность за ранее совершённое преступление.

Обратная сила закона в международно-правовых актах

Согласно пункту 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека, «никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено». Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

См. также

  • Переживание закона
  • Дедушкина оговорка
  • Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева
  • Закон Грузии «об оккупированных территориях»
  • Пал, Радхабинод

Примечания

  1. Правотека.ру — Определение Конституционного Суда РФ от 14 марта 1995 г. N 4-О «По жалобам Тарабриной Н. П. на неконституционность Закона СССР от 11 марта 1991 г. «О порядке раз …
  2. http://www.gov.karelia.ru/gov/Legislation/docs/2007/01/112_1.doc
  3. Прокуратура ЧР — Новости
  4. Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года). Дата обращения 3 июля 2009. Архивировано 12 марта 2012 года.
  5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года). Дата обращения 3 июля 2009. Архивировано 12 марта 2012 года.

Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

> Дополнительное решение, разъяснение судебного решения. Действие судебного решения во времени, пространстве и по кругу лиц

Дополнительное решение, разъяснение судебного решения

Способом исправления такого недостатка судебного решения, как его неполнота, является вынесение дополнительного реше­ния по делу.

Случаи, когда суд выносит дополнительное решение по делу, перечислены в ст. 201 ГПК РФ. Суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если:

  1. по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда;
  2. суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик;
  3. судом не разрешен вопрос о судебных расходах.

Вопрос о принятии дополнительного решения суда может быть поставлен до вступления в законную силу решения суда (в течение 10 дней со дня вынесения решения). Дополнительное решение принимается судом после рассмотрения указанного вопроса в судебном заседании и может быть обжаловано. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению вопроса о принятии дополнительного решения суда.

На определение суда об отказе в принятии дополнительного решения суда может быть подана частная жалоба.

Наиболее существенным отступлением от требования полноты судебного решения является случай, когда суд при наличии не­скольких исковых требований, заявленных истцом или ответчиком в виде встречного иска, а также третьим лицом, самостоятельно претендующим на предмет спора, не дал ответа на какое-либо из них и не вынес по нему решения, хотя и в подтверждение этого требования представлялись доказательства и давались объяснения участвующими в деле лицами.

Пропущенный по уважительной причине срок на подачу за­явления о вынесении дополнительного решения может быть вос­становлен.

Суд не вправе под видом вынесения дополнительного решения изменять его содержание либо разрешать новые вопросы, не ис­следовавшиеся в судебном заседании, в котором было вынесено основное решение. Дополнительное решение обосновывается толь­ко теми фактическими данными, которые были получены в ходе ранее проведенного судебного разбирательства по существу.

Исходя из требований ст. 201 ГПК РФ, вопрос о принятии до­полнительного решения может быть поставлен лишь до вступления в законную силу решения суда по данному делу, и такое решение вправе вынести только тот состав суда, которым было принято решение по этому делу.

Согласно ст. 202 ГПК РФ в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.

Разъяснение решения суда допускается, если:

    1. оно не приведено в исполнение и
    2. не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

Вопрос о разъяснении решения суда рассматривается в судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению вопроса о разъяснении решения суда.

На определение суда о разъяснении решения суда может быть подана частная жалоба.

Действие судебного решения во времени, пространстве и по кругу лиц

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, обязательность судебного решения заключается в неукоснительном соблюдении решения всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

Признание и исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей) определяются международными договорами Российской Федерации и ГПК РФ.

43. Судебное решение: понятие и требования к нему.

  • •1. Понятие гражданского процессуального права и его значение.
  • •2. Источники гражданского процессуального права. Их действие во времени и в пространстве.
  • •3. Принципы гражданского процессуального права и их классификация.
  • •4. Задачи гражданского процесса. Виды производств и стадии гражданского процесса.
  • •5. Производство об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • •6. Производство о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, иностранных арбитражных решений.
  • •7. Производство, связанное с исполнением постановлений суда и иных органов.
  • •5. Конституционные принципы правосудия по гражданским делам их роль и значение.
  • •11. Стороны в гражданском процессе: понятие и правовое положение.
  • •12. Третьи лица в гражданском процессе: понятие и правовое положение.
  • •13. Участники процесса, оказывающие содействие в отправлении правосудия; виды и правовое положение.
  • •14. Прокурор в гражданском процессе: формы участия и правовое положение.
  • •15. Представитель в гражданском процессе: понятие, виды и права.
  • •21. Доказательства в гражданском процессе: понятие и виды
  • •22. Классификация доказательств и их характеристика.
  • •23.Письменные и вещественные доказательства: виды и значение.
  • •24. Иск в гражданском процессе: понятие и его элементы
  • •25. Виды исков и их характеристика.
  • •26. Право на иск и право на его предъявление.
  • •27. Порядок предъявления иска и последствия его несоблюдения.
  • •28. Исковое заявление и его реквизиты. Порядок исправления недостатков искового заявления.
  • •29. Возбуждение гражданского дела в суде (процессуальный порядок принятие заявления, круг вопросов разрешаемых при принятии заявления)
  • •30. Изменение иска. Отказ от иска. Мировое соглашение. Признание иска.
  • •31. Основания и порядок отказа в возбуждении гражданского дела и оставления заявления без движения.
  • •32. Апелляционное производство (Гл. 39 гпк)
  • •33. Порядок, форма, содержание и сроки подачи апелляционной жалобы и представления (ст. 321, 322)
  • •34. Порядок апелляционного производства. Решение и определение апелляционной инстанции (ст.325, 327, 329 )
  • •35. Судебный приказ: понятие, процедура вынесения и оспаривания (ст.121, 126, 129)
  • •36. Заочное производство.
  • •54. Приостановление производства по делу.
  • •55. Оставление заявления без рассмотрения.
  • •56. Прекращение производства по делу.
  • •41. Обеспечение иска: роль, значение и процессуальный порядок.
  • •42. Назначение дела к судебному разбирательству. Вызовы в суд и другие извещения суда. Порядок вручения повестки в суд.
  • •43. Судебное решение: понятие и требования к нему.
  • •44. Дополнительное решение, разъяснение судебного решения. Действие судебного решения во времени, пространстве и по кругу лиц.
  • •45. Устранение недостатков судебного решения, дополнительное решение.
  • •45. Устранение недостатков судебного решения, дополнительное решение.
  • •46.Определение суда: понятие и виды.
  • •47.Процессуальный порядок обращения решения к немедленному исполнению, поворот в исполнении решения, разъяснение судебного решения.
  • •48.Производство по делам, возникающих из публично-правовых отношений: понятие и виды.
  • •49.Процессуальные особенности осуществления защиты избирательных прав в судебном порядке.
  • •50. Процессуальные особенности рассмотрения жалоб на решения, действия и бездействия нарушающие права и свободы граждан.
  • •51. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов.
  • •52. Особое производство.
  • •53. Установление фактов имеющих юридическое значение в судебном порядке.
  • •54. Признание гражданина умершим и безвестно отсутствующим.
  • •55. Признание гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным.
  • •56. Судебный порядок признания имущества бесхозяйным (движимые и недвижимые вещи).
  • •57. Эмансипация. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния
  • •58. Кассационное производство
  • •59. Право кассационного обжалования и кассационного опротестования (субъекты, объект, порядок подачи и сроки)
  • •60. Процедура рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Пределы рассмотрения дела
  • •61. Принудительная госпитализация граждан в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование.
  • •62. Полномочия суда кассационной и надзорной инстанции (cт. 390 гпк рф):
  • •63. Рассмотрение заявлений о совершении нотариальных действий или об отказе в их совершении. Восстановление утраченного судебного производства.
  • •64. Обжалование (опротестование) определений суда первой инстанции (ст.331 гпк)
  • •65. Отраслевые принципы гражданского процессуального права.
  • •66. Процессуальный порядок возбуждения и рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
  • •67. Субъекты права обжалования (опротестования) и судебные органы, рассматривающие дела в порядке надзора.
  • •68. Процессуальный порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.
  • •69. Процессуальный порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.
  • •70. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения.
  • •71. Усыновление (удочерение) ребенка.
  • •72. Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения.
  • •73. Процессуальный порядок оформления полномочий представителя в гражданском процессе и исполнительном производстве.
  • •74. Вызывное производство.
  • •75. Производство с участием иностранных лиц. Общие положения.
  • •76. Признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей.
  • •77. Подсудность дел с участием иностранных лиц в судах рф.
  • •77. Подсудность дел с участием иностранных лиц в судах рф.
  • •78. Оспаривание решений третейских судов.
  • •79. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • •80. Выдача судам исполнительного листа, отсрочка, отложение и рассрочка исполнения.
  • •82. Имущество на которое не может быть обращено взыскание.
  • •84. Арбитражное производство. Система судов, подведомственность, особенности рассмотрения дел.
  • •85. Нотариат: понятие и функции.
  • •86. Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства (398, 399)
  • •88. Права и обязанности лиц, участвующих в судебном разбирательстве и лиц, оказывающих содействие правосудию.
  • •89. Третейский суд: понятие, компетенция и порядок рассмотрения дел.

Нормативный правовой акт

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Определение, данное в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», характеризует нормативный правовой акт следующими признаками: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Законы и подзаконные акты

Основные статьи: Закон (право) и Подзаконный правовой акт

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные или текущие (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяют простые и кодифицированные. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

  • Конституция Российской Федерации.
  • Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации.
  • Федеральные законы:
    • Федеральные конституционные законы.
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).
  • Федеральные подзаконные правовые акты:
    • Указы Президента Российской Федерации.
    • Постановления Правительства России.
    • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
  • Конституции (уставы) субъектов федерации.
  • Законы субъектов федерации.
  • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

На уровне муниципального образования — решения муниципального образования.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • административно-правовые
  • комплексные (муниципальные, экологические)

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

  1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З.
  2. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. — СПб., 2005. — 472 с.
  3. С. С. Алексеев. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2001. с. 315
  4. В.Л. Куланов, А.В. Малько. Теория государства и права: учебник. — М.: Норма. — С. 224-225. — ISBN 978-5-91768-192-4.
  5. М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин. Общая теория государства и права. — М.: Норма. — Т. 2. — С. 310. — ISBN 978-5-91768-410-9.
  6. в соответствии с пунктом 4, статьи 15, главы 1 Конституции Российской Федерации
  7. в соответствии с пунктом 6, статьи 76, главы 1 Конституции Российской Федерации
  8. Собрание законодательства Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения 24 мая 2012. Архивировано 28 апреля 2014 года.

О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СУДЕБНОМ РЕШЕНИИ

Л.А. ГРОСЬ
Грось Л.А., доктор юридических наук, заведующая кафедрой гражданского процессуального права Хабаровской государственной академии экономики и права.
Наделение Верховного Суда Российской Федерации конституционным правом давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ), установление особого порядка их подготовки и принятия дает основание для вывода об обязательности их учета при разрешении конкретных гражданских дел с целью обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм материального и процессуального права. Иными словами, постановления Пленума Верховного Суда РФ являются актами официального, обязательного для конкретных правоприменителей разъяснения (толкования) правовых норм.
В литературе по конституционному праву, всем отраслям процессуального права, а также отраслям материального права вопрос о правовом значении и роли разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации обсуждается активно, и мнения колеблются от утверждений об их нормативном характере до отрицания их обязательности.
Никакие судебные акты, включая постановления Пленума Верховного Суда РФ, не являются нормативными правовыми актами. Суд — носитель государственной власти, компетенция которого состоит в применении права, а не создании правовых норм. Не меняет сути судебных актов и то, что к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Положительное решение суда по такому делу по вступлении в законную силу «влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание» (п. 3 ст. 253 ГПК РФ). Такое решение является своеобразным актом применения права, которое состоит в сравнительном анализе норм правовых актов различной юридической силы.
Несколько иначе, но в принципе так же решен этот вопрос в ст. 195 АПК РФ. Решениями судов не отменяются, а признаются «не действующими полностью или в части» нормативные акты. И не имеет значения, что, рассматривая иные гражданские дела, суды отказывают в применении признанного недействующим нормативного правового акта, ссылаясь на решение суда об этом, а также то, что субъективные пределы действия таких решений — неопределенный круг лиц. Безусловно, судебные решения, выносимые в порядке главы 24 ГПК РФ (главы 23 АПК РФ), обладают рядом особенностей, присущих и самому производству по делам об оспаривании нормативных актов. Требуются исследования природы таких решений. Как, впрочем, и решений, являющихся актами применения норм частного права. Известно, например, что в ст. 8 ГК РФ судебное решение названо в числе юридических фактов, влекущих возникновение гражданских прав и обязанностей. В теории гражданского процессуального права высказываются различные точки зрения по поводу таких решений. Значение правообразующих решений, в частности, придается положительным решениям по делам искового производства. Между тем роль правообразующего юридического факта могут играть только решения по делам особого производства — в случаях, прямо установленных законом, когда вступившим в законную силу судебным решением устанавливается правовая связь «на будущее» — усыновление, признание права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, признание права собственности на самовольно возведенное строение. Возвращаясь к роли положительных судебных решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов, следует подчеркнуть, что посредством таких решений суд не устанавливает правовых норм, а защищает нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы субъектов права, что составляет цель гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ).
Несомненно, что достаточно часто Верховный Суд РФ не ограничивается разъяснением (толкованием) норм материального и процессуального права, в том числе в части применения аналогии закона и права, но и восполняет пробелы и разрешает противоречия в законодательстве (акты Верховного Суда РФ в этой части в литературе называют «правоположениями»), что ненормально. Восполнять пробелы и устранять противоречия в законодательстве должны те, кто творит право. Суд, применяя его, ориентируется на положения ст. 6 ГК РФ: если нет нормы, регулирующей спорное отношение, и невозможно использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Ни Верховный Суд РФ, ни тем более суды других звеньев судебной системы не являются органами, в компетенцию которых входит правотворчество. Разъяснения Верховного Суда РФ о применении норм материального и процессуального права при рассмотрении гражданских дел тем не менее обязательны для нижестоящих судов.
Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении», признав одновременно утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 сентября 1973 г. с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума позже. В Постановление от 19 декабря 2003 года включены многие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 1973 г. с последующими изменениями. С комментарием Постановления от 26 сентября 1973 г. с последующими изменениями выступила в 1999 году Мария Сумбатовна Шакарян (см.: Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам. М., 1999. С. 491 — 502). Многие положения из действующего Постановления вызывают замечания, вопросы и предложения, которыми хочется поделиться с коллегами.
1. Разъясняя суть судебного решения и предъявляемые к нему требования, Пленум Верховного Суда РФ не указал того, что решениями являются акты судов не только первой инстанции. Ими являются апелляционные решения и определения кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в соответствии с абз. 3 ст. 328, абз. 4 ст. 361, п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ). К ним в равной степени относятся разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении «О судебном решении». Исключение составляют определения судов надзорной инстанции, вынесенные в порядке п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, — они не обладают качеством преюдициальности фактов, так как факты в надзорном производстве не устанавливаются. Другие свойства вступившего в законную силу решения, в том числе недопустимость оспаривания в другом гражданском процессе установленных судом надзорной инстанции правоотношений (ч. 2 ст. 209 ГПК), в полной мере принадлежат определениям, вынесенным в порядке п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ. Применяя п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК, суд надзорной инстанции по сути оставляет без изменения мотивировочную часть решения, апелляционного решения, определения суда кассационной инстанции, принятого в соответствии с абз. 4 ст. 361 ГПК РФ, — о доказательствах и фактах, ими установленных.
2. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в числе актов, которые имеют «наибольшую юридическую силу», не назван ГПК РФ. Между тем из содержания п. 1 ст. 1 ГПК РФ можно сделать вывод об установлении верховенства норм ГПК РФ над нормами других нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов, принятых позже ГПК РФ. Установление приоритета равных по юридической силе законов неконституционно — указание на это можно найти в актах Конституционного Суда РФ, актах Верховного Суда РФ по конкретным гражданским делам (см.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-0; Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. N КАС 01-341) — нет прямого указания на это в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Если учесть, что 29 июня 2004 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 7 УПК РФ, устанавливающих приоритет УПК РФ над другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и запрещающих суду, прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ. Признавая за УПК РФ статус обычного федерального закона, Конституционный Суд РФ указывает на то, что УПК РФ «не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения установленной непосредственно Конституцией Российской Федерации иерархии нормативных актов. В отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posterior derogat priori» («последующий закон отменяет предыдущий»), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон». Однако «вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений». И далее развивается последнее положение: «С учетом требований Конституции Российской Федерации и решений Конституционного Суда Российской Федерации положения частей первой и второй статьи 7 УПК РФ Российской Федерации закрепляют приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими обычными федеральными законами лишь постольку, поскольку уголовно-процессуальным законом в Российской Федерации является именно данный Кодекс (статьи 2 — 4 УПК Российской Федерации) — подобно тому, как уголовным законом является Уголовный кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 3 УК Российской Федерации, пункт 57 статьи 5 УПК Российской Федерации), — и поскольку другими федеральными законами, как относящимися к иным отраслям законодательства, не должно — в силу закрепленного в уголовно-процессуальном праве принципа законности при производстве по уголовному делу и очерченного в самом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации предмета регулирования — осуществляться регулирование именно уголовно-процессуальных по своей правовой природе отношений».
Перечень федеральных законов, устанавливающих их приоритет над равными законами, можно продолжить: Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и т.д. Интересно, что, ссылаясь на принцип законности, «закрепленный в уголовно-процессуальном праве», формальным выражением которого является УПК РФ, Конституционный Суд в том же Постановлении признал неконституционность ч. 6 ст. 234 УПК РФ. Возникает вопрос: если бы был принят ФЗ РФ, отменивший норму ч. 6 ст. 234 УПК РФ, и при этом не были бы внесены соответствующие изменения в УПК РФ, такой закон не действовал бы? До недавнего времени имела место коллизия между нормами УК и УПК РФ в части определения тяжести преступлений, по которым возможно прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон: в ст. 76 УК РФ были названы преступления небольшой тяжести, в ст. 25 УПК РФ — небольшой или средней тяжести. Несомненна уголовно-правовая отраслевая принадлежность этой нормы, однако суды применяли ее в редакции ст. 25 УПК РФ. Только в декабре 2003 года соответствующее ей изменение было внесено в УК РФ.
Признав в Постановлении от 29 июня приоритет норм кодифицированных нормативных правовых актов над одноотраслевыми нормами, содержащимися в других федеральных законах, Конституционный Суд установил правовую норму, что не входит в его компетенцию.
Введение такой «надотраслевой» нормы, по мнению практических юристов, облегчило бы процесс правопримения. Однако это только на первый взгляд. На вопрос, почему они до внесения изменений в ст. 76 УК РФ применяли норму ст. 25 УПК РФ, юристы-практики отвечают: норма УПК РФ в большей мере защищала интересы лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в его пользу следовало толковать коллизию.
3. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ произошла подмена понятий: обстоятельства, не нуждающиеся в доказывании, сами являются фактами, а не средствами их подтверждения. Исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов, — выводы о правах и обязанностях заинтересованных лиц, указания на которые содержатся в диспозициях и санкциях правовых норм. Исходя из содержания ст. 362 — 364 ГПК РФ, эти выводы характеризуют процесс правоприменения с точки зрения толкования норм, что охватывается в конечном итоге понятием законности судебного решения.
В принципе, обоснованность судебного решения как требование к его содержанию можно выделять лишь условно, необоснованное решение всегда незаконно. Установление фактических обстоятельств дела является стадией применения норм материального и гражданского процессуального права. На этой стадии применяются нормы права в части их гипотез, а в случаях рассмотрения исков о присуждении и заявлений в связи с нарушением прав и свобод субъектов права — и диспозиций норм права. Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, таким образом, — частный случай неправильного применения норм материального или процессуального права. Судебное решение, вынесенное с таким дефектом, незаконно.
4. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ подтверждено признание прецедента в качестве источника правового регулирования общественных отношений в России — речь о нем идет в подпункте «в» указанного пункта Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Для судов России является обязательным толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в конкретном деле. Возникновение однотипной правовой ситуации должно повлечь разрешение, соответствующее толкованию, данному Европейским судом по рассмотренному им делу. Ранее Верховный Суд РФ указал на это в Постановлении Пленума «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации». В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека

ОСОБЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА КАК ОДНА ИЗ СОКРАЩЕННЫХ ФОРМ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА «

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *