Обособленное подразделение налоги

Содержание

Налоги обособленного подразделения

Обособленное подразделение (ОП)- это зависимое от головной компании юридическое лицо, которое наделено имуществом головной организации и действуют в рамках ее положений.

Организация, создающая ОП должна внести информацию о ее образовании в учредительные документы.

Обособленные подразделения могут выступать в роли представительств и филиалов.

  • Представительство- это обособленное подразделение, которое создается для представления интересов организации и их защиты.
  • Филиал – обособленное подразделение, созданное для осуществления функций организации и представления ее интересов.

Что является обособленным подразделением для определения уплаты налогов

Обособленное определение- это подразделение организации, которому соответствуют следующие требования:

  • территориальная обособленность от головной компании;
  • наличие рабочих мест.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять УСН. Обособленные подразделения могут применять систему налогообложения УСН.

Вне зависимости от того, прописано ли наличие ОП в Уставе компании, если у компании образовывается обособленное подразделение, то по нему необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет и сдавать отчетность.

Какие налоги и куда платит обособленное подразделение

НДФЛ

Налог на доходы физических лиц, исчисленных с заработной платы сотрудников, должен уплачиваться в бюджет того региона и на реквизиты той налоговой, в которой стоит на учете ОП.

Если в случае ошибки НДФЛ за ОП был перечислен в бюджет головной компании, данное обстоятельство не является ошибкой.

Отчетность Реестр по НДФЛ сдается также в налоговую инспекцию по месту обособленного подразделения.

Страховые взносы в ПФР, ФСС и отчетность в фонды

Для того, чтобы ОП платило страховые взносы в территориальные фонды по месту учета обособленного подразделения и сдавало в эти подразделения отчетность, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • наличие отдельного баланса ОП;
  • наличие отдельного расчетного счета ОП;
  • самостоятельное начисление заработной платы обособленным подразделением.

Если обособленное подразделение самостоятельно уплачивает в территориальное отделение ОП страховые взносы, то отчетность в ПФР и ФСС подается по месту учета обособленного подразделения.

НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) вне зависимости от кого выставлена счет-фактура (головная компания или обособленное подразделение) платится головной компанией.

Декларация по НДС подается в ИФНС головной компании.

Налог на прибыль

Авансовые платежи и налог на прибыль уплачиваются следующим образом:

  • в федеральный бюджет: по месту нахождения головной организации;
  • в региональный бюджет: по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения.

Декларацию по налогу на прибыль подает головная организация с учетом данных по ОП.

На основании Приказа ФНС России от 22 марта 2012 г. №ММВ-7-3/174@ декларация по прибыли заполняется следующим образом:

Приложение N 5 к Листу 02 заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению.

Количество Приложений 5 к Листу 02 зависит от количества обособленных подразделений.

Налог на имущество

Если обособленное подразделение имеет свой баланс, то платить налог на имущество необходимо в бюджет того региона, где зарегистрировано обособленное подразделение.

Если обособленное подразделение не имеет отдельный баланс, то платить налог на имущество необходимо в бюджет того региона, где зарегистрирована головная организация.

Если обособленное подразделение имеет свой баланс, то Декларация по налогу на имущество подается в территориальную налоговую инспекцию обособленного подразделения.

Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то Декларация по налогу на имущество подается в территориальную налоговую инспекцию головной компании.

Транспортный налог

Декларацию по транспортному налогу, как и налог необходимо сдавать и платить по месту нахождения транспортных средств, если организация не является крупнейшим налогоплательщиком.

УСН

Уплата налога по УСН осуществляется по месту учета головной организации. Книги доходов и расходов формируются совместно с головной и обособленной организацией.

Декларация по УСН подается в территориальную налоговую инспекцию головной организации.

Бухгалтерская отчетность обособленного подразделения

Бухотчетность сдается по месту нахождения головной организации с учетом всех обособленных подразделений.

Налогообложение филиалов

Постановка филиалов на налоговый учет

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства. Филиал не является отдельным юридическим лицом, однако он может владеть и распоряжаться имуществом, выделенным ему головным офисом.

Согласно налоговому законодательству филиалы считаются обособленными подразделениями, т.к. удовлетворяют критериям п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ:

  • территориально удалены (обособлены) от головного офиса;
  • создаются на срок более месяца;
  • по месту их расположения оборудуются стационарные рабочие места.

Постановку филиала на учет в налоговых органах следует осуществить в течение месяца со дня его создания, т.е. с момента оборудования стационарного рабочего места. При этом из совокупных норм гражданского законодательства (ст. ст. 5 и 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») следует, что датой создания филиала считается дата внесения записи об этом обособленном подразделении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но в соответствии со ст. 11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Поэтому в налоговом законодательстве филиал считается созданным с момента завершения оборудования стационарных рабочих мест. В настоящее время сложилась обширная арбитражная практика, подтверждающая данную позицию.

Поскольку в налоговом законодательстве не уточнено, как определить данный момент, организация может самостоятельно выбрать дату создания филиала. В качестве таковой может использоваться дата подписания договора аренды помещения филиала, дата приказа об оборудовании рабочего места или об утверждении руководителя филиала.

Налогообложение Налог на прибыль

Правила уплаты налога на прибыль филиалами различны для российских и иностранных юридических лиц.

В случае с российским юридическим лицом налоговая база рассчитывается совокупно по всем его филиалам и прочим подразделениям. Исчисленный в целом по организации налог распределяется к уплате между двумя бюджетами:

  • налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, уплачивается по месту головного офиса единой суммой без разбивки по подразделениям;
  • налог, подлежащий уплате в региональный бюджет, уплачивается частями по месту нахождения головного офиса и обособленных подразделений.

При наличии у компании нескольких филиалов на территории одного субъекта РФ региональную часть налога на прибыль между ними можно не распределять (Письмо Минфина России от 23.01.2009 N 03-01-11/1-09). Налог будет перечисляться за все филиалы в данном субъекте через одно так называемое ответственное подразделение. Организация самостоятельно выбирает ответственное подразделение и уведомляет об этом налоговые инспекции по месту нахождения своих обособленных подразделений в срок не позднее, чем до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Для распределения налога на прибыль, подлежащего перечислению в региональный бюджет, между подразделениями используется следующая формула:

Д = (С : С + ОС : ОС ) : 2,
подр. подр. орг. подр. орг.
где Д — доля прибыли филиала в общей прибыли организации;
подр.
С — среднесписочная численность филиала (либо расходы на оплату
подр.
труда подразделения);
С — среднесписочная численность организации в целом (либо расходы
орг.
на оплату труда организации);
ОС — стоимость амортизируемого имущества филиала, определяемого по
подр.
данным налогового учета;
ОС — стоимость амортизируемого имущества организации в целом,
орг.
определяемого по данным налогового учета.

Несмотря на достаточно четко прописанный в ст. 288 НК РФ порядок расчета, в процессе его применения на практике возникают некоторые вопросы, например:

  • требуется ли включать стоимость арендованного имущества в данный расчет;
  • входят ли в состав имущества, используемого в расчете, нематериальные активы и объекты незавершенного строительства;
  • к какому подразделению отнести имущество, если оно зарегистрировано на балансе одного филиала (подразделения), а фактически используется другим;
  • как рассчитать долю, если у организации и ее подразделений все имущество взято в аренду?

Постараемся ответить на данные вопросы с учетом рекомендаций, содержащихся в письмах Минфина России.

Для начала обратим внимание на следующее: чтобы определить остаточную стоимость амортизируемого имущества, надо использовать данные налогового учета. Из этого порядка есть исключение: если организация начисляет в налоговом учете амортизацию нелинейным способом, она может определять остаточную стоимость амортизируемого имущества для расчета доли по данным бухгалтерского учета (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Состав амортизируемого имущества определяется на основании ст. ст. 256 и 257 НК РФ. По общему правилу имущество, переданное в аренду, учитывается в составе амортизируемого у арендодателя. Поэтому при определении стоимости амортизируемого имущества арендодателю необходимо учитывать как собственное имущество, так и переданное в аренду, а арендатору — только собственное.

Исключением из общего правила является имущество, переданное в лизинг. Оно включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) стороной, у которой учитывается в соответствии с условиями договора финансовой аренды (п. 10 ст. 258 НК РФ).

Следовательно, амортизируемое имущество, переданное в лизинг, отражается в налоговом учете стороной договора, у которой оно числится на балансе в соответствии с условиями договора.

Следующий вопрос касается включения в расчет стоимости амортизируемого имущества стоимости объектов незавершенного строительства, уже использующихся в хозяйственной деятельности, а также стоимости нематериальных активов. По нашему мнению, действующая редакция НК РФ позволяет не включать в расчет доли имущества стоимость данных его видов. Так, объекты незавершенного строительства не являются амортизируемым имуществом и, соответственно, в расчет не включаются. Нематериальные активы — амортизируемое имущество, однако ст. 288 НК РФ указывает, что в расчет доли должны включаться только основные средства. К аналогичным выводам приходит и Минфин России в своих официальных разъяснениях (Письма от 10.03.2009 N 03-03-06/2/36, от 04.12.2008 N 03-03-06/1/672).

Далее рассмотрим вопрос, который касается включения в расчет доли имущества, которое числится на балансе одного филиала и при этом используется другими филиалами. Налоговым законодательством не определено, какое из подразделений включает подобное имущество в расчет доли прибыли. Минфин России полагает, что необходимо руководствоваться принципом фактического использования имущества, т.е. основные средства должны относиться к использующему их филиалу. Данный подход достаточно логичен, т.к. филиалы не являются отдельными юридическими лицами и, следовательно, все их имущество принадлежит организации. По мнению Минфина России, при расчете средней остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю обособленного подразделения, учитывается все амортизируемое имущество, используемое обособленным подразделением для осуществления деятельности и находящееся в собственности организации (Письмо от 30.09.2008 N 03-03-06/2/131). Однако возможна и другая точка зрения — разделять имущество между филиалами по месту его учета. Данный вопрос не нашел отражения в законодательстве, поэтому организация может выбрать подходящий для нее способ и закрепить его в учетной политике.

Далее рассмотрим, каким образом рассчитывать долю, когда у головного офиса организации и всех ее филиалов имущество находится не в собственности, а только в аренде. Как уже указывалось, стоимость арендованного имущества, не учитываемого на балансе организации, не участвует в расчете доли прибыли. Минфин России указывает: стоимость амортизируемого имущества принимается равной нулю, а в формуле будет участвовать лишь показатель удельного веса среднесписочной численности работников (Письмо от 29.05.2009 N 03-03-06/1/356). Данный момент желательно отразить в учетной политике.

Расчет налоговой базы по филиалам иностранных компаний имеет некоторые отличия от расчета налоговой базы по филиалам российских организаций. Налоговая база в целом по нескольким филиалам иностранной организации не консолидируется, а рассчитывается отдельно по каждому из филиалов. На это указывает п. 4 ст. 307 НК РФ. В соответствии с данным обстоятельством руководству иностранных компаний на этапе планирования своей деятельности в Российской Федерации нужно задумываться о выборе организационно-правовой формы своего присутствия — в виде российского юридического лица с сетью филиалов или в виде филиалов иностранного юридического лица.

Поясним сказанное на примере. Иностранная компания может иметь филиалы в различных регионах. При этом часть филиалов — с высокой прибылью, а часть — убыточные. В первом случае филиалы будут уплачивать налог на прибыль по стандартной ставке. Во втором смогут зачесть собственные убытки только против собственных будущих доходов. Таким образом, эффективная ставка по налогу на прибыль иностранной компании — показатель, рассчитываемый как соотношение начисленного налога на прибыль и бухгалтерской прибыли, — может оказаться существенно выше законодательно установленной ставки 20%, что будет являться негативным сигналом для акционеров иностранной компании. Кроме того, иногда приходится принимать решение о закрытии убыточных филиалов вследствие бесперспективности продолжения деятельности в конкретном регионе. При этом возникает вопрос: что делать с накопленными убытками — списывать за счет чистой прибыли или пытаться каким-либо образом уменьшить на них доход других филиалов? Универсальных способов решения данной проблемы не существует, в каждом конкретном случае нужно применять новые решения.

Налоговый кодекс РФ позволяет определять налоговую базу и в целом по группе филиалов иностранной компании. Однако для этого необходимо одновременное соблюдение нескольких условий:

  • деятельность через филиалы осуществляется в рамках единого технологического процесса (или в ином аналогичном порядке). В качестве единого технологического процесса может рассматриваться, например, строительство несколькими филиалами трубопровода, разведочного бурения с разным местонахождением, но в рамках единого договора (контракта);
  • возможность расчета налоговой базы по группе филиалов согласована с ФНС России;
  • все филиалы, по которым определяется общая налоговая база, применяют единую учетную политику в целях налогообложения.

НДС

НДС является федеральным налогом, который полностью уплачивается в федеральный бюджет по месту нахождения головной организации. Поэтому сложности в плане распределения этого налога между филиалами не возникают.

Существует ряд особенностей, связанных с оформлением счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) филиалами. В данном случае счета-фактуры выставляются самими филиалами. В стр. 2 «Продавец» и 2а «Адрес» счета-фактуры указываются реквизиты организации-продавца, в стр. 2б «ИНН/КПП продавца» — КПП соответствующего структурного подразделения, в стр. 3 «Грузоотправитель и его адрес» — наименование и почтовый адрес структурного подразделения. В дальнейшем филиал регистрирует выставленные счета-фактуры в книге продаж филиала, используемой для оформления единых книг продаж организации и составления декларации по НДС (Письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/15, МНС России от 26.08.2004 N 03-1-08/1880/18@, от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404).

Более подробно особенности документооборота при реализации товаров (работ, услуг) обособленным подразделением рассмотрены в Письме МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404.

Налог на имущество

Особенности в отношении налога на имущество заключаются в порядке определения налоговой базы, уплаты налога и подачи декларации. Согласно п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно по основным средствам:

  • находящимся по местонахождению организации;
  • относящимся к каждому обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс;
  • находящимся вне места нахождения организации и ее подразделений.

Подача декларации и уплата налога на имущество в налоговые органы производятся по месту нахождения каждого из вышеуказанных объектов основных средств.

При этом налоговое законодательство специально не содержит определение термина «отдельный баланс обособленного подразделения». Однако Минфин России разъяснил: для применения гл. 30 НК РФ под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс (Письма Минфина России от 29.03.2004 N 04-05-06/27, от 03.06.2004 N 03-05-06/62).

Если на территории одного субъекта находится несколько объектов недвижимого имущества, существует упрощенный порядок уплаты налога. В такой ситуации организация исчисляет общую сумму налога (авансовых платежей по налогу) по всему имуществу, местом нахождения которого является данный субъект РФ (Письмо Минфина России от 12.02.2009 N 03-05-04-01/08). Данный порядок применяется и в случае, если объект (объекты) недвижимости располагаются в том же субъекте РФ, в котором находится организация и (или) ее филиал.

Если на балансе у филиала числится какое-либо движимое имущество, фактически находящееся в другом филиале или в головной организации, оно включается в налоговую базу филиала, на балансе которого учитывается (Письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-06-05-04/156).

ЕСН

Согласно ст. 243 НК РФ филиалы организации уплачивают ЕСН и отчитываются по этому налогу, если они отвечают следующим условиям (п. 8 ст. 243 НК РФ):

  • имеют отдельный баланс и расчетный счет;
  • начисляют выплаты в пользу физических лиц, признаваемые объектом обложения ЕСН.

Если филиалы соответствуют вышеназванным условиям, налог уплачивается и предоставляется декларация по местонахождению филиала. В случае невыполнения хотя бы одного из условий обязанности по исчислению и уплате налога несет головной офис.

Порядок уплаты пенсионных взносов аналогичен порядку уплаты ЕСН (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2009 N 19-12/003093).

Возможна ситуация, когда сотрудник числится в штате головной организации, а фактически работает в филиале. В этом случае, по мнению Минфина России, зарплата работника включается в налоговую базу по ЕСН головным офисом (Письма Минфина России от 07.05.2007 N 03-04-06-02/95, от 19.03.2007 N 03-04-06-02/40).

На практике также возникает необходимость перевода сотрудника из одного подразделения в другое или из головного офиса в филиал. Можно ли применять регрессивную шкалу по ЕСН, рассчитанную исходя из всех выплат работнику с начала года? В своих разъяснениях Минфин России указывает: применение регрессивной шкалы по ЕСН возможно, т.к. филиалы не являются отдельными юридическими лицами, а лишь исполняют обязанности по уплате налога, следовательно, при расчете регрессии учитываются все выплаты сотруднику в данной организации (Письмо Минфина России от 29.12.2008 N 03-04-06-02/133).

Передача имущества внутри обособленных подразделений Налог на прибыль

На практике зачастую возникает необходимость передать какое-либо имущество от одного подразделения к другому внутри одной организации.

В данной ситуации переход права собственности между обособленными подразделениями внутри одной организации не происходит. Соответственно, внереализационный доход у получающей стороны в соответствии со ст. 250 НК РФ не образуется. Данный вывод подтверждается и разъяснениями Минфина России (Письмо от 20.06.2006 N 03-03-04/1/528).

В соответствии со ст. 146 НК РФ безвозмездная передача имущества признается его реализацией. Соответственно, возникает обязанность уплатить НДС с рыночной стоимости безвозмездно переданного имущества.

Однако поскольку передача имущества между филиалом и головным офисом осуществляется в рамках одного юридического лица, передачи права собственности не происходит. Соответственно, не возникает и обязанность по исчислению НДС.

Если имущество будет передаваться из головного офиса иностранной организации в российский филиал, то при ввозе данного имущества на таможенную территорию Российской Федерации возникает необходимость уплаты НДС в общем порядке.

Учет и передача расходов

В российском налоговом законодательстве не предусмотрены какие-либо особенности при признании расходов, передаваемых на уровень филиалов.

Состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в том же порядке, что и для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Это обусловлено следующим: в любом случае налог, подлежащий уплате в бюджет региона, в котором расположен конкретный филиал, определяется на основании специального расчета (см. выше), а не финансового результата деятельности данного филиала.

Практические сложности могут возникать, если в Российской Федерации зарегистрированы филиалы иностранной организации и возникает необходимость, например, передать расходы из иностранного головного офиса в российский филиал.

Для распределения данных расходов необходимо наличие международного договора Российской Федерации с иностранным государством (соглашения об избежании двойного налогообложения). Статьей 7 типового соглашения обычно допускается передача управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных иностранным головным офисом, на уровень российского филиала. Для этого необходимы специальные документы — методика распределения передаваемых расходов и расчет конкретных показателей, на основании которых производится распределение расходов, подписанные руководителем головного офиса, а также расчет доли расходов, передаваемых российскому отделению иностранной организации, произведенный на основании утвержденных показателей и подтверждающих документов (Письмо Минфина России от 18.04.2008 N 03-08-05).

Таким образом, можно сделать вывод: вопросы налогообложения деятельности филиалов не всегда четко прописаны в действующем налоговом законодательстве. Вместе с тем в части налогообложения деятельности филиалов во многом используются те же нормы, что и для юридических лиц, не имеющих филиалов и других обособленных подразделений.

В данной статье автор не пытался охватить весь спектр вопросов, а указал на некоторые проблемные ситуации, с которыми многие налогоплательщики сталкиваются на практике, и предлагал (где это возможно, учитывая формат данной статьи) возможные их решения.

А.Ю.Круглов

Менеджер налогового отдела

КПМГ в России и СНГ

Налоги в обособленном подразделении: как платить НДФЛ и налог на прибыль

Налог на прибыль при открытии обособленного подразделения

В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. А уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Подать сообщение о выборе обособленного подразделения и сдать отчетность по налогу на прибыль Сдать бесплатно

Таково общее правило для уплаты налога на прибыль по обособленным подразделениям. Но как именно его применять при открытии и ликвидации подразделений: когда перечислять первый платеж и последний с учетом распределения и как правильно заполнять декларации? Давайте разбираться.
Правила определения суммы ежемесячных авансовых платежей зафиксированы в п. 2 ст. 286 НК РФ и «завязаны» на сумму ежеквартального авансового платежа за прошлый период, который в свою очередь, определяется исходя из прибыли, исчисленной нарастающим итогом с начала года. Получается, что ежемесячные авансовые платежи вновь созданного обособленного подразделения можно исчислить только после того, как закончится тот отчетный период, в котором это подразделение было создано.
Поэтому обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей по месту нахождения нового подразделения возникает у организации лишь с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором появилось ОП. Например, если подразделение создано в июле, августе или сентябре (т.е. в III квартале), то начать перечислять авансовые платежи по месту его нахождения нужно будет с 1 месяца IV квартала, т.е. с октября. Сделать это надо до 28 октября (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Одновременно нужно помнить, что расчет авансовых платежей фиксируется в Приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@). Это означает следующее. Чтобы начать платить авансовые платежи с первого месяца квартала, следующего за кварталом создания ОП, заполнить соответствующее приложение в декларации надо уже по итогам того квартала, в котором подразделение создано. Если продолжить наш пример, то, отчитываясь за 9 месяцев 2017 года, организация должна будет включить в декларацию по налогу на прибыль Приложение № 5 к листу 02, в котором по строке 030 отразит налоговую базу в целом по организации, по строкам 040 и 050 определит долю налоговой базы, приходящейся на обособленное подразделение (головную организацию), а по строкам 120 и 121 укажет сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих перечислению в IV и I квартале.

Иначе обстоит дело с уплатой авансовых платежей у налогоплательщиков, для которых отчетным периодом является месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 285 НК РФ). Поскольку они исчисляют авансовый платеж исходя из фактически полученной прибыли, то и уплачивать налог с распределением надо уже с месяца, в котором создано подразделение (письмо Минфина России от 22.02.06 № 03-03-04/1/137). Если подразделение такой организации создано в сентябре, то авансовый платеж за сентябрь нужно будет уже распределить между бюджетами субъектов РФ. Соответственно, исчислить авансовые платежи в рассматриваемой ситуации необходимо в Приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, представляемого в составе декларации за этот же период (январь –сентябрь в нашем примере).
В заключение напомним, какую дату надо указать для обозначенной выше цели. Дата создания обособленного подразделения берется из соответствующего поля раздела «Сведения об обособленном подразделении», которая находится в форме сообщения о создании обособленного подразделения (форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@).

Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению

Порядок уплаты авансового платежа при закрытии подразделения установлен непосредственно в статье 288 НК РФ. Абзац 8 пункта 2 данной статьи гласит: уплата налога осуществляется в общеустановленном порядке начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором обособленное подразделение было ликвидировано. Получается, что авансовые платежи за период, в котором подразделение закрыто, вроде бы еще нужно уплачивать с распределением. Даже если подразделение ликвидировано не в последнем месяце квартала. Однако это не так.
Как мы уже упоминали, суть ежемесячных авансовых платежей в том, что они исчисляются на основе базы за предыдущий квартал и засчитываются в счет авансового платежа за текущий квартал. Если же подразделение было закрыто в течение квартала, то рассчитать сумму авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащую уплате в бюджет того региона, где находилось ликвидированное подразделение, по итогам того отчетного периода, в котором оно закрыто, уже не получится. Ведь такое подразделение отработало неполный отчетный период, и определить долю прибыли за этот квартал, приходящуюся на него, невозможно.
Поэтому уплату ежемесячных авансовых платежей по месту нахождения подразделения нужно прекратить сразу же после его закрытия. Более того, ежемесячные платежи, уплаченные за квартал, в котором произошла ликвидация ОП, будут считаться излишне уплаченными (см. письма Минфина России от 10.08.06 № 03-03-04/1/624 и от 24.02.09 № 03-03-06/1/82). Компании, уплачивающие ежемесячные авансы исходя из фактической прибыли, применяют те же правила, но с поправкой на величину налогового периода: авансовый платеж за месяц, в котором было ликвидировано ОП, по месту его нахождения перечислять уже не требуется.
Аналогичным образом решается и вопрос с представлением деклараций по месту нахождения закрытых подразделений. Эта обязанность прекращается в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил налогоплательщика о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения (письмо Минфина России от 05.03.07 № 03-03-06/2/43). Это означает вот что. Если организация получает уведомление о снятии с учета обособленного подразделения (форма № 1-5-Учет, утв. приказом ФНС России от 11.08.11 № ЯК-7-6/488@) до наступления обязанности по представлению декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором принято решение о ликвидации, то декларация за этот период в налоговый орган по месту нахождения ликвидированного ОП уже не представляется (см. также письмо УФНС по г. Москве от 13.04.10 № 16-15/038587).

НДФЛ при открытии обособленного подразделения

По правилам п. 7 ст. 226 НК РФ, российские компании, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять удержанный у работников такого подразделения НДФЛ по месту нахождения ОП. Аналогичные правила установлены п. 2 ст. 230 НК РФ в отношении отчетности по НДФЛ: справок 2-НДФЛ и расчетов 6-НДФЛ. Как правильно выполнить эти правила при создании подразделения в течение года?
Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к положениям ст. 55 НК РФ, где написано, как определить продолжительность налогового периода в случае создания компании в течение года. Налоговые агенты для целей НДФЛ должны применять следующее правило: если организация создана в течение календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания организации до конца этого календарного года (п. 3.5 ст. 55 НК РФ).

Давайте применим данное правило к обособленному подразделению (кстати, так поступают и сами налоговики — см. письма ФНС России от 02.03.16 № БС-4-11/3460@ и от 28.03.11 № КЕ-4-3/4817). Мы получим следующий вывод. Организация должна составить отдельный 6-НДФЛ и подать его в инспекцию по месту нахождения нового ОП начиная с периода представления, в котором создано подразделение. При этом в расчете указываются соответствующие показатели в отношении работников этого обособленного подразделения на отчетную дату (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря), определенные нарастающим итогом с момента образования ОП. В таком же порядке будут предоставляться сведения по форме № 2-НДФЛ.
Другими словами, в нашем примере с подразделением, созданным в сентябре, первым расчетом 6-НДФЛ, который надо подать по месту нахождения ОП, будет расчет за 9 месяцев. В нем будут указаны данные о доходах сотрудника подразделения с даты его создания по 30 сентября включительно. Аналогично будут заполнены и справки 2-НДФЛ, представляемые по месту нахождения ОП: в них будут указаны сведения о доходах с даты создания по 31 декабря включительно.

НДФЛ по закрытому обособленному подразделению

Вопрос отчетности по НДФЛ по закрытому ОП мы уже частично затронули «Как закрыть обособленное подразделение: оформляем документы, увольняем работников, уведомляем контролирующие органы». Расскажем об этих правилах подробнее.
В случае прекращения деятельности через обособленное подразделение в течение года налоговым периодом по этому подразделению будет считаться период от даты начала налогового периода до даты ликвидации (закрытия) ОП (по аналогии с п. 3.5 ст. 55 НК РФ). В этой связи налоговые органы настаивают: до завершения ликвидации (закрытия) ОП организация должна представить расчет по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в отношении работников данного подразделения в налоговый орган по месту учета ликвидируемого (закрываемого) ОП за последний налоговый период. То есть за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (закрытия) подразделения (письмо ФНС России от 02.03.16 № БС-4-11/3460@).
Однако напрямую в Налоговом кодексе подобная обязанность организации не установлена. Поэтому привлечь налогового агента за непредставление данных сведений именно в момент закрытия подразделения нельзя. А значит, если данные формы отчетности по закрытому подразделению до его снятия с учета не были представлены, их нужно будет подать в инспекцию по местонахождению головной организации в общеустановленные сроки. Например, если ОП закрыто в августе или в сентябре, то расчет 6-НДФЛ по обособленному подразделению подается не позднее 31 октября текущего года, а справка 2-НДФЛ — не позднее 1 апреля следующего года.

Бесплатно заполнить и сдать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

К сожалению, законодательство обходит стороной и порядок заполнения форм отчетности по обособленному подразделению, если они предоставляются уже после закрытия ОП (именно поэтому ФНС и настаивает на их сдаче до момента ликвидации). На наш взгляд, расчет 6-НДФЛ, который подается в инспекцию по месту нахождения головной организации уже после закрытия ОП, нужно оформлять следующим образом. В строке расчета «Представляется в налоговый орган (код)» нужно указать код инспекции, в которую фактически представляется расчет, в строке «Код по ОКТМО» — код ОКТМО по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, а в строке «КПП» — КПП ликвидированного подразделения. Эти выводы следуют из правил, заполнения данных полей, закрепленных в п. 2.2 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/450@). В расчете указываются начисления в пользу сотрудников подразделения с 1 января по дату закрытия подразделения, а в разделе 2 — с начала отчетного периода и до даты закрытия подразделения. Уточненные расчеты по головной организации в данном случае подавать не требуется.
Схожим образом оформляются и справки 2-НДФЛ по закрытому подразделению, которые представляются в общеустановленные сроки в налоговый орган по месту нахождения головной организации. В документе указывается ОКТМО того муниципального образования, где находилось подразделение, и, соответственно, его КПП. А в поле «в ИФНС (код)» проставляется код инспекции, в которой стоит на учете головная организация. По этим справкам нужно будет сформировать отдельный реестр, отличный от реестра справок 2-НДФЛ на сотрудников головной организации (письмо ФНС России от 07.02.12 № ЕД-4-3/1838, п. 9 Порядка представления Справки 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 16.09.11 № ММВ-7-3/576@).

Какие налоги и в какие бюджеты мы платим?

Разбираемся, сколько денег мы отдаём государству, какие платежи остаются в регионе, а какие уходят в Москву.

Постоянно говорят, что все наши налоги уходят в Москву. Хотелось бы понять, сколько на самом деле мы платим федеральному центру и сколько денег остаётся на местном уровне.

В России существует более 20 видов прямых и косвенных налогов. Для большинства работающих граждан можно выделить шесть основных:

  • налог на доходы физических лиц;
  • страховые взносы в пенсионный фонд;
  • страховые взносы в фонды обязательного медицинского и социального страхования;
  • НДС;
  • имущественный налог;
  • транспортный налог.

Они перечисляются в бюджеты разных уровней: федеральный, региональный или местный.

Также к прямым и косвенным налогам и обязательным платежам можно также отнести:

  • штрафы за правонарушения и государственные пошлины (некоторые зачисляют в федеральный бюджет, другие — в региональный);
  • акцизы: на спиртосодержащую и алкогольную продукцию (уплачиваются частично в федеральный, частично — региональный бюджет), на табак (уплачивается в федеральный бюджет), бензин и дизельное топливо (12% уплачивается в федеральный бюджет, 88% — в региональный);
  • таможенные пошлины и утилизационный сбор (закладывается в стоимость автомобиля) — зачисляются в федеральный бюджет.

Как видно, далеко не все налоги остаются в распоряжении того региона, где они были собраны. Действующая налоговая политика такова, что значительные суммы сначала уходят федеральный в бюджет, а потом возвращаются в виде трансфертов в региональные и муниципальные бюджеты.

На мой взгляд, такая система недостаточно эффективна, — считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. — Поскольку не стимулирует регионы к собственному развитию и порождает иждивенческие настроения: когда слабые регионы, рассчитывая на дотации и финансовую помощь, не заинтересованы в расширении собственной налоговой базы за счет активизации бизнес-процессов, повышения инвестиционного и делового климата», – говорит эксперт. — Необходимо, чтобы была налажена работа по повышению конкурентоспособности регионов, а как следствие, и всей России.

Доходы областного бюджета по итогам 2017 года составили 46,6 млрд рублей, из них налоговые доходы — 27,3 млрд рублей. Всё остальное — это безвозмездные поступления (субвенции, субсидии) и неналоговые поступления (штрафы, платежи за пользованием имуществом государства и т.д.).

Источник: Бюджет для граждан, 2017

Доходы бюджета города Кирова по итогам 2017 года составили 11,2 млрд рублей, из них налоговые — всего 3,9 млрд рублей. Самая большая доля налоговых доходов — 2,5 млрд рублей (64,6%) — приходится на НДФЛ.

Сколько налогов платит один взрослый человек

Предположим, что условный житель города Кирова Николай получает «белую» среднюю по области зарплату — 27576 рублей (по данным Кировстата на июль 2018 года), водит отечественный автомобиль, в месяц выкуривает 15 пачек сигарет и выпивает 2 бутылки водки. Также у него есть ½ доли в квартире в ипотеке и ⅓ доли на даче — 6,6 соток.

Ещё по теме: год назад

Начнём с зарплаты. На руки после вычета НДФЛ Николай получит 23992 рубля, а 3584 рубля от его дохода уйдут в региональный бюджет. Также его работодатель заплатит в бюджет ещё 8271 рублей — в виде обязательных платежей. Эти деньги пойдут в ПФР, ОМС и ОСС, но, в отличие от НДФЛ, в сумму зарплаты сотрудника они изначально не входят.

Николай водит отечественный автомобиль, который расходует 10 литров на 100 км пути (с учётом пробок). Он садится за руль дважды в день в течение 5-дневной рабочей недели — на работу и обратно. В месяц “наматывает” по 500 км, заправляется АИ-95 по цене в среднем 44,84 рубля за литр. Соответственно, в месяц он по самым скромным подсчётам тратит на бензин 2200 рублей. По данным ФАС, 65% стоимости бензина — это налоги (акциз, на добычу полезных ископаемых, НДС и т.д.). То есть так или иначе Николай отдаёт по 1408 рублей в месяц в виде налогов. Плюс транспортный налог — около 170 рублей в месяц. За дачу и квартиру он заплатит 33,4 рубля в месяц.

Николай тратит на товары первой необходимости и услуги 3 тысячи рублей в месяц. По данным Росстата за 2015 год, НДС и другие виды налогов составляли до 7% цены продовольственных товаров и до 9% — для непродовольственных. Допустим, Николай купил осеннюю куртку на все эти 3 тысячи. 270 рублей от этой суммы — это налоги. Также за свои вредные привычки он отдаст ещё более 800 рублей в виде акцизов на водку и табак (без учёта НДС).

Таким образом, прямо или косвенно ежемесячно наш герой платит не менее 6 тысяч рублей. Работодатель Николая платит ещё более 8 тысяч рублей в виде социальных взносов. По подсчётам профессора МГУ Александра Аузана, косвенные налоги в России составляют 48% от реальных доходов россиян, а не 13% НДФЛ.

Источник информации: Налоговый кодекс РФ. Подсчёты налогов являются приблизительными.

Структура затрат государства — куда и на что идут налоги

Не так давно была у нас беседа с друзьями по поводу налогообложения. Один из них недавно приехал из Европы, и мы проводили сравнительную характеристику. К общему стыду, мы плохо ориентируемся в данных цифрах, поэтому решили более подробно узнать, куда и на что идут налоги, как высчитываются, есть ли изменения в бюджете 2019 года.

Какие налоги с зарплаты выплачиваются государству

Прежде чем обсудить тему, куда и на что расходуются наши с вами «кровно» заработанные, уточним, сколько же на самом деле в 2019 году выплачивается налогов, и какие они.

Налоговая инспекция внимательно следит за тем, чтобы компании вовремя и в полном объеме платили налоги. Если этого не происходит, то предусматривается штраф (например, за занижение дохода 20% от неуплаченной суммы согласно ст. 123 НК РФ).

Подоходный налог

  • НДФЛ высчитывается работодателем из зарплаты сотрудника ежемесячно. По этой причине на руки все получают сумму, меньшую от той, которая оговаривалась при подписании трудового договора.
  • В 2019 году расчет налога остался таким же как и в прошлом, 2018.
  • Высчитывается он просто. Если есть право на вычет у сотрудника, например, детский, то его высчитывают из зарплаты, а затем умножают на цифру налога.
  • в 2019 году 13% — подоходный налог (НДФЛ) назначен для резидентов, специалистов высокой квалификации которые работают в РФ по патенту и для иностранцев из ЕАЭС.
  • 30% — подоходный налог для нерезидентов.

Какие еще взносы выплачиваются

Абсолютно все компании и работодатели обязаны платить страховые взносы в ФНС, тариф которых установлен ст. 426 — 429 НК. Высчитываются они также с выплат, начисляемым работникам, а еще тем, кто работает по гражданско — правовым договорам.

  1. Общий взнос составляет 30%.
  2. Некоторые компании оплачивают заниженные страховые взносы, если это предусмотрено законодательством.
  3. В 2019 году несть изменения, и многие компании и предприниматели лишены льгот.
  4. В ФСС также перечисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных болезней. В нынешнем году изменений нет.
  5. Платятся взносы не позднее 15 числа каждого месяца.

Налог на роскошь в 2019 году решено не вводить (только поправки — если есть машина с мощностью выше 410 лошадиных сил, то взимаются дополнительные средства).

Дополнительные (косвенные) налоги

  1. НДС — налог на добавленную стоимость выплачивают все компании, которые производят какие — то товары или оказывают любые услуги. Конечная цена для обычного покупателя уже включает данный сбор, составляющий 7% — для продтоваров, 9% — непродовольственных, 50% — водка и более 25% — бензин.
  2. Один раз в год платятся в ФНС земельный, транспортный и имущественный налоги.
  3. С 2019 года введены еще 3 — экологический, туристический и налог на самозанятых граждан.

По данным PricewaterhouseCoopers россиянин в среднем выплачивал 47,4% (данные на 2016 год) государству, а в МГУ была выведена более точная сумма — 48%. То есть половина доходов отдается государству. Куда она расходуется?

Куда и на что идут налоги в государстве

НДФЛ остается в том же регионе, где работает сотрудник, то есть где официально зарегистрирован работодатель. Из общей суммы 85% подоходного налога под свое ведомство получают региональные власти, а только 15% остается на месте и распределяется на нужды.

По закону эти деньги должны уходить на ремонты, строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии, ремонт школ, на нужды ЖКХ, пожарную безопасность, общественный порядок.

Пенсионный, Социальный Фонды и Медицинское Страхование организованы так: все средства собираются в одном месте, а оттуда распределяются на пенсии, социальные выплаты и медицинское обслуживание.

НДС идет весь в Федеральный бюджет. Распределяются средства правительством (составляется ежегодно бюджет) на такие отрасли:

  • полиция;
  • содержание госаппарата;
  • армия;
  • образование;
  • наука и прочие важные отрасли для всего государства.

Налоги нужны для того, чтобы государство имело возможность реализовывать социальные цели, к которым относятся качество жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния.

Когда мы отдаем часть своих доходов в бюджет, то принимаем участие в создании благоприятной жизни. По сути мы инвестируем в строительство дорог, образование, национальную безопасность и программы с бедностью.

Федеральный бюджет в 2019 г.

Государственный бюджет — основной экономический документ (проект), который принимается правительством РФ, чтобы представить ход экономического развития на предстоящий год. Он состоит из нескольких частей — открытой и закрытой.

Рассматривая открытую часть бюджета, мы можем увидеть структуру расходов на разные сферы жизни граждан. А уж по ним нетрудно проанализировать, улучшиться или ухудшиться уровень зарплат, пенсионного обеспечения и общий социальный уровень.

  1. 63,4$ — цена за баррель нефти (марка Юралс).
  2. 63,9 руб. — стоимость 1$ США.
  3. 4,3% — уровень инфляции.
  4. 19,948 трлн. руб. — часть бюджета доходная. В нынешнем году она больше на 4,766 трлн. руб., чем в 2018.
  5. 18,063 трлн. руб. — расходная часть. В сравнении с прошлым годом она больше почти на 1,5 трлн. руб.
  6. 1,885 трлн. руб. — профицит, что составляет 1,8 %ВВП. Также профицитным был 2011 г. Затем все года были дефицитными.
  7. 1,3% — рост за 2019 г. Обоснован, в основном, за счет взимаемых налогов, в том числе увеличения НДС с 18% до 20%.
  8. 3 трлн. руб. уходят на секретные расходы и повышенно секретные в общем бюджете.
  9. 35,1 млрд. будет выделено на науку.
  10. 12,6 млрд. — на культуру.
  11. 512 млрд. руб. — выделяется на улучшение демокграфической ситуации (рост численности населения, повышение продолжительности жизни).
  12. 70 млрд. — помощь онкобольным.
  13. За 1 л бензина — около 50 руб.
  14. Больше 65% направлено на Нацоборону (закрытая часть).
  15. 11280 руб. федеральный МРОТ.
  16. 453026- материнский капитал, который проиндексирован не будет, как и в 2018 г.

Министерство финансов предупреждает, что ожидается высокая волатильность финансового рынка РФ. Это связано с новыми санкциями США по отношению к России, а также с колебаниями зарубежных рынков.

Дефицит бюджетов в регионах составит 0,1%, а федеральное субсидирование будет снижено.

Государственный долг продолжает расти и увеличится с 16,209 триллиона рублей (15,3% ВВП) до 18,138 триллиона (16,4% ВВП). При этом сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет повышаться.

Если подсчитать все налоги, то подоходный составляет 20% или одну пятую от общей суммы, больше только добыча полезных ископаемых — 23%.

Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?

Картина в целом такая: около 80% регионов получают больше федеральных денег, чем отдают в бюджет. Причины есть такие.

  1. Слабая развитость бизнеса, спад общественного производства.
  2. Хотя тенденция улучшается больше в 2019 году, ФНС методом агрессивного планирования борется с компаниями — «однодневками», уклоняющихся от уплаты налогов.
  3. Бюджет абсолютно полностью зависит от нефтегазовой отрасли, которая уже и дала (единственная) больший доход в 2019 на 18,9%. Можно еще добавить один основной источник доходов России — таможенные пошлины. Они вместе составляют половину федерального бюджета, остальное — НДС.
  4. Возросшие затраты на оборону.
  5. Рост «теневого» сектора экономики.

Регионам выдается дотация на выравнивание бюджета, но она не перекрывает расходов, а государственный долг растет. Львиная доля его (70%) — долг коммерческих структур. А долги в госбюджет с каждым годом отдавать все сложней.

  • Планы на 2019 г и дальнейшие амбициозные. Финансирование в сумме 1,7 трлн. руб. направлено на улучшение жизни граждан и выведение России в Топ — 5 экономик мира. Планируется снизить уровень бедности в несколько раз.
  • Также в приоритете развитие 13 национальных проектов, основная цель которых выровнять социальное обеспечение, улучшить уровень жизни, повысить показатели демографические.
  • Немалую роль отводят ускорению технологического развития и внедрение цифровых технологий.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *