Содержание
- Как оценить излишнюю или недостаточную загруженность бухгалтеров
- Как определить нужное количество бухгалтеров и рассчитать затраты на оплату труда
- Нормирование бухгалтерской работы
- Пример расчета необходимого числа бухгалтеров
- Оптимизация нагрузки бухгалтерии
- Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 12 февраля 2014 года)
- Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях
- Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях
- 1. Общая часть
- 2. Организация труда
- 3. Нормативная часть
- 3.1. Создание службы охраны труда
- 3.2. Основные направления деятельности работников службы охраны труда
- 3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний
- 3.2.2. Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации
- 3.2.3. Организация пропаганды по охране труда
- 3.2.4. Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации
- 3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда
- 3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях
- 3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
- 3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации
- 3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации
- 4. Рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации
- Приложение к Межотраслевым нормативам. Пример расчета нормативной численности работников службы охраны труда в организации
- Как определяется штатная численность организации
- Виды численности персонала
- Расчет необходимой штатной численности сотрудников
- Фактическая численность работников
Чем поможет эта статья: Если вам действительно нужен дополнительный сотрудник, то у вас будут аргументы для директора. Или же вы поймете, как более рационально распределить работу, чтобы обойтись без расширения штата.
От чего убережет: От неприятного разговора с директором и его недоверия.
Об авторе
Павел Меньшиков — автор бестселлера «Бухгалтерия без авралов и проблем. Как наладить эффективную работу бухгалтерии», имеет многолетний опыт работы главным бухгалтером.
Время от времени главный бухгалтер сталкивается с необходимостью определить, насколько оптимальна численность его подчиненных. С одной стороны, недостаточное количество бухгалтеров приводит к постоянным переработкам. С другой стороны, чрезмерно увеличивать штат бухгалтерии не дает генеральный директор, который требует очень четко обосновывать потребность в каждом дополнительном сотруднике.
📌 Реклама Отключить
Нельзя просто прийти к директору со словами: «У меня за последний год прибавилось очень много работы. Я не справляюсь, мне нужен дополнительный человек, а лучше — два». Потому что в ответ можно услышать: «А я считаю, что у вас мало работы. Я бы с удовольствием сократил бухгалтерию на одного человека, а еще лучше — на двух».
Мы уже говорили, что с руководителем нужно общаться на языке сухих цифр, а не эмоций. В этой же статье поговорим о том, как рассчитать идеальное количество сотрудников бухгалтерии, а также фонд оплаты труда для них. А потом уже можно решать, имеет ли смысл просить директора о расширении штата.
От каких факторов зависит численность бухгалтерии
Очень часто главные бухгалтеры спрашивают у меня, каково идеальное процентное соотношение бухгалтеров к общему числу сотрудников компании — 5, 10 или, может, 15 процентов? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как даже в похожих компаниях число специалистов бухгалтерии может отличаться в разы.
📌 Реклама Отключить
Почему же так происходит? Потому что численность сотрудников прежде всего зависит от функций, которые выполняет подразделение.
В одной из предыдущих статей мы уже говорили о том, что в различных компаниях эти функции могут существенно различаться. Например, одно дело — просто предоставлять информацию о дебиторской задолженности в другие отделы и службы. И совсем другое — самим выбивать правильные документы или деньги из не очень добросовестных контрагентов.
Второй по популярности вопрос: влияет ли на численность бухгалтерии выручка компании? Например, должна ли измениться численность, если выручка выросла с 200 тыс. руб. в день до двух миллионов? Давайте разберемся. Мы могли раньше выставлять один счет на 200 тыс. руб., а сейчас выставляем такой же счет, но на два миллиона. Численность должна измениться? Безусловно, нет. А другая компания, чтобы заработать 200 тыс. руб., должна была выставлять 20 тысяч счетов по 10 руб. каждый. И когда выручка увеличилась до двух миллионов, счетов стало уже 200 тысяч. Поэтому штат бухгалтеров этой компании также должен существенно расшириться.
📌 Реклама Отключить
Таким образом, если мы хотим определить оптимальную численность бухгалтерии, нужно учитывать не только перечень продуктов, которые она производит. Важен и объем операций, связанных с изготовлением этих продуктов.
Важная деталь
Если вы хотите определить оптимальную численность бухгалтерии, учитывайте не только перечень продуктов, которые она производит, но и объем операций, связанный с их выполнением.
И третье, от чего иногда зависит численность бухгалтерии, это уровень эффективного использования рабочего времени. Сюда относится степень автоматизации и технологичности (чем больше ручного труда, тем ниже эффективность), а также просто элементарная дисциплина и правильная мотивация.
Самое интересное, что если рост объема операций в бухгалтерии сопровождается грамотной автоматизацией работы, то численность можно и не увеличивать. Например, приобрести сканер и программное обеспечение, которое будет автоматически сохранять копии отсканированных документов в бухгалтерской программе. Современные потоковые сканеры способны обрабатывать от 15 до 100 документов в минуту. А сколько документов в час вводят ваши бухгалтеры?
📌 Реклама Отключить
Как установить оптимальную численность и фонд оплаты труда бухгалтерии
Можно выделить пять типовых позиций в бухгалтерии: главный бухгалтер, его заместитель, старший бухгалтер, младший бухгалтер и операционист.
Операционисты — это либо люди, которые вносят первичные документы в информационную систему, либо курьеры.
Младшие бухгалтеры — сотрудники, которые отвечают за несложные участки либо помогают старшим бухгалтерам.
Старшие бухгалтеры (в некоторых компаниях они называются бухгалтерами второй категории или ведущими бухгалтерами) имеют гораздо больший опыт. За ними закреплены наиболее сложные участки учета.
Заместитель главного бухгалтера — это либо методист, который отслеживает изменения в бухгалтерском и налоговом учете на всех участках. Либо человек, который помогает главбуху руководить большим коллективом.
📌 Реклама Отключить Еще по этой теме
Как определять время, которое подчиненные должны тратить на работу, рассказано в статье «Как оценить эффективность работы и реальную загрузку каждого сотрудника бухгалтерии», опубликована в журнале «Главбухе» № 8, 2012.
Чтобы определить оптимальную численность бухгалтерии, нужно составить список задач, возложенных на нее генеральным директором. Потом рассчитать приблизительный объем времени на выполнение каждой задачи. Далее распределить задачи между названными выше позициями. Суммировать нормативное время. И представить генеральному директору расчетное количество бухгалтеров каждой квалификации: скажем, один заместитель, два старших бухгалтера, два — младших и один операционист. Затем, чтобы составить бюджет на содержание бухгалтерии, просто умножаем получившееся количество бухгалтеров на сложившийся в вашем регионе уровень зарплат. Для Москвы можно взять следующие ставки: операционист — 100 руб. в час, младший бухгалтер — 200 руб., старший бухгалтер — 350 руб., заместитель главного бухгалтера — 700 руб., главный бухгалтер — 1200 руб. в час. 📌 Реклама Отключить
Многие московские главбухи, сравнив свой оклад со ставкой 1200 руб. в час, очень удивятся, ведь они получают гораздо меньше. Причина в том, что 1200 руб. в час (или около 200 тыс. руб. в месяц) — это идеальный оклад главного бухгалтера средней компании. Такой специалист занимается только работой, соответствующей его квалификации. В реальной жизни главный бухгалтер определенное количество времени тратит на менее квалифицированную работу. Он может вести несколько участков учета, ездить в налоговую. А чем ниже сложность решаемых задач, тем ниже и зарплата.
С помощью этих расчетов можно определить идеальный состав бухгалтерии. Теперь предлагаю рассмотреть наглядный пример.
Как оценить, соответствует ли загрузка работников их зарплате
Допустим, в бухгалтерии помимо главбуха трудятся три человека: Иванова (старший бухгалтер), Петрова и Сидорова (младшие бухгалтеры). Главбуху надо определить реальный процент загрузки этих сотрудниц. Также необходимо оценить, соответствует ли их зарплата уровню выполняемой работы. Для этого руководитель заполняет таблицу (см. образец расчета бюджета времени и фонда оплаты труда бухгалтерии).
📌 Реклама Отключить
Сначала нужно составить перечень продуктов, которые производят бухгалтеры, а также затрат времени на каждый из них. Время на обработку «первички» рассчитывается исходя из объема данных, введенных в информационную систему, и нормативов на внесение документов. Получается, что старший бухгалтер Иванова вводит «первичку» 95 часов в месяц, Петрова — 50, Сидорова — 40.
Чтобы понять, сколько времени занимают звонки контрагентам, используется таблица учета рабочего времени. Иванова звонила в течение 15 часов в месяц, Сидорова — 5 часов, Петрова вообще не звонила. На саморазвитие, например на чтение бухгалтерских журналов, каждой даме выделено по 2 часа в месяц.
Отдельно стоит остановиться на строке «Резерв на непредвиденные дела». Распределяя загрузку, всего не предусмотришь, всегда найдутся мелкие дела, которые отнимают много времени. Поэтому важно в расчет оптимальной численности закладывать резерв на непредвиденные дела. Чем выше должность подчиненного, тем больше у него должен быть этот резерв.
📌 Реклама Отключить Важная деталь
В расчет оптимальной численности необходимо закладывать резерв на непредвиденные дела. Чем выше должность подчиненного, тем больше у него должен быть этот резерв.
Итого у Ивановой получилась нагрузка в объеме 187 часов при нормативе 176 часов. Перерасход — 11 часов, или 6 процентов от рабочего времени. Петрова и Сидорова недозагружены.
Далее по каждому продукту, то есть в каждой строчке, нужно проставить уровень квалификации, необходимый для качественного выполнения данной работы. А затем умножить количество расходуемого времени на соответствующую часовую ставку (в нашем примере московскую). Что такое «Ввод “первички”»? Это работа, соответствующая ставке операциониста, то есть 100 руб/ч. Звонки контрагентам — более квалифицированный труд уровня старшего бухгалтера, то есть 350 руб/ч. И так далее.
📌 Реклама Отключить
Осталось просто посчитать, какую зарплату мы должны платить бухгалтеру за месяц. Первая — Иванова. 95 часов, расходуемых на обработку первичных документов, главбух умножает на 100 руб/ч. Получает 9500 руб. 15 часов звонков контрагентам умножает на 350 руб., итого 5250 руб/мес. И так по каждой строчке. Заключительный аккорд — сумма по столбцу. Выходит 38 400 руб. оклада. А на деле Иванова зарабатывает 40 000 руб. в месяц. Напрашивается очень интересный вывод. С одной стороны, сотрудница перегружена, но с другой — она не полностью отрабатывает даже свою нынешнюю зарплату. Поэтому просить у генерального директора прибавки для нее мы не можем. Если же провести аналогичные расчеты для Петровой, то получится 14 480 руб. при фактической зарплате 25 000 руб. И это неудивительно, учитывая огромные резервы времени, которыми она обладает.
📌 Реклама Отключить
Так почему же у старшего бухгалтера Ивановой такой перекос? Потому что она больше половины своего времени занимается работой, не соответствующей ее квалификации. Чтобы Иванова все успевала, нужно всего лишь делегировать часть своих функций двум другим сотрудницам.
Этот пример отлично показывает, что перед тем, как выбивать у генерального директора дополнительного сотрудника, необходимо разобраться, все ли внутренние резервы повышения эффективности использованы. Возможно, простое перераспределение обязанностей между имеющимися бухгалтерами устранит проблемы с нехваткой кадров.
Статья напечатана в журнале «Главбух» № 12, 2012
Оптимизация работы персонала — задача любого руководителя. На основании плана выработки продукции несложно определить, сколько требуется производственных рабочих, какой объем работы должен быть выполнен. Но оценить размер бухгалтерии, загруженность каждого бухгалтера — непростая задача.
Важно спланировать финансовую работу так, чтобы бухгалтеры справлялись с нагрузкой. Недопустимы простои из-за недостаточной загруженности, оплата зря потраченных рабочих часов. Расчет оптимального штата бухгалтерии — тема нашей статьи.
Как оценить излишнюю или недостаточную загруженность бухгалтеров
Чаще проблемы перегрузки касаются бухгалтера, который самостоятельно ведет бухучет небольшой фирмы. С ростом производства и продаж продукции финансовые вопросы требуют большего времени, бухгалтер не справляется со своими функциями. Работая в авральном режиме, он постоянно находится в состоянии стресса, что вызывает недовольство создавшимся положением, приводит к конфликтам с работодателем.
KPI бухгалтера: показатели и критерии для премирования
Иногда на предприятии существует большой штат бухгалтерии, где работа идет без особого напряжения. Казалось бы, сотрудникам обеспечивается комфортный микроклимат, что является положительным моментом. На практике же, неприятной неожиданностью для руководства становится выявление отчетности, которую не сдали вовремя, или утери важных документов, получение требований от контролирующих органов об уплате штрафов и пеней.
«Расслабленный» режим работы бухгалтерии недопустим, ведет к нарушению дисциплины и утере контроля над подчиненными, может стать причиной ухудшения финансового положения фирмы.
Важная задача руководителя — определение актуального количества бухгалтеров таким образом, чтобы штат бухгалтерии не был чрезмерно загружен или неоправданно «раздут». Необходимо привлечь такое число сотрудников, чтобы они могли эффективно выполнять свои обязанности.
Как определить нужное количество бухгалтеров и рассчитать затраты на оплату труда
Для определения количества специалистов необходимо:
- Строго разграничить обязанности бухгалтерии и сотрудников смежных профессий: юристов, кадровых делопроизводителей, менеджеров и др.
Если в компании отсутствуют такие специалисты, их функции выполняют бухгалтеры — потребуется вводить новые штатные единицы.
У руководителя должно быть понимание: чем больше смежной нагрузки на бухгалтера, тем меньше времени уделяется непосредственно бухгалтерскому учету. Это чревато упущениями в работе, ведет к штрафам и взысканиям, наносит фирме материальный ущерб.
- Оценить объем бумажной работы: она отнимает значительное количество времени.
Если через бухгалтерию проходит множество накладных и счетов, возможно привлечение отдельного специалиста для отражения документации в учете.
- Проанализировать уровень оснащенности бухгалтерии оборудованием, программным обеспечением, доступом в интернет.
Ручной труд бухгалтера дает низкую производительность труда. Основным требованием организации экономических процессов компании является их автоматизация. Она требует немалых финансовых вложений и грамотных ИТ-специалистов, но оправдывает себя за счет повышения эффективности работы и снижения затрат по найму дополнительных работников.
Нормирование бухгалтерской работы
Шаг 1. Для определения оптимального числа бухгалтеров, руководитель и главный бухгалтер совместно должны разработать конкретный перечень задач, поставленных перед финансовой службой.
Шаг 2. Требуется спрогнозировать время выполнения каждой задачи и распределить их между сотрудниками: главным бухгалтером, заместителем (при наличии), ведущим и рядовыми бухгалтерами, вспомогательным персоналом (кассиром, операционистом и др.). Полученное время сравнивается с табелем рабочего времени. Обычно уже на этом этапе приходит понимание, как должна быть распределена нагрузка между сотрудниками бухгалтерии.
Шаг 3. После выяснения нормативов времени и распределения их между бухгалтерами требуется составить план бюджета на зарплату персонала бухгалтерии. Для его расчета нужно нормативное время работы каждого сотрудника умножить на его среднюю почасовую ставку. Так получим плановое значение фонда оплаты труда (ФОТ) бухгалтерии на месяц.
Важно!
Иногда неэффективность финансовой работы обусловлена неумением главного бухгалтера правильно делегировать полномочия подчиненным, отсутствием дисциплины и субординации. На этой почве возникают конфликты как внутри бухгалтерии, так и с руководством, что негативно влияет на финансовые процессы фирмы и стабильность работы в целом.
Пример расчета необходимого числа бухгалтеров
Основной метод, используемый для определения количества бухгалтеров на предприятии — это нормирование. Приведем пример:
Пример
Требуется определить, сколько бухгалтеров нужно оптовой торговой фирме с численностью 100 человек. В месяц происходит около 10 поставок товаров от каждого из 50 поставщиков. Фирма имеет 2 склада: основной и дополнительный. Оплата за продукцию поставщикам перечисляется дважды за месяц. Средняя ежемесячная покупательская способность — 10 сделок с каждым из 1000 потребителей. Оплата за продукцию от покупателей поступает дважды за месяц.
Имеются заданные нормативные показатели выполнения работы сотрудником финансовой службы:
- в отношении расчетов с поставщиками: 36 документов за 1 час;
- в отношении расчетов с потребителями: 40 документов за 1 час;
- подготовка платежных поручений на оплату: 15 платежных поручений в 1 час;
- в сфере банковских операций входящих/исходящих: 50 операций за 1 час;
- по расчету зарплаты: 1500 сотрудников за месяц.
Нормативный месячный расчет будет следующим:
- Обработка документации от поставщиков товара и перемещение между складами:
- Расчеты с потребителями:
- Осуществление банковских операций по подготовке платежей на оплату поставщикам:
- Банковские операции входящие/исходящие требуют отражения в программе учета:
100 взаиморасчеты с поставщиками + 2000 взаиморасчеты с покупателями = 2100 операций
Трудозатраты бухгалтера:
50 * 21 * 8 = 8400 операций
2100 / 8400 (%) = 0,25 бухгалтера
- Расчет зарплаты:
100 / 1500 = 0,06 бухгалтера.
Определяем конечный итог:
0,17 + 1,48 + 0,04 + 0,25 + 0,06 = 2 бухгалтера
В результате расчетов определено, что данной компании потребуется штат из 2 бухгалтеров, исходя из потребности работ рядовых сотрудников. В это число не входит главный бухгалтер, который выполняет контролирующие функции, осуществляет регламентные операции, подготовку отчетности.
Распределение обязанностей в бухгалтерии
Оптимизация нагрузки бухгалтерии
Выявление избыточной или недостаточной загруженности работников бухгалтерии требует мероприятий, направленных на оптимизацию финансовой работы. К ним можно отнести:
- грамотное планирование и организация документооборота предприятия — позволяет своевременно обеспечивать прием, проверку, отражение в программах учета и хранение финансовых документов;
- автоматизация бухгалтерского учета — сокращает время на обработку данных, позволяет проанализировать больший объем информации, избежать ошибок;
- совершенствование бизнес-процессов, находящих отражение в бухучете: снабжения, производства и реализации продукции, расчетов с поставщиками и подрядчиками и т.д.;
- создание благоприятного микроклимата, мотивации — достигается за счет освобождения сотрудников бухгалтерии от выполнения несвойственных функций, недопущение работы в выходные дни, чрезмерной загруженности бухгалтерского персонала, введение системы премирования за качественную работу.
Подводя итог, заметим, чтобы повысить эффективность работы и оптимизировать нагрузку персонала бухгалтерского отдела, необходимо:
- рассчитать текущие затраты на финансовую службу;
- выделить наиболее важные и второстепенные функции;
- оценить реальную трудозатратность процессов.
Заказать услугу
Планирование численности персонала на основе норм по труду позволяет достигнуть того уровня производительности, который реально соответствует организационно-техническим условиям.
Расчет на основе норм численности
Норма численности — установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объема работ в заданных организационно-технических условиях.
При очевидной простоте применения эти нормы имеют и некоторые недостатки, одним из которых является их относительно невысокая точность. Объясняется это тем, что при расчете норм численности учитываются наиболее типовые для данной категории персонала состав и объем работ. При отклонении реального состава работ от типового снижается точность получаемого результата. Чаще всего нормы численности представляются в виде расчетных зависимостей или составленных на их основе нормативных таблиц. Так, в Межотраслевых нормативах численности работников бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 26 сентября 2003 г. № 269, приведены нормативные таблицы и расчетные зависимости для определения численности бухгалтеров на предприятиях с числом структурных подразделений от 3 до 120 и численностью работников от 10 до 20 000 чел. Указанные нормы численности учитывают подготовительно-заключительное время и время на отдых и личные нужды работников.
На предприятиях с численностью работников от 5100 до 10 000 чел. и числом структурных подразделений от 25 до 80 нормативная численность бухгалтеров определяется так:
где Чраб — численность работников предприятия (тыс. чел.);
Nподр — число структурных подразделений;
Кк.п.з — коэффициент, учитывающий удельный вес работ по бухгалтерскому учету, которые выполняются с использованием ЭВМ. Определяется по таблице.
Для каждого диапазона измерения указанных параметров используются разные расчетные зависимости.
Если в состав предприятия входят 47 структурных подразделений, в которых работают 5350 чел., а 75% работ в бухгалтерии выполняются с применением ЭВМ, то нормативная численность работников бухгалтерского учета составляет:
В данном случае нормативная численность рассчитана с учетом типовых видов работ по бухгалтерскому учету. Если виды таких работ на предприятии будут отличаться от типовых, точность результата снизится. Поэтому в Межотраслевых нормативах численности работников бухгалтерского учета приведены также нормы времени для работ по бухгалтерскому учету, которые в полной мере позволяют учесть специфику каждого конкретного предприятия.
Расчет на основе норм времени
Норма времени — количество затрат рабочего времени, установленное для выполнения одной единицы работы работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации в заданных организационно-технических условиях. При достаточном охвате нормированием выполняемых работ использование норм времени дает точный и объективный результат по расчету численности персонала. Увеличение доли работ, не охваченных нормированием, вносит растущую погрешность, поскольку учет таких работ обычно производится экспертным (оценочным) путем.
На основе норм времени нормативная численность персонала рассчитывается так:
где То — общие трудозатраты на объем работ планируемого периода (смены, месяца, года и т. д.), чел./ч;
Фр.в — фонд рабочего времени на планируемый период, ч;
Кв.н — плановый коэффициент выполнения норм.
Общие трудозатраты на объем работ планируемого периода:
где Тp i — затраты времени на каждый отдельный ( i -й) вид работ, чел./ч (если используемые нормы времени не включают в себя затраты времени на отдых и личные нужды работников, то Tp i = T i (1 + Колн / 100), где Колн — процент потерь рабочего времени, от 1 до 15% в зависимости от категории работников, на отдых и личные нужды);
К — коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, не охваченных нормированием или носящих разовый характер. К = 1 + % ненорм. работ / 100;
Нв n — норма времени на данный вид работ, чел./ч;
O n — объем данного вида работ.
Рассмотрим пример расчета численности бухгалтеров, занимающихся учетом заработной платы. Виды и объем таких работ приведены в табл. 1 . Плановый коэффициент выполнения норм Кв.н = 100, коэффициент работ, не охваченных нормированием, К = 1,03, фонд рабочего времени на 2004 год — 2012 ч. Более 90% работ выполняются на ЭВМ (Кк.п.з = 1,0).
Таблица 1. Виды и объем работ по учету заработной платы |
|||||
№ п/п |
Виды работ |
Единица измерения |
Норма времени, чел./ч |
Объем работ за год |
Трудоемкость, чел./ч |
Начисление заработной платы работникам за выполненные работы | 1 позиция в ведомости | 0,15 | 350 х 12 = 4200 |
630,0 |
|
Удержание подоходного налога |
0,15 |
350 х 12 = 4200 |
420,0 |
||
Удержания в пенсионный фонд |
0,15 |
350 х 12 = 4200 |
630,0 |
||
Удержания в фонд социального страхования на случай временной утраты трудоспособности |
0,15 |
350 х 12 = 4200 |
630,0 |
||
Удержания в фонд социального страхования на случай безработицы |
0,15 |
350 х 12 = 4200 |
630,0 |
||
Удержания по исполнительным листам |
0,15 |
53 х 12 = 636 |
94,5 |
||
Удержание профсоюзных взносов |
0,15 |
315 х 12 = 3780 |
567,0 |
||
Итого |
3601,5 |
Таким образом, нормативная численность работников бухгалтерии предприятия, определенная на основе плановых объемов работ и норм времени, — 1,84 чел. Штатная численность данной категории работников при коэффициенте невыходов Кн = 1,10 составляет:
Расчет на основе норм выработки
Норма выработки — установленный объем работ (количество единиц продукции), который работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнять (изготовить, перевезти и т. д.) в единицу рабочего времени в заданных организационно-технических условиях. Норма выработки является величиной, обратной норме времени.
Расчет численности персонала на основе норм выработки дает достаточно объективный и точный результат. При этом используется формула:
где V — плановый объем работ в принятых единицах измерения;
Фр.в — фонд рабочего времени на планируемый период, ч.;
Нвыр — норма выработки в принятых единицах измерения;
Кв.н — плановый коэффициент выполнения норм.
Предположим, рабочая программа предприятия предусматривает вырезание 108 000 заготовок в год. Местная норма выработки на одного рабочего — 8 заготовок в час. Плановый коэффициент выполнения норм — 1,1. Фонд рабочего времени на 2004 год — 2012 ч. Нормативная численность рабочих, производящих данный вид заготовок, составляет:
Расчет на основе норм обслуживания
Норма обслуживания — количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, голов скота и т. д.), которые работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в единицу времени в заданных организационно-технологических условиях.
По своей сути норма обслуживания эквивалентна норме выработки для функции обслуживания. Поэтому достаточно часто разрабатываются нормы времени обслуживания. Например, для уборщиков (функция обслуживания) может устанавливаться как площадь убираемого помещения (норма обслуживания), так и время на уборку 1 м2 (норма времени обслуживания).
Нормативная численность работников на основе норм обслуживания рассчитывается по формуле:
где O i — объем выполняемых работ i -го вида;
Ho i — нормы обслуживания для i -го вида работ;
К — коэффициент, учитывающий время на выполнение вспомогательных функций, а также отдых и личные нужды работников.
где a1 — время на выполнение вспомогательных функций, %;
a2 — время на отдых и личные нужды работников, %.
При использовании норм времени обслуживания нормативная численность работников определяется так:
где T н.о — норма времени обслуживания для всего комплекса выполняемых работ за планируемый период (год, месяц, смену и т. д.);
Ф — фонд рабочего времени планируемого периода.
где T н i — норма времени обслуживания для отдельных видов работ;
К — коэффициент, учитывающий время для выполнения вспомогательных функций, а также отдыха и личных нужд работников.
где ti — норма времени обслуживания на единицу работ;
Vi — объем выполняемых работ по каждому виду;
qi — средняя повторяемость работ по каждому виду.
Рассмотрим пример расчета нормативной численности уборщиков, осуществляющих уборку вестибюля, коридоров и туалетов. Нормы обслуживания и времени обслуживания для данных видов работ приведены в табл. 2 и определены на основе Норм времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (2001).
Таблица 2. Нормы обслуживания и времени обслуживания для отдельных видов работ, выполняемых уборщиками служебных помещений |
|||
№ п/п |
Виды работ |
Нормы обслуживания, м2 в смену |
Нормы времени обслуживания, чел./мин на 1 м2 |
Подметание фойе и коридоров |
0,191 |
||
Мытье полов в фойе и коридорах |
0,484 |
||
Подметание лестниц и лестничных клеток |
0,510 |
||
Мытье полов на лестницах и лестничных клетках |
1,028 |
||
Мытье полов в туалете |
1,146 |
Предположим, что уборщики ежедневно при односменной работе осуществляют подметание и мытье 1300 м2 полов в фойе и коридорах офисного здания, 250 м2 полов на лестницах и лестничных клетках, а также мытье дважды в смену 60 м2 полов в туалетах. При этом норма времени на выполнение вспомогательных функций составляет 3%, норма времени на отдых и личные нужды работников — 2%.
При расчете нормативной численности персонала на основе норм обслуживания
При расчете нормативной численности персонала на основе норм времени обслуживания
Таким образом, нормативная численность уборщиков, выполняющих указанные работы, должна составлять 3,06 чел.
При расчете как нормативной, так и штатной численности часто получают результаты, выраженные дробными числами, которые необходимо округлить. В практике принято оперировать штатными единицами не менее 0,25 ставки. Результаты расчетов служат основанием для принятия конкретных управленческих решений по формированию кадрового состава предприятия и его штатного расписания.
Лучанинов Сергей
Источник: Журнал «Справочник экономиста»
численность персонала
нормативы численности работников
Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 12 февраля 2014 года)
Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2001 года N 10
Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях
(с изменениями на 12 февраля 2014 года)
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно приложению.
2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 года N 13 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии».
4. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.
Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минтруда России
от 22 января 2001 года N 10
(с изменениями на 12 февраля 2014 года)
_______________
Бюллетень Минтруда России, 2001, N 2, с.32. Межотраслевые нормативы публикуются по просьбе читателей.
1. Общая часть
1.1. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее — нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
1.2. Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).
1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:
управление охраной труда;
организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.
организация пропаганды по охране труда;
проведение вводного инструктажа;
организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;
планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
расследование и учет несчастных случаев.
1.4. В основу разработки нормативов численности положены:
данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;
материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.
1.5. Пункт утратил силу — приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96..
1.6. Наименования должностей работников службы охраны труда установлены в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 года N 32.
1.7. Нормативы численности предусмотрены для должностей начальника отдела (бюро) и специалистов всех категорий.
1.8. Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.
1.9. Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием «до» следует понимать включительно.
1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.
1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
2. Организация труда
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов, персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). Работник должен быть обеспечен телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для соответствующего вида производства с учетом специфики работ.
3. Нормативная часть
3.1. Создание службы охраны труда
3.1.1. Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более.
3.1.2. Руководство службой охраны труда осуществляет начальник отдела (бюро) охраны труда, который:
планирует и организует работу отдела (бюро), разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на отдел (бюро) задач и функций, отвечает за представление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива;
обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию отдела (бюро);
представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров, поощрения отличившихся работников или применения дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
обеспечивает систематическое повышение квалификации работников отдела (бюро).
3.2. Основные направления деятельности работников службы охраны труда
В состав основных направлений деятельности работников службы охраны труда организации входят:
3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний
3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящая из:
изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний; участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;
доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда организации.
Таблица 1.
Таблица 1
3.2.2. Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации
3.2.2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда
Состав работ:
Организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда.
Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения специальной оценки условий труда и ее изучение.
Учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
Участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
Доведение информации о результатах проведения специальной оценки условий труда до сведения работников.
Разработка предложений с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда о мероприятиях по улучшению условий труда.
(Подраздел в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.
Таблица 2.
Таблица 2
Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.
3.2.3. Организация пропаганды по охране труда
3.2.3. Организация пропаганды по охране труда, предусматривающая:
руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеокинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.п.;
организацию и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организацию выставок, уголков, витрин, стендов; проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда; организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда; организацию обмена передовым опытом по охране труда, выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.
Таблица 3.
Таблица 3
3.2.4. Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации
3.2.4. Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации, состоящая из:
разработки программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
проведения вводного инструктажа по охране труда;
контроля за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажа по охране труда; организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшим;
проведения консультаций по вопросам охраны труда;
участия в работе комиссий по проверке знаний по охране труда работников организации;
оказания методической помощи руководителям структурных подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.
Таблица 4.
Таблица 4
3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда
3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда, включающие:
разработку совместно с другими структурными подразделениями плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты; анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения; составление статистической отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;
составление (при участии других структурных подразделений организации) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
согласование проектов инструкций по охране труда работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;
составление совместно с другими структурными подразделениями организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные или опасные условия труда;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.
организацию хранения документации (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда) в соответствии со сроками, установленными законами и иными нормативными правовыми актами;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.
участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников организации;
определение основных направлений совершенствования условий труда.
Таблица 5.
Таблица 5
3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях
3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях, в состав которого входит:
обеспечение соблюдения Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 года N 14;
контроль за: выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда; содержанием производственных и вспомогательных помещений; безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов; использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; техническим состоянием машин и оборудования; эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.
Таблица 6.
Таблица 6
3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, включающий также:
контроль за:
правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
наличием в структурных подразделениях организации инструкций по охране труда согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые они должны быть разработаны; своевременным их пересмотром;
доведением до сведения работников структурных подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Таблица 7.
Таблица 7
3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации
3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации, предусматривающее:
работу в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;
проведение совместно с соответствующими подразделениями организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
Таблица 8.
Таблица 8
3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации
3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации, включающие:
обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 279;
организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;
работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве; выдачу предписаний руководителям структурных подразделений; участие в составлении и организацию направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации — 24 часа и 120 часов (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая).
4. Рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации
Нормативная численность работников службы охраны труда (Ч) в организации определяется суммированием численности работников по данным таблиц 1-8 пункта 3.2 настоящих нормативов численности, в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
Приложение к Межотраслевым нормативам. Пример расчета нормативной численности работников службы охраны труда в организации
Приложение
к Межотраслевым нормативам численности
работников службы охраны труда в организациях,
утвержденным постановлением Минтруда России
от 22 января 2001 года N 10
(с изменениями на 12 февраля 2014 года)
N |
Наименование видов работ |
Наименование факторов |
Еди- |
Число- |
Номер |
Норма- |
Управление службой охраны труда |
п.3.1 |
|||||
Организация работы по предупреждению производственного |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
0,21 |
|||
травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
чел. |
||||
организация и участие в проведении специальной оценки условий труда |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
0,39 |
|||
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
чел. |
|||||
Количество самостоятельных структурных подразделений |
еди- |
|||||
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96. |
||||||
Организация пропаганды по охране труда |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
0,40 |
|||
Количество самостоятельных структурных подразделений |
еди- |
|||||
Организация проведения инструктажа, обучения, |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
0,55 |
|||
проверки знаний требований охраны труда работников организации |
Среднемесячная численность вновь принимаемых работников |
чел. |
||||
Планирование мероприятий по охране труда, |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
0,33 |
|||
составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда |
Количество самостоятельных структурных подразделений |
еди- |
||||
Оперативный контроль за состоянием охраны труда в |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
0,79 |
|||
организации и ее структурных подразделениях |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
чел. |
||||
Количество самостоятельных структурных подразделений |
еди- |
|||||
Контроль за соблюдением законов и иных нормативных |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
0,12 |
|||
правовых актов по охране труда |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
чел. |
||||
Участие в реконструкции производства и организации |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
0,42 |
|||
мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации |
Количество самостоятельных структурных подразделений |
еди- |
||||
Расследование и учет несчастных случаев в |
Количество несчастных случаев за год |
еди- |
стр. 42* |
0,06 |
||
организации |
Норма времени на расследование одного несчастного случая — 24 часа |
|||||
Общие затраты времени на работы по расследованию несчастных случаев в организации Т — 120 часов |
||||||
Норма рабочего времени одного работника на планируемый год |
||||||
Нормативная численность Ч |
чел. |
3,27 |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Как определяется штатная численность организации
Понятие штатного расписания упоминается в ст. 57 Трудового кодекса РФ. Штатное расписание является нормативным документом внутреннего характера, заполняется по форме Т-3, установленной Постановлением Госкомстата №1. Оно может меняться в зависимости от расширения или изменения условий деятельности предприятия. По этому документу рассчитывается количество работников.
Виды численности персонала
Вам нужно знать, что существуют различные типы численности сотрудников, которые по-разному отражаются в налоговой декларации и других отчетах.
Виды численности сотрудников:
1. Нормативная численность.
Определяется нормами труда и объемом необходимых к выполнению работ. Ее значение должно быть идеализировано.
2. Плановая численность.
Она чуть более реалистична относительно текущего времени, чем нормативная, но все же приближена к ней. На такую численность влияют факторы производительности труда, переменчивая специфика самой организации.
3. Штатная численность.
В состав входят лишь те сотрудники, которые установлены штатным расписанием предприятия. К ним не относятся сезонные работники.
4. Фактическая численность работников.
Устанавливается на конкретную дату и включает всех фактически работающих на предприятии сотрудников.
5. Явочная численность.
Включает всех тех сотрудников, которые находятся на своем рабочем месте.
6. Среднесписочная численность.
Такой показатель высчитывается за отчетный период в виде среднего значения количества сотрудников, выполнявших работу полный или неполный день, относительно отработанного ими времени.
Расчет необходимой штатной численности сотрудников
Чтобы грамотно рассчитать необходимую штатную численность, сначала нужно определить, сколько сотрудников нужно для продуктивной работы предприятия.
Для определения необходимой штатной численности нужно учесть:
- Планируемый объем работ на рассматриваемый период (например, выручка за год).
- Фонд рабочего времени на этот же период (если в часах, то количество часов работы за весь рассматриваемый период).
- Предполагаемая выработка (выручка) одного сотрудника в час.
- Коэффициент выполнения запланированных норм (плановая выручка за предстоящий год делится на фактическую выручку прошлого года).
Кроме того, что работники предприятия пребывают на рабочем месте в отведенное время, они периодически уходят в отпуск, на больничный, берут отгулы. Поэтому вам необходимо определить коэффициент невыхода на работу своих сотрудников. Этот показатель рассчитывается в часах.
Формула для расчета коэффициента: 1 × % не вышедших на работу сотрудников от общего количества / 100.
Для определения нормативной численности применяется формула: (рабочее время × предполагаемая выработка × предполагаемая выручка × коэффициент выполнения запланированных норм) / плановый объем работ.
(Рабочее время × предполагаемая выработка × предполагаемая выручка × коэффициент выполнения запланированных норм) / плановый объем работ = нормативная численность работников.
В итоге штатная численность в оптимальном размере будет = нормативная численность × коэффициент невыхода на работу сотрудников.
Фактическая численность работников
Определение фактической численности происходит по табелю рабочего времени, который ведется на предприятии, поэтому нужно учесть дату выхода на работу каждого сотрудника.
Для отчета перед Росстатом введено понятие «среднесписочная численность». Согласно п. 77 Приказа Федеральной службы государственной статистики №428, для учета берутся списочные сотрудники предприятия, внешние совместители, работники по договорам гражданско-правового характера. Рассчитывается такая численность путем выяснения среднего количества сотрудников, работающих полный рабочий день, относительно каждого календарного месяца. Отдельно считается количество сотрудников, которые работают на полставки.
Определение фактической численности происходит по табелю рабочего времени.
Часто случается так, что фактическая численность на предприятии больше штатной. Связано это с привлечением временных сотрудников, работа которых нужна лишь периодически. Превышение штатной численности недопустимо лишь предпринимателям, которые работают на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН). На УСН количество работников не должно превысить 100, а на патенте – 15.
Численность работников организации определяет эффективность коммерческой деятельности. Нужно серьезно подходить к установлению штатного расписания. Кроме планируемых людей в штате, руководитель должен учесть и тех, которые будут на него работать по факту. Превышение работников в штате или, наоборот, их недобор говорит о том, что свое штатное расписание вам необходимо пересмотреть.