Норма пробега шины

Содержание

О нормах пробега шин для списания в России

Автомобильная резина имеет свойство изнашиваться. Разные типы модели шин от многих производителей имеют отличные друг от друга показатели износоустойчивости. Здесь будут рассмотрены нормы эксплуатации автомобильных шин в РФ для их списания.

Норма пробега шины для списания в России

В РФ официальные нормы пробега автошин установлены Министерством транспорта. Они рассчитываются на основании среднестатистических пробегов автошин, уже снятых с эксплуатации. Нормы списания автошин Минтранс России установил официально, и они являются законным подтверждением и причиной для принятия бухгалтерией акта о списании покрышек.

Стертые шины

Данные нормы эксплуатационного пробега шин приняты для каждого размера, модели шины и модификации авто. Они строго соответствуют условиям работы конкретного вида транспорта.

Для автошин, используемых на прицепах и полуприцепах, данные нормы должны рассчитываться как для тягачей.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по формуле Hi = H x K1 x K2, где:

  • H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;
  • K1 — является поправочным коэффициентом, учитывающим категорию условий по эксплуатации транспортного средства;
  • K2 — является поправочным коэффициентом, учитывающим условия работы транспортного средства.

Обратите внимание! Нужно учитывать, что норма пробега автошины не должна быть менее 25 % от ее среднестатистического пробега.

Оценка срока использования автомобильной резины — верить ли производителю

В большинстве случаев производитель, указывая срок использования авторезины в сезонах или километрах пробега, предоставляет гарантию на данные контрольные цифры. В таких случаях эта информация о сроке является с большей долей вероятности достоверной, так как при преждевременном износе резины производитель обязуется предоставить новый комплект или вернуть деньги. Действует данное правило только в случае с оригинальными автопокрышками. Во-первых, производитель не несет никакой ответственности, если шины были куплены не у официального дилера, а, во-вторых, реплики отличаются повышенным износом. Их показатели износоустойчивости к показателям оригинальных моделей не имеют никакого отношения.

Износ авторезины до меток

Эксплуатационные нормы износа колес

Такие нормы используются для официального списания в государственных и коммерческих организациях. В таких случаях составляется акт, и бухгалтерия официально проводит списание. Также данные нормы могут использовать имеющие в собственности автомобили частные лица для примерного понимания сроков износа покрышек на их машинах.

Обратите внимание! Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств от 04.04.2002 четко обозначен пробег в тысячах километров для каждого конкретно авто.

Таблица

В таблице ниже перечислены нормы пробега автошин для различных моделей легковых машин.

Марки зарубежных авто

Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей

Среднестатистический срок жизни автошин — около 5-10 лет в зависимости от сезона их использования.

В России из-за посредственного состояния автодорог данный показатель на практике значительно ниже. Рекомендуется менять авторезину каждые 3-4 года эксплуатации.

Износ авторезины до цифр

Износ автошин возможно вычислить:

  • По индикаторам на протекторе — при истирании протектора до этого уровня шины требуют срочной замены.
  • На поверхности покрышек могут быть нанесены цифры, определяющие уровень износа. В зависимости от цифры можно определить, требуется ли замена.
  • При помощи замера протектора глубиномером.

Обратите внимание! Также на средний пробег покрышек могут влиять погодные и дорожные факторы.

Пробег шины до списания согласно технических регламентов Минтранса

Место поражения на боковине шины

Согласно нормам Минтранса России, запрещается эксплуатация ТС при наличии тех видов технических неисправностей, которые создают угрозу безопасности на дорогах. Среди таковых имеются неисправности, относящиеся непосредственно к автопокрышкам:

  • величина остаточной высоты рисунка протектора автошин легковых машин меньше 1,6 мм, а у грузовых машин — 1 мм, автошин на автобусах — 2 мм, шин на мотоциклах и мопедах — 0,8 мм;
  • внешние повреждения автошин — такие как пробои или разрывы, повреждения, которые обнажают корд, вызывают расслоение каркаса или отслоение протектора шины и ее боковины.

Эти повреждения являются полным основанием для процесса выведения из эксплуатации автошин и установки взамен новых автопокрышек.

Как видно, нормы пробега автошин для списания четко регламентированы и ими можно руководствоваться при расчете срока пользования шинами на собственном авто и при обслуживании автопарка организации. Благодаря нормам износа автомобильных шин можно прогнозировать износ и покупку автопокрышек по времени.

NikZhu ›
Блог ›
Срок эксплуатации автомобильных шин

Срок годности шин по ГОСТу
Срок годности – период, на протяжении которого, компания, гарантирует возможность применения товара по назначению и несет полную ответственность за дефекты, которые возникли по его вине.
Покупая шины нужно смотреть чтобы, с момента производства прошло не более трех лет. Дату изготовления и любую другую информацию очень легко узнать, она указана на маркировке шины среди общей информации о размерах, конструкции, индексах скорости и грузоподъемности.
Российским законодательством установлен срок службы шин автомобиля по гарантии согласно ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513 – 5 лет со дня изготовления, но для покрышек в первую очередь главным показателем является качество продукта, а не время его использования.
Согласно ГОСТу, средний срок годности шин нужно рассчитывать в таком порядке:
— ZR. Так обозначаются скоростные варианты, эти изделия можно использовать при скоростях свыше 240 километров в час. Изделие полностью должно сохранить свои свойства на протяжении 6 лет.
— H – используют при максимальной скорости 210 километров в час, служат до 5 лет.
— S – максимальная скорость – 180 километров в час. Можно использовать до 4-5 лет.
Специалисты рекомендуют производить замену покрышек до того, как у них выйдет срок годности. Некоторые автолюбители считают, что если резина редко используется, при этом ее возраст уже составляет 5-6 лет, но это ошибочное мнение! Ведь из-за того, что в шинах в процессе эксплуатации и хранения появляются дефекты, связаны с ее окислением и растрескиванием, — в критический момент она может вас подвести.

Срок хранения шин
Срок хранения – определенный период, на протяжении которого товар при соблюдении установленных правил хранения и эксплуатации должен сохранить все свои свойства. Если срок хранения истек, то это совсем не означает, что товар непригоден для использования, но его технические характеристики могут снизиться.
Шины могут стареть с помощью физических и химических процессов, эта гипотеза относится к шинам, которые не используются или мало используются. Чтобы предотвратить сам процесс старения, в резиновую смесь добавляют специальные вещества, которые помогают противодействовать вредным для использования химическим соединениям с кислородом и озоном. Такие действия гарантируют, что при должном сроке хранения шин она будет соответствовать определению новой покрышки.

Срок хранения автомобильных шин
Нужно отметить, что гарантийный срок хранения не является сроком эксплуатации. Сроки хранения в течении пяти лет устанавливают, не из-за того, что после этого шина испортится, а из-за того, что по закону производитель не имеет права установить меньший срок гарантии, что и является защитой для конечного потребителя.
За последние годы многие американские эксперты считают, что срок хранения и эксплуатации автомобильных шин нужно ограничить 10 годами. В свою очередь немецкие эксперты полагают, что сроки годности автошин нужно ограничить 6 годами, это относиться и к новым шинам.

Правила и нормы хранения пневматических шин по ГОСТ 24779-81:
1. Упаковка, транспортировка и специально оборудованные места для хранения должны препятствовать воздействию кислорода, света, тепла, озона, органических растворителей, минеральных масел, смазочных материалов, топлива, кислоты и щелочи на шины.
2. Шины не должны соприкасаться с медными или корродирующими веществами, также они не должны подвергаться нагрузке, перегибам и стоять на опоре с резко выступающими неровными поверхностями.
3. Если хранить шины в тёмном, сухом и прохладном помещении, то их старение значительно будет замедлено, и наоборот если в помещении влажно и есть перепады температурного режима, то процесс старения ускоряется.
4. Шины, которые предназначены для ремонта и восстановления протектора, должны быть хорошо помыты и просушены.
5. Хранение шин должно быть при температуре не выше 35 °C и не ниже 25 °С. Нужно избегать прямого контакта с источником тепла, не оставлять на прямых солнечных лучах при влажности менее 80 %.
6. Если шины хранятся на улице, то они должны быть прикрыты непрозрачным водонепроницаемым покрытием и приподняты над поверхностью земли, для обеспечения надежной вентиляции, во избежание образования паровой бани.
7. Категорически запрещено хранение шин на мокрой, жирной/масляной, загрязненной бензином или нефтепродуктами поверхности.
8. Так само не желательно сохранять их вблизи источников тепла или возле открытого огня.
9. Не нужно хранить шины на отражающих поверхностях (например снег, песок) или поглощающие тепло покрытиях (таких, как черный асфальт).
10. Не рекомендуется хранить шины возле электромотора или с другими источниками озона. Уровень не должен превышать 0,08 ppm.
11. Нельзя хранить шины возле химикатов, растворителей, топлива, масла углеводов, краски, кислоты, дезинфицирующих средств.
12. Не использовать шину как рабочую поверхность или стеллаж для инструментов. Нельзя класть горящую сигарету на шины.
Полный список правил и рекомендаций по правильному хранению шин читайте в статье “Как хранить автомобильную резину”.

Известные бренды импортных шин, такие как: Bridgestone, Michelin, Goodyear и Dunlop служат до 10 лет и более со дня изготовления, этот срок считается общепринятым во всем мире. А вот общий срок годности и хранение на складе, с даты выпуска, шин Continental составляет не больше 5 лет.

Хотя, как уже разобрались, очень многое значат условия хранения покрышек, не только новых, но и тех, которые сняли с авто до следующего сезона. Например, срок годности шин nokian составляет от 3-5 лет, при условии проверки не менее 1 раза в год, после 5 лет использования.
К сожалению законодательством не установлены допустимые сроки хранения шин на складе, но специалисты считают, что покрышка, которая там пролежала около 5 лет, все еще приравнивается к новой.

Срок службы шин и эксплуатации
Срок использования покрышек автомобиля – это промежуток времени, на протяжении которого изготовитель дает гарантию на шины и несёт полную ответственность за любые дефекты, которые будут выявлены во время их эксплуатации. Со слов производителей шины должны служить минимум до десяти лет, хотя на практике их замену приходится выполнять примерно каждые 5-6 лет, в некоторых случаях и того меньше.

Факторы, которые влияют на срок эксплуатации резины
Существует много различных факторов которые влияют на износ автомобильных шин, основные из них представлены ниже:
1. От автомобиля и его грузоподъемности: какой максимальный груз может перевозить авто и смогут ли его выдержать ваши шины (показывает индекс допустимой нагрузки). Обратите внимания что в зависимости от этого параметра существуют определенные нормы пробега автомобильных шин по дорожному полотну:
— Для легковых авто: грузоподъемность до 2 тонн, пробег 45 тысяч километров.
— Для грузовых автомобилей: грузоподъемность от 2 до 4 тонн, 60 тысяч километров.
— Грузовые авто с грузоподъемностью свыше 4 тонн – от 65 до 70 тысяч километров.
2. В зависимости от размера шин. Автопокрышки с низким профилем чаще всего на камнях постукивают о диск, поэтому и меньше служат. Если резина широкая, то на поворотах трение увеличивается, особенно в зимнее время.
3. Манера вождения водителя. Шина быстро изнашивается, если автолюбитель часто использует резкий тормоз или же наоборот быстро разгоняется.
4. Состояние дорог, по которым вы каждый день ездите.
5. От расстояния, которое вы проезжаете и частоты использования.
6. Качество шин играет очень важную роль, например, резина изготовлена в Китае – недолговечна, в то время как резина от известных марок служить будет намного дольше. Известно, что срок службы китайской резины составляет примерно два сезона, а брендовая может прослужить примерно семь лет. При выборе покрышек нужно обращать внимание на производителя, ведь часто под известными марками продают подделки.
7. Различные механические повреждения, например порезы, шишки после ударов, деформация после экстренного торможения, ДТП и т.д.

Как понять, что срок службы автомобильных шин закончился
Проводя диагностику покрышек кроме того, что в обязательном порядке нужно обращать внимание на степень износа, также существуют и другие, не менее важные факторы указывающие на завершение срока эксплуатации.
Для того, чтобы определить, когда заканчивается срок службы автомобильных шин при детальном осмотре нужно обратить внимание на такие моменты:
1. Если вы заметили, что протектор шины стерт до уровня перемычек между протектором, то значит, что срок использования шин подошел к концу. Степень износа можно определить на глаз или же с помощью инструментов. Снаружи на поверхности шин размещены цифры с разной глубиной, поэтому вы легко сможете определить степень износа. Для того чтобы измерить высоту протектора можно использовать линейку со специальным глубиномером. Для летней резины этот параметр должен быть равен больше 1,6 мм, в свою очередь для зимней – больше, чем 4 мм. Если данные параметры меньше, то необходимо производить замену шин. Когда износ неравномерный, то замеры нужно проводить на том участке, где износ самый видимый. В противном случае если кромка протектора износилась только с одной стороны, то значит, был нарушен угол развала-схождения.
2. Небольшие трещины сбоку на шинах свидетельствуют о старении резины и предупреждают о замене, тогда как глубокие порезы требуют немедленной замены.
3. Если на шинах сбоку появилось вздутие — «грыжа», то это означает что произошел разрыв нитей кордового слоя, в этом случае также шины нужно немедленно менять. Также такие «грыжи» могут появляться с внутренней стороны на колесе, поэтому нужно быть предельно внимательным, вовремя проводить осмотр.
4. Если износ покрышки с внешней стороны намного больше, чем в центральной части, то это может означать, что в шинах не хватало давления, если все наоборот, по центру больше износились, а по внешним краям меньше, то значит давления было в избытке.

Как продлить срок эксплуатации шин
Для того, чтобы ваши шины были более долговечными нужно придерживаться определенных правил использования:
1. Если нет явных утечек воздуха, нужно проверять давление в шинах через каждые 2-3 недели эксплуатации. Это нужно делать потому, что неравномерное давление в шинах приводит к неравномерному износу протектора. Если внутреннее давление уменьшилось на 10%, то это может привести к 10-15% снижения срока службы шины. Если давление повышенное, то также увеличивается износ, но в 2 раза меньше, чем в пониженном.степень износа протектора.

Давление в шинах
2. Поскольку на передних (ведущих) колесах всегда износ больше, то раз в 10-15. тыс. или вовремя смены сезонной резины, желательно менять её местами.
Перестановка передних шин на задниеСхема перестановки 5 автомобильных колес
Обратите внимание что хотя, и существуют шины с направленным и ненаправленным рисунком все равно менять направление вращения колеса нельзя. И во втором варианте, передние колеса, перед установкой назад необходимо перебортировать.
3. Нужно проверить, правильно ли установлены шины по отношению к колесным дискам, что обычно указывается на боковинах шин, это важно, поскольку при вращении шин в направлении обратном расчетному все их эксплуатационные характеристики будут значительно снижены во всех режимах работы автомобиля.
Схема замены шин с ненаправленным рисункомСхема смены на полноприводных авто
4. Если вы купили новые шипованные шины, то сначала, их нужно обкатать первые 500 км при этом, избегая резких поворотов, торможений и ускорений, тогда шины будут служить гораздо дольше, и будут иметь правильную посадку.
5. Покупать и ставить резину на все колеса лучше всего от одного производителя и с одинаковым рисунком.
6. Соблюдайте все правила хранения снятых шин.
7. Важно регулярно смывать грязь из шин специальными средствами ухода, при этом нужно обратить внимание на то, чтобы после смывания средств они не оставались в канавках протектора.
8. Чтобы сохранить их внешний вид нужно использовать специальные средства ухода: кондиционер для шин, кондиционер-очиститель, восстановитель цвета шин.
9. Нужно избегать близкого подъезда к бордюру или другим выступам, чтобы не повредить тонкий бок покрышки.
10. Если вы собираетесь в длительную поездку, то лучше повысить внутреннее давление в шинах, это позволит сэкономить топливо и уменьшить их нагревание.
11. Старайтесь поддерживать умеренный стиль езды.
12. Не нужно нагружать автомобиль, при 20% перегрузки срок службы снижается на 30%.
13. Избегайте резких препятствий, потому что переломы покрышки могут поспособствовать разрушению кордового слоя под протектором.
14. Раз в год делайте проверку углов установки колес. Также данную операцию нужно выполнять после ремонта рулевого привода, замены шарниров, а также после сильных ударов, которые могут деформировать элементы в ходовой части.балансировка
15. Следите за балансировкой колес, ее нужно проводить примерно через 10000-15000 км или после каждого ремонта с демонтированием шин.

Специалисты рекомендуют регулярно делать проверки состояния ваших покрышек, следить за давлением и степенью износа протектора. Ведь намного выгодней устранить неисправность на ранних стадиях, чем потом вообще менять всю резину. Нужно помнить, что правильный и своевременный уход за покрышками это, ваша безопасность и залог долговечности вашей резины.

1.
ВВЕДЕНИЕ

министерство транспорта российской федерации

федеральное государственное унитарное предприятие
научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта
(нииат)

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА шин
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

РД 3112199-1085-02

Москва 2003 г.

В настоящем руководящем документе приведены нормативно-технические материалы, устанавливающие нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2 и О3).

Документ предназначен для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации в целях планирования потребности в шинах, проведения финансовых расчетов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

«Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» разработаны в Научном центре «Технический уровень и безопасность транспортных средств» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», утверждены 04.04.2002 г. Первым заместителем министра транспорта РФ Насоновым А.П.

Срок действия с 01.01.2004 г. до 01.01.2007 г.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

СОДЕРЖАНИЕ

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

Нормы эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа фактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около 420 тыс. шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях Российской Федерации.

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах , прицепах и полуприцепах (категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3 и О4) (Приложение 1), которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам:

— износ рисунка протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);

— разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.

Нормы обязательны для использования организациями и индивидуальными предпринимателями, независимо от организационно-правовой формы.

3. РАСЧЕТ НОРМ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3.1 Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

3.2 Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории М1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий М2, М3) представлены в табл. 1-3.

Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.

Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:

Hi = Н·К1·К2,

где Н — среднестатистический пробег шины, тыс. км;

К1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (см. табл. 4);

К2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.

Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин, они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.

Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей (категория М1)

Среднестатистический пробег шин грузовых автомобилей (категории N1, N2 ,N3)

Среднестатистический пробег шин автобусов и троллейбусов (категории М2 и М3)

Поправочные коэффициенты (К1) в зависимости от категории условий эксплуатации автотранспортных средств

№ п/п

Категория условий эксплуатации

К1

1,0

1,0

0,95

0,90

0,90

Поправочные коэффициенты (К2) в зависимости от условий работы автотранспортных средств

№ п/п

Условия работы автотранспортных средств

К2*

Постоянная работа в каменных карьерах

0,85

Постоянная работа на разработках угля и руды при добыче открытым способом, а также вывозе металлолома и стеклобоя

0,85

Постоянная работа на загрузке из бункеров или экскаватором, а также на лесоразработках, на стройках, на строительстве и ремонте дорог

0,85

Работа на вывозке нефтепродуктов и химикатов в условиях, разрушающих автомобильные шины

0,85

Постоянная работа с прицепами, полуприцепами

0,90

Постоянная работа автобусов в условиях международных и междугородних перевозок

0,90

Работа скорой и неотложной медицинской помощи

0,90

Работа в условиях частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров

0,95

Почасовая работа при обслуживании предприятий

* Примечание: для других условий работы автотранспортных средств К2=1

Классификация условий эксплуатации

Дорожные покрытия:

Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 — естественные фунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 — равнинный (до 200 м);

Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 — гористый (свыше 1000 м до 2000 м);

Р5 — горный (свыше 2000 м).

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автотранспортные средства (АТС) разделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирским автотранспортным средствам относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовым — грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч. специализированные, к специальным относятся автотранспортные средства, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ. Автотранспортные средства подразделяются на категории, приведенные в таблице.

Категория АТС

Разрешенная максимальная масса, т

Характеристика АТС

М1

Не регламентируется

Предназначены для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя (легковые автомобили)

М2 М3

До 5,0 Свыше 5,0

Те же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя (автобусы, для М2, в т.ч сочлененные)

N1, N2, N3

До 3,5 Свыше 3,5 до 12,0 Свыше 12,0

Предназначены для перевозки грузов (грузовые автомобили)

О1

До 0,75

Прицепы

О2

Свыше 0,75 до 3,5

Прицепы и полуприцепы

О3, О4

От 3,5 до 10 Свыше 10,0

Прицепы и полуприцепы

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН

Утверждаю
Первый заместитель
Министра транспорта РФ
А.П.НАСОНОВ
4 апреля 2002 года

Срок действия до 1 января 2004 года
Распоряжением Минтранса РФ от 5 января 2004 г. N АК-1-р
срок действия настоящих Временных норм продлен до 1 января 2007 г.

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
РД 3112199-1085-02

В настоящем Руководящем документе приведены нормативно-технические материалы, устанавливающие нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, O1, O2 и O3).

Документ предназначен для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации в целях планирования потребности в шинах, проведения финансовых расчетов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

«Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» разработаны в Научном центре «Технический уровень и безопасность транспортных средств» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта».

Срок действия до 01.01.2004.

1. Введение

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

Нормы эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа фактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около 420 тыс. шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях Российской Федерации.

2. Область применения

Настоящие нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, O1, O2, O3 и O4) (Приложение 1), которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам:

— износ рисунка протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);

— разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.

Нормы обязательны для использования организациями и индивидуальными предпринимателями независимо от организационно-правовой формы.

3. Расчет норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств

3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории M1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий M2, M3) представлены в табл. 1 — 3.

Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.

Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:

Hi = H x K1 x K2,

где:

H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;

K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (см. табл. 4);

K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.

Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.

  • Таблица 1
  • Таблица 2
  • Таблица 3
  • Таблица 4
  • Таблица 5
  • Таблица 6
  • Приложение 1

.. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..

ГАРАНТИЙНЫЕ НОРМЫ ПРОБЕГА ШИН ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ПОРЯДОК ЗАМЕНЫ ИХ ЗАВОДАМИ-ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ
Гарантийные нормы пробега новых, восстановленных и отремонтированных шин определяются соответствующими документами.
Для шин легковых автомобилей (ГОСТ 4754—80) норма гарантийного пробега равна: диагональных — 33 тыс. км, кроме шин 155—13/6,15-13, для которых норма равна 27 тыс. км и 5,90-13, для которых норма 25 тыс. км; радиальных с текстильным брекером — 40 тыс. км, с металлокордным брекером — 44 тыс. км. Для шин с зимним рисунком протектора норма снижается на 10 %, для шин диагональных с универсальным рисунком протектора (со Знаком качества) — на 38 тыс. км.
Для шин грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и автобусов (ГОСТ 5513—86) норма гарантийного пробега равна: диагональных для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов — 53 тыс. км (со Знаком качества 57 тыс. км); диагональных для городских автобусов — 65 тыс. км (со-Знаком качества 72 тыс. км); радиальных с металлокордным брекером для грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и автобусов — 70 тыс. км (со Знаком качества 77 тыс. км); радиальных с текстильным брекером для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов — 60 тыс. км (со Знаком качества 65 тыс. км).
Для шин с регулируемым давлением (ГОСТ 13298—78) норма гарантийного пробега, тыс. км: 300-457 (11,00-18)—10; 320-457 (12,00-18)—35; 340-457 (13,00-18)—22; 320-508
(12,00-20)—30; 370-508 (14,00-20)—30; 410-508 (16,00-20)—15; 500-610 (18,00-24)—5; 1200×500-508—15; 1300×530-535—20;
1500×600-635—15 (значение при норме слойности 10), при норме слойности 14—16 тыс. км; 1600 x 600-685—18.
Для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (ГОСТ 8430—85) норма гарантийного пробега шин следующая: автомобили большой грузоподъемности—18 тыс. км (со Знаком качества 19 тыс. км); строительные, дорожные и подъемно-транспортные машины, прицепные и самоходные с мощностью двигателя не более
73,5 кВт — 24 мес, но не более 2 тыс. ч (со Знаком качества

27 мес, но не более 2,2 тыс. ч); то же с мощностью двигателя 80,2…220,6 кВт—18 мес, но не более 1,1 тыс. ч (со Знаком качества 20 мес, но не более 1,2 тыс. ч); грузоподъемные краны —18 мес, но не более 2,5 тыс. ч (со Знаком качества 20 мес, но не более 3 тыс. ч); прицепы и полуприцепы-тяжеловозы — 20 тыс. км (со Знаком качества ’23 тыс. км).
Гарантийный пробег шин (по износу рисунка протектора) для автомобилей большой грузоподъемности снижается на 50 % при эксплуатации па дорогах с «переходным» или «низшим» типами покрытий.
Гарантийный пробег шин: 240-381 (8,25-15), применяемых на автопогрузчиках,—18 мес, но не более 2 тыс. ч (со Знаком качества 22 мес, но не более 2,2 тыс. ч); 240-381 (8,25-15), применяемых на прицепах и полуприцепах-тяжеловозах грузоподъемностью 40 т,— 40 тыс. км; 2550×950-990 (37,5-39) —18 мес, но не более 1 тыс. ч (со Знаком качества 20 мес, но не более
1,1 тыс. ч); 570-711 (21,00-28), применяемых на скрепере МоАЗ-546П-Д357П, — 20 мес, но не более 1,7 тыс. ч (со Знаком качества 22 мес, но не более 2 тыс. ч).
Заводы-изготовители гарантируют пробег в пределах указанных норм для всех шин, выпускаемых по ГОСТ 4754—80, ГОСТ 5513—86, ГОСТ 8430—85, в течение 5 лет с момента их изготовления (включая время складского хранения), а для шин 500-635 (18,00-25), 570-838 (21,00-33)—в течение 3 лет, для шин 500-610 (18,00-24), 1500X 600-635, 1600×600-685, выпускаемых по ГОСТ 13298—78, в течение 10 лет, для других шин, изготовленных до 01.01.1981 г.— 5 лет, после 01.01.1981 г.—
8 лет.
Шины легковых автомобилей, вышедшие из строя по производственным дефектам за этот период, при пробеге до 10 тыс. км (со Знаком качества до 12 тыс. км) и шины грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и автобусов при пробеге до 15 тыс. км (со Знаком качества до 20 тыс. км) обмениваются предприятием-изготовителем безвозмездно.
Шины с регулируемым давлением обмениваются безвозмездно при пробеге до 6 тыс. км, шины автомобилей большой грузоподъемности до 7 тыс. км, шины строительных, дорожных, подъемно-транспортных машин — при пробеге менее гарантийного, шины прицепов и полуприцепов-тяжеловозов — до
10 тыс. км.
При пробеге шин более указанного минимума завод-изготовитель оплачивает стоимость каждого километра недопробега шины до гарантийной нормы. Указанные гарантии и обязательства выполняются при условии, что эксплуатация и хранение шин соответствуют «Правилам эксплуатации автомобильных шин». Шиновосстановительные предприятия гарантируют (ОСТ 38 0481—80) послеремонтный пробег покрышек, восста-новленных наложением протектора, в соответствии с нормами, указанными в табл. 6.5.

Заводы по восстановлению покрышек безвозмездно ремонтируют покрышки, выбывшие из эксплуатации, с пробегом менее чем треть гарантийной нормы по причинам, связанным с качеством ремонта. В случае непригодности указанных покрышек для повторного восстановления или пробега более чем трети гарантийной нормы (при разрушении покрышек, связанном с качеством ремонта) предприятие выплачивает стоимость их недопробега до гарантийной нормы. Безвозмездный ремонт или доплату за недопробег восстановленных покрышек производят в течение 1,5 лет со дня восстановления.

Таблица 6.5

Покрышки

Гарантийные нормы пробега восстановлениых покрышек, тыс. км, в зависимости от классов восстановления

1

2

д

Диагональные для автомобилей: легковых

17

15

грузовых грузоподъемностью до 2 т и микро­

22

17

17

автобусов

грузовых грузоподъемностью более 2 т и

29

23

23

автобусов типа ПАЗ автобусов типа ЛАЗ, ЛиАЗ

32

25

25

Радиальные для автомобилей: легковых

20

ш

грузовых и автобусов ПАЗ: с металлокордным брекером

1

1

30

24

24

с текстильным брекером

29

23

23

автобусов ЛАЗ, ЛиАЗ

34

26

26

Примечание. Гарантийные нормы, приведенные в таблице, распростра­няется также на повторно восстановленные покрышки

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *