Содержание
- Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка
- Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы
- Ст. 88 НК РФ: официальный текст
- Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы
- Что изменено в ст. 88 НК РФ в 2015–2016 годах?
- Чем отличается камералка от иных форм контроля?
- Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?
- Каковы последствия непредставления декларации?
- Что может ИФНС при камеральных мероприятиях?
- Какие права есть у проверяемого лица?
- Какая дата будет началом камералки?
- Что сделает ИФНС в случае нестыковок, обнаруженных в декларации (п. 3, п. 8.1, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)?
- Могут ли потребовать данные, не связанные с расчетом налога?
- Как отправить документы по запросу?
- К чему приведет уточненный отчет, поданный во время камералки?
- Может ли нарушаться 3-месячный срок проведения проверки?
- Как быть, если в акте ИФНС есть ошибки?
- Кто завершит проверку при смене ИФНС?
- Камеральная налоговая проверка: особенности, назначение, порядок и сроки проведения
- Когда отправляется требование о предоставлении объяснений либо внесения корректировок
- Ключевые особенности камеральной налоговой проверки
- Кого затронет камеральная проверка
- Последствия отказа от предоставления декларации
- Полномочия налоговой инспекции при проведении камеральных мероприятий
- Как передать документы по запросу?
- Нарушение Инспекцией п. 3 ст. 88 Налогового кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом
Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка
Комментируемая статья регулирует содержание камеральной проверки, место и срок ее проведения.
Прежде всего, необходимо отметить, что с 2007 года (т.е. уже практически десятилетие назад) процедура камеральной проверки была существенно видоизменена, стала значительно более регламентирована и урегулирована. В частности, зафиксирован срок представления пояснений, закреплено право налогоплательщика на представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Разрешена давно назревшая проблема истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки, ведь ранее налоговые органы имели право истребовать в ходе проверки неограниченное количество документов без проведения выездной налоговой проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Продление трехмесячного срока камеральной проверки НК РФ не предусмотрено.
На это обратил внимание Минфин России в Письме от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75.
ФАС Московского округа в Постановлении от 23.05.2012 N А40-85281/11-20-359 рассмотрел ситуацию, в которой налоговым органом было вынесено решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Как отметил суд, НК РФ не предусматривает возможность продления сроков камеральной налоговой проверки, таким образом, оспариваемые решения налогового органа приняты с нарушением срока проведения камеральной проверки на 5 месяцев.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2012 N А65-26603/2011 отмечено, что с учетом положений статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка представленных 02.06.2009 сведений о доходах физических лиц должна быть проведена налоговым органом в срок до 02.09.2009. Поскольку статьей 88 НК РФ не предусмотрен специальный срок для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, то такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, то есть в указанные выше сроки.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 N А66-376/2012 суд пришел к выводу, что налоговый орган, обнаружив ошибки в декларации (противоречия в документах), обязан направить налогоплательщику требование о представлении пояснений и рассмотреть представленные пояснения в пределах срока камеральной проверки.
В Постановлении от 16.07.2012 N Ф09-5401/12 ФАС Уральского округа разъяснил, что в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации. Продление трехмесячного срока камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено.
Камеральная налоговая проверка не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.
На основании изложенного ФНС России в Письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 разъяснила, что определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета), то есть начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).
НК РФ не определяются дата начала и дата окончания проведения камеральной налоговой проверки. Начало и окончание такой проверки, согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ, указываются в акте камеральной налоговой проверки.
Поскольку камеральная налоговая проверка налоговой декларации не может проводиться до ее получения налоговым органом, налоговые органы не обязаны указывать в акте камеральной налоговой проверки дату начала этой проверки, соответствующую дате отправке налоговой декларации по почте. Предельный срок проведения камеральной налоговой проверки не должен зависеть от способа представления в налоговый орган налоговой декларации.
Данный вывод подтверждается Письмом Минфина России от 19.06.2012 N 03-02-08/52.
Налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.05.2009 N А66-4514/2008 пришел к выводу, что справка по форме 2-НДФЛ не является ни декларацией, ни расчетом в смысле статей 80 и 88 НК РФ, поскольку содержит лишь информацию о выплаченных физическим лицам доходах и суммах начисленного и удержанного налога.
Кроме того, решение по итогам проверки принимается только на основании декларации (расчета) и документов, которые представлены налогоплательщиком или имеются у налогового органа.
Таким образом, налоговый орган не вправе проводить камеральную налоговую проверку в отношении налогового агента по справке по форме 2-НДФЛ.
Статья 88 НК РФ не запрещает налогоплательщику самостоятельно представлять в налоговый орган до окончания камеральной налоговой проверки документы, которые подтверждают указанные в налоговой декларации сведения.
Однако налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных данной статьей.
Иное противоречит сущности камеральной налоговой проверки и выходит за пределы конкретных полномочий должностных лиц налоговых органов, предоставленных им при проведении камеральной проверки. При этом, установление соответствия представленной отчетности первичным документам является предметом выездной налоговой проверки, для проведения которой НК РФ предусмотрен особый порядок.
Так, например, налоговый орган не имеет право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие неисчисление им НДС с определенных операций, которые не являются объектом налогообложения по данному налогу.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12 указано, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно статье 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 НК РФ. Следовательно, привлечение организации к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.
Также налоговый орган вправе дополнительно истребовать только те документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты НДПИ.
На это указано в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 N А27-12833/2011.
Суд пришел к выводу, что исходя из правового анализа статей 40, 336, 338, 339, 340, 342 НК РФ, принимая во внимание учетную политику организации, для установления налоговым органом факта полного и своевременного исчисления НДПИ организацией, необходимо наличие документации, содержащей информацию, используемую организацией при расчете НДПИ (о выручке от реализации добытого полезного ископаемого; о количестве реализованного добытого полезного ископаемого; о количестве добытого полезного ископаемого; о фактических потерях полезного ископаемого; о сумме расходов по отгрузке и транспортировке потребителю, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДПИ).
Как отметил суд, сертификат соответствия на добытое полезное ископаемое подтверждает соответствие добытого полезного ископаемого определенным стандартам, содержащаяся в нем информация не связана со стоимостью единицы и количеством добытого полезного ископаемого.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 30.07.2012 N А35-6929/2011 суд заключил, что НК РФ не содержит положений, обязывающих налогоплательщика при представлении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц представлять документы, подтверждающие правильность определения налоговой базы, в том числе документы, подтверждающие право на применение профессионального вычета.
В Определении ВАС РФ от 26.12.2012 N ВАС-16450/12 поддержана точка зрения, согласно которой налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении сумм налога на добавленную стоимость по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов, не истребовав и не проверив в соответствии со статьей 88 НК РФ необходимые документы, определенные статьей 172 НК РФ. При решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов учитываются результаты проведенных налоговыми органами встречных проверок, касающихся достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 09.10.2012 N А11-8626/2011 суд указал, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер и не позволяют налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
По смыслу статей 88, 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Вывод об этом содержится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.2012 по делу N А67-1688/2012.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.
На это указал и Минфин России в Письме от 25.07.2012 N 03-02-08/65.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2012 N А56-52104/2011 суд с учетом данных позиций пришел к выводу, что налоговым органом не было заявлено о выявлении ошибок и противоречий в представленных предпринимателем в спорной декларации сведениях, что исключает возможность запрашивать у него документы по финансово-хозяйственной деятельности. Более того, пункт 2 статьи 346.13 НК РФ при заявлении о применении налогоплательщиком УСН с момента своей регистрации не возлагает на последнего представление им в налоговый орган каких-либо документов.
С учетом изложенного налоговый орган неправомерно истребовал у предпринимателя документы, касающиеся правильности исчисления и уплаты налога по УСН, заявленного в представленных декларациях.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2012 N А10-355/2012 суд рассмотрел ситуацию, в которой налоговый орган направил налогоплательщику сообщение с требованием о представлении пояснений (внесении изменений в налоговую декларацию), в котором налоговая инспекция указала на необходимость представить в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего сообщения пояснения и внести необходимые изменения.
Из положений пункта 3 статьи 88 НК РФ следует, что спорное сообщение рассматривается законодателем как процессуальный документ, принятый в рамках проводимой камеральной проверки налоговой декларации, не порождающий для лица, которому адресовано указанное сообщение, возникновения, изменения или прекращения предусмотренных законом прав и обязанностей.
В оспариваемом сообщении N отражены сведения по проверке представленной организацией налоговой декларации. При этом выполнение изложенных в нем предложений не является обязательным для налогоплательщика, поскольку не влечет ответственность, предусмотренную НК РФ
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что сообщение с предложением представления пояснений (внесении изменений в налоговую декларацию) свойствами ненормативного правового акта не обладает, а является документом процедурного характера, не порождает каких-либо правоустанавливающих последствий, не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, в связи с чем обжалованию в судебном порядке не подлежит.
Учитывая положения пункта 5 статьи 88 НК РФ, допускающие установление факта совершения налогового правонарушения на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует прийти к выводу о наличии обязанности налогоплательщика и, как следствие, права налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2012 N А56-29740/2011.
Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19.12.2012 N Ф03-5646/2012, из взаимосвязанного толкования положений статьи 88 НК РФ, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 18.12.2012 N Ф03-5950/2012 суд указал, что НК РФ не предполагает дублирование контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок (Определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О). Возможность использования специальных мероприятий (осмотр, выемка, опрос свидетелей) при проведении камеральных проверок непосредственно в статье 88 НК РФ не предусмотрена.
Предоставленное налоговому органу частью 4 статьи 88 НК РФ, а также статьей 93 НК РФ право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные документы, должно иметь непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах.
В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.
Запрет на подобные действия содержится в пункте 7 статьи 88 НК РФ. Об этом свидетельствует судебная практика (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08, ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2012 N А56-52104/2011).
При этом, хотя НК РФ не ограничивает перечень документов, которые могут быть истребованы налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки, все истребуемые документы должны иметь отношение к исчислению сумм налогов.
Например, документы статистической отчетности не относятся к документам, касающимся исчисления сумм налогов, а значит, не могут быть истребованы налоговым органом при проведении камеральной проверки.
Кроме того, принимая во внимание, что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренный статьей 172 НК РФ, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При этом на основании положений статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа, в том числе в части представления документов, необходимых для контроля за исчислением и уплатой налога.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 01.11.2011 N 03-07-08/302.
В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что, как следует из положений главы 21 НК РФ, в том числе статьи 176, заявление в конкретной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость права на возмещение этого налога означает, что в данной декларации сумма предъявленных налогоплательщиком налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную им по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и что разница между этими суммами подлежит возврату (зачету) налогоплательщику.
Принимая во внимание взаимосвязанное толкование приведенных норм, судам необходимо иметь в виду, что под действие пункта 8 статьи 88 НК РФ подпадают не все декларации по налогу на добавленную стоимость, а только те, которые предполагают возврат (зачет) налогоплательщику соответствующих денежных средств.
НК РФ не содержит такого понятия, как повторная камеральная проверка. Вместе с тем проведение камеральной налоговой проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
Следовательно, камеральная проверка может быть проведена повторно в отношении того же отчетного (налогового) периода по налогу только в случае, если в отношении этого периода подана уточненная декларация. Других случаев для подобной повторной проверки законодательство не предусматривает.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.12.2012 N А43-8566/2012 суд заключил, что действия налогового органа по вынесению решения по итогам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации при представлении предпринимателем уточненной налоговой декларации с соответствующими корректировками не соответствуют пункту 9.1 статьи 88 НК РФ.
Одинаковые сведения в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком за один и тот же налоговый период, но в разное время, не лишают налогового органа права осуществить самостоятельные камеральные проверки в отношении каждой из поданных деклараций в предусмотренные статьей 88 НК РФ процедуре и сроки, а также выявить при этом различные обстоятельства и иные доказательства. При этом нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривают правил о преюдиции в отношении установленных налоговым органом обстоятельств в рамках ранее проведенной камеральной проверки.
К аналогичному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.01.2012 N А56-22357/2011.
Сам факт подачи уточненной налоговой декларации после установленного НК РФ срока для подачи декларации не является налоговым правонарушением.
При этом сроки представления уточненных деклараций налоговым законодательством не установлены, как не предусмотрены и обстоятельства, исключающие привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности на основании статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление первоначально поданной налоговой декларации в связи с представлением уточненной декларации.
Сумма штрафа в такой ситуации рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, то есть на основании данных, указанных в уточненной налоговой декларации, либо на основании данных по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации. А количество дней непредставления налоговой декларации в данном случае рассчитывается со дня, следующего за днем окончания срока ее представления, до момента представления изначально поданной налоговой декларации, так как именно ее несвоевременное представление является налоговым правонарушением.
Данная позиция следует из анализа Письма ФНС России от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@ и Постановления Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7265/11.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Для целей применения пункта 9.1 статьи 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иной смысл. В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.
ФАС Московского округа в Постановлении от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34 придерживается аналогичной точки зрения.
Направление налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации уведомления, содержащего указание на допущенные налогоплательщиком ошибки и необходимость их исправления, является законным, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ налоговый орган должен при обнаружении ошибки сообщить об этом налогоплательщику и предложить внести изменения в декларацию.
Как указал Президиум ВАС в Постановлении от 11.03.2008 N 13920/07 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 19.09.2012 N А66-376/2012, обнаружив ошибки в декларации (противоречия в документах), налоговый обязан направить налогоплательщику требование о представлении пояснений и рассмотреть представленные пояснения в пределах срока камеральной проверки.
Однако, закон не предусматривает такое последствие несоблюдения налоговым органом пункта 3 статьи 88 НК РФ, как безусловное признание решения недействительным (см. Постановление ФАС Московского округа от 20.05.2009 N КА-А41/3793-09).
Отметим, что нормы статьи 88 НК РФ носят общий характер по сравнению с положениями статьи 176.1 НК РФ, регулирующей уплату НДС. Норма пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, согласно которой прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации означает прекращение всех действий налогового органа в отношении этой декларации, включая действия по возмещению НДС, не лишает налоговый орган права учесть налог, возмещенный по первоначальной налоговой декларации, при принятии решения по результатам проверки уточненной налоговой декларации. Статья 88 НК РФ не регламентирует действия налогового органа в случае принятия им решения о возмещении НДС до окончания налоговой проверки декларации, возможность которого предусмотрена статьей 176.1 НК РФ.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2012 N А52-3856/2011).
Как отметил ВАС РФ в Определении от 11.12.2012 N ВАС-13366/12, пункт 24 статьи 176.1 НК РФ не предусматривает возможность частичной отмены решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке при подаче уточненной налоговой декларации. Такое решение отменяется полностью, что согласуется с положениями пункта 9.1 статьи 88 НК РФ,
В Постановлении Президиума ВАС от 11.03.2008 N 13920/07 указано, что направление налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации уведомления, содержащего указание на допущенные налогоплательщиком ошибки и необходимость их исправления, является законным.
При этом ФАС Московского округа в Постановлении от 20.05.2009 N КА-А41/3793-09 заключил, что, действительно, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ налоговый орган должен при обнаружении ошибки сообщить об этом налогоплательщику и предложить внести изменения. По данному делу налоговый орган не направил организации уведомление о неправомерном применении вычета и необходимости внести изменения в декларацию. Однако, закон не предусматривает такое последствие несоблюдения налоговым органом пункта 3 статьи 88 НК РФ, как безусловное признание решения недействительным. Поскольку факт необоснованного применения вычета и недоимки установлен, решения об отказе в возмещении налога и о привлечении к ответственности законны.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2012 N А25-789/2011 разъяснил, что тот факт, что положениями пункта 9.1 статьи 88 НК РФ не предусмотрена возможность провести в установленном порядке камеральную налоговую проверку в отношении первичной налоговой декларации в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации до окончания камеральной налоговой проверки, не свидетельствует о том, что налоговая ответственность на основании статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление затребованных инспекцией документов в такой ситуации не наступает.
Иное толкование положений НК РФ предполагает необоснованное освобождение от налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением сроков документы, необходимые для налоговой проверки. Сходная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7265/11.
Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы
Ст. 88 НК РФ: официальный текст
Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы
Ст. 88 НК РФ, посвященная камеральной проверке, в течение 2015–2016 годов подверглась очередной порции изменений. Однако вопросы остались — рассмотрим их.
Что изменено в ст. 88 НК РФ в 2015–2016 годах?
Чем отличается камералка от иных форм контроля?
Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?
Каковы последствия непредставления декларации?
Что может ИФНС при камеральных мероприятиях?
Какие права есть у проверяемого лица?
Какая дата будет началом камералки?
Что сделает ИФНС в случае нестыковок, обнаруженных в декларации (п. 3, п. 8.1, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)?
Могут ли потребовать данные, не связанные с расчетом налога?
Как отправить документы по запросу?
К чему приведет уточненный отчет, поданный во время камералки?
Может ли нарушаться 3-месячный срок проведения проверки?
Как быть, если в акте ИФНС есть ошибки?
Кто завершит проверку при смене ИФНС?
Что изменено в ст. 88 НК РФ в 2015–2016 годах?
Главные новшества статьи 88 НК РФ, вступившие в силу с 2015 года (закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «Об изменениях законодательства»), были такими:
- При выявлении нестыковок в отчетности по НДС, наводящих на мысль о занижении налога или завышении суммы возмещения, возникло право истребования первички (п. 8.1).
- Добавлено право требования сведений от участников инвесттоварищества (п. 8.2).
- Введено право доступа ИФНС на территорию и осмотра имущества при камеральных проверках НДС (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ).
Закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» с 2015 года добавил:
Законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» в п. 2 ст. 88 НК РФ с 2015 года введена возможность осуществления проверки по данным ИФНС при непредставлении декларации.
В 2016 году в ст. 88 НК РФ добавлены:
- новый п. 8.4, отразивший право ИФНС на истребование первичных документов, подтверждающих право на заявленный в декларации вычет акцизов по подакцизным товарам (закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 101-ФЗ);
- дополнительная формулировка в п. 6, позволяющая налоговому органу требовать представления в течение 5 дней пояснений о примененных при расчете налога льготах (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 130-ФЗ).
Чем отличается камералка от иных форм контроля?
Особенности этого вида контроля состоят в следующем:
- Он проводится в ИФНС, но допустим выезд к налогоплательщику для осмотра имущества.
- Проверяют поступившую в ИФНС декларацию, но возможна налоговая проверка и при ее непредставлении.
- Такая проверка — обязанность ИФНС, она не требует особых разрешений.
- Продолжительность камералки — не более 3 месяцев.
- Проверка состоит в арифметическом контроле, анализе правильности применения ставок и льгот, сопоставлении данных проверяемого отчета с другой отчетностью этого лица, сверке с отчетами других налогоплательщиков и увязке с прочей информацией, которой располагает ИФНС.
- При отсутствии вопросов по представленному отчету проверка завершится без составления каких-либо документов по ней.
- В случае каких-либо ошибок, нестыковок или подозрений в занижении налоговой базы лицу, подавшему декларацию, направят требование о представлении пояснений или внесении изменений в отчет. В ряде случаев запросят первичные документы.
- Если полученные разъяснения не снимут возникших вопросов и будет установлен факт нарушения, то после завершения проверки в течение 10 рабочих дней ИФНС составит акт.
- Проверка будет прекращена при представлении во время ее проведения уточненки за проверяемый период. Уточненку проверят по тем же правилам.
Однако запрошенные по ранее поданной декларации документы в ИФНС представить придется. Подробнее об этом — в статье «С подачей уточненки прекращается ”первичная” КНП, но не обязанность сдать истребованные в ходе нее документы».
- Проведение повторной камералки одного и того же отчета невозможно (письмо Минфина РФ от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267).
Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?
Проверке подлежат те, кто сдает декларации:
- налогоплательщики по налогам, которые они должны уплачивать;
- лица, представляющие единую упрощенную декларацию;
- лица, не обязанные платить НДС, если они выставят счет-фактуру с НДС;
- налоговые агенты;
- лица, уплачивающие НДС при работе в рамках Таможенного союза.
О новых способах сдачи отчетности читайте в материале «ФНС РФ: почти всю отчетность можно сдать через сайт».
Каковы последствия непредставления декларации?
К непредставлению декларации приравнивается ее подача позже установленного срока, а также несоблюдение формы подачи (п. 5 ст. 174 НК РФ). Возможные последствия этих событий:
- Штраф в размере 5% от суммы налога, указанной в декларации, за каждый месяц (полный или неполный) со дня, установленного как срок ее представления, но не больше 30% от этой суммы и не меньше 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ) — после проверки представленной с опозданием отчетности. При этом руководитель получит административный штраф 300–500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
- Прекращение операций по счетам (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ) — по прошествии 10 рабочих дней после истечения срока сдачи отчета, но не позже 3 лет после этих 10 дней. Отменят его на следующий день после представления декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
- Штраф 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ) при подаче декларации по НДС не через ТКС. При этом руководителя накажут административным штрафом 300–500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
- Проведение камералки без декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) по данным, имеющимся у ИФНС. Прекратится проверка при подаче запоздавшей декларации. Но данные, собранные в процессе проверки, начатой (или проведенной) до поступления отчета, будут использованы при контроле этого отчета. Если такая проверка завершится до получения декларации, то решение, принятое по ней, может стать обязательным для налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 № А65-14145/07).
За задержку сдачи пустого отчета также последует наказание. Читайте об этом в статье «За просроченную нулевую декларацию тоже будет штраф».
Что может ИФНС при камеральных мероприятиях?
Детальное описание процедуры проведения проверки в соответствии с правилами ст. 88 НК РФ с комментариями приведено в письме ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Редакция этого письма от 28.06.2016 содержит в том числе и перечень всех мероприятий, которые могут провести проверяющие в рамках камералки:
- запрос документов и пояснений у проверяемого лица;
- истребование документов у иных лиц, в том числе в иностранных государствах и в банках; при этом документы контрагентов могут запрашиваться по всей цепочке сделки (определение ВС РФ от 17.09.2014 № 306-КГ14-1989);
- осмотр документов, предметов, помещений и территорий;
- инвентаризация имущества;
- привлечение эксперта, специалиста, переводчика;
- допрос свидетелей.
Рекомендованные формы запросов приведены в приложениях к письму ФНС № АС-4-2/12705. Запрос может быть передан по ТКС, направлен почтой или вручен представителю соответствующего лица под роспись.
С 2017 года непредставление пояснений повлечет за собой штраф. О его размерах — в материале «За непредставление пояснений по камералке оштрафуют».
Какие права есть у проверяемого лица?
При камеральной проверке проверяемое лицо вправе:
- действовать как от собственного имени, так и через уполномоченного представителя;
- настаивать на обеспечении налоговой тайны;
- защищать свои права;
- обжаловать действия ИФНС в вышестоящих органах и в суде.
Какая дата будет началом камералки?
В случае направления декларации в ИФНС почтой датой ее представления считается день отправки (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). При этом проверка такой декларации возможна только после ее поступления в ИФНС. Соответственно, проверка будет начата в день получения декларации, и 3-месячный срок проведения будет исчисляться от этой даты (письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, Минфина РФ от 24.12.2012 № 03-02-08/111).
Что сделает ИФНС в случае нестыковок, обнаруженных в декларации (п. 3, п. 8.1, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)?
В ст. 88 НК РФ есть 3 пункта, отражающих варианты действий ИФНС при выявлении несоответствий в проверяемой отчетности:
- П. 3, в соответствии с которым податель декларации получит требование о представлении в течение 5 рабочих дней пояснений или внесения исправлений в данные отчета. Это будет вызвано выявлением ошибок, противоречий в отчетности проверяемого лица или несовпадением его данных с информацией, полученной от других лиц, а также представлением убыточной декларации или уточненки с уменьшением суммы налога. Налогоплательщик, отвечая на запрос, может вместе с пояснениями представить любые документы, подтверждающие его правоту (п. 4 ст. 88 НК РФ).
- П. 8.1, относящийся к декларации по НДС, при анализе которой обнаружены противоречия в отчетности проверяемого лица или несовпадение его данных с информацией, полученной от других лиц, что позволяет предположить факт занижения налога или завышения суммы возмещения. ИФНС потребует от подателя декларации предоставления всех первичных документов по операциям, вызывающим сомнение. Кроме того, налоговики так же, как и при проверке декларации, отражающей налог к возмещению, могут провести осмотр имущества (п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ).
- П. 8.3, посвященный уточненкам, представленным позже 2 лет со дня, являющегося сроком сдачи первоначальной декларации, и отражающим либо уменьшение суммы налога, либо увеличение убытка. ИФНС затребует все документы, подтверждающие обоснованность сделанных изменений, и учетные налоговые регистры, отражающие данные первоначальной и уточненной деклараций.
На подготовку документов, запрашиваемых по п. 8.1 и п. 8.3, налогоплательщику отводится 10 рабочих дней. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).
О том, как правильно заполнить декларацию по НДС, читайте в материале «Какой порядок заполнения декларации по НДС (пример, инструкция, правила)».
Могут ли потребовать данные, не связанные с расчетом налога?
Запрашиваемая ИФНС информация должна быть непосредственно связана с объектом проверки (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.2012 № А67-1688/2012). При этом в отношении деклараций, не вызывающих вопросов, основания для истребования дополнительной информации вообще отсутствуют (постановление президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, письмо Минфина РФ от 25.07.2012 № 03-02-08/65, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2012 № А56-52104/2011). Письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 рекомендует не направлять подателю декларации запросы, если выявленные в ней ошибки не свидетельствуют о наличии налоговых правонарушений.
Как отправить документы по запросу?
С возникновением электронного документооборота у проверяемых лиц появилась возможность направления документов в ИФНС 3 путями:
- привезти непосредственно в инспекцию в виде письма, сопровождаемого заверенными копиями необходимых подтверждающих бумаг;
- направить оформленные должным образом копии документов письмом с описью вложения по почте;
- отправить документы по ТКС, однако это возможно сделать только в отношении первички, полученной от контрагента в электронном формате, и тех документов, для которых существует разработанная ФНС электронная форма: книг покупок-продаж, доплистов к ним, журналов счетов-фактур (письмо ФНС РФ от 09.09.2015 № СА-4-7/15871); прочие документы пока придется направлять на проверку обычным способом.
О том, какие подписи должна иметь первичка в электронном формате, читайте в статье «Как подписывать электронную первичку: позиция Минфина-2015».
К чему приведет уточненный отчет, поданный во время камералки?
Право налогоплательщика на подачу уточненного отчета за тот период, по которому еще продолжается камералка, ничем не ограничено. Он обязан подать декларацию, если сам выявил факт занижения налога (п. 1 ст. 54 НК РФ), и вправе это сделать, если налог не занижен (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Поступление уточненки прекращает начатую (но не завершенную) проверку представленной ранее декларации по всем аспектам (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). В отношении уточненки проверку осуществят в том же порядке, который применялся для анализа поступившей ранее отчетности. Единственным отличием будет возможность использования ИФНС уже полученной при проверке периода информации.
Такой же порядок действует, если камералка завершена, нарушения выявлены, но акт проверяемому лицу не направлен. День составления акта фиксирует момент окончания проверки (постановления ФАС Уральского округа от 29.10.2013 № Ф09-10299/13, Северо-Западного округа от 15.10.2012 № А66-428/2012). Однако в зависимости от конкретной ситуации возможно вынесение решения без учета уточняющих сведений. При этом в отношении уточненки может быть назначена выездная проверка (постановление президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09).
Может ли нарушаться 3-месячный срок проведения проверки?
Срок проведения камералки законодательно установлен и не может нарушаться безосновательно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2014 № А53-33611/2012).
О том, может ли нарушение срока повлечь за собой отмену решения, читайте в материале «Инспекция затянула камералку. Есть ли шанс отменить решение?».
Однако если проверка затянута по вине проверяемого лица, не представляющего необходимые сведения ИФНС и вынуждающего ее искать другие пути для получения данных о нём, то превышение 3-месячного срока может быть сочтено обоснованным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 № А53-33617/2012, Московского округа от 06.11.2013 № А40-29318/13-115-126).
Как быть, если в акте ИФНС есть ошибки?
Если проверяемое лицо в акте, составленном ИФНС, обнаружит ошибки, то оно может поступить следующим образом:
- ничего не предпринимать, если ошибки не влияют на последствия;
- представить в ИФНС возражения по акту, если они смогут изменить результаты, которые отразятся в решении по проверке; на подачу возражений дается месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ);
- обжаловать акт в суде, если ошибки, допущенные в нем, изменят ход судебного разбирательства в пользу проверяемого лица.
О правилах обращения в суд читайте в материале «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».
Кто завершит проверку при смене ИФНС?
Если в период проведения камералки проверяемое лицо из-за смены места нахождения меняет место постановки на учет (переходит в другую ИФНС), то обычно завершает проверку та ИФНС, куда была сдана декларация.
Камеральная налоговая проверка: особенности, назначение, порядок и сроки проведения
Статья 88 НК РФ определяет камеральную налоговую проверку в качестве проверки закона о налогах и сборах на основании декларации и документации, которую плательщик подал в налоговую службу. К тому же статья 88 НК РФ определяет порядок проведения камеральной налоговой проверки.
В начале камеральной проверки плательщик налогов подаёт в ФНС декларацию либо расчёт. Чтобы её выполнить, не нужно какое-то особое решение руководства налоговой службы либо разрешения плательщика налогов. Последнему не отправляется уведомление о том, что проверка началась. На неё отводится три месяца после того, как в налоговый орган будет представлена декларация. Если при проведении проверки были обнаружены расхождения, ошибки либо несоответствия данных, налоговая служба уведомит об этом проверяемую компанию и потребует объяснить либо внести корректировки в декларацию.
Когда отправляется требование о предоставлении объяснений либо внесения корректировок
Налоговый инспектор может при проведении камеральной проверки обнаружить ошибки, расхождения либо неточности. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьёй 88 НК РФ он должен направить плательщику налогов соответствующие требования.
Пояснения к декларации разрешается предоставлять в письменном виде по почте, личной доставке или с помощью телекоммуникационных каналов связи с применением электронной подписи. На их предоставление отводится пять рабочих дней с момента получения требования.
При необходимости внесения корректировок в декларации за счёт подачи уточнённой декларации. Во время проведения камеральной проверки налоговая инспекция может запросить у плательщика налогов дополнительные данные либо документы:
Ключевые особенности камеральной налоговой проверки
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка отличается:
Кого затронет камеральная проверка
Она затронет следующих экономических субъектов:
Последствия отказа от предоставления декларации
Статья 88 НК РФ камеральная налоговая проверка устанавливает, что при подаче декларации позже срока, это приравнивается к непредставлению декларации. Это может вызвать такие последствия:
Полномочия налоговой инспекции при проведении камеральных мероприятий
При проведении камеральной проверки сотрудники ИФНС могут:
Запрос может быть отправлен почтой, по ТКС либо вручен лицу под роспись.
Как передать документы по запросу?
С появлением электронного оборота документов у проверяемых компаний возникли возможности отправки документов в налоговую службу несколькими методами:
Налоговое бремя является важной расходной частью деятельности каждой организации. На странице https://investtalk.ru/nalogi/proverit-transportnyj-nalog-po-inn-fizicheskogo-litsa рассказывается о том, как проверить транспортный налог по ИНН физического лица и другими способами. А подробно описывается об ответственности за нарушение налогового законодательства.
Нарушение Инспекцией п. 3 ст. 88 Налогового кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом
Вопрос: Обществом сдана декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. В ходе проведения камеральной проверки декларации, Инспекция в адрес Общества не обращалась с требованием о представление пояснений или внесения исправлений. Тем не менее, по истечению трехмесячного срока, Обществу был вручен акт камеральной проверки, согласно которому предлагается отказать Обществу в возмещении НДС. Правомерны ли данные действия Инспекции?
Ответ:
Инспекцией нарушен п. 3 ст. 88 НК РФ. Данными действиями, Инспекция лишила Общество права представить свои пояснения в ходе камеральной налоговой проверки.
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ, из чего следует, что проверка принятой инспекцией налоговой декларации является ее обязанностью, а не правом.
Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
В соответствии с п. 3 указанной статьи, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (п.п. 4, 5 ст. 88 НК РФ).
Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.07.2006 № 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные ст.ст. 88, 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов.
Как следует из поставленного вопроса, Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС Обществу не сообщалось о выявленных налоговым органом ошибках в декларации и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Из положений ст. 88 НК РФ следует, что о выявленных ошибках в налоговой декларации и несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля, сообщается налогоплательщику до составления акта по результатам налоговой проверки.
Таким образом, Инспекция в нарушение ст. 88 НК РФ лишило Общество возможности представить свои пояснения в ходе камеральной проверки, что в последствие, возможно, привело к тому, что Инспекцией сделаны ошибочные выводы в Акте, а Общество не получило своевременно возмещение НДС.
Данное нарушение Инспекции, в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Денис Савин,
практикующий налоговый консультант